2.3. Создание новых слов и выражений
Этот прием широко задействован в рекламе и идеологии. Как пример рассмотрим название одного из психотерапевтических направлений - нейролингвистическое программирование (НЛП). Очевидно, что уже само это название создавалось с расчетом на рекламный эффект, а проще говоря, является рекламным трюком. Ведь у людей, далеких от психологии, не знающих ни ее истории, ни направлений (в том числе и терапевтических), сочетание звучащих туманно-многозначительно слов “нейролингвистическое”, да еще “программирование” порождает представление о чем-то настолько технически надежном и безотказном (по аналогии с компьютерным программированием, как призналась автору студентка-первокурсница), что пресловутое НЛП начинает восприниматься ими, как психотерапевтическая панацея, а практики НЛП, как таинственные, всемогущественные колдуны, маги или как некие оккультные мастера “зомбирования”. Хотя за лукавым названием скрывается обычное для психотерапии средство - изменение установок у людей. Надо иметь в виду, что таких пышных, многозначительных названий, скрывающих суть, в разговорах, в рекламной деятельности, в пропаганде используется очень много.
Ту же рекламную или идеологическую цель преследует неправильное использование слов и применение “пустых” слов. Последнее, кстати, отмечал еще Г. Лебон, говоря, что слова “демократия”, “равенство”, “братство” (добавим “прогресс”), хотя и бессмысленны по содержанию, но обладают взрывной силой воздействия на слушателей в определенных ситуациях.
Назад | Содержание | Вперед |