Бюджетирование в системе финансового менеджмента
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РФ
Кафедра статистики, учета и аудита
Информационно-аналитическая справка на тему:
ВлБюджетирование в системе финансового менеджментаВ»
Выполнила: студентка 5 курса факультета МЭО 3 ак. гр. Симонян Алина
Научный руководитель: проф. Пучкова С.И.
Москва, 2001
СодержаниеВз1. Понятие бюджетирования 3
Вз2. Процесс бюджетирования 3
Вз3. Виды бюджетов 6
Задание 1. 9
Задание 2. 13
Вз1. Понятие бюджетированияБюджет тАУ это план деятельности предприятия в числовом выражении на определенный период времени, как правило, до одного года.
Главные цели бюджетирования:
- Планирование и контроль.
Бюджет является воплощением долгосрочного плана в текущем периоде. Контроль за результатами деятельности предприятия осуществляется путем сопоставления бюджетируемых и фактических результатов деятельности и последующим детальным анализом причин отклонений.
- Распределение ответственности тАУ делегирование ответственности за понесенные издержки, полученные доходы и прибыль.
- Оптимизация.
Бюджет обеспечивает наилучшее использование ограниченных ресурсов.
- Мотивация персонала.
Бюджет предоставляет сотрудникам информацию о намеченных целях в количественном выражении и обеспечивает возможность оценить эффективность их работы.
Вз2. Процесс бюджетированияI. Определение главного фактора бюджетирования (principal budget factor), то есть фактора, который ограничивает деятельность предприятия в краткосрочном периоде. Обычно таким фактором является предельный объем продаж, определяемый текущим рыночным спросом. Таким фактором могут быть также производственные мощности предприятия, наличие квалифицированных трудовых ресурсов или редких материалов и др. Весь дальнейший процесс бюджетирования будет строится с учетом выбранного главного фактора.
II. Разработка ключевого бюджета (key budget), т.е. бюджета по выбранному главному фактору. Чаще всего это бюджет продаж. Его построение включает детальное планирование физического объема продаж, цен и выручки по всем видам продукции.
III. Разработка функциональных, или операционных бюджетов (functional budgets), т.е. бюджетов, направленных на обеспечение выполнения ключевого бюджета. В первую очередь это бюджет производства. Его построение осуществляется исходя из объема продаж, наличия запасов на начало периода и минимального уровня запасов готовой продукции, который предприятие поддерживает в соответствии со своей внутренней политикой. Итак, для каждого вида продукции и для каждого периода (месяца, квартала):
планируемый объем производства = планируемый объем продаж +
+ требуемые запасы на конец периода тАУ запасы на начало периода.
Бюджет производства строится только в количественном выражении (без стоимостного).
На основе бюджета производства разрабатываются:- бюджет трудовых затрат (labour budget) в количественном (чел.-часы) и стоимостном выражении;
- бюджет расходования материалов (materials usage budget) тАУ в количественном выражении.
Далее строится бюджет закупки материалов (materials purchase budget) с учетом данных бюджета расходования материалов, объема запасов материалов на начало периода и требуемого для поддержания уровня запасов материалов.
После этого составляются бюджеты накладных расходов. Переменные накладные расходы планируются следующим образом:
- производственные тАУ на основе данных об объеме производства;
- коммерческие тАУ на основе данных об объеме продаж.
Отдельно осуществляется бюджетирование постоянных накладных расходов.
Следующим шагом является определение ожидаемого притока денежных средств, с учетом планируемого объема продаж и схемы расчетов с покупателями; и ожидаемого оттока денежных средств, с учетом плана приобретения производственных ресурсов и схемы расчетов с поставщиками. В результате выясняется, существует ли вероятность дефицита денежных средств для обеспечения текущей деятельности, и определяется потребность предприятия в краткосрочном финансировании.
IV. Построение генерального бюджета (master budget), который включает:
- планируемый Отчет о Прибылях и Убытках;
- планируемый Баланс;
- планируемый Отчет о Движении Денежных Средств.
Для построения планируемого Отчета о Прибылях и Убытках используются бюджеты продаж, производства, отдельных видов затрат.
Ниже приведена проформа данного отчета, которая учитывает изменения и запасов готовой продукции, и запасов материалов.
Планируемый Отчет о Прибылях и Убытках.Выручка х
Производственные издержкиЗапасы сырья и материалов на начало периода х
Закупленное сырье и материалы х
Запасы сырья и материалов на конец периода _(х)_
Себестоимость израсходованных сырья и материалов х
Прямые затраты труда х
Производственные накладные расходы
[постоянные и переменные] _х_
Себестоимость произведенной продукции х
Запасы готовой продукции на начало периода х
Запасы готовой продукции на конец периода _(х)_
Себестоимость проданной продукции _(х)
Валовая прибыль х
Непроизводственные (коммерческие и управленческие) расходы
[постоянные и переменные] (х)
Операцонная прибыль х
Прогнозный вариант Отчета о Движении Денежных Средств строится тем же способом, что и описанный выше бюджет по определению обеспеченности текущей деятельности денежными средствами.
Прогнозный Баланс формируется на основе планируемых Отчета о Прибылях и Убытках и Отчета о Движении Денежных Средств.
Принцип определения суммы по отдельным статьям баланса следующий (в качестве примера тАУ для активных счетов):
Конечное сальдо по счету = начальное сальдо +
+ оборот по дебету (прогнозируемый) тАУоборот по кредиту (прогнозируемый).
Например,
прогнозируемая дебиторская задолженность на конец периода =
= дебиторская задолженность на начало периода +
+ прогнозируемая выручка (по отгрузке) тАУ
тАУ прогнозируемые поступления денежных средств от продаж.
Вз3. Виды бюджетов3.1
В зависимости от того, как перед проведением вариационного анализа корректируется бюджет в случае отклонения фактического объема производства от запланированного, бюджеты бывают:
- фиксированные для любого уровня производства(fixed budgets);
- фиксированные для каждого отдельного уровня производства (Flexible budgets);
- гибкие (Flexed budgets).
В первом случае бюджет разрабатывается для прогнозируемого уровня производства; в конце периода данные этого бюджета о затратах сопоставляются с фактическими данными о затратах без каких тАУ либо корректировок на фактический уровень производства. Область применения: сфера услуг, где большая часть издержек постоянны, в отличие от промышленного производства, где многие издержки являются переменными.
Во втором случае разрабатывается несколько вариантов бюджета при различных уровнях производства или продаж.
Пример. Разрабатываются следующие бюджеты:
А. бюджет для уровня производства 1000 тАУ 1500 единиц;
Б. бюджет для уровня производства 1500 тАУ 3500 единиц;
В. бюджет для уровня производства свыше 3500 единиц.
Данный способ применяется, когда
тЧП значительная часть затрат является полупостоянной, т.е. они реагируют на изменение объема производства следующим образом:
Затраты |
||
Объем производства
тЧПнаблюдается эффект экономии на масштабе производства;
тЧПзакупочная цена сырья и материалов зависит от покупаемого количества и т.п.
ВлГибкиеВ» бюджеты полностью учитывают изменение объемов производства по сравнению с прогнозируемыми.
Пример.
Планируется произвести 10000 единиц продукции. Затраты сырья тАУ 3 кг на 1 единицу. Всего планируемые затраты сырья тАУ 30000 кг.
Фактически было произведено 15000 единиц продукции и израсходовано 42000 кг сырья.
Если мы применяем фиксированное бюджетирование, то будет отмечен перерасход сырья 42000 кг тАУ 30000 кг = 12000 кг.
Если применяется гибкое бюджетирование, то планируемыми затратами будет считаться: 3 кг * 15000 = 45000, и будет отмечена экономия сырья 3000 кг 45000 кг тАУ 42000 кг = 3000 кг.
Процесс составления ВлгибкогоВ» бюджета:
- изначально он разрабатывается для ожидаемого уровня производства;
- в конце периода бюджетированные затраты пересчитываются пропорционально фактическому объему производства, прежде чем происходит сопоставление плановых и фактических объемов затрат.
Данный вид бюджетов активно применяется для осуществления вариационного анализа, т.е. детального анализа отклонений фактических данных от запланированных.
3.2
В зависимости от того, как меняются бюджеты в результате изменения ожиданий, бюджеты бывают:
1)периодические (periodioc budgets);
2)скользящие (rolling budgets).
Периодический бюджет составляется обычно на один год; после того, как был принят бюджет, его не корректируют. Используется в стабильных отраслях, в которых несложно сделать прогноз и в которых не требуется очень тщательного контроля за всеми изменениями.
Скользящий бюджет тАУ это бюджет, который постоянно обновляется путем добавления к нему следующего финансового периода (например, месяца или квартала) по мере того, как завершается очередной финансовый период. Цель данного вида бюджета: осуществлять тщательный контроль за деятельностью предприятия и всегда предоставлять максимально точную плановую информацию на ближайшие 12 месяцев.
Пример (скользящий бюджет)
1 января 2001 г составляется бюджет на 12 мес. до 31 декабря 2001 г.
1 февраля 2001 г:
тЧП сравниваются фактические и плановые показатели за январь;
тЧП если бюджет на январь оказался нереалистичным, проводится корректировка бюджета на оставшиеся 11 мес.;
тЧПразработывается бюджет еще на 1 мес. вперед до января 2002 г.
Задание 1.Предприятие производит офисную мебель. Имеется следующая информация:
Запасы на начало Планируемые продажи Продажная
периода, шт. в июне, шт. цена
Стулья 63 290 120
Столы 36 120 208
Кресла 90 230 51
Запасы на конец месяца должны составлять 30% от объема продаж за соответствующий месяц.
Для производства мебели требуются следующие ресурсы:
Дерево, Пластик, Неквалифиц. Квалифиц.
кубометры кубометры труд, часы труд, часы
Стулья 4 2 3 2
Столы 5 3 5 8
Кресла 2 1 2 -
Стоимость ед. 12 7 4 6
затрат, руб
Запасы материалов на начало периода:
дерево тАУ 142 м
пластик тАУ81 м
Планируется, что запасы материалов на конец периода должны быть достаточными для производства 50 ед. каждого вида продукции.
Накладные расходы составляют 1 рубль на каждый час затраченного труда.
Требуется:
- составить на июнь бюджет (а) продаж;
(б) производства;
(в) расходования материалов;
(г) трудовых затрат;
(д) закупки материалов.
- составить планируемый Отчет о Прибылях и Убытках за июнь.
(1) Операционные бюджеты
(а) Бюджет продаж
Стулья |
Столы |
Кресла |
Всего |
|
Количество, ед |
290 |
120 |
230 |
|
Стоимость, руб |
34 800 |
24 960 |
11 730 |
71 490 |
(б) Бюджет производства, в ед продукции
Стулья |
Столы |
Кресла |
|
Продажи |
290 |
120 |
230 |
Запасы на конец |
87 |
36 |
69 |
377 |
156 |
299 |
|
Запасы на начало |
(63) |
(36) |
(90) |
Объем производства |
314 |
120 |
209 |
(в) Бюджет расходования материалов
Дерево, кубометры |
Пластик, кубометры |
|
Стулья |
314*4=1256 |
314*2=628 |
Столы |
120*5=600 |
120*3=360 |
Кресла |
209*2=418 |
209*1=209 |
Итого |
2274 |
1197 |
(г) Бюджет трудовых затрат
Неквалифиц. труд, часы |
Квалифиц. труд, часы |
|
Стулья |
314*3=942 |
314*2=628 |
Столы |
120*5=600 |
120*8=960 |
Кресла |
209*2=418 |
- |
Итого, часов |
1960 |
1588 |
Итого, руб |
1960*4=7840 |
1588*6=9528 |
(д) Бюджет закупки материалов
Дерево, кубометры |
Пластик, кубометры |
|
Расход в производство |
2274 |
1197 |
Запасы на конец пер. |
||
50*(4+5+2) |
550 |
|
50*(2+3+1) |
300 |
|
2824 |
1497 |
|
Запасы на начало пер. |
(142) |
(81) |
Закупки, кубометры |
2682 |
1416 |
Закупки, руб |
2682*12=32184 |
1416*7=9912 |
- Планируемый Отчет о Прибылях и Убытках (руб)
Выручка 71490
Производственные затраты
Дерево 27288
Пластик 8379
Неквалифицированный труд 7840
Квалифицированный труд 9528
Накладные расходы (1960+1588) 3548
56583 |
Запасы готовой продукции на начало пер.* 15255
71838 |
Запасы готовой продукции на конец пер.* (16578)
Себестоимость готовой продукции (55260)
Валовая прибыль 16230
*Расчет себестоимости запасов
(руб)
Стулья |
Столы |
Кресла |
Всего |
|
Себестоимость ед |
||||
Дерево |
12*4=48 |
*5=60 |
*2=24 |
|
Пластик |
7*2=14 |
*3=21 |
*1=7 |
|
Неквалифиц. труд |
4*3=12 |
*5=20 |
*2=8 |
|
Квалифиц. труд |
6*2=12 |
*8=48 |
- |
|
Накладные расходы |
1*5=5 |
*13=13 |
*2=2 |
|
Всего |
91 |
162 |
41 |
|
Запасы на начало пер. |
5733 |
5832 |
3690 |
15255 |
Запасы на конец пер. |
7917 |
5832 |
2829 |
16578 |
Проверка:
Валовая прибыль
Стулья 290*(120 тАУ 91) = 8410
Столы 120*(208 тАУ 162) = 5520
Кресла 230*(51 тАУ 41) = 2300
16230 |
Недавно созданное предприятие планирует начать деятельность с 1 марта 2002 г. Будут производиться продукт А и продукт Б. Имеется следующая информация:
- Политика компании в отношении запасов:
-запасы готовой продукции на конец месяца должны равняться прогнозируемому на следующий месяц объему продаж;
-на конец месяца не должно быть остатков незавершенного производства;
-запасы материалов на конец месяца должны равняться производственной потребности в материалах следующего месяца.
- Ожидаемые издержки на ед продукции (руб):
А |
Б |
|
Материалы |
||
Х (1,4 руб за кг) |
56 |
112 |
У (7 руб за кг) |
21 |
28 |
Труд |
||
квалифицированный (28 руб в час) |
28 |
56 |
неквалифицированный (8 руб в час) |
8 |
24 |
Накладные расходы |
35 |
70 |
- Ценовая политика компании:
цены устанавливаются с 20%-й наценкой на полную производственную себестоимость (с соответствующим округлением цены до рубля).
- В соответствии с маркетинговым исследованием прогнозируются следующие объемы продаж:
-А: 2000 ед в марте, с последующим увеличением на 200 ед в месяц, до максимального объема продаж 2800 ед в месяц;
-Б: 1000 ед в марте, с увеличением на 10% в последующие 3 месяца и неизменным объемом продаж в дальнейшем.
Требуется:
- составить на март, апрель и май следующие операционные бюджеты
(а) производства;
(б) закупки материалов;
(в) трудовых затрат;
(г) продаж;
- составить планируемый Отчет о Прибылях и Убытках за 3 месяца.
- Операционные бюджеты
(а) Бюджет производства (в ед)
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
|||||
А |
Б |
А |
Б |
А |
Б |
А |
Б |
|
Запасы на нач. |
- |
- |
(2200) |
(1100) |
(2400) |
(1210) |
(2600) |
(1331) |
Продажи |
2000 |
1000 |
2200 |
1100 |
2400 |
1210 |
2600 |
1331 |
Запасы на кон. |
2200 |
1100 |
2400 |
1210 |
2600 |
1331 |
2800 |
1331 |
Производство |
4200 |
2100 |
2400 |
1210 |
2600 |
1331 |
2800 |
1331 |
(б) Бюджет закупки материалов
Материал Х
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
|||||
А |
Б |
А |
Б |
А |
Б |
А |
Б |
|
Запасы на нач. |
- |
- |
(96000) |
(96800) |
(104000) |
(106480) |
||
Расход в пр-во |
168000 |
168000 |
96000 |
96800 |
104000 |
106480 |
112000 |
106480 |
Запасы на кон. |
96000 |
96800 |
104000 |
106480 |
112000 |
106480 |
||
264000 |
264800 |
104000 |
106480 |
112000 |
106480 |
|||
Всего в мес., кг |
528 800 |
210 480 |
218 480 |
|||||
Всего в месяц, руб (*1,4/кг) |
740 320 |
294 672 |
305 872 |
Материал У
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
|||||
А |
Б |
А |
Б |
А |
Б |
А |
Б |
|
Запасы на нач. |
- |
- |
(7200) |
(4840) |
(7800) |
(5324) |
||
Расход в пр-во |
12600 |
8400 |
7200 |
4840 |
7800 |
5324 |
8400 |
5324 |
Запасы на кон. |
7200 |
4840 |
7800 |
5324 |
8400 |
5324 |
||
19800 |
13240 |
7800 |
5324 |
8400 |
5324 |
|||
Всего в мес., кг |
33 040 |
13 124 |
13 724 |
|||||
Всего в месяц, руб (*7/кг) |
231 280 |
91 868 |
96 068 |
(в) Бюджет трудовых затрат
Март |
Апрель |
Май |
Всего |
||||
Вид трудовых затрат |
квалиф, часы |
неквал, часы |
квалиф, часы |
неквал, часы |
квалиф, часы |
неквал, часы |
|
Продукт А |
4200 |
4200 |
2400 |
2400 |
2600 |
2600 |
|
Продукт Б |
4200 |
6300 |
2420 |
3630 |
2662 |
3993 |
|
Всего часов |
8400 |
10500 |
4820 |
6030 |
5262 |
6593 |
|
Всего, в руб |
|||||||
*28 руб/час |
235 200 |
134 960 |
147 336 |
517 496 |
|||
*8 руб/час |
84 000 |
48 240 |
52 774 |
184 984 |
(г) Бюджет продаж
Март |
Апрель |
Май |
Всего, |
||||
ед |
руб |
ед |
руб |
ед |
руб |
руб |
|
Продукт А |
2000 |
356 000 |
2200 |
391 600 |
2400 |
427 200 |
|
Продукт Б |
1000 |
348 000 |
1100 |
382 800 |
1210 |
421 080 |
|
Всего |
704 000 |
774 400 |
848 280 |
2326 680 |
Расчет цен
(руб)
А |
Б |
|
Полная себестоимость |
148 |
290 |
Плюс 20%-ная наценка |
29,6 |
58 |
Всего |
177,6 |
348 |
После округления |
178 |
- Планируемый Отчет о Прибылях и Убытках за 3 месяца
(руб)
Выручка 2 326 680
Производственные затраты
Материал Х
закупка 1 340 864
запасы на конец периода
[(112000+106480)*1,4 ] (305 872)
Материал У
закупка 419 216
запасы на конец периода
[ (8400+5324)*7 ] (96 068)
Затраты неквалифицированного труда 184 984
Затраты квалифицированного труда 517 496
Накладные расходы 646 870
2 707 490 |
Запасы готовой продукции на конец периода
[2600*148+1331*290] (770 790)
Себестоимость проданной продукции (1 936 700)
Валовая прибыль 389 980
Вместе с этим смотрят:
Вексель и его виды. Особенности вексельных расчетовВиды заработной платы и формы оплаты труда
Влияние инфляции на бухучет в отечественной и зарубежной практике
Готовая продукция, ее учет и реализация