3.1. Всеобщая декларация прав человека
Международно-правовые стандарты в области ювенального права содержатся практически во всех основополагающих нормативных актах ООН, касающихся провозглашения и соблюдения прав и свобод человека, социальной и правовой государственной политики, призванной обеспечивать эти права.
Определенные нормативно-правовые акты ООН непосредственно регулируют общественные отношения, связанные с защитой прав ребенка, его образованием, воспитанием, а также предупреждением преступности несовершеннолетних.
Наиболее важной в этом ряду общепризнанно является Всеобщая декларация прав человека, которая была принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.
В преамбуле Декларации провозглашена необходимость признания достоинства как свойства личности, присущего всем людям, а сами люди рассматриваются в качестве членов общей человеческой семьи. Преамбула содержит разъяснение о том, что пренебрежение и презрение к правам человека приводит к варварским актам и права человека должны охраняться властью закона.
В тридцати статьях Декларации объединены основные гуманистические идеи, составляющие общечеловеческие ценности - это равные права и свободы для всех людей без какого-либо различия, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, недопустимость пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинства обращения и наказания.
В ст. 12 Декларации предусмотрено, что никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, а сама семья, согласно ч. 3 ст. 16, является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.
Важной для организации условий жизни детей является ст. 25 Декларации, где в ч. 1 сказано, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Во второй части данной статьи содержится не менее важное положение о том, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь.
Провозглашение права материнства и младенчества на особую помощь определяет современную социальную политику цивилизованных государств, основанную на принципах усиленной юридической защиты детства и материнства.
В Конституции РФ такой статус материнства и детства закреплен в ч.1 ст. 38: «Материнство, детство и семья находятся под защитой государства».
Не нуждается в особой аргументации тезис о том, что социальное развитие детей не может происходить нормально без получения ими образования. Уровень образования и его качество определяют развитие не только детей, но и всего государства в целом.
В соответствии со ст. 26 Декларации каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным, а высшее образование должно быть доступным для всех на основе способностей каждого.
Дефицит внимания государства к образовательной деятельности всегда оборачивался негативными социальными последствиями. Так, в России с принятием Федерального закона от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» обязательный уровень образования был снижен со среднего (полного) общего до основного общего образования, что нашло и свое закрепление в ст. 43 Конституции РФ. Тем самым был сделан определенный шаг назад в образовательной политике, который повлек за собой рост безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Потребовалось 15 лет, чтобы в 2007 г. вопрос о введении обязательного среднего (полного) общего образования стал обсуждаться на законодательном уровне. В июле 2007г. Госдума России приняла в третьем чтении закон об обязательном среднем полном образовании. Вступление закона в силу должно произойти уже в сентябре 2007 года, в связи с чем требование о полном среднем образовании будет действовать не до 15, как это было до сих пор, а до 18 лет.
Прерывание образования на ранних этапах детства и юношества не может свидетельствовать о дальновидности государственной социальной политики, сравнение между образованностью и невежеством никогда не было в пользу последнего.
В США и более 80% стран Европы уже давно осуществлен переход на обязательное 12-летнее общее образование, что обусловлено особенностями незрелого возраста и связанного с ним незрелого социального поведения. Более длительный период приобщения ребенка к образованию влияет на его успешную социализацию, заполняя жизнь детей полезным содержанием, благотворно влияющим на становление личности.
Основные принципы Декларации не имеют обязательной силы для стран, входящих в Организацию Объединенных Наций, но в различной мере отражаются в законодательстве этих государств. В России в области образования закреплены такие принципы, как общедоступность, бесплатность и обязательность (ст. 43 Конституции РФ, Федеральный закон «Об образовании»).
Принципиальное значение для реализации защиты прав ребенка имеет ст. 28 Декларации: «Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены».
Исходя из текста приведенной статьи, внутренняя социальная политика и политика внешняя должны содействовать реализации юридических норм, закрепляющих права и свободы человека.
Ст. 29 Декларации провозглашает обязанности каждого человека перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
Значение Всеобщей декларации прав человека для защиты детей заключается в провозглашении основных направлений социальной политики и правовых принципов, обеспечивающих права человека с момента его рождения в любом обществе и государстве.
Назад | Содержание | Вперед |