Бюджетирование в системе финансового менеджмента

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РФ

Кафедра статистики, учета и аудита

Информационно-аналитическая справка на тему:

ВлБюджетирование в системе финансового менеджментаВ»

Выполнила: студентка 5 курса факультета МЭО  3 ак. гр. Симонян Алина

Научный руководитель: проф. Пучкова С.И.

Москва, 2001

Содержание

Вз1. Понятие бюджетирования        3

Вз2. Процесс бюджетирования        3

Вз3. Виды бюджетов        6

Задание 1.        9

Задание 2.        13

Вз1. Понятие бюджетирования

Бюджет тАУ это план деятельности предприятия в числовом выражении на определенный период времени, как правило, до одного года.

Главные цели бюджетирования:

  1. Планирование и контроль.

Бюджет является воплощением долгосрочного плана в текущем периоде. Контроль за результатами деятельности предприятия осуществляется путем сопоставления бюджетируемых и фактических результатов деятельности и последующим детальным анализом причин отклонений.

  1. Распределение ответственности тАУ делегирование ответственности за понесенные издержки, полученные доходы и прибыль.
  2. Оптимизация.

Бюджет обеспечивает наилучшее использование ограниченных ресурсов.

  1. Мотивация персонала.

Бюджет предоставляет сотрудникам информацию о намеченных целях в количественном выражении и обеспечивает возможность оценить эффективность их работы.

Вз2. Процесс бюджетирования

I. Определение главного фактора бюджетирования (principal budget factor), то есть фактора, который ограничивает деятельность предприятия в краткосрочном периоде. Обычно таким фактором является предельный объем продаж, определяемый текущим рыночным спросом. Таким фактором могут быть также производственные мощности предприятия, наличие квалифицированных трудовых ресурсов или редких материалов и др. Весь дальнейший процесс бюджетирования будет строится с учетом выбранного главного фактора.

II. Разработка ключевого бюджета (key budget), т.е. бюджета по выбранному главному фактору. Чаще всего это бюджет продаж. Его построение включает детальное планирование физического объема продаж, цен и выручки по всем видам продукции.

III. Разработка функциональных, или операционных бюджетов (functional budgets), т.е. бюджетов, направленных на обеспечение выполнения ключевого бюджета. В первую очередь это бюджет производства. Его построение осуществляется исходя из объема продаж, наличия запасов на начало периода и минимального уровня запасов готовой продукции, который предприятие поддерживает в соответствии со своей внутренней политикой. Итак, для каждого вида продукции и для каждого периода (месяца, квартала):

планируемый объем производства = планируемый объем продаж +

+ требуемые запасы на конец периода тАУ запасы на начало периода.

Бюджет производства строится только в количественном выражении (без стоимостного).

На основе бюджета производства разрабатываются:
  • бюджет трудовых затрат (labour budget) в количественном (чел.-часы) и стоимостном выражении;
  • бюджет расходования материалов (materials usage budget) тАУ в количественном выражении.

Далее строится бюджет закупки материалов (materials purchase budget) с учетом данных бюджета расходования материалов, объема запасов материалов на начало периода и требуемого для поддержания уровня запасов материалов.

После этого составляются бюджеты накладных расходов. Переменные накладные расходы планируются следующим образом:

  • производственные тАУ на основе данных об объеме производства;
  • коммерческие тАУ на основе данных об объеме продаж.

Отдельно осуществляется бюджетирование постоянных накладных расходов.

Следующим шагом является определение ожидаемого притока денежных средств, с учетом планируемого объема продаж и схемы расчетов с покупателями; и ожидаемого оттока денежных средств, с учетом плана приобретения производственных ресурсов и схемы расчетов с поставщиками. В результате выясняется, существует ли вероятность дефицита денежных средств для обеспечения текущей деятельности, и определяется потребность предприятия в краткосрочном финансировании.

IV. Построение генерального бюджета (master budget), который включает:

  • планируемый Отчет о Прибылях и Убытках;
  • планируемый Баланс;
  • планируемый Отчет о Движении Денежных Средств.

Для построения планируемого Отчета о Прибылях и Убытках используются бюджеты продаж, производства, отдельных видов затрат.

Ниже приведена проформа данного отчета, которая учитывает изменения и запасов готовой продукции, и запасов материалов.

Планируемый Отчет о Прибылях и Убытках.

Выручка                                                                                                х

Производственные издержки

Запасы сырья и материалов на начало периода                   х

Закупленное сырье и материалы                                   х

Запасы сырья и материалов на конец периода                _(х)_

Себестоимость израсходованных сырья и материалов                   х

Прямые затраты труда                                                           х

Производственные накладные расходы

       [постоянные и переменные]                                                 _х_

Себестоимость произведенной продукции                                   х

Запасы готовой продукции на начало периода                                   х

Запасы готовой продукции на конец периода                                _(х)_

Себестоимость проданной продукции                                                         _(х)

Валовая прибыль                                                                                            х

Непроизводственные (коммерческие и управленческие) расходы

       [постоянные и переменные]                                                                   (х)

Операцонная прибыль                                                                                   х

Прогнозный вариант Отчета о Движении Денежных Средств строится тем же способом, что и описанный выше бюджет по определению обеспеченности текущей деятельности денежными средствами.

Прогнозный Баланс формируется на основе планируемых Отчета о Прибылях и Убытках и Отчета о Движении Денежных Средств.

Принцип определения суммы по отдельным статьям баланса следующий (в качестве примера тАУ для активных счетов):

Конечное сальдо по счету = начальное сальдо +

+ оборот по дебету (прогнозируемый) тАУоборот по кредиту (прогнозируемый).

Например,

прогнозируемая дебиторская задолженность на конец периода =

= дебиторская задолженность на начало периода +

+ прогнозируемая выручка (по отгрузке) тАУ

тАУ прогнозируемые поступления денежных средств от продаж.

Вз3. Виды бюджетов

3.1

В зависимости от того, как перед проведением вариационного анализа  корректируется бюджет в случае отклонения фактического объема производства от запланированного, бюджеты бывают:

  1. фиксированные для любого уровня производства(fixed budgets);
  2. фиксированные для каждого отдельного уровня производства (Flexible budgets);
  3. гибкие (Flexed budgets).

В первом случае бюджет разрабатывается для прогнозируемого уровня производства; в конце периода данные этого бюджета о затратах сопоставляются с фактическими данными о затратах без каких тАУ либо корректировок на фактический уровень производства. Область применения: сфера услуг, где большая часть издержек постоянны, в отличие от промышленного производства, где многие издержки являются переменными.

Во втором случае разрабатывается несколько вариантов бюджета при различных уровнях производства или продаж.

Пример. Разрабатываются следующие бюджеты:

А. бюджет для уровня производства 1000 тАУ 1500 единиц;

Б. бюджет для уровня производства 1500 тАУ 3500 единиц;

В. бюджет для уровня производства свыше 3500 единиц.

Данный способ применяется, когда

тЧП значительная часть затрат является полупостоянной, т.е. они реагируют на изменение объема производства следующим образом:

Затраты

Объем производства

тЧПнаблюдается эффект экономии на масштабе производства;

тЧПзакупочная цена сырья и материалов зависит от покупаемого количества и т.п.

ВлГибкиеВ» бюджеты полностью учитывают изменение объемов производства по сравнению с прогнозируемыми.

Пример.

Планируется произвести 10000 единиц продукции. Затраты сырья тАУ 3 кг на 1 единицу. Всего планируемые затраты сырья тАУ 30000 кг.

Фактически было произведено 15000 единиц продукции и израсходовано 42000 кг сырья.

Если мы применяем фиксированное  бюджетирование, то будет отмечен перерасход сырья 42000 кг тАУ 30000 кг = 12000 кг.

Если применяется гибкое бюджетирование, то планируемыми затратами будет считаться: 3 кг * 15000 = 45000, и будет отмечена экономия сырья 3000 кг 45000 кг тАУ 42000 кг = 3000 кг.

Процесс составления ВлгибкогоВ» бюджета:

  • изначально он разрабатывается для ожидаемого уровня производства;
  • в конце периода бюджетированные затраты пересчитываются пропорционально фактическому объему производства, прежде чем происходит сопоставление плановых и фактических объемов затрат.

Данный вид бюджетов активно применяется для осуществления вариационного анализа, т.е. детального анализа отклонений фактических данных от запланированных.

3.2

В зависимости от того, как меняются бюджеты в результате изменения ожиданий, бюджеты бывают:

1)периодические (periodioc budgets);

2)скользящие (rolling budgets).

Периодический бюджет составляется обычно на один год; после того, как был принят бюджет, его не корректируют. Используется в стабильных отраслях, в которых несложно сделать прогноз и в которых не требуется очень тщательного контроля за всеми изменениями.

Скользящий бюджет тАУ это бюджет, который постоянно обновляется путем добавления к нему следующего финансового периода (например, месяца или квартала) по мере того, как завершается очередной финансовый период. Цель данного вида бюджета: осуществлять тщательный контроль за деятельностью предприятия и всегда предоставлять максимально точную плановую информацию на ближайшие 12 месяцев.

Пример (скользящий бюджет)

1 января 2001 г составляется бюджет на 12 мес. до 31 декабря 2001 г.

1 февраля 2001 г:

тЧП сравниваются фактические и плановые показатели за январь;

тЧП если бюджет на январь оказался нереалистичным, проводится корректировка бюджета на оставшиеся 11 мес.;

тЧПразработывается бюджет еще на 1 мес. вперед до января 2002 г.

Задание 1.

Предприятие производит офисную мебель. Имеется следующая информация:

Запасы на начало                Планируемые продажи                Продажная

           периода, шт.                        в июне, шт.                             цена

Стулья                63                                        290                                120

Столы                36                                        120                                208

Кресла                90                                        230                                 51

Запасы на конец месяца должны составлять 30% от объема продаж за соответствующий месяц.

Для производства мебели требуются следующие ресурсы:

                               Дерево,                Пластик,        Неквалифиц.        Квалифиц.

                             кубометры               кубометры        труд, часы                труд, часы

Стулья                            4                            2                        3                        2

Столы                            5                            3                        5                        8

Кресла                            2                            1                        2                        -

Стоимость ед.                    12                            7                        4                        6

  затрат, руб

Запасы материалов на начало периода:

дерево тАУ 142 м

пластик тАУ81 м

Планируется, что запасы материалов на конец периода должны быть достаточными для производства 50 ед. каждого вида продукции.

Накладные расходы составляют 1 рубль на каждый час затраченного труда.

Требуется:

  1. составить на июнь бюджет (а) продаж;

(б) производства;

(в) расходования материалов;

(г) трудовых затрат;

(д) закупки материалов.

  1. составить планируемый Отчет о Прибылях и Убытках за июнь.

(1) Операционные бюджеты

(а) Бюджет продаж

Стулья

Столы

Кресла

Всего

Количество, ед

290

120

230

Стоимость, руб

34 800

24 960

11 730

71 490

(б) Бюджет производства, в ед продукции

Стулья

Столы

Кресла

Продажи

290

120

230

Запасы на конец

87

36

69

377

156

299

Запасы на начало

(63)

(36)

(90)

Объем производства

314

120

209

(в) Бюджет расходования материалов

Дерево, кубометры

Пластик, кубометры

Стулья

314*4=1256

314*2=628

Столы

120*5=600

120*3=360

Кресла

209*2=418

209*1=209

Итого

2274

1197

(г) Бюджет трудовых затрат

Неквалифиц. труд,

часы

Квалифиц. труд,

часы

Стулья

314*3=942

314*2=628

Столы

120*5=600

120*8=960

Кресла

209*2=418

-

Итого, часов

1960

1588

Итого, руб

1960*4=7840

1588*6=9528

(д) Бюджет закупки материалов

Дерево, кубометры

Пластик, кубометры

Расход в производство

2274

1197

Запасы на конец пер.

50*(4+5+2)

550

50*(2+3+1)

300

2824

1497

Запасы на начало пер.

(142)

(81)

Закупки, кубометры

2682

1416

Закупки, руб

2682*12=32184

1416*7=9912

  1. Планируемый Отчет о Прибылях и Убытках (руб)

Выручка                                                                                71490

Производственные затраты

Дерево                                                27288

Пластик                                                  8379

Неквалифицированный труд                  7840

Квалифицированный труд                          9528

Накладные расходы        (1960+1588)          3548

56583

Запасы готовой продукции на начало пер.*         15255

71838

Запасы готовой продукции на конец пер.*        (16578)

Себестоимость готовой продукции                                        (55260)

Валовая прибыль                                                                 16230

*Расчет себестоимости запасов

(руб)

Стулья

Столы

Кресла

Всего

Себестоимость ед

Дерево

12*4=48

*5=60

*2=24

Пластик

7*2=14

*3=21

*1=7

Неквалифиц. труд

4*3=12

*5=20

*2=8

Квалифиц. труд

6*2=12

*8=48

-

Накладные расходы

1*5=5

*13=13

*2=2

Всего

91

162

41

Запасы на начало пер.

5733

5832

3690

15255

Запасы на конец пер.

7917

5832

2829

16578

Проверка:

Валовая прибыль

Стулья                290*(120 тАУ 91) =                        8410

Столы                120*(208 тАУ 162) =                        5520

Кресла                230*(51 тАУ 41) =                        2300

16230

Задание 2.

Недавно созданное предприятие планирует начать деятельность  с 1  марта  2002 г. Будут производиться продукт А и продукт Б. Имеется следующая информация:

  1. Политика компании в отношении запасов:

-запасы готовой продукции на конец месяца должны равняться прогнозируемому на следующий месяц объему продаж;

-на конец месяца не должно быть остатков незавершенного производства;

-запасы материалов на конец месяца должны равняться производственной потребности в материалах следующего месяца.

  1. Ожидаемые издержки  на ед продукции (руб):

А

Б

Материалы

Х   (1,4 руб за кг)

56

112

У   (7 руб за кг)

21

28

Труд

квалифицированный    (28 руб в час)

28

56

неквалифицированный (8 руб в час)

8

24

Накладные расходы

35

70

  1. Ценовая политика компании:

цены устанавливаются с 20%-й наценкой на полную производственную себестоимость (с соответствующим округлением цены до рубля).

  1. В соответствии с маркетинговым исследованием прогнозируются следующие объемы продаж:

-А: 2000 ед в марте, с последующим увеличением на 200 ед в месяц, до максимального объема продаж 2800 ед в месяц;

-Б: 1000 ед в марте, с увеличением на 10% в последующие 3 месяца и неизменным объемом продаж в дальнейшем.

Требуется:

  1. составить на март, апрель и май следующие операционные бюджеты

(а) производства;

(б) закупки материалов;

(в) трудовых затрат;

(г) продаж;

  1. составить планируемый Отчет о Прибылях и Убытках за 3 месяца.
  1. Операционные бюджеты

(а) Бюджет производства (в ед)

Март

Апрель

Май

Июнь

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

Запасы на нач.

-

-

(2200)

(1100)

(2400)

(1210)

(2600)

(1331)

Продажи

2000

1000

2200

1100

2400

1210

2600

1331

Запасы на кон.

2200

1100

2400

1210

2600

1331

2800

1331

Производство

4200

2100

2400

1210

2600

1331

2800

1331

(б) Бюджет закупки материалов

Материал Х

Март

Апрель

Май

Июнь

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

Запасы на нач.

-

-

(96000)

(96800)

(104000)

(106480)

Расход в пр-во

168000

168000

96000

96800

104000

106480

112000

106480

Запасы на кон.

96000

96800

104000

106480

112000

106480

264000

264800

104000

106480

112000

106480

Всего в мес., кг

528 800

210 480

218 480

Всего в месяц,

руб (*1,4/кг)

740 320

294 672

305 872

Материал У

Март

Апрель

Май

Июнь

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

Запасы на нач.

-

-

(7200)

(4840)

(7800)

(5324)

Расход в пр-во

12600

8400

7200

4840

7800

5324

8400

5324

Запасы на кон.

7200

4840

7800

5324

8400

5324

19800

13240

7800

5324

8400

5324

Всего в мес., кг

33 040

13 124

13 724

Всего в месяц,

руб (*7/кг)

231 280

91 868

96 068

(в) Бюджет трудовых затрат

Март

Апрель

Май

Всего

Вид трудовых

затрат

квалиф,

часы

неквал,

часы

квалиф,

часы

неквал,

часы

квалиф,

часы

неквал,

часы

Продукт А

4200

4200

2400

2400

2600

2600

Продукт Б

4200

6300

2420

3630

2662

3993

Всего часов

8400

10500

4820

6030

5262

6593

Всего, в руб

*28 руб/час

235 200

134 960

147 336

517 496

*8 руб/час

84 000

48 240

52 774

184 984

(г) Бюджет продаж

Март

Апрель

Май

Всего,

ед

руб

ед

руб

ед

руб

руб

Продукт А

2000

356 000

2200

391 600

2400

427 200

Продукт Б

1000

348 000

1100

382 800

1210

421 080

Всего

704 000

774 400

848 280

2326 680

Расчет цен

(руб)

А

Б

Полная себестоимость

148

290

Плюс 20%-ная наценка

29,6

58

Всего

177,6

348

После округления

178

  1. Планируемый Отчет о Прибылях и Убытках за 3 месяца

(руб)

Выручка                                                                                        2 326 680

Производственные затраты

Материал Х                                        

закупка                                                        1 340 864

запасы на конец периода

[(112000+106480)*1,4 ]                          (305 872)

Материал У        

закупка                                                            419 216

запасы на конец периода

[ (8400+5324)*7 ]                                    (96 068)

Затраты неквалифицированного труда                     184 984

Затраты квалифицированного труда                     517 496

Накладные расходы                                             646 870

2 707 490

Запасы готовой продукции на конец периода

[2600*148+1331*290]                                          (770 790)

Себестоимость проданной продукции                                                (1 936 700)

Валовая прибыль                                                                          389 980

Вместе с этим смотрят:

Вексель и его виды. Особенности вексельных расчетов
Виды заработной платы и формы оплаты труда
Влияние инфляции на бухучет в отечественной и зарубежной практике
Готовая продукция, ее учет и реализация