Популярные законы Закон о курении

Трудовой кодекс РФ

Закон о контрактной системе закупок

Закон о защите прав потребителей

Закон о такси

Закон об ОСАГО

Закон о счетной палате

Таможенный кодекс Таможенного союза

Закон о денежном довольствии военнослужащих

Закон о полиции

Закон о саморегулируемых организациях

Кодексы 1 часть Гражданский кодекс РФ

2 часть Гражданский кодекс РФ

3 часть Гражданский кодекс РФ

4 часть Гражданский кодекс РФ

1 часть Налоговый кодекс РФ

2 часть Налоговый кодекс РФ

ФЗ 2013 Федеральный закон N 98-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 95-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 94-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 92-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 83-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 82-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 63-ФЗ от 22.04.2013

Федеральный закон N 62-ФЗ от 22.04.2013

Федеральный закон N 60-ФЗ от 05.04.2013

Федеральный закон N 57-ФЗ от 05.04.2013

все законы
Федеральные законы РФ
Постановления
Приказы
Распоряжения
Указы

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 № 396-О

 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
 КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тиханова
 Виктора Васильевича на нарушение его конституционных прав
 частью второй статьи 1 Закона Российской Федерации
 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и
 проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
 местностях"
 город Москва 21 декабря 2004 года
 Конституционный Суд Российской Федерации в составе
Председателя В.Д.Зорькина, судей М.В.Баглая, Г.А.Гаджиева,
Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева,
М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, Н.В.Селезнева,
А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева,
 рассмотрев по требованию гражданина В.В.Тиханова вопрос о
возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании
Конституционного Суда Российской Федерации,
 у с т а н о в и л:
 1. В жалобе гражданина В.В.Тиханова оспаривается
конституционность части второй статьи 1 Закона Российской Федерации
от 19 февраля 1993 года "О государственных гарантиях и компенсациях
для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях", в соответствии с которой гарантии и
компенсации предоставляются военнослужащим, уволенным по возрасту
или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации,
лишь в случаях, предусмотренных данным Законом. По мнению
заявителя, названная норма ущемляет его конституционное право на
пенсионное обеспечение и тем самым противоречит статьям 7 (часть
2), 15 (части 1 и 4), 17 ( часть 1), 19 (части 1 и 2), 35 (части 1
и 3) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
 Как следует из представленных материалов, после увольнения в
1988 году, т. е. задолго до принятия названного Закона, из
Вооруженных Сил СССР В.В.Тиханов начал получать пенсию за выслугу
лет, выплачиваемую в настоящее время на основании Закона Российской
Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
Государственной противопожарной службе, органах по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях
и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с
последующими изменениями и дополнениями).
 Центр социального обеспечения при военном комиссариате города
Санкт-Петербурга письмом от 22 января 2002 года отказал
В.В.Тиханову в просьбе о перерасчете пенсии за выслугу лет с учетом
районного коэффициента в соответствии с частью второй статьи 31
Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и
компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях", не согласившись с его
утверждением, что военная служба в течение 10 лет и 2 месяцев в
районах Крайнего Севера на атомных подводных лодках должна
относиться к работе, предусмотренной Списком N 1 производств,
работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на
работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда,
занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости)
на льготных условиях (утвержден постановлением Кабинета Министров
СССР от 26 января 1991 года N 10).
 Подтверждая законность и обоснованность данного отказа,
Октябрьский суд Адмиралтейского района города Санкт-Петербурга
(решение от 17 февраля 2003 года, оставленное без изменения
определением судебной коллегии по гражданским делам
Санкт-Петербургского городского суда от 14 мая 2003 года) исходил
из того, что регламентирующий вопросы пенсионного обеспечения
раздел VI Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях
и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях" не содержит указаний на то,
что его положения (в том числе положения статьи 31)
распространяются на военнослужащих.
 Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в
порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял
заявителя о том, что данная жалоба не соответствует требованиям
названного Закона.
 2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив
представленные В.В.Тихановым материалы, не находит оснований для
принятия ее жалобы к рассмотрению.
 Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями
социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности,
потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение
условий и порядка реализации данного конституционного права, в том
числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на
них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров
пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
 Действие Закона Российской Федерации "О государственных
гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", согласно
части первой его статьи 1, распространяется на лиц, работающих по
найму (т. е. на основании трудового договора) постоянно или
временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и
лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Военнослужащим,
уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил
Российской Федерации, как следует из части второй той же статьи,
гарантии и компенсации предоставляются лишь в случаях,
предусмотренных данным Законом.
 Право на перерасчет пенсий с применением районного
коэффициента для военнослужащих названный Закон не
предусматривает - его статья 31 предоставляет это право лицам,
проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, либо
проработавшим на Крайнем Севере не менее 6 лет 8 месяцев по Списку
N 1 мужчинам и не менее 5 лет - женщинам (Федеральным законом от
22 августа 2004 года N 122-ФЗ, вступающим в силу с 1 января 2005
года, эта статья, как и другие, касающиеся пенсионного обеспечения,
признаны утратившими силу).
 Пенсии таким гражданам (в том числе пенсии по старости в связи
с особыми условиями труда) назначались по действовавшему до
1 января 2002 года Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990
года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в
настоящее время действует Федеральный закон от 17 декабря 2001 года
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), который увязывал
право на пенсионное обеспечение по старости с достижением
определенного возраста, как правило даже при назначении пенсии в
связи с особыми условиями труда, и наличием установленной
продолжительности общего и (или) специального трудового стажа,
закреплял определенный порядок исчисления пенсий, повышения их
минимальных и максимальных размеров гражданам, проживающим в
районах, где к заработной плате установлены районные коэффициенты,
а также сохранения назначенной с учетом районного коэффициента
пенсии по старости в связи с работой на Крайнем Севере в случае
выезда пенсионера на новое постоянное место жительства. Так, в
соответствии с пунктом "а" части первой его статьи 12 пенсии по
старости в связи с особыми условиями труда по Списку N 1
назначались мужчинам по достижении 50 лет при наличии у них не
менее 20 лет общего трудового стажа и не менее 10 лет стажа на
подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в
горячих цехах.
 Пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным
законом - Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года
"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в
органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе,
органах по контролю за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы, и их семей", которым определяются условия назначения
пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся - в силу
специфики военной службы как особого вида федеральной
государственной службы - от аналогичных параметров трудовых пенсий:
пенсии за выслугу лет, как правило, назначаются при требуемой
выслуге военной службы независимо от возраста, их размеры
значительно выше размеров трудовых пенсий и подлежат перерасчету
при увеличении денежного довольствия военнослужащих.
 Частью третьей статьи 48 названного Закона (в редакции
Федерального закона от 10 января 2002 года) предусмотрено, что
военным пенсионерам, прослужившим в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20
календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате
рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или
установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих
лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
пенсии, назначаемые в соответствии с данным Законом, исчисляются с
применением районного коэффициента (его предельный размер
составляет 1,5) независимо от времени обращения за назначением
пенсии.
 С учетом перечисленных различий пенсий за выслугу лет на
военной службе и трудовых пенсий, назначаемых на общих основаниях,
установленная в законах Российской Федерации "О государственных
гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и
"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в
органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе,
органах по контролю за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы, и их семей" дифференциация правил исчисления пенсий с
применением районного коэффициента на основании, в том числе,
такого критерия, как работа по трудовому договору или военная
служба в районах Крайнего Севера, сама по себе не может
рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства
(статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) при
реализации военнослужащими гарантированного статьей 39 Конституции
Российской Федерации права на пенсионное обеспечение.
 Доводы, приведенные В.В.Тихановым в обоснование своей позиции,
свидетельствуют о том, что фактически им ставится вопрос о
необходимости расширения круга военнослужащих, имеющих право на
исчисление пенсии за выслугу лет с применением районного
коэффициента. Решение этого вопроса относится к компетенции
законодателя, а не к полномочиям Конституционного Суда Российской
Федерации.
 Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи
40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79,
статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд
Российской Федерации
 о п р е д е л и л:
 1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина
Тиханова Виктора Васильевича, поскольку она не отвечает требованиям
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается
допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса
Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
 2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
 3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании
законодательства Российской Федерации" и "Вестнике Конституционного
Суда Российской Федерации".
 Председатель
 Конституционного Суда
 Российской Федерации В.Д.Зорькин
 Судья-секретарь
 Конституционного Суда
 Российской Федерации Ю.М.Данилов
 N 396-О
Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 № 397-О