Популярные законы Закон о курении

Трудовой кодекс РФ

Закон о контрактной системе закупок

Закон о защите прав потребителей

Закон о такси

Закон об ОСАГО

Закон о счетной палате

Таможенный кодекс Таможенного союза

Закон о денежном довольствии военнослужащих

Закон о полиции

Закон о саморегулируемых организациях

Кодексы 1 часть Гражданский кодекс РФ

2 часть Гражданский кодекс РФ

3 часть Гражданский кодекс РФ

4 часть Гражданский кодекс РФ

1 часть Налоговый кодекс РФ

2 часть Налоговый кодекс РФ

ФЗ 2013 Федеральный закон N 98-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 95-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 94-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 92-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 83-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 82-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 63-ФЗ от 22.04.2013

Федеральный закон N 62-ФЗ от 22.04.2013

Федеральный закон N 60-ФЗ от 05.04.2013

Федеральный закон N 57-ФЗ от 05.04.2013

все законы
Федеральные законы РФ
Постановления
Приказы
Распоряжения
Указы

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 26.11.2009 № 216

 П Р И К А З
 Министерства транспорта Российской Федерации
 от 26 ноября 2009 г. N 216
 Об утверждении Федеральных авиационных правил
 "Требования к диспетчерам управления воздушным движением
 и парашютистам-инструкторам"
 Зарегистрирован Минюстом России 15 января 2010 г.
 Регистрационный N 15996
 В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 19 марта
1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999,
N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 13,
ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29;
N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6075; N 50, ст. 6239,
6244, 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616;
2009, N 1, ст. 17; N 29, ст. 3616) и в целях реализации Конвенции о
Международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 год) приказываю:
 1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила
"Требования к диспетчерам управления воздушным движением и
парашютистам-инструкторам".
 2. Не применять на территории Российской Федерации Положение о
классификации специалистов гражданской авиации СССР, утвержденное
Министром гражданской авиации СССР 19 декабря 1988 г. N 44/И.
 3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу через 30
дней со дня официального опубликования.
 Министр И.Левитин
 ______________
 Приложение
 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
 "Требования к диспетчерам управления воздушным движением
 и парашютистам-инструкторам"
 I. Общие положения
 1. Федеральные авиационные правила "Требования к диспетчерам
управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам" (далее
- Правила) разработаны в соответствии со статьей 53 Федерального
закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997,
N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; N 45,
ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007,
N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6075;
N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30
(ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 29, ст. 3616) и в целях
реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной
организации гражданской авиации (ИКАО).
 2. Настоящие Правила устанавливают требования к диспетчерам
управления воздушным движением (далее - диспетчер УВД) и
парашютистам-инструкторам при осуществлении соответствующей
деятельности в Российской Федерации при выдаче соответствующих
свидетельств, продлении срока их действия, внесении
квалификационных отметок, классной квалификации и допуске к работе.
 3. К выполнению функциональных обязанностей диспетчера УВД или
парашютиста-инструктора не допускаются лица, не имеющие при себе
действующего свидетельства.
 4. Диспетчеры УВД осуществляют деятельность по обслуживанию
воздушного движения в пределах квалификационных отметок и отметок о
допуске к работе на конкретном диспетчерском пункте (секторе)
обслуживания воздушного движения, внесенных в установленном порядке
в свидетельство, а также установленного срока его действия и при
наличии действующего медицинского заключения о признании годным к
работе диспетчером УВД, кроме случаев, когда сфера деятельности
диспетчера УВД ограничена выполнением функциональных обязанностей,
не требующих медицинского заключения о признании годным к работе
диспетчером УВД.
 5. Медицинское освидетельствование диспетчеров УВД и
парашютистов-инструкторов осуществляется в соответствии с
положениями федеральных авиационных правил, регламентирующих
порядок медицинского освидетельствования.
 6. Медицинское заключение о признании годным к работе является
неотъемлемой частью свидетельства. Обладатели свидетельств
перестают пользоваться правами, предусмотренными соответствующими
квалификационными отметками, когда они узнают об ухудшении
состояния здоровья, которое могло бы помешать им безопасно и
надлежащим образом осуществлять данные им права.
 7. Обладатель свидетельства осуществляет права,
предусмотренные квалификационными отметками и отметками о допуске к
работе, внесенными в свидетельство, лишь в том случае, если он
сохраняет свою квалификацию, соответствующую требованиям
профессиональной пригодности.
 8. В целях продления срока действия свидетельства диспетчер
УВД должен подтверждать свою квалификацию в рамках имеющейся
квалификационной отметки (отметок) путем демонстрации при
проведении проверок (тестирования) надлежащих теоретических знаний
и практических навыков со следующей периодичностью:
 диспетчер УВД 1-го класса - один раз в три года;
 диспетчер УВД 2-го класса - один раз в два года;
 диспетчер УВД 3-го класса - ежегодно.
 9. Диспетчер УВД не должен подвергаться дополнительным
проверкам (тестированию) теоретических знаний до окончания срока
действия свидетельства, если осуществляет свою деятельность без
получения очередной квалификационной отметки, допуска к работе на
другом диспетчерском пункте (секторе) или повышения классной
квалификации, за исключением случаев, когда действия данного
диспетчера УВД привели к авиационному происшествию или авиационному
инциденту.
 10. Тематика вопросов при проведении проверки (тестировании)
теоретических знаний на подтверждение классной квалификации не
должна выходить за рамки подтверждаемой квалификационной отметки
(квалификационных отметок) и отметок о допуске к самостоятельной
работе, внесенных в свидетельство.
 11. В целях поддержания надлежащего уровня знаний для
обеспечения безопасности полетов при обслуживании воздушного
движения установлены следующие требования по периодичности
прохождения курсов повышения и поддержания квалификации персонала:
 руководящий состав, включая лиц, занимающих должности
руководителей полетов, должны пройти курсы повышения квалификации
при высших образовательных учреждениях гражданской авиации один раз
в пять лет;
 старшие диспетчеры, диспетчеры-инструкторы (включая
диспетчеров-инструкторов тренажера), диспетчеры УВД должны пройти
курсы повышения квалификации по специальности один раз в три года.
 Лица, имеющие допуск к обслуживанию полетов с применением
английского языка, проходят курсы повышения квалификации по
специальности и английскому языку по совмещенной программе.
 12. Диспетчеры УВД, осуществляющие районное диспетчерское
обслуживание (диспетчер процедурного и радиолокационного контроля
района УВД) на международных трассах, а также диспетчерское
обслуживание подхода (диспетчер процедурного и радиолокационного
контроля подхода) и аэродромное диспетчерское обслуживание
(диспетчер аэродрома, диспетчер посадочного радиолокатора) на
международных аэродромах, должны демонстрировать способность
говорить на языке, используемом в радиотелефонной связи, и понимать
его не ниже чем на 4 (рабочем) уровне по Шкале оценки языковых
знаний ИКАО<1>.
 13. Диспетчеры УВД, допущенные к работе с применением
английского языка и демонстрирующие знание английского языка на 4
(рабочем) уровне по Шкале оценки языковых знаний ИКАО, должны
проходить языковую аттестацию по английскому языку не реже одного
раза в три года.
 14. Диспетчеры УВД, допущенные к работе с применением
английского языка и демонстрирующие знание английского языка на 5
(продвинутом) уровне по Шкале оценки языковых знаний ИКАО, должны
проходить языковую аттестацию по английскому языку не реже одного
раза в шесть лет.
 15. Диспетчеры УВД, допущенные к работе с применением
английского языка и демонстрирующие знание английского языка на 6
(профессиональном) уровне по Шкале оценки языковых знаний ИКАО,
освобождаются от прохождения языковой аттестации по английскому
языку.
 ______________
 <1> Требование применяется по истечении определенного ИКАО
переходного периода практической реализации языкового стандарта.
 II. Требования к кандидатам для получения свидетельства
 и квалификационной отметки
 16. Для получения свидетельства диспетчера УВД с внесением в
него квалификационной отметки кандидат должен отвечать требованиям,
изложенным в настоящем пункте, и соответствовать требованиям
настоящих Правил при получении квалификационных отметок:
 1) возраст - не моложе 18 лет;
 2) образование - среднее профессиональное или высшее
профессиональное образование, курсы профессиональной
переподготовки;
 3) кандидат получил знания, по крайней мере, в следующих
областях:
 а) документы, регламентирующие деятельность диспетчера УВД;
 б) принципы, использование и ограничения оборудования,
применяемого при обслуживании воздушного движения;
 в) аэродинамика и летно-технические характеристики воздушных
судов, принципы полета и эксплуатации воздушных судов;
 г) применение и понимание метеорологической информации,
возникновение и характеристики опасных явлений погоды, измерение
метеоэлементов;
 д) основные положения аэронавигации, принципы, ограничения и
точность навигационных систем и визуальных средств;
 е) теория и практика обслуживания (управления) воздушного
движения, виды обслуживания воздушного движения, основные положения
типовых технологий работы диспетчеров УВД органов обслуживания
воздушного движения (управления полетами), общие правила
радиообмена и типовой фразеологии;
 ж) практические методы обеспечения безопасности полетов при
обслуживании воздушного движения, авиационные происшествия,
связанные с недостатками при обслуживании воздушного движения;
 з) английский язык (для кандидатов, предполагающих
осуществлять функциональные обязанности с применением английского
языка);
 4) опыт (приобретенные навыки в процессе стажировки) -
заключение диспетчера-инструктора о возможности допуска к
самостоятельной работе и заключение диспетчера-инструктора
диспетчерского тренажера;
 5) состояние здоровья - действующее медицинское заключение в
соответствии с требованиями, предъявляемыми к диспетчерам УВД, за
исключением случаев, когда сфера деятельности кандидата ограничена
выполнением функциональных обязанностей, не требующих медицинского
заключения о годности к работе по результатам медицинского
освидетельствования.
 17. Требования, предъявляемые при внесении квалификационных
отметок диспетчера аэродрома, диспетчера процедурного и
радиолокационного контроля подхода, диспетчера посадочного
радиолокатора, диспетчера процедурного и радиолокационного контроля
района УВД в свидетельство диспетчера УВД:
 1) кандидат:
 а) закончил учебное заведение гражданской авиации по
соответствующей специализации или курсы профессиональной
переподготовки (профессиональные курсы обучения);
 б) дополнительно получил знания, которые соответствуют правам,
предоставляемым квалификационными отметками, указанными в пункте 17
в нижеперечисленных областях в той степени, в какой они затрагивают
круг служебных функциональных обязанностей:
 обслуживание воздушного движения;
 план аэродрома, физические характеристики и визуальные
средства;
 структура воздушного пространства;
 применяемые правила, процедуры и источники информации;
 аэронавигационные средства;
 основное оборудование обслуживания воздушным движением и его
использование;
 рельеф местности и характерные наземные ориентиры;
 характерные особенности воздушного движения;
 особые явления погоды;
 планы действий в аварийной обстановке и поисково-спасательных
операциях;
 принципы предоставления обслуживания воздушного движения на
основе наблюдения, включая правила выдерживания соответствующей
высоты полета над местностью;
 в) прошел тренировки и проверку на диспетчерском тренажере и
имеется соответствующее положительное заключение
диспетчера-инструктора диспетчерского тренажера;
 г) успешно обеспечивал под руководством диспетчера-инструктора
или надлежащим образом аттестованного диспетчера УВД (внештатного
диспетчера-инструктора) обслуживание воздушного движения в течение
времени, необходимого для получения допуска к работе на
диспетчерском пункте (секторе), определяющего конкретную
квалификационную отметку в конкретном подразделении, в отношении
которого запрашивается данная отметка и имеется заключение
диспетчера-инструктора;
 2) кандидат продемонстрировал умения, способность принимать
решения и выполнять обязанности, требуемые для обеспечения
безопасного, упорядоченного и оперативного диспетчерского
обслуживания на уровне, соответствующем предоставляемым правам.
 18. Обладатель свидетельства диспетчера УВД не должен
проводить подготовку персонала обслуживания воздушного движения в
эксплуатационных условиях, если он не является штатным или
внештатным диспетчером-инструктором и не имеет письменного указания
работодателя.
 19. Квалификационная отметка теряет силу, если диспетчер УВД
не осуществляет права, предусмотренные квалификационной отметкой, в
течение шести месяцев. Отметка остается недействительной до тех
пор, пока вновь не будет установлено право диспетчера УВД
осуществлять права, предусмотренные квалификационной отметкой.
 20. С целью продления действия свидетельства диспетчера УВД
кандидат подтверждает свой класс квалификации в рамках имеющейся у
него квалификационной отметки.
 21. Свидетельства парашютиста-инструктора с квалификационными
отметками выдаются лицам, отвечающим следующим требованиям:
 1) возраст - не моложе 18 лет;
 2) образование - среднее;
 3) состояние здоровья - действующее медицинское заключение по
результатам медицинского освидетельствования;
 4) кандидат продемонстрировал уровень знаний, который
соответствует предоставляемым правам в следующих областях и в той
степени, в какой они затрагивают круг служебных обязанностей:
 воздушное законодательство Российской Федерации,
регламентирующее поисково-спасательное обеспечение полетов;
 конструкция, работа и тактико-технические данные спасательных,
тренировочных, десантных, спортивных, запасных, грузовых парашютов,
страхующих приборов и спусковых (подъемных) устройств для спусков
(подъемов) с вертолета в режиме висения;
 конструкция, работа и тактико-технические данные авиационных
спасательных плавательных средств и правила их применения;
 предотвращение авиационных и чрезвычайных происшествий при
выброске парашютистов и грузов;
 основные летно-технические характеристики и конструктивные
особенности воздушных судов, используемых для десантирования людей
и грузов;
 технические данные и эксплуатационные характеристики поисковой
и аварийно-спасательной техники;
 правила проведения поисково-спасательных работ;
 правила по охране труда, производственной санитарии и
противопожарной защиты, а также специальные дисциплины;
 5) кандидат продемонстрировал умения, способность принимать
решения и выполнять обязанности при проведении
поисково-спасательных, эвакуационных и специальных работ на уровне,
соответствующем предоставляемым правам:
 выполнять тренировочные и производственные прыжки с парашютом
с воздушных судов, спуски (подъемы) на специальных спусковых
(подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения
на высоте не менее 10 метров, в том числе в сложных условиях, на
сушу и на водную поверхность в различное время суток, а также
водолазные погружения;
 осуществлять воздушный и наземный поиск воздушных судов и
людей, потерпевших бедствие в различных условиях, вести
ориентировку на местности с использованием магнитного компаса,
технических навигационных средств топографических карт;
 выполнять спасательные работы в горах с использованием
горно-спасательного (альпинистского) снаряжения и на воде с
использованием водолазного снаряжения;
 готовить спасателей к выполнению прыжков с парашютом, спуску
(подъему) людей и грузов на спусковых (подъемных) устройствах, а
также производить расчет и выброску парашютистов и грузов;
 укладывать парашюты, готовить к использованию
подъемно-спусковые устройства, авиационные плавательные средства;
 проверять исправность парашютов, страхующих приборов,
подъемно-спусковых устройств, бортовых аварийно-спасательных
средств и контролировать правильное их хранение;
 пользоваться аварийным запасом и аварийными радиостанциями;
 обеспечить выживаемость как личную, так и групповую в
экстремальных условиях;
 6) опыт - кандидат успешно окончил курс специальной парашютной
подготовки.
 III. Требования к кандидатам, предъявляемые при присвоении
 классной квалификации диспетчера УВД и парашютиста-инструктора
 22. Кандидатам на присвоение классной квалификации, а также
лицам, имеющим действующие свидетельства диспетчера УВД,
присваиваются третий, второй и первый классы классной квалификации
диспетчера УВД.
 23. Кандидат на присвоение класса классной квалификации
диспетчера УВД должен:
 1) знать основные положения нормативных документов в следующих
областях:
 а) основы воздушного законодательства Российской Федерации,
аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов;
 б) обеспечение безопасности полетов;
 в) обслуживание воздушного движения;
 г) технология работы, правила радиообмена и типовая
фразеология;
 д) метеорологическое обеспечение полетов;
 е) основы аэродинамики и летно-технические характеристики
воздушных судов;
 ж) навигационное (штурманское) обеспечение полетов;
 з) радиотехническое и светотехническое обеспечение полетов;
 и) английский язык (в части правил ведения радиообмена для
диспетчеров, осуществляющих обслуживание полетов воздушных судов на
английском языке);
 2) уметь:
 управлять воздушным движением в соответствии с технологией
работы, правилами радиообмена и типовой фразеологией;
 правильно и своевременно действовать в различных ситуациях
воздушной и метеорологической обстановки;
 грамотно использовать радиотехнические средства обеспечения
полетов и авиационной электросвязи, радиолокационные и иные системы
наблюдения обслуживания воздушного движения;
 оперативно взаимодействовать со смежными диспетчерскими
пунктами, службами и органами, обеспечивающими и контролирующими
производство полетов;
 оказывать в соответствии с технологией работы помощь воздушным
судам, терпящим бедствие, и содействовать организации поиска и
спасания;
 3) кандидат должен продемонстрировать практические навыки по
обслуживанию воздушного движения по следующим операциям:
 прием дежурства и подготовка рабочего места;
 знание воздушной и метеорологической обстановки в
контролируемом районе (зоне), особенности выполнения плана
воздушного движения;
 соблюдение установленных правил обслуживания воздушного
движения согласно технологии работы;
 использование радиотехнических средств;
 знание и применение правил радиообмена и правильное применение
типовой фразеологии, а также в части выполнения своих
функциональных обязанностей соблюдение требований табеля сообщений
о движении воздушных судов в Российской Федерации;
 ведение установленной диспетчерской документации (согласно
технологии работы).
 Проверка практических навыков по обслуживанию воздушного
движения осуществляется на одном из диспетчерских пунктов
(секторе), на котором у диспетчера УВД имеется допуск к работе с
учетом действующей квалификационной отметки (отметок);
 4) кандидат должен пройти тренажерную подготовку, которая
является неотъемлемым требованием проверки практических навыков.
 24. Классная квалификация "Диспетчер УВД 3-го класса"
присваивается выпускникам учебных заведений гражданской авиации
среднего и высшего профессионального образования, а также лицам,
прошедшим курсы профессиональной переподготовки и соответствующую
стажировку:
 1) кандидаты, представляемые к присвоению классной
квалификации "Диспетчер УВД 3-го класса", должны отвечать
требованиям настоящих Правил, иметь навыки для осуществления
практического обслуживания воздушного движения, положительные
оценки при проверке практических навыков и соответствующие
заключения диспетчеров-инструкторов;
 2) при проверке теоретических знаний кандидаты, представляемые
к присвоению классной квалификации "Диспетчер УВД 3-го класса",
должны:
 а) продемонстрировать уровень теоретических знаний основных
положений нормативных документов в перечисленных ниже областях с
оценкой не ниже 3 (три):
 метеорологическое обеспечение полетов;
 основы аэродинамики и летно-технические характеристики
воздушных судов;
 навигационное (штурманское) обеспечение полетов;
 б) продемонстрировать уровень теоретических знаний основных
положений нормативных документов в перечисленных ниже областях с
оценкой не ниже 4 (четыре):
 основы воздушного законодательства Российской Федерации,
аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов;
 обеспечение безопасности полетов;
 обслуживание воздушного движения;
 технология работы, правила радиообмена и типовая фразеология;
 радиотехническое и светотехническое обеспечение полетов;
 английский язык (в части правил ведения радиообмена для
кандидатов, которые будут осуществлять обслуживание воздушного
движения с применением английского языка).
 25. Кандидаты, представляемые к присвоению классной
квалификации "Диспетчер УВД 2-го класса", должны отвечать
требованиям настоящих Правил, иметь классную квалификацию
"Диспетчер УВД 3-го класса", стаж работы в должности диспетчера УВД
не менее 36 месяцев и допуск к самостоятельной работе, как правило,
не менее чем на двух диспетчерских пунктах или трех секторах
одноименного диспетчерского пункта:
 1) кандидаты, представленные к присвоению классной
квалификации "Диспетчер УВД 2-го класса", должны пройти проверку
практических навыков с общей оценкой не ниже 4 (четыре) и иметь
соответствующие заключения диспетчеров-инструкторов;
 2) при проверке теоретических знаний кандидаты, представляемые
к присвоению классной квалификации "Диспетчер УВД 2-го класса",
должны продемонстрировать уровень теоретических знаний основных
положений нормативных документов в перечисленных в подпункте 1
пункта 23 областях с оценкой не ниже 4 (четыре).
 26. Кандидаты, представляемые к присвоению классной
квалификации "Диспетчер УВД 1-го класса", должны отвечать
требованиям настоящих Правил, иметь классную квалификацию
"Диспетчер УВД 2-го класса", стаж работы с данной квалификацией не
менее 36 месяцев и допуск к самостоятельной работе, как правило, не
менее чем на трех диспетчерских пунктах или пяти секторах
одноименного диспетчерского пункта:
 1) кандидаты, представленные к присвоению классной
квалификации "Диспетчер УВД 1-го класса", должны пройти проверку
практических навыков с общей оценкой не ниже 5 (пять) и иметь
соответствующие заключения диспетчеров-инструкторов;
 2) при проверке теоретических знаний кандидаты, представляемые
к присвоению классной квалификации "Диспетчер УВД 1-го класса",
должны:
 а) продемонстрировать уровень теоретических знаний основных
положений нормативных документов в перечисленных ниже областях с
оценкой не ниже 5 (пять):
 основы воздушного законодательства Российской Федерации,
аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов;
 технология работы, правила радиообмена и типовая фразеология;
 обслуживание воздушного движения;
 английский язык (в части правил ведения радиообмена для
диспетчеров, которые осуществляют обслуживание воздушного движения
с применением английского языка);
 б) продемонстрировать уровень теоретических знаний основных
положений нормативных документов в перечисленных ниже областях с
оценкой не ниже 4 (четыре):
 метеорологическое обеспечение полетов;
 обеспечение безопасности полетов;
 основы аэродинамики и летно-технические характеристики
воздушных судов;
 навигационное (штурманское) обеспечение полетов;
 радиотехническое и светотехническое обеспечение полетов.
 27. При тестировании с использованием компьютерной техники
проверяемый диспетчер УВД с учетом классной квалификации должен
показать не менее 75% правильных ответов по разделу (области),
допускающему оценку 3 (три), не менее 80% - по разделу (области),
допускающему оценку 4 (четыре), и не менее 85% - по разделу
(области), допускающему оценку 5 (пять).
 28. Кандидату на присвоение классной квалификации, а также
лицам, имеющим действующие свидетельства парашютиста-инструктора,
присваиваются третий, второй и первый классы.
 29. Кандидат на присвоение класса квалификации
парашютиста-инструктора должен отвечать следующим требованиям:
 1) иметь среднее образование и пройти специальную парашютную
подготовку;
 2) знать:
 основы воздушного законодательства Российской Федерации;
 предотвращение авиационных и чрезвычайных происшествий при
выброске парашютистов и грузов;
 руководство по воздушному десантированию;
 конструкцию, работу и тактико-технические данные спасательных,
тренировочных, десантных, спортивных, запасных, грузовых парашютов
и страхующих приборов;
 конструкцию, работу и тактико-технические данные авиационных
спасательных плавательных средств и правил их применения;
 организацию поиска и спасания в Российской Федерации;
 поисковые и аварийно-спасательные средства;
 3) уметь:
 готовить личный состав к выполнению прыжков с парашютом и
спусков (подъемов) с помощью спусковых (подъемных) устройств,
производить расчет и выброску парашютистов и грузов;
 укладывать парашюты, готовить к использованию
подъемно-спусковые устройства, авиационные спасательные
плавательные средства;
 проверять исправность парашютов, страхующих приборов,
спусковых (подъемных) устройств, бортовых аварийно-спасательных
средств и контролировать правильность их хранения;
 пользоваться аварийным запасом и аварийными радиостанциями.
 30. Кандидаты, представляемые к присвоению классной
квалификации "Парашютист-инструктор 3-го класса", должны отвечать
требованиям настоящих Правил, изложенным в пункте 29, иметь не
менее 50 прыжков с парашютом или 30 спусков (подъемов) с помощью
спусковых устройств.
 31. Кандидаты, представляемые к присвоению классной
квалификации "Парашютист-инструктор 2-го класса", должны отвечать
требованиям настоящих Правил, изложенным в пункте 29 на оценку не
ниже 4 (четыре), и иметь не менее 200 прыжков с парашютом или 100
спусков-подъемов, а также в совершенстве владеть техникой их
выполнения.
 32. Кандидаты, представляемые к присвоению классной
квалификации "Парашютист-инструктор 1-го класса", должны отвечать
требованиям настоящих Правил, изложенным в пункте 29 на оценку не
ниже 5 (пять), иметь не менее 350 прыжков с парашютом и 50 полетов
по расчету и выброске парашютистов и грузов, а также не менее 120
спусков, подъемов и не менее 30 полетов по расчету и десантированию
спасателей с помощью спусковых устройств и выброске грузов.
 33. Парашютист-инструктор, допустивший при выброске
парашютистов, грузов или спуске десантников травмы или нанесение
материального ущерба, для повышения в классе должен выполнить не
менее 50 полетов по расчету и выброске парашютистов или грузов или
30 полетов по расчету и десантированию спасателей с помощью
спусковых устройств.
 34. При повышении в классе и продлении срока действия
свидетельства демонстрацию теоретических знаний и практической
работы парашютисты-инструкторы должны осуществлять на ежегодных
сборах, проводимых в авиационных организациях, учреждениях и
учебных заведениях, в объеме, указанном в пункте 29 настоящих
Правил.
 IV. Требования к кандидатам, предъявляемые при внесении
 отметок о допуске к работе руководителем полетов, старшим
 диспетчером, диспетчером-инструктором
 (диспетчером-инструктором тренажера), диспетчером УВД
 35. Для получения допуска руководителя полетов кандидат
должен:
 1) иметь:
 высшее профессиональное образование;
 опыт работы в органах обслуживания воздушного движения
(управления полетами) не менее чем 60 месяцев, в том числе не менее
чем 36 месяцев в подразделении, представляющем кандидата на
получение допуска руководителя полетов;
 как правило, все допуски к работе на диспетчерских пунктах
(секторах), где кандидат будет исполнять должностные обязанности
руководителя полетов;
 документ об успешном прохождении курсов подготовки
руководителей полетов;
 действующее свидетельство и классную квалификацию "Диспетчер
УВД 1-го класса";
 2) знать:
 принципы и методы управления персоналом и организации
производства;
 основы делового общения, трудовых отношений, охраны труда;
 основы экономики в гражданской авиации;
 принципы и методы экономической деятельности организаций,
осуществляющих аэронавигационное обслуживание пользователей
воздушного пространства Российской Федерации;
 воздушное законодательство Российской Федерации в части
выполнения своих функциональных обязанностей;
 нормативные документы, регламентирующие организацию
использования воздушного пространства Российской Федерации;
 документы по организации обслуживания воздушного движения
своей зоны (района) ответственности;
 принципы и методы планирования работы диспетчерской смены;
 принципы и методы организационно-методической работы в органах
обслуживания воздушного движения и диспетчерских сменах;
 организацию контроля работы диспетчерской смены;
 организацию профилактической работы, направленной на
обеспечение безопасности полетов при обслуживании воздушного
движения;
 правила и условия аэронавигационного обслуживания, а также
обеспечения полетов воздушных судов;
 3) уметь:
 применять в практической деятельности знания принципов и
методов управления персоналом, организации производства, делового
общения и обеспечения охраны труда;
 применять в практической деятельности знания в области
экономики;
 применять знание нормативных документов, регламентирующих
организацию использования воздушного пространства Российской
Федерации, в практической деятельности;
 планировать работу подчиненного состава диспетчерской смены;
 организовать работу диспетчерских пунктов в своей зоне
ответственности;
 организовывать и проводить методическую, профилактическую и
воспитательную работу с диспетчерским составом подчиненной смены;
 организовать и осуществлять постоянный контроль за работой
подчиненной диспетчерской смены;
 осуществлять организацию и координацию обслуживания
(управления) воздушного движения в контролируемой зоне (районе)
ответственности;
 вести установленную для руководителя полетов документацию и
контролировать надлежащее ведение документации на рабочих местах
диспетчеров;
 осуществлять контроль исправности радиотехнического и связного
оборудования диспетчерских пунктов;
 уведомлять соответствующие организации и службы о воздушных
судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и
оказывать таким организациям и службам необходимое содействие в
соответствии с предписанными процедурами;
 4) кандидат должен продемонстрировать теоретические знания в
областях:
 организационно-методическая работа руководителя полетов;
 организация воздушного движения;
 психологические и педагогические аспекты деятельности
руководителя полетов;
 обеспечение безопасности полетов при обслуживании воздушного
движения;
 обеспечение деятельности органов обслуживания воздушного
движения;
 управленческо-экономические аспекты деятельности организаций,
осуществляющих аэронавигационное обслуживание пользователей
воздушного пространства Российской Федерации;
 5) кандидат должен продемонстрировать практические навыки по
следующим операциям:
 проведение инструктажа диспетчерской смены;
 прием и сдача дежурства;
 контроль приема и сдачи дежурства персоналом обслуживания
воздушного движения диспетчерской смены, а также организации
подмены диспетчеров в процессе работы;
 взаимодействие со службами, обеспечивающими выполнение
полетов;
 контроль работы диспетчерской смены в период дежурства;
 проведение разбора работы диспетчерской смены.
 36. Для получения допуска старшего диспетчера кандидат должен:
 1) иметь:
 высшее или среднее профессиональное образование;
 опыт работы в органах обслуживания воздушного движения
(управления полетами) не менее чем 36 месяцев, в том числе не менее
чем 24 месяца в подразделении, представляющем кандидата на
получение допуска старшего диспетчера;
 не менее трех действующих допусков на диспетчерских пунктах
(секторах) в зоне (районе) ответственности, где кандидат будет
исполнять должностные обязанности старшего диспетчера. При наличии
в подразделении трех и менее диспетчерских пунктов (секторов)
кандидат должен иметь все допуски;
 действующее свидетельство и классную квалификацию "Диспетчер
УВД 1-го класса" или "Диспетчер УВД 2-го класса";
 удостоверение об успешном прохождении курсов подготовки
старших диспетчеров;
 2) знать:
 принципы и методы управления персоналом и организации
производства;
 основы делового общения, трудовых отношений, охраны труда;
 воздушное законодательство Российской Федерации в части
выполнения своих функциональных обязанностей;
 нормативные документы, регламентирующие организацию
использования воздушного пространства Российской Федерации;
 руководящие документы по организации обслуживания воздушного
движения своей зоны (района) ответственности;
 принципы и методы планирования работы в органах обслуживания
воздушного движения и диспетчерской смены;
 принципы и методы организационно-методической работы в
диспетчерских сменах;
 организацию контроля работы диспетчерской смены;
 организацию профилактической работы, направленной на
обеспечение безопасности полетов при обслуживании воздушного
движения;
 правила и условия аэронавигационного обслуживания полетов
воздушных судов, а также иные виды обеспечения полетов воздушных
судов;
 3) уметь:
 применять в практической деятельности знания принципов и
методов управления персоналом, организации производства, делового
общения и обеспечения охраны труда;
 применять в своей практической деятельности знания нормативных
документов, регламентирующих организацию и использование воздушного
пространства Российской Федерации;
 организовывать работу диспетчерских пунктов в своей зоне
ответственности;
 организовывать и проводить методическую, профилактическую и
воспитательную работу в диспетчерской смене;
 осуществлять контроль за работой диспетчерского состава;
 осуществлять при необходимости координацию обслуживания
воздушного движения в установленной зоне (районе) ответственности;
 осуществлять расстановку персонала перед заступлением на
дежурство и уточнение функций, выполняемых на рабочих местах;
 вести установленную для старшего диспетчера документацию и
контролировать надлежащее ведение документации на рабочих местах
диспетчеров;
 осуществлять контроль исправности радиотехнического и связного
оборудования диспетчерских пунктов;
 уведомлять соответствующие организации и службы о воздушных
судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и
оказывать таким организациям и службам необходимое содействие в
соответствии с предписанными процедурами;
 4) кандидат должен продемонстрировать теоретические знания в
областях:
 организационно-методическая работа старшего диспетчера;
 организация воздушного движения;
 психолого-педагогические аспекты деятельности старших
диспетчеров;
 обеспечение безопасности полетов при обслуживании воздушного
движения;
 обеспечение деятельности органов обслуживания воздушного
движения;
 5) кандидат должен продемонстрировать практические навыки по
следующим операциям:
 проведение инструктажа диспетчерской смены;
 прием и сдача дежурства;
 контроль приема и сдачи дежурства персоналом обслуживания
воздушного движения диспетчерской смены, а также организация
подмены диспетчеров в период дежурства;
 взаимодействие со службами, обеспечивающими выполнение
полетов;
 контроль работы диспетчерской смены в период дежурства;
 проведение разбора работы диспетчерской смены.
 37. Для получения допуска диспетчера-инструктора (включая
диспетчера-инструктора тренажера) кандидат должен:
 1) иметь:
 высшее или среднее профессиональное образование;
 опыт работы в органах обслуживания воздушного движения
(управления полетами) не менее чем 60 месяцев, в том числе не менее
чем 24 месяца в подразделении, представляющем кандидата на
получение допуска диспетчера-инструктора;
 действующее свидетельство и классную квалификацию "Диспетчер
УВД 1-го класса";
 допуски к работе на диспетчерских пунктах (секторах), где
кандидат будет исполнять должностные обязанности
диспетчера-инструктора;
 удостоверение о прохождении курсов подготовки
диспетчеров-инструкторов;
 2) знать:
 основы авиационной педагогики;
 основы авиационной психологии;
 методику планирования учебного процесса;
 методику проведения предварительной подготовки и практического
обучения на рабочем месте в процессе стажировки;
 нормативные документы, регламентирующие профессиональную
подготовку соответствующих специалистов;
 3) уметь:
 применять в практической деятельности знания авиационной
педагогики и психологии;
 применять в практической деятельности знания нормативных
документов по профессиональной подготовке соответствующих
специалистов;
 составлять планы и программы подготовки соответствующих
специалистов и осуществлять контроль за их выполнением;
 осуществлять качественную подготовку соответствующих
специалистов;
 содействовать внедрению передовых методов и технологий и
представлять соответствующие рекомендации;
 проводить стажировку соответствующих специалистов и оказывать
диспетчерам УВД практическую помощь после получения ими допусков к
самостоятельной работе;
 проводить проверку практических навыков персонала обслуживания
воздушного движения на рабочих местах;
 вести необходимую документацию;
 4) кандидат должен продемонстрировать теоретические знания в
областях:
 основы авиационной педагогики и психологии;
 обслуживание воздушного движения;
 методы профессионального обучения;
 обеспечение безопасности полетов при обслуживании воздушного
движения;
 национальные требования, стандарты и рекомендуемая практика
Международной организации гражданской авиации в области
профессиональной подготовки персонала обслуживания воздушного
движения;
 5) кандидат должен продемонстрировать практические навыки по
следующим операциям:
 организация, планирование и проведение предварительной
подготовки стажера;
 определение готовности стажера к практической подготовке;
 организация, планирование и проведение практической стажировки
на диспетчерском пункте и тренировки на диспетчерском тренажере;
 ведение дневника стажера и оформление представления на допуск
стажера к самостоятельной работе в качестве диспетчера.
 38. Для получения допуска к работе диспетчером УВД на
диспетчерском пункте (секторе) кандидат должен:
 обладать знаниями, определенными для обладателя свидетельства,
и соответствующей квалификационной отметкой;
 пройти проверку теоретических знаний по разделам, определенным
подпунктом 1 пункта 23 настоящих Правил, в соответствии с классной
квалификацией;
 пройти необходимую стажировку и проверку практических навыков
в соответствии с требованиями подпункта 3 пункта 23 настоящих
Правил.
 При получении последующих допусков в рамках имеющейся
квалификационной отметки кандидат проходит проверку теоретических
знаний только в части абзацев "г", "д" и "з" подпункта 1 пункта 23
настоящих Правил, а если данный пункт предусматривает обслуживание
полетов на английском языке, дополнительно проходит проверку по
абзацу "и".
 _____________
Приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 25.11.2009 № 2133
Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации от 26.11.2009 № 441