Аудит учета затрат

Вопрос 1. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА

Общие вопросы: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АУДИТА.

Аудиторская деятельность (аудит) - это предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг:

  1. постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;
  2. составление деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  3. анализ финансово-хозяйственной деятельности;
  4. оценка активов и пассивов экономического субъекта;
  5. консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства;
  6. обучение;

Аудит - независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российская Федерация, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения.

Цель аудита - решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорным обязательствам аудитора и клиента.

ПОРЯДОК ПЛАНИРОВАНИЯ АУДИТА

Порядок планирования аудита определяется правилами (стандартами) регламентирующими аудиВнторскую деятельность и соответствует Временным правилам аудиторской деяВнтельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РосВнсийской Федерации № 2263 от 22 деВнкабря 1993 г. Целью планирования является установление норм, применяВнемых аудиторской фирмой или аудиВнтором, работающим самостоятельно в качестве индивидуального предпринимаВнтеля при планировании аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Задачами правила (стандарта) аудиторской деятельности являются:

а) описание предварительного этапа планирования аудита;

б) формулирование принципов подВнготовки общего плана и программы аудита;

в) описание порядка подготовки и составления общего плана и программы аудита.

Требования данного правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматриваВнющего подготовку официального аудиВнторского заключения, за исключением

тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.

Требования данного правила (стандарта) носят рекомендательный хаВнрактер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В случае отклонения при выполнении конкретВнного задания от обязательных требоваВнний данного правила (стандарта) аудиВнторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете   руководству   экономического субъекта, заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.

Назначение и принципы планирования аудита

Аудиторская организация долВнжна начинать планировать аудит до написания письма-обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.

Планирование, являясь начальВнным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожиВндаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разраВнботке аудиторской программы, опредеВнляющей объем, виды и последовательВнность осуществления аудиторских проВнцедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответВнствии со следующими частными принВнципами:

а) комплексности планирования;

б) непрерывности планирования;

в) оптимальности планирования.

Принцип комплексности плаВннирования аудита предполагает обеспеВнчение взаимоувязанности и согласованВнности всех этапов планирования - от предварительного планирования до соВнставления общего плана и программы аудита.

Принцип непрерывности плаВннирования аудита выражается в устаВнновлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планироваВнния по срокам и по смежным хозяйВнствующим субъектам (структурным подВнразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планиВнровании аудита на длительный период времени, в случае аудиторского сопроВнвождения экономического субъекта, в течение года аудиторской организации следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово-хоВнзяйственной деятельности экономичеВнского субъекта и результатов промеВнжуточных аудиторских проверок.

Принцип оптимальности плаВннирования аудита заключается в том, что в процессе планирования аудиторВнской организации следует обеспечить вариантность планирования для возможВнности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных саВнмой аудиторской организацией.

При планировании аудита аудиторской организации следует выдеВнлить следующие основные этапы:

а) предварительное планирование аудита;

б) подготовка и составление общего плана. аудита;

в) подготовка и составление проВнграммы аудита.

Содержание предварительного планирования аудита

Для эффективного планироваВнния аудита до написания письма-обяВнзательства и до заключения договора о проведении аудита аудиторская орВнганизация должна согласовать с рукоВнводством экономического субъекта осВнновные организационные вопросы, свяВнзанные с проведением аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакоВнмиться с финансово-хозяйственной деВнятельностью экономического субъекта и иметь информацию о:

а) внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность эконоВнмического субъекта, отражающих экоВнномическую ситуацию в стране (региВноне) в целом и ее отраслевые особенВнности;

б) внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность эконоВнмического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.

Аудитору также следует ознакоВнмиться с:

а) организационно-управленческой структурой экономического субъекта;

б) видами производственной деяВнтельности и номенклатурой выпускаеВнмой продукции;

в) структурой капитала и курсом акций (в случае, если акции экономиВнческого субъекта подлежат котировке);

г) технологическими особенностями производства продукции;

д) уровнем рентабельности;

е) основными покупателями и поВнставщиками экономического субъекта;

ж) порядком распределения приВнбыли, остающейся в распоряжении орВнганизации;

з) существованием дочерних и заВнвисимых организаций;

и) организованной экономическим субъектом системой внутреннего контВнроля;

к) принципами формирования опВнлаты труда персонала.

Источниками получения инВнформации об организации для аудитора должны являться:

а) устав экономического субъекта;

б) документы о регистрации экоВнномического субъекта;

в) протоколы заседаний совета диВнректоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта;

г) документы, регламентирующие учетную политику экономического субъВнекта и внесение изменений в нее;

д) бухгалтерская отчетность;

е) статистическая отчетность;

ж) документы планирования деяВнтельности   экономического   субъекта (планы, сметы, проекты);

з) контракты, договоры, соглашеВнния экономического субъекта;

и) внутренние отчеты аудиторов, консультантов;

к) внутрифирменные инструкции;

л) материалы налоговых проверок;

м) материалы судебных и арбитВнражных исков;

н) документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;

о) сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным перВнсоналом экономического субъекта;

п) информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.

На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает   возможность   проведения аудита. В случае, если аудиторская организация считает возможным провеВндение аудита, она переходит к формиВнрованию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом.

При планировании состава специалистов, входящих в аудиторскую группу, аудиторская организация обяВнзана учитывать:

а) бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита: подготовительВнного, основного и заключительного;

б) предполагаемые сроки работы группы;

в) количественный состав группы;

г) должностной уровень членов группы;

д) преемственность персонала группы;

е) квалификационный уровень члеВннов группы.

Принципы подготовки общего плана и программы аудита

Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна основываться на предварительных знаниях об экономиВнческом субъекте, а также на резульВнтатах проведенных аналитических проВнцедур.

С помощью проведения анаВнлитических процедур аудиторская орВнганизация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических проВнцедур аудиторской организации следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отВнчетности экономического субъекта.

В процессе подготовки общего плана и программы аудита аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля, дейстВнвующей у экономического субъекта, и производит оценку риска системы внутВнреннего контроля (контрольного риска). Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своВневременно предупреждает о возникноВнвении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную инфорВнмацию. Оценивая эффективность сисВнтемы внутреннего контроля, аудиторВнская организация должна собрать доВнстаточное количество аудиторских доВнказательств. Если аудиторская органиВнзация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухВнгалтерского учета для получения доВнстаточной степени уверенности в доВнстоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.

При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской орВнганизации следует установить приемВнлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие счиВнтать бухгалтерскую отчетность достоВнверной. Планируя аудиторский риск, аудиторская  организация определяет внутрихозяйственный риск бухгалтерВнской отчетности и риск контроля, коВнторые присущи этой отчетности незаВнвисимо от аудита экономического субъВнекта. С помощью установленных рисков и уровня существенности аудиторская организация выявляет значимые для аудита области и планирует необходиВнмые аудиторские процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельстВнва, влияющие на изменение аудиторВнского риска и уровня существенности, установленные при планировании.

Составляя общий план и проВнграмму аудита, аудиторской организаВнции следует учитывать степень автоВнматизации обработки учетной инфорВнмации, что также позволит аудиторской организации точнее определить объем и характер аудиторских процедур.

Аудиторская организация, если сочтет это целесообразным, может соВнгласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные поВнложения общего плана и программы аудита. При этом аудиторская органиВнзация является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой.

Результаты проводимых аудиВнторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как данные результаты являются осноВнванием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.

Подготовка и составление общего плана аудита

Общий план должен служить руководством в осуществлении програмВнмы аудита.

В процессе аудита у аудиторВнской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитору следует подробно документировать.

В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроВнки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации рукоВнводству экономического субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:

а) реальные трудозатраты;

б) расчет затрат времени в предыВндущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;

в) уровень существенности;

г)  проведенные оценки рисков аудита.

В общем плане аудиторская организация определяет способ провеВндения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки наВндежности системы внутреннего контроВнля, оценки рисков аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборВнку в соответствии с правилом (станВндартом) аудиторской деятельности ВлАуВндиторская выборкаВ».

Составной частью общего плаВнна являются положения по планироваВннию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть:

а) формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиВнторов, привлекаемых к проведению ауВндита;

б) распределение аудиторов в соВнответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;

в) инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомВнление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;

г) контроль руководителя за выВнполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;

д) разъяснение руководителем ауВндиторской группы методических вопроВнсов, связанных с практической реалиВнзацией аудиторских процедур;

е) документальное оформление осоВнбого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разВнногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторВнской группы и ее рядовым членом.

Аудиторская организация опВнределяет в общем плане роль внутренВннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проВнведения аудита.

Подготовка и составление программы аудита

Программа аудита является развитием общего плана аудита и предВнставляет собой детальный перечень соВндержания аудиторских процедур, необВнходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подВнробной инструкцией ассистентам аудиВнтора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством конВнтроля качества работы.

Аудитору следует документальВнно оформить программу аудита, обозВнначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах.

Аудиторскую программу слеВндует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств конВнтроля представляет собой перечень соВнвокупности действий, предназначенных для сбора информации о функциониВнровании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухВнгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процеВндур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухВнгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по кажВндому разделу бухгалтерского учета.

В зависимости от изменений условий проведения аудита и резульВнтатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. ПриВнчины и результаты изменений следует документировать.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, докуВнментально отраженные в рабочих доВнкументах, являются фактическим маВнтериалом для составления аудиторского отчета (письменной информации рукоВнводству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объекВнтивного мнения аудитора о бухгалВнтерской отчетности  экономического субъекта.

По окончании процесса плаВннирования аудита общий план и проВнграмма аудита должны быть оформлены документально и завизированы в устаВнновленном порядке.

Вопрос 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

В целях повышения эффективности деятельности предприятий и организаций в условиях перехода к рыночным отношениям в РосВнсийской Федерации создана система органов контроля.

Высшим органом финансово-экономического контроля является Контрольная палата Российской Федерации, образуемая законодаВнтельным органом страны и действующая под его руководством. Для . обсуждения вопросов планирования и организации работы, методоВнлогии контрольной деятельности, подготовки отчетов и информаВнции создается совет Контрольной палаты. Он имеет право при вскрытии злоупотреблений передавать материалы в правоохраниВнтельные органы, ставить вопрос перед собственниками предприятий о привлечении к ответственности должностных лиц, производить денежные начеты на должностных лиц в размере нанесенного ими государству ущерба (но не более трехмесячного должностного окВнлада). В функции Контрольной палаты входит:

  • осуществление контроля за состоянием контрольно-ревизионной работы в министерствах, ведомствах и других органах управления;
  • проведение финансовых ревизий, проверок и обследований с привлечением квалифицированных специалистов из других органиВнзаций;
  • координирование деятельности контрольных органов, осуществВнляющих финансово-экономический контроль;
  • вынесение администрации проверяемых предприятий обязательВнных для исполнения указаний об устранении в установленные сроки выявленных нарушений и внесении в бюджет недоплаченных сумм.

Другие органы контроля действуют в соответствии с предоставВнленными им полномочиями.

Развитие межотраслевых концернов, ассоциаций, объединений, арендных, акционерных, совместных предприятий, коммерческих банков, малых предприятий, кооперативов потребовало перестройВнки контроля адекватно рыночным методам хозяйствования. В связи с этим в России создана аудиторская служба, руководство которой осуществляет Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации и региональные палаты аудиторов. АудиторВнская палата тАФ независимый контролирующий орган, действующий на основе самоокупаемости и самофинансирования. Средства палаты соВнстоят из вступительных и членских взносов; доходов от приема экзаВнменов у аудиторов и выдачи им лицензий на право осуществления аудиторской деятельности; доходов от преподавательской, информаВнционной и издательской деятельности; других не запрещенных закоВнном поступлений.

Средства палаты направляются на обеспечение ее деятельности, а также на создание фондов, предназначенных для выполнения усВнтавных задач палаты, материального поощрения и др. Аудиторские фирмы строят свои взаимоотношения с палатой и заказчиками на договорной хозрасчетной основе.

Аудиторская палата осуществляет организационное и методичеВнское руководство аудитом, координацию и контроль аудиторской деятельности. На нее возлагаются следующие функции:

  • учет аудиторских организаций (аудиторов);
  • разработка методических рекомендаций по осуществлению аудита и координация аудиторской деятельности;
  • разработка и совершенствование квалификационных требований к аудиторам и порядка занятия аудиторской деятельностью, а также организация и проведение экзаменов, аттестация аудиторов и выдача им квалификационных удостоверений (лицензий);
  • изучение рынка аудиторских услуг и распространение опыта аудиторской деятельности;
  • разработка примерных тарифов на основные виды аудиторских услуг;
  • ежегодное составление и представление соответствующим оргаВннам сводного отчета об аудиторской деятельности в стране или реВнспублике (формы отчетности о работе аудиторов, сводного отчета об аудиторской деятельности и аудиторских заключений устанавВнливаются палатой по согласованию с Министерством финансов);
  • решение вопросов, связанных с лишением аудиторов квалифиВнкационных удостоверений (лицензий) и применением к ним других взысканий за некачественное проведение аудита;
  • контроль за деятельностью аудиторов и аудиторских фирм, расВнсмотрение претензий к их деятельности, а также оперативное реВншение споров, возникающих между аудиторами и заказчиками;
  • проведение работы по повышению квалификации аудиторских кадров, разработка учебных программ и аудиторских экзаменов;
  • решение других вопросов аудиторской деятельности, входящих в компетенцию палаты.                               .

Вопрос 3. ИСПОЛЬЗУЯ КАКИЕ АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА МОЖНО УБЕДИТЬСЯ В ПРАВИЛЬНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ?

При определении прибыли от реализации продукции (работ, услуг) аудитор проводит экспертизу бухгалтерского (финансового) учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля. В результате проверки аудитором дается оценка соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета, подготовки бухгалтерской отчетности.

Нарушения, выявленные аудитором при проверке правильности определения прибыли от реализации продукции могут возникнуть по следующим причинам, используемым в качестве аудиторских доказательств:

  • отсутствие или несоблюдение принятой учетной политики;
  • нарушение налогового и валютного законодательства;
  • несоответствие величины оборотных средств быстрому росту объемов продаж (производства) или значительному снижению прибыли;
  • нетипичные сделки, особенно заключенные в период окончания года, которые существенно влияют на величину финансовых показателей;
  • наличие платежей за услуги, сумма которых явно не соответствует предоставленным услугам

Аудиторские доказательства применяются для составления обоснованного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Правильность определения прибыли от реализации продукции (работ, услуг) влияет на правомерность исчисления налога на прибыль. При проверке правильности определения прибыли от реализации продукции (работ, услуг) необходимо провести проверку всех составляющих, участвующих в расчете прибыли.

Прибыль от реализации продукции определяется следующим образом: Выручка (нетто) от реализации  продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей - суммы установленных процентных надбавок к розничным ценам на радиоприемники и телевизоры, вносимые в доход бюджета; экспортные пошлины) тАУ Себестоимость реализации продукции, работ, услуг тАУ Коммерческие расходы тАУ Управленческие расходы.

В процессе аудита устанавливают соответствие данных отчета о прибылях и убытках Главной книге, журналам-ордерам, другим учетВнным регистрам, расчетам и первичным документам.

Аудиторам следует сплошным порядком проверить соВнблюдение требований Положения о составе затрат по проВнизводству и реализации продукции и о порядке форВнмирования финансовых результатов (с учетом изменений и дополнений, внесенных в него постановлений ПравиВнтельства РФ от 01.07.95 г. № 661) и установить обосноВнванность включения расходов в себестоимость, а также их списания за счет балансовой прибыли и прибыли, осВнтающейся в распоряжении организации.

Результат от реализации продукции (работ, услуг) выВнявляют ежемесячно на счете 46 при сопоставлении полуВнченной выручки (кредит счета) и затрат на ее производстВнво и сбыт (дебет счета), включая НДС. Полученное сальВндо списывают в кредит счета 80 (прибыль) или дебет (убыВнток).

Пунктом.7 Указа Президента РФ тАЬОб основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплинытАЭ от 08.05.96 г. № 685 предусмотрена обязанность всех организаций (за исключением субъектов малого предпринимательства) определять 01.10.96 г. выручку от реализации продукции (работ, услуг) по методу начисления (т.е. получения предоплаты (аванса) или отгрузки продукции, выполнения работ или оказания услуг). Указом Президента РФ от 03.04.97 № 283 внесены изменения в п.7 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 № 685. В целях исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций плательщики данного налога, за исключением субъектов малого предпринимательства, обязаны с 1 января 1998 года применять в системе бухгалтерского учета и отчетности метод начисления, при котором выручка от реализации продукции (работ, услуг) производится соответственно с ранее наступившей даты: тАв получения предоплаты; тАв отгрузки продукции, выполнения работ или оказания услуг. В соответствии с проектом Федерального закона РФ тАЬО порядке учета затрат на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг), определения финансовых результатов деятельности организаций и распределения их доходатАЭ для целей налогообложения в 1998 году доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг), основных средств, нематериальных активов и иного имущества организации определяется по мере отгрузки (моменту передачи продукции, товаров ( выполнения работ, оказания услуг), основных средств, нематериальных активов и иного имущества организации. При исчислении величины внереализационных доходов и расходов применяется также метод начислений. В случае использования организациями, являющимися субъектами малого предпринимательства, кассового метода учета затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, товаров, услуг), для целей налогообложения принимаются по мере их оплаты.

В соответствии с П.2.5. Инструкции ГНС от 10.08.95 №37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", п.9. Инструкции ГНС от 11.10.95 №39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", п.17 Инструкции ГНС от 15.05.95 №30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" предприятия, осуществляющие реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимают рыночную цену на аналогичную продукцию, сложившуюся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости.

Действующими нормативными актами не определен порядок расчета себестоимости для целей налогообложения убыточной продукции на предприятиях, которые не распределяют условно-постоянные расходы между объектами калькулирования, а списывают в соответствии с принятой учетной политикой непосредственно на счета учета реализации. Остается неясным, необходимо ли в этом случае в целях налогообложения рассчитывать полную себестоимость продукции и какую базу для распределения общезаводских расходов применять.

В целях предотвращения необходимости уплаты налога на прибыль, в том случае, если в интересах предприятия целесообразно предоставить скидку покупателям и продать продукцию ниже себестоимости, разработана методика расчетов, которой предусмотрено предоставление скидки не в момент получения товара, а при его оплате, вследствие чего, скидка учитывается не на счетах учета реализации, а в составе внереализационных расходов. Такая методика позволяет значительно снизить налоги при реализации ниже себестоимости, а в некоторых случаях избежать их уплаты.

Список использованной литературы:

  1. ВлАудиторские ведомостиВ», ежемесячный журнал, №6/97;
  2. Андреев В.Д., Практический аудит, М.: Экономика, 1994г.
  3. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту, М.: ИНФРА-М, 1996г. 
  4. Барышников Н.П., Организация и методика проведения общего аудита, М.: ФИЛИНЪ, 1996г.

Вместе с этим смотрят:

Аудиторская деятельность
Аудиторские риски
Банки
Банковский аудит