2.2. Классификация международных актов в области исполнения наказания. Международные стандарты, относящиеся к определенным профессиональным группам
Система действующих международных актов об обращении с осужденными является частью системы международных актов по противодействию преступности, которая содержит стандарты поведения в данной области.
Международные стандарты по обращению с осужденными можно классифицировать по следующим основаниям: масштабом действия (по степени общности); специализацией; обязательности для государств - применителей (по степени обязательности).
По масштабам действия стандарты подразделяются на две группы: универсальные и региональные.
Универсальные - это стандарты, вырабатываемые ООН, относящиеся к правам человека в целом и лишь в отдельных их частях определяют специфическое положение личности в системе исполнения уголовного наказания.
Региональные принимаются Советом Европы или иными региональными объединениями государств специально для отношений по исполнению наказаний (либо для системы уголовной юстиции в целом).
По специализации универсальные стандарты обращения с осужденными, распадаются на два вида:
- акты общего характера, не предназначенные специально для регламентации обращения с осужденными, но содержащие отдельные стандарты, касающиеся осужденных;
- акты специализированного характера, имеющие своей целью изложение стандартов обращения с осужденными. Некоторые международные стандарты принимаются специально в отношении отдельных категорий правонарушителей (например, женщин, несовершеннолетних) либо применительно к определенным профессиональным группам из числа персонала пенитенциарных учреждений (врачам, должностным лицам по охране правопорядка).
По обязанности для государств - применителей рассматриваемые стандарты можно отнести по двум основным разрядам: обязательные нормы - принципы и общие положения.
Нормы принципы являются стержневыми и на их положениях должны базироваться все институты уголовно-исполнительного законодательства.
Конкретные стандарты - рекомендации не носят обязательного характера. Необходимость данной классификации связана с тем, чтобы можно было отделить обязательные нормы от рекомендованных. Если стандарты, принципы и общие положения обязательны для каждой стороны, ратифицировавшей соответствующие международные акты, то стандарты - рекомендации внедряются тем либо иным государством в той степени, в которой имеются необходимые экономические, политические и другие предпосылки для их реализации.
Система международных стандартов, имеющих отношение к исполнению уголовных наказаний, достаточно обширна. Многие из актов, содержащие такие стандарты, частично совпадают по смыслу. Однако то, что ряд положений повторяется, дает возможность придать им больший вес путем перекрестной ссылки, т.е. использовать подробную статью в одном документе как толкование более общей статьи в другом. Это особенно важно, если какое-либо положение имеет обязательную силу в одном документе и не имеет ее в другом. Например: Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984г.); Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отравления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985г.); Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989г.); Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) (1990г.); Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.); Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) (1990г.) и т.д.
Большинство важнейших общемировых универсальных международных соглашений о защите прав и свобод человека разработано в рамках ООН. Среди них главное место занимают Всеобщая декларация прав человека, принятая Генассамблеей ООН в 1948г., и Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г.). Все положения упомянутых документов применимы для определения коренных основ правового статуса лиц в сфере уголовной юстиции. Некоторые из них имеют непосредственное отношение к исполнению наказаний и обращению с осужденными. Ст. 9 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию». В соответствии со ст. 5 Декларации и ст. 7 Пакта никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию. Кроме того, ст. 7 Пакта запрещает привлечение человека к медицинским или научным опытам без его свободного согласия.
Закрепляя право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность, Международный пакт о гражданских и политических правах определяет, что «никто не должен быть лишен свободы иначе как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом». Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности, должен предусматриваться режим, «существенной целью которого является их исправление и социальное перевоспитание». Несовершеннолетних правонарушителей следует отделять от совершеннолетних и предоставлять им режим, отвечающий их возрасту и правовому статусу.
В 1975г. Генеральная Ассамблея ООН на основе консенсуса приняла Декларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Ст. 5 Декларации гласит: «Подготовка персонала, стоящего на страже закона, и подготовка других официальных лиц, которые могут нести ответственность за лиц, лишенных свободы, должна обеспечить такое положение, при котором полностью учитывалось бы запрещение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания».
Декларация в конечном итоге привела к принятию Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятая ООН в 1984г. (ратифицированная СССР в 1987г.). Конвенция предусматривает, что государства-участники должны рассматривать пытки в соответствующем национальном законодательстве как преступления. Она недвусмысленно запрещает любые ссылки в оправдание пыток на «приказ вышестоящего начальника или государственной власти» или «исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, включая состояние войны или угрозу войны, внутреннюю политическую нестабильность или любое другое чрезвычайное положение». В ней также предусматривается возможность проведения международного расследования, когда имеются достаточные основания полагать, что на территории какого-либо государства-участника систематически применяются пытки. Такое расследование может включать посещение территории государства с его согласия членами Комитета против пыток, созданного в соответствии с Конвенцией.
Принципиальное положение о защите прав и свобод человека содержатся и в региональных международно-правовых документах универсального характера. На европейском континенте в послевоенное время он разрабатывались и принимались под эгидой Совета Европы, образованного в 1949г. Помимо международных актов общемирового значения юридическую основу деятельности Совета составляют Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. (с протоколами) и Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания от 26 ноября 1987г. (с протоколами). На основании Конвенции создан специальный внесудебный механизм контроля в области предупреждения пыток в местах заключения - Европейский Комитет по предупреждению пыток, который имеет право посещать места заключения (в том числе тюрьмы) с целью выявления и предотвращения нарушений в этой области.
Конвенция в принципе допускает применение смертной казни «во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание». Вместе с тем Протокол № 6 к Конвенции от 28 апреля 1983г., выражая общегуманистическую тенденцию к отмене смертной казни, в ст.1 провозгласил ее отмену. Согласно ст.2 упомянутого протокола это наказание возможно лишь «за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны».
Два документа ООН относятся к определенным группам: один - к медицинскому персоналу, а другой - к органам правопорядка.
Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоки, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания основываются на Токийской декларации Всемирной медицинской ассоциации, принятой в 1975 г. Ее основные положения изложены в первом параграфе: «Врач не должен санкционировать, допускать или участвовать в пытках и других формах жестокого, бесчеловечного или унизительного обращения с заключенными, независимо от того, в каком преступлении жертва такого обращения подозревается, обвиняется или виновна, а также от ее убеждений или мотивов, в любых ситуациях, включая вооруженные конфликты и гражданские столкновения».
Декларация была положена в основу Этического кодекса, разработанного Советом международных медицинских организаций здравоохранения и впоследствии принятого в 1982г. Генассамблеей ООН.
Первый принцип медицинской этики гласит, что заключенные должны обеспечиваться лечением такого же качества и уровня, как и лица, не являющиеся заключенными или задержанными.
Второй принцип провозглашает, что участие или соучастие в пытках или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания является грубым нарушением медицинской этики.
Третий принцип трактует роль врачей в тюремных заведениях. Работники здравоохранения, в особенности врачи, нарушают медицинскую этику, если они вовлечены в любые другие профессиональные отношения с заключенными или задержанными лицами, «целью которых не является исключительно обследование, охрана или улучшение их физического или психического здоровья».
Четвертый принцип гласит, что медицинский персонал не должен участвовать в допросах заключенных или удостоверять, что состояние здоровья заключенных или задержанных лиц позволяет подвергать их любой форме наказания, которое может оказать отрицательное воздействие на их здоровье.
Пятый принцип определяет, что медицинский персонал может участвовать в процедуре усмирительного характера, только если это необходимо для охраны здоровья самого заключенного или для безопасности окружающих и если она не создает угрозы его здоровью.
В 1979г. резолюцией Генассамблеи ООН принят Кодекс поведения должностных лиц по поддержке правопорядка. Кодекс содержит восемь статей и в целом носит рекомендательный характер.
Согласно Кодексу, допустимо применение должностными лицами силы «в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей». Сведения конфиденциального характера, получаемые должностными лицами, должны сохраняться в тайне, «если исполнение обязанностей или требования правопорядка не требуют иного». Кодекс категорически запрещает должностным лицам для оправдания пыток ссылаться на распоряжения вышестоящих лиц, угрозу войны, угрозу национальной безопасности, внутреннюю политическую нестабильность или любое другое чрезвычайное положение. Для должностных лиц недопустимы акты коррупции.
Назад | Содержание | Вперед |