Бухгалтерский учет природоохранных мероприятий

ВВЕДЕНИЕ        3

1. СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ        5

1.1 Сущность, значение природоохранных мероприятий        5

1.2 Перечень природоохранных мероприятий        5

1.3.1 Технические характеристики обьектов природоохранного назначения                     АО ВлКомитексВ»        7

1.3.2 Краткая характеристика работы вспомогательных производств        7

АО ВлКомитексВ»        7

2. ЗАТРАТЫ НА ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ПЛАТЕЖИ ПО НИМ        9

2.1 Эффективность затрат на природоохранные мероприятия        9

2.2 Текущие затраты        11

2.2.1 Платежи за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия (в пределах норм и сверх норм)        11

2.2.2 Платежи по договорам обязательного и добровольного экологического страхования        14

2.2.3 Затраты по оплате услуг сторонних организаций, осуществляемых по предписанию территориальных комитетов по охране природы        14

2.2.4 Текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения:        15

2.2.5 Расходы по захоронению экологически опасных отходов        16

2.2.6 Расходы по оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов        17

2.2.7 Расходы на очистку сточных вод        17

2.3 Учет затрат капитального характера        19

2.3.1 Плата за государственную экологическую экспертизу        19

2.3.2 Затраты на строительство или приобретение объектов природоохранного назначения        19

2.3.3 Затраты на реконструкцию и модернизацию объектов природоохранного назначения        21

2.3.4 Отражение в учете средств, полученных предприятием из экологических фондов        22

2.3.5 Платежи на природоохранные мероприятия, производимые за счет собственных средств предприятий        24

2.4 Платежи за загрязнение окружающей природной среды предприятием АО ВлКомитексВ» за 2000-2001гг.        25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        28

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        30

ПРИЛОЖЕНИЯ        30

ВВЕДЕНИЕ

Экономика в современном понимании охватывает условия и формы производства и обмена товаров, а также способы их распределения.          

На первый взгляд экономика вроде не имеет отношения к экологии. И действительно, исторически экономика развивалась относительно независимо, не принимая во внимание экологические факторы. Однако обВнщество всегда зависело от природных ресурсов и состояния биосферы, только эта зависимость в экономических системах не учитывалась.

Глубинная связь экономики и экологии выявилась, когда стало реальным обратное воздействие измененной людьми приВнроды  на человека, его хозяйство.

Экологический кризис есть, по существу, результат традиВнционной экономической политики. Непосредственной причиВнной экологического кризиса во многом явилась погоня за узко понимаемой прибылью, когда эксплуатируются не только рабоВнчая сила, но и природные ресурсы, когда себестоимость продукВнции уменьшается за счет загрязнения среды.

В экологичной экономике цели производства должны опреВнделяться скорее принципами экологии и безопасными для здоВнровья людей условиями труда, нежели только законами прибыВнли. Это значит, что производство должно строиться на началах всеобщей пользы, а не утилитарной прибыли.

Использование различных природных ресурсов (а значит, и их истощение), а также определенное загрязнение среды неизВнбежны при любой экономической деятельности. Это непосредВнственно связано с процессами производства и потребления. НаВнпример, количество угарного газа, попадающего в атмосферу, связано с количеством и качеством топлива, сжигаемого в автоВнмобильных двигателях различных типов; спуск загрязненной воды в озера и реки зависит от уровня производства стали, буВнмаги, тканей и т. д. Количество грязной воды в каждом случае определяется технологическими характеристиками конкретной отрасли.

Экономист не может изобрести новую технологию, но он может объяснить или даже предсказать влияние изменений техВннологии на экологические последствия производства (уменьшеВнние или увеличение загрязнения среды, использования природВнных ресурсов). Он обязан оценить влияние экологических поВнследствий на цены различных товаров и услуг.

В принципе в любом производстве всегда можно тратить гоВнраздо меньше энергии, горючих и минеральных ресурсов. ПочеВнму же не делается этого? Дело здесь в соотношении затрат на внедрение новой технологии и ущерба от сохранения старой. Перестройка производства тАФ дело всегда затратное. Чтобы реВншиться на это, кроме угрозы наказания, моральных стимулов, необходимы также экономические стимулы.

Для экологичной экономики требуются изменения, как в соВнотношении основных направлений общественного производстВнва, так и в характере, культуре потребления населения. ВажВннейшие предпосылки экологичной экономики тАФ это формироВнвание правовых и организационных условий для рациональноВнго природопользования; создание научно-технического потенВнциала для перевода экономики на природосберегающую осноВнву; ориентация производства на увеличение доли продукции конечного потребления, сведение к минимуму Влпроизводства ради производстваВ»; создание замкнутых производственных циклов и уменьшение производственных отходов; отражение в системе учета производства продукции стоимости природных ресурсов.

Состояние природной среды определяется деятельностью обычных потребителей, предпринимателей, фермеров. Поэтому необходимо принятие обществом новой экономической политиВнки, опирающейся на сотрудничество всех слоев общества при принятии важных решений по созданию новых производств, исВнпользованию альтернативных ресурсов и т. п.

Основой устойчивого развития становится система открыВнтых конкурирующих рынков, цены которых отражают стоВнимость ресурсов. Если цены на ресурсы установлены объекВнтивно, конкурентная борьба заставляет производителей экоВнномить ресурсы. Если загрязнение природной среды будет отождествляться предпринимателями с ресурсами, ВлпотерянВннымиВ» для производства, то стремление снизить стоимость заВнставит производителей уменьшить вредные отходы, особенно когда это будет связано с расходами на ликвидацию экологиВнческих последствий или выплату штрафов. Конкурентная борьба, присущая свободным рынкам, тАФ основной фактор, способствующий созданию новых технологий. А новые техноВнлогии необходимы для более рационального использования ресурсов. Переход к экономическому стимулированию производитеВнлей в виде разнообразных льгот означает формирование новой эколого-экономической ситуации, в которой экологические требования входят в общую систему ценностей.

На сегодняшний день человечество стоит на пороге глобального экологического кризиса, вызванного нерациональной деятельностью человека. Поэтому сегодня, как ни когда приобретает актуальность соблюдения всех экологических требований всеми хозяйствующими субъектами. И прежде всего экономика призвана обеспечить рациональное использование природных ресурсов, поэтому в данной курсовой речь пойдет о природоохранных мероприятиях и затрат по ним, которые необходимы осуществлять всем хозяйствующим субъектам в целях минимизации отрицательного воздействия на окружающую среду. В качестве примера используются данные АО ВлКомитексВ».

1. СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 1.1 Сущность, значение природоохранных мероприятий

Природоохранные мероприятия тАУ все виды хозяйственной деятельности предприятий, направленные на уменьшение и ликвидацию отрицательного воздействия на окружающую среду, сохранение, улучшение и рациональное использование природно-ресурсного потенциала страны.

Защита окружающей среды тАУ это комплексная проблема, которая может быть решена только совместными усилиями специалистов  различных отраслей  науки и техники. Наиболее  эффективной формой защиты окружающей среды от вредного воздействия промышленных предприятий является переход к малоотходным и безотходным технологиям. Это потребует решения целого комплекса сложных технологических, конструкторских и организационных задач. Экологизация промышленного производства должна развиваться по следующим направлениям: совершенствование технологических процессов и разработка нового оборудования с меньшим уровнем выбросов вредных примесей и отходов в окружающую среду;  широкое внедрение экологической экспертизы всех видов производств и промышленной продукции;  замена токсичных и не утилизируемых отходов на нетоксичные и утилизируемые;  широкое применение дополнительных методов и средств защиты окружающей среды.

В качестве дополнительных средств защиты применяется различное очистное оборудование, к которому относятся аппараты и системы чистки газовых выбросов, сточных вод, глушители шума при сбросе газов в окружающую среду. Перечисленные мероприятия позволят снизить выброс вредных веществ в окружающую среду и тем самым более полно использовать природные ресурсы. Таким образом, рациональное использование ресурсов  и обеспечение качества окружающей среды являются общей задачей, которую должны решать специалисты различных областей науки и техники.

1.2 Перечень природоохранных мероприятий

1. Охрана и рациональное использование водных ресурсов.

1.1. Строительство головных и локальных очистных сооруВнжений для сточных вод предприятий с системой их транспорВнтировки.

1.2. Внедрение систем оборотного и бессточного водоснабжеВнния всех видов.

1.3. Осуществление мероприятий для повторного использоВнвания сбросных и дренажных вод, улучшения их качества, не вызывающих побочного негативного воздействия на другие природные среды и объекты: аккумулирующие емкости, отстойВнники, сооружения и устройства для аэрации вод, биологические инженерные очистные сооружения, биологические каналы, экВнраны.

1.4. Строительство опытных установок и цехов, связанных с разработкой методов очистки сточных вод и переработкой жидВнких отходов и кубовых остатков.

1.5. Реконструкция или ликвидация накопителей отходов.

1.6. Создание и внедрение автоматической системы контроля за составом объемов сброса сточных вод.

2. Охрана воздушного бассейна.

2.1. Установка газо-пылеулавливающих устройств, предназнаВнченных для улавливания и обезвреживания вредных веществ из газов, отходящих от технологических агрегатов, и из вентиляВнционного воздуха перед выбросом в атмосферу.

2.2. Строительство опытно-промышленных установок и цехов по разработке методов очистки отходящих газов от вредных выбросов в атмосферу.

2.3. Оснащение двигателей внутреннего сгорания нейтрализаВнторами для обезвреживания отработавших газов, создание станВнций регулировки двигателей автомобилей с целью снижеВнния токсичности отработавших газов, систем снижения токсичВнности отработавших газов, создание и внедрение присадок к топливам, снижающих токсичность и дымность отработавших газов, и др.

2.4. Создание автоматических систем контроля за загрязВннением атмосферного воздуха, оснащение стационарных исВнточников выброса вредных веществ в воздушный бассейн приВнборами контроля, строительство, приобретение и оснащение лабораторий по контролю за загрязнением атмосферного возВндуха.

2.5. Установка устройств по дожигу и другим методам доочистки хвостовых газов перед непосредственным выбросом в атмосферу.

2.6. Оснащение установками для утилизации веществ из отВнходящих газов.

2.7. Приобретение, изготовление и замена топливной аппараВнтуры при переводе на сжигание топлива других видов или улучВншение режимов сжигания топлива.

3. Использование отходов производства и потребления.

3.1. Строительство мусороперерабатывающих и мусоросжиВнгательных заводов, а также полигонов для складирования бытоВнвых и промышленных отходов.

3.2. Приобретение и внедрение установок, оборудования и машин для переработки, сбора и транспортировки бытовых отВнходов с территории городов и других населенных пунктов.

3.3. Строительство установок, производств и цехов для полуВнчения сырья или готовой продукции из отходов производства.

4. Экологическое просвещение, подготовка кадров.

4.1. Работа по экологическому образованию кадров.

5. Научно-исследовательские работы.

5.1. Разработка экспресс методов определения вредных приВнмесей в воздухе, воде и почве.

5.2. Разработка нетрадиционных методов и высокоэффективВнных систем и установок для очистки отходящих газов промышВнленных предприятий, утилизации отходов.

5.3. Разработка технологических процессов, оборудования, приборов и реагентов, обеспечивающих глубокую переработку сырья с утилизацией образующихся отходов.

5.4. Совершенствование методов обезвреживания твердых быВнтовых отходов с целью предотвращения попадания в природные среды тяжелых металлов и ксантобиотиков.

5.5. Проектно-изыскательские и опытно-конструкторские раВнботы по созданию природоохранного оборудования, установок, сооружений, предприятий и объектов, прогрессивной природоохВнранной технологии, методов и средств защиты природных объектов от негативного воздействия.

1.3.1 Технические характеристики объектов природоохранного назначения АО ВлКомитексВ»

Предприятие АО ВлКомитексВ» производит клееные, иглопробивные полотна и линолеум.

Из вспомогательных цехов и участков в атмосферу выделяют загрязняющие вещества: химстанция №1, станция предварительной очистки сточных вод,  ЦРМ и котельная.

Производство нетканых материалов осуществляется на поточных линиях. Каждая линия закрыта кожухом, имеющим снизу проемы для подсоса воздуха, который удаляется вместе с выделяющимися в процессе технологической операции вредными веществами, через трубы смонтированными в верхней части кожуха.

Для производства линолеума используется гранулированный поливинилхлорид, пластификатор, наполнитель, краситель. Узлы линии, выделяющие вредные вещества оснащены зонтами и укрытиями, с помощью которых они удаляются из помещения. Воздух, содержащий пары пластификатора очищается в волокнистом фильтре золоуловителя.

  1. Краткая характеристика работы вспомогательных производств
АО ВлКомитексВ»

Химстанция.

Она предназначена для приготовления связующих, для предварительной и основной пропитки путем смешения полимеров, винилацетата, бутилаприлата и воды. Композиции составляются в баках имеющие местный отсос воздуха, помещения обеспечены обще обменной вентиляцией.

Станция предварительной очистки производственных стоков.

В процессе очистки сточных вод в воздух выделяются вещества, входящие в состав связующих, а также аммиак.

Котельная

Предназначена для выработки пара на нужды предприятия и тепла для производственных помещений. В процессе сгорания топлива образуются оксиды азота и углерода. Оксид азота в атмосферном воздухе превращается в диоксид азота, степень превращения принята равной 100%

ЦРМ

В ЦРМ источником выделения вредных веществ в атмосферу являются 2 сварочных поста

На предприятии отсутствуют условия, при которых возможны аварийные или залповые выбросы.

Контроль за нормативами ПДВ осуществляется на предприятии непосредственно, на источниках выбросов. Контроль проводится силами санпромлаборатории предприятия лабораторными методами. Лаборатория обеспечена необходимыми штатами, помещением, оборудованием, реактивами и химической посудой.

2. ЗАТРАТЫ НА ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ПЛАТЕЖИ ПО НИМ 2.1 Эффективность затрат на природоохранные мероприятия

К числу наиболее важных задач, для решения которых необВнходима количественная оценка экономического ущерба, относитВнся обоснование экономически эффективных направлений охраны окружающей природной среды, т.е. обоснование затрат на приВнродоохранные мероприятия по очистке воздушного бассейна, воды или земельных ресурсов. При весьма сложном и дорогоВнстоящем оборудовании затраты на очистку воды выше затрат на очистку воздуха, хотя ущерб от загрязнения воздуха не меньше, чем от загрязнения воды. Поэтому не случайно, затраты на защиту атмосферы в масштабе страны составляют около 10 - 15%, водного бассейна тАУ 75 -  80% всех расходов на охрану окружающей среды, остальная часть приходится на защиту от твердых отходов (с развитием атомной энергетики эти расходы увеличиваются). По данным США, затраты на снижение загрязВннения воздуха примерно вдвое превосходят затраты, направленВнные на очистку воды.

Временная типовая методика определения экономической эфВнфективности затрат на мероприятия по охране окружающей среВнды исходит из основных принципиальных положений Типовой методики определения экономической эффективности капитальВнных вложений и развивает их применительно к вопросам охраны окружающей среды. Это связано с тем, что оценка экономичесВнкой эффективности капитальных вложений в природоохранные мероприятия имеет особенности, которые проявляются в разВнличиях эффекта, достигаемого в результате вложения средств, в видах учитываемых эффектов и методах их определения.

Во-первых, если капитальные вложения в производство обесВнпечивают прирост прибыли, то эффект от затрат на охрану окружающей среды выражается в основном в виде предотвраВнщенных потерь и затрат, возникающих в результате загрязВннения.

Во-вторых, региональный характер эффекта природоохранВнных мероприятий проявляется не только и не столько на предВнприятиях и в отрасли, где проводятся эти мероприятия, а на всей территории, на которую распространяется их действие. Поэтому для того чтобы определить эффект природоохранных мероприяВнтий, необходимо установить не только затраты этого предприяВнтия или отрасли, но и изменение затрат у предприятий, испольВнзующих нарушенные природные ресурсы.

В-третьих, большая доля социальных результатов природоохВнранной деятельности тАФ улучшение условий труда и отдыха насеВнления, снижение заболеваемости и т. п. тАФ трудно поддается стоимостной оценке.

В соответствии с методикой различают первичный эффект и конечный комплексный социально-экономический эффект от меВнроприятий по охране окружающей среды.

Первичный эффект заключается в снижении загрязнения окруВнжающей среды и улучшении ее состояния, а конечный социально-экономический эффект тАФ в повышении уровня жизни населения, эффективности общественного производства и национального богатства. При этом экономические результаты проявляются как прирост чистой продукции или как экономия затрат в непроизВнводственной сфере и снижение затрат из личных средств населеВнния. Социальный эффект проявляется в снижении заболеваемости населения, улучшении условий труда и отдыха, сохранении приВнродных ресурсов и т. п. Он сопровождается экономией затрат на социальное страхование и лечение больных, ликвидацией потерь продукции за дни болезни и из-за снижения производительности труда. Экономические результаты могут суммироваться с эконоВнмическими показателями социального эффекта и фигурировать в качестве экономического эффекта.

В соответствии с Временной типовой методикой определения экономической эффективности природоохранных мероприятий и оценки ущерба, наносимого народному хозяйству загрязнением окружающей среды, расчет экономического эффекта природоохВнранных мероприятий основывается на сопоставлении затрат на их осуществление с народнохозяйственным экономическим резульВнтатом, достигнутым благодаря этим мероприятиям. Этот реВнзультат выражается величиной ликвидированного (или предотвВнращенного) экономического ущерба от нарушения или потерь ресурса.

Затраты на природоохранные мероприятия поВндразделяются на текущие затраты и затраты капитаВнльного характера.

К текущим затратам относятся:

  • платежи за загрязнение окружающей природВнной среды и другие виды воздействия (в предеВнлах норм и сверх норм);
  • платежи по договорам обязательного и доброВнвольного экологического страхования;
  • затраты по оплате услуг сторонних организаВнций, осуществляемых по предписанию территоВнриального комитета по охране природы;
  • текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного наВнзначения;
  • расходы по захоронению экологически опасных отходов:
  • расходы по оплате услуг сторонних организаВнций за прием, хранение и уничтожение эколоВнгически опасных отходов;
  • расходы на очистку сточных вод;
  • другие виды текущих природоохранных затрат.

К затратам капитального характера относятся:

  • плата за экологическую экспертизу;
  • затраты на строительство или приобретение объектов природоохранного назначения;
  • затраты на реконструкцию и модернизацию объектов природоохранного назначения.

Для формирования достоверной, точной и своевременной информации о затратах на природоВнохранные мероприятия предприятиям необходимо принять решения по таким вопросам:

  • организация аналитического учета затрат на охВнрану природы;
  • создание системы резервирования расходов на природоохранные мероприятия;
  • разработка форм внутренней отчетности о заВнтратах на природоохранные мероприятия.

Эти решения должны быть оформлены как элеВнменты учетной политики предприятия.

Рассмотрим порядок отражения в учете текуВнщих природоохранных затрат.

2.2 Текущие затраты 2.2.1 Платежи за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия (в пределах норм и сверх норм)

За загрязнение окружающей природной среВнды устанавливаются два вида базовых нормативов платы:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, разВнмещение отходов, другие виды вредного воздейВнствия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, разВнмещение отходов, другие виды вредного воздейВнствия в пределах установленных лимитов (вреВнменно согласованных нормативов).

Базовые нормативы платы устанавливаются с учетом степени опасности загрязнения для окружающей природной среды и здоровья населения. Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавВнливаются коэффициенты к базовым нормативам, учитывающие экологические факторы тАФ природно-климатические особенности территорий, значиВнмость природных и социально-культурных объекВнтов.

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешеВнния на выброс, сброс загрязняющих веществ, разВнмещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отхоВндов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остаВнющейся в распоряжении природопользователя.

Плата за нормативные и сверхнормативные выВнбросы и сбросы вредных веществ, размещение отВнходов перечисляется предприятиями, учрежденияВнми, организациями в бесспорном порядке: 10 % тАФ в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государстВнвенного управления в области охраны окружающей природной среды; 90 % - на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов.

Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов утверждаются специально уполномоченныВнми на то государственными органами в области охВнраны окружающей природной среды (по химичеВнским веществам), санитарно-эпидемиологического надзора (по микроорганизмам и биологическим веВнществам).

Расчеты платы установленной формы направляВнются предприятием в налоговую инспекцию по месВнту его нахождения. В случаях, когда предприятие имеет обособленные подразделения, обязанность по представлению расчетов и внесению платы за весь объем загрязнения окружающей природной среды действующим законодательством возложена на гоВнловное предприятие. Если подразделения и филиалы предприятий, расположенные на отдельных от гоВнловных предприятий территориях, не имеют расчетВнных счетов, плату за загрязнение этими подразделеВнниями и филиалами вносят головные предприятия. Платежи поступают в экологические фонды тех терВнриторий, где расположены указанные подразделения и филиалы предприятия.

Так как отчисления за загрязнение окружаюВнщей природной среды уплачиваются в федеральный бюджет в размере 10 %, в размере 90 % тАФ в территоВнриальные экологические фонды, особым является порядок установления льгот по их уплате. ИсполВннительные органы субъектов Российской ФедераВнции по согласованию с территориальными прироВндоохранными органами и органами Госсанэпиднадзора России вправе снижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социаВнльной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из бюджета.

Но этот порядок не применяется по отношеВннию к 10 %-ным отчислениям в федеральный бюдВнжет, так как органы исполнительной власти субъекВнтов Российской Федерация не вправе освобождать плательщиков от обязательных платежей в федераВнльный бюджет.

Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окруВнжающей среды и рациональному использоваВннию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, в соответствии с действующим законодатеВнльством. Приведем порядок отражения в учете этих операций:

Содержание хозяйственной операции

Д-т

К-т

Начислены 90 % платежей на специальные счета внебюджетных государственных эколоВнгических фондов за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду

20

67

Начислены 90 % платежей на специальные счета внебюджетных государственных эколоВнгических фондов за превышение предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду

81.2

67

Начислены 10 % платежей в доход федераВнльного бюджета за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду

20

68

Начислены 90 % платежей в доход федераВнльного бюджета за превышение предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду

81.2

68

Контроль за правильностью и своевременноВнстью исчисления и уплаты налогов осуществляется налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Перечисление в экологические фонды средств, вносимых в виде платы за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов предприяВнтиями, осуществляется ежеквартально в следующие сроки:

  • в случае перечисления плановых платежей тАФ не позднее 20 числа последнего месяца квартала;
  • при перечислении фактических (скорректироВнванных) платежей плата вносится за IтАФIII кварВнталы не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В IV квартале эти предВнприятия перечисляют в экологические фонды плановые платежи не позднее 20 декабря. ПеВнрерасчет платы за IV квартал отчетного года производится в январе следующего года и вноВнсится на счет экологического фонда не позднее 20 числа этого месяца. Этот же срок для переВнрасчета платы устанавливается для предприяВнтий, вносивших плановые платежи в течение всего отчетного года.

Плательщик имеет право осуществлять переВнчисление причитающегося платежа за различные виды загрязнения, как отдельными платежными поВнручениями, так и одним платежным поручением, в котором суммируются все виды платежей. В этом случае в графе "назначение платежа" платежного поручения (либо в реестре к нему) производится расшифровка причитающейся к перечислению сумВнмы по видам загрязнения.

Платежное поручение на перечисление причиВнтающихся согласно расчету платежей в соответствуВнющий экологический фонд сдается плательщиком в обслуживающие его учреждения банка не позднее дня наступления срока платежа. Если платежи за загрязнение окружающей природной среды сверх предельно допустимых нормативов равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, то специальВнно уполномоченными государственными органаВнми в области охраны окружающей природной среВнды, санитарно-эпидемиологического надзора и соВнответствующими органами исполнительной власти рассматривается вопрос о приостановке или преВнкращении деятельности соответствующего предВнприятия.

Перечисление сумм по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения производится на счета экологических фондов предВнприятиями и гражданами в добровольном порядке или же в течение 15 дней после вступления решеВнния суда (арбитражного суда) в законную силу либо в сроки, устанавливаемые решением суда.

2.2.2 Платежи по договорам обязательного и добровольного экологического страхования

В соответствии со ст. 23 Закона "Об охране окружаВнющей природной среды" в Российской Федерации осуществляется добровольное и обязательное госуВндарственное экологическое страхование предприяВнтий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.

Порядок экологического страхования и испольВнзования фондов устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок отражения в бухВнгалтерском учете платежей по обязательному и добВнровольному страхованию различен.

Содержание хозяйственной операции

Д-т

К-т

Перечисление сумм страховых платеВнжей по договорам обязательного гоВнсударственного и добровольного экоВнлогического страхования

65, субсчет "Расчеты по договорам обязательноВнго (добровоВнльного) страхования

51

Начисление сумм страховых платежей по договорам обязательного государВнственного экологического страхования

20, 23, 25, 26, 29, 30, 43, 44

65, субсчет Расчеты по договорам обязательного страхования"

Суммы страховых платежей по догоВнворам добровольного экологического страхования в пределах норматива

20,23

65, субсчет "Расчеты по договорам добровольного страхования"

Суммы страховых платежей по догоВнворам добровольного экологического страхования, платежи по которым моВнгут быть включены в себестоимость продукции, но срок начала договора не наступил или договор страхования заключен на длительный срок

31

65, субсчет "Расчеты по договорам добровольного страхования"

Суммы страховых платежей по догоВнворам добровольного экологического страхования, превышающие норматив

80, субсчет "Прочие операционВнные расхоВнды'

65

2.2.3 Затраты по оплате услуг сторонних организаций, осуществляемых по предписанию территориальных комитетов по охране природы

Предприятиям необходимо получить разрешение на выброс, сброс загрязняющих веществ и размещение отходов, что требует определенных расходов. МнеВнния официальных лиц об источнике покрытия этих расходов различны

           

А) Оформление разрешения на выбросы загрязняющих веществ.

С одной стороны, затраты по инвентаризации и оформлению разрешения на выбросы загрязняюВнщих веществ, осуществленные в соответствии со ст. 45 Закона РФ "Об охране окружающей природВнной среды" по предписанию государственных экоВнлогических органов, относятся к затратам, которые включаются в себестоимость продукции. С другой стороны. Положением о составе затрат предусмотВнрено, что за счет себестоимости продукции (работ, услуг) относятся сами платежи за предельно допусВнтимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду, а включение в себестоимость продукции затрат по оплате услуг сторонних оргаВннизаций, выполняющих работы по разработке норВнмативов предельно допустимых выбросов (сбросов) и паспортизации промышленных отходов, ПоложеВннием не предусмотрено.             

Б) Установление нормативов загрязнения.

В соответствии с Положением о составе затрат платежи в экологические фонды за загрязнение окружающей среды в пределах нормативов относятВнся на себестоимость продукции, работ, услуг; сверх норм тАФ за счет собственных источников. Для установления этих нормативов предприятия иногда привлекают к их разработке специалистов тАФ экологических аудиторов. Однако Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" разраВнботка указанных нормативов самим предприятиВнем не предусматривается, следовательно, отнесеВнние таких расходов на себестоимость продукВнции (работ, услуг) или на убытки предприятия, учитываемые для целей налогообложения, неправоВнмерно.

В) Какого-либо нормативного документа, определяюВнщего состав природоохранных мероприятий, заВнтраты по выполнению которых относятся на сеВнбестоимость, не существует. Поэтому предприВнятие должно быть готово отстаивать свои интересы в судебном порядке.

2.2.4 Текущие затраты, связанные с содержанием и экспВнлуатацией фондов природоохранного назначения:

очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, относятся к статье затрат "Природоохранные мероприятия'' тогда, когда для этого привлекаются сторонВнние организации. Расходы, связанные с содержаниВнем и эксплуатацией природоохранных объектов раВнботниками предприятия, подлежат включению в соответствующие статьи затрат на производство (расходы на оплату труда, отчисления на социальВнное страхование, амортизация основных средств и др.).

Согласно Положению о составе затрат в себеВнстоимость продукции (работ, услуг) включаются заВнтраты, непосредственно связанные с производством и реализацией. Эти затраты подлежат отнесению за счет того же источника средств, за счет которого осуществляется текущий и капитальный ремонт технологических сооружений.

Содержание хозяйственной операции

Д-т

К-т

Начислена задолженность подрядчику за ремонт основных фондов природоВнохранного назначения (очистных сооруВнжений, золоуловителей, фильтров)

20

76

Начислен НДС от стоимости работ

19

76

Погашена задолженность подрядчику

76

51

В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать реВнзервы на предстоящие затраты на рекультивацию зеВнмель и осуществление иных природоохранных мероВнприятий.

В бухгалтерском балансе на конец отчетного года отражаются по отдельной статье остатки резерВнвов, переходящие на следующий год, определенные исходя из правил, установленных актами по бухгалВнтерскому учету.

2.2.5 Расходы по захоронению экологически опасных отходов

Правовые основы обращения с отходами производВнства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окруВнжающую природную среду определены ФедеральВнным законом от 24.06.98 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Согласно ст. 4 Закона собственник опасных отВнходов вправе отчуждать их в собственность другому лицу; передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется соответствующая лицензия. Положение о лицензироВнвании деятельности по обращению с опасными отВнходами утверждено постановлением ПравительстВнва РФ от 20.05.99 № 556.

Согласно ст. 14 Закона на опасные отходы долВнжен быть составлен паспорт, порядок паспортизаВнции определяет Правительство РФ.

Плата за размещение отходов взимается не только с юридических лиц, но и с индивидуальВнных предпринимателей в соответствии с законодаВнтельством Российской Федерации. Базовые нормаВнтивы платы также определяются ПравительстВнвом РФ.

Отражение операций в бухгалтерском учете:

Содержание хозяйственной операции

Д-т

К-т

Начислена задолженность специализиВнрованной организации по захоронению экологически опасных отходов

20

76

Начислен НДС от стоимости работ

19

76

Погашена задолженность специализироВнванной организации по захоронению экологически опасных отходов

76

51

2.2.6 Расходы по оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов

Стоимость услуг сторонних организаций по приеВнму, хранению и уничтожению экологически опасВнных отходов относится на себестоимость продукВнции (работ, услуг) бухгалтерскими записями:

Содержание хозяйственной операции

Д-т

К-т

Начислена задолженность сторонней организации за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов

20

76

Начислен НДС от стоимости работ

19

76

Погашена задолженность сторонней организации

76

51

При заключении договора со специализированВнной организацией предприятию следует поинтереВнсоваться наличием лицензии и приложить к догоВнвору ее копию.

2.2.7 Расходы на очистку сточных вод

Для очистки сточных вод организации-природопользователи, как правило, заключают договоры с муВнниципальными предприятиями водоснабжения.

Содержание хозяйственной операции

Д-т

К-т

Начислена задолженность предприятию  водоснабжения за очистку сточных вод

20

76

Начислен НДС от стоимости работ

19

76

Погашена задолженность предприятию водоснабжения

76

51

Если в договоре с муниципальным предприятиВнем водоснабжения предусматривается очистка сточВнных вод, в которых концентрация вредных веществ превышает предельно допустимую, возникает воВнпрос о правомерности отнесения всей суммы догоВнвора на себестоимость продукции (работ, услуг).

Согласно п. 2 подл. "з" Положения о составе затрат текущие затраты по оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение, уничтожение экоВнлогически опасных отходов, очистку сточных вод вне зависимости от содержания в сточной воде заВнгрязняющих веществ включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). В зависимости от соотВнветствия или превышения норм предельно допустиВнмых выбросов загрязняющих веществ в природную среду производятся платежи в бюджет и государстВнвенные экологические фонды за загрязнение окруВнжающей среды.

В соответствии с Положением по ведению бухВнгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (п. 72) для равномерного включения предстоящих расходов в издержки проВнизводства (обращения) отчетного периода органиВнзация может создавать резервы на предстоящие заВнтраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий.

Согласно типовой группировке затрат по статьВням калькуляции, применяемым на промышленных предприятиях, затраты по подготовительным рабоВнтам в добывающих отраслях промышленности, к которым относятся и такие природоохранные мероВнприятия, как очистка территорий в зоне открытых горных работ, подготовка площадок для хранения плодородного слоя почвы, используемого для поВнследующей рекультивации земель, учитываются по статье "Расходы на подготовку и освоение произВнводства".

Содержание хозяйственной операции

Д-т

К-т

Образован резерв на предстоящие природоохранные мероприятия (аналиВнтический учет по счету 89 ведется по отдельным резервам)

20,23

89. субсчет "Резерв на природоохранные мероприятия"

Произведены расходы на природоохВнранные мероприятия, включаемые в издержки производства (обращения)

76

51

Налог на добавленную стоимость от суммы произведенных расходов на природоохранные мероприятия

19

76

Списаны расходы на природоохранные мероприятия за счет зарезервированВнных средств

89, субсчет "Резерв на природоохВнранные меВнроприятия"

76

Правильность образования и использования сумм резерва периодически (в порядке, установленВнном учетной политикой), а на конец года тАФ обязаВнтельно, проверяется по данным смет, расчетов и т. п. и при необходимости корректируется.

В бухгалтерском балансе на конец отчетного года отражаются по отдельной статье остатки резерВнвов, переходящие на следующий год, определенные исходя из правил, установленных нормативными актами.

Рассмотрим порядок отражения в учете затрат капитального характера.

2.3 Учет затрат капитального характера 2.3.1 Плата за государственную экологическую экспертизу

Еще одной мерой природоохранного значения явВнляется предусмотренная ст. 35 Закона РФ "Об охВнране окружающей природной среды" государственВнная экологическая экспертиза. Она является обязаВнтельной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказать вредное воздействие на окружающую природную среду.

Финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производятся только при положительном заключении государственной экологической экспертизы.

Порядок проведения государственной экологиВнческой экспертизы объектов федерального, респубВнликанского или местного значения регулируется законодательством Российской Федерации и ресВнпублик в составе Российской Федерации. РуковоВндители предприятий, учреждений, организаций, другие должностные лица и иные работники несут ответственность за невыполнение требований заВнключения государственной экологической эксперВнтизы в соответствии с действующим законодательВнством.

В соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" разработано ПолоВнжение о порядке проведения государственной экоВнлогической экспертизы, утвержденное постановлеВннием Правительства РФ от 11.06.96 № 698.

При отсутствии документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы в течение 30 дней со дня получения уведомления о необходимости такой оплаты, или при непредставлении в установленный срок запраВншиваемых материалов государственная экологичеВнская экспертиза не проводится, а материалы возВнвращаются заказчику.

В случае отрицательного заключения заказчик вправе представить материалы на повторную госуВндарственную экологическую экспертизу при услоВнвии их переработки с учетом замечаний и предлоВнжений, изложенных в этом заключении.

2.3.2 Затраты на строительство или приобретение объектов природоохранного назначения

Органам исполнительной власти субъектов РосВнсийской Федерации предоставлено право коррекВнтировать размеры платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий. Однако корректиВнровке подлежат только те 90 % платежей за загрязВннение, которые поступают на счета внебюджетных государственных экологических фондов. Перечень мероприятий, относящихся к природоохранным, представлен в главе первой данной курсовой, затраты на выполнение которых могут засчитыВнваться в счет платежей.

В соответствии с п. 6.11 Указаний территориаВнльные органы Минприроды России по согласоваВннию с органами исполнительной власти субъекВнтов федерации могут конкретизировать примерный перечень с учетом особенностей и специфики проВнизводств на территории и общей экологической ситуации. При этом мероприятия, проводимые предприятием, должны отвечать следующим требоВнваниям:

  • повышение экологичности выпускаемой проВндукции;
  • сокращение объема потребления природных ресурсов;
  • сокращение объемов и снижение концентраВнции выбросов, сбросов загрязняющих веществ в природную среду и пр.

Научно-исследовательские и проектные рабоВнты, направленные на обеспечение экологической безопасности производства, также могут засчитыВнваться в счет платежей за загрязнение окружающей природной среды.

К природоохранным мероприятиям относятся, в частности:

  • строительство головных и локальных очистных сооружений для сточных вод предприятий с системой их транспортировки;
  • строительство опытных установок и цехов, свяВнзанных с разработкой методов очистки сточВнных вод и переработкой жидких отходов и куВнбов из остатков;
  • строительство опытно-промышленных устаноВнвок и цехов по очистке отходящих газов от вредных выбросов в атмосферу;
  • строительство установок, производств, цехов для получения сырья или готовой продукции из отходов производства.

Порядок отражения операций в бухгалтерском учете:

Содержание хозяйственной операции

Д-т

К-т

Начислена задолженность подрядчику за строительство объекта природоохранного назначения

08

76

Начислен НДС от стоимости работ

19

76

НДС включается в стоимость законченного строительством объекта

08

19

Погашена задолженность подрядчику

76

51

Законченный строительством объект принят в эксплуатацию

01

08

Отражен источник увеличения стоимости имущества органиВнзации

88, субсчет "Фонд накопления"

87, субсчет "Увеличение первоначальной стоимости основных средств"

Организациям, имеющим природоохранные объекты, необходимо организовать аналитический учет по счету 01 "Основные средства" в разрезе объВнектов природоохранного назначения и объектов, не относящихся к природоохранным. Это обязательное условие для применения любой льготы по налогам и сборам. В соответствии с п. "б" ст. 5 Закона РФ от 13.12.91 № 2030-1 "О налоге на имущество предВнприятий" (подл. "б" п. 6 инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 № 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприяВнтий") стоимость имущества предприятия, исчисленВнная в целях налогообложения, уменьшается на баВнлансовую стоимость (за вычетом износа) объектов, используемых исключительно для охраны природы.

Данное налоговое преимущество является меВнрой экономического стимулирования предприятий в области охраны окружающей природной среды и введения в эксплуатацию различных объектов приВнродоохранного значения. Исключению из налогооблагаемой базы подлежат не любые принадлежаВнщие предприятию объекты (в том числе и основВнные средства), а лишь те, которые используются им исключительно в целях охраны окружающей природной среды.

Кроме того, предоставление рассматриваемой льготы не зависит от конкретного вида деятельноВнсти, который осуществляет предприятие-налогоВнплательщик, а связывается только с использованиВнем имеющихся в его распоряжении природоохранВнных объектов.

В соответствии с Положением по ведению бухВнгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (п. 46) находящиеся в собВнственности организации земельные участки, объекВнты природопользования (вода, недра и другие приВнродные ресурсы) учитываются в составе основных средств. Согласно п. 48 этого документа стоимость земельных участков и объектов природопользоваВнния не погашается.

2.3.3 Затраты на реконструкцию и модернизацию объектов природоохранного назначения

Согласно п. 37 Методических указаний по учету основных средств стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленВнных законодательством Российской Федерации и Положением по бухгалтерскому учету "Учет основВнных средств" (ПБУ 6/97).

Изменение первоначальной стоимости основВнных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидаВнции соответствующих объектов или проведения раВнбот капитального характера.

Согласно п. 73 затраты на модернизацию и реВнконструкцию объектов основных средств после их окончания, если указанные затраты улучшают раВннее принятые нормативные показатели функциоВннирования объектов основных средств, могут увеВнличивать первоначальную стоимость объекта и отВнносятся на добавочный капитал организации.

Учет затрат, связанных с модернизацией и реВнконструкцией (включая затраты по модернизации во время капитального ремонта) объектов основВнных средств, ведется в порядке, установленном для учета капитальных вложений.

Приводим бухгалтерские записи:

Содержание хозяйственной операции

Д-т

К-т

Начислена задолженность подрядчику за реконструкцию объекта природоохранного

назначения

08

76

Начислен НДС от стоимости работ

19

76

НДС включается в стоимость реконструированного объекта

08

19

Погашена задолженность подрядчику

76

51

Реконструированный объект принят в эксплуатацию

01

08

Отражен источник увеличения стоимости имущества органиВнзации

88, субсчет "Фонд накопления"

87, субсчет "Увеличение первоначальной стоимости основных средств"

2.3.4 Отражение в учете средств, полученных предприятием из экологических фондов

В соответствии с постановлением ПравительстВнва РФ от 29.06.92 № 442 "О Федеральном экологиВнческом фонде Российской Федерации и эколоВнгических фондах на территории Российской ФедеВнрации" в Федеральный экологический фонд отчисляются 10 % общей суммы средств, направляВнемых в государственные внебюджетные экологичеВнские фонды в виде платы за выбросы, сбросы заВнгрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнении, сумм, полученных по искам о возмещении вреда, штрафов за экологические правонарушения, а также средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции.

Одной из основных задач Федерального эколоВнгического фонда Российской Федерации является финансирование и кредитование федеральных программ и научно-технических проектов, направВнленных на улучшение качества окружающей приВнродной среды, а также обеспечение экологической безопасности населения. Для решения неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации приВнчиненного вреда в Российской Федерации создана единая система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая Федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды.

Фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан, в том числе:

  • плата за выбросы, сбросы загрязняющих веВнществ в окружающую природную среду, размеВнщение отходов и другие виды загрязнения;
  • суммы, полученные по искам о возмещении вреда, и штрафы за экологические правонаруВншения;
  • средства от реализации конфискованных оруВндий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;
  • валютные поступления от иностранных юридиВнческих лиц и граждан.

Экологические фонды расходуются на оздоровВнление окружающей природной среды, населения, проведение мер и программ по охране окружаюВнщей природной среды, воспроизводство природВнных ресурсов, научные исследования, внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, выплату компенсационных сумм гражданам на возмещение вреда, причиненВнного здоровью загрязнением и иными неблагоприВнятными воздействиями на окружающую природВнную среду, развитие экологического воспитания и образования, иные цели, связанные с охраной окружающей среды.

Бухгалтерские записи при получении предприВнятием средств из государственного экологического фонда на строительство объекта природоохранного назначения:

Содержание хозяйственной операции

Д-т

К-т

Начислены платежи во внебюджетные экологические фонды

20

67

Перечислены платежи во внебюджетные экологические фонды

67

51

Получены средства из внебюджетного экологического фонда на осуществление природоохранных мероприятий

51

96

Произведен зачет задолженности внебюджетному экологическому фонду путем направления ее части,

оставленной у организации, для финансирования цеВнлевых

природоохранных мероприятий

67

96

Отражены затраты на природоохранные мероприятия

08

76

Произведены расчеты с подрядчиком

76

51

Природоохранный объект введен в эксплуатацию

01

08

Отражен источник прироста стоимости имущества организации в размере инвентарной стоимости

ввеВнденного в эксплуатацию объекта природоохранного назначения

96

87

2.3.5 Платежи на природоохранные мероприятия, производимые за счет собственных средств предприятий

За счет собственных источников средств предВнприятий (организаций) производятся следующие расходы на цели охраны природы:

1. Добровольные взносы в экологические фонды.

В соответствии с п. 4.1.3 инструкции ГНС РФ от 10.08.95 № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаВнций" добровольные взносы в экологические фонды могут быть приняты как льгота по налогу на прибыль в пределах 3 % облагаемой налогом прибыли. Кроме того, в соответствии с действующим законодательстВнвом освобождается от налогообложения прибыль, перечисленная предприятиями природным заповедВнникам, национальным природным и дендрологичеВнским паркам, ботаническим садам, в размерах, преВндусмотренных указанным выше законом.

2. Расходы по возмещению в полном объеме вреда, причиненного природной среде, здоровью, имущеВнству граждан загрязнением окружающей среды.

В соответствии с Методическими указанияВнми по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате эколоВнгических правонарушений, возмещение вреда проВнизводится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Возмещение вреда может осуВнществляться в стоимостной форме за счет собственных средств лица, совершившего экологическое правонарушение, или средств страховых организаВнций. С согласия сторон по решению суда или арВнбитражного суда вред может быть возмещен в натуВнральной форме путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей приВнродной среды своими силами и средствами.

Первичным документом, которым оформляется факт совершения экологического правонарушения, является протокол об экологическом правонарушении. Дело об экологическом правонарушении рассматриВнвается должностным лицом (комиссией) территориаВнльного органа Госкомэкологии России и выносится постановление о возмещении вреда, причиненного окруВнжающей природной среде. По результатам работы соВнставляется акт о размерах причиненных убытков.

В соответствии с п. 9 ПБУ 9/99 "Доходы оргаВннизации" страховые возмещения рассматриваются как поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятеВнльности (стихийного бедствия, пожара, аварии, наВнционализации и т. п.).

Статьей 84 Закона "Об охране окружающей природной среды" установлены следующие основВнные экологические правонарушения, за которые должностные лица подвергаются штрафам, налагаВнемым в административном порядке:

тАв несоблюдение стандартов, норм и иных нормаВнтивов качества охраны окружающей среды;

тАв превышение установленных нормативов предеВнльно допустимых уровней вредного воздейстВнвия на окружающую среду;

тАв несвоевременная или искаженная информаВнция, отказ от предоставления своевременной и полной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки.

Содержание хозяйственной операции

Д-т

К-т

Поступило страховое возмещение от страховой организации по доВнговору экологического страхования

51

65

Начислено страховое возмещение от страховой организации по доВнговору экологического страхования

68

80, субсчет "Чрезвычайные доходы

Не компенсируемые убытки в резуВнльтате пожаров, аварий, других чрезвычайных событий, вызванных экстремальными ситуациями

80, субсчет "Чрезвычайные расходы"

10,47

2.4 Платежи за загрязнение окружающей природной среды предприятием АО ВлКомитексВ» за 2000-2001гг.

В соответствии с ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отВнчетность организации", утвержденным приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н (п. 39), оргаВннизация может представлять дополнительную инВнформацию, сопутствующую бухгалтерской отчетВнности, если исполнительный орган считает ее поВнлезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений.

В ней раскрываются динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятеВнльности организации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые капитальВнные и долгосрочные финансовые вложения; полиВнтика в отношении заемных средств, управления рисками; деятельность организации в области наВнучно-исследовательских и опытно-конструкторВнских работ: природоохранные мероприятия; иная информация.

Дополнительная информация при необходимоВнсти может быть представлена в виде аналитических таблиц, графиков и диаграмм.

При раскрытии информации о природоохранВнных мероприятиях в составе дополнительной информации, сопутствующей бухгалтерской отВнчетности, должны быть приведены следующие сведения:

  • перечень основных проводимых и планируеВнмых организацией мер в области охраны окруВнжающей среды;
  • оценка влияния мероприятий в области охраВнны окружающей среды на уровень вложений долгосрочного характера и доходности в отчетВнном году;
  • характеристика финансовых последствий мероВнприятий в области охраны окружающей среды для будущих периодов;
  • данные о платежах за нарушение природоохВнранного законодательства, экологических плаВнтежах и плате за природные ресурсы;
  • данные о текущих расходах по охране окружаВнющей среды и степени их влияния на финанВнсовые результаты деятельности организации.

Согласно ст. 20 Закона РiСР от 19.12.91 № 2060-1 (ред. от 02.06.93) "Об охране окружающей природВнной среды" использование природных ресурсов явВнляется платным. Платность природопользования включает в себя плату за природные ресурсы; плату за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреаВнционные и другие природные ресурсы) взимается:

тАв за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

тАв за сверхлимитное и нерациональное использоВнвание природных ресурсов;

тАв на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за выброВнсы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отхоВндов и другие виды загрязнения в пределах и сверх установленных лимитов.

Предприятие АО ВлКомитексВ» ежеквартально производит платежи по затратам на природоохранные мероприятия. Отчисления на природоохранные мероприятия производятся из собственных средств, амортизационного фонда или из чистой прибыли предприятия. АО ВлКомитексВ» не использует внешние источники для покрытия затрат природоохранного характера.

Платежи за загрязнение окружающей природной среды предприятием АО ВлКомитексВ» за 2000г.

I

II

III

IV

Сумма

Вода

359,36

827,36

556,18

393,4

2136,3

Воздух

1926,54

1083,03

924,04

2970,12

6903,73

Отходы

10058,77

11171,33

11413,78

6510,33

39154,21

Всего

12344,67

13081,72

12894

9873,85

48194,24

Платежи за загрязнение окружающей природной среды предприятием АО ВлКомитексВ» за 2001г.

I

II

III

Сумма

Вода

658,63

1762,29

2210,66

4631,58

Воздух

3591,84

1492,31

1163,61

6247,67

Отходы

8409,56

10771,73

8493,57

27674,86

Всего

12660,03

14026,33

11867,84

38554,2

Отходы составляют большую часть в составе затрат на природоохранные мероприятия. Отходы производства тАФ это остатки сырья, материалов, поВнлуфабрикатов, химических соединений, образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ (услуг) и утраВнтившие полностью или частично исходные потребительские свойВнства. Отходы потребления тАФ изделия и материалы, утратившие свои потребительские свойства в результате физического или морального износа. На предприятие АО ВлКомитексВ» отходы составляют: коагулюм (смесь акриловых эмульсии), бытовые отходы, строительный мусор, полиобразные отходы, передвижные источники загрязнения.

Перечень загрязняющих веществ выбрасываемых в атмосферу предприятием АО ВлКомитексВ»

Наименование

ПДК м.р. (ОбуВ) мг/куб.м

Класс опасности

Выброс вещества т/год

Азота диоксид

0,085

2

770371

Бутилакрилат

0,0075

2

2,706

Водород хлористый

0,2

2

0,009

Марганец и его соединения

0,01

2

0,002

Формальдегид

0,035

2

0,345

Взвешенные вещества

0,5

3

0,021

винилацетат

0,01

3

25,353

Кислота уксусная

0,2

3

5,956

Углерода оксид

5,0

4

34,993

Аммиак

0,2

4

7,837

Спирт диоксановый

0,01

-

5,046

Пыль

0,1

-

0,052

В начале отчетного года предприятие АО ВлКомитексВ» разрабатывает план предполагаемого выброса вредных веществ и утверждает его с Сыктывкарским комитетом по охране природы. Согласно этому плану предприятие АО ВлКомитексВ» производит расчет 10-процентных отчислений от  оплаты за загрязнение окружающей природной среды на отчетный год, направляемых в Федеральный бюджет Российской Федерации.(приложение 1) Если в течение отчетного года предприятие превысит план предполагаемого выброса вредных веществ, то предприятие доплачивает сумму, на которую был превышен план.

Предприятие пользуется льготой по налогу на имущество предприятия. Стоимость имущества предприятия, исчисленВнная в целях налогообложения, уменьшается на баВнлансовую стоимость объектов, используемых исключительно для охраны природы.

Предприятием АО ВлКомитексВ» планируется снижение загрязнения окружающей среды путем ввода в эксплуатацию нового оборудования. Экологическое страхование на предприятии не применяется.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Природоохранные мероприятия тАУ все виды хозяйственной деятельности предприятий, направленные на уменьшение и ликвидацию отрицательного воздействия на окружающую среду. В курсовой работе раскрываются технические характеристики объектов природоохранного назначения АО ВлКомитексВ» и их воздействие на биосферу. Далее приведены затраты на природоохранные мероприятия и платежи по ним.

Платежи за загрязнение окружающей природной среды устанавливаются на основание базовых нормативов и перечисляются:   10 % тАФ в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государстВнвенного управления в области охраны окружающей природной среды; 90 % - на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов.

Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов утверждаются специально уполномоченныВнми на то государственными органами в области охВнраны окружающей природной среды. Контроль за правильностью и своевременноВнстью исчисления и уплаты налогов осуществляется налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

В Российской Федерации осуществляется добровольное и обязательное госуВндарственное экологическое страхование предприяВнтий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.

Предприятиям необходимо получить разрешение на выброс, сброс загрязняющих веществ и размещение отходов.

Текущие затраты, связанные с содержанием и экспВнлуатацией фондов природоохранного назначения: относятся к статье затрат "Природоохранные мероприятия'' тогда, когда для этого привлекаются сторонВнние организации. Расходы, связанные с содержаниВнем и эксплуатацией природоохранных объектов раВнботниками предприятия, подлежат включению в соответствующие статьи затрат на производство (расходы на оплату труда, отчисления на социальВнное страхование, амортизация основных средств и др.).  Далее показывается отражение в учете расходов по захоронению экологически опасных отходов и расходов по оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов.

Для равномерного включения предстоящих расходов в издержки проВнизводства  отчетного периода органиВнзация может создавать резервы на предстоящие заВнтраты по осуществлению  природоохранных мероприятий.

ГосударственВнная экологическая экспертиза является обязаВнтельной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказать вредное воздействие на окружающую природную среду.

Затраты на выполнение природоохранных мероприятий могут засчитыВнваться в счет платежей во внебюджетные государственные экологические фонды.

Учет затрат, связанных с модернизацией и реВнконструкцией природоохранных объектов основВнных средств, ведется в порядке, установленном для учета капитальных вложений. Предприятие может осуществлять платежи на природоохранные мероприятия, как из собственных средств, так и из экологических фондов.

В заключение приводятся данные по платежам АО ВлКомитексВ» в Федеральный бюджет, а также перечень загрязняющих веществ выбрасываемых предприятием в атмосферу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Бринчук М.М. Экологическое право М.:  Юристъ. 1999. 444 с.
  2. Основы общей экологии//Мамедов Н.М., Суравегина Н.Т., Глазачев С.М. М.: МДС. 1998. 272 с.
  3. Экология, здоровье и природопользование в России//Протасов В.Ф., Молчанов А.В. М.: Финансы и статистика. 1995. 525 с.
  4. Бобылев С.Н. Экология и экономика взгляд в будущее//Экологическое право. 2001. №2. с. 15-21
  5. Выскребенцев И.К. Экологическое регулирование деятельности предприятия//Налоговый вестник. 1998. №8. с.27-33
  6. Доманин А.Б. Экономика и рациональное природопользование на рубеже веков//Вестник МГУ. 2000. №3. с.54-60
  7. Петрунин А.Т. Экологические платежи//Налоговый вестник. 1999. №5. с.88-98
  8. Петрунин А.Т. Экологические платежи//Налоговый вестник. 1998. №6. с.67-72
  9. Петрунин А.Т. Экологические платежи//Налоговый вестник. 2000. №1. с. 54-61
  10. Соколова М.П. Бухгалтерский учет природоохранных мероприятий//Бухгалтерский учет. 2000. №15. с.26-32
  11. Соколова М.П. Бухгалтерский учет природоохранных мероприятий//Бухгалтерский учет. 2000. №16. с.17-21
  12. Чаплыгин Б.В.  Плата за землю, пользование природными ресурсами и водными ресурсами//Финансовая газета. 2000. №39. с.9-14
  13. Платежи за пользование природными ресурсами//Самоучитель по бухгалтерскому учету и налогам. 1999. №5 с.88-98
  14. Экологические затраты, проблемы, сопоставление и анализ//Вопросы экономики. 1998. №6. с.122-132
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вместе с этим смотрят:

Бухгалтерский учет расходов на научные исследования и ОКР
Бухгалтерский учет товаров и их реализация в оптово-розничном предприятии
Бухгалтерский учет труда и его оплата
Бухгалтерский учет финансовых результатов