Популярные законы Закон о курении

Трудовой кодекс РФ

Закон о контрактной системе закупок

Закон о защите прав потребителей

Закон о такси

Закон об ОСАГО

Закон о счетной палате

Таможенный кодекс Таможенного союза

Закон о денежном довольствии военнослужащих

Закон о полиции

Закон о саморегулируемых организациях

Кодексы 1 часть Гражданский кодекс РФ

2 часть Гражданский кодекс РФ

3 часть Гражданский кодекс РФ

4 часть Гражданский кодекс РФ

1 часть Налоговый кодекс РФ

2 часть Налоговый кодекс РФ

ФЗ 2013 Федеральный закон N 98-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 95-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 94-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 92-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 83-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 82-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 63-ФЗ от 22.04.2013

Федеральный закон N 62-ФЗ от 22.04.2013

Федеральный закон N 60-ФЗ от 05.04.2013

Федеральный закон N 57-ФЗ от 05.04.2013

все законы
Федеральные законы РФ
Постановления
Приказы
Распоряжения
Указы

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации от 29.11.2005 № 893

 П Р И К А З
 Федеральной службы по экологическому,
 технологическому и атомному надзору
 от 29 ноября 2005 г. N 893
 Об утверждении Порядка оформления декларации
 промышленной безопасности опасных производственных объектов
 и перечня включаемых в нее сведений
 Зарегистрирован Минюстом России 17 января 2006 г.
 Регистрационный N 7375
 Приказываю:
 1. Утвердить прилагаемый Порядок оформления декларации
промышленной безопасности опасных производственных объектов и
перечень включаемых в нее сведений (РД 03-14-2005).
 2. Считать не подлежащим применению постановление
Госгортехнадзора России от 7 сентября 1999 г. N 66 "Об утверждении
Положения о порядке оформления декларации промышленной безопасности
и перечне сведений, содержащихся в ней"<1>.
 Врио руководителя А.Б.Малышев
 _____________
 <1> Зарегистрировано Минюстом России 07.10.1999,
регистрационный N 1926.
 _____________
 Приложение
 П О Р Я Д О К
 оформления декларации промышленной безопасности
 опасных производственных объектов и перечень включаемых
 в нее сведений (РД 03-14-2005)
 I. Общие положения
 1. Порядок оформления декларации промышленной безопасности
опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее
сведений (далее - Порядок) устанавливает перечень сведений, которые
должны содержаться в декларации промышленной безопасности опасных
производственных объектов (далее - декларация), и требования к ее
оформлению.
 2. Порядок разработан в соответствии с:
 - Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной
безопасности опасных производственных объектов" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588) с
изменениями на 9 мая 2005 г.;
 - Положением о Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348);
 - постановлением Правительства Российской Федерации от
11.05.1999 N 526 "Об утверждении Правил представления декларации
промышленной безопасности опасных производственных объектов"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 20,
ст. 2445) с изменениями на 1 февраля 2005 г.;
 - постановлением Правительства Российской Федерации от
01.02.2005 N 49 "Об изменении и признании утратившими силу
некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560).
 3. Порядок распространяется на декларации, разрабатываемые в
соответствии с федеральным законодательством, независимо от
организационно-правовых форм собственности организаций,
эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее - ОПО), а
также ведомственной принадлежности опасных производственных
объектов.
 4. Порядок является обязательным для исполнения организациями,
разрабатывающими декларации, экспертными организациями,
осуществляющими экспертизу промышленной безопасности деклараций,
работниками Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору (далее - Служба), осуществляющими надзор за
декларируемыми опасными производственными объектами.
 5. В Порядке используются термины, установленные в:
 - Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ с изменением от
10.01.2003;
 - Методических указаниях по проведению анализа риска на
опасных производственных объектах (РД 03-418-01), утвержденных
постановлением Госгортехнадзора России от 10.07.2001 N 30.
 Также используются термины и их определения, приведенные в
приложении N 1 к Порядку.
 6. Разработка декларации включает: всестороннюю оценку риска
аварии и связанной с ней угрозы; анализ достаточности принятых мер
по предупреждению аварий, обеспечению готовности организации к
эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями промышленной
безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии
на ОПО; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба
последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на
ОПО.
 7. Декларация разрабатывается для ОПО, на которых получаются,
используются, перерабатываются, образуются, хранятся,
транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах,
установленных в приложении 2 к Федеральному закону "О промышленной
безопасности опасных производственных объектов" (таблицы 1 и 2
приложения N 2 к Порядку), а также для ОПО, обязательность
декларирования которых установлена в нормативных правовых актах
Службы.
 При решении вопроса об обязательности декларирования
промышленной безопасности следует применять следующие принципы:
 1) для опасных веществ, не указанных в таблице 1, применять
данные таблицы 2 приложения N 2 к Порядку;
 2) в случае, если расстояние между ОПО менее пятисот метров,
учитывается суммарное количество опасного вещества;
 3) если на ОПО применяется несколько видов опасных веществ, то
их суммарное пороговое количество определяется условием:
 n
 сумма m(i)/М(i) > 1,
 i=1
 где:
 m(i) - количество применяемого вещества;
 M(i) - пороговое (предельное) количество того же вещества в
соответствии с таблицами 1 и 2 для всех i от 1 до n.
 8. В случае если ОПО, расположенные на расстоянии менее
пятисот метров и принадлежащие разным организациям, объединены в
единый технологический цикл и сумма опасных веществ на них
превышает установленные предельные значения (таблицы 1 и 2
приложения N 2 к Порядку), то они подлежат декларированию.
 9. Декларация разрабатывается в составе проектной документации
на строительство, расширение, реконструкцию, техническое
перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО.
 10. Декларация уточняется или разрабатывается вновь при
изменении сведений, содержащихся в ней, или изменении требований
промышленной безопасности.
 11. Декларация уточняется путем внесения в нее частичных
изменений в случае, если эти изменения связаны с техническими и/или
технологическими изменениями на опасном производственном объекте,
которые не влияют на условия безопасной эксплуатации и не
увеличивают значения показателей риска аварии. Данные изменения
прилагаются к декларации и согласовываются с управлением
центрального аппарата Службы, осуществляющим контроль и надзор за
соблюдением требований промышленной безопасности на декларируемом
ОПО.
 12. При разработке декларации для действующего ОПО в состав
сведений по обеспечению требований промышленной безопасности
следует включать сведения как о выполняемых, так и о планируемых
мерах. При разработке декларации в составе проектной документации
представляются сведения о мерах, представленных в проектной
документации.
 13. Декларация представляется на экспертизу промышленной
безопасности (далее - экспертиза) в экспертную организацию.
 14. Декларация с заключением экспертизы по ней направляется на
рассмотрение в управление центрального аппарата Службы,
осуществляющее контроль и надзор за соблюдением требований
промышленной безопасности на декларируемом ОПО.
 15. Представление копии декларации, информационного листа и
заключения экспертизы в заинтересованные органы государственной
власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и
гражданам осуществляется в соответствии с Правилами представления
декларации промышленной безопасности опасных производственных
объектов (утверждены постановлением Правительства Российской
Федерации от 11.05.1999 N 526).
 II. Структура декларации промышленной безопасности
 16. Декларация должна включать следующие структурные элементы:
 - титульный лист;
 - данные об организации - разработчике декларации;
 - оглавление;
 - раздел 1 "Общие сведения";
 - раздел 2 "Результаты анализа безопасности";
 - раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности";
 - раздел 4 "Выводы";
 - раздел 5 "Ситуационные планы";
 - обязательные приложения к декларации:
 приложение N 1 "Расчетно-пояснительная записка";
 приложение N 2 "Информационный лист".
 III. Перечень сведений, включаемых в декларацию
 промышленной безопасности
 17. Титульный лист является первой страницей декларации и
служит источником информации, необходимой для обработки и поиска
этого документа. На титульном листе приводятся следующие сведения:
 1) реквизит утверждения декларации руководителем организации,
эксплуатирующей декларируемый ОПО, или заказчиком проекта (для
проектируемых объектов);
 2) регистрационный номер декларации, присваивается Службой в
установленном порядке;
 3) наименование декларации с указанием наименования
декларируемого объекта и наименование эксплуатирующей организации
(или заказчика проекта);
 4) регистрационный номер декларируемого объекта в
государственном реестре опасных производственных объектов (для
действующих объектов);
 5) местонахождение декларируемого объекта и год разработки
декларации.
 18. Данные об организации - разработчике декларации включают:
 1) наименование организации, разработавшей декларацию, ее
почтовый адрес, телефон, факс; сведения о лицензии Службы на
проведение работ, связанных с экспертизой промышленной безопасности
(с указанием регистрационного номера и даты выдачи лицензии),
данные об аккредитации в области экспертизы декларации промышленной
безопасности и/или анализа риска.
 При участии в разработке декларации и расчетно-пояснительной
записки (далее - РПЗ) нескольких организаций указанные сведения
представляются для каждой из них;
 2) список исполнителей, включающий их фамилии и инициалы,
должности, места работы и сведения об аттестации в области
экспертизы декларации промышленной безопасности.
 19. Оглавление включает наименования всех разделов декларации
с указанием страниц, с которых начинаются разделы и подразделы.
 20. Раздел 1 "Общие сведения" должен включать:
 1) реквизиты организации:
 - полное и сокращенное наименование эксплуатирующей
организации (или заказчика проекта);
 - наименование вышестоящей организации (при наличии таковой) с
указанием адреса, телефона;
 - фамилии, инициалы и должности руководителей организации;
 - полный почтовый и электронный адреса, телефон, факс
организации;
 - краткий перечень основных направлений деятельности
организации, связанных с эксплуатацией декларируемого объекта;
 2) обоснование декларирования:
 - перечень составляющих декларируемого объекта с указанием
количества и наименования опасных веществ, на основании которых
опасный производственный объект отнесен к декларируемым объектам;
 - перечень нормативных правовых документов, на основании
которых принято решение о разработке декларации;
 3) сведения о месторасположении декларируемого объекта:
 - краткую характеристику местности, на которой размещается
объект, в том числе данные о топографии и природно-климатических
условиях с указанием возможности проявления опасных природных
явлений;
 - план расположения объекта на топографической карте и
сведения о размерах и границах территории, запретных,
санитарно-защитных и охранных зонах декларируемого объекта;
 4) сведения о работниках и иных физических лицах, включая
население:
 - сведения об общей численности работников на декларируемом
объекте, а также данные о преимущественном размещении работающих по
административным единицам и составляющим декларируемого объекта с
указанием средней численности и наибольшей численности работающей
смены;
 - сведения об общей численности работников других объектов
эксплуатирующей организации, размещенных вблизи декларируемого
объекта;
 - сведения об общей численности иных физических лиц, которые
могут оказаться в зонах действия поражающих факторов: работники
соседних предприятий и других объектов; лица на внешних
транспортных коммуникациях (ж/д, автодорога); население и иные
физические лица;
 5) страховые сведения (для действующих объектов):
 - наименование и адрес организации-страховщика, а также
сведения о ее страховых лицензиях;
 - перечень договоров обязательного страхования ответственности
с указанием размеров страховых сумм.
 21. Раздел 2 "Результаты анализа безопасности" должен
включать:
 1) сведения об опасных веществах:
 - наименование опасного вещества;
 - степень опасности и характер воздействия вещества на
организм человека и окружающую природную среду, в том числе при
возникновении аварии;
 2) общие сведения о технологии:
 - схему основных технологических потоков, которая должна
представлять блок-схему с указанием наименования опасных веществ и
направления их перемещения в технологической системе декларируемого
объекта;
 - общие данные о распределении опасных веществ по
декларируемому объекту, которые должны включать сведения об общем
количестве опасных веществ, находящихся в технических устройствах -
аппаратах (емкостях), трубопроводах, с указанием максимального
количества в единичной емкости или участке трубопровода наибольшей
вместимости. Данные должны приводиться для всех составляющих по
максимальным регламентным (проектным) значениям количества опасного
вещества;
 3) основные результаты анализа риска аварии.
 22. Основные результаты анализа риска аварии должны включать:
 1) результаты анализа условий возникновения и развития аварий:
 - перечень основных возможных причин возникновения аварии и
факторов, способствующих возникновению и развитию аварий;
 - краткое описание сценариев наиболее вероятных аварий и
наиболее опасных по последствиям аварий;
 - данные о размерах вероятных зон действия поражающих факторов
для описанных сценариев аварии;
 - сведения о возможном числе пострадавших, включая погибших
среди работников и иных физических лиц;
 - сведения о возможном ущербе от аварий;
 2) результаты оценки риска аварии, которые должны включать
краткие данные о показателях риска причинения вреда работникам
декларируемого объекта и иным физическим лицам, ущерба имуществу и
вреда окружающей природной среде.
 23. Раздел 3 "Обеспечение требований промышленной
безопасности" должен включать:
 1) сведения об обеспечении требований промышленной
безопасности к эксплуатации декларируемого объекта:
 - сведения о выполнении распоряжений и предписаний Службы;
 - перечень имеющихся и/или необходимых лицензий Службы на виды
деятельности, связанные с эксплуатацией декларируемых объектов;
 - сведения о профессиональной и противоаварийной подготовке
персонала с указанием регулярности проверки знаний в области
промышленной безопасности и порядка допуска персонала к работе;
 - сведения о системе управления промышленной безопасностью,
включая данные о производственном контроле за соблюдением
требований промышленной безопасности;
 - сведения о системе проведения сбора информации о
произошедших инцидентах и авариях и анализе этой информации;
 - перечень проведенных работ по анализу опасностей и рисков,
техническому диагностированию и экспертизе технических устройств,
зданий, сооружений и экспертизе промышленной безопасности с
указанием наименования объекта экспертизы и организаций,
проводивших указанные работы, а также даты и номера заключения
экспертизы;
 - сведения о соответствии условий эксплуатации декларируемого
объекта требованиям норм и правил;
 - сведения о принятых мерах по предотвращению постороннего
вмешательства в деятельность на декларируемом объекте, а также по
противодействию возможным террористическим актам;
 2) сведения об обеспечении требований промышленной
безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации
последствий аварии:
 - сведения о мероприятиях по локализации и ликвидации
последствий аварий на декларируемом объекте;
 - сведения о составе противоаварийных сил,
аварийно-спасательных и других служб обеспечения промышленной
безопасности;
 - сведения о финансовых и материальных ресурсах для
локализации и ликвидации последствий аварий на декларируемом
объекте;
 - сведения о системе оповещения в случае возникновения аварии
на декларируемом объекте с приведением схемы оповещения и указанием
порядка действий в случае аварии;
 - сведения о порядке действия сил и использования средств
организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, а
также их взаимодействия с другими организациями по предупреждению,
локализации и ликвидации аварий.
 24. Раздел 4 "Выводы" должен включать:
 1) перечень наиболее опасных составляющих и/или
производственных участков декларируемого объекта с указанием
показателей риска аварий;
 2) перечень наиболее значимых факторов, влияющих на показатели
риска;
 3) перечень основных мер, направленных на уменьшение риска
аварий;
 4) обобщенную оценку обеспечения промышленной безопасности и
достаточности мер по предупреждению аварий на декларируемом
объекте.
 25. Раздел 5 "Ситуационные планы" должен включать графическое
отображение зон действия поражающих факторов для наиболее опасных
по последствиям аварии составляющих и/или производственных участков
декларируемого объекта. На ситуационном плане в масштабе должны
быть отмечены:
 1) промышленная площадка (территория) с указанием
месторасположения источника выброса или взрыва опасного вещества;
 2) предприятия, транспортные коммуникации, населенные пункты и
места массового скопления людей;
 3) зоны действия поражающих факторов аварий для наиболее
опасных по последствиям и вероятных сценариев аварии на
декларируемом объекте, а также краткое описание сценариев, методов
и основных исходных данных, применяемых при расчете этих сценариев;
 4) распределение потенциального территориального риска гибели
людей от аварий по территории объекта и прилегающей местности (для
декларируемых объектов, аварии на которых сопровождаются выбросом
токсичных, высокотоксичных и/или воспламеняющихся веществ).
 IV. Перечень сведений, включаемых в приложение N 1
 "Расчетно-пояснительная записка"
 26. Приложение N 1 "Расчетно-пояснительная записка" имеет
следующую структуру:
 - титульный лист;
 - оглавление;
 - Раздел 1 "Сведения о технологии";
 - Раздел 2 "Анализ риска";
 - Раздел 3 "Выводы и предложения";
 - список использованных источников.
 27. Титульный лист РПЗ является первой страницей и должен
включать следующие сведения:
 1) надпись "Приложение N 1" (в правом верхнем углу);
 2) регистрационный номер декларации в соответствии с пп. 2
п. 17 Порядка;
 3) наименование РПЗ к декларации с указанием наименования
декларируемого объекта и наименования эксплуатирующей организации
(или заказчика проекта);
 4) для действующего объекта - регистрационный номер
декларируемого объекта в государственном реестре опасных
производственных объектов, для проектируемого объекта -
наименование проектной документации с указанием стадии проекта
(проектная документация на строительство, расширение,
реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию
опасного производственного объекта);
 5) номер книги (в том случае, если РПЗ состоит из двух и более
книг);
 6) местонахождение организации, разработавшей декларацию
промышленной безопасности, и год ее разработки.
 Если РПЗ состоит из двух или более книг, каждая книга должна
иметь свой титульный лист, соответствующий листу первой книги и
содержащий сведения, относящиеся к данной книге.
 28. Оглавление должно включать наименование всех разделов и
подразделов РПЗ с указанием страниц, с которых начинаются эти
структурные элементы.
 В случае, если РПЗ состоит из двух и более книг, в каждой из
них должно быть свое оглавление. В оглавлении первой книги должно
быть представлено содержание всего документа с указанием номеров
страниц и книг, в последующих книгах - только содержание
соответствующей книги.
 29. Раздел 1 "Сведения о технологии" должен включать:
 1) сведения об опасных веществах (представляется для веществ,
учитываемых при идентификации декларируемого объекта):
 - наименование;
 - вид;
 - химическая формула;
 - состав;
 - физические свойства (молекулярный вес, температура кипения,
плотность);
 - взрывоопасность;
 - токсическая опасность;
 - реакционная способность;
 - запах;
 - коррозионная активность;
 - меры предосторожности;
 - воздействие на людей и окружающую среду, в том числе от
поражающих факторов аварии;
 - средства защиты;
 - методы перевода вещества в безвредное состояние;
 - меры первой помощи пострадавшим от воздействия поражающих
факторов при аварии;
 2) данные о технологии и оборудовании:
 - принципиальную технологическую схему с обозначением
основного технологического оборудования, указанием направлений
потоков опасных веществ и отсекающей арматуры и кратким описанием
технологического процесса;
 - план размещения основного технологического оборудования, в
котором обращаются опасные вещества;
 - перечень основного технологического оборудования, в котором
обращаются опасные вещества;
 - данные о распределении опасных веществ по оборудованию;
 3) описание технических решений по обеспечению безопасности:
 - описание решений, направленных на исключение разгерметизации
оборудования и предупреждение аварийных выбросов опасных веществ;
 - описание решений, направленных на предупреждение развития
аварий и локализацию выбросов опасных веществ;
 - описание решений, направленных на обеспечение
взрывопожаробезопасности;
 - описание систем автоматического регулирования, блокировок,
сигнализаций и других средств обеспечения безопасности.
 30. Раздел 2 "Анализ риска" должен включать:
 1) анализ известных аварий:
 - перечень аварий и обобщенные данные об инцидентах, имевших
место на декларируемом объекте (для действующих объектов);
 - перечень наиболее опасных по последствиям аварий, имевших
место на других аналогичных объектах, или аварий, связанных с
обращающимися опасными веществами;
 - анализ основных причин произошедших аварий;
 2) анализ условий возникновения и развития аварий:
 - определение возможных причин возникновения аварии и
факторов, способствующих возникновению и развитию аварий;
 - определение сценариев аварий с участием опасных веществ;
 - обоснование применяемых физико-математических моделей и
методов расчета с оценкой влияния исходных данных на результаты
анализа риска аварии;
 - оценку количества опасных веществ, участвующих в аварии;
 - расчет вероятных зон действия поражающих факторов;
 - оценку возможного числа пострадавших, в том числе погибших,
среди работников декларируемого объекта и иных физических лиц;
 - оценку возможного ущерба;
 3) оценку риска аварий, включающую данные о вероятности
аварий, показателях риска причинения вреда работникам
декларируемого объекта и физическим лицам, ущерба имуществу и вреда
окружающей природной среде (по составляющим объекта).
 31. Раздел 3 "Выводы и предложения" должен включать:
 1) перечень составляющих (производственных участков)
декларируемого объекта с указанием рассчитанных показателей риска
аварии;
 2) сравнительный анализ рассчитанных показателей риска аварии
на декларируемом объекте со среднестатистическими показателями
риска техногенных происшествий и/или критериями приемлемого риска;
 3) предложения по внедрению мер, направленных на уменьшение
риска аварий.
 32. Список использованных источников должен включать:
 1) перечень нормативно-правовых документов, регулирующих
требования промышленной безопасности на декларируемом объекте;
 2) перечень документации организации, используемой при
разработке расчетно-пояснительной записки;
 3) перечень литературных источников.
 V. Перечень сведений, включаемых в приложение N 2
 "Информационный лист"
 33. Приложение N 2 "Информационный лист" служит для
представления гражданам (по их обращению), имеет титульный лист и
включает следующие структурные элементы:
 1) наименование организации, эксплуатирующей декларируемый ОПО
или являющейся заказчиком проектной документации;
 2) сведения о лице, ответственном за информирование и
взаимодействие с общественностью (должность, фамилия и инициалы,
телефон);
 3) краткое описание производственной деятельности, связанной с
эксплуатацией декларируемого объекта;
 4) перечень и основные характеристики опасных веществ,
обращаемых на декларируемом объекте;
 5) краткие сведения о масштабах и последствиях возможных
аварий и мерах безопасности;
 6) сведения о способах оповещения и необходимых действиях
населения при возникновении аварий.
 34. На титульном листе приложения "Информационный лист"
приводятся следующие сведения:
 1) надпись "Приложение N 2" (в правом верхнем углу);
 2) регистрационный номер декларации в соответствии с пп. 2
п. 17 Порядка;
 3) наименование информационного листа к декларации с указанием
наименования декларируемого объекта и наименования эксплуатирующей
организации (или заказчика проекта).
 VI. Требования к оформлению декларации промышленной
 безопасности и приложений к ней
 35. Общие требования:
 - декларация и приложения к ней должны быть оформлены отдельно
друг от друга. Декларация и расчетно-пояснительная записка
оформляются в виде отдельных переплетенных книг (или нескольких
книг при необходимости);
 - текст декларации и приложений к ней должен быть выполнен
машинописным способом или с применением печатающих и графических
устройств вывода персональных компьютеров на одной стороне белой
бумаги;
 - вне зависимости от способа печатания качество напечатанного
текста и оформления иллюстраций и таблиц должно удовлетворять
требованию четкого однозначного восприятия;
 - при оформлении декларации и приложений необходимо соблюдать
равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по
всему тексту;
 - вписывать в отпечатанный текст отдельные слова, формулы,
знаки допускается черными чернилами или черной тушью;
 - заголовки структурных элементов декларации следует
располагать с новой страницы в середине строки без точки в конце и
печатать прописными буквами, не подчеркивая;
 - заголовки-подразделов и пунктов следует начинать с абзацного
отступа и печатать с прописной буквы, не подчеркивая. Переносы слов
в заголовках не допускаются;
 - расстояние между заголовками структурных элементов,
подразделов, пунктов и текстом должно быть не менее 3 интервалов.
 36. Требования к нумерации страниц декларации и приложений:
 - страницы декларации следует нумеровать арабскими цифрами,
соблюдая отдельную сквозную нумерацию по всему тексту декларации и
каждого приложения к ней;
 - титульные листы входят в общую нумерацию страниц. Номер
страницы на титульном листе не проставляют;
 - иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах,
включают в общую нумерацию страниц декларации и
расчетно-пояснительной записки;
 - иллюстрации и таблицы учитывают как одну страницу.
 37. Требования к нумерации разделов, подразделов, пунктов,
подпунктов и книг декларации и расчетно-пояснительной записки:
 - разделы, подразделы, пункты, подпункты и книги декларации и
расчетно-пояснительной записки должны иметь порядковую нумерацию в
пределах каждого раздела или подраздела;
 - номер пункта включает номер раздела, порядковый номер
подраздела и пункта, разделенные точкой, например: 1.1.1, 1.1.2,
1.1.3 и т. д.;
 - номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и
порядковый номер подпункта, разделенные точкой, например: 1.1.1.1,
1.1.1.2, 1.1.1.3 и т. д.;
 - если подраздел имеет только один пункт или подпункт, то
нумеровать пункт (подпункт) не следует;
 - книги декларации и РПЗ должны иметь порядковую нумерацию в
пределах декларации и РПЗ, соответственно;
 - номер книги следует проставлять арабскими цифрами на
титульном листе под указанием наименования декларации или РПЗ,
например: "Книга 2".
 38. Требования к иллюстрациям:
 - иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки)
следует располагать в декларации или расчетно-пояснительной записке
непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые,
или на следующей странице;
 - на все иллюстрации должны быть даны ссылки;
 - иллюстрации должны иметь наименования и пояснительные данные
(подрисуночный текст);
 - иллюстрация обозначается словом "Рисунок". Наименование
помещают в одну строку со словом "Рисунок" после его номера через
тире. Наименование и слово "Рисунок" помещают после пояснительных
данных и располагают посередине строки;
 - иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной
нумерацией в пределах всей декларации или расчетно-пояснительной
записки;
 - иллюстрацию следует выполнять на одной странице; если
иллюстрация не умещается на одной странице, можно переносить ее на
другие страницы, при этом наименование иллюстрации помещают на
каждой странице и под ним указывают "лист ..";
 - масштаб и количество иллюстраций, в том числе ситуационных
планов, выбираются в каждом конкретном случае исходя из наглядности
и полноты отображения информации.
 39. Требования к таблицам:
 - цифровой материал должен оформляться в виде таблиц;
 - таблицу следует располагать в декларации или РПЗ
непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые,
или на следующей странице;
 - на все таблицы должны быть даны ссылки;
 - таблица обозначается словом "Таблица", название таблицы
помещают в одну строку со словом "Таблица" после ее номера через
тире. Слово "Таблица" и ее название располагают над таблицей слева
без абзацного отступа;
 - таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной
нумерацией в пределах всей декларации или РПЗ.
 40. Требования к перечислениям и сноскам:
 - перечисления при необходимости могут быть приведены внутри
пунктов или подпунктов;
 - перечисления следует нумеровать порядковой нумерацией
арабскими цифрами со скобкой, например: 1), 2), 3) и т. д., и
печатать строчными буквами;
 - в пределах одного пункта или подпункта не допускается более
одной группы перечислений;
 - сноски следует размещать в декларации или РПЗ при
необходимости пояснения содержания текста, таблицы или иллюстрации;
 - сноски размещают внизу страницы, на которой находятся текст,
таблица или иллюстрация, к которым они относятся.
 41. Требования к ссылкам:
 - ссылки на использованные источники следует указывать
порядковым номером по списку источников и приводить в квадратных
скобках;
 - наряду с общим списком допускается приводить ссылки на
источники в подстрочном примечании;
 - ссылки на разделы, подразделы, пункты, подпункты,
иллюстрации, таблицы, перечисления и приложения следует указывать
их порядковым номером, например: ".. в разделе 2", ".. по
п. 3.2.4", ".. на рис. 1" и т. д.
 42. Требования к оформлению результатов анализа риска:
 - результаты анализа риска должны быть обоснованы и оформлены
таким образом, чтобы расчеты и выводы, представленные в
расчетно-пояснительной записке, могли быть проверены и повторены
квалифицированными специалистами, которые не участвовали при
первоначальном анализе;
 - разработчики декларации могут применять любые обоснованные
модели и методы расчета;
 - обоснование применяемых моделей и методов расчета, а также
результатов оценки риска приводится в РПЗ, в декларации приводятся
основные результаты расчетов;
 - для обоснования применяемых моделей и методов расчета
следует указать организацию, разработавшую их, принятые допущения,
предположения, значения основных исходных данных, литературные
ссылки на используемые материалы;
 - при изложении результатов оценки риска аварии в РПЗ следует
указать влияние исходных данных и принятых допущений на
рассчитываемые показатели риска;
 - приоритетными для проведения анализа риска являются
методические документы, согласованные или утвержденные федеральными
органами исполнительной власти;
 - при анализе соответствия условий эксплуатации декларируемого
ОПО действующим нормам и правилам безопасности следует учитывать
полноту и своевременность выполнения эксплуатирующей организацией
предписаний органов надзора;
 - при анализе риска следует проанализировать различные
сценарии, отражающие как наиболее вероятные, так и наиболее опасные
события. Например, следует учитывать последствия аварийных ситуаций
с частичной и полной разгерметизацией оборудования. Также следует
детально выявить условия и оценить вероятность реализации сценариев
аварий с причинением вреда жизни и здоровью человека, имуществу и
окружающей природной среде;
 - ущерб от возможных аварий следует оценивать в натуральных
или денежных единицах с учетом прямых потерь имущества предприятия,
затрат на ликвидацию аварии, социально-экономических потерь (затрат
на компенсацию пострадавшим), косвенного ущерба (упущенной выгоды),
экологического ущерба и потерь от выбытия трудовых ресурсов;
 - при оценке риска необходимо преимущественно использовать
количественные методы. Количественные показатели риска аварии
(частота возникновения аварии, вероятность поражения человека,
индивидуальный, коллективный, социальный риск, ожидаемый ущерб и
т. д.) определяются на основе объективных статистических данных, а
также с использованием специальных количественных
графоаналитических методов, методов имитационного моделирования, с
помощью построения полей потенциального территориального риска;
 - при отсутствии необходимых данных для количественной оценки
риска допускается использование качественных показателей риска
аварии, выраженных с использованием лингвистических оценок
(например: "высокая", "низкая" вероятность). Полнота использования
показателей риска аварии определяется уровнем методического
обеспечения процедуры анализа риска для различных объектов с учетом
их специфики.
 _____________
 Приложение N 1
 к Порядку
 ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
 В целях настоящего Порядка применяются следующие определения:
 1. Декларация промышленной безопасности опасного
производственного объекта (далее - декларация) - документ, в
котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии,
анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и по
обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного
производственного объекта в соответствии с требованиями норм и
правил промышленной безопасности, а также к локализации и
ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.
 2. Декларируемый объект - опасный производственный объект, для
которого разработка декларации промышленной безопасности является
обязательной согласно федеральному законодательству или требованиям
Службы.
 3. Составляющие опасного производственного объекта - участки,
установки, цеха, хранилища или другие составляющие (составные
части), объединяющие технические устройства или их совокупность по
технологическому или территориально-административному принципу и
входящие в состав опасного производственного объекта.
 4. Сценарий аварии - последовательность отдельных логически
связанных событий, обусловленных конкретным инициирующим (исходным)
событием, приводящих к определенным опасным последствиям аварии.
 5. Сценарий наиболее вероятной аварии (наиболее вероятный
сценарий аварии) - сценарий аварии, вероятность реализации которого
максимальна за определенный период времени.
 6. Сценарий наиболее опасной по последствиям аварии (наиболее
опасный по последствиям сценарий аварии) - сценарий аварии с
наибольшим ущербом людским и материальным ресурсам или компонентам
природной среды.
 _____________
 Приложение N 2
 к Порядку
 Предельные количества опасных веществ, наличие которых
 на опасном производственном объекте является основанием
 для обязательной разработки декларации промышленной безопасности
(из приложения 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ
 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов")
 Таблица 1
+-----------------------------------------------------------------+
Вж Наименование опасного вещества ВжПредельноеВж
Вж ВжколичествоВж
Вж Вж опасного Вж
Вж Вжвещества, Вж
Вж Вж т Вж
+------------------------------------------------------+----------Вж
ВжАммиак Вж 500 Вж
+------------------------------------------------------+----------Вж
ВжНитрат аммония (нитрат аммония и смеси аммония, вВж 2500 Вж
Вжкоторых содержание азота из нитрата аммония составляетВж Вж
Вжболее 28 процентов массы, а также водные растворыВж Вж
Вжнитрата аммония, в которых концентрация нитратаВж Вж
Вжаммония превышает 90 процентов массы) Вж Вж
+------------------------------------------------------+----------Вж
ВжНитрат аммония в форме удобрений (простые удобрения наВж 10 000 Вж
Вжоснове нитрата аммония, а также сложные удобрения, вВж Вж
Вжкоторых содержание азота из нитрата аммония составляетВж Вж
Вжболее 28 процентов массы (сложные удобрения содержатВж Вж
Вжнитрат аммония вместе с фосфатом и (или) калием) Вж Вж
+------------------------------------------------------+----------Вж
ВжАкрилонитрил Вж 200 Вж
+------------------------------------------------------+----------Вж
ВжХлор Вж 25 Вж
+------------------------------------------------------+----------Вж
ВжОксид этилена Вж 50 Вж
+------------------------------------------------------+----------Вж
ВжЦианистый водород Вж 20 Вж
+------------------------------------------------------+----------Вж
ВжФтористый водород Вж 50 Вж
+------------------------------------------------------+----------Вж
ВжСернистый водород Вж 50 Вж
+------------------------------------------------------+----------Вж
ВжДиоксид серы Вж 250 Вж
+------------------------------------------------------+----------Вж
ВжТриоксид серы Вж 75 Вж
+------------------------------------------------------+----------Вж
ВжАлкилы свинца Вж 50 Вж
+------------------------------------------------------+----------Вж
ВжФосген Вж 0,75 Вж
+------------------------------------------------------+----------Вж
ВжМетилизоцианат Вж 0,15 Вж
+-----------------------------------------------------------------+
 Таблица 2
+-----------------------------------------------------------------+
Вж Виды опасных веществ ВжПредельноеВж
Вж ВжколичествоВж
Вж Вж опасного Вж
Вж Вжвещества, Вж
Вж Вж т Вж
+------------------------------------------------------+----------Вж
ВжВоспламеняющиеся газы Вж 200 Вж
+------------------------------------------------------+----------Вж
ВжГорючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевыхВж 50 000 Вж
Вжскладах и базах Вж Вж
+------------------------------------------------------+----------Вж
ВжГорючие жидкости, используемые в технологическомВж 200 Вж
Вжпроцессе или транспортируемые по магистральномуВж Вж
Вжтрубопроводу Вж Вж
+------------------------------------------------------+----------Вж
ВжТоксичные вещества Вж 200 Вж
+------------------------------------------------------+----------Вж
ВжВысокотоксичные вещества Вж 20 Вж
+------------------------------------------------------+----------Вж
ВжОкисляющие вещества Вж 200 Вж
+------------------------------------------------------+----------Вж
ВжВзрывчатые вещества Вж 50 Вж
+------------------------------------------------------+----------Вж
ВжВещества, представляющие опасность для окружающейВж 200 Вж
Вжприродной среды Вж Вж
+-----------------------------------------------------------------+
 _____________
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации от 29.11.2005 № 892
Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29.11.2005 № 974