Николай Коперник

\д\м        ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕHHЫЙ ИНСТИТУТ

РАДИОТЕХHИКИ, ЭЛЕКТРОHИКИ И АВТОМАТИКИ

(ТЕХHИЧЕСКИЙ УHИВЕРСИТЕТ)

Кафедра философии

ДОКЛАД

ПО КУРСУ "ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ"

НА ТЕМУ:

ФИЛОСОФИЯ И НАУКА. КОПЕРНИК

Исполнитель: студент группы МФ-2-94 Васильев Р.В.

Научный руководитель: Ручкина Г.Ф.

Москва, 1995 год. \к                             План.\о

Введение ........................... 3

Глава 1. Новое естествознание ................ 4

Глава 2. Жизнь и творчество Николая Коперника ........ 5 Глава 3. Бессмертное сочинение Николая Коперника "О вращениях небесных сфер" ........................ 8 Глава 4. Борьба за признание гелиоцентрической системы мира .10 Использованная литература ..................11 \д Введение.\о

В середине XVI столетия гуманизм платоновской школы в ИтаВнлии перешел свой зенит, его основное время ушло. Во второй полоВнвине XVI и в начале XVII в. на сцену выходит специфическая филоВнсофская область - философия природы. Философия природы - типичВнное выражение природы Ренессанса. Ее родиной была Италия, наибоВнлее знаменитым представителем - Джордано Бруно.

Приход философии природы был подготовлен всем предшествуюВнщим развитием гуманистической философии и культуры Ренессанса. В этот поворотный период человек открывает новые горизонты, прихоВндит к убеждению своего прочного, творческого и свободного закВнрепления в этом мире, верит, что он способен познать естественВнный характер мира и самого себя в нем. Идея незаменимой ценности и достоинства человека, идеалы свободы являются духовным климаВнтом, в котором рождается и новая философия природы, завершающаяВнся пантеистическим материализмом Бруно.

Философия природы Ренессанса исходила из античного филоВнсофского наследия - платонизма, стоического пантеизма, ионичесВнкой философии. Она обращается к неортодоксальным традициям средВнневекового философского мышления, аверроистским и неоплатонистВнским пантеистическим направлениям. Характерным для философии природы в период Ренессанса является прежде всего отвращение к схоластике и схоластическому аристотелизму.

\д        Глава 1. НОВОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ.\о

Параллельно с философией природы развивается новое естестВнвознание, реализующее радикальную переоценку старых традиций и предпосылок. Оно приносит ряд эпохальных открытий, становится одним из важнейших источников новой философии. Отбрасываются господствовавшие в средние века философские и методологические основы науки, и создаются новые. Схоластическое учение о прироВнде, высший уровень которого был достигнут парижской и оксфордВнскими школами в XIV в., в сущности никогда не переходило границ теоретических спекуляций. В противоположность этому ученые РеВннессанса на первый план выдвигают опыт, исследование природы, экспериментальный метод исследований. Видное место завоевывает математика, принцип математизации науки соответствует основным прогрессивным тенденциям развития науки, научного и философского мышления.

Новые тенденции в науке получили отражение в творчестве ЛеВнонардо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), ИоВнганна Кеплера (1571-1630) и Галилео Галилея (1546-1642). ВажнейВншим полем боя, на котором происходило сражение между новым и старым миром, между консервативными и прогрессивными силами обВнщества, религией и наукой, была астрономия. Средневековое релиВнгиозное учение было основано на представлении о Земле как богом избранной планета и о привилегированном положении человека во вселенной. Гениальная идея древнегреческого астронома Аристарха была полностью забыта (Аристарх из Самоса жил в III в. до н. э., греческий астроном и математик, выступил против геоцентрического учения, противопоставив ему свое, по сути дела первое в истории европейской астрономии гелиоцентрическое учение. За это был обВнвинен в безбожии). Николай Коперник разгромил искусственную сисВнтему, основанную на геоцентрических представлениях, и создал геВнлиоцентрическую теорию. Его основной труд "О круговых движениях небесных тел" вышел в год его смерти.

Учение Коперника было революционным событием в истории науВнки. "Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости и как бы повторило лютеровское сожжение папской буллы, было издание бессмертного творения, в котором КоВнперник бросил - хотя и робко и, так сказать, лишь на смертном одре - вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летоисчисление освобождение естествознания от теоВнлогии..",- писали Маркс К., Энгельс Ф. в своих сочинениях.

\д        Глава 2. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО НИКОЛАЯ КОПЕРНИКА\о

Гениальный реформатор естествознания, основатель новой астВнрономии, Николай Коперник родился 19 февраля 1473 года в польВнской городке Торуни, расположенном на Висле. К этому времени на Торунь, благодаря своему выгодному расположению, стал крупным торговым центром, через который шла оживленная торговля между странами Западной Европы, Польшей и Венгрией.

Известно, что еще задолго до завоевания этих районов Польши крестоносцами в 30-х годах XIII столетия, на месте нынешнего гоВнрода было древнее славянское поселение. В 1233 году магистр орВндена крестоносцев выдал ремесленному и купеческому поселку "праВнво города" и, таким образом, возник, наряду со старым Торунем, городом купцов и ремесленников, Новый Город (Новэ Място), засеВнленный в основном колонистами. Исключительно благоприятные экоВнномические условия сделали Торунь одним из богатейших городов Польши, в состав которой он вошел в 1454 году.

Отец великого астронома, Николай Коперник старший, уроженец тогдашней столицы Польши (наиболее вероятно, что он родился в 1420 году), древнего городка Кракова, был видным представителем купеческих кругов. Около 1460 года руководствуясь, по-видимому, своими торговыми интересами, он переехал из Кракова в Торунь, где и прожил остальную часть жизни. В Торуни Николай КоперВнник-старший женился на дочери председателя городского суда, ВарВнваре Ватзенроде, происходившей из богатой старинной торуньской семьи. Бракосочетание состоялось между 1458 и 1463 годами (более точная дата неизвестна). От этого брака появилось четверо детей: старший сын Андрей, сестры Варвара и Екатерина, младший сын НиВнколай. Наиболее вероятный год рождения старшего брата, Андрея, 1464-й. Свое образование он начал в Краковском университете, а завершил в Италии. После возвращения на родину занимал должность каноника во Фромбурге, где и умер в 1518 или 1519 году. Старшая сестра Варвара постриглась в монахини и прожила жизнь в ЦистеВнрокском монастыре. Умерла, по-видимому, в 1517 году. Младшая сестра Екатерина вышла замуж за купца и члена муниципалитета в Торуни, Бартоломея Гертнера, после чего переехала с семьей в Краков.

Коперник-отец умер в 1483 году, когда будущему ученому поВншел всего десятый год. После его смерти забота о семье переходит во властные руки брата матери, Луки Ватзетроде (1447-1512), сыгВнравшего в жизни Николая Коперника исключительную роль. Он учился в лучших университетах того времени и, по-видимому, был незауВнрядной личностью.

В 1489 году умерла мать Коперника, Варвара Ватзенроде и заВнбота о всех детях стала обязанностью дяди.

Начальное образование Николай Коперник и его брат получили в торуньской школе, а несколько позже они были переведены в каВнфедральную школу во Влоцлавске с целью подготовки для поступлеВнния в Краковский университет, славившийся во всей Европе высоким научным уровнем преподавания и лучшими гуманистическими традициВнями. На факультете свободных искусств, студентом которого был Коперник на первом году обучения, преподавались математика, фиВнзика, теория музыки. Здесь же он получил и определенные познания в медицине. Большое внимание в преподавании уделялось учению Аристотеля, литературе Древней Греции и Древнего Рима. АстроноВнмию читал известный профессор Войцех (Альберт) Бляр Брудзевский (1445-1497), который в педагогической деятельности руководствоВнвался лучшей в то время книгой по астрономии "Новые теории плаВннет", написанной замечательным венским астрономом Пурбахом.

Воспитывая в молодежи глубокое уважение к древним мыслитеВнлям, оставившим грядущим поколениям впечатляющие астрономические результаты, Брудзевский учил сравнивать и сопоставлять различные теории и идти дальше простого освоения достижений древней науки. Эту черту истинного исследователя Коперник пронес через всю жизнь. Ко всему этому следует добавить, что в университете была хорошая инструментальная база (астролябии, глобусы, армиллярные сферы), дававшая студентам возможность усвоить навыки наблюдаВнтельной астрономии и овладеть искусством наблюдателя.

По настоятельной просьбе Луки Ватзенроде Коперник возвраВнтился в 1495 году из Кракова в Торунь. В связи с тем, что в это время появилась вакансия каноника Вармийской епархии (в соборном городе этой епархии, Фромборке), Копернику было предложено участвовать в выборах на это место, однако он избран не был. Не исключено, что в этом деле основную роль сыграло отсутствие у Коперника ученой степени, ибо по традиции каноники должны иметь диплом об окончании университета.

После неудачи, постигшей его при баллотировке на вакансию каноника, летом 1496 года Коперник покинул родные края и отпраВнвился в Италию для продолжения своего образования в Болонском университете, где когда-то учился его дядя. Примерно через год снова освободилась вакансия каноника Фромборкского собора, вхоВндящего в Вармийскую епархию, и на этот раз старания дяди-покроВнвителя принесли свои плоды. В августе 1497 года Коперник был избран каноником с официальным трехлетним отпуском для получеВнния ученой степени в Италии. Место каноника давало ему средства свободно продолжать свои ученые занятия.

Коперник провел в разных городах Италии почти десять лет, в течении которых стал образованным и широко эрудированным ученым. Коперник жил в эпоху Возрождения и был современником выдающихся личностей, обогативших бесценными достижениями различные области человеческой деятельности. В плеяде этих людей Коперник занял достойное и почетное место благодаря своему бессмертному сочинеВннию "О вращениях небесных тел".

Хотя Коперник был отправлен в Болонью для получения юридиВнческого образования (в это время государственное и гражданское право мало чем отличались от церковного права), на деле вышло не так, как было, по-видимому, задумано дядей. Помня беседы по астВнрономии со своим профессором Брудзевским, Коперник увлекся астВнрономическими наблюдениями и стал помощником известного болонсВнкого астронома Доменико Мариа ди Новара (1454-1504), который также поощрял его посвятить себя астрономии. Первое из двадцати семи собственных наблюдений, используемых Коперником в его знаВнменитом трактате, было сделано именно в болонье 9 марта 1497 гоВнда.

Проучившись в Болонье около трех лет, в 1500 году Коперник переехал в Рим, где читал лекции по математике.

В 1501 году получив отпуск от соборного капитула Вармийской епархии, в октябре, Коперник снова в Италии, в качестве слушатеВнля Падуанского университета. Выбор этого университета для проВндолжения образования объясняется, по всей видимости, тем, что здесь на очень высоком уровне преподавались медицина и филосоВнфия. В Падуе Коперник в течении четырех-пяти лет стал медиком высокой квалификации, в чем не раз позднее убеждались его коллеВнги (заметим, что в течении ряда лет Коперник являлся домашним врачем своего дяди).

В конце 1505 или в начале 1506 года Коперник навсегда покиВндает Италию и возвращается в родные края.

За девять лет пребывания в Италии Коперник из талантливого молодого человека превратился в ученого-энциклопедиста, матемаВнтика, астронома и медика, впитавшего в себя все достижения теоВнретических и прикладных наук того времени.

Все исследователи жизни и научной деятельности Николая КоВнперника сходятся на том, что в этот период им осмыслены основные постулаты гелиоцентрической системы мира и начата ее разработка.

Авторитет Коперника как крупного ученого-математика и астВнронома, был настолько велик, что он получил от председателя коВнмиссии по реформе календаря Павла Миддельбургскогог, назначенноВнго римским папой Львом X, специальное приглашение высказать свое мнение относительно реформы. Конечно, Ватикан интересовался реВнформой календаря прежде всего для установления дат религиозных праздников, а не просто для правильного объяснения движений Солнца и Луны.

В ответ на просьбу председателя комиссии Коперник ответил, что считает реформу преждевременной, так как для этого предвариВнтельно нужно существенно уточнить теории Солнца и Луны относиВнтельно звезд. Эти соображения также, несомненно, говорят о том, что уже в 1514 году (именно в этом году был поставлен вопрос о реформе календаря) Коперник серьезно размышлял над разработкой гелиоцентрического учения.

Коперник очень интересовался инженерно-техническими работаВнми и принимал участие в проектировании ряда инженерных сооружеВнний в городах епархии.

Последние шесть месяцев жизни Коперник был очень тяжело боВнлен. После кровоизлияния в мозг и паралича охватившего правую часть тела, он в одиночестве постепенно терял духовные и физичеВнские силы. 24 мая 1543 года перестало биться сердце Коперника.

Один из величайших мыслителей человечества был похоронен во Фромборкском соборе без особых почестей. Лишь в 1581 году, т.е. спустя 38 лет после смерти, на стене собора против его могилы была установлена мемориальная доска.

\д        Глава 3. БЕССМЕРТНОЕ СОЧИНЕНИЕ НИКОЛАЯ КОПЕРНИКА

\д        "О ВРАЩЕНИЯХ НЕБЕСНЫХ iЕР"\о

Из слов Коперника можно заключить, что уже в 1506-1508 гоВндах (возможно, даже в 1504 году) у него сложилась та стройная система взглядов на движение в Солнечной системе, которая и сосВнтавляет, как принято сейчас говорить, гелиоцентрическую систему мира.

Но как истинный ученый, Николай Коперник не мог ограничитьВнся высказыванием гипотез, а посвятил много лет своей жизни полуВнчению наиболее ясных и наиболее убедительных доказательств своих утверждений. Используя достижения математики и астрономии своего времени, он придал своим революционным взглядам на кинематику Солнечной системы характер строго обоснованной, убедительной теории.Следует заметить, что во времена Коперника астрономия еще не владела методами, позволяющими непосредственно доказать враВнщение Земли вокруг Солнца (такой метод появился почти двести лет спустя).

Первое издание книги "О вращении небесных сфер" появилось в мае 1543 года в Нюрнберге, благодаря усилиям Тидемана Гизе, ИоаВнхима Ретика и нюрнбергского профессора математики Шонера, взявВншего на себя просмотр корректур. По приданию, сам Коперник полуВнчил экземпляр своего гениального творения в день своей смерти, незадолго до того момента, когда он навсегда закрыл глаза. Таким образом, ему не довелось столкнуться с равнодушием, с которым вначале отнеслись к его учению даже многие образованные люди, не испытать гонений, которые церковь впоследствии обрушила на его учение.

В учении вся гелиоцентрическая система мира преподносится лишь как некий способ расчета видимых небесных светил, имеющий такое же право на существование, как и геоцентрическая система мировоздания Клавдия Птоломея. Точка зрения Коперника в отношеВннии предложенной им новой системы мира была совершенно иной. КаВнтолическая церковь не сразу оценила мощь того удара, который наВннесло коперникого учение по вековым, казалось, незыблемым, релиВнгиозным догмам. Только в 1616 году собрание богословов - "подгоВнтовителей судебных дел святой инквизиции" приняло решение об осуждении нового учения и о запрещении творения Коперника, мотиВнвируя это тем, что оно противоречит "священному писанию". В этом постановлении говорилось: "Учение, что Солнце находится в центре мира и неподвижно, ложно и нелепо, еретично и противно священноВнму писанию. Учение же, будто Земля не находится в центре мира и движется, обладая к тому же суточным вращением, ложно и нелепо с философской точки зрения, с богословской же по меньшей мере ошиВнбочно".

В его книге содержатся теоремы из планиметрии и тригонометВнрии (в том числе и сферической), необходимые автору для построеВнния теории движения планет на основе гелиоцентрической системы.

Николай Коперник очень красиво и убедительно доказывает, что Земля имеет шарообразную форму, приводя как доводы древних ученых, так и свои собственные. Только в случае выпуклой земли при движении вдоль любого мередиана с севера на юг звезды, нахоВндящиеся в южной части неба, поднимаются над горизонтом, а звезВнды, находящиеся в северной части неба, опускаются к горизонту или совсем исчезают под горизонтом. Но, как совершенно правильно замечает Коперник, только в случае шарообразной Земли, движениям на одном и том же расстоянии вдоль разных мередианов соответсВнтвуют одинаковые изменения высот небесных светил над горизонтом.

Все произведения Николая Коперника базируются на едином принципе, свободном от предрассудков геоцентризма и поразившем ученых того времени. Это - принцип относительности механических движений, согласно которому всякое движение относительно. ПоняВнтие движения не имеет смысла, если не выбрана система отсчета (система координат), в которой оно рассматривается.

Интересны и оригинальные соображения Коперника касающиеся размеров видимой части вселенной:"..Небо неизмеримо велико по сравнению с Землей и представляет бесконечно большую величину; по оценке наших чувств Земля по отношению к нему как точка к теВнлу, а по величине как конечное к бесконечному". Из этого видно, что Коперник придерживался правильных взглядов на размеры ВсеВнленной, хотя происхождение мира и его развитие он объяснял деяВнтельностью божественных сил.

Теория Коперника открывает, что только гелиоцентрическая система мира дает простое объяснение тому факту, почему величина прямого и попятного движения у Сатурна относительно звезд мень-

ше, чем у Юпитера, а у Юпитера меньше, чем у Марса, но  зато  на

один оборот число смен прямых движений на попятные у Сатурна боВнльше, чем у Юпитера, а у Юпитера больше, чем у Марса. Если СолнВнце и Луна всегда движутся в одном направлении среди звезд с заВнпада на восток, то планеты иногда движутся и в обратном направВнлении. Коперник дал абсолютно правильное объяснение этому интеВнресному и загадочному явлению. Все объясняется тем, что Земля в своем движении вокруг Солнца догоняет и обгоняет внешние планеты Марс, Юпитер, Сатурн (и открытые позже Уран, Нептун и Плутон), а сама в свою очередь также становится обгоняемой внутренними плаВннетами, Венерой и Меркурием, по той причине, что все они имеют различные угловые скорости относительно Солнца.

Завершая характеристику труда Коперника, хочется подчеркВннуть еще раз основное естественнонаучное значение великого проВнизведения Коперника "О вращениях небесных сфер", которое состоит в том, что его автор, отказавшись от геоцентрического принципа и приняв гелиоцентрический взгляд на строение Солнечной системы, открыл и познал истину действительного мира.

\д        Глава 4. БОРЬБА ЗА ПРИЗНАНИЕ ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МИРА\о

Утверждение гелиоцентрической системы мира представляет соВнбой наглядную иллюстрацию к той бескомпромисной борьбе, которую на протяжении тысячелетий вели прогрессивные, передовые мыслитеВнли, стремящиеся познать объективную истину и законы развития миВнра, с представителями реакционных взглядов, сторонниками церковВнных догматов. Следует, правда, заметить, что гениальное творение Коперника не сразу подверглось гонению церкви.

Основная причина этого состоит прежде всего в том, что трактат Коперника мог быть понят только высокообразованными людьми, умевшими разбираться в математических выкладках и формуВнлах.

Намного быстрее поняли опасность учения Коперника для релиВнгии представители протестантства. Первые весьма резкие и оскорВнбительные нападки на Коперника со стороны основателей протесВнтантского вероисповедания Мартина Лютера (1483-1546) и Филиппа Меланхтона (1497-1560) относятся уже к 1531 году. Эти представиВнтели протестантства сразу заметили глубокие расхождения и неприВнмиримые противоречия между блестящими идеями Коперника и догмами библейских писаний и повели против нового учения фанатическую борьбу.

Первым защитником учения был Ретик, издавший "Первое поВнвествование", еще при жизни Коперника. В 60-70 годах XVI столеВнтия благодаря трудам Джона Фильда, Роберта Рекорда (1510-1558) и Томаса Диггса, коперниково учение получило некоторое распростраВннение в Англии.

Однако эти работы еще не делали систему Коперника известной широким массам. Лишь после того как в Европе раздалась страстная проповедь доминиканского монаха Джордано Бруно, ГелиоцентричесВнкая система мира заняла прочное место в умах людей.

Несмотря на все запреты, учение Коперника, будучи по прироВнде своей революционным учением, стало к началу XVII столетия преобладающей концепцией о строении Вселенной. Выдающиеся открыВнтия XVIII и XIX столетий, непосредственно доказали истинность учения Коперника.

\д        ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА\о

1. Б.Е.Райков, Очерки по истории гелиоцентрического мироВнвоззрения в России. изд. АН СССР, 1937

2. Владимир Губарев, От Коперника до "Коперника": изд. ПоВнлит.Литература, Москва 1973

3. Е.А.Гребенник, "Николай Коперник": изд. Наука, Москва 1973

4. Советская Энциклопедия:  изд. Москва 1985

5. История философии в кратком изложении: пер. И.И.Богута, изд. Мысль, Москва 1991

Вместе с этим смотрят:

НЛО
Новые и сверхновые звезды
Одиноки ли мы во Вселенной
Основные звездные характеристики