§ 3. Верховный Суд Российской Федерации
В статье 126 Конституции Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации характеризуется в качестве высшего судебного органа по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; Верховный Суд Российской Федерации также осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.
Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются Федеральным конституционным законом. Однако в настоящее время в Российской Федерации наряду с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» в качестве специального нормативного правового акта о судебной власти, о суде и судоустройстве действует Закон РСФСР о судоустройстве 1981 г. Несмотря на принятый Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», Закон РСФСР о судоустройстве не утратил свою юридическую силу, он применяется в той части, которая не противоречит Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» (ч. 2 и 3 статьи 35).
Особенности правового положения Верховного Суда Российской Федерации как высшего судебного органа определяются тем, что он:
во-первых, в качестве суда надзорной инстанции пересматривает вступившие в законную силу решения любого суда Российской Федерации, включая и свои собственные решения;
во-вторых, в качестве суда второй инстанции проверяет законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений Верховного Суда Российской Федерации, верховных судов республик, краевых (областных) и приравненных к ним судов;
в-третьих, осуществляет возобновление производства по рассмотренным судами делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств;
в-четвертых, рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские, уголовные, административные и иные дела особой сложности или особой значимости.
Принимаемые Верховным Судом Российской Федерации по рассматриваемым им делам решения не могут быть пересмотрены ни другими судами, ни иными органами государственной власти Российской Федерации. Эти решения, не имея обязательного значения для других судов, решающих аналогичные вопросы, служат для них определенным ориентиром в части истолкования федерального закона при рассмотрении конкретных дел.
В приведенной статье 126 Конституции Российской Федерации сформулирована и другая важная функция Верховного Суда Российской Федерации: осуществлять надзор за деятельностью нижестоящих судов.
Верховный Суд Российской Федерации может также выступать в качестве суда первой инстанции по определенным категориям дел. В таком порядке рассматриваются жалобы на решения квалификационных коллегий об отрешении судьи от должности, на ненормативные акты Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и др. Верховный Суд Российской Федерации наделен полномочием рассматривать жалобы граждан Российской Федерации, связанные с нарушениями избирательных прав (по выборам Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации). Кроме того, в пункте 2 и 4 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части 3 статьи 261 ГПК Российской Федерации предусмотрено, что жалоба на решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации, об отказе в регистрации федерального списка кандидатов может быть подана в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. При этом сроки рассмотрения, а в некоторых случа- 476 ях и подачи жалоб (заявлений), сокращены по сравнению со сроками, установленными для других категорий жалоб (заявлений). Нормы об аннулировании регистрации федерального списка кандидатов в указанных случаях (нарушения требований федерального закона) являются по своему характеру императивными, предписывающими в обязательном порядке принять решение, упраздняющее произведенную регистрацию федерального списка кандидатов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации Верховному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам его ведения. За Верховным Судом Российской Федерации закреплено также право обращаться с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации. В то же время Верховный Суд Российской Федерации не обладает административной или дисциплинарной властью в отношении других судов общей юрисдикции.
Организация Верховного Суда Российской Федерации. В настоящее время Верховный Суд Российской Федерации действует в составе:
- Пленума Верховного Суда Российской Федерации;
- Президиума Верховного Суда Российской Федерации;
- Судебной коллегии по гражданским делам;
- Судебной коллегии по уголовным делам (с вхождением в ее состав Кассационной палаты);
- Военной коллегии;
- Кассационной коллегии.
При этом Пленум Верховного Суда Российской Федерации не обладает полномочиями по рассмотрению конкретных дел; он уполномочен рассматривать лишь вопросы, связанные с организацией деятельности судов общей юрисдикции и обеспечением единства правоприменительной практики. Пленум Верховного Суда утверждает по представлению Председателя Верховного Суда составы судебных коллегии, палат и секретаря Пленума Верховного Суда; рассматривает и решает вопросы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации представлений в порядке осуществления законодательной инициативы и др.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации является не только вторым после Пленума органом Верховного Суда Российской Федерации, управомоченным решать вопросы организации его деятельности, но также высшей и конечной судебной инстанцией по делам, отнесенным к ведению судов общей юрисдикции. Его состав включает: Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей, а также ряд наиболее авторитетных судей Верховного Суда. Состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации утверждается Советом Федерации Федерального Суда Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации и положительном заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации. К ведению Президиума Верховного Суда относятся: рассмотрение судебных дел в порядке надзора, а также в связи со вновь открывшимися обстоятельствами; рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики, анализ судебной статистики и др.
Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, а также Военная коллегия Верховного Суда утверждаются Пленумом Верховного Суда из числа судей Верховного Суда. К ведению судебных коллегий, помимо вопросов профессионального характера (гражданские, уголовные и др.), относится также рассмотрение гражданских, административных и уголовных дел в качестве суда первой инстанции.
Федеральными законами к подсудности Верховного Суда Российской Федерации может быть отнесено рассмотрение также других дел и иных вопросов при условии прямого указания на это в соответствующих федеральных законах. Так, в частности, на Верховный Суд Российской Федерации возлагаются полномочия по решению вопросов, связанных с выполнением обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Председатель Верховного Суда Российской Федерации непосредственно руководит работой Верховного Суда Российской Федерации, осуществляя при этом как сугубо организационные, так и процессуальные полномочия.
К организационным полномочиям Председателя Верховного Суда Российской Федерации относится, в частности, то, что он:
- организует работу по изучению и обобщению судебной практики по анализу судебной статистики;
- вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, их причин и условий, вносит материалы на рассмотрение Пленума;
- созывает Пленум Верховного Суда и председательствует на его заседаниях;
- созывает Президиум Верховного Суда и вносит на рассмотрение Президиума вопросы, требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума Верховного Суда;
- ведет личный прием граждан и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
- по его представлению Президенту Российской Федерации вносятся кандидатуры для назначения на должность судьи федерального суда общей юрисдикции.
Реализуя процессуальные полномочия, Председатель Верховного Суда Российской Федерации приносит в пределах и порядке, установленных законом, надзорные представления на решения по гражданским делам, а также представления о возбуждении производства по уголовным делам ввиду новых обстоятельств;
- в случае и в порядке, установленных законом, приостанавливает исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам и др. полномочия, предоставленные ему федеральными законами.
В случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации его права и обязанности осуществляет первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а при и его отсутствии - другой заместитель, указанный Председателем Верховного Суда Российской Федерации.
К органам государственной власти Российской Федерации относится Верховный Суд Российской Федерации - непосредственная вышестоящая инстанция по отношению ко всем иных судам общей юрисдикции. Все суды общей юрисдикции независимо от их уровня, за исключением мировых судей, относятся к категории федеральных судов; мировые судьи являются судьями субъектов Российской Федерации.
Назад | Содержание | Вперед |