Популярные законы Закон о курении

Трудовой кодекс РФ

Закон о контрактной системе закупок

Закон о защите прав потребителей

Закон о такси

Закон об ОСАГО

Закон о счетной палате

Таможенный кодекс Таможенного союза

Закон о денежном довольствии военнослужащих

Закон о полиции

Закон о саморегулируемых организациях

Кодексы 1 часть Гражданский кодекс РФ

2 часть Гражданский кодекс РФ

3 часть Гражданский кодекс РФ

4 часть Гражданский кодекс РФ

1 часть Налоговый кодекс РФ

2 часть Налоговый кодекс РФ

ФЗ 2013 Федеральный закон N 98-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 95-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 94-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 92-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 83-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 82-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 63-ФЗ от 22.04.2013

Федеральный закон N 62-ФЗ от 22.04.2013

Федеральный закон N 60-ФЗ от 05.04.2013

Федеральный закон N 57-ФЗ от 05.04.2013

все законы
Федеральные законы РФ
Постановления
Приказы
Распоряжения
Указы

Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ

 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
 О присяжных заседателях федеральных судов
 общей юрисдикции в Российской Федерации
 Принят Государственной Думой 31 июля 2004 года
 Одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года
 (В редакции федеральных законов от 31.03.2005 г. N 26-ФЗ;
 от 22.12.2008 г. N 265-ФЗ; от 25.11.2009 г. N 271-ФЗ;
 от 27.12.2009 г. N 350-ФЗ)
 Статья 1. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных
 заседателей
 Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей
федеральных судов общей юрисдикции (далее - присяжные заседатели)
проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах
республик, краевых, областных судах, судах городов федерального
значения, автономной области и автономных округов, окружных
(флотских) военных судах (далее - суды).
 Статья 2. Участие граждан Российской Федерации в
 осуществлении правосудия в качестве присяжных
 заседателей
 1. Граждане Российской Федерации (далее - граждане) имеют
право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных
заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им
уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного
права устанавливается только федеральным законом.
 2. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных
заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные
заседатели, является их гражданским долгом.
 Статья 3. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям
 1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в
списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в
установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации
порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.
 2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные
заседатели не могут быть лица:
 1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в
присяжные заседатели возраста 25 лет;
 2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
 3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в
дееспособности;
 4) состоящие на учете в наркологическом или
психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма,
наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических
расстройств.
 3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела
в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом
Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не
допускаются также лица:
 1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
 2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
 3) имеющие физические или психические недостатки,
препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного
дела.
 Статья 4. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные
 заседатели
 1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта
Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной
списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое
для работы соответствующего суда число граждан, постоянно
проживающих на территории субъекта Российской Федерации.
 2. Число граждан, подлежащих включению в общий список
кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от
каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать
соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании
граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте
Российской Федерации.
 3. Число граждан, подлежащих включению в запасной список
кандидатов в присяжные заседатели, определяется высшим
исполнительным органом государственной власти субъекта Российской
Федерации и составляет не более одной четвертой числа кандидатов в
присяжные заседатели, подлежащих включению в общий список
кандидатов в присяжные заседатели.
 4. (Утратила силу - Федеральный закон
от 27.12.2009 г. N 350-ФЗ)
 Статья 5. Порядок и сроки составления списков кандидатов
 в присяжные заседатели
 1. Председатель суда не позднее чем за три месяца до истечения
срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее
включенных в общий и запасной списки кандидатов в присяжные
заседатели, вносит руководителю высшего исполнительного органа
государственной власти соответствующего субъекта Российской
Федерации представление о необходимом для работы суда числе
кандидатов в присяжные заседатели.
 2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта
Российской Федерации в соответствии со статьей 4 настоящего
Федерального закона устанавливает порядок и сроки составления
списков кандидатов в присяжные заседатели и сообщает
исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований
число граждан, которое необходимо включить в списки кандидатов в
присяжные заседатели от соответствующих муниципальных образований.
При составлении списков кандидатов в присяжные заседатели число
указанных граждан может быть превышено не более чем на 10
процентов.
 3. Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются
исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований
отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской
Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в
информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы
Российской Федерации "Выборы", путем случайной выборки
установленного числа граждан. При этом из числа отобранных граждан
исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в
соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.
 4. О составлении списков кандидатов в присяжные заседатели
исполнительно-распорядительный орган муниципального образования
извещает граждан, проживающих на территории соответствующего
муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных
в списки кандидатов в присяжные заседатели, и в течение двух недель
предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками и
рассматривает поступающие от них письменные заявления об исключении
граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели и исправлении
в них неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели. (В
редакции Федерального закона от 31.03.2005 г. N 26-ФЗ)
 5. Уточненные списки кандидатов в присяжные заседатели,
подписанные главами муниципальных образований, представляются в
высший исполнительный орган государственной власти субъекта
Российской Федерации. (В редакции Федерального закона
от 22.12.2008 г. N 265-ФЗ)
 6. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта
Российской Федерации на основании поступивших от
исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований
списков кандидатов в присяжные заседатели составляет общий список
кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации,
который подписывается руководителем высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется
печатью.
 7. Одновременно с составлением общего списка кандидатов в
присяжные заседатели высший исполнительный орган государственной
власти субъекта Российской Федерации составляет запасной список
кандидатов в присяжные заседатели. В него включаются только
граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту
постоянного нахождения соответствующего суда.
 8. Запасной список кандидатов в присяжные заседатели
подписывается руководителем высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется
печатью.
 9. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели
публикуются в средствах массовой информации соответствующего
муниципального образования и содержат только фамилии, имена и
отчества кандидатов в присяжные заседатели.
 10. Граждане имеют право обращаться в высший исполнительный
орган государственной власти субъекта Российской Федерации с
письменными заявлениями о необоснованном включении в списки
кандидатов в присяжные заседатели, об исключении их из указанных
списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные
заседатели, содержащихся в этих списках.
 11. Высший исполнительный орган государственной власти
субъекта Российской Федерации в пятидневный срок рассматривает
поступившие письменные заявления и принимает решения, которые могут
быть обжалованы в суд в порядке, установленном гражданским
процессуальным законодательством.
 12. Изменения и дополнения, внесенные в общий и запасной
списки кандидатов в присяжные заседатели, публикуются в средствах
массовой информации соответствующего муниципального образования.
 13. Исполнительно-распорядительный орган муниципального
образования и высший исполнительный орган государственной власти
субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно (или в более
короткие сроки по представлению председателя суда) проверять и при
необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями
настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая
из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и
включая в них тех, кто был отобран дополнительно.
 14. Финансовое обеспечение переданных
исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований
государственных полномочий по составлению списков кандидатов в
присяжные заседатели осуществляется из средств федерального бюджета
в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской
Федерации.
 Статья 5-1. Особенности порядка составления списков
 кандидатов в присяжные заседатели в городах
 федерального значения Москве и Санкт-Петербурге
 1. Списки кандидатов в присяжные заседатели в городах
федерального значения Москве и Санкт-Петербурге составляются в
соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом особенностей,
установленных настоящей статьей.
 2. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге
списки кандидатов в присяжные заседатели составляются высшим
исполнительным органом государственной власти соответствующего
города федерального значения и (или) уполномоченным им
исполнительным органом государственной власти соответствующего
города федерального значения.
 3. Законами городов федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга полномочиями по составлению списков кандидатов в
присяжные заседатели могут быть наделены
исполнительно-распорядительные органы внутригородских муниципальных
образований соответствующего города федерального значения.
 4. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели,
формируемые в городах федерального значения Москве и
Санкт-Петербурге, изменения и дополнения, внесенные в них,
публикуются в средствах массовой информации соответствующего города
федерального значения и содержат только фамилии, имена и отчества
кандидатов в присяжные заседатели.
 5. Средства федерального бюджета для финансового обеспечения
полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели
в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге
предоставляются в порядке и размерах, определяемых Правительством
Российской Федерации.
 (Статья дополнена - Федеральный закон
от 22.12.2008 г. N 265-ФЗ)
 Статья 6. Обязанности должностных лиц и руководителей
 организаций по представлению информации для
 составления списков кандидатов в присяжные
 заседатели
 1. Должностные лица и руководители организаций независимо от
их организационно-правовой формы обязаны по запросу
исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и
высшего исполнительного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации представить информацию, необходимую для
составления списков кандидатов в присяжные заседатели.
 2. За непредставление информации, необходимой для составления
списков кандидатов в присяжные заседатели, а также за представление
заведомо неверной информации лица, указанные в части 1 настоящей
статьи, несут ответственность, установленную Кодексом Российской
Федерации об административных правонарушениях.
 Статья 7. Исключение граждан из общего и запасного
 списков кандидатов в присяжные заседатели
 Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в
присяжные заседатели, исключаются из указанных списков высшим
исполнительным органом государственной власти субъекта Российской
Федерации в случаях:
 1) выявления обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3
настоящего Федерального закона;
 2) подачи гражданином письменного заявления о наличии
обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного
заседателя, если он является:
 а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется
судопроизводство;
 б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного
заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими
документами;
 в) лицом, достигшим возраста 65 лет;
 г) лицом, замещающим государственные должности или выборные
должности в органах местного самоуправления;
 д) военнослужащим;
 д-1) гражданином, уволенным с военной службы по контракту из
органов федеральной службы безопасности, федеральных органов
государственной охраны или органов внешней разведки, - в течение
пяти лет со дня увольнения; (Подпункт дополнен - Федеральный закон
от 25.11.2009 г. N 271-ФЗ)
 е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом,
нотариусом, должностным лицом службы судебных приставов или частным
детективом - в период осуществления профессиональной деятельности и
в течение пяти лет со дня ее прекращения; (В редакции Федерального
закона от 25.11.2009 г. N 271-ФЗ)
 е-1) имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних
дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ, таможенных органов или органов и учреждений
уголовно-исполнительной системы; (Подпункт дополнен - Федеральный
закон от 25.11.2009 г. N 271-ФЗ)
 е-2) гражданином, уволенным со службы в органах и учреждениях,
указанных в подпункте "е-1" настоящего пункта, - в течение пяти лет
со дня увольнения; (Подпункт дополнен - Федеральный закон
от 25.11.2009 г. N 271-ФЗ)
 ж) священнослужителем.
 Статья 8. Направление в суд общего и запасного
 списков кандидатов в присяжные заседатели
 1. Составленные высшим исполнительным органом государственной
власти субъекта Российской Федерации общий и запасной списки
кандидатов в присяжные заседатели направляются в соответствующий
суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий
кандидатов в присяжные заседатели, включенных в ранее
представленные общий и запасной списки кандидатов в присяжные
заседатели.
 2. Изменения, внесенные в общий и запасной списки кандидатов в
присяжные заседатели в соответствии с частью 13 статьи 5 настоящего
Федерального закона, направляются в соответствующий суд в недельный
срок.
 3. При выявлении в поступивших в суд общем и запасном списках
кандидатов в присяжные заседатели лиц, указанных в части 2 статьи 3
настоящего Федерального закона, или лиц, подавших письменное
заявление об исключении из списков кандидатов в присяжные
заседатели в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего
Федерального закона, а также в случае необходимости дополнения этих
списков председатель суда вносит в высший исполнительный орган
государственной власти субъекта Российской Федерации представление
о необходимости изменения и дополнения общего и запасного списков
кандидатов в присяжные заседатели.
 Статья 9. Кандидаты в присяжные заседатели Верховного Суда
 Российской Федерации
 Кандидаты в присяжные заседатели для участия в рассмотрении
уголовных дел Верховным Судом Российской Федерации отбираются путем
случайной выборки аппаратом Верховного Суда Российской Федерации из
общих и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели,
составленных для судов в субъектах Российской Федерации.
 Статья 9-1. Кандидаты в присяжные заседатели
 окружного (флотского) военного суда
 1. В окружной (флотский) военный суд высшими исполнительными
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на
территориях которых действует данный суд, на основании
представления председателя соответствующего суда направляются общий
и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, составленные в
порядке, установленном статьями 5-8 настоящего Федерального закона.
 2. В окружном (флотском) военном суде из всех представленных
списков кандидатов в присяжные заседатели составляются единый общий
и единый запасной списки кандидатов в присяжные заседатели данного
суда.
 3. Кандидаты в присяжные заседатели для участия в рассмотрении
уголовных дел окружным (флотским) военным судом отбираются путем
случайной выборки аппаратом данного суда из единого общего и
единого запасного списков кандидатов в присяжные заседатели данного
суда.
 (Статья дополнена - Федеральный закон
от 27.12.2009 г. N 350-ФЗ)
 Статья 10. Порядок и сроки исполнения гражданином
 обязанностей присяжного заседателя
 1. Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей
присяжных заседателей в порядке, установленном
Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, один раз в
год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела,
начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту
истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела.
 2. Кандидаты в присяжные заседатели, вызванные в суд, но не
отобранные в состав коллегии присяжных заседателей и не
освобожденные от исполнения обязанностей кандидатов в присяжные
заседатели по основаниям, предусмотренным статьями 3 и 7 настоящего
Федерального закона, могут быть привлечены для участия в качестве
присяжных заседателей в другом судебном заседании.
 Статья 11. Материальное обеспечение присяжных заседателей
 1. За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по
осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за
счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в
размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда
пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в
осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного
заседателя по месту его основной работы за такой период.
 2. Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные
расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения
суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством
для судей данного суда.
 3. За присяжным заседателем на время исполнения им
обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы
сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым
законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод
на другую работу по инициативе работодателя в этот период не
допускаются.
 4. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по
осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов
трудового стажа.
 Статья 12. Гарантии независимости и неприкосновенности
 присяжного заседателя
 1. На присяжного заседателя в период осуществления им
правосудия распространяются гарантии независимости и
неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской
Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996
года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", пунктом 1
(за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем
первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8
статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-I
"О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от
20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей,
должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и
настоящим Федеральным законом.
 2. Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять
обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
 Статья 13. Заключительные и переходные положения
 1. Списки кандидатов в присяжные заседатели для судов, в
которых законодательством Российской Федерации предусмотрено
рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей, должны
быть составлены в течение трех месяцев со дня вступления в силу
настоящего Федерального закона.
 2. Граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные
заседатели до вступления в силу настоящего Федерального закона,
сохраняют свои полномочия до составления списков присяжных
заседателей в соответствии с настоящим Федеральным законом, а в
случае их участия в качестве присяжных заседателей в рассмотрении
уголовных дел, которые не могут быть закончены до истечения этого
срока, - до окончания рассмотрения этих дел.
 3. Признать утратившими силу:
 1) раздел V Закона РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве
РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, N 28, ст. 976);
 2) пункт 5 раздела I Закона Российской Федерации от 16 июля
1993 года N 5451-I "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР
"О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР,
Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных
правонарушениях" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской
Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33,
ст. 1313);
 3) статью 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ
"О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного
управления в области пожарной безопасности" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3033).
 Президент Российской Федерации В.Путин
 Москва, Кремль
 20 августа 2004 года
 N 113-ФЗ
Федеральный закон от 20.08.2004 № 112-ФЗ
Федеральный закон от 20.08.2004 № 114-ФЗ