3.1. Поиск новой модели развития в общественно-политической мысли
XIX век - век новых экономических отношений - принес с собой и порожденные этими отношениями новые идеологии. Прежде всего, это либерализм, основные принципы которого изложены во французской «Декларации прав человека и гражданина» 1789 г. В «Декларации» были сформулированы основные права личности: право на свободу, право на собственность, право на безопасность, право на сопротивление насилию - то есть то, что мы понимаем под гражданской свободой. Создатели либерализма - Джон Локк (его называют «отцом либерализма»), Иеремия Бентам, Адам Смит, Тюрго, Давид Рикардо. В области экономики либерализм в качестве важнейшего условия хозяйственного процветания отстаивал индивидуальную экономическую свободу. Основные положения экономического либерализма ХIХ в.: собственник вправе распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению; государство не должно участвовать в экономической жизни, его функция в этой области - поддержание порядка и защита собственности; экономика - саморегулирующийся механизм, развивающийся по собственным законам; в основе экономического процветания лежат свободный договор, свободная конкуренция, свободная торговля.
Принципиальное невмешательство государства в экономику, в конечном счете, привело к возникновению и быстрому укреплению монополий, постепенно уничтожающих свободную конкуренцию на рынке, что в итоге вынудило правительства наиболее развитых капиталистических стран предпринять ряд мер для их ограничения.
Либерализм являлся основой реформ на протяжении значительной части XIX века. Его крупнейшие теоретики считали, что государство должно стремиться к воплощению принципов конституционализма, представительной демократии, незыблемости демократических свобод. Признавая государство носителем верховной власти, они требовали уважения автономии личности и защиты её собственных прав, полагая, что государство должно не подчинять себе личность и общество, а обязано обеспечивать необходимые условия для их самостоятельного развития.
Распространение либерализма происходило куда быстрее в сознании людей, нежели в государственной политике. Результатом этого явились мощные общественные движения конца XIX века в защиту попранных правительством прав как отдельных личностей, так и целых категорий населения.
Классическим примером этого является дело А. Дрейфуса, фактически поставившее Францию на грань гражданской войны, показавшее готовность общества подняться на защиту даже одного своего гражданина. Пожалуй, впервые так ярко была продемонстрирована возможность реального влияния общественного мнения на государственную политику. Это была открытая невооруженная борьба общества и государства, в которой общество, пусть с трудом и не сразу победило.
В 1894 г. по ложному обвинению в шпионаже в пользу Германии во Франции был приговорен к каторге офицер генерального штаба, еврей по национальности, А. Дрейфус. Однако через несколько лет выяснилось, что он невиновен, а шпионские донесения, в составлении которых его обвиняли, написаны другим офицером (венгром) Эстергази. Одним из разоблачителей подлога был офицер Пикар. Во Франции началось мощное общественное движение в защиту невиновного за пересмотр дела, постепенно превратившееся в борьбу демократов и реакционеров. В результате дело было пересмотрено, но, вопреки очевидности, Дрейфус был признан виновным, приговорен к 10 годам каторги и тут же помилован. Правительство решило, что подобный жест удовлетворит общественность и в тоже время спасет честь военного суда. Но Франция раскололась на «дрейфуса- ров» и «антидрейфусаров», и для того, чтобы предотвратить кризис, правительство вынуждено было уйти в отставку. Но лишь в 1906 году, при повторном пересмотре дела, Дрейфус был реабилитирован и восстановлен в армии.
Либералы подчеркивали свою преемственность идеологии Просвещения, Великой Французской революции. И тем самым автоматически противостояли различным консервативным течениям, которые начинали формироваться на основе отрицания принципов революции. В увлечении революционными и либеральными идеями консерваторы видели крайне опасную тенденцию. Первоначально консерватизм являлся идеологией поверженной аристократии. Но очень скоро у него появились сторонники и в буржуазной среде. Их число быстро росло, и уже к середине века консерватизм получил не меньшее распространение, чем либерализм, а к концу века консерватизм стал основной идеологией буржуазии, особенно крупной.
При всем многообразии модификаций, можно выделить следующие его черты: главной целью консерватизма всегда была защита общества от деструктивного влияния революционных и рационалистических (позже либеральных) идей; огромное внимание к социальной структуре общества; акцент на роль иррациональных факторов в жизни общества (характер общественной жизни принципиально спонтанен и не поддается рациональному контролю); внимание к проблематике малых социальных групп; анализ религии с точки зрения её воздействия на интеграцию общества.
Наиболее известные представители консерватизма: Алексис де Ток- вилль, Огюст Конт, Жозеф де Местр. Консерваторы подчеркивали важность и неизменность традиционных ценностей (семьи, религии, порядка), пренебрежение которыми грозит трагическими и разрушительными последствиями.
Противостояние консерватизма и либерализма было чрезвычайно острым и иногда становились источником социальных взрывов и потрясений (как, например, революции 1848 - 1849 годов).
Оглядываясь на расстановку сил на политической арене того времени, можно говорить о том, что консерваторы не столько противостояли реформам политической системы, сколько сдерживали проявление крайнего либерального индивидуализма, уточняя цели и непосредственное содержание реформ. Консерватизм, в конечном итоге, оказался идеологией правительств, а либерализм оружием оппозиции, и оружием весьма эффективным.
Резко обозначившиеся социальные контрасты, «обезличенность» новых экономических отношений не могли не вызвать возмущенной реакции части общества. Это выразилось в социальных потрясениях, и в появлении новой идеологии. Поначалу социализм предусматривал только мирный путь перехода к гармоничному обществу, не имел строгого определения и обозначал совокупность надежд на установление «справедливого общества», где интересы личности и общества наконец, совпадут, а неравенство в распределении общественных доходов будет преодолено.
Впервые идеи создания «общества справедливости» были сформулированы ещё Платоном. Создателями утопического социализма были Клод Анри де Сен-Симон, Франсуа Мари Шарль Фурье и Роберт Оуэн.
Идеи социалистов-утопистов стали своего рода ответной реакцией на рыночную экономику, на резко обозначившиеся социальные контрасты, явились возрождением коллективистских идеалов. В 1830 - 1840 гг. появляются новые теории социализма: кооперативный первой половины XIX в. и христианский. Социалисты, как правило, были сторонниками мирного пути перехода к гармоничному обществу. Лишь к середине века, с появлением марксизма, ситуация коренным образом меняется.
Марксизм окончательно оформился в конце 1840-х годов. «Манифест коммунистической партии» был издан в 1847 году. Карл Маркс и Фридрих Энгельс в историческом процессе выделяли одну доминанту социальноэкономический процесс развития. Смена способов производства, утверждали они, происходила и будет происходить в результате острой классовой борьбы. Марксизм ничуть не напоминал идеальный социализм, он с самого начала был неромантичен. Карл Маркс считал свое учение подлинно верным именно потому, что оно опиралось не на мечту, а на открытые им законы общественного развития, в истинности которых Маркс и Энгельс были искренне убеждены. Маркс, изучив экономику капитализма, пришел к выводу, что конфликт производительных сил и производственных отношений может быть разрешен только путем передачи средств производства в руки общества при ликвидации частной собственности. Маркс и Энгельс считали капитализм несправедливым и нежизнеспособным, полагая, что только общественная собственность на средства производства способна помочь преодолеть свойственное капитализму отчуждение личности от экономической и политической жизни. Они полагали, что с преодолением частной собственности наступит время изобилия и бесконечного развития производства на благо общества. Маркс связывал торжество социальной справедливости с классовой борьбой буржуазии и пролетариата, которая достигает своей вершины в социалистической революции. Марксисты считали, что сильное государство рабочего класса со временем изживет себя и сменится ассоциацией самоуправляющихся общин- коммун. Такой строй и будет называться коммунистическим.
Влияние марксизма в XIX веке было не столь сильным, как в XX в. Многие прогнозы К. Маркса оправдались, но общая концепция развития человеческого общества оказалась неверной: он недооценил способность капитализма к саморазвитию и самообновлению.
На практике депрессии и спады сменялись экономическими подъемами. Положение рабочих вместо предрекаемого марксистами абсолютного обнищания, напротив, постоянно улучшалось. Причем не только в силу экономического прогресса, но и благодаря государственной политике: уступки и вовремя проведенные преобразования ликвидировали назревающие конфликты или снижали их остроту. Революционный потенциал рабочих не исчез, но тенденции к его заметному снижению обнаружилась на рубеже ХРЖХ - ХХ вв.
Марксизм не являлся единственным социалистическим учением второй половины XIX века. Э. Бернштейн (один из известных теоретиков социализма) отвергал положение Маркса о том, что абсолютное и относительное обнищание рабочего класса является одним из основных законов капитализма. Постепенно в немецкой социал-демократии вопрос о способности капитализма к обновлению стал вызывать все больший интерес. Говорили о возможности его преобразования на пути реформ, а не революции.
Во второй половине XIX века возникло огромное количество общественных организаций, которые выражали различные интересы отдельных групп и слоев населения. Особое место здесь занимают профсоюзы, превратившееся к концу столетия в общенациональные организации, боровшиеся за улучшение условий труда рабочих. Они принимали активное участие в политической жизни общества и часто становились инициаторами реформ. Используя самые разные методы давления на правительства, добились сокращения продолжительности рабочего дня, законов о социальном страховании рабочих, поддержке начального образования и здравоохранения.
Космополитизм и интернационализм, порожденные Французской революцией и питавшие надежды радикалов на всеобщее братство, были похоронены одной из главных идей ХРЖХ в. - национальной. Более того, именно национализм стал - в числе других - причиной спада революционного движения в целом, аккумулировав энергию народов, превратил в иллюзию идею о создании «общеевропейского дома». Национальная идея по-разному воплотилась в истории ХРЖХ в.: в создании самостоятельных государств (Германия, Италия), в движении за автономию (Венгрия, Чехия), в усилившихся антизападнических настроениях в странах Востока.
Назад | Содержание | Вперед |