Популярные законы Закон о курении

Трудовой кодекс РФ

Закон о контрактной системе закупок

Закон о защите прав потребителей

Закон о такси

Закон об ОСАГО

Закон о счетной палате

Таможенный кодекс Таможенного союза

Закон о денежном довольствии военнослужащих

Закон о полиции

Закон о саморегулируемых организациях

Кодексы 1 часть Гражданский кодекс РФ

2 часть Гражданский кодекс РФ

3 часть Гражданский кодекс РФ

4 часть Гражданский кодекс РФ

1 часть Налоговый кодекс РФ

2 часть Налоговый кодекс РФ

ФЗ 2013 Федеральный закон N 98-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 95-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 94-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 92-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 83-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 82-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 63-ФЗ от 22.04.2013

Федеральный закон N 62-ФЗ от 22.04.2013

Федеральный закон N 60-ФЗ от 05.04.2013

Федеральный закон N 57-ФЗ от 05.04.2013

все законы
Федеральные законы РФ
Постановления
Приказы
Распоряжения
Указы

Распоряжение Президента Российской Федерации от 17.12.2009 № 861-рп

 Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
 ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 О Климатической доктрине Российской Федерации
 В целях осуществления скоординированных действий, направленных
на обеспечение безопасного и устойчивого развития Российской
Федерации в условиях изменяющегося климата:
 1. Утвердить прилагаемую Климатическую доктрину Российской
Федерации.
 2. Правительству Российской Федерации при проведении
государственной политики Российской Федерации по вопросам,
связанным с возможным глобальным и региональным изменением климата
и его последствиями, руководствоваться положениями Климатической
доктрины Российской Федерации.
 Президент Российской Федерации Д.Медведев
 17 декабря 2009 года
 N 861-рп
 ____________________
 УТВЕРЖДЕНА
 распоряжением Президента
 Российской Федерации
 от 17 декабря 2009 г.
 N 861-рп
 Климатическая доктрина Российской Федерации
 Изменение климата является одной из важнейших международных
проблем XXI века, которая выходит за рамки научной проблемы и
представляет собой комплексную междисциплинарную проблему,
охватывающую экологические, экономические и социальные аспекты
устойчивого развития Российской Федерации.
 Особенную обеспокоенность вызывает беспрецедентно высокая
скорость глобального потепления, наблюдаемая в течение последних
десятилетий. Современная наука предоставляет все более веские
основания в подтверждение того, что хозяйственная деятельность
человека, связанная прежде всего с выбросами парниковых газов в
результате сжигания ископаемого топлива, оказывает заметное влияние
на климат.
 Изменения климата многообразны и проявляются, в частности, в
изменении частоты и интенсивности климатических аномалий и
экстремальных погодных явлений. В течение XXI века высока
вероятность ускорения динамики наблюдаемых изменений климата.
 Ожидаемые изменения климата неизбежно отразятся на жизни
людей, на состоянии животного и растительного мира во всех регионах
планеты, а в некоторых из них станут ощутимой угрозой для
благополучия населения и устойчивого развития.
 Указанные факторы предопределяют необходимость учета изменений
климата в качестве одного из ключевых долговременных факторов
безопасности Российской Федерации и выдвигают проблему глобального
изменения климата в ее национальном и международном измерениях в
число приоритетов политики Российской Федерации.
 Последствия изменений климата проявляются на глобальном,
региональном, субрегиональном и национальном уровнях.
 Глобальное изменение климата создает для Российской Федерации
(с учетом размеров ее территории, географического положения,
исключительного разнообразия климатических условий, структуры
экономики, демографических проблем и геополитических интересов)
ситуацию, которая предполагает необходимость заблаговременного
формирования всеобъемлющего и взвешенного подхода государства к
проблемам климата и смежным вопросам на основе комплексного
научного анализа экологических, экономических и социальных
факторов.
 I. Общие положения
 1. Настоящая Доктрина представляет собой систему взглядов на
цель, принципы, содержание и пути реализации единой государственной
политики Российской Федерации внутри страны и на международной
арене по вопросам, связанным с изменением климата и его
последствиями (далее - политика в области климата).
 Учитывая стратегические ориентиры Российской Федерации,
настоящая Доктрина является основой формирования и реализации
политики в области климата.
 2. Правовую основу настоящей Доктрины составляют Конституция
Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты
Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации, Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об
изменении климата от 9 мая 1992 г. и другие международные договоры
Российской Федерации, в том числе по проблемам окружающей среды и
устойчивого развития.
 3. Настоящая Доктрина базируется на фундаментальных и
прикладных научных знаниях в области климата и в смежных областях,
включая:
 оценку прошлого и современного состояния климатической
системы;
 оценку факторов влияния антропогенной деятельности на климат;
 прогноз возможных изменений климата и их влияние на качество
жизни населения Российской Федерации и других регионов Земли;
 оценку степени защищенности и уязвимости экологических систем,
экономики, населения, государственных институтов и инфраструктуры
государства по отношению к изменениям климата и существующих
возможностей адаптации к ним;
 оценку возможностей смягчения антропогенного воздействия на
климат.
 4. В основу настоящей Доктрины положен анализ результатов
проводимых на территории Российской Федерации и в других регионах
Земли исследований климатических изменений и последствий влияния
этих изменений на различные сектора экономики, население и
окружающую среду с учетом результатов работ, связанных с
практическим использованием климатической информации органами
государственной власти. Научное обоснование настоящей Доктрины
включает признание способности антропогенного фактора оказывать
воздействия на климатическую систему, приводящие к значимым, в
первую очередь неблагоприятным и опасным для человека и окружающей
среды, последствиям. Особенностью реакции климата как на
антропогенное воздействие, так и на меры по смягчению
антропогенного воздействия является ее запаздывание по отношению к
такому воздействию. В рамках политики в области климата эта
особенность предопределяет важную роль своевременной адаптации к
неизбежным в ближайшие десятилетия климатическим изменениям.
 5. Настоящая Доктрина как политический документ признает, что
проблемы, связанные с изменениями климата, в частности обеспечение
баланса между эффективностью экономики и социальной
справедливостью, устранение потенциальных конфликтов интересов в
связи с экстремальными проявлениями изменений климата (тепловые
волны, наводнения, засухи и другие явления), не могут быть решены
при помощи только научных методов. В подобных ситуациях поиск
баланса является предметом политического выбора.
 II. Цель и принципы политики в области климата
 6. Стратегической целью политики в области климата является
обеспечение безопасного и устойчивого развития Российской
Федерации, включая институциональный, экономический, экологический
и социальный, в том числе демографический, аспекты развития в
условиях изменяющегося климата и возникновения соответствующих
угроз.
 7. Основными принципами политики в области климата являются:
 глобальный характер интересов Российской Федерации в отношении
изменений климата и их последствий;
 приоритет национальных интересов при разработке и реализации
политики в области климата;
 ясность и информационная открытость политики в области
климата;
 признание необходимости действий как внутри страны, так и в
рамках полноправного международного партнерства Российской
Федерации в международных исследовательских программах и проектах,
касающихся изменений климата;
 всесторонность учета возможных потерь и выгод, связанных с
изменениями климата;
 предосторожность при планировании и реализации мер по
обеспечению защищенности человека, экономики и государства от
неблагоприятных последствий изменений климата.
 8. Интересы Российской Федерации, связанные с изменениями
климата, не ограничиваются ее территорией и носят глобальный
характер. Это обусловлено как глобальным характером изменений
климата, так и необходимостью учитывать в международных отношениях
многообразие воздействий на климат и последствий изменений климата
в различных регионах Земли. При построении политики в области
климата необходимо учитывать не только прямые, но и опосредованные,
в том числе отдаленные, воздействия климатических изменений на
природную среду, экономику, население и на различные его социальные
группы. К опосредованным воздействиям климатических изменений
относится их влияние на миграционные процессы в результате
глобального перераспределения природных, в том числе
продовольственных и водных, ресурсов и снижения относительной
комфортности проживания человека в отдельных регионах Российской
Федерации и за ее пределами.
 9. Ожидаемые изменения климата являются причиной угроз
безопасности Российской Федерации. В этих условиях важна
самостоятельность в оценках и выводах, полученных на основе полной,
объективной и достоверной информации о текущих и возможных в
будущем климатических изменениях, об их последствиях для Российской
Федерации и других стран и о надлежащих мерах по адаптации и
смягчению отрицательных последствий этих изменений.
 10. С учетом этого необходимым условием политики в области
климата являются государственная поддержка и обеспечение
соответствия мировому уровню:
 систематических наблюдений за климатом;
 фундаментальных и прикладных исследований в области климата и
смежных областях науки;
 применения результатов исследований для оценки рисков и выгод,
связанных с последствиями изменений климата, а также возможности
адаптации к этим последствиям.
 11. Российская Федерация исходит из необходимости открытого
обсуждения принципов формирования, содержания и механизмов
реализации политики в области климата, которые выносятся на широкое
общественное обсуждение, в том числе с участием институтов
гражданского общества и деловых кругов, с целью принятия
соответствующих решений с учетом законодательства Российской
Федерации. Политические решения в отношении климата и основанные на
них правовые нормы необходимо ориентировать на интересы Российской
Федерации в долгосрочной перспективе, что обусловлено тенденциями
изменения климатических факторов и необходимостью принятия
постоянных мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия
на климат.
 12. Ясность и информационная открытость политики в области
климата необходимы на всех уровнях и для всех субъектов
общественных отношений, в том числе для:
 федеральных органов исполнительной власти, поскольку во многих
сферах государственного управления, связанных в первую очередь с
развитием государственной инфраструктуры, при выработке
государственной политики и нормативно-правового регулирования
необходимо учитывать погодно-климатические факторы и
соответствующие риски;
 органов государственной власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления, поскольку при средне- и
долгосрочном планировании социально-экономического развития
территорий необходимо учитывать изменения климата и возможность
адаптации к ним;
 национального и международного бизнес-сообществ, поскольку их
инвестиционная активность зависит от возможности уверенно
рассчитывать инвестиционные риски, связанные с изменениями климата,
и от возможности управления этими рисками;
 населения, поскольку, с одной стороны, изменения климата
сказываются на социальных факторах (изменение условий комфортного
проживания и предпочтений населения при выборе места жительства,
изменения на рынке труда и другие факторы), а с другой -
поведенческие факторы населения существенным образом влияют на
потенциал осуществимости и эффективность мер по адаптации и
смягчению антропогенного влияния на климат.
 13. Несмотря на обширные и убедительные научные данные о
происходящих и прогнозируемых климатических изменениях, сохраняется
значительная неопределенность в оценках того, как именно будут
протекать климатические изменения и какое они окажут влияние на
экологические системы, экономическую и политическую деятельность, а
также на социальные процессы в разных странах и регионах.
Российская Федерация исходит из необходимости действий в условиях
неопределенности оценок будущих изменений климата и их последствий
и готова к ответственному и конструктивному участию в
соответствующих международных инициативах. Действия должны
основываться на научно обоснованной оценке рисков, необходимости
заблаговременного принятия мер по их уменьшению или предотвращению,
повышению защищенности жизненно важных интересов личности, общества
и государства от воздействия изменений климата. При этом снижение
существующего уровня неопределенности оценок будущих изменений
климата и их последствий для Российской Федерации остается
неизменным приоритетом климатических исследований, поддерживаемых
государством.
 14. Последствия изменений климата различны для регионов
Российской Федерации, а в пределах одного региона по-разному влияют
на группы населения, отрасли экономики и природные объекты. В связи
с этим однозначная оценка последствий вероятных изменений климата
для Российской Федерации невозможна и при выработке политики в
области климата следует учитывать весь комплекс потерь и выгод,
связанных с изменениями климата.
 15. Население, природные объекты, объекты экономики, военные
объекты и объекты государственной инфраструктуры различаются по
характеру и степени их уязвимости к неблагоприятным последствиям
изменений климата. При этом не все виды возможного ущерба могут
быть оценены в денежном выражении, а сами оценки возможных потерь
могут быть неопределенными. Это не должно становиться препятствием
для обеспечения приемлемого уровня защищенности как меры разумной
предосторожности для наиболее уязвимых территорий, объектов и
социальных групп, а должно стать предметом особого внимания при
оценке их уязвимости, разработке и реализации заблаговременных мер
по предотвращению и нейтрализации неблагоприятных последствий
изменения климата либо их сведению к минимально возможному уровню.
 16. Политика в области климата подлежит регулярной и
своевременной корректировке с учетом новых знаний о климате,
включая уточнение оценок его возможных изменений, экономического и
технологического развития, особенно в сфере производства, передачи
и потребления энергии и энергоресурсов, а также с учетом изменений
политики других стран и мирового сообщества в целом, динамики
международного взаимодействия в области климата и предлагаемых на
международном уровне мер.
 III. Содержание политики в области климата
 17. Содержание политики в области климата определяется
задачами, которые подчинены достижению ее стратегической цели и
решаются с учетом особенностей Российской Федерации в контексте
проблемы изменений климата.
 18. Основными задачами политики в области климата являются:
 укрепление и развитие информационной и научной основы политики
в области климата, включая усиление научно-технического и
технологического потенциала Российской Федерации, обеспечивающего
максимальную полноту и достоверность информации о состоянии
климатической системы, воздействиях на климат, его происходящих и
будущих изменениях и об их последствиях;
 разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по
адаптации к изменениям климата;
 разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по
смягчению антропогенного воздействия на климат;
 участие в инициативах международного сообщества в решении
вопросов, связанных с изменениями климата и смежными проблемами.
 19. Пополнение знаний о климатической системе является
необходимой предпосылкой формирования и реализации независимой,
научно и социально обоснованной политики в области климата.
Систематические наблюдения за климатом, фундаментальные и
прикладные исследования, связанные с его изменениями, обеспечивают
повышение осведомленности органов государственной власти, субъектов
экономики, научной общественности, средств массовой информации,
населения о происходящих и будущих изменениях климата и об их
последствиях, о возможностях адаптации к этим изменениям и мерах по
их смягчению, а также принятие соответствующих решений.
 Своевременное выявление и оценка связанных с изменениями
климата угроз устойчивому развитию и безопасности Российской
Федерации, включая угрозы обороноспособности, экономике, состоянию
окружающей среды, жизни и здоровью населения, относятся к числу
приоритетов политики в области климата.
 20. Адаптация к изменениям климата необходима для снижения
потерь и использования выгод, связанных с наблюдаемыми и будущими
изменениями климата.
 Меры по адаптации к изменениям климата предусматриваются
решениями органов государственной власти с учетом международных
договоренностей Российской Федерации. Планирование, организация и
осуществление мер по адаптации к изменениям климата, в том числе по
упреждающей адаптации, проводятся в рамках государственной политики
в области климата с учетом отраслевых, региональных и местных
особенностей, а также долгосрочного характера этих мер, их
масштабности и глубины воздействия на различные стороны жизни
общества, экономики и государства.
 21. Важнейшими составляющими при разработке и планировании мер
по адаптации к изменениям климата являются оценки:
 уязвимости к неблагоприятным последствиям изменений климата и
рисков связанных с ними потерь;
 возможностей получения выгод, связанных с благоприятными
последствиями изменений климата;
 затратности, эффективности (в том числе экономической) и
практической реализуемости соответствующих мер по адаптации;
 потенциала адаптации с учетом экономических, социальных и
других значимых факторов для государства, секторов экономики,
населения и отдельных социальных групп.
 22. Упреждающая адаптация к последствиям климатических
изменений относится к числу приоритетов политики в области климата.
 23. Российская Федерация максимально концентрирует усилия на
снижении антропогенных выбросов парниковых газов и увеличении их
абсорбции поглотителями и накопителями. С этой целью
предусматривается реализовать меры, обеспечивающие:
 повышение энергетической эффективности во всех секторах
экономики;
 развитие использования возобновляемых и альтернативных
источников энергии;
 сокращение рыночных диспропорций, реализацию мер финансовой и
налоговой политики, стимулирующих снижение антропогенных выбросов
парниковых газов;
 защиту и повышение качества поглотителей и накопителей
парниковых газов, включая рациональное ведение лесного хозяйства,
облесение и лесовозобновление на устойчивой основе.
 24. Выработка предложений по обязательствам в отношении
снижения выбросов парниковых газов осуществляется на основании
национальных интересов при участии всех заинтересованных российских
организаций.
 Эффективная политика в области климата призвана стать важным
фактором и катализатором динамичной технологической модернизации
всей экономики страны, укрепления ее позиций в мировом
экономическом сообществе, повышения конкурентоспособности в первую
очередь за счет энергоэффективности.
 Российская Федерация будет способствовать исследованиям и
разработкам в области энергоэффективности, развития использования
возобновляемых источников энергии, технологий поглощения парниковых
газов и разработки инновационных экологически приемлемых
технологий.
 Создание и обеспечение функционирования правовых основ и
механизмов государственного регулирования, направленного на
сокращение антропогенного воздействия на глобальную климатическую
систему, относятся к числу приоритетов политики в области климата.
 25. Российская Федерация участвует в выработке коллективных
мер международного сообщества по смягчению антропогенного
воздействия на климат и оказывает совместно с другими членами
международного сообщества содействие развивающимся странам, в том
числе наиболее уязвимым по отношению к отрицательным последствиям
изменений климата, в реализации мер по адаптации и смягчению
негативных последствий изменений климата. При этом Российская
Федерация исходит из того, что всеобъемлющее и ориентированное на
долгосрочную перспективу решение климатической проблемы возможно
лишь при условии обеспечения универсального характера
соответствующего международного режима и участия в нем всех
основных стран - эмитентов парниковых газов на основе принципов
Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении
климата, в том числе принципа общей, но дифференцированной
ответственности, подразумевающего справедливую нагрузку на страны с
учетом их уровня социально-экономического развития и
природно-климатической специфики.
 IV. Особенности Российской Федерации при решении
 проблемы изменений климата
 26. Значительная часть территории Российской Федерации
находится в области максимальных (как наблюдаемых, так и
прогнозируемых) изменений климата.
 Происходящие и ожидаемые изменения климата, в первую очередь
негативные, и последствия этих изменений оказывают существенное
воздействие на социально-экономическое развитие страны в целом, на
жизнь и здоровье ее граждан.
 27. К отрицательным последствиям ожидаемых изменений климата
для Российской Федерации относятся:
 повышение риска для здоровья (увеличение уровня заболеваемости
и смертности) некоторых социальных групп населения;
 рост повторяемости, интенсивности и продолжительности засух в
одних регионах, экстремальных осадков, наводнений, опасного для
сельского хозяйства переувлажнения почвы - в других;
 повышение пожароопасности в лесных массивах;
 деградация вечной мерзлоты в северных регионах с ущербом для
строений и коммуникаций;
 нарушение экологического равновесия, в том числе вытеснение
одних биологических видов другими;
 распространение инфекционных и паразитарных заболеваний;
 увеличение расходов электроэнергии на кондиционирование
воздуха в летний сезон для значительной части населенных пунктов.
 28. К возможным положительным для Российской Федерации
последствиям ожидаемых изменений климата, с которыми связан
значительный потенциал эффективного отраслевого и регионального
экономического развития, относятся:
 сокращение расходов энергии в отопительный период;
 улучшение ледовой обстановки и, соответственно, условий
транспортировки грузов в арктических морях, облегчение доступа к
арктическим шельфам и их освоения;
 улучшение структуры и расширение зоны растениеводства, а также
повышение эффективности животноводства (при выполнении ряда
дополнительных условий и принятии определенных мер);
 повышение продуктивности бореальных лесов.
 29. По сравнению со многими странами и регионами Земли
преимуществом Российской Федерации является более высокий
адаптационный потенциал страны в целом, который обеспечивают:
 большие размеры территории;
 наличие значительных водных ресурсов;
 относительно небольшая доля населения, проживающего на
территориях, особо уязвимых к изменениям климата.
 30. Исключительное (по сравнению с другими странами)
разнообразие и масштабы изменений климата регионов Российской
Федерации и их последствий для окружающей среды, экономики и
населения являются естественным следствием значительных размеров
территории и многообразия природных условий.
 При формировании политики в области климата, включая
позиционирование Российской Федерации в мировом сообществе,
необходимо учитывать сочетание низкой средней плотности населения
со значительными размерами территории, приводящее к повышенным
транспортным потребностям (как непосредственно для населения, так и
для инфраструктуры, обеспечивающей потребности государства,
населения и экономики), а также холодный климат, обусловливающий
дополнительные потребности в отоплении зданий, производство и
транспортировку значительных объемов топливно-энергетических
ресурсов.
 V. Реализация политики в области климата
 31. Основными направлениями политики в области климата
являются:
 развитие нормативно-правовой базы и организация
государственного регулирования в области изменений климата;
 развитие экономических механизмов, связанных с реализацией мер
по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
 научное, информационное и кадровое обеспечение разработки и
реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия
на климат;
 международное сотрудничество в области разработки и реализации
мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат.
 32. Развитие нормативно-правовой базы в области изменений
климата является основной предпосылкой создания и эффективного
функционирования механизма реализации политики в этой области.
Организация работы федеральных органов исполнительной власти и
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по
реализации конкретных мер, направленных на предотвращение и
преодоление угроз национальным интересам в области изменений
климата, требует дальнейшего совершенствования законодательства
Российской Федерации в указанной области и обеспечения строгого его
соблюдения всеми хозяйствующими субъектами. При этом необходима
гармонизация законодательства Российской Федерации, регулирующего
вопросы изменений климата, с соответствующими нормами
международного права в рамках международных обязательств Российской
Федерации. Основные принципы политики в области климата находят
развитие и в законодательстве субъектов Российской Федерации.
 33. Эффективность реализации мер по адаптации и смягчению
антропогенного воздействия на климат существенным образом зависит
от различных экономических факторов и их финансового регулирования.
 Выбор экономических инструментов, способствующих снижению
антропогенных выбросов парниковых газов (включая возможное
использование рыночных механизмов, в том числе торговлю выбросами),
будет определяться с учетом их эффективности с использованием
механизмов государственного и частного финансирования.
 При создании и совершенствовании национальных экономических и
финансовых механизмов и их встраивании в соответствующие
международные механизмы приоритетом является обеспечение
защищенности жизненно важных интересов личности, общества и
государства от неблагоприятных воздействий изменений климата.
 Основной задачей научного обеспечения разработки и реализации
политики в области климата является обеспечение государства,
бизнеса и граждан страны достоверной и объективной научной
информацией для принятия соответствующих решений.
 34. К приоритетным направлениям научного обеспечения
разработки мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия
на климат относятся:
 развитие и поддержание на территории Российской Федерации
систем наблюдения за климатом, включая факторы, формирующие климат,
и индикаторы изменений климата;
 разработка системы критериев, параметров (пороговых значений),
условий безопасности Российской Федерации и ее отдельных регионов в
отношении изменений климата;
 исследование и оценка возможных в будущем изменений
глобального и регионального климата, а также их последствий;
 разработка мер по адаптации экономики и общества к изменениям
климата;
 развитие методов инвентаризации источников и стоков парниковых
газов;
 разработка мер по смягчению антропогенного воздействия на
климат прежде всего в сфере производства и потребления энергии,
включая организацию исследований и разработку механизмов реализации
соответствующих инновационных проектов, а также оценка
экономического, социального и экологического эффекта от реализации
этих мер;
 независимая (в том числе международная) экспертиза результатов
научных исследований в области климата и смежных областях.
 35. Научное обеспечение реализации мер по адаптации и
смягчению антропогенного воздействия на климат включает:
 позиционирование российской климатической науки и ее
интеграцию в международные программы климатических и связанных с
ними исследований с учетом интересов Российской Федерации и
использованием всех возможных преимуществ международного
сотрудничества;
 активное участие российских ученых в подготовке международных
оценочных докладов об изменениях климата и других
специализированных международных докладов по взаимосвязанным
проблемам;
 организацию регулярной подготовки национальных оценочных
докладов о наблюдаемых и вероятных изменениях климата, их
последствиях, возможностях адаптации и смягчения антропогенного
воздействия на климат, включая оценку объемов выбросов парниковых
газов в атмосферу как в настоящем, так и в будущем, а также
потенциала сокращения этих выбросов;
 обеспечение соответствия климатических исследований Российской
Федерации мировому уровню, признания результатов российских
исследований международным научным сообществом, использования их в
качестве аргументов в межгосударственном политическом диалоге по
проблемам климата;
 разработку и реализацию государственной программы
высокотехнологичного оснащения национальных центров климатических
исследований.
 36. Основной задачей кадрового обеспечения разработки и
реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия
на климат является обеспечение исследований и разработок в области
климата и смежных областях, соответствующих мировому уровню.
Решение этой задачи осуществляется путем подготовки и повышения
квалификации специалистов в области климата, его влияния на
экономику и социальную сферу, здоровье населения и состояние
окружающей среды, а также разработки и реализации инженерных и
организационных мер по адаптации и смягчению антропогенного
воздействия на климат, включая:
 подготовку научных кадров высшей квалификации;
 обучение студентов старших курсов высших учебных заведений на
базе ведущих научных организаций страны;
 стажировку наиболее одаренных молодых ученых и специалистов,
аспирантов и студентов старших курсов в ведущих мировых научных
центрах;
 подготовку дипломатических кадров, а также групп
профессиональных консультантов для ведения международных
переговоров и подготовки международных соглашений в области
климата.
 37. Осведомленность всех заинтересованных сторон, в частности
высших должностных лиц, федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
деловых кругов, институтов гражданского общества и населения, по
вопросам изменений климата и их влияния на жизнь человека и
общества и окружающую среду является одним из важнейших факторов
успешного формирования и эффективной реализации политики в области
климата в интересах нынешнего и будущих поколений. Приоритетными
направлениями такой политики являются объективное информационное
освещение проблем, связанных с изменениями климата и их
последствиями, включая популяризацию научных знаний в этой области,
в том числе с помощью средств массовой информации, а также
воспитание у населения Российской Федерации экологической культуры.
 38. Международное сотрудничество в решении глобальных и
региональных проблем, связанных с изменениями климата и
антропогенными воздействиями на климат, осуществляется в целях
выработки эффективных решений по проблемам климата, оптимально
учитывающих глобальные факторы и национальные интересы. Формой
международного сотрудничества Российской Федерации является ее
участие в разработке и выполнении международных соглашений по
проблемам климата, а также в деятельности международных
организаций, входящих в Организацию Объединенных Наций,
занимающихся проблемами климата и смежными проблемами.
 Международные программы и проекты, связанные с изменениями
климата и реализуемые на территории Российской Федерации,
осуществляются в рамках законодательства Российской Федерации и с
учетом интересов ее безопасности.
 VI. Субъекты реализации политики в области климата
 39. Субъектами реализации политики в области климата являются:
 федеральные органы государственной власти;
 органы государственной власти субъектов Российской Федерации и
органы местного самоуправления;
 организации, включая общественные организации (объединения);
 средства массовой информации;
 домашние хозяйства.
 40. Возможные в будущем климатические изменения затрагивают
сферы ответственности практически всех федеральных органов
государственный власти. Задачами федеральных органов
государственной власти в рамках выработки и реализации политики в
области климата являются:
 определение максимально широкого круга проблем, связанных с
влиянием климатических изменений на политику, экономику, социальную
сферу и окружающую среду, и выделение приоритетных направлений;
 интеграция и координация работы федеральных органов
государственной власти в области климата в соответствии с
установленными полномочиями;
 включение мер по адаптации и смягчению антропогенного
воздействия на климат в среднесрочные и долгосрочные планы
социально-экономического развития Российской Федерации;
 создание механизмов, обеспечивающих постоянный конструктивный
диалог между научным сообществом, органами государственной власти,
ответственными за принятие решений, населением и деловыми кругами.
 41. Федеральные органы государственной власти обеспечивают:
 развитие и применение законодательства Российской Федерации с
учетом влияния климатического фактора на соответствующие отрасли
экономики и население;
 разработку и применение мер по адаптации к последствиям
изменения климата для экономики и общества;
 развитие экономических институтов и финансовых механизмов,
включая системы налогообложения и финансового стимулирования,
способствующих технологическому перевооружению предприятий, замене
устаревшего оборудования, внедрению технологий с потенциалом
снижения выбросов парниковых газов, включая энергоэффективные и
энергосберегающие технологии, технологии снижения выбросов
парниковых газов предприятиями топливно-энергетического комплекса,
транспорта, металлургической, химической и других отраслей
промышленности, а также активизацию использования возобновляемых
источников энергии;
 разработку законодательного акта, регулирующего вопросы
инвентаризации выбросов парниковых газов в атмосферу;
 ведение системы учета (российского регистра) источников
выбросов и поглощения парниковых газов (включая леса, болота и
сельскохозяйственные угодья), а также данных инвентаризации
(кадастра) антропогенных выбросов парниковых газов и их абсорбции
поглотителями;
 разработку и реализацию мер по организации и функционированию
системы экологического просвещения и образования;
 подготовку и публикацию на регулярной основе национального
доклада об изменениях климата и его последствиях для Российской
Федерации.
 42. При разработке региональных и муниципальных программ
устойчивого развития необходимо обеспечить решение следующих задач,
связанных с изменениями климата:
 развитие и применение законодательства субъектов Российской
Федерации с учетом влияния климатического фактора на развитие
территорий, отраслей экономики и социальной сферы;
 разработка и реализация мер по адаптации к изменениям климата,
включая учет фактора изменения климата в среднесрочных и
долгосрочных планах социально-экономического развития регионов и
муниципальных образований, а также соответствующих секторов
хозяйственной деятельности;
 разработка и внедрение региональных систем эффективного
реагирования на опасные погодно-климатические явления;
 реализация законодательного акта, регулирующего вопросы
инвентаризации выбросов в атмосферу парниковых газов;
 реализация мер по смягчению антропогенного воздействия на
климат, включая внедрение технологий, способствующих уменьшению
выбросов парниковых газов в атмосферу, а также технологий абсорбции
парниковых газов.
 43. На микроэкономическом уровне решение задач по адаптации и
смягчению антропогенного воздействия на климат на производстве и в
сфере услуг осуществляется предприятиями, в быту - домашними
хозяйствами путем:
 повышения эффективности производства и потребления тепловой и
электрической энергии;
 повышения топливной экономичности транспортных средств;
 развития энергосбережения на объектах производственного и
инфраструктурного назначения, включая снижение потерь энергии и
энергоносителей при транспортировке;
 повышения энергоэффективности зданий и развития
энергосбережения в быту;
 использования погодно-климатических прогнозов для повышения
энергоэффективности при реализации мер по адаптации и смягчению
антропогенного воздействия на климат;
 увеличения доли альтернативных (в том числе неуглеродных)
источников в производстве энергии;
 рационального использования лесов и сельскохозяйственных
земель.
 44. Учитывая возможность конфликта интересов субъектов
политики в области климата, профессиональным и иным общественным
организациям (объединениям) и средствам массовой информации
принадлежит важная роль в предотвращении обострения таких
конфликтов и возникновения социальной напряженности, недопущении
коррупционного лоббирования интересов отдельных заинтересованных
групп. С этой целью предусматривается осуществлять обсуждение
заинтересованными сторонами путей решения проблем изменений климата
и их последствий для государства, общества и экономики.
 Реализация политики в области климата предполагает разработку
на ее основе федеральных, региональных и отраслевых программ и
планов действий.
 _____________
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2009 № 737
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1033