§ 1. Судебная система Российской Федерации: понятие, содержание

  Суды Российской Федерации (Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации) наряду с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 1 статьи 11 Конституции Российской Федерации, осуществляют государственную власть в Российской Федерации; а согласно пункту «г» статьи 71 Конституции Российской Федерации к ведению Российской Федерации отнесено также установление, в частности, системы федеральных органов судебной власти, порядка их образования и деятельности.
  Создание в Российской Федерации высших судов судебной системы закреплено в главе 7 Конституции - «Судебная система», где указаны общие полномочия и определено место в судебной иерархии Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Сама судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Такой федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» был принят 31 декабря 1996 года.
  В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации. К федеральным судам в Российской Федерации относятся:
  Конституционный Суд Российской Федерации;
  Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
  К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
  Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» закрепляет, таким образом, единство судебной системы Российской Федерации:
  Конституция Российской Федерации и федеральный конституционный закон устанавливают твердый порядок создания и упразднения судов.
  Это означает, что ни один суд, входящий в судебную систему Российской Федерации, не может быть учрежден каким-либо иным правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Это также означает, что не могут создавать особые судебные системы и субъекты Российской Федерации, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы в Российской Федерации.
  Особо следует подчеркнуть, что ч. 3 статьи 118 Конституции Российской Федерации установлен запрет на создание в Российской Федерации чрезвычайных судов. Это означает, что ни при каких даже самых экстремальных условиях (военное или чрезвычайное положение и др.) не могут появиться какие-либо временные псевдосуды или трибуналы, выпадающие из конституционно обусловленной судебной системы и действующие без процессуальных гарантий, присущих демократическому правосудию в Российской Федерации. При этом следует иметь в виду, что такими судами не являются существующие ныне военные суды, которые составляют часть судебной системы Российской Федерации и рассматривающие дела о преступлениях военнослужащих.
  Таким образом, судебная система Российской Федерации представляет собой совокупность действующих в Российской Федерации судебных органов, образованных в установленном Конституцией Российской Федерации порядке, осуществляющих функции судебной власти, объединенных общностью задач, основ построения и организации деятельности с учетом федеративного, национально-государственного и административно-территориального устройства Российской Федерации.
  Характерным признаком системы судов общей компетенции (юрисдикции) и арбитражных судов является инстанционная (процессуальная) зависимость между судами различных звеньев внутри каждой подсистемы, а также между структурными подразделениями одних и тех же судов.
  Под судебной инстанцией понимается судебный орган в целом или его подразделение, выполняющее определенную функцию при отправлении правосудия. Судебные инстанции различаются кругом процессуальных полномочий на рассмотрение дела по существу и на пересмотр его в порядке осуществления контрольного судопроизводства. По действующему законодательству в Российской Федерации все суды по своей компетенции делятся: 1) на суды первой инстанции, имеющие право рассматривать дело по существу; 2) суды второй инстанции, рассматривающие кассационные жалобы и представления на приговоры и решения нижестоящих судов, не вступившие в законную силу.
  Наряду с отдельными общими особенностями судебной системы Российской Федерации следует отметить и такое весьма значимое свойство судебной системы Российской Федерации, как ее самостоятельность. Самостоятельность судебной власти как одной из ветвей в системе разделения властей в Российской Федерации и форм государственной власти в том, что суды осуществляют свою профессиональную деятельность независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Назад Содержание Вперед