7.5.4. НАЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

  Причины обострения межнациональных отношений
  1. СССР, провозглашенный как федеративное государство, на деле являлся государством унитарным:
  • республиканские органы власти не имели самостоятельности;
  • союзное руководство не учитывало в национальной политике разнообразия экономических укладов, историческое прошлое народов, их духовную самобытность.
  2. Отрицательные последствия политики советского руководства по национальному вопросу:
  • репрессии в отношении целых народов;
  • произвольное изменение границ национально-государственных образований;
  • насильственное присоединение Прибалтийских республик.
  3. Так как СССР являлся идеократическим государством, то по мере уменьшения влияния коммунистической идеологии усиливаются тенденции к отделению республик от центра.
  4. В условиях ухудшения экономической ситуации неизбежно усиливается тенденция к национализму.
  5. Национальные противоречия зачастую искусственно раздувались политическими деятелями из различных лагерей.
  Основные национальные проблемы
  1. Требование большей экономической и политической самостоятельности, развития языка и культуры, которое затем перерастает в требование полного суверенитета.
  2. Возвращение на историческую родину депортированных народов.
  3. Конфликты между русскими «колонизаторами» и представителями «коренных национальностей» (Казахстан, Прибалтика).
  4. Конфликты между соседними национальностями (грузины и абхазы, армяне и азербайджанцы).
  За годы перестройки ни в одной «горячей точке» не было продемонстрировано умение выбирать оптимальные решения, не был создан демократический механизм решения конфликтов.
  Первое крупное национальное выступление произошло в результате декабре 1986 г., когда на Пленуме ЦК компартии Казахстана вместо Д. Кунаева к власти пришел Г. Колбин. Это вызвало взрыв возмущения в народе, в Алма-Ате произошли массовые выступления казахской молодежи под лозунгом «Казахскому народу - казахского лидера». Впервые против демонстрантов была применена сила: более 1000 человек было ранено, 2 - убито. В Москве эти выступления расценивались как «махровый» национализм. Новое мышление в национальном вопросе не было выработано. СССР мыслился как единое и неделимое государство.
  В начале 1988 г. вновь вспыхнул ожесточенный конфликт в Нагорном Карабахе (область заселенной преимущественно армянами, которая в 1923 г. была присоединена к Азербайджану). В феврале 1988 г. армяне из Нагорного Карабаха официально потребовали воссоединения с Арменией. Правительство СССР заняло по этому вопросу двусмысленную позицию, правительство Азербайджана выступило против этого. В Сумгаите был учинен погром армян, это стало прологом к вооруженному конфликту. Появилась первая «горячая точка» в СССР.
  В решении национальных проблем центр попытался опереться на местную партийно­государственную номенклатуру, на карательные органы, некоренное население. Это только обострило обстановку. Вспыхнули межнациональные конфликты в Тбилиси, Душанбе, Сухуми, Фергане. Происходит радикализация национальных движений в республиках, выдвигаются требования полного суверенитета.
  В 1988 г. республики Прибалтики предприняли попытку перейти на региональный хозрасчет, эта попытка была пресечена центром. В ответ на это в ноябре 1988 г. Верховный Совет Эстонской ССР принял Декларацию о суверенитете, в которой признавалось верховенство эстонских законов, провозглашалась республиканская собственность на землю, природные богатства, основные средства производства в промышленности. Верховный Совет СССР признал Декларацию недействительной.
  В ноябре 1989 г. литовский «Саюдис» («Согласие») провозгласил своей целью восстановление «независимого и нейтрального Литовского государства, существующего в демилитаризованной зоне». В том же году комиссия литовского парламента признала присоединение Литвы к СССР в 1940 г. противозаконным. В конце 1989 г. Верховный Совет Азербайджанской ССР принял закон о суверенитете, согласно которому азербайджанский язык объявлялся государственным.
  В 1990 г. идет процесс суверенизации республик, получивший название «парад суверенитетов». Весной 1990 г. в большинстве республик прошли выборы республиканских органов власти. Новые власти взяли курс на обеспечение суверенитета. В марте 1990 г. новый парламент (сейм) Литвы принял декларацию о восстановлении независимости республики. Союзный центр начал экономическую блокаду Литвы, которая не принесла результата.
  В 1990 г. все союзные республики и большинство автономных, в том числе РСФСР, приняли декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. Часть республик приняли законы о государственном языке, о создании собственной армии, своей валюты. Узбекская ССР первой ввела институт президентства, им стал Ислам Каримов. Появляются новые названия республик: Молдова, Беларусь, Кыргызстан. Результатом «парада суверенитетов» стало перемещение политической власти из центра в республики. Но стихийное, неконстуционное освобождение республик от власти центра не стало подлинной победой идей демократии и национального возрождения. Нестабильность в республиках усилилась, участились попытки решать спорные вопросы насильственным путем, возросла недоброжелательность к национальным меньшинствам, участились случаи нарушения прав человека. Союзные республики, объявив о своем суверенитете, стали проводить в отношении национальных меньшинств ту же политику, которую прежде проводил Центр по отношению к ним. Например, в Грузии упразднили Юго-Осетинскую автономную область, что привело к вооруженным столкновениям. В Молдове после принятия закона о языке в многонациональных городах Левобережья, где 25% населения составляли русские, 26% - украинцы, начались забастовки. Юг Молдовы, населенный гагаузами и Приднестровье объявили себя республиками в составе СССР и отказались перечислять средства в бюджет Молдовы.
  Опасность неуправляемого распада СССР заставила Центр и республики искать путь компромиссов - появляется идея заключения нового союзного договора.

Назад Содержание Вперед