Популярные законы Закон о курении
Трудовой кодекс РФ
Закон о контрактной системе закупок
Закон о защите прав потребителей
Закон о такси
Закон об ОСАГО
Закон о счетной палате
Таможенный кодекс Таможенного союза
Закон о денежном довольствии военнослужащих
Закон о полиции
Закон о саморегулируемых организациях
Кодексы 1 часть Гражданский кодекс РФ
2 часть Гражданский кодекс РФ
3 часть Гражданский кодекс РФ
4 часть Гражданский кодекс РФ
1 часть Налоговый кодекс РФ
2 часть Налоговый кодекс РФ
ФЗ 2013 Федеральный закон N 98-ФЗ от 07.05.2013
Федеральный закон N 95-ФЗ от 07.05.2013
Федеральный закон N 94-ФЗ от 07.05.2013
Федеральный закон N 92-ФЗ от 07.05.2013
Федеральный закон N 83-ФЗ от 07.05.2013
Федеральный закон N 82-ФЗ от 07.05.2013
Федеральный закон N 63-ФЗ от 22.04.2013
Федеральный закон N 62-ФЗ от 22.04.2013
Федеральный закон N 60-ФЗ от 05.04.2013
Федеральный закон N 57-ФЗ от 05.04.2013
→ все законы
Федеральные законы РФ
Постановления
Приказы
Распоряжения
Указы
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 24.07.2002 № 101
П Р И К А З Министерства транспорта Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 101 О реализации положений Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 30 июля 2002 г. Регистрационный N 3634 В целях реализации положений Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3589) и во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 16 октября 1997 г. N 1320 "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст. 4794) и от 20 мая 1998 г. N 466 "О возложении функций государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений на Министерство транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 21, ст. 2241) приказываю: 1. Утвердить прилагаемые Правила проведения надзора и контроля за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений. 2. Возложить на федеральное государственное учреждение "Российский Речной Регистр" проведение проверок за соблюдением эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности судоходных гидротехнических сооружений, ведение отраслевого раздела Российского регистра гидротехнических сооружений. _____________ ПРАВИЛА проведения надзора и контроля за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений Утверждены приказом Минтранса России от 24 июля 2002 г. N 101 I. Общие положения 1. Правила проведения надзора и контроля за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"<1> (далее - Закон) и во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 16 октября 1997 г. N 1320 "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений"<2>, от 20 мая 1998 г. N 466 "О возложении функций государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений на Министерство транспорта Российской Федерации"<3> и от 6 ноября 1998 г. N 1303 "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений"<4>. Настоящие Правила определяют организацию и проведение надзора и контроля за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений (далее - СГТС). 2. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения: Безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. Декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса. Критерии безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений. Обеспечение безопасности гидротехнического сооружения - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Оценка безопасности гидротехнического сооружения - определение соответствия состояния гидротехнического сооружения и квалификации работников эксплуатирующей организации нормам и правилам, утвержденным в порядке, определенном Законом. Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение. ____________ <1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3589. <2> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст. 4794. <3> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 21, ст. 2241. <4> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 46, ст. 5698. II. Организация государственного надзора за безопасностью СГТС 3. Государственный надзор за безопасностью СГТС обеспечивает Минтранс России (далее - орган надзора). 4. Орган надзора выполняет следующие функции: - организация разработки и утверждение правил безопасности СГТС, утверждение критериев их безопасности; - организация проверок СГТС; - выдача предписаний об обеспечении безопасности СГТС, а также предписаний о приостановлении или прекращении строительства, реконструкции, восстановления, консервации или ликвидации СГТС; - установление во взаимодействии с МЧС России перечня экспертных центров, имеющих право проведения экспертизы деклараций безопасности СГТС, дополнительных требований к содержанию деклараций безопасности СГТС и методики их составления, формы деклараций безопасности, перечня подлежащих декларированию объектов, графика представления деклараций безопасности; - установление квалификационных требований к специалистам, включенным в состав экспертных комиссий, определение порядка формирования и регламента работы экспертных комиссий, организация обучения экспертов и обмена опытом их работы; - рассмотрение деклараций безопасности СГТС и заключений экспертных комиссий, их утверждение; - выдача разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию или вывод из эксплуатации СГТС либо на его консервацию или ликвидацию; - формирование и ведение отраслевого раздела Регистра гидротехнических сооружений (далее - Регистр СГТС) и базы данных деклараций безопасности СГТС; - согласование использования территорий СГТС, русел рек и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины (за исключением предоставления земельных участков в водоохранных зонах) для осуществления хозяйственной или иной деятельности; - участие в размещении СГТС, согласовании заданий на проектирование, проектов строительства и реконструкции СГТС, контроле качества их строительства, приемке в эксплуатацию, а также в согласовании правил эксплуатации СГТС; - участие в разработке проектов нормативных правовых актов в области безопасности СГТС; - иные функции, предусмотренные законодательством о безопасности гидротехнических сооружений. 5. Организация, осуществление, координация и контроль мероприятий, направленных на обеспечение надзора за безопасностью СГТС, возлагаются на Департамент внутренних водных путей (далее - ДВВП). 6. При осуществлении надзора и контроля за безопасностью СГТС проводятся проверки деятельности эксплуатирующих и подрядных организаций при эксплуатации СГТС, их строительстве, реконструкции, восстановлении или консервации в целях оценки соблюдения норм и правил безопасности СГТС. Проверки проводятся должностными лицами федеральных государственных учреждений, подведомственных Минтрансу России, перечень которых определяется в установленном Министерством порядке. По результатам проверок оформляются акты, в которых дается заключение о соответствии состояния СГТС декларации безопасности и назначаются мероприятия, направленные на устранение нарушений норм и правил безопасности СГТС, а также условий лицензий, необходимых при осуществлении деятельности по их проектированию, строительству и эксплуатации. Кроме того, в акте указываются: - данные о проверяемом объекте и эксплуатирующей организации; - дата и место проведения проверки; - фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего проверку; - сведения о выявленных нарушениях; - сведения об ознакомлении с актом представителя эксплуатирующей организации, а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, и акт подписывается должностным лицом (лицами), проводившим проверку. При наличии нарушений норм и правил безопасности СГТС ДВВП может принять решение о приостановлении или прекращении строительства, реконструкции, восстановления, консервации или ликвидации гидротехнических сооружений, а также об аннулировании разрешения на эксплуатацию. 7. Декларация безопасности СГТС или заявление эксплуатирующей организации (в установленных законодательством Российской Федерации случаях) является основанием для государственной регистрации гидротехнического сооружения. При внесении последнего в Регистр СГТС эксплуатирующей организации направляется письменное извещение о регистрации СГТС и присвоении ему соответствующего кода. 8. После утверждения декларации безопасности СГТС ДВВП выдает эксплуатирующей организации разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его реконструкцию, восстановление, консервацию или ликвидацию. 9. При аннулировании разрешения на строительство и эксплуатацию СГТС его безопасность обеспечивается эксплуатирующей организацией в соответствии с предписанием ДВВП. При этом эксплуатирующая организация разрабатывает и выполняет мероприятия по устранению причин, приведших к аннулированию разрешения на строительство и эксплуатацию СГТС. Обеспечение безопасности СГТС, которое подлежит консервации или ликвидации, осуществляется эксплуатирующей организацией в соответствии с разрешением на консервацию или на вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения с целью его ликвидации, а также в соответствии с предписанием ДВВП о консервации или ликвидации СГТС. 10. Надзор и контроль за безопасностью СГТС осуществляются государственными инспекторами, которые при осуществлении своих функций имеют право: - беспрепятственно посещать СГТС, знакомиться с материалами по вопросам их безопасности и организации технического контроля; - рассматривать в пределах своей компетенции случаи нарушения норм и правил безопасности СГТС; - давать обязательные для исполнения эксплуатирующими организациями предписания об обеспечении безопасности СГТС и контролировать их исполнение в установленные сроки; - проверять деятельность физических и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию водохозяйственных объектов либо ведущих хозяйственную или иную деятельность в руслах рек, каналов и на прилегающих к ним территориях и акваториях в границах гидроузла, если такая деятельность может оказывать неблагоприятное воздействие на безопасность СГТС; - участвовать в работе комиссий по приемке СГТС в эксплуатацию, расследовании причин аварий, аварийных происшествий и чрезвычайных ситуаций, а также во внеочередных осмотрах и комиссионных обследованиях, организуемых эксплуатирующими организациями; - получать от эксплуатирующих организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на них функций. Перечень должностных лиц, осуществляющих надзор и контроль за безопасностью СГТС, определяется в установленном Минтрансом России порядке. 11. Лица, осуществляющие надзор и контроль за безопасностью СГТС, несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей и за правильное использование предоставленных им прав в соответствии с законодательством Российской Федерации. III. Проверки СГТС 12. На СГТС могут проводиться инспекционные, общие и целевые проверки. 13. Инспекционные проверки выполняются в случаях, когда при рассмотрении ДВВП декларации безопасности и заключения экспертной комиссии выявляются обстоятельства, свидетельствующие о снижении уровня безопасности СГТС. 14. Общие и целевые проверки выполняются в соответствии с планом, утвержденным ДВВП. Для проведения проверок могут привлекаться подведомственные органу надзора государственные учреждения с учетом их функций и компетенции. 15. Общая проверка проводится на эксплуатируемом объекте один раз в год с целью оценки соблюдения норм и правил безопасности СГТС. 16. Эксплуатирующая организация перед общей проверкой готовит справку об изменении характеристик СГТС по позициям информационных материалов, которые предусмотрены Инструкцией о ведении Российского регистра гидротехнических сооружений<1>. Достоверность этих данных подтверждается в ходе проверки. 17. Общая проверка проводится по базовой программе (приложение к настоящим Правилам), в которую могут вноситься дополнения, обусловленные необходимостью проверки информационных данных о СГТС и соответствия фактического состояния сооружения декларации безопасности. 18. На основании акта общей проверки в установленном порядке вносятся, при необходимости, изменения в Регистр СГТС. 19. Задачей целевых проверок является оценка обеспечения эксплуатирующими и подрядными организациями безопасности строящихся, эксплуатируемых, реконструируемых, восстанавливаемых, консервируемых или ликвидируемых СГТС, а также оценка условий лицензий на виды деятельности, осуществляемые на этих сооружениях. На сооружениях с уровнем безопасности ниже нормального могут проводиться целевые проверки по основным позициям базовой программы. 20. Сроки проведения (периодичность) целевых проверок устанавливаются планом в зависимости от состояния сооружения и уровня его безопасности, графика ремонтно-восстановительных и строительно-монтажных работ, сроков выполнения эксплуатирующими и подрядными организациями мероприятий по обеспечению безопасности СГТС, указанных в декларации безопасности, актах предыдущих проверок, рекомендациях комиссий по осмотрам и обследованиям, а также от других факторов. 21. Первая целевая проверка эксплуатируемого СГТС проводится перед его внесением в Регистр СГТС. Целью этой проверки является оценка полноты и качества информационных материалов о сооружении, представленных эксплуатирующей организацией. С учетом результатов проверки в установленном порядке сооружение включается в Регистр СГТС. ____________ <1> Утверждена МПР России, Минтопэнерго России, Минтрансом России и Госгортехнадзором России, N 144, К-3357, К-14/367-ис, 01/229а, зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 5 августа 1999 г., регистрационный N 1858. IV. Разработка и проведение экспертизы деклараций безопасности 22. Перечень подлежащих декларированию объектов со сроками составления деклараций безопасности и перечень экспертных центров устанавливаются ДВВП во взаимодействии с МЧС России и утверждаются приказом Минтранса России. Контроль сроков представления деклараций безопасности осуществляет ДВВП. 23. Декларация безопасности представляется декларантом в экспертный центр, имеющий право проведения государственной экспертизы деклараций безопасности СГТС. 24. После проведения в установленном порядке экспертизы декларации безопасности экспертный центр направляет экспертное заключение (два экземпляра) и декларацию в ДВВП. Контроль сроков проведения экспертизы осуществляет ДВВП. Заключение экспертной комиссии приобретает статус заключения государственной экспертизы декларации безопасности после его утверждения ДВВП. 25. В случае отрицательного заключения экспертизы ДВВП возвращает декларацию безопасности и один экземпляр экспертного заключения декларанту, который имеет право в установленном порядке потребовать проведения повторной государственной экспертизы. 26. При положительном заключении экспертизы ДВВП выносит решение об утверждении декларации безопасности. Утвержденные оригиналы (подлинники) декларации безопасности и разрешения на эксплуатацию (ввод и вывод из эксплуатации, консервацию, ликвидацию) с установленным сроком их действия, заключения экспертизы ДВВП направляет декларанту. Последний представляет копии декларации безопасности, разрешения и заключения экспертизы в подведомственное органу надзора государственное учреждение, которое ведет базу данных деклараций безопасности, производит анализ результатов декларирования СГТС, готовит предложения по дополнительным требованиям к содержанию декларации безопасности, методике ее составления и формам представляемых материалов. V. Учет и анализ результатов надзора и контроля за безопасностью СГТС 27. Результаты надзора и контроля за безопасностью СГТС должны учитываться, обобщаться и анализироваться в целях разработки и реализации мероприятий по обеспечению безопасности СГТС. 28. Учету и анализу подлежат: - акты, выдаваемые по результатам проверок; - уведомления эксплуатирующих организаций об устранении нарушений норм и правил безопасности СГТС; - результаты деятельности, проводимой в соответствии с настоящими Правилами; - сведения о состоянии безопасности СГТС по результатам работы за год; - сведения о ходе декларирования безопасности СГТС и предложения о необходимости корректировки графика декларирования. 29. При проведении анализа результатов надзора и контроля следует: - классифицировать выявленные нарушения безопасности по принадлежности к конкретному виду СГТС, классу, нормативным правовым, нормативно-техническим и другим актам в области обеспечения безопасности; - учитывать и обобщать результаты расследований нарушений норм и правил безопасности СГТС, делать выводы о причинах и условиях установленных нарушений; - устанавливать причины невыполнения назначенных мероприятий, направленных на устранение нарушений норм и правил безопасности СГТС, и подводить результаты принятых мер по их исполнению; - формулировать комплекс проблемных вопросов по обеспечению безопасности СГТС; - давать характеристику состояния безопасности СГТС, находящихся на балансе Бассейновых органов государственного управления на внутреннем водном транспорте и федерального унитарного предприятия "Канал имени Москвы". _____________ Приложение к Правилам БАЗОВАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕЙ ПРОВЕРКИ СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ Проверка судоходных гидротехнических сооружений (СГТС) осуществляется по следующим позициям: 1) наличие разрешительной и технической документации; 2) оснащенность СГТС контрольно-измерительной аппаратурой (КИА); 3) организация технического контроля состояния СГТС; 4) состояние СГТС; 5) выполнение мероприятий по обеспечению безопасности СГТС; 6) готовность к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций. 1) Наличие разрешительной и технической документации Проверяется наличие разрешения на эксплуатацию СГТС, а также соответствие наличия, комплектации, сроков действия и порядка ведения технической документации требованиям действующих руководящих документов. 2) Оснащенность СГТС контрольно-измерительной аппаратурой (КИА) Проверяются: - соответствие количества и номенклатуры работоспособной КИА проекту; - оценка достаточности имеющейся КИА для осуществления надежного контроля состояния СГТС и своевременного выявления повреждений и процессов, которые могут привести к аварийной ситуации; - выполнение графика проверок КИА и ее метрологического контроля. 3) Организация технического контроля состояния СГТС Проверяются: - структура подразделений эксплуатирующей организации, осуществляющих технический контроль состояния СГТС, укомплектованность персоналом этих подразделений и соответствие уровня его профессиональной подготовки квалификационным требованиям; - выполнение правил технической эксплуатации в части контроля технического состояния СГТС; - оценка достаточности для обеспечения безопасности СГТС видов, объемов, периодичности натурных наблюдений (инструментальных, визуальных) и контрольно-профилактических мероприятий, осуществляемых эксплуатирующей организацией (осмотры, обследования, осушения камер и т. п.); - порядок оценки безопасности СГТС по результатам наблюдений (регулярность оценки, анализ данных и разработка рекомендаций по обеспечению надежности и безопасности СГТС, контроль со стороны руководства эксплуатирующей организации, привлечение специализированных научно-исследовательских и проектных организаций для решения сложных вопросов эксплуатации и оценки безопасности СГТС); - наличие компьютерных систем мониторинга СГТС. 4) Состояние СГТС Проверке подлежат: - соответствие фактических режимов работы СГТС принятым в проекте (с учетом возможных изменений); - соответствие параметров СГТС, влияющих на его безопасность, проекту и требованиям действующих нормативных документов; - наличие проектной документации на конструктивные изменения СГТС; - наличие утвержденных критериев безопасности СГТС; - соответствие значений показателей состояния СГТС утвержденным критериям безопасности СГТС; - соответствие качественного уровня безопасности СГТС указанному в информационных данных и действующей декларации безопасности. 5) Выполнение мероприятий по обеспечению безопасности СГТС Проверяются: - выполнение планов-графиков наблюдений и обследований СГТС; - выполнение мероприятий по обеспечению и повышению безопасности СГТС, указанных в декларации безопасности; - выполнение рекомендаций комиссий по инспекторским осмотрам и специальным обследованиям; - выполнение мероприятий по обеспечению надежности и безопасности СГТС, регламентированных приказами и распоряжениями вышестоящих организаций; - выполнение мероприятий, назначенных по итогам предыдущих проверок; - выполнение правил технической эксплуатации СГТС в части подготовки персонала (обучение и повышение квалификации, противоаварийные тренировки, проверка знаний). 6) Готовность к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций Проверяются: - наличие на СГТС плана, согласованного с региональными органами ГО и ЧС, органами исполнительной власти и местного самоуправления, по совместной ликвидации гидродинамических аварий и их последствий с участием спецподразделений и с использованием материально-технических средств региона; - наличие плана оперативных действий эксплуатационного персонала СГТС при ликвидации аварийных ситуаций, знание этого плана персоналом в пределах своей компетенции; - наличие средств связи с персоналом СГТС, а также системы оповещения населения при угрозе прорыва напорного фронта; - наличие на СГТС сведений о произошедших за время эксплуатации отказах, повреждениях и авариях, причинах их возникновения и признаках проявления на начальных стадиях развития; - наличие на СГТС типовых конструктивно-технологических решений или рекомендаций по предотвращению развития и по ликвидации возможных опасных повреждений и аварийных ситуаций, знание этих материалов эксплуатационным персоналом в пределах своей компетенции; - наличие необходимых резервов строительных материалов, оборудования, комплектующих и запасных частей, а также возможности оперативного задействования землеройной техники, автотранспорта, механизмов и водолазных средств для ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций; - состояние дорог, мостов и подъездов в районе расположения и на территории СГТС, состояние аварийных выходов для персонала. ____________Федеральный закон от 24.07.2002 № 100-ФЗ
Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ