Популярные законы Закон о курении

Трудовой кодекс РФ

Закон о контрактной системе закупок

Закон о защите прав потребителей

Закон о такси

Закон об ОСАГО

Закон о счетной палате

Таможенный кодекс Таможенного союза

Закон о денежном довольствии военнослужащих

Закон о полиции

Закон о саморегулируемых организациях

Кодексы 1 часть Гражданский кодекс РФ

2 часть Гражданский кодекс РФ

3 часть Гражданский кодекс РФ

4 часть Гражданский кодекс РФ

1 часть Налоговый кодекс РФ

2 часть Налоговый кодекс РФ

ФЗ 2013 Федеральный закон N 98-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 95-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 94-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 92-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 83-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 82-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 63-ФЗ от 22.04.2013

Федеральный закон N 62-ФЗ от 22.04.2013

Федеральный закон N 60-ФЗ от 05.04.2013

Федеральный закон N 57-ФЗ от 05.04.2013

все законы
Федеральные законы РФ
Постановления
Приказы
Распоряжения
Указы

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 258-О

 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
 КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 по жалобам акционерного общества "Энергомаш" и
 открытого акционерного общества "Табачная фабрика
 "Омская" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4
 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную
 стоимость"
 город Москва 14 декабря 2000 года
 Конституционный Суд Российской Федерации в составе
Председателя М.В.Баглая, судей Н.С.Бондаря, Н.В.Витрука,
Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина,
А.Л.Кононова, В.О.Лучина, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина,
Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова,
О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
 заслушав в пленарном заседании заключение судьи Г.А.Гаджиева,
проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
предварительное изучение жалоб АО "Энергомаш" и ОАО "Табачная
фабрика "Омская",
 у с т а н о в и л:
 1. Налог на добавленную стоимость, согласно пункту 1 статьи 8
Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года "О налоге на
добавленную стоимость", уплачивается ежемесячно, исходя из
фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за
истекший календарный месяц, в срок не позднее 20 числа следующего
месяца. Вместе с тем пунктом 4 той же статьи Министерству финансов
Российской Федерации предоставлено право устанавливать иные
налоговые периоды и сроки уплаты налога. В соответствии с этой
нормой Государственной налоговой службой Российской Федерации по
согласованию с Министерством финансов Российской Федерации была
издана инструкция от 11 октября 1995 года N 39 "О порядке
исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", подпунктом
"а" пункта 30 которой предусмотрено, что организации (предприятия)
со среднемесячными платежами более 10000 тыс. рублей (без учета
деноминации) уплачивают по срокам 15-го, 25-го и 5-го числа
следующего месяца декадные платежи в размере одной трети суммы
налога, причитающейся к уплате в бюджет по последнему месячному
расчету с последующими пересчетами по сроку 20-го числа месяца,
следующего за отчетным, исходя из фактических оборотов по
реализации.
 Как следует из жалоб АО "Энергомаш" и ОАО "Табачная фабрика
"Омская", за несоблюдение указанных требований налоговые органы
привлекли эти организации к ответственности, начислив пеню за
несвоевременную уплату декадных платежей. По мнению заявителей,
примененный, таким образом, в их делах пункт 4 статьи 8 Закона
Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" не
соответствует статье 57 Конституции Российской Федерации, в силу
которой каждый обязан платить только законно установленные налоги и
сборы, а потому налоговый период как существенный элемент
налогообложения не может определяться ведомственным правовым актом.
 2. Вопрос о конституционности законоположений, допускающих
установление существенных элементов налогообложения не законом, а
нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, уже
был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской
Федерации (постановления от 18 февраля 1997 года по делу о проверке
конституционности постановления Правительства Российской Федерации
"О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив,
хранение и оптовую продажу алкогольной продукции", от 11 ноября
1997 года по делу о проверке конституционности статьи 1-1 Закона
Российской Федерации "О Государственной границе Российской
Федерации" и от 23 декабря 1999 года по делу о проверке
конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6
Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской
Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999
год" и статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения
Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского
страхования на 1998 год"). Правовые основания, приведенные в этих
постановлениях, а следовательно, и изложенные Конституционным Судом
Российской Федерации правовые позиции носят общий характер и
распространяются на все законы, принимаемые в сфере
налогообложения.
 Раскрывая нормативное содержание закрепленного в статье 57
Конституции Российской Федерации принципа законного установления
обязательных платежей, Конституционный Суд Российской Федерации
указал, что данный принцип не ограничивается требованиями к
правовой форме акта, устанавливающего тот или иной обязательный
платеж, и к процедуре его принятия; содержание этого акта также
должно отвечать определенным требованиям, поэтому не может
считаться законно установленным обязательный платеж, не
соответствующий, по существу, конституционным принципам и
отражающим их основным началам законодательства о налогах и
сборах (пункт 5 мотивировочной части постановления от 23 декабря
1999 года). Федеральные налоги и сборы следует считать "законно
установленными", если они установлены федеральным законодательным
органом, в надлежащей форме, т. е. федеральным законом (пункт 3
мотивировочной части постановления от 18 февраля 1997 года). При
этом налог может считаться законно установленным только в том
случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового
обязательства, т. е. установить налог можно только путем прямого
перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового
обязательства (пункт 3 мотивировочной части постановления от
11 ноября 1997 года).
 Налоговый кодекс Российской Федерации (статья 17), так же как
и действовавший ранее Закон Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации" (статья 11) относят к
числу существенных элементов налогового обязательства и налоговый
период.
 Таким образом, пределы делегирования законодателем полномочий
в налоговой сфере определяются Конституцией Российской Федерации. В
соответствии с ее статьей 57 в пункте 1 статьи 4 Налогового кодекса
Российской Федерации установлено, что федеральные органы
исполнительной власти в предусмотренных законодательством о налогах
и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам,
связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять
или дополнять законодательство о налогах и сборах.
 Согласно статье 7 Федерального закона "О введении в действие
части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные
законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории
Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших
силу, определенный статьей 2 данного Федерального закона, действуют
в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса
Российской Федерации.
 Следовательно, с 1 января 1999 года, т. е. с даты введения в
действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации,
положение подпункта "а" пункта 30 инструкции Государственной
налоговой службы Российской Федерации от 11 октября 1995 года N 39
"О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" в
части, касающейся уплаты подекадных платежей, как противоречащее
Налоговому кодексу Российской Федерации фактически утратило силу и
не подлежит применению, равно как и положение пункта 4 статьи 8
Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
 3. Как следует из представленных материалов, арбитражные суды,
куда АО "Энергомаш" и ОАО "Табачная фабрика "Омская" обратились с
исками о признании недействительными решений, принятых налоговыми
органами, посчитали, что необходимость внесения ими подекадных
платежей основана на пункте 4 статьи 8 Закона Российской Федерации
"О налоге на добавленную стоимость".
 Тем самым в отношении заявителей было нарушено требование
статьи 57 Конституции Российской Федерации. Однако их жалобы не
могут быть приняты Конституционным Судом Российской Федерации к
рассмотрению, поскольку оспариваемое положение является по существу
таким же, как положения, ранее признанные Конституционным Судом
Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской
Федерации в сохраняющих свою силу постановлениях, а потому для
разрешения поставленного заявителями вопроса не требуется вынесения
итогового решения в виде постановления Конституционного Суда
Российской Федерации.
 Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 части первой
статьи 43, частью первой статьи 79 и частью третьей статьи 87
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
 о п р е д е л и л:
 1. Содержащееся в пункте 4 статьи 8 Закона Российской
Федерации от 6 декабря 1991 года "О налоге на добавленную
стоимость" положение, предоставляющее Министерству финансов
Российской Федерации право устанавливать налоговые периоды и сроки
уплаты налога на добавленную стоимость, отличные от предусмотренных
данным Законом, является по существу таким же, как положения, ранее
признанные Конституционным Судом Российской Федерации не
соответствующими Конституции Российской Федерации в постановлениях,
сохраняющих свою силу, и потому подлежит отмене в установленном
порядке и не может применяться судами, другими органами и
должностными лицами.
 В соответствии с частью второй статьи 100 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" дела АО "Энергомаш" и ОАО "Табачная фабрика "Омская"
подлежат пересмотру в обычном порядке.
 2. Признать жалобы АО "Энергомаш" и ОАО "Табачная фабрика
"Омская" не подлежащими дальнейшему рассмотрению в заседании
Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для
разрешения поставленного заявителями вопроса в соответствии с
Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде
Российской Федерации" не требуется вынесения предусмотренного его
статьей 71 итогового решения в виде постановления.
 3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.
 4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании
законодательства Российской Федерации", "Российской газете" и
"Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
 Конституционный Суд
 Российской Федерации
 N 258-О
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 244-О
Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 14.12.2000 № 757