Машиностроение

МАШИНОСТРОЕНИЕ

Содержание

Ва

Введение

Ва

1 Значение отрасли в системе народного хозяйства

Ва

2 Современное состояние отрасли в России

Ва

3 Перспективы развития отрасли

Ва

Заключение

Ва

Список использованной литературы

Ва

Приложения

Ва

Ва

Введение

Ва

Машиностроение входит в состав промышленности под названием тАЬМашиностроение и металлообработкатАЭ. Машиностроение создает машины и оборудование, аппараты и приборы, различного рода механизмы для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования. В настоящее время машиностроение России состоит из ряда самостоятельных отраслей, куда входят свыше 350 подотраслей и производств

Машиностроение производит средства труда тАУ машины и оборудование, приборы и вычислительную технику, передаточные устройства, транспортные средства тАУ для всех отраслей народного хозяйства. Оно производит предметы потребления, в основном длительного пользования (легковые автомобили, телевизоры, часы и др.). К середине 80-х годов в общем объеме продукции машиностроения средства производства составляли 88,9%, предметы потребления - всего лишь 11,1%, что свидетельствовало о неориентированности отечественного машиностроения на запросы массового потребителя

В данной контрольной работе будет отражена не только отраслевая структура машиностроительного комплекса и факторы размещения его отраслей и подотраслей. Но и охарактеризовано современное состояние комплекса, перспективы и варианты выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации

С учетом специфики данной темы структура исследования позволяет последовательно осветить в первой главе теоретические вопросы (роль и значение, специфика размещения, отраслевая структура) машиностроительного комплекса, во второй тАУ сложившуюся на сегодняшний момент неблагоприятную экономическую ситуацию в комплексе, в частности в авиационной промышленности, в третьей главе будут освещены перспективы развития отрасли машиностроение и металлообработки (на примере авиационного комплекса)

Ва

Ва

1 Значение отрасли в системе народного хозяйства

Ва

Машиностроительный комплекс тАУ это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Он ведущий среди межотраслевых комплексов. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, машиностроительный комплекс тАУ крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 20% производимой продукции и всех, работающих в хозяйстве России. Машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции; конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы

Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции (в 1990 г. тАУ 30%) и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта (18%)

ВаВаВаВаВаВаВаВа Во-вторых, машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому основное экономическое назначение продукции машиностроения тАУ облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.

Отраслевая структура и особенности размещения машиностроительного комплекса РФ заключаются в следующем:

a) Ва Факторы размещения машиностроения

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии

Наукоемкость Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал тАУ основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий

Металлоемкость Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как, например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале

Трудоемкость С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск)

Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах (например, ФГУП ВлКумертауское авиационное предприятиеВ»)

Таблица 1. Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения

Фактор размещения

Доля отраслей, размещаемых с учетом данного фактора, в производстве продукции комплекса, %

Тяготение к:

районам с развитой научной базой

районам сосредоточения трудовых ресурсов

районам потребления продукции

металлургическим базам

Ва

42

Ва

24

22

12

Ва

б) Особенности отраслевой структуры и география комплекса

ВаВаВаВаВаВаВаВа За годы советской власти в различных районах бывшего СССР были созданы крупнейшие машиностроительные предприятия, выпускающие практически все необходимое технологическое оборудование для всех отраслей народного хозяйства. Но для отечественного машиностроения характерны чрезвычайно высокая степень территориальной концентрации, притом преимущественно в европейской части страны, и недостаточный уровень специализации и межотраслевой кооперации. К тому же многие крупные машиностроительные заводы и производственные объединения проектировались и формировались как универсальные, по принципу тАЬнатурального хозяйстватАЭ, c полным набором заготовительных, вспомогательных и ремонтных производств. Поэтому в предстоящие годы отраслевая, территориальная и технологическая структура машиностроения должна претерпеть кардинальные изменения, основными направлениями которых должно быть улучшение качества продукции, деконцентрация, повышение уровня специализации и кооперации производства, сокращение нерациональных транспортных и других расходов

Тяжелое машиностроение. Заводы этой отрасли отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и горно-химического комплексов. Для него характерны как предприятия, выпускающие детали и узлы (например, валки для прокатных станов) или предприятия, специализированные на выпуске отдельных видов оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы), так и универсальные, выпускающие в серийном или индивидуальном исполнении разные виды оборудования (тАЬУралмаштАЭ, Санкт-Петербургский металлический завод и др.)

В состав отрасли входят следующие 10 подотраслей: металлургическое машиностроение, горное, подъемно-транспортное машиностроение, тепловозостроение и путевое машиностроение, вагоностроение, дизелестроение, котлостроение, турбостроение, атомное машиностроение, полиграфическое машиностроение. Около 90% производства отрасли сосредоточено в европейской части, остальное тАУ в Западной Сибири и на Дальнем Востоке

Производство металлургического оборудования , занимающее первое место в отрасли по стоимости продукции, расположено, как правило, в районах крупного производства стали и проката. На предприятиях Урала выпускается оборудование для агломерационных фабрик, доменные и электроплавильные печи, а также оборудование для прокатного и дробильно-размольного производства

Профиль заводов горного машиностроения тАУ машины для разведки, а также открытого и закрытого способов добычи, дробления и обогащения твердых полезных ископаемых на предприятиях черной и цветной металлургии, химической, угольной, промышленности и промышленности строительных материалов, транспортного строительства. Они, как правило, расположены в районах потребления тАУ на Урале и в Сибири и др. Отечественному машиностроению принадлежит приоритет в разработке и широком промышленном освоении горнопроходческих и очистных комбайнов, роторных и шагающих экскаваторов. Эта продукция производится в Красноярске, Екатеринбурге (тАЬУралмаштАЭ), Шахтах, Киселевске и Перми

Продукция подъемно-транспортного машиностроения имеет большое экономическое значение, так как на погрузочно-разгрузочных работах в промышленности, на строительстве, транспорте и в других отраслях народного хозяйства занято около 5млн. человек, притом больше половины тАУ ручным трудом. Мостовые электрические краны выпускаются в Центральном районе (Узловской завод), на Дальнем Востоке ( Бурейск, Комсомольск-на-Амуре) и во многих других городах. Стационарные и ленточные конвейеры тАУ в Волго-Вятском, Центральном, Уральском районах

Тепловозостроение, вагоностроение и путевое машиностроение обеспечивает железнодорожный транспорт магистральными грузовыми, пассажирскими и маневровыми тепловозами, грузовыми и пассажирскими вагонами и т. д. Магистральные тепловозы производятся на одном из старейших машиностроительных заводов тАУ Коломенском, маневровые промышленные тепловозы тАУ в основном, в Центральном районе (Брянск, Калуга, Людииово, Муром) и на Урале. Грузовое вагоностроение сконцентрировано в Западной Сибири (Новоалтайск), в Восточной Сибири (Абакан). Пассажирские вагоны производят Тверской, Демиховский и Санкт-Петербургский заводы. Путевые машины и механизмы (укладочные, рельсосварочные, снегоочистительные и др. машины изготовляются пока в недостаточном количестве и ассортименте, их производство сосредоточено в городах европейской части России тАУ в Калуге, Туле, Вятке, Саратове, Энгельсе, Армавире, Тихорецке

Турбостроение , поставляющее для энергетики паровые, газовые и гидравлические турбины, представлено в первую очередь производственными объединениями тАЬCанкт-Петербургский металлический заводтАЭ, тАЬСанкт-Петербургский завод турбинных лопатоктАЭ, Екатеринбургский турбомоторный завод, тАЬДальэнергомаштАЭ (Хабаровск). Заводы подотрасли выпускают оборудование для тепловых, атомных, гидравлических и газотурбинных электростанций, газоперекачивающее оборудование для магистральных газопроводов, компрессорное, нагнетательное и утилизационное оборудование для химической и нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии. Основные факторы размещения тАУ наличие квалифицированных кадров и научно-конструкционных организаций

Атомное машиностроение образуют заводы головных производственных объединений тАЬИжорский заводтАЭ (Санкт-Петербург) и тАЬАтоммаштАЭ (Волгодонск). Заводы специализируются на выпуске корпусных реакторов и другого оборудования для АЭС

Полиграфическое машиностроение имеет наименьший объем товарной продукции в отрасли. Производство сосредоточено исключительно в европейской части страны тАУ в Санкт-Петербурге, Москве, Рыбинске

Электротехническая промышленность . Отрасль выпускает изделия более 100 тыс. наименований продукции, потребителем которой является практически все народное хозяйство. По объему производства она значительно превосходит в совокупности все подотрасли тяжелого машиностроения. Для производства электротехнической продукции требуется широкий набор технических средств и материалов, производимых различными промышленными комплексами

Размещение предприятий электротехнической промышленности обусловлено различными факторами, где важную роль играют наличие квалифицированных кадров, специализированных научно-исследовательских организаций и крупных потребителей. В настоящее время основными регионами электротехнического машиностроения являются Центральный, Северо-западный и Западно-Сибирский районы. Старейшими являются такие предприятия, как московские Электрозавод имени В.В. Куйбышева, санкт-петербургский тАЬЭлектросилатАЭ, екатеринбургский тАЬУралэлектроаппараттАЭ и новосибирский трансформаторный завод

Станкоинструментальная промышленность включает производство металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, деревообрабатывающего оборудования, металлообрабатывающего инструмента, централизованный ремонт металлообрабатывающего оборудования. Заводы станкоинструментальной промышленности размещены в основных машиностроительных районах. Средний размер предприятий сравнительно невелик. Крупными центрами станкоинструментальной промышленности являются Москва (завод токарных станков и роботизированных комплексов тАЬКрасный пролетарийтАЭ), Санкт-Петербург, Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Иркутск и др

Приборостроение. Ва Продукция этой отрасли отличается небольшой материало- и энергоемкостью, но для ее производства требуются высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Поэтому основная часть производственного потенциала сосредоточена в крупных и крупнейших городах. Например, в Москве и Московской области размещены десятки научно-производственных и производственных объединений, специализирующихся на выпуске, монтаже и наладке средств автоматизации, разработке программного обеспечения, конструировании и производстве часов, медицинских приборов, измерительной аппаратуры, оргтехники

В структуре машиностроения доля продукции приборостроения составляет около 12%. Эта наукоемкая продукция является основным элементом систем автоматизации управления технологическими процессами, а также управленческого и инженерно-технического труда, информационных систем и т.д. В приборостроении более 80% продукции выпускается крупными предприятиями (численность работающих тАУ от 1 до 10тыс. человек). В числе крупнейших предприятий - АО тАЬВторой Московский часовой заводтАЭ, Пензенский часовой завод

Машиностроение для легкой и пищевой промышленности . Сюда входят следующие подотрасли: производство оборудования для текстильной, трикотажной, швейной, обувной, кожевенной, меховой промышленности, а также для производства химических волокон и оборудование для пищевой промышленности. Основным фактором размещения является близость к потребителю, поэтому подавляющее большинство заводов, и более 90% объема выпуска товарной продукции размещены в европейской зоне (главным образом Центральный, Волго-Вятский, Северо-западный и Поволжский районы)

Авиационная промышленность . Ва В авиационной промышленности кооперируются предприятия практически всех отраслей промышленного производства, поставляющие разнообразные материалы и оборудование. Предприятия отличаются высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала, что обусловило возникновение и развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах. Современные пассажирские и грузовые самолеты производятся в Москве, Смоленске, Воронеже, Таганроге, Казани, Ульяновске, Самаре, Саратове, Омске, Новосибирске. В Москве, Ростове-на-Дону, Казани, Улан-Уде, Кумертау производят вертолеты

Ракетно-космическая промышленность (Москва, Омск, Красноярск и др.) выпускает орбитальные космические корабли, ракеты для вывода спутников, грузовых и обитаемых кораблей и корабли многоразового использования типа тАЬБурантАЭ, сочетающая высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства. На долю России приходится 85% мощностей ракетно-космического комплекса бывшего СССР

Автомобильная промышленность . По объему производства, а также по стоимости основных фондов она является крупнейшей отраслью машиностроения. Продукция автомобилестроения широко используется во всех отраслях народного хозяйства и является одним из самых ходовых товаров в розничной торговле. Свыше 80% перевозимых грузов приходится на автомобильный транспорт

Подавляющая часть производства сосредоточена в старопромышленных районах европейской части России с высокой концентрацией перевозок и наличием крупных транспортных узлов. В отрасли велик уровень производственной концентрации. Более 1/2 товарной продукции, основных производственных фондов и персонала приходится на предприятия с численностью работающих более 10 тыс. человек, составляющих лишь 11% от общего числа. К этой группе относятся АМО тАЬЗИЛтАЭ и АО тАЬМосквичтАЭ (Москва), АО тАЬГАЗтАЭ (Нижний Новгород), АО тАЬВАЗтАЭ (Тольятти), АО тАЬКамАЗтАЭ (Набережные Челны). Основными районами размещения являются Центральный (более 1/5 валовой продукции), Поволжский, Волго-Вятский и Уральский районы

Сельскохозяйственное и тракторное машиностроение . Основные мощности сельскохозяйственного и тракторного машиностроения расположены главным образом в Северо-Кавказском, Поволжском, Западно-Сибирском, Уральском, Центральном, Центрально-Черноземном и Волго-Вятском районах. Это соответствует размещению и специализации сельского хозяйства. В сельскохозяйственном машиностроении осуществляется предметная и подетальная специализация; значительно меньше заводов специализировано на определенных стадиях технологического процесса или капитальном ремонте оборудования

Производство зерноуборочных комбайнов сосредоточено на заводе тАЬРостсельмаштАЭ, на красноярском и таганрогском заводах, картофелеуборочных тАУ в Рязани, льноуборочных тАУ в Бежецке. Различные типы тракторов выпускаются во Владимире, Липецке, Санкт-Петербурге, Волгограде, Рубцовске, Петрозаводске, Барнауле, Брянске и Чебоксарах

Судостроительная промышленность . Большинство предприятий отрасли, несмотря на потребляемое ими значительное количество металла больших параметров, что неудобно для транспортировки, находится вне крупных металлургических баз. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного оборудования, что подразумевает наличие кооперационных связей с предприятиями-смежниками. Строительство судов начинается на суше, а заканчивается на плаву, поэтому многие верфи размещены в устьях крупных рек или в защищенных от моря гаванях

Крупнейший район морского судостроения сложился на Балтийском море, где находится важнейший его центр тАУ Санкт-Петербург с рядом заводов (тАЬСеверная верфьтАЭ, Балтийский, Адмиралтейский, Канонерский, Невский). Имеются судостроительные и судоремонтные заводы в Выборге и Калининграде. На Дальнем Востоке центрами судоремонта являются Владивосток и Петропавловск-Камчатский

Речное судостроение представлено многочисленными верфями на важнейших речных магистралях: Волге (Нижний Новгород), Оби, Енисее. Выгодное географическое положение таких заводов делает сооружение судов на таких предприятиях весьма эффективным

Если рассматривать региональный аспект размещения отраслей машиностроения, то ведущее положение среди машиностроительных регионов не только России, но и СНГ будет занимать Центральный экономический район. До недавнего времени на его долю приходилось более 1/2 производства пассажирских вагонов, значительная часть продукции автомобилестроения, 90% продукции машиностроения для легкой промышленности. Почти 80% продукции экспортировалась в другие регионы и за границу. Развитие здесь высокотехнологичного производства во многом обусловлено наличием здесь высококвалифицированных кадров, научно-исследовательских и проектных организаций. В структуре производства велика роль Москвы. Здесь расположены бывшие флагманы отечественного автомобилестроения АО тАЬМосквичтАЭ и АМО тАЬЗИЛтАЭ и огромное количество тАЬпочтовых ящиковтАЭ и созданных на их базе конверсионных производств. В Москве также расположены такие крупные машиностроительные гиганты, как АО тАЬДинамотАЭ, Завод им. Ильича, несколько шарикоподшипниковых заводов. Отраслями машиностроительной специализации Центрального экономического района являются автомобилестроение, локомотиво-, вагоностроение, речное судостроение, тракторное, сельскохозяйственное, точное машиностроение

Северо-западный экономический район входит в состав Центрального региона России. Основная доля машинотехнической продукции приходится на Санкт-Петербург, в котором сконцентрировано энергетическое, радиотехническое, оптико-механическое машиностроение, морское судостроение, вагоностроение, станкостроение. Важным центром морского судостроения является Калининград

Вторым крупным регионом концентрации машиностроительных производств является Урало-Поволжье. По объему выпускаемой продукции регион уступает только Центру. На предприятиях Урала производится 24.6% всех станков, 24.4% кузнечно-прессового и 17% горно-шахтного оборудования. Крупными центрами являются города Екатеринбург, Челябинск, Тольятти, Набережные Челны и Нижний Новгород. Необходимо также подчеркнуть, что в Волго-Вятском экономическом районе (республика Удмуртия) сконцентрированы важнейшие предприятия оборонной отрасли. В частности в столице республики находится Ижевский оружейный завод, производящий весь спектр легкого и среднего стрелкового оружия

В направлении с запада на восток происходит заметное увеличение затрат на капитальное строительство, рабочую силу, транспортировку сырья и готовой продукции. Если принять за 100% расходы на создание машиностроительного производства в центральном регионе, то затраты в Сибири возрастут на 7-12%, а на Дальнем Востоке - на 12-15%. Соответственное повышение себестоимости продукции составит 13-25% в зависимости от специфики производства. Поэтому вблизи источников сырья и энергии целесообразно размещать материало- и энергоемкие производства энергетического, подъемно-транспортного, вагоностроительного и горнодобывающего оборудования. Подобные предприятия сконцентрированы на Алтае, в Кемеровской и Иркутской областях. Наличие высококвалифицированных кадров в Новосибирске и Омске позволило создать наукоемкие предприятия электротехнического и радиотехнического машиностроения

Ва

2 Современное состояние отрасли в России

Ва

Это тАУ одна из депрессивных отраслей российской промышленности. Сокращение производства здесь начаВнлось раньше, замедление темпов снижения наступило позднее, а спад в отрасли был заметно глубже, чем в среднем по промышленности. Из нескольких десятков позиций удалось обнаружить только два вида продукции отрасли, производство которой в 1999 г. было выше, чем в 1994 г., тАУ легковые автомобили и персональные компьютеры. По подавляющему большинству остальных видов продукции производство сократилось в два и боВнлее раз. По зерноуборочным комбайнам, например, в 25 раз, по бытовым магнитофонам тАУ в 100

На протяжении всего рассматриваемого периода проВнизводство ежегодно сокращалось примерно по 80% виВндов продукции машиностроения и металлообработки. Исключениями стали 1996 г. тАУ год, в котором падение производства наблюдалось почти по всем видам, и 1999 г., когда производство сократилось "только" по 63% видов продукции

Выделить в продукции машиностроения какие-либо группы, по которым производство сокращалось выше или ниже среднего, почти невозможно: быстро падало производство и средств производства, и предметов поВнтребления. Все же в относительно худшем положении оказались предприятия, производящие оборудование для депрессивных отраслей: угольной и легкой промышВнленности, техники для села, нужд самого машиностроеВнния (в первую очередь производители металлообрабатыВнвающего оборудования)

Несколько лучше положение с производством проВндукции, ориентированной либо на удовлетворение обВнщественных потребностей, спрос на которые сокращаетВнся в последнюю очередь (так, удалось избежать обвальВнного сокращения производства в энергетическом машиВнностроении, стабилен уровень производства автобуВнсов), либо на платежеспособный спрос населения. Так, в 1999 г. наметилась тенденция увеличения производства холодильников и морозильников, цветных телевиВнзоров. Впрочем, более глубокое знакомство со статистиВнкой, в частности выпуска бытовой техники, показывает, что здесь наблюдается резкая дифференциация произвоВндителей одних и тех же видов продукции по их способВнности к адаптации в новых условиях. Так, например, производство цветных телевизоров за 1999 г. в НовосиВнбирской области сократилось в 7,7 раза, в то время как по РФ в целом тАУ возросло в 2,4 раза

В 2000 году рост производства отрасли происходил во всех регионах с машиностроительной специализацией. Более динамично развиваются машиностроительные предприВнятия, расположенные в регионах Европейской части страны, в то время как восточные регионы в наращиВнвании производства заметно отстают

В 2001 году рост объема производства в Центральном районе на 41% больше, по сравнению с 1998 годом, это связано с выпуском комплектных электропоездов в Московской области и реализацией проекта в Москве по выпуску автомобилей ВлРено-меганВ»

Рост производства машиностроения в Западной Сибири основан на мероприятиях по реализации крупной федеральной программы по производству оборудования для нефтегазовой промышленности, а также с возможным включением оборонных предприятий этого региона в программы и проекты развития наукоемких производств

В машиностроении Восточной Сибири не было заметных динамических сдвигов, тем не менее некоторый рост обеспечили предприятия тяжелого, сельскохозяйственного и транспортного машиностроения

В диаграмме ВлТерриториальная структура производства продукции машиностроения в 2001 годуВ» представлены объемы роста отрасли машиностроения по регионам (см. Приложение)

В результате осуществления мер по реформироВнванию и реструктуризации предприятий несколько изменилась отраслевая структура машиностроения

В общем объеме промышленного производства повыВнсился удельный вес продукции автомобильной проВнмышленности, тяжелого, энергетического, транспортВнного, тракторного, сельскохозяйственного и строиВнтельно-дорожного машиностроения и снизилась доля приборостроения, электротехнической, станкостроиВнтельной и инструментальной промышленности

Более подробно мне хотелось бы остановиться на авиационной промышленности, так как эта подотрасль мне более близка (я работаю на Кумертауском авиационном промышленном предприятии)

Достижения России как одной из ведущих авиаВнционных держав мира хорошо известны. Созданные на заре самолетостроения типы первых российских самолетов выделялись оригинальностью технических решеВнний, плодотворностью конструкторского поиска ответов на вызовы начала двадцатого века. В середине столетия советская авиация безусловно отвечала требоваВнниям времени суровых военных испытаний, была созВндана мощная индустриальная база, основывающаяся на единстве фундаментальной aвиaциoнной науки, сети конструкторских бюро, cepийных заводов - производиВнтелей nepвоклассных боевых летательных аппаратов. Современные отечественные авиационные наВнучные и конструкторские школы имеют высокий рейВнтинг в деловых международных кругах и организациВнях, что создает блaгoпpиятныe предпосылки для инВнтеграции авиапромышленности в мировое авиационВнно-космическое сообщество. Вместе с тем от авиационной промышленности потребуются значительные усилия, чтобы сохранить за собой статус одного из основных производителей авиационной техники и преодолеть трудности, связанные с беспрецедентными размерами сокращений заказов традиционными заказчиками основной серийной продукции и глубоким кризисом платежеспособного спроса на гражданские самолеты и вертолеты нового поколения

Авиапромышленный комплекс переживает общие для всего промышленного комплекса Ва проблемы:

Острую нехватку финансовых средств,

Heвозмещение затрат на неВнзавершенное производство, которое приобрело Ва хронолоВнгический характер корректировки государственного оборонного заказа,

Превышение накопленной заВндoлжeнности заказывающих министерств годовых paзмepoв финансирования предприятий,

ослаблеВнние кадрового потенциaлa и т.д

В то же время объективный aнaлиз и прогнозы развития мирового рынка боевой авиации, выполВнненные солидными международными аналитическиВнми центрами, свидетельствуют об обострении конкурентной борьбы между ведущими странами-произВнводителями военной авиационной техники - США, Россией, Великобританией и Францией, причем по производству и сбыту на мировом рынке истребитеВнлей, ударных и реактивных учебно-тренировочных самолетов до 2007 года российские фирмы ВлСухогоВ», ВлМикоянаВ» и ВлЯковлеваВ» эффективно конкурируют с фирмами ВлБоингВ», ВлДассоВ»

Согласно данным оборонных ведомств США и стран Западной Европы, Россия сохранила высоВнкий уровень критических технологий в военном авиастроении, что является базовой предпосылкой для сохранения конкурентоспособности отечественВнной промышленности в авиастроении вообще

Отечественная авиационная промышленность, несмотря на сложное финансовое положение в эконоВнмике всего народнохозяйственного комплекса, сумела сохранить передовые позиции и высокий научный и технологический потенциал при минимальном уровВнне государственной поддержки. Она является самой крупной среди оборонных отраслей по таким показатеВнлям, как численность высококвалифицированных кадВнров, стоимость основных фондов предприятий, объем производства и продаж продукции (около 40% в общем объеме продукции военно-промышленного комплекса)

В 2000 году при спаде производства в 5,2% в целом по промышленности объем товаров и услуг авиационной промышленности вырос на 8,1% по сравнению с 1999 годом. Позитивные тенденции по авиационной промышленности продолжились по итогам первого полугодия 2001 года: наибольВнший рост выпуска товаров и услуг среди оборонВнных отраслей промышленности достигнут в авиаВнционной промышленности на 40%, тогда как средВнний по всем отраслям рост составил около 10%

Эти данные свидетельствуют о жизнеспособности авиастроительной отрасли, возможности экономическоВнго восстановления и в конечном итоге - сохранения за Россией статуса ведущей мировой авиационной державы

В авиационной промышленности, традиционно включавшей подотрасли производство легких самоВнлетов, тяжелых самолетов и вертолетов, спецтехники (авиационных систем вооружений), агрегато-, двигатеВнле- и приборостроение, наиболее реальные организационно-финансовые и хозяйственные разрывы возникВнли с ликвидацией отраслевых министерств и до сих пор окончательно не преодолены между тремя главными секторами- научно-исследовательским, конструкВнторским и производственным. В то же время мировая практика создания технически сложных и обладающих огромной капиталоемкостью авиационных комплексов, привела к необходимости использования так называемого коммерческого подхода не только применительно к задачам создания гражданской авиатехники, но и при создании боевых авиационных систем. Основным треВнбованием этого подхода является существование единоВнго юридического лица с полной ответственностью за проектирование, разработку, сертификацию, производВнство и послепродажное обслуживание

С целью преодоления разобщенности между конВнструкторскими организациями и серийными заводами Министерство экономики разработало, а ПравительстВнво Российской Федерации в 1998 году утвердило своим специальным постановлением ВлКонцепцию реструктуВнризации отечественного авиапромышленного комплекВнсаВ», основная идея которой состояла в том, чтобы на осВннове скоординированных действий федеральных и региональных органов государственного управления, саВнмих авиастроительных предприятий создать необходиВнмые условия для объединения существующих предприВнятий в крупные корпоративные структуры. В настоящее время в стадии реализации находятся программы созВндания четырех основных самостоятельных корпораций тАУ ВлИльюшинВ», ВлТуполевВ», ВлСухойВ» и ВлМикоянВ»

Среди холдинговых компаний и корпораций второго уровня следует отметить ОАО ВлАвиаприборВнхолдингВ», корпорацию ВлАэрокосмическое оборудоваВнниеВ», корпорацию ВлТехнокомплексВ», финансово-проВнмышленную группу ВлДвигатели НКВ»

Завершается формирование в соответствии с Указом Президента Российской Федерации ВлО дальВннейшем развитии интегрированных комплексовВ» межВнгосударственной авиастроительной корпорации ВлИльВнюшинВ», в состав которой входят ОАО ВлАК им. С.В.ИльюВншинаВ», ВАСO, ВлТашкентское авиационное ПОВ»

Издано постановление Правительства РоссийВнской Федерации от 30.06.99 N720 об интеграции под паВнтронажем государства в компанию ВлТуполевВ» двух осВнновных предприятий, создающих интеллектуальную и материальную собственность этой марки самолетов ВнАНТК им. А. Н. Туполева и АО ВлAвиacтapВ». При реализаВнции постановления не только преодолеваются противоВнречия и разобщенность разработчика и изготовителя, но восстанавливается контроль со стороны государства за деятельностью крупнейшего в России Ульяновского авиационно-промышленного комплекса (в настоящее время доля государства в ОАО ВлАвиастарВ» составляет всего 6,69%), а также усиливается контроль государства за разработкой стратегических авиационных комплекВнсов, выполняемых коллективом АНТК им. А.Н.Туполева

В авиастроении наиболее продвинуты работы по реализации интегрированных структур в оборонВнной промышленности, предусмотренные Федеральной целевой программой (ВлРеструктуризация и конВнверсия оборонной промышленности за 2001-2005 годыВ» (например, в самолето- и вертолетостроении интеграция шести созданных на первом этапе компаний в две-три); преобразование созданных структур в межотраслеВнвые, преобразование отраслевых органов управления в формы, адекватные новой структуре отрасли

Более подробно о перспективах развития авиакомплекса будет освещено в следующей главе

Ва

3 Перспективы развития отрасли

Ва

Сейчас для всех, очевидно, что Россия находится в жесточайшем кризисе. Из него невозможно выйти, не дав, прежде всего, реалистичную оценку и не вскрыв причины пребывания страны в перманентном воспроизводственном коллапсе

Как справедливо отмечают многие экономисты, российское правительство все эти годы вопреки фактам старательно избегало понятия тАЬкризистАЭ, постоянно твердило о тАЬстабилизациитАЭ и тАЬпризнаках ростатАЭ. Предпочитая говорить о тАЬстабилизациитАЭ, Правительство РФ признавало кризис лишь в отдельных сферах: тАЬкризис неплатежейтАЭ, тАЬбюджетный кризистАЭ, тАЬфинансовый кризистАЭ и т.п

Не рассматривая кризис всесторонне, правительство недооценивало ситуацию, не провело глубокого анализа, который позволил бы до конца понять причины кризиса и далее разработать систему взаимосвязанных всеобъемлющих Ва мер по выходу из экономического тупика

На протяжении достаточно длительного времени анализ положения дел в экономике России обычно связывался с оценкой финансов, денежного обращения, рынков ценных бумаг. И определяется это возрастающей ролью финансовой среды в функционировании экономических отношений как во внутристрановом, так и в мировом разрезе. Резко способствовала возрастанию всеобщего интереса к финансовой среде череда финансовых кризисов, разверзшихся в самое последнее время в различных регионах мира. В этой связи происходит существенное смещение исходных данных анализа экономической жизни. Реальный сектор экономики где-то уже не представляется опережающим, и формируется обманное впечатление, что исключительно мощь и развитость финансовой сферы делают государства и их народы богатыми, процветающими

Однако, основой любой экономики является промышленность

Стратегия развития данной отрасли на средВннесрочную перспективу предусматривает внедреВнние новейших зарубежных технологий с возможноВнстью импорта оборудования, постепенное накоплеВнние опыта его производства на собственных мощВнностях, а затем развитие отечественных приоритетВнных технологий. При этом российское машиноВнстроение при благоприятных рыночных условиях будет развиваться в следующих направлениях:

Ва ВаВаВаВаВаВаВа 1) выпуск модернизированных машин и оборудоВнвания для предприятий с морально устаревшими, но еще функционирующими технологическими линиями;

2) производство (в том числе сборочное) наукоВнемкой продукции на импортном оборудовании с приВнвлечением в различных формах иностранного капитала;

3) участие в проектах, предполагающих произВнводство технологически сложных комплектующих издеВнлий для техники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом (включение российских технологий в межВндународную систему технологического сотрудничества );

4) точечное развитие отдельных производств по выпуску оборудования для высоких технологий как на импортной, так и на собственной технологической базе

Однако обеспечить решение указанных выше программ может только часть мощностей существуюВнщего машиностроительного комплекса, которая главВнным образом сосредоточена в районах Европейской части страны, включая Урал (92% от общего объема производства отрасли в 2002 году). Таким образом, в среднесрочной перспективе приоритет в развитии машиностроения сохранится за старопромышленными районами запада и центра Европейской части России

Проявившаяся в 1999 году положительная динаВнмика спроса внугреннего рынка на машины и оборудоВнвание сохранится и в ближайшие годы. При этом следует ожидать такое увеличения экспорта некоторых видов машиностроительной продукции. Импорт определенной части машин и оборудования, обусловленный ограниВнченным потенциалом импортозамещения отечественноВнго машиностроения, сохранится на достигнутом уровне. Существенный структурный сдвиг в объемах реалиВнзации продукции на внутреннем рынке в результате имВнпортозамещающего фактора ожидается по легковым автоВнмобилям. На мировом рынке машин и оборудования Россия выступает как поставщик узкого круга специализированВнных изделий, прежде всего техники военного назначения и отдельных видов энергетического оборудования. РазвиВнтие российского экспорта машин и оборудования в проВнгнозируемом периоде до 2005г. может произойти при усилении интeгpaциoнных тенденций и подъема экономики стран СНГ. При этом следует ожидать увеличения вывоза проВндукции российского тяжелого и общего машиностроеВнния для расширения экспорта продукции машиностроения в развивающиеся страны особое значение имеет в oc Внстановление сотрудничества в рамках технического соВндействия. Весьма значительным остается потенциал росВнсийского экспорта оружия и военной техники. Успешное продвижение этой товарной группы на мировой рынок будет достигнуто действенной политической и экономиВнческой поддержкой со стороны государства. Реализация отечественных научно-технических проектов организаВнции производства наукоемкой машиностроительной продукции может способствовать значительному увеличению экспорта, доходы от которого могут служить досВнтаточно весомым источником инвестиций в отрасль

Одним из наиболее важных и реальных исВнточников привлечения инвестиций в промышленВнные отрасли в современных условиях является межВндународное сотрудничество, а авиационная проВнмышленность обеспечивает до 2/3 объема экспорта оборонных отраслей промышленности, как по лиВннии гражданской продукции, так и по линии авиаВнционных вооружений и военной техники

Тенденции глобализации и интернационалиВнзации, заметно усилившиеся после распада прежВнней геополитической системы, коснулись прежде всего дорогостоящего рынка высокотехнологичной авиационной продукции

В ближайшей перспективе конкурентная среда этоВнго рынка будет управляться такими тенденциями, как продажи самолетов и вертолетов прежних поколений Ва и их модификаций странам третьего мира, разработка новых проектов в результате совместных усилий нескольВнких фирм из нескольких стран для снижения рисков

Имеет место и тенденция, когда, оказывая подВндержку стремлению западных фирм - изготовителей самолетов затруднить выход России на мировые техВннологии и подорвать конкурентоспособность российВнского экспорта, правительства этих стран разрешают экспорт боевой авиационной техники в прежде закрыВнтые для экспорта регионы (поставки Тайваню, в ЛаВнтинскую Америку). В связи с этим, а также другими обВнстоятельствами (значительная монополизация на рынках гражданской авиатехники, экономические труВндности и следующие за ними ограниченные возможВнности кредитования экспорта, требования большинстВнва стран - потенциальных импортеров к сертификаВнции отечественной гражданской авиационной техниВнки на соответствие американским или западноевроВнпейским требованиям) требуется активизация государВнственного регулирования в сфере экспортно-импортВнных операций с авиационной техникой, устранение еще имеющей место непродуктивной конкуренции меВнжду отечественными авиапроизводителями и пoсредВнническо-торговыми компаниями, обеспечение большей политической государственной поддержки при продвижении отечественной техники на мировые рынки и сбалансированных мep защиты интересов отечественного производителя на внутреннем рынке

Авиационная промышленность России способна и должна стать одним из основных ВллокомотивовВ» возВнрождения нашей экономики, стать точкой роста. ОднаВнко для этого необходима реализация взвешенной и поВнследовательной промышленной политики, в меру гибко адаптированной к меняющимся внешним условиям, но не упускающей гл a вную цель - сохранение и развиВнтие высокотехнологичной отрасли для обеспечения воВнпросов оборонной достаточности, безопасной эксплуаВнтации авиационной техники, эффективной конкурентВнности в открытом авиационном сообществе. Стабилизация и развитие предприятий росВнсийской авиационной промышленности возможно при осуществлении комплекса необходимых, глубоВнко продуманных и конкретных мероприятий, затраВнгивающих как вопросы гocyдapcтвенной поддержки авиастроения, так и н axo дящи ec я в ведении ФСВТ России, МАК и Минторга России вопросы

С целью обеспечения государственной подВндержки российской aвиaциoнной промышленности и стимулирования продаж отечественной авиатехники Минэкономики России, по предложениям головВнных институтов авиационной промышленности, ведущих конструкторских бюро, специализирующихся в области создания гражданской и военной авиационной техники, разработало и внесло на рассмотрение Правительства пакет законодательных и других норВнмативно-правовых документов, предусматривающих:

-введение ряда налоговых льгот для российВнских лизинговых компаний и банков, финансиВнрующих приобретение отечественных воздушВнных судов (освобождение от уплаты налога на пользователей автодорог, частичное освобождеВнние от уплаты налога на прибыль и т.д.);

-снижение величины госпошлины за регистраВнцию договоров залога воздушных судов;

-освобождение от НДС ввозимых комплектуюВнщих иностранного производства для отечественВнной авиатехники при условии, что ввозимые комплектующие не имеют российских аналогов;

-освобождение от уплаты таможенных пошлин ранее экспортированных отечественных воздушВнных судов и ввозимых обратно российскими авиакомпаниями на условиях временного ввоза;

-повышение до 85% лимита государственВнных гарантий по проектам лизинга отечестВнвенных воздушных судов

Принятие этих документов позволит обеспечить действенную государственную поддержку авиационной промышленности, а также специализированным лизинговым компаниям, так как содержит глубоко продуманные и профессионально подготовленные экономические меры поддержки системе разработки, производства и поставок авиационной техники

Ва

Заключение

Ва

Неотложные нужды народного хозяйства, вызванные необходимостью ходя бы минимальной поддержки технологического уровня в машиностроительном комплексе, определяют приоритеты структурно-инвестиционной политики в машиностроении. Требуется нормализовать инвестиционный процесс путем восстановления спроса на оборудования и межрегиональных кооперационных связей. Особенно важно возродить спрос на оборудования в базовых, жизнеобеспечивающих отраслях народного хозяйства. В результате станет возможным возрождение наиболее отсталых отраслей машиностроения с неразвитой структурой производства

В условиях спада производства в отраслях машиностроения целесообразно ограничить закупки за рубежом техники, аналоги которой выпускаются или могут выпускаться в России. Это позволит повысить загрузку производственных мощностей и может, в связи с поставкой ряда видов комплектующих деталей и оборудования, восстановить разорванные производственно-кооперационные связи со странами ближнего зарубежья и бывшими странами СЭВ. Вместе с тем необходима государственная поддержка тех подотраслей машиностроительного комплекса (прежде всего оборонных), чьи производственные мощности позволяют провести техническое перевооружение производственного аппарата страны

Для реализации структурно-инвестиционной политики страны необходимо сконцентрировать на приоритетных направлениях значительные средства. Но объем капиталовложений, формируемых за счет собственных средств предприятий, в настоящее время ограничен в результате роста цен на инвестиционные ресурсы и из-за катастрофического финансового положения самих предприятий. Одним из дополнительных источников капиталовложений в отечественное машиностроение являются частные инвестиции. Однако возможность привлечения частных инвестиций ограничена узостью сфер для капиталовложений. По некоторым оценкам, инвестиционная привлекательность машиностроения в целом невысока, в то время как рейтинг отраслей с экспортно-сырьевой ориентацией находится на высоком уровне. Вместе с тем масштабное привлечение средств частных (отечественных и зарубежных) инвесторов в такие подотрасли, как сельскохозяйственное машиностроение и машиностроение для переработки сельскохозяйственной продукции в ближайшее время вообще маловероятно

Поэтому основная нагрузка по поддержанию жизнеспособности машиностроения для базовых отраслей народного хозяйства ложится на плечи государства

Список использованной литературы

География России; население и хозяйство: учебник для общеобразовательных учебных заведений.тАЭ В.Я. Ром, В.П. Дронов, М. 1997 год

тАЬРазмещение производительных сил.тАЭ В.В. Кистанов, Н.В. Копылов, А.Т. Хрущев, М. 1996 год

тАЬЭкономическая и социальная географиятАЭ, справочные материалы. В.П. Дронов, В.П. Максаковский, В.Я. Ром, М. 1997 год

тАЬЭкономика машиностроительной промышленности: учебное пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности тАЬЭкономика и организация машиностроительной промышленности.тАЭ М.И. Орлова, Л.М. Лукашевич, под ред. Г.А. Краюхина, М. 1995 год

тАЬРегиональная экономикатАЭ, под редакцией проф. Т.Г. Морозовой, М. 1999г

тАЬПоложение в машиностроительном комплексе России.тАЭ тАЬБИКИтАЭ №55-56, 16.05.2001, стр. 3-5

тАЬМашиностроительный комплекс: состояние и варианты развития в 2001 году. (Обзор.)тАЭ Подготовлен по материалам департамента машиностроения Минэкономики РФ. тАЬЭкономисттАЭ №1, 2001, стр. 32-40

тАЬИнновационная сфера: состояние и перспективы.тАЭ Ионов М., тАЬЭкономисттАЭ №10, 1999, стр. 37-46

ВлВоздушному движению- надежное управлениеВ». В. Егоров. ВлАвиапанорамаВ» №1 2001, стр.15-17

Вл4 форум российского вертолетного обществаВ». Е.Ружицкий. ВлВертолетВ» №6, 2000, стр.27-31

ВлКризис миновалВ». ЭКСПАНС.2000. ВлТехномирВ» №3-4, 2000, стр.10-14

ВлРадикальная смена курсаВ». ВлАвиатранспортное обозрениеВ» под ред. А. Комарова, №7-8, 2001, стр.6

тАЬСоциально-трудовые проблемы российской экономики в 2000 г.тАЭ Е. Аноносеков. тАЬРоссийский экономический журнал.тАЭ №10, 2001, стр. 31-40

тАЬИнновационная деятельность в машиностроении.тАЭ Г. Хорошилов. тАЬЭкономисттАЭ, №7, 1999, стр.32-40

Федеральный справочник: ВлБюджет, финансы, налоги, экономика, торговля, социальная сфера, наука, оборона, безопасность, законность, правопорядокВ», М.: ВлРодина-ПроВ» 2002г., выпуск 6

Вместе с этим смотрят:

Машины и оборудование
Металлургия титана
Метод струйной печати
Методы уменьшения шумов и повышения помехоустойчивости электронных устройств