Популярные законы Закон о курении
Трудовой кодекс РФ
Закон о контрактной системе закупок
Закон о защите прав потребителей
Закон о такси
Закон об ОСАГО
Закон о счетной палате
Таможенный кодекс Таможенного союза
Закон о денежном довольствии военнослужащих
Закон о полиции
Закон о саморегулируемых организациях
Кодексы 1 часть Гражданский кодекс РФ
2 часть Гражданский кодекс РФ
3 часть Гражданский кодекс РФ
4 часть Гражданский кодекс РФ
1 часть Налоговый кодекс РФ
2 часть Налоговый кодекс РФ
ФЗ 2013 Федеральный закон N 98-ФЗ от 07.05.2013
Федеральный закон N 95-ФЗ от 07.05.2013
Федеральный закон N 94-ФЗ от 07.05.2013
Федеральный закон N 92-ФЗ от 07.05.2013
Федеральный закон N 83-ФЗ от 07.05.2013
Федеральный закон N 82-ФЗ от 07.05.2013
Федеральный закон N 63-ФЗ от 22.04.2013
Федеральный закон N 62-ФЗ от 22.04.2013
Федеральный закон N 60-ФЗ от 05.04.2013
Федеральный закон N 57-ФЗ от 05.04.2013
→ все законы
Федеральные законы РФ
Постановления
Приказы
Распоряжения
Указы
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.12.2003 № 419-О
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ об отказе в принятии к рассмотрению запроса Новгородской областной Думы о проверке конституционности подпункта 13 пункта 2 и подпункта 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" город Москва 5 декабря 2003 года Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей М.В.Баглая, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, В.О.Лучина, Ю.Д.Рудкина, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева, заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Я.Сливы, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Новгородской областной Думы, у с т а н о в и л: 1. В запросе Новгородской областной Думы оспаривается конституционность положений статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", согласно которым от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, а также юридические лица и граждане, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту охраняемых законом прав и интересов других лиц (подпункт 13 пункта 2); от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов (подпункт 1 пункта 3). Новгородская областная Дума утверждает, что органы местного самоуправления, выступая в судах от имени и в интересах муниципального образования и его населения, всегда действуют в общественных интересах и, следовательно, должны освобождаться от уплаты государственной пошлины независимо от своего процессуального положения; между тем оспариваемые нормы в силу своей неопределенности позволяют в правоприменительной практике ограничивать возможность освобождения органов местного самоуправления от уплаты государственной пошлины только случаями их участия в судебном процессе в качестве истцов, что нарушает права местного самоуправления, закрепленные статьями 3 (часть 2), 12, 130 и 133 Конституции Российской Федерации. 2. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому судебную защиту прав и свобод (статья 46, часть 1), одновременно предусматривает, что порядок судопроизводства определяется федеральным законодательством (статья 71, пункт "о"; статья 76, часть 1). Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса лишь в установленном порядке, что не может рассматриваться как нарушение права на судебную защиту; закрепленные законодателем требования - при обеспечении каждому возможности обратиться в суд - обязательны для заявителя. Это относится и к правилам, регламентирующим порядок уплаты государственной пошлины, поскольку государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам, а в силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженная в определениях по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав положениями Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", как имеющая общий характер и с учетом конституционного принципа равноправия сторон при осуществлении судопроизводства (статья 123, часть 3, Конституции Российской Федерации) распространяется не только на граждан, но и на иные субъекты, в том числе на органы местного самоуправления, которые в силу статьи 20 Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования, и касается порядка возмещения судебных расходов, в том числе государственной пошлины. 3. В подтверждение своей позиции заявитель приводит решения судов общей юрисдикции, удовлетворивших заявление гражданки Е.В.Семеновой к Администрации Великого Новгорода об обязании исполнения гарантий по трудовому договору (контракту) и жалобу гражданина С.Н.Рубцова на решение комитета по земельным ресурсам и землеустройству Администрации Великого Новгорода о снятии с льготной очереди на предоставление земельного участка. На основании этих решений с ответчика были взысканы в пользу заявителей судебные расходы в виде государственной пошлины. Обязанность по возмещению судебных расходов в пользу истцов возникла у Администрации Великого Новгорода в силу требований действовавшей в период рассмотрения указанных дел в судах статьи 90 ГПК РСФСР: стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждал с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы (включая государственную пошлину), хотя бы эта сторона и была освобождена от их уплаты в доход государства. Аналогичное правило предусмотрено и вступившим в силу с 1 января 2003 года Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации: согласно его статье 98 стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Именно указанные нормы гражданского процессуального законодательства устанавливают общие правила распределения судебных расходов между сторонами, в том числе обязанность их возмещения истцу ответчиком в случае вынесения решения в пользу истца, не делая из них каких-либо исключений для органов местного самоуправления. Что касается подпункта 13 пункта 2 и подпункта 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", то на их основании органы местного самоуправления освобождаются не от возмещения стороне, выигравшей спор, соответствующих расходов, а от уплаты государственной пошлины в случае обращения в суд в защиту государственных и общественных интересов. Следовательно, конституционные права местного самоуправления, гарантированные статьями 3 (часть 2), 12, 130 и 133 Конституции Российской Федерации, вопреки утверждению заявителя, оспариваемыми нормами не затрагиваются. 4. Согласно части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" основанием к рассмотрению дела Конституционным Судом Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемые в обращении нормы. Если при разрешении вопроса о принятии обращения к рассмотрению Конституционный Суд Российской Федерации приходит к выводу, что такая неопределенность является мнимой, а ссылки на указанные заявителем статьи Конституции Российской Федерации - необоснованными или произвольными, Конституционный Суд Российской Федерации отказывает в принятии обращения к рассмотрению. Поскольку неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации подпункта 13 пункта 2 и подпункта 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" отсутствует, запрос Новгородской областной Думы не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению. Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации о п р е д е л и л: 1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Новгородской областной Думы, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода обращения признаются допустимыми. 2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит. 3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации". Конституционный Суд Российской Федерации N 419-ОПриказ Министерства юстиции Российской Федерации от 05.12.2003 № 310
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.12.2003 № 446-О