Популярные законы Закон о курении

Трудовой кодекс РФ

Закон о контрактной системе закупок

Закон о защите прав потребителей

Закон о такси

Закон об ОСАГО

Закон о счетной палате

Таможенный кодекс Таможенного союза

Закон о денежном довольствии военнослужащих

Закон о полиции

Закон о саморегулируемых организациях

Кодексы 1 часть Гражданский кодекс РФ

2 часть Гражданский кодекс РФ

3 часть Гражданский кодекс РФ

4 часть Гражданский кодекс РФ

1 часть Налоговый кодекс РФ

2 часть Налоговый кодекс РФ

ФЗ 2013 Федеральный закон N 98-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 95-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 94-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 92-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 83-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 82-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 63-ФЗ от 22.04.2013

Федеральный закон N 62-ФЗ от 22.04.2013

Федеральный закон N 60-ФЗ от 05.04.2013

Федеральный закон N 57-ФЗ от 05.04.2013

все законы
Федеральные законы РФ
Постановления
Приказы
Распоряжения
Указы

Приказ Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 09.12.2002 № 525

 П Р И К А З
 Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации
 от 9 декабря 2002 г. N 525
 Об утверждении Инструкции об основах организации
 и формах осуществления в федеральных органах
 налоговой полиции работы по предупреждению
 преступлений и правонарушений
 Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
 29 января 2003 г. Регистрационный N 4159
 В целях повышения эффективности деятельности федеральных
органов налоговой полиции по реализации задач, возложенных на них
законодательством Российской Федерации, приказываю:
 1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об основах организации и
формах осуществления в федеральных органах налоговой полиции работы
по предупреждению преступлений и правонарушений (далее -
Инструкция).
 2. Главному организационно-инспекторскому управлению ФСНП
России совместно с заинтересованными структурными подразделениями
ФСНП России по итогам первого полугодия 2003 года проанализировать
результаты деятельности федеральных органов налоговой полиции по
предупреждению преступлений и правонарушений и представить
предложения, направленные на совершенствование учета результатов
этой деятельности и определение, критериев оценки ее эффективности.
 3. Заместителям директора ФСНП России - начальникам главных
управлений ФСНП России по федеральным округам, начальникам
подразделений ФСНП России, начальникам территориальных органов
налоговой полиции в месячный срок привести свои правовые акты в
соответствие с Инструкцией.
 4. Признать утратившим силу приказ ДНП России от 13.04.95
N 189/дсп (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской
Федерации 25.04.95, регистрационный N 841).
 5. Приказ довести до сотрудников федеральных органов налоговой
полиции в части, их касающейся.
 ____________
 Приложение
 к приказу ФСНП России
 от 9 декабря 2002 г.
 N 525
 И Н С Т Р У К Ц И Я
 об основах организации и формах осуществления
 в федеральных органах налоговой полиции работы
 по предупреждению преступлений и правонарушений
 Настоящая Инструкция определяет основные задачи, содержание,
формы и методы работы федеральных органов налоговой полиции по
предупреждению налоговых и иных отнесенных законом к их компетенции
преступлений и правонарушений, а также по предотвращению нанесения
государству материального ущерба в результате уклонения от уплаты
налогов и иных неправомерных действий, совершаемых в сфере
экономики.
 I. Общие положения
 1. Предупреждение преступлений и правонарушений является одним
из приоритетных направлений правоохранительной деятельности по
борьбе с преступностью, входит в число основных задач федеральных
органов налоговой полиции и представляет собой комплекс специальных
мер упреждающего воздействия, проводимых структурными
подразделениями и сотрудниками федеральных органов налоговой
полиции в пределах установленной компетенции с целью:
 - выявления причин и условий, способствующих совершению
преступлений и правонарушений, а также принятия мер по их
устранению и нейтрализации;
 - выявления лиц, склонных к совершению преступлений, и
оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их
стороны преступных посягательств;
 - предотвращения (недопущения) готовящихся преступлений;
 - пресечения покушений на преступления (т. е. пресечения
умышленных действий либо бездействия, непосредственно направленных
на совершение преступления);
 - создания обстоятельств, препятствующих совершению
преступлений и правонарушений.
 2. Правовой основой деятельности федеральных органов налоговой
полиции по предупреждению преступлений и правонарушений являются
Конституция Российской Федерации<1>, Закон Российской Федерации
"О федеральных органах налоговой полиции"<2>, Федеральный закон
"Об оперативно-розыскной деятельности"<3>, Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации<4>, Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях<5>, иные нормативные правовые акты
Российской Федерации.
 3. Деятельность по предупреждению преступлений и
правонарушений основывается на принципах:
 - законности;
 - соблюдения конституционных прав и свобод человека и
гражданина;
 - сочетания гласных и негласных методов работы;
 - взаимодействия с органами государственной власти Российской
Федерации, общественными объединениями, организациями и гражданами.
 4. Планируемые и осуществляемые специальные меры упреждающего
воздействия должны отвечать требованиям:
 - объективности и актуальности, т. е. отражать адекватную
криминогенной обстановке потребность в осуществлении этих мер и
возможность соответствующих субъектов по их исполнению;
 - комплексности, т. е. обязательному объединению усилий
различных субъектов предупредительной деятельности;
 - приоритетности, т. е. обеспечивать оптимальный выбор форм и
тактики проведения предупредительных мер.
 5. Основными задачами федеральных органов налоговой полиции по
предупреждению преступлений и правонарушений являются:
 - защита экономических интересов государства путем организации
противодействия криминогенным процессам в сфере экономики и
обеспечения сдерживания и сокращения налоговой и связанной с ней
экономической преступности;
 - принятие необходимых мер, направленных на устранение и
нейтрализацию установленных причин и условий налоговой и связанной
с ней иной экономической преступности, в том числе должностных
преступлений и противоправных посягательств в отношении работников
налоговых органов и сотрудников федеральных органов налоговой
полиции;
 - проведение специальных криминологических исследований с
целью выявления особенностей и тенденций преступности в различных
сферах и отраслях экономической деятельности; разработка
предложений по преодолению и устранению выявленных криминогенных
факторов;
 - выявление лиц, подготавливающих преступления либо
покушающихся на их совершение; склонение этих лиц к отказу от
преступных намерений и принятие превентивных мер по пресечению
преступных посягательств;
 - проведение индивидуальной профилактической работы с лицами
(группами лиц), противоправные действия (бездействие) которых не
содержат признаков преступления, но дают основания применить к ним
предупредительные меры;
 - проведение общей профилактики в целях устранения и
нейтрализации причин и условий, способствующих совершению
преступлений и правонарушений, а также создания в обществе
обстановки нетерпимости к преступлениям и правонарушениям,
посягающим на экономическую безопасность государства;
 - мониторинг и анализ происходящих в сфере экономики
негативных процессов и явлений, связанных с уклонением от уплаты
налоговых платежей, их минимизацией, с утечкой капиталов за рубеж,
с легализацией доходов, полученных преступным путем, и разработка
соответствующих предложений (экономических, социальных, правовых,
организационных и иных) по их недопущению и устранению.
 6. Деятельность федеральных органов налоговой полиции по
предупреждению преступлений и правонарушений включает в себя
следующие направления:
 - профилактику преступлений и правонарушений (общую и
индивидуальную);
 - предотвращение готовящихся преступлений и правонарушений;
 - пресечение покушений на преступления.
 ____________
 <1> "Российская газета" N 237, 25.12.93.
 <2> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 29, ст. 1114.
 <3> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995,
N 33, ст. 3349.
 <4> Собрание законодательства Российской Федерации, 2001,
N 52 (ч. I), ст. 4921.
 <5> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1
(ч. I), ст. 1.
 II. Объекты и субъекты деятельности по предупреждению
 преступлений и правонарушений
 7. Объектами воздействия со стороны федеральных органов
налоговой полиции при осуществлении ими деятельности по
предупреждению преступлений и правонарушений являются:
 - лица, готовящие преступления, либо покушающиеся на их
совершение, либо высказывающие намерения совершить противоправные
деяния;
 - лица, готовящие противоправные посягательства в отношении
работников налоговых органов, сотрудников федеральных органов
налоговой полиции в связи с исполнением ими служебных обязанностей,
а также в отношении членов их семей и их собственности;
 - должностные лица юридических лиц, предприниматели без
образования юридического лица, имеющие задолженность (недоимку)
перед бюджетом по уплате налогов и сборов, не представляющие
налоговую отчетность в установленные сроки, уклоняющиеся от
постановки на учет в налоговых органах, а также привлеченные ранее
к административной ответственности за совершенные правонарушения в
области налогов и сборов либо к налоговой ответственности за
совершенные налоговые правонарушения;
 - лица, подвергнутые налоговому контролю со стороны налоговых
органов за превышение произведенных ими расходов над заявленными в
соответствующих декларациях доходами;
 - работники налоговых органов, сотрудники органов налоговой
полиции, способствующие различным образом (при отсутствии в их
действиях либо бездействии состава преступления) совершению
преступлений и правонарушений со стороны физических и юридических
лиц, а также оказывающие им различные услуги в ущерб экономическим
интересам государства;
 - сотрудники органов налоговой полиции, создающие предпосылки
к раскрытию конфиденциальных источников, планируемых
оперативно-розыскных мероприятий, к утечке информации, составляющей
государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну;
 - работники налоговых органов, создающие предпосылки к утечке
информации, составляющей государственную, служебную, налоговую и
иную охраняемую законом тайну;
 - лица, препятствующие различным образом исполнению служебных
обязанностей работниками налоговых органов и сотрудниками налоговой
полиции, а также оказывающие на них и их близких психологическое и
иное воздействие с целью оказания влияния на результаты служебной
деятельности;
 - лица, с которыми федеральными органами налоговой полиции
прекращено конфиденциальное сотрудничество по компрометирующим их
основаниям;
 - сами причины и условия, способствующие совершению
преступлений и правонарушений юридическими и физическими лицами, а
также должностных преступлений в налоговых органах и федеральных
органах налоговой полиции.
 8. Субъектами, непосредственно реализующими задачи
предупреждения преступлений и правонарушений в федеральных органах
налоговой полиции, являются структурные подразделения Федеральной
службы налоговой полиции Российской Федерации (далее - ФСНП России)
и территориальных органов налоговой полиции, реализующие следующие
функции: оперативно-розыскные, обеспечения безопасности и борьбы с
коррупцией, предварительного расследования, обеспечения физической
защиты, информационной безопасности, аналитические, правовые,
общественных связей, информационно-технологические и
организационно-инспекторские.
 Иные подразделения федеральных органов налоговой полиции в
пределах своей компетенции обеспечивают деятельность субъектов по
предупреждению преступлений и правонарушений.
 III. Компетенция субъектов предупреждения преступлений
 и правонарушений
 9. Деятельность субъектов по предупреждению преступлений и
правонарушений осуществляется в соответствии с установленной
настоящей Инструкцией их компетенцией: по профилактике преступлений
и правонарушений; по предотвращению готовящихся преступлений; по
пресечению покушений на преступления; по анализу и оценке
результатов деятельности федеральных органов налоговой полиции в
предупреждении преступлений и правонарушений.
 10. Главные управления, управления ФСНП России в соответствии
со своей компетенцией, установленной нормативными правовыми актами
ФСНП России:
 10.1. Осуществляют организационно-методическое обеспечение
линейных подразделений по предупреждению преступлений и
правонарушений.
 10.2. Проводят комплексный анализ и прогнозирование
оперативной обстановки, выявляют детерминирующие криминогенные
факторы и обеспечивают с их учетом подготовку и проведение
комплексных и целевых оперативно-профилактических мероприятий
(операций) по предупреждению преступлений в наиболее
криминализированных отраслях экономики, а также в субъектах
Российской Федерации со сложной оперативной обстановкой.
 10.3. Участвуют в разработке нормативных правовых актов и
государственных программно-целевых мероприятий, направленных на
предупреждение налоговой и иной преступности в экономической сфере,
наносящей государству материальный ущерб и представляющей угрозу
экономической безопасности государства, а также на предупреждение
иных преступлений, в том числе должностных, отнесенных
законодательством к компетенции федеральных органов налоговой
полиции.
 10.4. Подготавливают управленческие решения ФСНП России по
вопросам организации и повышения эффективности работы линейных
подразделений по комплексному решению задач предупреждения
преступлений и правонарушений.
 10.5. Участвуют в разработке и реализации на федеральном
уровне планов предупреждения и профилактики налоговой и иной
связанной с ней преступности.
 10.6. Осуществляют контроль за организацией
предупредительно-профилактической работы в территориальных органах
налоговой полиции и оказывают им необходимую практическую помощь.
 10.7. Участвуют в подготовке и направлении в органы
государственной власти Российской Федерации информации о выявленных
основных причинах и условиях преступности, а также соответствующих
предложений по их нейтрализации и устранению.
 10.8. Систематически информируют население страны через
средства массовой информации о наиболее характерных криминогенных
процессах, протекающих в сфере экономики, выявленных преступлениях
и осужденных за их совершение гражданах.
 10.9. Анализируют результаты деятельности линейных
подразделений по предупреждению преступлений и правонарушений и
разрабатывают критерии оценки ее эффективности.
 11. Управления (отделы) Федеральной службы налоговой полиции
Российской Федерации в субъектах Российской Федерации
(территориальные органы налоговой полиции):
 11.1. Непосредственно организуют работу своих структурных
подразделений и местных органов налоговой полиции по предупреждению
преступлений и правонарушений и контролируют ее осуществление.
 11.2. Осуществляют ежеквартальный анализ оперативной и
криминальной обстановки на обслуживаемой территории (в т. ч. в
конкретных отраслях экономики либо на отдельных объектах), на
основе которого разрабатывают и проводят в установленном порядке
целевые оперативно-профилактические мероприятия.
 11.3. Выявляют причины и условия прогрессирующей преступности,
вырабатывают предложения по их нейтрализации и информируют об этом
в установленном порядке органы власти субъектов Российской
Федерации, органы местного самоуправления, а также ФСНП России.
 11.4. В целях реализации задач предупреждения преступлений и
правонарушений устанавливают деловое сотрудничество со средствами
массовой информации, общественными объединениями, организациями и
гражданами по созданию в обществе нетерпимости к совершению
противоправных посягательств, направленных на подрыв экономической
безопасности государства.
 12. Оперативные подразделения федеральных органов налоговой
полиции:
 12.1. При проведении оперативно-розыскных мероприятий выявляют
причины и условия совершения преступлений и правонарушений, а также
разрабатывают предложения по информированию органов государственной
власти Российской Федерации о необходимости принятия мер по
устранению и нейтрализации указанных причин и условий.
 12.2. Выносят в качестве предупредительной меры письменные
предостережения руководителям и иным должностным лицам организаций,
а также гражданам с требованием устранения нарушений
законодательства и контролируют их исполнение. В случае
неисполнения указанных требований применяют к виновным меры
ответственности в соответствии с законодательством.
 12.3. Проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению
лиц, замышляющих преступления. Принимают к указанным лицам
индивидуально-профилактические меры, а также создают необходимые
условия для отказа их от преступного замысла.
 12.4. Проводят работу по выявлению лиц, подготавливающих либо
покушающихся на преступления, и предпринимают соответствующие
оперативно-розыскные, уголовно-процессуальные и
административно-правовые меры по документированию и недопущению
противоправных посягательств.
 12.5. Проводят работу по разобщению и нейтрализации
организованных преступных групп или преступных сообществ
(организаций), действующих в налоговой сфере.
 12.6. Анализируют оперативную обстановку на линиях и объектах
оперативного обслуживания и разрабатывают предложения по проведению
комплекса предупредительно-профилактических мер, направленных на
устранение причин и условий конкретных преступлений.
 12.7. Осуществляют в целях предотвращения уклонения от уплаты
налогов мероприятия, направленные на выявление и пресечение
нарушений установленного порядка обращения наличных денежных
средств, а также нарушений законодательства о государственном
регулировании производства и оборота товаров (продукции),
облагаемых акцизами.
 12.8. Участвуют во взаимодействии с налоговыми органами в
проведении мероприятий по выявлению юридических и физических лиц,
уклоняющихся от постановки на учет в налоговых органах, не
представляющих в эти органы налоговые декларации, либо занимающихся
предпринимательской деятельностью без установленной
законодательством соответствующей регистрации в государственных
органах или без лицензии.
 12.9. Накапливают, систематизируют информацию о лицах,
совершивших преступления и правонарушения, проводят соответствующую
индивидуальную профилактическую работу с целью недопущения рецидива
с их стороны.
 12.10. Взаимодействуют с подразделениями общественных связей в
вопросах осуществления общей профилактики преступлений и
правонарушений и воспитании законопослушного налогоплательщика.
 13. Подразделения безопасности и борьбы с коррупцией
федеральных органов налоговой полиции:
 13.1. Выявляют причины и условия совершения должностных
преступлений в налоговых органах и органах налоговой полиции и
принимают меры по их нейтрализации и устранению, подготавливают
соответствующие предложения в органы государственной власти
Российской Федерации.
 13.2. Проводят мероприятия в целях предотвращения утечки из
налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции сведений,
содержащих государственную, служебную и иную охраняемую законом
тайну.
 13.3. Выявляют лиц из числа сотрудников органов налоговой
полиции и работников налоговых органов, намеревающихся использовать
служебное положение в корыстных целях, оказывающих предпочтение
определенным организациям, а также находящихся под влиянием
определенных граждан либо социальных групп, и проводят с ними
индивидуальную профилактическую работу.
 13.4. Проводят мероприятия по нейтрализации и исключению
преступных посягательств на жизнь, здоровье и собственность
сотрудников федеральных органов налоговой полиции, работников
налоговых органов в связи с исполнением ими служебных обязанностей,
а также в отношении членов их семей.
 13.5. Выявляют лиц, замышляющих либо подготавливающих
противоправные посягательства в отношении лиц, сотрудничающих с
федеральными органами налоговой полиции на конфиденциальной основе.
 13.6. Принимают участие во взаимодействии с кадровыми
подразделениями в изучении и отборе кандидатов при приеме их на
службу в федеральные органы налоговой полиции.
 13.7. Проводят, в том числе во взаимодействии с
подразделениями общественных связей и с использованием средств
массовой информации, общие предупредительно-профилактические
мероприятия.
 13.8. Устанавливают взаимодействие с органами федеральной
службы безопасности и подразделениями собственной безопасности иных
правоохранительных органов с целью выработки и реализации
совместных мер по решению задач предупреждения преступлений и
правонарушений.
 14. Следственные подразделения и подразделения дознания
федеральных органов налоговой полиции:
 14.1. В ходе всестороннего, полного и объективного
предварительного расследования уголовных дел выявляют причины и
условия, способствующие совершению налоговых и иных экономических
преступлений, принимают меры по устранению и нейтрализации этих
причин и условий, а также меры по полному возмещению государству
ущерба, причиненного расследуемым преступлением.
 14.2. Вносят в соответствующие организации или должностным
лицам представления о принятии необходимых мер по устранению
обстоятельств, способствующих совершению преступлений, и
контролируют их исполнение.
 14.3. Направляют в органы прокуратуры информацию о
невыполнении должностными лицами организаций представлений об
устранении причин и условий, способствовавших совершению
преступления.
 14.4. Информируют оперативные и иные подразделения органов
налоговой полиции в соответствии с их компетенцией о выявленных в
ходе досудебного производства фактах, имеющих значение для
предупреждения преступлений и правонарушений.
 14.5. Проводят во взаимодействии с подразделениями
общественных связей общепрофилактические мероприятия, в том числе с
использованием средств массовой информации, по информированию
населения о результатах работы по расследованию преступлений и
условиях, способствовавших их совершению.
 15. Подразделения физической защиты федеральных органов
налоговой полиции:
 15.1. Осуществляют мероприятия по обеспечению безопасности
деятельности работников налоговых органов и сотрудников налоговой
полиции в связи с выполнением ими служебных обязанностей, а также
мероприятия по безопасности членов их семей при наличии угрозы
жизни и здоровью.
 15.2. Выявляют недостатки защиты охраняемых объектов от
преступных посягательств и принимают меры по их устранению, а также
внедрению на охраняемых объектах охранной, пожарной и иной
сигнализации.
 15.3. Проводят разъяснительную профилактическую работу среди
граждан о недопустимости совершения противоправных действий в
отношении сотрудников органов налоговой полиции и работников
налоговых органов и воспрепятствования их законной деятельности.
 15.4. Применяют в соответствии с законодательством необходимые
меры воздействия к лицам, совершившим административные
правонарушения, в целях предупреждения с их стороны совершения
преступлений. Осуществляют по указанному направлению взаимодействие
с иными субъектами предупреждения преступлений и правонарушений.
 15.5. Принимают участие в проведении целевых и комплексных
оперативно-профилактических мероприятий, направленных на улучшение
криминальной обстановки на линиях и объектах оперативного
обслуживания, а также выявление и пресечение деятельности
преступных групп и сообществ.
 15.6. Выявляют лиц, посягающих на нарушение установленного
пропускного, внутриобъектового и противопожарного режима, и
проводят с ними индивидуальную профилактическую работу.
 15.7. Проводят на охраняемых объектах мероприятия по
предупреждению хищений оружия, боеприпасов и иного государственного
и личного имущества сотрудников органов налоговой полиции и
работников налоговых органов.
 16. Подразделения режима и информационной безопасности
федеральных органов налоговой полиции:
 16.1. Выявляют возможные каналы утечки из федеральных органов
налоговой полиции сведений, составляющих государственную тайну,
проводят общие и индивидуальные профилактические мероприятия с
сотрудниками органов налоговой полиции, направленные на недопущение
утечки (разглашения) указанных сведений и утрату секретных
материалов либо секретных изделий.
 16.2. Выявляют причины и условия несоблюдения установленных
нормативными правовыми актами требований режима секретности и
защиты информации, составляющей государственную и иную охраняемую
законом тайну, и принимают меры по их устранению.
 16.3. Выявляют лиц, посягающих на неправомерный доступ к
сведениям, составляющим государственную тайну, и иной служебной
информации ограниченного пользования.
 16.4. Проводят на объектах федеральных органов налоговой
полиции (в помещениях, зданиях, сооружениях, транспортных средствах
и т. п.) защитно-поисковые мероприятия по выявлению специальных
технических средств негласного получения информации и предпринимают
меры к их нейтрализации.
 17. Аналитические подразделения федеральных органов налоговой
полиции:
 17.1. Анализируют состояние и динамику преступности в отраслях
экономики и налоговой сфере, выявляют криминогенные факторы,
обуславливающие рост преступности.
 17.2. Прогнозируют развитие криминальной ситуации и
разрабатывают соответствующие предложения по устранению и
нейтрализации причин и условий, способствующих совершению
преступлений и правонарушений, а также по проведению целевых и
комплексных оперативно-профилактических операций и иных
мероприятий.
 17.3. Осуществляют аналитический поиск признаков
подготавливаемых преступлений и правонарушений и передают
необходимую информацию в оперативные и иные подразделения для
принятия мер по их предупреждению.
 17.4. Участвуют во взаимодействии с иными подразделениями в
разработке типовых методик по предупреждению преступлений и
правонарушений.
 18. Правовые подразделения федеральных органов налоговой
полиции:
 18.1. Осуществляют анализ и учет предложений по
совершенствованию действующего законодательства в целях устранения
правовых коллизий, способствующих совершению правонарушений.
 18.2. Организуют работу по совершенствованию ведомственных
нормативных правовых актов, регламентирующих
уголовно-процессуальные, административно-процессуальные и иные
вопросы пресечения правонарушений и привлечения к ответственности
лиц, подготавливающих либо покушающихся на преступления.
 18.3. Участвуют в общепрофилактической работе по разъяснению в
средствах массовой информации законодательства и ведомственных
нормативных правовых актов, участвуют в подготовке публикаций
правового характера.
 19. Подразделения информации и общественных связей федеральных
органов налоговой полиции:
 19.1. Организуют информационно-пропагандистское обеспечение
деятельности федеральных органов налоговой полиции по
предупреждению преступлений и правонарушений.
 19.2. Осуществляют и координируют работу иных подразделений со
средствами массовой информации и общественностью по информированию
населения о решаемых задачах федеральными органами налоговой
полиции по предупреждению преступлений и правонарушений и
результатах этой деятельности.
 19.3. Анализируют материалы средств массовой информации о
деятельности федеральных органов налоговой полиции и подготавливают
предложения о реагировании на них.
 19.4. Организуют взаимодействие с органами государственной
власти, общественными и иными организациями в целях проведения
профилактических мероприятий по предупреждению преступлений и
правонарушений.
 20. Информационно-технологические подразделения федеральных
органов налоговой полиции:
 20.1. Формируют и ведут банки данных, содержащие ведомственные
информационные ресурсы, в том числе сведения о лицах, поставленных
в соответствии с настоящей Инструкцией на профилактический учет.
 20.2. Осуществляют оперативно-справочное и статистическое
сопровождение мероприятий по предупреждению преступлений и
правонарушений.
 20.3. Проводят работу по выявлению признаков подготовки и
осуществления лицами правонарушений и преступлений. Представляют
соответствующие материалы в подразделения федеральных органов
налоговой полиции в соответствии с их компетенцией.
 20.4. Участвуют в разработке методик проведения мероприятий по
предупреждению преступлений и правонарушений.
 21. Организационно-инспекторские подразделения федеральных
органов налоговой полиции:
 21.1. Организуют планирование и проведение
предупредительно-профилактических мероприятий и осуществляют
ведомственный контроль за состоянием деятельности подразделений
федеральных органов налоговой полиции по предупреждению
преступлений и правонарушений.
 21.2. Анализируют результаты работы по предупреждению
преступлений и правонарушений, принимают меры по повышению ее
эффективности.
 21.3. Обобщают и пропагандируют передовой опыт и методы работы
по реализации задач предупреждения преступлений и правонарушений.
 IV. Основные формы и методы работы по предупреждению преступлений
 и правонарушений
 22. Общая профилактика преступлений и правонарушений
 22.1. Общая профилактика представляет собой целенаправленную
деятельность субъектов предупреждения преступлений и правонарушений
по выявлению, устранению и нейтрализации причин и условий
преступлений и правонарушений.
 22.2. Основные формы и методы проведения общей профилактики:
 22.2.1. Организация и участие в работе координационных
совещаний правоохранительных органов по вопросам осуществления
борьбы с налоговыми и иными преступлениями и правонарушениями в
сфере экономики, а также с коррупцией.
 22.2.2. Освещение в центральных, региональных и местных
средствах массовой информации основных результатов
правоприменительной практики по расследованным уголовным делам о
налоговых и иных преступлениях и правонарушениях, а также
разъяснение основных положений законодательства о налогах и сборах,
уголовного и административного законодательства.
 22.2.3. Осуществление мероприятий по воспитанию активности
населения в борьбе с преступлениями, в том числе проведение лекций,
тематических занятий в образовательных учреждениях, организациях и
общественных объединениях.
 22.2.4. Создание в обществе обстановки нетерпимости и
осуждения лиц, совершающих коррупционные преступления либо
преступления и правонарушения, посягающие на экономическую
безопасность государства.
 22.2.5. Освещение в средствах массовой информации конкретных
обвинительных приговоров судов с целью формирования у населения
сознания неотвратимости наказания за совершенные преступления и
правонарушения.
 22.2.6. Установление всех обстоятельств, имеющих значение для
раскрытия преступлений и изобличения виновных в их совершении, и
доведение до общественности условий, способствовавших совершению
преступлений, и причин, их порождающих.
 22.2.7. Своевременное принятие в отношении уличенных в
использовании своего служебного положения вопреки интересам службы
работников налоговых органов и сотрудников федеральных органов
налоговой полиции действенных мер по привлечению их к установленной
законом ответственности. Доведение результатов этой работы до
общего сведения.
 22.2.8. Осуществление постоянного контроля за обоснованностью
и законностью действий должностных лиц налоговых органов и
федеральных органов налоговой полиции в процессе их служебной
деятельности.
 22.2.9. Проведение мероприятий, направленных на недопущение
условий, создающих возможность расшифровки планируемых и проводимых
оперативно-розыскных мероприятий и лиц, сотрудничающих с
федеральными органами налоговой полиции.
 22.2.10. Совершенствование защищенности охраняемых объектов.
 22.2.11. Создание и поддержание в коллективах налоговых
органов и федеральных органов налоговой полиции обстановки
нетерпимости к поступкам, связанным с беспринципностью при
выполнении служебных обязанностей и стремлением к обогащению за
счет использования служебного положения вопреки интересам службы.
 22.2.12. Совершенствование подбора, расстановки, обучения и
воспитания кадров федеральных органов налоговой полиции.
 22.2.13. Направление в органы государственной власти
Российской Федерации, должностным лицам организаций и общественных
объединений информации о выявленных причинах и условиях,
способствовавших совершению преступлений, и предложений по их
устранению и нейтрализации.
 22.3. Мероприятия по общей профилактике разрабатываются
субъектами предупреждения преступлений и правонарушений и
отражаются в их планах работ.
 В ФСНП России в установленном порядке разрабатывается
комплексный план по предупредительно-профилактической и
разъяснительной работе.
 23. Индивидуальная профилактика преступлений и правонарушений
 23.1. Индивидуальная профилактика представляет собой комплекс
мер по выявлению конкретных лиц, от которых можно ожидать
совершения преступления или правонарушения, и оказанию на них либо
на окружающую их среду позитивного воздействия с целью недопущения
совершения преступления или правонарушения и изменения поведения
личности от антиобщественного к законопослушному.
 23.2. Основанием для проведения индивидуальной профилактики
является наличие достоверных данных, свидетельствующих о
возможности либо намерении лица совершить преступление или
правонарушение. Решение на осуществление индивидуальной
профилактики должно основываться на тщательном уголовно-правовом
анализе деяний лица с учетом особенностей его личности и иных
обстоятельств.
 23.3. Профилактика конкретных лиц не влечет за собой ущемления
их конституционных прав и свобод.
 23.4. Деятельность федеральных органов налоговой полиции по
осуществлению индивидуальной профилактики включает:
 - выявление лиц, подлежащих профилактике;
 - изучение этих лиц и источников негативного воздействия на
них;
 - прогнозирование индивидуального поведения объекта
профилактики;
 - проверку объекта профилактики по оперативным учетам;
 - постановку объекта на соответствующий профилактический учет;
 - планирование мер индивидуальной профилактики;
 - непосредственное профилактическое воздействие;
 - проверку результатов проведенных профилактических
мероприятий.
 23.5. Постановка конкретных лиц на профилактический учет, а
также непосредственное профилактическое воздействие на них
осуществляется с санкции начальника федерального органа налоговой
полиции либо его заместителя.
 При этом сотрудник налоговой полиции, непосредственно
выявивший подлежащее профилактике лицо, представляет начальнику
федерального органа налоговой полиции либо его заместителю
соответствующий рапорт, завизированный начальником своего
подразделения, с изложением оснований постановки объекта на
профилактический учет либо применения к нему конкретных мер
профилактического воздействия.
 23.6. Постановка на профилактический учет и непосредственное
профилактическое воздействие на работников налоговых органов,
сотрудников федеральных органов налоговой полиции от начальника
отдела и выше осуществляется только с санкции начальника
федерального органа налоговой полиции, по рапорту сотрудника
налоговой полиции, завизированному начальником подразделения
безопасности и борьбы с коррупцией.
 23.7. Профилактическое воздействие осуществляется в следующих
основных формах:
 - индивидуальная беседа (ознакомительно-разъяснительная,
воспитательная с привлечением общественности, предупредительная с
выносом официального предостережения);
 - заслушивание отчетов на межведомственных балансовых
комиссиях и комиссиях по укреплению бюджетной и налоговой
дисциплины (для недоимщиков);
 - привлечение к индивидуальной работе иных лиц (в том числе
должностных лиц контролирующих и иных органов государственной
власти, общественности, а также членов семьи объекта профилактики),
могущих оказать позитивное воздействие на профилактируемого;
 - создание вокруг объекта профилактики обстановки нетерпимости
антиобщественного поведения, исключающей совершение им
противоправных деяний;
 - осуществление постоянного и превентивного контроля за
действиями профилактируемого;
 - иные формы.
 Методика проведения каждой из форм профилактического
воздействия разрабатывается субъектами предупреждения преступлений.
 23.8. Индивидуальное профилактическое воздействие в форме
беседы оказывается с применением метода убеждения и, как правило,
должно содержать в себе:
 - разъяснение причины проведения беседы;
 - получение объяснений в письменной с согласия
профилактируемого лица или устной форме об обстоятельствах и
мотивах, способствовавших созданию предпосылок для совершения
преступлений и правонарушений;
 - предупреждение о возможных последствиях, включая уголовное
преследование, в случае реализации преступных намерений.
 Запрещается использование в ходе проведения индивидуальной
беседы сведений, полученных от лиц, конфиденциально сотрудничающих
с федеральными органами налоговой полиции, если это может привести
к их расшифровке.
 23.9. В ходе проведения предупредительной беседы в
соответствии с подпунктом 6 статьи 11 Закона Российской Федерации
"О федеральных органах налоговой полиции" может быть в письменном
виде вынесено официальное предостережение лицам с требованием
своевременной уплаты налогов и сборов либо устранения иных
нарушений законодательства (приложение 1).
 Неисполнение указанного в официальном предостережении
требования должностного лица федеральных органов налоговой полиции
может повлечь применение к виновным мер ответственности в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
 23.10. Для проведения индивидуальной профилактической работы
могут использоваться служебные помещения федеральных органов
налоговой полиции или иные помещения, обстановка и условия в
которых отвечают требованиям безопасности и способствуют достижению
цели профилактики.
 23.11. Проведение индивидуальной профилактики с лицами в связи
с высказываниями ими в адрес работников налоговых органов или
сотрудников федеральных органов налоговой полиции угроз убийства,
нанесения тяжких телесных повреждений или уничтожения их имущества
не исключает возможность решения вопроса о возбуждении уголовного
дела и привлечения таких лиц к ответственности, предусмотренной
уголовным законодательством.
 23.12. Запрещается проведение индивидуальных профилактических
мероприятий в отношении лиц, подозреваемых в совершении
преступления. В этих случаях, при наличии предусмотренных
уголовно-процессуальным законодательством оснований, принимается
процессуальное решение.
 23.13. По фактам правонарушений, не являющихся уголовно
наказуемыми, материалы в отношении работников налоговых органов и
сотрудников федеральных органов налоговой полиции направляются для
принятия необходимых мер руководителям соответствующих органов.
 23.14. Мероприятия индивидуальной профилактики в обязательном
порядке документально оформляются справками, в которых указывается,
в связи с чем, где, кем и когда они проведены, кем санкционированы,
реакция на них профилактируемых лиц.
 23.15. Документальное оформление и учет результатов
индивидуальной профилактической работы осуществляются в срок не
более 3 суток после проведения профилактической беседы или иного
профилактического воздействия.
 23.16. Материалы индивидуальной профилактической работы в виде
подборок регистрируются по общим правилам делопроизводства в
секретариате органа налоговой полиции и хранятся в подразделениях
федеральных органов налоговой полиции, непосредственно проводивших
эту работу, в течение 2 лет со дня постановки лица на
профилактический учет, а затем уничтожаются по акту в установленном
порядке.
 23.17. Учет профилактированных лиц ведется в федеральном
органе налоговой полиции в подразделении регистрации и архивных
фондов по карточкам учета индивидуальной профилактики
(приложение 2). Проведенные профилактические мероприятия и их
результаты отражаются в соответствующих разделах указанной карточки
сотрудником, их проводившим.
 Срок хранения карточек учета индивидуальной профилактики в
архиве составляет 5 лет.
 24. Предотвращение подготавливаемых преступлений и
правонарушений
 24.1. Предотвращение подготавливаемых преступлений и
правонарушений представляет собой комплекс организационных,
оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных и
административно-процессуальных мер, направленных на недопущение
замышляемых и подготавливаемых преступлений и правонарушений.
 24.2. Предотвращение преступлений и правонарушений имеет цель
склонить лиц к добровольному отказу от приискания, изготовления или
приспособления средств совершения преступлений, приискания
соучастников, сговора на совершение преступления и правонарушения
либо иного умышленного создания условий для их совершения, а также
к добровольному прекращению действий (бездействия), непосредственно
направленных на совершение преступления.
 24.3. Предотвращение преступлений и правонарушений включает:
 - выявление лиц, умышленно создающих условия для совершения
преступления или правонарушения;
 - устранение обстоятельств, которыми намеревается
воспользоваться лицо при совершении преступления или
правонарушения;
 - искусственное создание обстановки, исключающей либо
существенно затрудняющей возможность совершения преступления или
правонарушения;
 - привлечение лица к уголовной, административной,
дисциплинарной и иной ответственности за совершение
подготовительных действий.
 24.4. Методы действий по предотвращению преступлений и
правонарушений избираются в зависимости от сложившейся обстановки,
конкретного состава замышляемого и подготавливаемого преступления,
социального статуса фигуранта, его психологических особенностей и
иных условий и обстоятельств.
 24.5. Документальное оформление работы по предотвращению
замышляемых либо подготавливаемых преступлений и правонарушений, а
также оформление принятых решений (в т. ч. процессуальных)
организуется в соответствии с нормативными правовыми актами,
регламентирующими оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и
административно-процессуальную деятельность, а также порядок
привлечения сотрудников налоговой полиции к дисциплинарной
ответственности.
 24.6. Противоправная деятельность лиц, замышляющих либо
подготавливающих совершение преступлений и правонарушений, в
обязательном порядке документируется, в том числе фиксируется в
соответствии с законодательством с помощью видео-, фото- и
аудиозаписи.
 Результаты документирования приобщаются к делам оперативного
учета либо к материалам подборок индивидуальной профилактики.
 25. Пресечение покушений на преступления
 25.1. Пресечение покушений на преступления представляет собой
комплекс оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мер,
имеющих цель остановить умышленные действия (бездействие) лица
(лиц), непосредственно направленные на совершение преступления.
 25.2. Пресечение покушений на преступления включает:
 - своевременное выявление признаков покушения на преступление;
 - принятие адекватных мер по недопущению доведения
преступления до конца и нанесения начатыми действиями материального
ущерба;
 - привлечение виновных к уголовной ответственности за
покушение на преступление в соответствии с законодательством.
 25.3. Работа по пресечению покушений на преступления подлежит
обязательному документированию, в том числе с применением видео-,
фото- и аудиозаписи. Ее документальное оформление (в т. ч. принятые
процессуальные решения) осуществляется в соответствии с
уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным законодательством.
 V. Анализ и оценка результатов деятельности по предупреждению
 преступлений и правонарушений
 26. Деятельность федеральных органов налоговой полиции по
предупреждению преступлений и правонарушений подлежит ежемесячному
анализу на предмет эффективности реализации задач предупреждения
преступлений и правонарушений, а также ее влияния на динамику и
уровень преступности, борьба с которой отнесена законом к
компетенции федеральных органов налоговой полиции.
 Конечные результаты работы по предупреждению преступлений и
правонарушений оцениваются также по соотношению количества
предотвращенных и пресеченных преступлений и правонарушений к
общему количеству совершенных преступлений и правонарушений, с
учетом изменения ситуации со сбором налогов и происходящих
позитивных изменений криминальной обстановки в экономике.
 27. Итоги и состояние работы по предупреждению преступлений и
правонарушений учитываются при общей оценке оперативно-служебной
деятельности федерального органа налоговой полиции.
 28. Общее состояние работы по предупреждению преступлений и
правонарушений отражается отдельным разделом в отчетах о
результатах оперативно-служебной деятельности, в котором излагаются
сведения о количестве и характере предотвращенных подготавливаемых
преступлений, пресеченных покушений на преступления, проведенных
мероприятиях общей и индивидуальной профилактики, вынесенных
официальных предупреждениях, а также о количестве и характеристике
лиц, поставленных на профилактический учет.
 При этом должны указываться количество и краткое содержание
проведенных мероприятий по общей профилактике, отражаться итоговые
результаты о предпринятых мерах индивидуальной профилактики, а
также предотвращенных и пресеченных конкретных преступлениях и
правонарушениях.
 29. Изучение состояния работы федеральных органов налоговой
полиции по предупреждению преступлений и правонарушений и контроль
за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и
настоящей Инструкции осуществляется:
 - Главным организационно-инспекторским управлением ФСНП России
- по всем линиям и направлениям этой деятельности;
 - иными структурными подразделениями ФСНП России - по линиям
их служебной деятельности и в пределах компетенции, определенной
настоящей Инструкцией.
 ____________
 Приложение 1
 к Инструкции (п. 23.9),
 утвержденной приказом
 ФСНП России
 от 9 декабря 2002 г.
 N 525
 образец
+-----------------------------------------------------------------+
|Угловой штамп федерального органа|Кому: |
|налоговой полиции +-------------------------------|
| | |
| +-------------------------------|
| | |
| +-------------------------------|
| |(должностные лица организации, |
| | физические лица, которым |
| | адресовано предостережение) |
+-----------------------------------------------------------------+
 П Р Е Д О С Т Е Р Е Ж Е Н И Е
 об устранении нарушений законодательства
 В соответствии с подпунктом 6 статьи 11 Закона Российской
Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" Вам выносится
официальное предостережение о необходимости устранения нарушений
законодательства.
 Требую:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
 (излагается существо предъявляемых законных требований
 и срок их исполнения)
 Предупреждаю, что в случае невыполнения указанных требований
Вы будете привлечены к ответственности в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
 Место печати
___________________________________________________________________
 (дата) (подпись должностного лица федерального органа налоговой
 полиции)
Копию предостережения получил _____________________________________
 (дата, подпись)
 ____________
 Приложение 2
 к Инструкции (п. 23.17),
 утвержденной приказом
 ФСНП России
 от 9 декабря 2002 г.
 N 525
 Лицевая сторона
+-----------------------------------------------------------------+
| Карточка |
| учета индивидуальной профилактики N ______ |
+-----------------------------------------------------------------|
| 1 |Фамилия | | 9 |Дата и основания | |
+---+---------------+-----| |постановки на | |
| 2 |Имя | | |профилактический учет | |
+---+---------------+-----+----+----------------------+-----------|
| 3 |Отчество | | 10 |Кем санкционирована | |
| | | | |постановка на учет | |
+---+---------------+-----+----+----------------------+-----------|
| 4 |Год рождения | | 11 |Особые отметки | |
+---+---------------+-----| |профилактируемого | |
| 5 |Гражданство | | |(судимость, семейное | |
+---+---------------+-----| |положение и т. п.) | |
| 6 |Место рождения | | | | |
+---+---------------+-----+----+----------------------+-----------|
| 7 |Адрес | | 12 |Фамилия и должность | |
| |местожительства| | |сотрудника - | |
| |(регистрации) | | |инициатора | |
| | | | |постановки на учет | |
+---+---------------+-----+----+----------------------+-----------|
| 8 |Место работы, | | 13 |Подпись начальника | |
| |должность | | |подразделения | |
+-----------------------------------------------------------------+
 Оборотная сторона
+-----------------------------------------------------------------+
|14 | Дата и форма |1 |
| | проведения +-------------------------------------|
| | профилактического |2 |
| | воздействия +-------------------------------------|
| | |3 |
| | +-------------------------------------|
| | |4 |
| | +-------------------------------------|
| | |5 |
| | +-------------------------------------|
| | |6 |
+---+-----------------------+-------------------------------------|
|15 | Результат |1 |4 |
| | профилактического +------------------+------------------|
| | воздействия |2 |5 |
| | +------------------+------------------|
| | |3 |6 |
+---+-----------------------+-------------------------------------|
|16 | Применение | |
| | к профилактируемому +-------------------------------------|
| | мер административного | |
| | принуждения +-------------------------------------|
| | (дата, статья Кодекса | |
| | Российской Федерации +-------------------------------------|
| | об административных | |
| | правонарушениях) | |
+-----------------------------------------------------------------+
 ____________
Федеральный закон от 09.12.2002 № 164-ФЗ
Распоряжение Президента Российской Федерации от 09.12.2002 № 593-рп