Популярные законы Закон о курении

Трудовой кодекс РФ

Закон о контрактной системе закупок

Закон о защите прав потребителей

Закон о такси

Закон об ОСАГО

Закон о счетной палате

Таможенный кодекс Таможенного союза

Закон о денежном довольствии военнослужащих

Закон о полиции

Закон о саморегулируемых организациях

Кодексы 1 часть Гражданский кодекс РФ

2 часть Гражданский кодекс РФ

3 часть Гражданский кодекс РФ

4 часть Гражданский кодекс РФ

1 часть Налоговый кодекс РФ

2 часть Налоговый кодекс РФ

ФЗ 2013 Федеральный закон N 98-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 95-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 94-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 92-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 83-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 82-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 63-ФЗ от 22.04.2013

Федеральный закон N 62-ФЗ от 22.04.2013

Федеральный закон N 60-ФЗ от 05.04.2013

Федеральный закон N 57-ФЗ от 05.04.2013

все законы
Федеральные законы РФ
Постановления
Приказы
Распоряжения
Указы

Приказ Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации от 17.12.2008 № 783

 П Р И К А З
 Министерства Российской Федерации по делам гражданской
 обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
 последствий стихийных бедствий
 от 17 декабря 2008 г. N 783
 Об утверждении Положения об организации и ведении
 гражданской обороны в Министерстве Российской Федерации
 по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
 и ликвидации последствий стихийных бедствий
 Зарегистрирован Минюстом России 19 января 2009 г.
 Регистрационный N 13097
 В соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о
гражданской обороне в Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6165)
приказываю:
 Утвердить прилагаемое Положение об организации и ведении
гражданской обороны в Министерстве Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий.
 Министр С.К.Шойгу
 _______________
 Приложение
 П О Л О Ж Е Н И Е
 об организации и ведении гражданской обороны
 в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской
 обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
 стихийных бедствий
 I. Общие положения
 1. Настоящее Положение разработано в соответствии с
Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской
обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998,
N 7, ст. 799; 2002, N 41, ст. 3970; 2004, N 25, ст. 2482; N 35,
ст. 3607; 2007, N 26, ст. 3076), Указом Президента Российской
Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005,
N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814; N 43, ст. 4921; N 47,
ст. 5431), во исполнение постановления Правительства Российской
Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о
гражданской, обороне в Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6165) и
определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской
обороны в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий (далее - МЧС России), а также основные мероприятия по
гражданской обороне.
 2. Подготовка к ведению гражданской обороны в МЧС России
заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по защите
сотрудников МЧС России<1>, материальных ценностей, находящихся в
распоряжении МЧС России, от опасностей, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий, а также при
возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера, и проводится на основе комплексного плана основных
мероприятий МЧС России.
 Ведение гражданской обороны в МЧС России заключается в
выполнении мероприятий по защите сотрудников МЧС России,
материальных ценностей, находящихся в распоряжении МЧС России, от
опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие
этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, и осуществляется на основе
соответствующих планов гражданской обороны.
 3. Планы гражданской обороны определяют объем, организацию,
порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению
гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе
ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при
возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
 4. Мероприятия по гражданской обороне организуются в МЧС
России в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами, федеральными законами,
нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами
МЧС России, а также настоящим Положением.
 Мероприятия по гражданской обороне в МЧС России проводятся в:
 центральном аппарате МЧС России;
 территориальных органах МЧС России - региональных центрах по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры МЧС
России) и органах, специально уполномоченных решать задачи
гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее -
главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации);
 войсках гражданской обороны;
 федеральной противопожарной службе (далее - ФПС);
 Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России
(далее - ГИМС МЧС России);
 аварийно-спасательных и поисково-спасательных формированиях,
образовательных, научно-исследовательских, медицинских и иных
учреждениях и организациях, находящихся в ведении МЧС России
(далее - организации МЧС России).
 5. Руководство гражданской обороной в МЧС России осуществляет
Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
(далее - Министр).
 Непосредственное управление гражданской обороной, контроль за
ее состоянием и готовностью в МЧС России осуществляет главный
военный эксперт.
 Осуществление деятельности по организации управления
гражданской обороной в МЧС России возлагается на Департамент
оперативного управления МЧС России.
 Планирование и организация мероприятий гражданской обороны,
контроль за их выполнением в МЧС России возлагаются на структурные
подразделения центрального аппарата МЧС России в соответствии с
положениями о данных структурных подразделениях и нормативными
правовыми актами МЧС России.
 6. Руководство гражданской обороной в территориальных органах
МЧС России осуществляют их руководители.
 Непосредственное управление гражданской обороной, контроль за
ее состоянием и готовностью в территориальных органах МЧС России
осуществляет заместитель руководителя территориального органа МЧС
России, уполномоченный на решение задач в области гражданской
обороны.
 Осуществление деятельности по организации управления
гражданской обороной в территориальных органах МЧС России
возлагается на оперативные управления.
 Планирование и организация мероприятий гражданской обороны,
контроль за их выполнением в территориальных органах МЧС России
возлагаются на структурные подразделения территориальных органов
МЧС России в соответствии с положениями о данных структурных
подразделениях и иными нормативными правовыми актами МЧС России.
 7. Руководство гражданской обороной в соединениях и воинских
частях войск гражданской обороны осуществляют командиры соединений
и воинских частей.
 Непосредственное управление гражданской обороной, контроль за
ее состоянием и готовностью в соединениях и воинских частях войск
гражданской обороны осуществляют начальники штабов или заместители
командиров соединений и воинских частей.
 8. Руководство гражданской обороной в подразделениях ФПС и
ГИМС МЧС России осуществляют их руководители.
 Непосредственное управление гражданской обороной, контроль за
ее состоянием и готовностью в подразделениях ФПС и ГИМС МЧС России
осуществляет заместитель руководителя подразделения, уполномоченный
на решение задач в области гражданской обороны.
 9. Руководство гражданской обороной в организациях МЧС России
осуществляют их руководители.
 Непосредственное управление гражданской обороной, контроль за
ее состоянием и готовностью осуществляет заместитель руководителя
организации, уполномоченный на решение задач в области гражданской
обороны.
 Органами, осуществляющими управление гражданской обороной в
организациях МЧС России, являются структурные подразделения
(работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области
гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) руководителем
организации.
 10. МЧС России в целях решения задач в области гражданской
обороны в соответствии с установленными полномочиями создает и
содержит силы, объекты гражданской обороны, запасы
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных
средств.
 11. Для решения задач гражданской обороны привлекаются силы
МЧС России:
 соединения и воинские части войск гражданской обороны;
 подразделения ФПС;
 аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования;
 авиационные формирования МЧС России;
 учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля.
 12. Система управления гражданской обороны в МЧС России
основывается на действующей системе государственного и военного
управления при любых вариантах развертывания военных действий,
применения средств поражения, а также при крупномасштабных
террористических актах.
 Система управления гражданской обороны в МЧС России
представляет собой совокупность взаимосвязанных органов управления,
пунктов управления, систем связи, оповещения, автоматизированных
информационно-управляющих и других специальных систем.
 Система пунктов управления МЧС России включает следующие
пункты управления (далее - ПУ):
 в центральном аппарате МЧС России - повседневный (в месте
постоянной дислокации Национального центра управления в кризисных
ситуациях), запасный, воздушный и подвижный ПУ;
 в региональных центрах МЧС России - повседневные в местах
постоянной дислокации центров управления в кризисных ситуациях,
запасные, воздушные и подвижные ПУ;
 в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской
Федерации - повседневные, запасные и подвижные ПУ;
 в организациях МЧС России - повседневные, запасные и подвижные
ПУ;
 в соединениях и воинских частях войск гражданской обороны -
командные и тыловые, запасные и подвижные ПУ.
 13. Войска гражданской обороны выполняют мероприятия
гражданской обороны в соответствии с задачами, определяемыми
Положением о войсках гражданской обороны Российской Федерации,
утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 27 мая
1996 г. N 784 "Вопросы гражданской обороны Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 22,
ст. 2671; 2000, N 38, ст. 3779; 2002, N 32, ст. 3165; 2005, N 19,
ст. 1787), а также:
 в военное время - планом гражданской обороны и защиты
населения Российской Федерации;
 в мирное время - планами действий соединений и воинских частей
войск гражданской обороны.
 14. В подразделениях ФПС, ГИМС МЧС России,
аварийно-спасательных, поисково-спасательных формированиях и иных
подразделениях МЧС России мероприятия по гражданской обороне
выполняются в соответствии с настоящим Положением, соответствующими
ежегодными планами, предусматривающими основные мероприятия по
вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и планами гражданской обороны.
 15. Подготовка органов управления МЧС России в области
гражданской обороны осуществляется в рамках оперативной подготовки
в соответствии с организационно-методическими указаниями по
подготовке территориальных органов, соединений и воинских частей
войск гражданской обороны, ФПС, образовательных учреждений и
организаций МЧС России в области гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения
пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
 16. Подготовка руководящего состава территориальных органов
МЧС России в области гражданской обороны осуществляется в рамках
профессиональной переподготовки и повышения квалификации в
образовательных учреждениях МЧС России.
 17. Подготовка военнослужащих войск гражданской обороны,
сотрудников ФПС, ГИМС МЧС России, гражданского персонала
центрального аппарата, территориальных органов и организаций МЧС
России в области гражданской обороны осуществляется в системе
профессиональной (командирской) подготовки.
 18. Подготовка сил МЧС России в области гражданской обороны
осуществляется с учетом оперативного предназначения соединений и
воинских частей войск гражданской обороны, возможностей
подразделений ФПС, ГИМС МЧС России, учреждений сети наблюдения и
лабораторного контроля, аварийно-спасательных и
поисково-спасательных формирований.
 Подготовка в области гражданской обороны проводится:
 в соединениях и воинских частях войск гражданской обороны - по
программам боевой подготовки войск гражданской обороны;
 в подразделениях ФПС - в соответствии с планами
профессиональной подготовки подразделений ФПС;
 в поисково-спасательных формированиях - в рамках
профессиональной подготовки спасателей в составе
поисково-спасательных формирований на учениях, тренировках и в ходе
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
 в авиационных подразделениях - в системе летной и специальной
подготовки с целью повышения уровня летной выучки экипажей для
выполнения задач гражданской обороны, освоения новых
авиационно-спасательных технологий, поиска и разведки,
пожаротушения, десантирования спасателей и грузов, а также
проведения аварийно-спасательных и специальных авиационных работ на
подведомственных объектах;
 в подразделениях ГИМС МЧС России - в соответствии с планами
профессиональной подготовки подразделений;
 в учреждениях сети наблюдения и лабораторного контроля
гражданской обороны - в соответствии с планами профессиональной
подготовки.
 19. Основные задачи по подготовке в области гражданской
обороны, порядок организации и проведения, основные формы и
особенности подготовки территориальных органов МЧС России,
соединений и воинских частей войск гражданской обороны, ФПС, ГИМС
МЧС России, образовательных учреждений и организаций МЧС России
определяются в организационно-методических указаниях по подготовке
территориальных органов, соединений и воинских частей войск
гражданской обороны, ФПС, образовательных учреждений и организаций
МЧС России в области гражданской обороны, предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности
и безопасности людей на водных объектах.
 ______________
 <1> Сотрудники МЧС России - военнослужащие войск гражданской
обороны и личный состав федеральной противопожарной службы,
работники МЧС России.
 II. Основные задачи, функции и полномочия центрального аппарата,
 территориальных органов и организаций МЧС России
 в области гражданской обороны
 20. Основными задачами центрального аппарата МЧС России
являются:
 выработка и реализация государственной политики в области
гражданской обороны;
 организация подготовки и утверждение в установленном порядке
проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны;
 разработка и представление в Правительство Российской
Федерации проекта плана гражданской обороны и защиты населения
Российской Федерации, а также предложений о порядке введения в
действие плана гражданской обороны и защиты населения Российской
Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных
местностях в полном объеме либо частично;
 разработка и реализация плана гражданской обороны МЧС России;
 осуществление управления в области гражданской обороны;
 осуществление государственного надзора в области гражданской
обороны;
 осуществление деятельности по организации и ведению
гражданской обороны;
 обеспечение постоянной готовности сил и средств МЧС России для
выполнения задач гражданской обороны;
 подготовка руководящего состава и органов управления
гражданской обороны, сети наблюдения и лабораторного контроля,
аварийно-спасательных формирований;
 организация обучения сотрудников центрального аппарата МЧС
России способам защиты от опасностей, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий;
 организация материально-технического обеспечения сил МЧС
России при выполнении мероприятий гражданской обороны;
 организация финансового и материально-технического обеспечения
выполнения мероприятий гражданской обороны;
 обеспечение выполнения плана поставок продукции (работ, услуг)
для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне на
расчетный год мобилизационного плана экономики Российской
Федерации;
 оповещение структурных подразделений центрального аппарата МЧС
России, территориальных органов МЧС России и организаций
центрального подчинения об опасностях, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий;
 эвакуация сотрудников центрального аппарата МЧС России,
материальных ценностей, находящихся в распоряжении МЧС России, в
безопасные районы;
 предоставление сотрудникам центрального аппарата МЧС России
убежищ, противорадиационных укрытий и средств индивидуальной
защиты;
 проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам
маскировки;
 оказание первой медицинской помощи сотрудникам центрального
аппарата МЧС России, пострадавшим при ведении военных действий или
вследствие этих действий;
 организация санитарной обработки сотрудников центрального
аппарата МЧС России, обеззараживание зданий и сооружений,
специальная обработка техники и территорий;
 разработка и осуществление мер, направленных на сохранение
объектов, необходимых для устойчивого функционирования органов
управления гражданской обороны МЧС России, сети наблюдения и
лабораторного контроля и выживания сотрудников центрального
аппарата МЧС России в военное время.
 21. Основные функции МЧС России в области гражданской обороны
определяются в Положении о Министерстве Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, утвержденном Указом Президента
Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868.
 22. Центральный аппарат МЧС России обладает полномочиями в
области гражданской обороны в пределах своей компетенции:
 издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам
гражданской обороны, осуществляет контроль за их исполнением, а
также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для
исполнения федеральными органами государственной власти, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и организациями;
 проводит в установленном порядке проверки готовности
федеральных органов исполнительной власти к осуществлению
мероприятий гражданской обороны;
 осуществляет по согласованию с органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления
проверки готовности указанных органов к осуществлению мероприятий
гражданской обороны;
 организует проведение мероприятий по гражданской обороне,
включая подготовку необходимых сил и средств;
 осуществляет меры, направленные на сохранение объектов,
необходимых для устойчивого функционирования органов управления МЧС
России и выживания сотрудников МЧС России в военное время;
 создает в МЧС России и поддерживает в состоянии постоянной
готовности технические системы управления гражданской обороны, сети
наблюдения и лабораторного контроля и системы оповещения об
опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие
этих действий;
 осуществляет руководство созданием и поддержанием запасов
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных
средств, необходимых для выполнения задач гражданской обороны;
 осуществляет другие полномочия в области гражданской обороны в
порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
 23. Основными задачами регионального центра МЧС России
являются:
 реализация в пределах своей компетенции государственной
политики в области гражданской обороны;
 осуществление в пределах своей компетенции управления в
области гражданской обороны;
 осуществление в установленном порядке надзорных и контрольных
функций в области гражданской обороны;
 осуществление в пределах своей компетенции деятельности по
организации и ведению гражданской обороны;
 разработка и реализация плана гражданской обороны
регионального центра МЧС России;
 обеспечение постоянной готовности сил и средств регионального
центра МЧС России по выполнению задач гражданской обороны;
 подготовка руководящего состава и органов управления
гражданской обороны, обучение сотрудников регионального центра МЧС
России способам защиты от опасностей, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий;
 организация материально-технического обеспечения сил
регионального центра МЧС России при выполнении мероприятий
гражданской обороны;
 организация финансового и материально-технического обеспечения
выполнения мероприятий гражданской обороны, проводимых региональным
центром МЧС России;
 оповещение сотрудников регионального центра МЧС России и
подчиненных подразделений<1> об опасностях, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий;
 эвакуация материальных ценностей, находящихся в распоряжении
регионального центра МЧС России, в безопасные районы;
 предоставление сотрудникам регионального центра МЧС России и
подчиненных подразделений убежищ, противорадиационных укрытий и
средств индивидуальной защиты;
 проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам
маскировки на объектах, подведомственных региональному центру МЧС
России;
 организация оказания первой медицинской помощи сотрудникам
регионального центра МЧС России и подчиненных подразделений,
пострадавшим при ведении военных действий или вследствие этих
действий;
 организация санитарной обработки сотрудников регионального
центра МЧС России и подчиненных подразделений, обеззараживание
зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий;
 разработка и осуществление мер, направленных на сохранение
объектов, необходимых для устойчивого функционирования органов
управления гражданской обороны МЧС России и выживания сотрудников
регионального центра МЧС России и подчиненных подразделений в
военное время.
 24. Основные функции регионального центра МЧС России в области
гражданской обороны определяются в Положении о территориальном
органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
утвержденном приказом МЧС России от 01.10.2004 N 458
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
15 октября 2004 г., регистрационный N 6068), с изменениями,
внесенными приказами МЧС России от 24.10.2006 N 603
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
17 ноября 2006 г., регистрационный N 8502), от 19.02.2007 N 87
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
30 марта 2007 г., регистрационный N 9187) и от 29.10.2007 N 562
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
12 ноября 2007 г., регистрационный N 10457).
 25. Региональный центр МЧС России в области гражданской
обороны в пределах своей компетенции:
 осуществляет подготовку проектов правовых актов и иных
документов по вопросам гражданской обороны;
 осуществляет в установленном порядке контроль за организацией
надзорной деятельности главными управлениями МЧС России по
субъектам Российской Федерации за соблюдением установленных
требований в области гражданской обороны органами местного
самоуправления, организациями, а также должностными лицами,
гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами
без гражданства;
 осуществляет руководство подчиненными подразделениями, а также
главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации
по вопросам боевой и мобилизационной готовности;
 привлекает на договорной основе организации и специалистов для
проведения исследований и подготовки заключений по вопросам
гражданской обороны;
 организует проведение мероприятий по гражданской обороне,
включая подготовку необходимых сил и средств;
 осуществляет меры, направленные на сохранение объектов,
необходимых для устойчивого функционирования органов управления
регионального центра МЧС России и выживания сотрудников
регионального центра МЧС России и подчиненных подразделений в
военное время;
 создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности
технические системы управления гражданской обороны и системы
оповещения сотрудников регионального центра МЧС России и
подчиненных подразделений об опасностях, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий;
 осуществляет руководство созданием и поддержанием запасов
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных
средств, необходимых для выполнения задач гражданской обороны;
 осуществляет другие полномочия в области гражданской обороны в
порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
 26. Основными задачами главного управления МЧС России по
субъекту Российской Федерации являются:
 реализация в пределах своей компетенции государственной
политики в области гражданской обороны;
 осуществление в пределах своей компетенции управления в
области гражданской обороны;
 осуществление в установленном порядке надзорных и контрольных
функций в области гражданской обороны на территории субъекта
Российской Федерации;
 осуществление деятельности в пределах своей компетенции по
организации и ведению гражданской обороны на территории субъекта
Российской Федерации;
 разработка и реализация плана гражданской обороны главного
управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;
 обеспечение постоянной готовности сил и средств главного
управления МЧС России по субъекту Российской Федерации для
выполнения задач гражданской обороны;
 подготовка руководящего состава и органов управления
гражданской обороны, обучение сотрудников главного управления МЧС
России по субъекту Российской Федерации и подчиненных
подразделений<2> способам защиты от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий;
 организация материально-технического обеспечения сил главного
управления МЧС России при выполнении мероприятий гражданской
обороны;
 организация финансового и материально-технического обеспечения
выполнения мероприятий гражданской обороны, проводимых главным
управлением МЧС России;
 оповещение руководящего состава и сотрудников главного
управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и
подчиненных подразделений об опасностях, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий;
 эвакуация материальных ценностей, находящихся в распоряжении
главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, в
безопасные районы;
 предоставление сотрудникам главного управления МЧС России по
субъекту Российской Федерации и подчиненных подразделений убежищ,
противорадиационных укрытий и средств индивидуальной защиты;
 проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам
маскировки на объектах, подведомственных главному управлению МЧС
России по субъекту Российской Федерации;
 организация оказания первой медицинской помощи сотрудникам
главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и
подчиненных подразделений, пострадавшим при ведении военных
действий или вследствие этих действий;
 организация санитарной обработки сотрудников главного
управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и
подчиненных подразделений, обеззараживание зданий и сооружений,
специальная обработка техники и территорий;
 разработка и осуществление мер, направленных на сохранение
объектов, необходимых для устойчивого функционирования органов
управления, сети наблюдения и лабораторного контроля и выживания
сотрудников главного управления МЧС России по субъекту Российской
Федерации и подчиненных подразделений в военное время.
 27. Основные функции главного управления МЧС России по
субъекту Российской Федерации в области гражданской обороны
определяются в Положении о территориальном органе Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе,
специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и
задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по
субъекту Российской Федерации, утвержденном приказом МЧС России от
06.08.2004 N 372 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 13 августа 2004 г., регистрационный N 5977), с
изменениями, внесенными приказами МЧС России от 24.10.2006 N 604
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
22 ноября 2006 г., регистрационный N 8518), от 02.07.2007 N 370
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 июля
2007 г., регистрационный N 9855), от 06.08.2007 N 417
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
6 сентября 2007 г., регистрационный N 10109) и от 08.09.2008 N 528
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
24 сентября 2008 г., регистрационный N 12324).
 28. Главное управление МЧС России по субъекту Российской
Федерации в области гражданской обороны в пределах своей
компетенции:
 осуществляет подготовку проектов правовых актов и иных
документов по вопросам гражданской обороны, осуществляет контроль
за их исполнением;
 осуществляет по согласованию с органами исполнительной власти
субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления
проверки готовности указанных органов к осуществлению мероприятий
гражданской обороны;
 осуществляет в установленном порядке государственный надзор и
контроль за соблюдением соответствующих требований в области
гражданской обороны органами местного самоуправления,
организациями, а также должностными лицами, гражданами Российской
Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства;
 привлекает на договорной основе специалистов для проведения
исследований и подготовки заключений по вопросам гражданской
обороны;
 организует проведение мероприятий гражданской обороны, включая
подготовку необходимых сил и средств;
 осуществляет меры, направленные на сохранение объектов,
необходимых для устойчивого функционирования органов управления
главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и
выживания сотрудников главного управления МЧС России по субъекту
Российской Федерации и подчиненных подразделений в военное время;
 создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности
технические системы управления гражданской обороны и системы
оповещения сотрудников главного управления МЧС России по субъекту
Российской Федерации об опасностях, возникающих при ведении военных
действий или вследствие этих действий;
 осуществляет руководство созданием и поддержанием запасов
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных
средств, необходимых для выполнения задач гражданской обороны;
 осуществляет другие полномочия в области гражданской обороны в
порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
 29. Основными задачами организации МЧС России являются:
 обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской
обороны организации;
 обучение сотрудников организации в области гражданской
обороны;
 оповещение руководящего состава и сотрудников организации об
опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие
этих действий;
 эвакуация материальных ценностей, находящихся в распоряжении
организации, в безопасные районы;
 предоставление сотрудникам организации защитных сооружений
гражданской обороны и средств индивидуальной защиты;
 проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам
маскировки;
 оказание первой медицинской помощи сотрудникам организации,
пострадавшим при ведении военных действий или вследствие этих
действий;
 организация и проведение санитарной обработки сотрудников
организации, обеззараживание зданий и сооружений, специальной
обработки техники;
 разработка и осуществление мер, направленных на сохранение
объектов, необходимых для устойчивого функционирования и выживания
сотрудников организации в военное время.
 30. Организация МЧС России в соответствии с возложенными на
нее задачами в области гражданской обороны осуществляет следующие
основные функции:
 разрабатывает план гражданской обороны организации;
 реализует комплексный план основных мероприятий МЧС России;
 проводит мероприятия по поддержанию своего устойчивого
функционирования в военное время;
 осуществляет пропаганду в области гражданской обороны;
 обеспечивает постоянную готовность пунктов управления, систем
связи и оповещения;
 обеспечивает постоянную готовность к использованию защитных
сооружений гражданской обороны;
 осуществляет накопление средств индивидуальной защиты,
приборов радиационной и химической разведки и дозиметрического
контроля, организует их хранение и содержание;
 осуществляет планирование эвакуационных мероприятий;
 осуществляет сбор и обработку информации в области гражданской
обороны;
 организует предупреждение и тушение пожаров на
подведомственных объектах, возникших при ведении военных действий
или вследствие этих действий;
 создает и содержит в целях гражданской обороны запасы
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных
средств;
 создает силы гражданской обороны в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
 31. Организация МЧС России в пределах своих полномочий и в
порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации:
 планирует и организует проведение мероприятий по гражданской
обороне;
 проводит мероприятия по поддержанию своего устойчивого
функционирования в военное время;
 осуществляет обучение своих сотрудников в области гражданской
обороны;
 создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности к
использованию системы оповещения руководящего состава и сотрудников
организации.
 ______________
 <1> Подчиненные подразделения регионального центра МЧС России
- соединения, воинские части войск гражданской обороны,
подразделения ФПС, поисково-спасательные подразделения, иные
подразделения и организации МЧС России, непосредственно подчиненные
региональному центру МЧС России.
 <2> Подчиненные подразделения главного управления МЧС России
по субъекту Российской Федерации - подразделения ФПС, ГИМС МЧС
России, пожарно-спасательные, поисково-спасательные,
аварийно-спасательные формирования и иные подразделения и
организации МЧС России, непосредственно подчиненные главному
управлению МЧС России по субъекту Российской Федерации.
 III. Основные мероприятия центрального аппарата, территориальных
 органов и организаций МЧС России по гражданской обороне
 32. Основные мероприятия центрального аппарата МЧС России по
гражданской обороне:
 организация управления гражданской обороной в системе МЧС
России;
 планирование и осуществление обучения должностных лиц и
сотрудников центрального аппарата МЧС России в области гражданской
обороны, проведение учений и тренировок;
 координация деятельности территориальных органов МЧС России по
вопросам связи, оповещения и информационного взаимодействия при
ведении гражданской обороны;
 руководство организацией всех видов связи и оповещения
гражданской обороны системы МЧС России в мирное и военное время;
 информирование сотрудников центрального аппарата МЧС России об
опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие
этих действий, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, а также о приемах и способах защиты;
 организация планирования, подготовки и проведения эвакуации
сотрудников центрального аппарата МЧС России;
 подготовка районов размещения сотрудников центрального
аппарата МЧС России и материальных ценностей, подлежащих эвакуации;
 создание эвакуационных органов и организация их деятельности;
 строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к
использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных
сооружений гражданской обороны и их технических систем;
 обеспечение укрытия сотрудников центрального аппарата МЧС
России в защитных сооружениях гражданской обороны;
 накопление, хранение, освежение и использование по
предназначению средств индивидуальной защиты;
 обеспечение выдачи сотрудникам центрального аппарата МЧС
России средств индивидуальной защиты и предоставление средств
коллективной защиты;
 организация мероприятий по осуществлению световой и других
видов маскировки на подведомственных объектах МЧС России;
 организация создания, оснащения и подготовки сил и средств МЧС
России для выполнения мероприятий гражданской обороны;
 организация создания и поддержание в постоянной готовности к
использованию запасов материально-технических, продовольственных,
медицинских и иных средств в целях гражданской обороны;
 организация взаимодействия сил МЧС России с Вооруженными
Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими
формированиями и органами, а также со специальными формированиями,
создаваемыми в военное время;
 осуществление эвакуации пострадавших сотрудников центрального
аппарата МЧС России в лечебные учреждения;
 предоставление сотрудникам центрального аппарата МЧС России
информационно-психологической поддержки;
 организация создания необходимых противопожарных сил, их
оснащение материально-техническими средствами и подготовка в
области гражданской обороны;
 организация тушения пожаров в районах проведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;
 организация создания и аккредитации на базе территориальных
центров мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций главных
управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации учреждений
сети наблюдения и лабораторного контроля;
 организация проведения санитарной обработки сотрудников
центрального аппарата МЧС России, обеззараживания техники, зданий и
территорий;
 организация охраны объектов МЧС России;
 создание и организация работы в мирное и военное время
комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования
объектов МЧС России;
 разработка и реализация в мирное и военное время
инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
 планирование, подготовка и организация проведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах МЧС
России, продолжающих функционирование в военное время;
 организация оснащения современными техническими средствами сил
МЧС России для выполнения мероприятий гражданской обороны.
 33. Основные мероприятия регионального центра МЧС России по
гражданской обороне:
 управление мероприятиями гражданской обороны, проводимыми в
региональном центре МЧС России и подведомственных подразделениях;
 планирование и осуществление обучения должностных лиц и
сотрудников регионального центра МЧС России в области гражданской
обороны, проведение учений и тренировок;
 оповещение руководящего состава и сотрудников регионального
центра МЧС России и подчиненных подразделений;
 поддержание в состоянии постоянной готовности межрегиональной
системы централизованного оповещения МЧС России;
 информирование сотрудников регионального центра МЧС России и
подчиненных подразделений об опасностях, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий, а также при
возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
 планирование, подготовка и проведение эвакуации сотрудников
регионального центра МЧС России и подчиненных подразделений;
 подготовка районов размещения сотрудников регионального центра
МЧС России и материальных ценностей, подлежащих эвакуации;
 создание эвакуационных органов и организация их деятельности;
 поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию
по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений
гражданской обороны и их технических систем, предназначенных для
защиты сотрудников регионального центра МЧС России и подчиненных
подразделений;
 обеспечение укрытия сотрудников регионального центра МЧС
России и подчиненных организаций в защитных сооружениях гражданской
обороны;
 накопление, хранение, освежение и использование по
предназначению средств индивидуальной защиты;
 обеспечение выдачи сотрудникам регионального центра МЧС России
и подчиненных подразделений средств индивидуальной защиты и
предоставление средств коллективной защиты;
 организация проведения мероприятий по осуществлению световой и
других видов маскировки на подведомственных объектах;
 создание, оснащение и подготовка сил и средств регионального
центра МЧС России для выполнения мероприятий гражданской обороны;
 организация создания и поддержание в постоянной готовности к
использованию запасов материально-технических, продовольственных,
медицинских и иных средств в целях гражданской обороны;
 организация взаимодействия сил регионального центра МЧС России
с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками,
воинскими формированиями и органами, а также со специальными
формированиями, создаваемыми в военное время;
 осуществление эвакуации пострадавших сотрудников регионального
центра МЧС России и подчиненных подразделений в лечебные
учреждения;
 предоставление сотрудникам регионального центра МЧС России и
подчиненных подразделений информационно-психологической поддержки;
 создание необходимых противопожарных сил, их оснащение
материально-техническими средствами и подготовка в области
гражданской обороны;
 организация тушения пожаров в районах проведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;
 организация проведения санитарной обработки сотрудников
регионального центра МЧС России и подчиненных подразделений,
обеззараживания техники, зданий и территорий;
 организация охраны объектов МЧС России, находящихся в ведении
регионального центра МЧС России;
 создание и организация работы в мирное и военное время
комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования
объектов МЧС России;
 разработка и реализация в мирное и военное время
инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
 планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и
других неотложных работ на объектах МЧС России, продолжающих работу
в военное время;
 организация создания и оснащения современными техническими
средствами сил регионального центра МЧС России для выполнения
мероприятий гражданской обороны;
 определение порядка управления, организации взаимодействия и
всестороннего обеспечения действий привлекаемых сил и средств при
выполнении мероприятий гражданской обороны.
 34. Основные мероприятия главного управления МЧС России по
субъекту Российской Федерации по гражданской обороне:
 управление мероприятиями гражданской обороны, проводимыми в
главном управлении МЧС по субъекту Российской Федерации и
подчиненных подразделениях;
 планирование и осуществление обучения сотрудников главного
управления МЧС России и подчиненных подразделений в области
гражданской обороны, проведение учений и тренировок;
 оповещение руководящего состава и сотрудников главного
управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и
подчиненных подразделений;
 поддержание в состоянии постоянной готовности территориальной
системы централизованного оповещения МЧС России;
 организация создания и аккредитации учреждений сети наблюдения
и лабораторного контроля гражданской обороны;
 информирование сотрудников главного управления МЧС России по
субъекту Российской Федерации и подчиненных подразделений об
опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие
этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера;
 обеспечение укрытия сотрудников главного управления МЧС России
по субъекту Российской Федерации и подчиненных подразделений в
защитных сооружениях гражданской обороны;
 накопление, хранение, освежение и использование по
предназначению средств индивидуальной защиты;
 обеспечение выдачи сотрудникам главного управления МЧС России
по субъекту Российской Федерации и подчиненных подразделений
средств индивидуальной защиты и предоставление средств коллективной
защиты;
 организация проведения мероприятий по осуществлению световой и
других видов маскировки на подведомственных объектах;
 создание, оснащение и подготовка сил и средств главного
управления МЧС России по субъекту Российской Федерации для
выполнения мероприятий гражданской обороны;
 создание и поддержание в постоянной готовности к использованию
запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и
иных средств в целях гражданской обороны;
 осуществление эвакуации пострадавших сотрудников главного
управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и
подчиненных подразделений в лечебные учреждения;
 предоставление сотрудникам главного управления МЧС России по
субъекту Российской Федерации и подчиненных подразделений
информационно-психологической поддержки;
 создание противопожарных сил, их оснащение
материально-техническими средствами и подготовка в области
гражданской обороны;
 организация тушения пожаров в районах проведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;
 организация и ведение радиационной, химической разведки на
объектах и территориях, подведомственных главному управлению МЧС
России по субъекту Российской Федерации;
 организация проведения санитарной обработки сотрудников
главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и
подчиненных подразделений, обеззараживания техники, зданий и
территорий;
 организация охраны объектов, подведомственных главному
управлению МЧС России по субъекту Российской Федерации;
 планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и
других неотложных работ на объектах, подведомственных главному
управлению МЧС России по субъекту Российской Федерации,
продолжающих работу в военное время;
 оснащение современными техническими средствами сил главного
управления МЧС России по субъекту Российской Федерации для
выполнения мероприятий гражданской обороны;
 определение порядка управления, организации взаимодействия и
всестороннего обеспечения действий привлекаемых сил и средств при
выполнении мероприятий гражданской обороны.
 35. Основные мероприятия организации МЧС России по гражданской
обороне:
 планирование и осуществление обучения сотрудников организации
в области гражданской обороны, проведение учений и тренировок;
 создание в организации и поддержание в рабочем состоянии
учебной материально-технической базы для подготовки сотрудников
организации в области гражданской обороны;
 пропаганда знаний в области гражданской обороны;
 организация и осуществление оповещения руководящего состава и
сотрудников организации;
 поддержание в постоянной готовности элементов системы
централизованного оповещения МЧС России;
 сбор и обмен информацией в области гражданской обороны;
 организация планирования, подготовки и проведения эвакуации
сотрудников организации и материальных ценностей в безопасные
районы;
 подготовка районов размещения сотрудников организации и
материальных ценностей, подлежащих эвакуации;
 создание и организация деятельности эвакуационных органов
организации, а также подготовка их личного состава;
 поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию
по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений
гражданской обороны и их технических систем, находящихся в ведении
организации;
 обеспечение укрытия сотрудников организации в защитных
сооружениях гражданской обороны;
 обеспечение сотрудников организации средствами индивидуальной
и коллективной защиты;
 проведение мероприятий по осуществлению световой и других
видов маскировки;
 создание, оснащение и подготовка сил и средств организации для
выполнения мероприятий гражданской обороны;
 создание и поддержание в постоянной готовности к использованию
запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и
иных средств в целях гражданской обороны;
 организация взаимодействия сил гражданской обороны организации
с силами МЧС России, органов государственной власти субъекта
Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также со
специальными формированиями, создаваемыми в военное время;
 осуществление эвакуации пострадавших сотрудников организации в
лечебные учреждения;
 предоставление сотрудникам организации
информационно-психологической поддержки;
 тушение пожаров, возникших при ведении военных действий или
вследствие этих действий на объектах организации;
 проведение санитарной обработки сотрудников организации,
обеззараживание техники, зданий и территорий;
 организация охраны объектов организации;
 создание и оснащение современными техническими средствами сил
гражданской обороны организации.
 IV. Заключительные положения
 36. Финансирование мероприятий гражданской обороны в системе
МЧС России осуществляется за счет средств федерального бюджета.
 37. Определение потребности в бюджетных ассигнованиях на
финансирование мероприятий гражданской обороны в системе МЧС России
проводится соответствующими довольствующими структурными
подразделениями центрального аппарата МЧС России, которые:
 организуют разработку предложений по объемам финансирования
мероприятий гражданской обороны системы МЧС России на очередной
финансовый год, а также готовят соответствующие материалы и
документы, необходимые для обоснования бюджетной заявки и ее защиты
в уполномоченных органах государственной власти;
 обеспечивают в установленном порядке своевременное получение и
использование бюджетных средств бюджетными организациями МЧС России
в соответствии с утвержденной бюджетной росписью;
 организуют контроль за эффективным использованием выделенных
бюджетных средств;
 разрабатывают и представляют в установленном порядке в
федеральные органы исполнительной власти предложения в проекты
прогнозов социально-экономического развития и совершенствования
гражданской обороны в Российской Федерации;
 разрабатывают в пределах своей компетенции предложения по
формированию и реализации единой государственной политики в области
гражданской обороны в Российской Федерации.
 38. В целях проверки установленных требований в области
гражданской обороны, а также реальности выполнения планов
гражданской обороны, готовности органов управления гражданской
обороны, должностных лиц, сил и средств гражданской обороны
организуются государственный надзор и ведомственный контроль в
области гражданской обороны.
 Государственный надзор в области гражданской обороны
осуществляют структурные подразделения центрального аппарата и
территориальных органов МЧС России, уполномоченные на решение задач
в области гражданской обороны в соответствии с Положением о
государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г.
N 305 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22,
ст. 2641).
 Ведомственный контроль в области гражданской обороны
осуществляют структурные подразделения центрального аппарата и
территориальных органов МЧС России, уполномоченные на решение задач
в области гражданской обороны в соответствии с комплексным планом
основных мероприятий МЧС России.
 ______________
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.12.2008 № 734н
Распоряжение Президента Российской Федерации от 17.12.2008 № 787-рп