Тема 8. Понятие и роль права РФ
Понятие и сущность права РФ. Право - сложное многоплановое социальное явление. Оно представляет собой одну из форм общественного сознания, которая наряду с моралью, религией, нормами общественных организаций является регулятором поведения людей.
Право - это также средство выражения и закрепления интересов господствующих социальных групп (классов), стоящих у власти, или согласованных интересов различных социальных групп, слоев общества или народа в целом.
Право - это мера справедливости и свободы поведения человека в обществе, которую ему может предоставить и гарантировать государство в соответствующих конкретно-исторических условиях развития общества.
Сущность права, его социальное предназначение заключается в том, что оно является регулятором общественных отношений. Посредством права осуществляется обеспечительная (регулятивная) и охранительная функция государства.
Издавая правовые нормы, государство придает стабильность, организованность и упорядоченность общественным отношениям.
Право способствует внедрению в жизнь новых, прогрессивных отношений, помогает утверждать нравственные принципы во взаимоотношениях людей, воспитывать граждан, помогает человеку осознать свое место и роль в жизни общества и государства.
Право является средством защиты существующего общественного и государственного строя, обеспечения их стабильности, а также охраны прав человека и гражданина от нарушений на основе равенства всех перед законом и судом, т.е. обеспечивает справедливость присущими ему средствами.
Право имеет определенные пределы вмешательства в жизнь общества, организаций, отдельных людей. Оно регулирует наиболее важные базисные, статусные отношения, от которых зависит реализация важнейших гуманистических, нравственных, демократических, экономических и социальных принципов в жизни общества, продвижение общества и государства по пути прогрессивного развития. Тоталитарное вмешательство государства, в том числе и посредством правового регулирования, в частную и общественную жизнь губительно для общества и самого государства.
Право способно выполнять свое социальное предназначение во многом благодаря тому, что оно нормативно, т.е. состоит из норм - общеобязательных для всех правил поведения, установленных и санкционированных государством с целью регулирования общественных отношений. Это значит, что содержание права составляет вся совокупность правил поведения людей и деятельности организаций, установленных (санкционированных) государством в ответ на общечеловеческие и классовые интересы и потребности общества. Право создает условия для удовлетворения этих потребностей и интересов.
Правовые нормы создаются, как правило, государством в лице его компетентных органов - законодательных и исполнительных - и фиксируются в законах и иных нормативно-правовых актах. Иногда правом принятия нормативных актов, содержащих правовые нормы, может воспользоваться народ (в демократическом государстве). Например, всенародным голосованием принята Конституция РФ 1993 года. И наконец, государство может санкционировать (разрешить, одобрить) принятие таких актов негосударственными органами. Однако сами они не могут присвоить себе это право. Например, с разрешения государства правовые нормы могут издаваться органами местного самоуправления.
Помимо создания права, государство берет на себя полномочия по контролю и организации исполнения правовых норм. Компетентные государственные органы наделяются правом применять нормы к конкретным ситуациям, органам и лицам путем издания специальных актов (приговоров, постановлений, распоряжений). Государство для организации исполнения правовых норм использует методы убеждения и принуждения.
Надо сказать, что государственное принуждение - это в идеале всегда правовое принуждение: оно осуществляется на основе и в рамках права, в порядке, урегулированном в праве, и это есть принуждение к исполнению требований правовых норм. Наиболее жестким способом государственного принуждения является юридическая ответственность, применение которой к правонарушителям тоже регламентируется государством путем издания процессуальных правовых норм.
И наконец, правом регулируется не только функционирование гражданского общества, статус граждан и организаций. Государство создает также правовые нормы и для себя. Это нормы, которыми регламентируется порядок образования, порядок деятельности, компетенция, организация работы государственного аппарата.
Итак, право исходит от государства, им создается, изменяется, прекращается, применяется; оно обеспечивает условия для исполнения правовых норм. Государством определяется система и структура права, порядок принятия и действия правовых норм, система и структура законодательства. Правом регулируется, в числе прочего, организация и деятельность государства, его аппарата. Государство и право неразрывно связаны, внутренне присущи друг другу, друг без друга не существуют.
Признаками права, помимо нормативности, являются системность, волевой и общеобязательный характер, формальная определенность и официальная оформленность, социальная направленность.
Названные признаки характеризуют так называемое объективное право, под которым следует понимать совокупность (систему) правовых норм, установленных (санкционированных) государством для регулирования общественных отношений и зафиксированных в законодательстве, в нормативных правовых актах государства. Объективность права заключается также в том, что оно не зависит от воли отдельных людей или организаций, а отражает согласованную волю и интересы, учитывает (в идеале) объективные законы и закономерности общественного развития, состояние экономики, производительных сил и другие факторы объективного характера.
В юриспруденции существует также понятие субъективного права как потенциальной возможности людей и организаций поступать, действовать так или иначе в соответствии с предписаниями правовых норм (т.е. норм объективного права). Значит, субъективное право возникает на основе и в рамках, пределах объективного права и выражается в наличии прав и обязанностей у участников общественных отношений, регулируемых правом, в возможности воспользоваться теми правами и обязанностями, которые за ними закреплены в законодательстве.
С этой точки зрения все люди и их объединения на территории данного государства являются субъектами права - носителями прав и обязанностей, предоставляемых им государством в нормах права. Так, субъектами права являются все граждане, общественные организации, предприятия, учреждения, органы, религиозные организации и т.п. постольку, поскольку государством изданы в их адрес те или иные правовые нормы. Субъект права обладает правоспособностью, т. е. способностью иметь права и обязанности по действующему законодательству, и дееспособностью, т.е. способностью приобретать новые права и обязанности и реализовать уже имеющиеся своими действиями.
Особое внимание в юриспруденции уделяется изучению объективного права, т.е. права как совокупности (системы) общеобязательных для всех в государстве правил поведения (они называются правовыми нормами), которые устанавливаются или санкционируются государством для регулирования общественных отношений и обеспечиваются к выполнению, в случае необходимости, принудительной силой государства.
Данное определение права является устоявшимся и традиционным в российской правовой науке. Этим определением будем оперировать и мы впредь. Оно ценно тем, что из этого определения со всей очевидностью вытекает сущность права, его целевое предназначение: регулировать общественные отношения.
Из него мы можем судить и о содержании права: право РФ состоит из правовых норм во всей их совокупности и системной определенности.
Из этого определения с легкостью выводится понятие правовой нормы как мельчайшей, элементарной частицы права: это общеобязательное для всех правило поведения, установленное государством для регулирования общественных отношений.
В этом определении отражена роль государства в создании права и в его обеспечении к выполнению. Если право не исполняется добровольно, государство прибегает к принудительной силе. В первую очередь способом такого принуждения является юридическая ответственность, о которой подробнее мы будем говорить позднее.
Место и роль права в системе иных регуляторов общественных отношений. Мы отметим, что главное предназначение права, его сущность, состоит в регулировании общественных отношений. Однако право не является в обществе единственным таким регулятором, хотя и специфическим.
Подлинно демократическое правовое государство и высокоразвитое цивилизованное гражданское общество предполагают гармоничное сочетание и использование различных видов регуляторов поведения людей, общественных отношений. Такие регуляторы в любом обществе представляют собой довольно сложную, иногда противоречивую систему.
Составляющими этой системы являются мораль, право, обычаи, традиции, ритуалы, нормы негосударственных организаций и объединений (в том числе религиозные нормы), правила этикета и др. Социальные регуляторы поведения людей в обществе не могли не возникнуть, они объективно необходимы для придания организованности, порядка, стабильности общественной жизни, взаимоотношениям людей и их объединений. Воздействовать на поведение людей социальные регуляторы могут в силу того, что они нормативны, т.е. представляют собой определенные правила, образцы, нормы поведения, которым следует человек (по крайней мере большинство здравомыслящих людей). Социальные нормы создаются самими людьми, самим обществом для упорядочения своей жизни, без них невозможна совместная жизнь людей. При этом часть социальных норм создается как бы стихийно в недрах общества (нормы морали, обычаи), другая часть - вполне сознательно (нормы права, нормы общественных организаций).
Наиболее древним социальным регулятором является мораль. Нормы морали (нравственности) складываются в соответствии с представлениями людей о добре и зле, о долге, честном и бесчестном, справедливом и несправедливом, благородстве и низости и т.д. Нормы морали, как правило, нигде не фиксируются, а передаются устно из поколения в поколение. Обычаи, традиции, ритуалы, обряды - это многократно повторяемые и укоренившиеся в социальной практике правила, вошедшие в привычку. Поэтому люди не задумываются над тем, хорош или плох обычай, ритуал и т.д., а просто следуют им. Эти социальные регуляторы существуют либо в сознании и памяти общества, отдельных социальных групп, либо фиксируются в источниках неофициального характера.
Нормы организаций (их еще называют корпоративными) - это правила поведения, создаваемые самими организациями для себя и своих членов. Эти нормы регулируют отношения внутри организаций и фиксируются в их уставах, положениях и других актах, принимаемых ими, но могут быть и неписаными. Среди корпоративных норм особо выделяют нормы общественных организаций, имеющих формальное членство. Например, нормы политических партий, профсоюзов. Особого анализа требуют религиозные нормы.
Правовые нормы - это правила поведения, устанавливаемые государством, они фиксируются в его официальных актах (законах, постановлениях, указах и т.д.) и обеспечиваются к исполнению принудительной силой государства, если не исполняются добровольно. Исполнение правовых норм обязательно для всех в государстве.
Социальные регуляторы могут воздействовать на одни и те же отношения (но каждый по своему), а могут иметь и различные области, сферы и пределы регулирования. Например, жизнь человека признается высшей ценностью и нормами морали, и религиозными нормами и охраняется правом. А такие отношения, как дружба, товарищество, целый ряд бытовых и семейных отношений регулируются нормами морали, обычаями, традициями, но не правовыми нормами.
Разные социальные регуляторы общественных отношений могут противоречить друг другу. Например, обычай кровной мести противоречит морали и праву.
Если рассматривать взаимное влияние права и других социальных регуляторов, то следует отметить, что в демократическом государстве существует тенденция поддержки правом передовых, гуманных, прогрессивных обычаев, традиций, корпоративных норм и моральных принципов. В то же время право в таком государстве должно быть высоконравственным и справедливым (т.е. основываться на моральных нормах), соответствовать обычаям и корпоративным нормам, придающим общественным отношениям цивилизованный характер.
И, наконец, надо отметить, что социальные нормы в процессе исторического развития видоизменяются, возникают новые, отмирают старые, отжившие. Но есть и такие, которые могут быть названы вечными и необходимыми во все времена. Это нормы, позволяющие человечеству не только выживать, но и прогрессивно развиваться. Они соответствуют известным общечеловеческим принципам, выраженным в заповедях “Не убий!”, “Не укради!”.
В социальных нормах отражаются закономерности общественного развития, его потребности на том или ином этапе. Так, право возникло гораздо позже таких регуляторов общественных отношений, как мораль, обычай. Более того, оно возникло как бы на базе, на основе этих регуляторов: многие обычаи, нормы морали и религии с появлением государства были облечены в форму законов. Однако развитие общественных отношений, их усложнение (особенно отношений собственности, производства, распределения и обмена производимых продуктов) обнаружило недостаточность норм морали и обычаев как регуляторов этих отношений, даже если эти нормы были “возведены в закон”. Эти “пробелы” и недостатки социального регулирования восполнялись государством путем создания правовых норм, посредством которых оно вполне целенаправленно могло влиять на общественные процессы в направлении, выгодном и угодном тем, кто стоял у власти.
Право среди всех социальных регуляторов общественных отношений занимает особое место и играет специфическую роль. Только государство использует этот регулятор для управления делами общества. Это происходит путем издания нормативных правовых актов компетентными государственными органами. В них-то и содержатся правовые нормы - правила поведения общего характера, посредством которых государство намерено направлять в нужное ему русло поведение людей и деятельность организаций. Вся совокупность таких норм (правил), содержащихся во всех нормативных правовых актах, изданных различными государственными органами в соответствии с их полномочиями, - это и есть право данной страны, общества, государства (или национальное право).
Как и другие социальные регуляторы, право состоит из норм - образцов должного и возможного допускаемого государством поведения. Норма либо дозволяет, либо обязывает, либо запрещает участникам общественных отношений вести себя так или иначе под угрозой применения юридической ответственности. Таким образом, право регулирует общественные отношения. Право имеет неперсонифицированный характер, оно регулирует поведение любого, кто попадает в типичную ситуацию, предусмотренную в правовой норме. Правовые нормы характеризуются неоднократностью и длительностью действия. Право имеет довольно четкую внутреннюю структуру и строго официальный характер.
Право создается в особом, установленном государством порядке. Этот порядок также закрепляется в нормативных правовых актах посредством целой системы процедурных норм (правотворческий процесс). Иногда государство передает право издания нормативных актов негосударственным органам - санкционирует правотворчество (например, право органов местного самоуправления издавать нормативные акты санкционировано государством).
В праве отражаются законы и закономерности общественного развития, а в конечном счете содержание права определяется материальными условиями жизни общества и соотношением политических сил. Первоначально право отражало волю экономически господствующего класса и в его интересах регулировало общественные отношения, не подпадавшие под влияние морали, обычаев, традиций. По мере демократизации общества право все более выражает волю большинства народа, учитывая при этом интересы тех, кто в меньшинстве, приобретает все более общегуманистическую направленность.
Условия фактической реализации права в жизни общества (т.е. действие правовых норм) часто не совпадают с теми условиями, в которых нормы принимались. А изменять правовые акты довольно сложно и долго, особенно в нестабильных условиях общественного развития. Поэтому правовое регулирование общественных отношений может быть недостаточно эффективным. Чтобы этот недостаток правового регулирования преодолеть, необходима высокая степень научного предвидения процессов и направлений общественного развития, которой должен обладать законодатель (орган государства, издающий нормативно-правовые акты в форме закона).
Мораль и право. Наиболее отчетливо особенности права как регулятора общественных отношений видны в сравнении с моралью.
Начиная со времен Платона и до наших дней мораль и право не без оснований признаются наиболее важными и даже главными социальными регуляторами поведения людей. Мораль оказывает влияние на право и в ходе правотворчества, и в процессе правоприменения. О влиянии морали на право в процессе правотворчества (создания правовых норм) мы уже говорили. Отметим в связи с этим лишь имеющиеся в литературе определения права как “юридически оформленной морали”, как “минимума нравственности”, ниже которого поведение становится абсолютно безнравственным, а следовательно, опасным, вредным для общества настолько, что его необходимо пресекать даже такими жесткими средствами, как государственное принуждение, юридическая ответственность (т. е. наказание нарушителя).
В процессе правоприменения практикующие юристы, давая оценку правомерности поведения участников правовых отношений, очень часто обращаются и к моральным нормам. Например, адвокат, защищая обвиняемого, всегда дает ему личностную характеристику, обращая внимание на положительные черты характера и свойства данного человека. А суд учитывает это, оценивая степень “испорченности” обвиняемого и опасности для общества совершенного им деяния и его самого, при назначении наказания в рамках, установленных законом.
Право, закрепляя ряд морально-нравственных постулатов, делает их общеобязательными для всех, т. е. способствует внедрению в жизнь моральных норм своими средствами.
В цивилизованном обществе моральным считается законопослушное поведение, т.е. поведение в соответствии с правовыми требованиями.
Мораль и право не только поддерживают, но и дополняют друг друга. Право регулирует те отношения, для обеспечения лучшей организованности которых недостаточно моральных норм. В то же время право как достаточно жесткий регулятор поведения людей не вмешивается в такие сферы и области их взаимоотношений, которые являются чисто личностными, духовными.
Вместе мораль и право в цивилизованном государстве имеют общую цель - достижение гармоничных невраждебных взаимоотношений, слаженности и порядка в обществе, что является одним из гуманистических идеалов человечества.
Мораль возникла раньше права. Право всегда связано с государством.
Мораль выражается во вне (объективируется) в виде совокупности норм поведения, правил, эталонов, выработанных самим обществом в процессе его развития еще с догосударственных времен. Конечно, мораль, как и право, не остается неизменной. Но какие-то истины могут быть признаны вечными, абсолютными, непреходяшими в силу их значимости для общества, человечества как такового. Такая мораль именуется общечеловеческой.
Становление и развитие морали связано с осознанием человеком себя как личности, с чувством собственного достоинства, ростом самосознания, с оценкой человеком себя и других людей как самоценных сущностей, но неразрывно связанных и зависящих друг от друга.
Моральные нормы исходят из признания того или иного поведения, образа мыслей, чувств хорошими или дурными, творящими добро или зло для человечества, общества, других людей и в конечном счете для каждого человека.
Сложившиеся в обществе моральные нормы для каждого отдельного индивидуума выступают как нечто внешнее. Он постигает и принимает или не принимает эти нормы под влиянием воспитания в семье, образования и самообразования, окружающей социальной среды и т.п. Под влиянием всех этих факторов у каждого человека складывается свой внутренний императив - свод норм, образов, правил и принципов поведения, которые ему трудно нарушить, поскольку они стали неотъемлемой частью его личности. Что же заставляет человека следовать этим нормам? Во-первых, это авторитетное для него окружение и мнение уважаемых им людей, которые могут его осудить. А во-вторых, это собственная совесть. Совесть - это заложенная в каждой личности психическая способность оценивать и соотносить свои мысли, чувства и поведение с тем внутренним законом - сводом норм, следовать которым человек хочет, может и должен под влиянием окружения. При этом влияние окружения никак нельзя преуменьшать. Оно очень сильно. Под его влиянием человек вполне может поступать вопреки своей совести, которая будет за это его судить и мучить. Совесть можно заглушить, одурманить, но избавить от нее может только смерть или психическая болезнь.
Человек может знать о существовании иных, не таких как у него, моральных воззрений, но не придерживаться их, не принимать их, относиться к ним враждебно или безразлично (в отличие от правовых норм, следовать которым он обязан).
Индивидуальная мораль должна хотя бы в целом, в основном соответствовать групповой морали - своду норм поведения, признаваемых ближайшим окружением: семьей, классом, иной социальной группой. В противном случае индивидуум становится изгоем или приспособленцем. Переход из одной социальной группы может повлечь изменение, корректировку индивидуальной морали. Закономерно, что человек является одновременно членом нескольких социальных групп, каждая из которых придерживается своих моральных воззрений. Человек, его собственная модель морали оказалась бы в весьма сложном, даже затруднительном положении, если бы мораль индивидуума не была относительно устойчивой и практически сформированной к определенному возрасту. Этот возраст психологи определяют неоднозначно. Но в основном нравственные устои человека складываются к 5-7 годам (с поправкой на индивидуальные особенности и условия), т.е. главным образом под влиянием семьи и дошкольного окружения.
Мораль одного общества (в пределах одной страны) отличается от морали другого. И все же, независимо друг от друга, практически все человеческие общества выработали такие моральные нормы общения и поведения, без соблюдения которых человечеству как таковому грозит самоуничтожение. Эти нормы мы выше назвали общечеловеческими. Общечеловеческая мораль сближает всех людей.
В государственно-организованном обществе некоторые моральные нормы поддерживаются государством (хотя это далеко не всегда нормы общечеловеческой морали). Такие нормы образуют официальную мораль. В противовес ей существует и неофициальная мораль.
Кроме того, в обществе может существовать масса групповых моральных воззрений и норм, наиболее серьезные из них - это классовые нормы морали (у помещиков - одна групповая мораль, у крестьян - другая). (В отличие от этого правовые нормы едины для всех.)
Таким образом, структура морали как социального явления очень сложна.
Мораль регулирует многие виды общественных отношений. Однако есть отношения, не имеющие моральной окраски. Они регулируются обычаями, деловыми обыкновениями, правом (например, социально-технические нормы по технике безопасности, правила управления транспортными средствами - это правовые нормы), т.е. есть сферы как совместного регулирования права и морали, так и обособленные у каждого из этих видов социальных регуляторов.
Изучая вопрос о соотношении права и морали, надо обращать внимание на их единство, общность, сходство и различия, противоречия и взаимодействие.
Единство права и морали состоит в том, что они представляют собой две важнейшие разновидности социальных регуляторов общественных отношений; и мораль и право состоят из норм; у них общие цели - упорядочение и совершенствование жизни людей; они воздействуют на общественные отношения (конечно, в разном объеме и разными способами); некоторые их требования совпадают; и право и мораль развиваются в конечном счете прогрессивно-поступательно.
Отличия морали и права заключаются уже в том, что мораль возникла раньше права; в том, что они формируются и видоизменяются разными путями и способами: право - государством, мораль же не является результатом какой-либо целенаправленной деятельности, она возникает и развивается спонтанно в недрах самого общества в результате жизнедеятельности людей; различны методы обеспечения правовых и моральных норм. Право охраняется и обеспечивается к исполнению государством, т.к. нормы права общеобязательны для всех. Мораль исполняется в силу внутреннего убеждения в правильности ее норм и в силу авторитетного общественного мнения. Различны также формы выражения морали и права и способы прекращения их действия. Нормы морали возникают и теряют силу стихийно; нормы права - отменяются государственными органами. Моральные нормы в своем большинстве - неписаные правила. Внутренне мораль несистемати- зирована, четко не упорядочена. Право представляет собой стройную систему зафиксированных в официальных документах - нормативных актах государства - правовых норм, каждая из которых в свою очередь имеет логическую структуру и взаимосвязь с другими нормами.
Различна ответственность за нарушение норм морали и права. Юридическая ответственность разных видов установлена государством за нарушение правовых норм в виде санкций разной степени жесткости (от уголовного наказания до замечания или предупреждения). Моральные нормы исполняются только неправовыми средствами - методом убеждения или общественного принуждения в разных формах.
Различается, как мы видели ранее, сфера действия морали и права.
Противоречия морали и права обусловлены большей консервативностью права; тем, что они неоднозначно оценивают одни и те же явления (например, отношение к смертной казни). В то же время, когда мораль более терпима к ловкачеству, жульничеству и т. п. (в условиях падения уровня культуры и духовности), праву трудно справиться с валом правонарушений без поддержки морали.
Правосознание и правовая культура. Уровень развития морали и права характеризует состояние культуры вообще и правовой культуры общества в частности. Существует множество определений культуры. Воспользуемся одним из них. Культура общества - это состояние и уровень развития материальных и духовных ценностей, достигнутый обществом на определенном этапе его развития. Культура включает в себя прежде всего предметные результаты человеческой деятельности: сооружения, технику, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и другие. В структуру культуры включается и духовный фактор: накопленные обществом знания, навыки, общий уровень интеллекта нации, а также достигнутый уровень развития мировоззрения, эстетики, нравственности, науки, искусства и т.д.
Правовая культура - часть общей культуры и зависит от нее.
В широком аспекте правовая культура общества включает в себя законодательство, юридические учреждения и практику деятельности государственных органов, поведение людей и организаций в правовых ситуациях и правовое сознание.
В узком смысле правовая культура рассматривается в юриспруденции как тот или иной уровень развития правосознания (более или менее высокий).
Правосознание - это совокупность взглядов, идей, оценок, чувств и эмоций людей по поводу правовой (юридической) действительности (законодательства, права, государственных органов и их работы). В правосознании, таким образом, выделяется правовая идеология (знания о правовых явлениях) и правовая психология (эмоции, чувства по поводу правовых явлений и в связи с ними).
Уровень сознания влияет как на правотворчество и правоприменение, так и на правовое поведение, на реализацию правовых норм как в правовых отношениях, так и вне их.
Существуют такие виды правосознания, как общественное, групповое и индивидуальное. Все эти виды правосознания связаны между собой как общее, особенное и единичное. Индивидуальное правосознание - это взгляды, представления и эмоции по поводу права и других правовых явлений каждого отдельного человека. У тех или иных категорий людей (пенсионеры, студенты, врачи, учителя, юристы, сельские жители и т.п.) имеются сходные черты в индивидуальном правосознании. Это вызывает необходимость исследовать индивидуальное и групповое правосознание, а также общественное правосознание как новый уровень обобщения индивидуальных и групповых представлений о юридической действительности.
В зависимости от глубины и научной обоснованности выделяют правосознание обыденное и теоретическое, а также профессиональное.
Обыденное (бытовое) правосознание складывается стихийно на основе небогатого правового опыта у людей, которые редко сталкиваются с юридической сферой жизни. В таком правосознании преобладают эмоции и чувства в ущерб истинным знаниям о юридической действительности. В обыденном правосознании много ошибочных представлений, которые препятствуют правильному поведению в правовых ситуациях.
Теоретическое правосознание - это научное, глубокое правосознание, выражающееся в понятиях, категориях, концепциях весьма высокого уровня. В нем нет простора правовой психологии (чувствам, эмоциям).
Особое значение имеет профессиональное правосознание юристов - законодателей, судей, прокуроров, адвокатов, государственных служащих. Профессиональное и теоретическое правосознания могут оказать позитивное или негативное влияние на обыденное правосознание. Это зависит от уровня их развития и целей воздействия.
Помимо правосознания (знаний и эмоций по поводу правовых явлений) в структуру правовой культуры входит также активный, деятельностный элемент - правовое поведение. Оно заключается в сознательном исполнении правовых норм каждым индивидуумом, а также в побуждении других людей поступать в соответствии с правом, вести себя законопослушно. О высоком уровне правовой культуры индивидуума свидетельствует достаточный объем знаний о праве, законодательстве, государстве, уважительное отношение к юридической действительности, положительные эмоции (удовлетворение), вызываемые работой правоохранительных органов, должностных лиц, и законопослушное поведение. Разумеется, что высокий уровень правовой культуры индивидуума невозможен в условиях недостаточной правовой культуры общества, государственного аппарата, государственных служащих.
Индивидуальная правовая культура может быть повышена в процессе правового воспитания, обучения, самообразования, правовой пропаганды (например, через средства массовой информации), правового тренинга, поведения в соответствующих правовых ситуациях. Необходимо наладить выпуск достаточного количества доступной литературы (включая популярную), законодательства (хотя бы основных нормативных актов) по невысоким ценам и т.п. Конечно, все эти мероприятия должны осуществляться на базе повышения качества законодательства и улучшения правоприменительной деятельности судов, администрации, следственных органов, прокуратуры, милиции, нотариата.
Назад | Содержание | Вперед |