Святитель Кирилл Александрийский (444 г.)

  О раннем возрасте святителя Кирилла сведений не сохранилось. Известно, что он был племянником архиепископа Александрийского Феофила - врага Златоуста, и под его руководством получил свое образование. По своим познаниям он был выдающимся человеком своего времени: знаком был с церковными и классическими писателями, а
  Священное Писание почти все знал на память. Причисленный к клиру Александрийской Церкви, Кирилл по поручению своего дяди часто занимался проповеданием слова Божия и приобрел общее уважение православных.
  Будучи в 412 году по общему желанию клира и народа избранным преемником Феофила, святитель Кирилл отличался сильным характером, непреклонной волей и особенной ревностью в вере.
  С появлением ереси Нестория вся энергия святителя сосредоточилась на борьбе с ней и защите православия.
  Кирилл был замечательным и плодовитым писателем Александрийской школы. Основой раздел сочинений выдающегося богослова составляют его догматико-полемические трактаты. Главным образом они направлены против Нестория, но во многих из них он обличает и еретиков прежнего времени. К его догматическим произведениям относятся:
  • три трактата о Святой Троице,
  • три книги о правой вере,
  • пять книг против Нестория,
  • двенадцать глав или анафематизмов против него же,
  • схолии о воплощении Единородного,
  • сочинение против аполлинаристов, о вочеловечении Господа.
  Раскрытие и объяснение догмата о единстве лица в Иисусе Христе и сохранении в Нем двух естеств составляют главное содержание догматических трудов св. Кирилла. Кроме этого, ему принадлежит много посланий догматического содержания. В их числе послание к Несторию и третье послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, которое Ефесским и Халкидонским соборами признано «правилом веры для всех времен».
  Но в христологии св. Кирилла, по существу православной, его противники (богословы несторианского лагеря) усматривали монофизитство. Поводом к этому явилось неточное употребление Кириллом понятий «естество» и «лицо» - «ипостась». Так, у него встречалось выражение: «едино естество Бога Слова воплощенное», вместо «едина ипостась Бога Слова воплощенная». Такое выражение, действительно, заключало в себе мысль об одном естестве во Христе. Но все подобные выражения Кириллом выяснены в православном духе с такой силой, что его православная репутация не подвергалась сомнению.
  Не менее замечателен был св. Кирилл и как толкователь Священного Писания. Он составил толкования на пятикнижие Моисея, на книгу «Песнь песней», псалмы, на книги пророков Исайи, Иезекииля и 12-ти малых пророков. Из новозаветных толкований известны его толкования на Евангелия Луки, Иоанна и Матфея, из которых сохранились лишь отрывки, а также толкования на послания апостола Павла к Коринфинам и Еврем.
  Лучшими из его толкований считаются толкования на книгу «Песнь песней» и на Евангелие от Луки. В своих толкованиях Кирилл не был слепым сторонником экзегетов Александрийской школы. В некоторых толкованиях он преимущественно раскрывал буквальный исторический смысл священного текста, в других отдавал преимущественно таинственному смыслу. Аллегорический метод толкования особенно широко применялся им при объяснении обрядовых постановлений закона Моисея с целью показать, что Иисус Христос, возвещая поклонение Богу в духе и истине, не разорял этим ветхозаветного закона, но исполнял его.
  Кроме того, св. Кириллу принадлежит много бесед нравоучительного характера на разные праздничные дни, которые греческие епископы обязывались заучивать наизусть для произнесения в церкви.

Назад Содержание Вперед