Трудовой кодекс РФ
Закон о контрактной системе закупок
Закон о защите прав потребителей
Закон о такси
Закон об ОСАГО
Закон о счетной палате
Таможенный кодекс Таможенного союза
Закон о денежном довольствии военнослужащих
Закон о полиции
Закон о саморегулируемых организациях
2 часть Гражданский кодекс РФ
3 часть Гражданский кодекс РФ
4 часть Гражданский кодекс РФ
1 часть Налоговый кодекс РФ
2 часть Налоговый кодекс РФ
Федеральный закон N 95-ФЗ от 07.05.2013
Федеральный закон N 94-ФЗ от 07.05.2013
Федеральный закон N 92-ФЗ от 07.05.2013
Федеральный закон N 83-ФЗ от 07.05.2013
Федеральный закон N 82-ФЗ от 07.05.2013
Федеральный закон N 63-ФЗ от 22.04.2013
Федеральный закон N 62-ФЗ от 22.04.2013
Федеральный закон N 60-ФЗ от 05.04.2013
Федеральный закон N 57-ФЗ от 05.04.2013
→ все законы
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 26.11.2009 № 216
П Р И К А З Министерства транспорта Российской Федерации от 26 ноября 2009 г. N 216 Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам" Зарегистрирован Минюстом России 15 января 2010 г. Регистрационный N 15996 В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6075; N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 29, ст. 3616) и в целях реализации Конвенции о Международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 год) приказываю: 1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам". 2. Не применять на территории Российской Федерации Положение о классификации специалистов гражданской авиации СССР, утвержденное Министром гражданской авиации СССР 19 декабря 1988 г. N 44/И. 3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу через 30 дней со дня официального опубликования. Министр И.Левитин ______________ Приложение ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА "Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам" I. Общие положения 1. Федеральные авиационные правила "Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам" (далее - Правила) разработаны в соответствии со статьей 53 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6075; N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 29, ст. 3616) и в целях реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО). 2. Настоящие Правила устанавливают требования к диспетчерам управления воздушным движением (далее - диспетчер УВД) и парашютистам-инструкторам при осуществлении соответствующей деятельности в Российской Федерации при выдаче соответствующих свидетельств, продлении срока их действия, внесении квалификационных отметок, классной квалификации и допуске к работе. 3. К выполнению функциональных обязанностей диспетчера УВД или парашютиста-инструктора не допускаются лица, не имеющие при себе действующего свидетельства. 4. Диспетчеры УВД осуществляют деятельность по обслуживанию воздушного движения в пределах квалификационных отметок и отметок о допуске к работе на конкретном диспетчерском пункте (секторе) обслуживания воздушного движения, внесенных в установленном порядке в свидетельство, а также установленного срока его действия и при наличии действующего медицинского заключения о признании годным к работе диспетчером УВД, кроме случаев, когда сфера деятельности диспетчера УВД ограничена выполнением функциональных обязанностей, не требующих медицинского заключения о признании годным к работе диспетчером УВД. 5. Медицинское освидетельствование диспетчеров УВД и парашютистов-инструкторов осуществляется в соответствии с положениями федеральных авиационных правил, регламентирующих порядок медицинского освидетельствования. 6. Медицинское заключение о признании годным к работе является неотъемлемой частью свидетельства. Обладатели свидетельств перестают пользоваться правами, предусмотренными соответствующими квалификационными отметками, когда они узнают об ухудшении состояния здоровья, которое могло бы помешать им безопасно и надлежащим образом осуществлять данные им права. 7. Обладатель свидетельства осуществляет права, предусмотренные квалификационными отметками и отметками о допуске к работе, внесенными в свидетельство, лишь в том случае, если он сохраняет свою квалификацию, соответствующую требованиям профессиональной пригодности. 8. В целях продления срока действия свидетельства диспетчер УВД должен подтверждать свою квалификацию в рамках имеющейся квалификационной отметки (отметок) путем демонстрации при проведении проверок (тестирования) надлежащих теоретических знаний и практических навыков со следующей периодичностью: диспетчер УВД 1-го класса - один раз в три года; диспетчер УВД 2-го класса - один раз в два года; диспетчер УВД 3-го класса - ежегодно. 9. Диспетчер УВД не должен подвергаться дополнительным проверкам (тестированию) теоретических знаний до окончания срока действия свидетельства, если осуществляет свою деятельность без получения очередной квалификационной отметки, допуска к работе на другом диспетчерском пункте (секторе) или повышения классной квалификации, за исключением случаев, когда действия данного диспетчера УВД привели к авиационному происшествию или авиационному инциденту. 10. Тематика вопросов при проведении проверки (тестировании) теоретических знаний на подтверждение классной квалификации не должна выходить за рамки подтверждаемой квалификационной отметки (квалификационных отметок) и отметок о допуске к самостоятельной работе, внесенных в свидетельство. 11. В целях поддержания надлежащего уровня знаний для обеспечения безопасности полетов при обслуживании воздушного движения установлены следующие требования по периодичности прохождения курсов повышения и поддержания квалификации персонала: руководящий состав, включая лиц, занимающих должности руководителей полетов, должны пройти курсы повышения квалификации при высших образовательных учреждениях гражданской авиации один раз в пять лет; старшие диспетчеры, диспетчеры-инструкторы (включая диспетчеров-инструкторов тренажера), диспетчеры УВД должны пройти курсы повышения квалификации по специальности один раз в три года. Лица, имеющие допуск к обслуживанию полетов с применением английского языка, проходят курсы повышения квалификации по специальности и английскому языку по совмещенной программе. 12. Диспетчеры УВД, осуществляющие районное диспетчерское обслуживание (диспетчер процедурного и радиолокационного контроля района УВД) на международных трассах, а также диспетчерское обслуживание подхода (диспетчер процедурного и радиолокационного контроля подхода) и аэродромное диспетчерское обслуживание (диспетчер аэродрома, диспетчер посадочного радиолокатора) на международных аэродромах, должны демонстрировать способность говорить на языке, используемом в радиотелефонной связи, и понимать его не ниже чем на 4 (рабочем) уровне по Шкале оценки языковых знаний ИКАО<1>. 13. Диспетчеры УВД, допущенные к работе с применением английского языка и демонстрирующие знание английского языка на 4 (рабочем) уровне по Шкале оценки языковых знаний ИКАО, должны проходить языковую аттестацию по английскому языку не реже одного раза в три года. 14. Диспетчеры УВД, допущенные к работе с применением английского языка и демонстрирующие знание английского языка на 5 (продвинутом) уровне по Шкале оценки языковых знаний ИКАО, должны проходить языковую аттестацию по английскому языку не реже одного раза в шесть лет. 15. Диспетчеры УВД, допущенные к работе с применением английского языка и демонстрирующие знание английского языка на 6 (профессиональном) уровне по Шкале оценки языковых знаний ИКАО, освобождаются от прохождения языковой аттестации по английскому языку. ______________ <1> Требование применяется по истечении определенного ИКАО переходного периода практической реализации языкового стандарта. II. Требования к кандидатам для получения свидетельства и квалификационной отметки 16. Для получения свидетельства диспетчера УВД с внесением в него квалификационной отметки кандидат должен отвечать требованиям, изложенным в настоящем пункте, и соответствовать требованиям настоящих Правил при получении квалификационных отметок: 1) возраст - не моложе 18 лет; 2) образование - среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, курсы профессиональной переподготовки; 3) кандидат получил знания, по крайней мере, в следующих областях: а) документы, регламентирующие деятельность диспетчера УВД; б) принципы, использование и ограничения оборудования, применяемого при обслуживании воздушного движения; в) аэродинамика и летно-технические характеристики воздушных судов, принципы полета и эксплуатации воздушных судов; г) применение и понимание метеорологической информации, возникновение и характеристики опасных явлений погоды, измерение метеоэлементов; д) основные положения аэронавигации, принципы, ограничения и точность навигационных систем и визуальных средств; е) теория и практика обслуживания (управления) воздушного движения, виды обслуживания воздушного движения, основные положения типовых технологий работы диспетчеров УВД органов обслуживания воздушного движения (управления полетами), общие правила радиообмена и типовой фразеологии; ж) практические методы обеспечения безопасности полетов при обслуживании воздушного движения, авиационные происшествия, связанные с недостатками при обслуживании воздушного движения; з) английский язык (для кандидатов, предполагающих осуществлять функциональные обязанности с применением английского языка); 4) опыт (приобретенные навыки в процессе стажировки) - заключение диспетчера-инструктора о возможности допуска к самостоятельной работе и заключение диспетчера-инструктора диспетчерского тренажера; 5) состояние здоровья - действующее медицинское заключение в соответствии с требованиями, предъявляемыми к диспетчерам УВД, за исключением случаев, когда сфера деятельности кандидата ограничена выполнением функциональных обязанностей, не требующих медицинского заключения о годности к работе по результатам медицинского освидетельствования. 17. Требования, предъявляемые при внесении квалификационных отметок диспетчера аэродрома, диспетчера процедурного и радиолокационного контроля подхода, диспетчера посадочного радиолокатора, диспетчера процедурного и радиолокационного контроля района УВД в свидетельство диспетчера УВД: 1) кандидат: а) закончил учебное заведение гражданской авиации по соответствующей специализации или курсы профессиональной переподготовки (профессиональные курсы обучения); б) дополнительно получил знания, которые соответствуют правам, предоставляемым квалификационными отметками, указанными в пункте 17 в нижеперечисленных областях в той степени, в какой они затрагивают круг служебных функциональных обязанностей: обслуживание воздушного движения; план аэродрома, физические характеристики и визуальные средства; структура воздушного пространства; применяемые правила, процедуры и источники информации; аэронавигационные средства; основное оборудование обслуживания воздушным движением и его использование; рельеф местности и характерные наземные ориентиры; характерные особенности воздушного движения; особые явления погоды; планы действий в аварийной обстановке и поисково-спасательных операциях; принципы предоставления обслуживания воздушного движения на основе наблюдения, включая правила выдерживания соответствующей высоты полета над местностью; в) прошел тренировки и проверку на диспетчерском тренажере и имеется соответствующее положительное заключение диспетчера-инструктора диспетчерского тренажера; г) успешно обеспечивал под руководством диспетчера-инструктора или надлежащим образом аттестованного диспетчера УВД (внештатного диспетчера-инструктора) обслуживание воздушного движения в течение времени, необходимого для получения допуска к работе на диспетчерском пункте (секторе), определяющего конкретную квалификационную отметку в конкретном подразделении, в отношении которого запрашивается данная отметка и имеется заключение диспетчера-инструктора; 2) кандидат продемонстрировал умения, способность принимать решения и выполнять обязанности, требуемые для обеспечения безопасного, упорядоченного и оперативного диспетчерского обслуживания на уровне, соответствующем предоставляемым правам. 18. Обладатель свидетельства диспетчера УВД не должен проводить подготовку персонала обслуживания воздушного движения в эксплуатационных условиях, если он не является штатным или внештатным диспетчером-инструктором и не имеет письменного указания работодателя. 19. Квалификационная отметка теряет силу, если диспетчер УВД не осуществляет права, предусмотренные квалификационной отметкой, в течение шести месяцев. Отметка остается недействительной до тех пор, пока вновь не будет установлено право диспетчера УВД осуществлять права, предусмотренные квалификационной отметкой. 20. С целью продления действия свидетельства диспетчера УВД кандидат подтверждает свой класс квалификации в рамках имеющейся у него квалификационной отметки. 21. Свидетельства парашютиста-инструктора с квалификационными отметками выдаются лицам, отвечающим следующим требованиям: 1) возраст - не моложе 18 лет; 2) образование - среднее; 3) состояние здоровья - действующее медицинское заключение по результатам медицинского освидетельствования; 4) кандидат продемонстрировал уровень знаний, который соответствует предоставляемым правам в следующих областях и в той степени, в какой они затрагивают круг служебных обязанностей: воздушное законодательство Российской Федерации, регламентирующее поисково-спасательное обеспечение полетов; конструкция, работа и тактико-технические данные спасательных, тренировочных, десантных, спортивных, запасных, грузовых парашютов, страхующих приборов и спусковых (подъемных) устройств для спусков (подъемов) с вертолета в режиме висения; конструкция, работа и тактико-технические данные авиационных спасательных плавательных средств и правила их применения; предотвращение авиационных и чрезвычайных происшествий при выброске парашютистов и грузов; основные летно-технические характеристики и конструктивные особенности воздушных судов, используемых для десантирования людей и грузов; технические данные и эксплуатационные характеристики поисковой и аварийно-спасательной техники; правила проведения поисково-спасательных работ; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защиты, а также специальные дисциплины; 5) кандидат продемонстрировал умения, способность принимать решения и выполнять обязанности при проведении поисково-спасательных, эвакуационных и специальных работ на уровне, соответствующем предоставляемым правам: выполнять тренировочные и производственные прыжки с парашютом с воздушных судов, спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, в том числе в сложных условиях, на сушу и на водную поверхность в различное время суток, а также водолазные погружения; осуществлять воздушный и наземный поиск воздушных судов и людей, потерпевших бедствие в различных условиях, вести ориентировку на местности с использованием магнитного компаса, технических навигационных средств топографических карт; выполнять спасательные работы в горах с использованием горно-спасательного (альпинистского) снаряжения и на воде с использованием водолазного снаряжения; готовить спасателей к выполнению прыжков с парашютом, спуску (подъему) людей и грузов на спусковых (подъемных) устройствах, а также производить расчет и выброску парашютистов и грузов; укладывать парашюты, готовить к использованию подъемно-спусковые устройства, авиационные плавательные средства; проверять исправность парашютов, страхующих приборов, подъемно-спусковых устройств, бортовых аварийно-спасательных средств и контролировать правильное их хранение; пользоваться аварийным запасом и аварийными радиостанциями; обеспечить выживаемость как личную, так и групповую в экстремальных условиях; 6) опыт - кандидат успешно окончил курс специальной парашютной подготовки. III. Требования к кандидатам, предъявляемые при присвоении классной квалификации диспетчера УВД и парашютиста-инструктора 22. Кандидатам на присвоение классной квалификации, а также лицам, имеющим действующие свидетельства диспетчера УВД, присваиваются третий, второй и первый классы классной квалификации диспетчера УВД. 23. Кандидат на присвоение класса классной квалификации диспетчера УВД должен: 1) знать основные положения нормативных документов в следующих областях: а) основы воздушного законодательства Российской Федерации, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов; б) обеспечение безопасности полетов; в) обслуживание воздушного движения; г) технология работы, правила радиообмена и типовая фразеология; д) метеорологическое обеспечение полетов; е) основы аэродинамики и летно-технические характеристики воздушных судов; ж) навигационное (штурманское) обеспечение полетов; з) радиотехническое и светотехническое обеспечение полетов; и) английский язык (в части правил ведения радиообмена для диспетчеров, осуществляющих обслуживание полетов воздушных судов на английском языке); 2) уметь: управлять воздушным движением в соответствии с технологией работы, правилами радиообмена и типовой фразеологией; правильно и своевременно действовать в различных ситуациях воздушной и метеорологической обстановки; грамотно использовать радиотехнические средства обеспечения полетов и авиационной электросвязи, радиолокационные и иные системы наблюдения обслуживания воздушного движения; оперативно взаимодействовать со смежными диспетчерскими пунктами, службами и органами, обеспечивающими и контролирующими производство полетов; оказывать в соответствии с технологией работы помощь воздушным судам, терпящим бедствие, и содействовать организации поиска и спасания; 3) кандидат должен продемонстрировать практические навыки по обслуживанию воздушного движения по следующим операциям: прием дежурства и подготовка рабочего места; знание воздушной и метеорологической обстановки в контролируемом районе (зоне), особенности выполнения плана воздушного движения; соблюдение установленных правил обслуживания воздушного движения согласно технологии работы; использование радиотехнических средств; знание и применение правил радиообмена и правильное применение типовой фразеологии, а также в части выполнения своих функциональных обязанностей соблюдение требований табеля сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации; ведение установленной диспетчерской документации (согласно технологии работы). Проверка практических навыков по обслуживанию воздушного движения осуществляется на одном из диспетчерских пунктов (секторе), на котором у диспетчера УВД имеется допуск к работе с учетом действующей квалификационной отметки (отметок); 4) кандидат должен пройти тренажерную подготовку, которая является неотъемлемым требованием проверки практических навыков. 24. Классная квалификация "Диспетчер УВД 3-го класса" присваивается выпускникам учебных заведений гражданской авиации среднего и высшего профессионального образования, а также лицам, прошедшим курсы профессиональной переподготовки и соответствующую стажировку: 1) кандидаты, представляемые к присвоению классной квалификации "Диспетчер УВД 3-го класса", должны отвечать требованиям настоящих Правил, иметь навыки для осуществления практического обслуживания воздушного движения, положительные оценки при проверке практических навыков и соответствующие заключения диспетчеров-инструкторов; 2) при проверке теоретических знаний кандидаты, представляемые к присвоению классной квалификации "Диспетчер УВД 3-го класса", должны: а) продемонстрировать уровень теоретических знаний основных положений нормативных документов в перечисленных ниже областях с оценкой не ниже 3 (три): метеорологическое обеспечение полетов; основы аэродинамики и летно-технические характеристики воздушных судов; навигационное (штурманское) обеспечение полетов; б) продемонстрировать уровень теоретических знаний основных положений нормативных документов в перечисленных ниже областях с оценкой не ниже 4 (четыре): основы воздушного законодательства Российской Федерации, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов; обеспечение безопасности полетов; обслуживание воздушного движения; технология работы, правила радиообмена и типовая фразеология; радиотехническое и светотехническое обеспечение полетов; английский язык (в части правил ведения радиообмена для кандидатов, которые будут осуществлять обслуживание воздушного движения с применением английского языка). 25. Кандидаты, представляемые к присвоению классной квалификации "Диспетчер УВД 2-го класса", должны отвечать требованиям настоящих Правил, иметь классную квалификацию "Диспетчер УВД 3-го класса", стаж работы в должности диспетчера УВД не менее 36 месяцев и допуск к самостоятельной работе, как правило, не менее чем на двух диспетчерских пунктах или трех секторах одноименного диспетчерского пункта: 1) кандидаты, представленные к присвоению классной квалификации "Диспетчер УВД 2-го класса", должны пройти проверку практических навыков с общей оценкой не ниже 4 (четыре) и иметь соответствующие заключения диспетчеров-инструкторов; 2) при проверке теоретических знаний кандидаты, представляемые к присвоению классной квалификации "Диспетчер УВД 2-го класса", должны продемонстрировать уровень теоретических знаний основных положений нормативных документов в перечисленных в подпункте 1 пункта 23 областях с оценкой не ниже 4 (четыре). 26. Кандидаты, представляемые к присвоению классной квалификации "Диспетчер УВД 1-го класса", должны отвечать требованиям настоящих Правил, иметь классную квалификацию "Диспетчер УВД 2-го класса", стаж работы с данной квалификацией не менее 36 месяцев и допуск к самостоятельной работе, как правило, не менее чем на трех диспетчерских пунктах или пяти секторах одноименного диспетчерского пункта: 1) кандидаты, представленные к присвоению классной квалификации "Диспетчер УВД 1-го класса", должны пройти проверку практических навыков с общей оценкой не ниже 5 (пять) и иметь соответствующие заключения диспетчеров-инструкторов; 2) при проверке теоретических знаний кандидаты, представляемые к присвоению классной квалификации "Диспетчер УВД 1-го класса", должны: а) продемонстрировать уровень теоретических знаний основных положений нормативных документов в перечисленных ниже областях с оценкой не ниже 5 (пять): основы воздушного законодательства Российской Федерации, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов; технология работы, правила радиообмена и типовая фразеология; обслуживание воздушного движения; английский язык (в части правил ведения радиообмена для диспетчеров, которые осуществляют обслуживание воздушного движения с применением английского языка); б) продемонстрировать уровень теоретических знаний основных положений нормативных документов в перечисленных ниже областях с оценкой не ниже 4 (четыре): метеорологическое обеспечение полетов; обеспечение безопасности полетов; основы аэродинамики и летно-технические характеристики воздушных судов; навигационное (штурманское) обеспечение полетов; радиотехническое и светотехническое обеспечение полетов. 27. При тестировании с использованием компьютерной техники проверяемый диспетчер УВД с учетом классной квалификации должен показать не менее 75% правильных ответов по разделу (области), допускающему оценку 3 (три), не менее 80% - по разделу (области), допускающему оценку 4 (четыре), и не менее 85% - по разделу (области), допускающему оценку 5 (пять). 28. Кандидату на присвоение классной квалификации, а также лицам, имеющим действующие свидетельства парашютиста-инструктора, присваиваются третий, второй и первый классы. 29. Кандидат на присвоение класса квалификации парашютиста-инструктора должен отвечать следующим требованиям: 1) иметь среднее образование и пройти специальную парашютную подготовку; 2) знать: основы воздушного законодательства Российской Федерации; предотвращение авиационных и чрезвычайных происшествий при выброске парашютистов и грузов; руководство по воздушному десантированию; конструкцию, работу и тактико-технические данные спасательных, тренировочных, десантных, спортивных, запасных, грузовых парашютов и страхующих приборов; конструкцию, работу и тактико-технические данные авиационных спасательных плавательных средств и правил их применения; организацию поиска и спасания в Российской Федерации; поисковые и аварийно-спасательные средства; 3) уметь: готовить личный состав к выполнению прыжков с парашютом и спусков (подъемов) с помощью спусковых (подъемных) устройств, производить расчет и выброску парашютистов и грузов; укладывать парашюты, готовить к использованию подъемно-спусковые устройства, авиационные спасательные плавательные средства; проверять исправность парашютов, страхующих приборов, спусковых (подъемных) устройств, бортовых аварийно-спасательных средств и контролировать правильность их хранения; пользоваться аварийным запасом и аварийными радиостанциями. 30. Кандидаты, представляемые к присвоению классной квалификации "Парашютист-инструктор 3-го класса", должны отвечать требованиям настоящих Правил, изложенным в пункте 29, иметь не менее 50 прыжков с парашютом или 30 спусков (подъемов) с помощью спусковых устройств. 31. Кандидаты, представляемые к присвоению классной квалификации "Парашютист-инструктор 2-го класса", должны отвечать требованиям настоящих Правил, изложенным в пункте 29 на оценку не ниже 4 (четыре), и иметь не менее 200 прыжков с парашютом или 100 спусков-подъемов, а также в совершенстве владеть техникой их выполнения. 32. Кандидаты, представляемые к присвоению классной квалификации "Парашютист-инструктор 1-го класса", должны отвечать требованиям настоящих Правил, изложенным в пункте 29 на оценку не ниже 5 (пять), иметь не менее 350 прыжков с парашютом и 50 полетов по расчету и выброске парашютистов и грузов, а также не менее 120 спусков, подъемов и не менее 30 полетов по расчету и десантированию спасателей с помощью спусковых устройств и выброске грузов. 33. Парашютист-инструктор, допустивший при выброске парашютистов, грузов или спуске десантников травмы или нанесение материального ущерба, для повышения в классе должен выполнить не менее 50 полетов по расчету и выброске парашютистов или грузов или 30 полетов по расчету и десантированию спасателей с помощью спусковых устройств. 34. При повышении в классе и продлении срока действия свидетельства демонстрацию теоретических знаний и практической работы парашютисты-инструкторы должны осуществлять на ежегодных сборах, проводимых в авиационных организациях, учреждениях и учебных заведениях, в объеме, указанном в пункте 29 настоящих Правил. IV. Требования к кандидатам, предъявляемые при внесении отметок о допуске к работе руководителем полетов, старшим диспетчером, диспетчером-инструктором (диспетчером-инструктором тренажера), диспетчером УВД 35. Для получения допуска руководителя полетов кандидат должен: 1) иметь: высшее профессиональное образование; опыт работы в органах обслуживания воздушного движения (управления полетами) не менее чем 60 месяцев, в том числе не менее чем 36 месяцев в подразделении, представляющем кандидата на получение допуска руководителя полетов; как правило, все допуски к работе на диспетчерских пунктах (секторах), где кандидат будет исполнять должностные обязанности руководителя полетов; документ об успешном прохождении курсов подготовки руководителей полетов; действующее свидетельство и классную квалификацию "Диспетчер УВД 1-го класса"; 2) знать: принципы и методы управления персоналом и организации производства; основы делового общения, трудовых отношений, охраны труда; основы экономики в гражданской авиации; принципы и методы экономической деятельности организаций, осуществляющих аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации; воздушное законодательство Российской Федерации в части выполнения своих функциональных обязанностей; нормативные документы, регламентирующие организацию использования воздушного пространства Российской Федерации; документы по организации обслуживания воздушного движения своей зоны (района) ответственности; принципы и методы планирования работы диспетчерской смены; принципы и методы организационно-методической работы в органах обслуживания воздушного движения и диспетчерских сменах; организацию контроля работы диспетчерской смены; организацию профилактической работы, направленной на обеспечение безопасности полетов при обслуживании воздушного движения; правила и условия аэронавигационного обслуживания, а также обеспечения полетов воздушных судов; 3) уметь: применять в практической деятельности знания принципов и методов управления персоналом, организации производства, делового общения и обеспечения охраны труда; применять в практической деятельности знания в области экономики; применять знание нормативных документов, регламентирующих организацию использования воздушного пространства Российской Федерации, в практической деятельности; планировать работу подчиненного состава диспетчерской смены; организовать работу диспетчерских пунктов в своей зоне ответственности; организовывать и проводить методическую, профилактическую и воспитательную работу с диспетчерским составом подчиненной смены; организовать и осуществлять постоянный контроль за работой подчиненной диспетчерской смены; осуществлять организацию и координацию обслуживания (управления) воздушного движения в контролируемой зоне (районе) ответственности; вести установленную для руководителя полетов документацию и контролировать надлежащее ведение документации на рабочих местах диспетчеров; осуществлять контроль исправности радиотехнического и связного оборудования диспетчерских пунктов; уведомлять соответствующие организации и службы о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказывать таким организациям и службам необходимое содействие в соответствии с предписанными процедурами; 4) кандидат должен продемонстрировать теоретические знания в областях: организационно-методическая работа руководителя полетов; организация воздушного движения; психологические и педагогические аспекты деятельности руководителя полетов; обеспечение безопасности полетов при обслуживании воздушного движения; обеспечение деятельности органов обслуживания воздушного движения; управленческо-экономические аспекты деятельности организаций, осуществляющих аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации; 5) кандидат должен продемонстрировать практические навыки по следующим операциям: проведение инструктажа диспетчерской смены; прием и сдача дежурства; контроль приема и сдачи дежурства персоналом обслуживания воздушного движения диспетчерской смены, а также организации подмены диспетчеров в процессе работы; взаимодействие со службами, обеспечивающими выполнение полетов; контроль работы диспетчерской смены в период дежурства; проведение разбора работы диспетчерской смены. 36. Для получения допуска старшего диспетчера кандидат должен: 1) иметь: высшее или среднее профессиональное образование; опыт работы в органах обслуживания воздушного движения (управления полетами) не менее чем 36 месяцев, в том числе не менее чем 24 месяца в подразделении, представляющем кандидата на получение допуска старшего диспетчера; не менее трех действующих допусков на диспетчерских пунктах (секторах) в зоне (районе) ответственности, где кандидат будет исполнять должностные обязанности старшего диспетчера. При наличии в подразделении трех и менее диспетчерских пунктов (секторов) кандидат должен иметь все допуски; действующее свидетельство и классную квалификацию "Диспетчер УВД 1-го класса" или "Диспетчер УВД 2-го класса"; удостоверение об успешном прохождении курсов подготовки старших диспетчеров; 2) знать: принципы и методы управления персоналом и организации производства; основы делового общения, трудовых отношений, охраны труда; воздушное законодательство Российской Федерации в части выполнения своих функциональных обязанностей; нормативные документы, регламентирующие организацию использования воздушного пространства Российской Федерации; руководящие документы по организации обслуживания воздушного движения своей зоны (района) ответственности; принципы и методы планирования работы в органах обслуживания воздушного движения и диспетчерской смены; принципы и методы организационно-методической работы в диспетчерских сменах; организацию контроля работы диспетчерской смены; организацию профилактической работы, направленной на обеспечение безопасности полетов при обслуживании воздушного движения; правила и условия аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов, а также иные виды обеспечения полетов воздушных судов; 3) уметь: применять в практической деятельности знания принципов и методов управления персоналом, организации производства, делового общения и обеспечения охраны труда; применять в своей практической деятельности знания нормативных документов, регламентирующих организацию и использование воздушного пространства Российской Федерации; организовывать работу диспетчерских пунктов в своей зоне ответственности; организовывать и проводить методическую, профилактическую и воспитательную работу в диспетчерской смене; осуществлять контроль за работой диспетчерского состава; осуществлять при необходимости координацию обслуживания воздушного движения в установленной зоне (районе) ответственности; осуществлять расстановку персонала перед заступлением на дежурство и уточнение функций, выполняемых на рабочих местах; вести установленную для старшего диспетчера документацию и контролировать надлежащее ведение документации на рабочих местах диспетчеров; осуществлять контроль исправности радиотехнического и связного оборудования диспетчерских пунктов; уведомлять соответствующие организации и службы о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказывать таким организациям и службам необходимое содействие в соответствии с предписанными процедурами; 4) кандидат должен продемонстрировать теоретические знания в областях: организационно-методическая работа старшего диспетчера; организация воздушного движения; психолого-педагогические аспекты деятельности старших диспетчеров; обеспечение безопасности полетов при обслуживании воздушного движения; обеспечение деятельности органов обслуживания воздушного движения; 5) кандидат должен продемонстрировать практические навыки по следующим операциям: проведение инструктажа диспетчерской смены; прием и сдача дежурства; контроль приема и сдачи дежурства персоналом обслуживания воздушного движения диспетчерской смены, а также организация подмены диспетчеров в период дежурства; взаимодействие со службами, обеспечивающими выполнение полетов; контроль работы диспетчерской смены в период дежурства; проведение разбора работы диспетчерской смены. 37. Для получения допуска диспетчера-инструктора (включая диспетчера-инструктора тренажера) кандидат должен: 1) иметь: высшее или среднее профессиональное образование; опыт работы в органах обслуживания воздушного движения (управления полетами) не менее чем 60 месяцев, в том числе не менее чем 24 месяца в подразделении, представляющем кандидата на получение допуска диспетчера-инструктора; действующее свидетельство и классную квалификацию "Диспетчер УВД 1-го класса"; допуски к работе на диспетчерских пунктах (секторах), где кандидат будет исполнять должностные обязанности диспетчера-инструктора; удостоверение о прохождении курсов подготовки диспетчеров-инструкторов; 2) знать: основы авиационной педагогики; основы авиационной психологии; методику планирования учебного процесса; методику проведения предварительной подготовки и практического обучения на рабочем месте в процессе стажировки; нормативные документы, регламентирующие профессиональную подготовку соответствующих специалистов; 3) уметь: применять в практической деятельности знания авиационной педагогики и психологии; применять в практической деятельности знания нормативных документов по профессиональной подготовке соответствующих специалистов; составлять планы и программы подготовки соответствующих специалистов и осуществлять контроль за их выполнением; осуществлять качественную подготовку соответствующих специалистов; содействовать внедрению передовых методов и технологий и представлять соответствующие рекомендации; проводить стажировку соответствующих специалистов и оказывать диспетчерам УВД практическую помощь после получения ими допусков к самостоятельной работе; проводить проверку практических навыков персонала обслуживания воздушного движения на рабочих местах; вести необходимую документацию; 4) кандидат должен продемонстрировать теоретические знания в областях: основы авиационной педагогики и психологии; обслуживание воздушного движения; методы профессионального обучения; обеспечение безопасности полетов при обслуживании воздушного движения; национальные требования, стандарты и рекомендуемая практика Международной организации гражданской авиации в области профессиональной подготовки персонала обслуживания воздушного движения; 5) кандидат должен продемонстрировать практические навыки по следующим операциям: организация, планирование и проведение предварительной подготовки стажера; определение готовности стажера к практической подготовке; организация, планирование и проведение практической стажировки на диспетчерском пункте и тренировки на диспетчерском тренажере; ведение дневника стажера и оформление представления на допуск стажера к самостоятельной работе в качестве диспетчера. 38. Для получения допуска к работе диспетчером УВД на диспетчерском пункте (секторе) кандидат должен: обладать знаниями, определенными для обладателя свидетельства, и соответствующей квалификационной отметкой; пройти проверку теоретических знаний по разделам, определенным подпунктом 1 пункта 23 настоящих Правил, в соответствии с классной квалификацией; пройти необходимую стажировку и проверку практических навыков в соответствии с требованиями подпункта 3 пункта 23 настоящих Правил. При получении последующих допусков в рамках имеющейся квалификационной отметки кандидат проходит проверку теоретических знаний только в части абзацев "г", "д" и "з" подпункта 1 пункта 23 настоящих Правил, а если данный пункт предусматривает обслуживание полетов на английском языке, дополнительно проходит проверку по абзацу "и". _____________
Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации от 26.11.2009 № 441