Популярные законы Закон о курении

Трудовой кодекс РФ

Закон о контрактной системе закупок

Закон о защите прав потребителей

Закон о такси

Закон об ОСАГО

Закон о счетной палате

Таможенный кодекс Таможенного союза

Закон о денежном довольствии военнослужащих

Закон о полиции

Закон о саморегулируемых организациях

Кодексы 1 часть Гражданский кодекс РФ

2 часть Гражданский кодекс РФ

3 часть Гражданский кодекс РФ

4 часть Гражданский кодекс РФ

1 часть Налоговый кодекс РФ

2 часть Налоговый кодекс РФ

ФЗ 2013 Федеральный закон N 98-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 95-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 94-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 92-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 83-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 82-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 63-ФЗ от 22.04.2013

Федеральный закон N 62-ФЗ от 22.04.2013

Федеральный закон N 60-ФЗ от 05.04.2013

Федеральный закон N 57-ФЗ от 05.04.2013

все законы
Федеральные законы РФ
Постановления
Приказы
Распоряжения
Указы

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 24.07.2002 № 101

 П Р И К А З
 Министерства транспорта Российской Федерации
 от 24 июля 2002 г. N 101
 О реализации положений Федерального закона
 от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ
 "О безопасности гидротехнических сооружений"
 Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
 30 июля 2002 г. Регистрационный N 3634
 В целях реализации положений Федерального закона от 21 июля
1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30,
ст. 3589) и во исполнение постановлений Правительства Российской
Федерации от 16 октября 1997 г. N 1320 "Об организации
государственного надзора за безопасностью гидротехнических
сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997,
N 42, ст. 4794) и от 20 мая 1998 г. N 466 "О возложении функций
государственного надзора за безопасностью судоходных
гидротехнических сооружений на Министерство транспорта" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 21, ст. 2241)
приказываю:
 1. Утвердить прилагаемые Правила проведения надзора и контроля
за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений.
 2. Возложить на федеральное государственное учреждение
"Российский Речной Регистр" проведение проверок за соблюдением
эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности
судоходных гидротехнических сооружений, ведение отраслевого раздела
Российского регистра гидротехнических сооружений.
 _____________
 ПРАВИЛА
 проведения надзора и контроля за безопасностью
 судоходных гидротехнических сооружений
 Утверждены приказом Минтранса России от 24 июля 2002 г. N 101
 I. Общие положения
 1. Правила проведения надзора и контроля за безопасностью
судоходных гидротехнических сооружений (далее - Правила)
разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г.
N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"<1> (далее -
Закон) и во исполнение постановлений Правительства Российской
Федерации от 16 октября 1997 г. N 1320 "Об организации
государственного надзора за безопасностью гидротехнических
сооружений"<2>, от 20 мая 1998 г. N 466 "О возложении функций
государственного надзора за безопасностью судоходных
гидротехнических сооружений на Министерство транспорта Российской
Федерации"<3> и от 6 ноября 1998 г. N 1303 "Об утверждении
Положения о декларировании безопасности гидротехнических
сооружений"<4>.
 Настоящие Правила определяют организацию и проведение надзора
и контроля за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений
(далее - СГТС).
 2. В настоящих Правилах используются следующие термины и
определения:
 Безопасность гидротехнических сооружений - свойство
гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни,
здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и
хозяйственных объектов.
 Декларация безопасности гидротехнического сооружения -
документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического
сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности
гидротехнического сооружения с учетом его класса.
 Критерии безопасности гидротехнического сооружения -
предельные значения количественных и качественных показателей
состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации,
соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического
сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными
органами исполнительной власти, осуществляющими государственный
надзор за безопасностью гидротехнических сооружений.
 Обеспечение безопасности гидротехнического сооружения -
разработка и осуществление мер по предупреждению аварий
гидротехнического сооружения.
 Оценка безопасности гидротехнического сооружения - определение
соответствия состояния гидротехнического сооружения и квалификации
работников эксплуатирующей организации нормам и правилам,
утвержденным в порядке, определенном Законом.
 Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории,
сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения,
которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы,
ущерб здоровью людей или ущерб окружающей природной среде,
значительные материальные потери и нарушение условий
жизнедеятельности людей.
 Эксплуатирующая организация - государственное или
муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой
организационно-правовой формы, на балансе которой находится
гидротехническое сооружение.
 ____________
 <1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997,
N 30, ст. 3589.
 <2> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997,
N 42, ст. 4794.
 <3> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998,
N 21, ст. 2241.
 <4> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998,
N 46, ст. 5698.
 II. Организация государственного надзора
 за безопасностью СГТС
 3. Государственный надзор за безопасностью СГТС обеспечивает
Минтранс России (далее - орган надзора).
 4. Орган надзора выполняет следующие функции:
 - организация разработки и утверждение правил безопасности
СГТС, утверждение критериев их безопасности;
 - организация проверок СГТС;
 - выдача предписаний об обеспечении безопасности СГТС, а также
предписаний о приостановлении или прекращении строительства,
реконструкции, восстановления, консервации или ликвидации СГТС;
 - установление во взаимодействии с МЧС России перечня
экспертных центров, имеющих право проведения экспертизы деклараций
безопасности СГТС, дополнительных требований к содержанию
деклараций безопасности СГТС и методики их составления, формы
деклараций безопасности, перечня подлежащих декларированию
объектов, графика представления деклараций безопасности;
 - установление квалификационных требований к специалистам,
включенным в состав экспертных комиссий, определение порядка
формирования и регламента работы экспертных комиссий, организация
обучения экспертов и обмена опытом их работы;
 - рассмотрение деклараций безопасности СГТС и заключений
экспертных комиссий, их утверждение;
 - выдача разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию,
эксплуатацию или вывод из эксплуатации СГТС либо на его консервацию
или ликвидацию;
 - формирование и ведение отраслевого раздела Регистра
гидротехнических сооружений (далее - Регистр СГТС) и базы данных
деклараций безопасности СГТС;
 - согласование использования территорий СГТС, русел рек и
прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины (за исключением
предоставления земельных участков в водоохранных зонах) для
осуществления хозяйственной или иной деятельности;
 - участие в размещении СГТС, согласовании заданий на
проектирование, проектов строительства и реконструкции СГТС,
контроле качества их строительства, приемке в эксплуатацию, а также
в согласовании правил эксплуатации СГТС;
 - участие в разработке проектов нормативных правовых актов в
области безопасности СГТС;
 - иные функции, предусмотренные законодательством о
безопасности гидротехнических сооружений.
 5. Организация, осуществление, координация и контроль
мероприятий, направленных на обеспечение надзора за безопасностью
СГТС, возлагаются на Департамент внутренних водных путей (далее -
ДВВП).
 6. При осуществлении надзора и контроля за безопасностью СГТС
проводятся проверки деятельности эксплуатирующих и подрядных
организаций при эксплуатации СГТС, их строительстве, реконструкции,
восстановлении или консервации в целях оценки соблюдения норм и
правил безопасности СГТС.
 Проверки проводятся должностными лицами федеральных
государственных учреждений, подведомственных Минтрансу России,
перечень которых определяется в установленном Министерством
порядке.
 По результатам проверок оформляются акты, в которых дается
заключение о соответствии состояния СГТС декларации безопасности и
назначаются мероприятия, направленные на устранение нарушений норм
и правил безопасности СГТС, а также условий лицензий, необходимых
при осуществлении деятельности по их проектированию, строительству
и эксплуатации. Кроме того, в акте указываются:
 - данные о проверяемом объекте и эксплуатирующей организации;
 - дата и место проведения проверки;
 - фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего
проверку;
 - сведения о выявленных нарушениях;
 - сведения об ознакомлении с актом представителя
эксплуатирующей организации, а также лиц, присутствовавших при
проведении проверки, и акт подписывается должностным лицом
(лицами), проводившим проверку.
 При наличии нарушений норм и правил безопасности СГТС ДВВП
может принять решение о приостановлении или прекращении
строительства, реконструкции, восстановления, консервации или
ликвидации гидротехнических сооружений, а также об аннулировании
разрешения на эксплуатацию.
 7. Декларация безопасности СГТС или заявление эксплуатирующей
организации (в установленных законодательством Российской Федерации
случаях) является основанием для государственной регистрации
гидротехнического сооружения. При внесении последнего в Регистр
СГТС эксплуатирующей организации направляется письменное извещение
о регистрации СГТС и присвоении ему соответствующего кода.
 8. После утверждения декларации безопасности СГТС ДВВП выдает
эксплуатирующей организации разрешение на строительство, ввод в
эксплуатацию, эксплуатацию или вывод из эксплуатации
гидротехнического сооружения либо на его реконструкцию,
восстановление, консервацию или ликвидацию.
 9. При аннулировании разрешения на строительство и
эксплуатацию СГТС его безопасность обеспечивается эксплуатирующей
организацией в соответствии с предписанием ДВВП. При этом
эксплуатирующая организация разрабатывает и выполняет мероприятия
по устранению причин, приведших к аннулированию разрешения на
строительство и эксплуатацию СГТС.
 Обеспечение безопасности СГТС, которое подлежит консервации
или ликвидации, осуществляется эксплуатирующей организацией в
соответствии с разрешением на консервацию или на вывод из
эксплуатации гидротехнического сооружения с целью его ликвидации, а
также в соответствии с предписанием ДВВП о консервации или
ликвидации СГТС.
 10. Надзор и контроль за безопасностью СГТС осуществляются
государственными инспекторами, которые при осуществлении своих
функций имеют право:
 - беспрепятственно посещать СГТС, знакомиться с материалами по
вопросам их безопасности и организации технического контроля;
 - рассматривать в пределах своей компетенции случаи нарушения
норм и правил безопасности СГТС;
 - давать обязательные для исполнения эксплуатирующими
организациями предписания об обеспечении безопасности СГТС и
контролировать их исполнение в установленные сроки;
 - проверять деятельность физических и юридических лиц,
осуществляющих эксплуатацию водохозяйственных объектов либо ведущих
хозяйственную или иную деятельность в руслах рек, каналов и на
прилегающих к ним территориях и акваториях в границах гидроузла,
если такая деятельность может оказывать неблагоприятное воздействие
на безопасность СГТС;
 - участвовать в работе комиссий по приемке СГТС в
эксплуатацию, расследовании причин аварий, аварийных происшествий и
чрезвычайных ситуаций, а также во внеочередных осмотрах и
комиссионных обследованиях, организуемых эксплуатирующими
организациями;
 - получать от эксплуатирующих организаций информацию,
необходимую для выполнения возложенных на них функций.
 Перечень должностных лиц, осуществляющих надзор и контроль за
безопасностью СГТС, определяется в установленном Минтрансом России
порядке.
 11. Лица, осуществляющие надзор и контроль за безопасностью
СГТС, несут ответственность за выполнение возложенных на них
обязанностей и за правильное использование предоставленных им прав
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 III. Проверки СГТС
 12. На СГТС могут проводиться инспекционные, общие и целевые
проверки.
 13. Инспекционные проверки выполняются в случаях, когда при
рассмотрении ДВВП декларации безопасности и заключения экспертной
комиссии выявляются обстоятельства, свидетельствующие о снижении
уровня безопасности СГТС.
 14. Общие и целевые проверки выполняются в соответствии с
планом, утвержденным ДВВП. Для проведения проверок могут
привлекаться подведомственные органу надзора государственные
учреждения с учетом их функций и компетенции.
 15. Общая проверка проводится на эксплуатируемом объекте один
раз в год с целью оценки соблюдения норм и правил безопасности
СГТС.
 16. Эксплуатирующая организация перед общей проверкой готовит
справку об изменении характеристик СГТС по позициям информационных
материалов, которые предусмотрены Инструкцией о ведении Российского
регистра гидротехнических сооружений<1>. Достоверность этих данных
подтверждается в ходе проверки.
 17. Общая проверка проводится по базовой программе (приложение
к настоящим Правилам), в которую могут вноситься дополнения,
обусловленные необходимостью проверки информационных данных о СГТС
и соответствия фактического состояния сооружения декларации
безопасности.
 18. На основании акта общей проверки в установленном порядке
вносятся, при необходимости, изменения в Регистр СГТС.
 19. Задачей целевых проверок является оценка обеспечения
эксплуатирующими и подрядными организациями безопасности
строящихся, эксплуатируемых, реконструируемых, восстанавливаемых,
консервируемых или ликвидируемых СГТС, а также оценка условий
лицензий на виды деятельности, осуществляемые на этих сооружениях.
На сооружениях с уровнем безопасности ниже нормального могут
проводиться целевые проверки по основным позициям базовой
программы.
 20. Сроки проведения (периодичность) целевых проверок
устанавливаются планом в зависимости от состояния сооружения и
уровня его безопасности, графика ремонтно-восстановительных и
строительно-монтажных работ, сроков выполнения эксплуатирующими и
подрядными организациями мероприятий по обеспечению безопасности
СГТС, указанных в декларации безопасности, актах предыдущих
проверок, рекомендациях комиссий по осмотрам и обследованиям, а
также от других факторов.
 21. Первая целевая проверка эксплуатируемого СГТС проводится
перед его внесением в Регистр СГТС. Целью этой проверки является
оценка полноты и качества информационных материалов о сооружении,
представленных эксплуатирующей организацией. С учетом результатов
проверки в установленном порядке сооружение включается в Регистр
СГТС.
 ____________
 <1> Утверждена МПР России, Минтопэнерго России, Минтрансом
России и Госгортехнадзором России, N 144, К-3357, К-14/367-ис,
01/229а, зарегистрирована Министерством юстиции Российской
Федерации 5 августа 1999 г., регистрационный N 1858.
 IV. Разработка и проведение экспертизы
 деклараций безопасности
 22. Перечень подлежащих декларированию объектов со сроками
составления деклараций безопасности и перечень экспертных центров
устанавливаются ДВВП во взаимодействии с МЧС России и утверждаются
приказом Минтранса России. Контроль сроков представления деклараций
безопасности осуществляет ДВВП.
 23. Декларация безопасности представляется декларантом в
экспертный центр, имеющий право проведения государственной
экспертизы деклараций безопасности СГТС.
 24. После проведения в установленном порядке экспертизы
декларации безопасности экспертный центр направляет экспертное
заключение (два экземпляра) и декларацию в ДВВП. Контроль сроков
проведения экспертизы осуществляет ДВВП. Заключение экспертной
комиссии приобретает статус заключения государственной экспертизы
декларации безопасности после его утверждения ДВВП.
 25. В случае отрицательного заключения экспертизы ДВВП
возвращает декларацию безопасности и один экземпляр экспертного
заключения декларанту, который имеет право в установленном порядке
потребовать проведения повторной государственной экспертизы.
 26. При положительном заключении экспертизы ДВВП выносит
решение об утверждении декларации безопасности.
 Утвержденные оригиналы (подлинники) декларации безопасности и
разрешения на эксплуатацию (ввод и вывод из эксплуатации,
консервацию, ликвидацию) с установленным сроком их действия,
заключения экспертизы ДВВП направляет декларанту. Последний
представляет копии декларации безопасности, разрешения и заключения
экспертизы в подведомственное органу надзора государственное
учреждение, которое ведет базу данных деклараций безопасности,
производит анализ результатов декларирования СГТС, готовит
предложения по дополнительным требованиям к содержанию декларации
безопасности, методике ее составления и формам представляемых
материалов.
 V. Учет и анализ результатов надзора
 и контроля за безопасностью СГТС
 27. Результаты надзора и контроля за безопасностью СГТС должны
учитываться, обобщаться и анализироваться в целях разработки и
реализации мероприятий по обеспечению безопасности СГТС.
 28. Учету и анализу подлежат:
 - акты, выдаваемые по результатам проверок;
 - уведомления эксплуатирующих организаций об устранении
нарушений норм и правил безопасности СГТС;
 - результаты деятельности, проводимой в соответствии с
настоящими Правилами;
 - сведения о состоянии безопасности СГТС по результатам работы
за год;
 - сведения о ходе декларирования безопасности СГТС и
предложения о необходимости корректировки графика декларирования.
 29. При проведении анализа результатов надзора и контроля
следует:
 - классифицировать выявленные нарушения безопасности по
принадлежности к конкретному виду СГТС, классу, нормативным
правовым, нормативно-техническим и другим актам в области
обеспечения безопасности;
 - учитывать и обобщать результаты расследований нарушений норм
и правил безопасности СГТС, делать выводы о причинах и условиях
установленных нарушений;
 - устанавливать причины невыполнения назначенных мероприятий,
направленных на устранение нарушений норм и правил безопасности
СГТС, и подводить результаты принятых мер по их исполнению;
 - формулировать комплекс проблемных вопросов по обеспечению
безопасности СГТС;
 - давать характеристику состояния безопасности СГТС,
находящихся на балансе Бассейновых органов государственного
управления на внутреннем водном транспорте и федерального
унитарного предприятия "Канал имени Москвы".
 _____________
 Приложение
 к Правилам
 БАЗОВАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕЙ ПРОВЕРКИ
 СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
 Проверка судоходных гидротехнических сооружений (СГТС)
осуществляется по следующим позициям:
 1) наличие разрешительной и технической документации;
 2) оснащенность СГТС контрольно-измерительной аппаратурой
(КИА);
 3) организация технического контроля состояния СГТС;
 4) состояние СГТС;
 5) выполнение мероприятий по обеспечению безопасности СГТС;
 6) готовность к локализации и ликвидации опасных повреждений и
аварийных ситуаций.
 1) Наличие разрешительной и технической документации
 Проверяется наличие разрешения на эксплуатацию СГТС, а также
соответствие наличия, комплектации, сроков действия и порядка
ведения технической документации требованиям действующих
руководящих документов.
 2) Оснащенность СГТС контрольно-измерительной аппаратурой (КИА)
 Проверяются:
 - соответствие количества и номенклатуры работоспособной КИА
проекту;
 - оценка достаточности имеющейся КИА для осуществления
надежного контроля состояния СГТС и своевременного выявления
повреждений и процессов, которые могут привести к аварийной
ситуации;
 - выполнение графика проверок КИА и ее метрологического
контроля.
 3) Организация технического контроля состояния СГТС
 Проверяются:
 - структура подразделений эксплуатирующей организации,
осуществляющих технический контроль состояния СГТС,
укомплектованность персоналом этих подразделений и соответствие
уровня его профессиональной подготовки квалификационным
требованиям;
 - выполнение правил технической эксплуатации в части контроля
технического состояния СГТС;
 - оценка достаточности для обеспечения безопасности СГТС
видов, объемов, периодичности натурных наблюдений
(инструментальных, визуальных) и контрольно-профилактических
мероприятий, осуществляемых эксплуатирующей организацией (осмотры,
обследования, осушения камер и т. п.);
 - порядок оценки безопасности СГТС по результатам наблюдений
(регулярность оценки, анализ данных и разработка рекомендаций по
обеспечению надежности и безопасности СГТС, контроль со стороны
руководства эксплуатирующей организации, привлечение
специализированных научно-исследовательских и проектных организаций
для решения сложных вопросов эксплуатации и оценки безопасности
СГТС);
 - наличие компьютерных систем мониторинга СГТС.
 4) Состояние СГТС
 Проверке подлежат:
 - соответствие фактических режимов работы СГТС принятым в
проекте (с учетом возможных изменений);
 - соответствие параметров СГТС, влияющих на его безопасность,
проекту и требованиям действующих нормативных документов;
 - наличие проектной документации на конструктивные изменения
СГТС;
 - наличие утвержденных критериев безопасности СГТС;
 - соответствие значений показателей состояния СГТС
утвержденным критериям безопасности СГТС;
 - соответствие качественного уровня безопасности СГТС
указанному в информационных данных и действующей декларации
безопасности.
 5) Выполнение мероприятий по обеспечению безопасности СГТС
 Проверяются:
 - выполнение планов-графиков наблюдений и обследований СГТС;
 - выполнение мероприятий по обеспечению и повышению
безопасности СГТС, указанных в декларации безопасности;
 - выполнение рекомендаций комиссий по инспекторским осмотрам и
специальным обследованиям;
 - выполнение мероприятий по обеспечению надежности и
безопасности СГТС, регламентированных приказами и распоряжениями
вышестоящих организаций;
 - выполнение мероприятий, назначенных по итогам предыдущих
проверок;
 - выполнение правил технической эксплуатации СГТС в части
подготовки персонала (обучение и повышение квалификации,
противоаварийные тренировки, проверка знаний).
 6) Готовность к локализации и ликвидации опасных повреждений
 и аварийных ситуаций
 Проверяются:
 - наличие на СГТС плана, согласованного с региональными
органами ГО и ЧС, органами исполнительной власти и местного
самоуправления, по совместной ликвидации гидродинамических аварий и
их последствий с участием спецподразделений и с использованием
материально-технических средств региона;
 - наличие плана оперативных действий эксплуатационного
персонала СГТС при ликвидации аварийных ситуаций, знание этого
плана персоналом в пределах своей компетенции;
 - наличие средств связи с персоналом СГТС, а также системы
оповещения населения при угрозе прорыва напорного фронта;
 - наличие на СГТС сведений о произошедших за время
эксплуатации отказах, повреждениях и авариях, причинах их
возникновения и признаках проявления на начальных стадиях развития;
 - наличие на СГТС типовых конструктивно-технологических
решений или рекомендаций по предотвращению развития и по ликвидации
возможных опасных повреждений и аварийных ситуаций, знание этих
материалов эксплуатационным персоналом в пределах своей
компетенции;
 - наличие необходимых резервов строительных материалов,
оборудования, комплектующих и запасных частей, а также возможности
оперативного задействования землеройной техники, автотранспорта,
механизмов и водолазных средств для ликвидации опасных повреждений
и аварийных ситуаций;
 - состояние дорог, мостов и подъездов в районе расположения и
на территории СГТС, состояние аварийных выходов для персонала.
 ____________
Федеральный закон от 24.07.2002 № 100-ФЗ
Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ