Системный анализ и управление кредитами
Содержание
Введение 2
Глава 1. Управление кредитами в банке. 5
1.1 Структура кредитного отдела и банка. 5
1.2 Виды и методы кредитной политики. 9
1.3 Виды кредитов. 11
1.4 Виды кредитных рисков. 15
1.5 Этапы прохождения кредита. 17
1.5.1 Рассмотрение заявки на получение кредита. 17
1.5.2 Оценка кредитоспособности заемщика. 23
1.5.3 Подготовка кредитного договора и его заключение. 25
1.5.4 Кредитный мониторинг. 29
Глава 2. Методы использования системного анализа в процессах управления. 31
2.1. Предмет и задачи системного анализа. 31
2.2. Задачи системного анализа в управлении кредитами банка. 32
Глава 3. Системный анализ управления кредитами. 34
3.1. Анализ кредитных задолженностей в 1995 и 1996 годах. 34
3.1.1. Анализ задолженностей по срокам. 37
3.1.2. Анализ задолженностей по отраслям. 39
3.1.3. По процентным ставкам. 40
3.2. Анализ новых выданных кредитов в 1996 году. 41
3.2.1. Анализ выданных кредитов по срокам. 41
3.2.2. Анализ выданных кредитов по отраслям. 42
3.2.3. Анализ выданных кредитов по процентным ставкам. 43
Глава 4. Методика создания системы управления кредитами. 45
4.1. Цель создания информационной системы управления кредитами. 45
4.2. Информационная система управления кредитами. 45
4.2.1. Настройка системы. 45
4.2.2. Формирование и ведение нормативно-справочной информации. 46
4.2.3. Ведение картотеки. 48
4.2.3.1. Добавление записи. 51
4.2.3.2. Сохранение карточки. 51
4.2.4. Операции по кредитам. 51
4.2.4.1. Алгоритм начисления процентов. 52
4.2.4.2. Алгоритм погашения процентов по выданному кредиту. 56
4.2.4.3. Алгоритм погашение кредита. 58
4.2.4.4. Алгоритм расчета отчислений на резерв потенциальных потерь и убытков. 59
4.2.4.5. Алгоритм изменения процентной ставки. 60
4.2.4.6. Алгоритм изменения общей суммы кредита. 61
4.2.5. Отчеты. 61
Заключение. 63
Приложения. 64
Глоссарий. 77
Используемые источники. 78
ВведениеС приобретением независимости, Кыргызстан выбрал путь перехода от централизованной плановой экономики к рыночно ориентированной. Экономическая трансформация, также как и политическая, потребовала развития новых организационных структур и нового экономического мышления. Хотя распад Советского Союза явился одним из негативных факторов, повлиявших на экономическое положение страны, основные причины экономического и бюджетного кризиса были структурного и системного характера. Централизованная экономика показала свою нежизнеспособность в смысле эффективности использования ресурсов, в том числе и денежных, а также достижения экономического роста.
В силу объективных обстоятельств Республика столкнулась с рядом экономических трудностей.
Прежде всего это отразилось на инфляции - уровень цен возрос примерно в 350 раз. Разрыв экономических и торговых связей с традиционными партнерами, прекращение финансирования дефицита бюджета явились одними из причин резкого падения уровня производства и кризиса системы управления. Был потерян большой экспортный рынок для специализированной продукции кыргызских предприятий. Цены на импорт, в особенности на топливо, подскочили многократно.
Эти негативные процессы потребовали разработки новых подходов в осуществлении экономических реформ. Самой серьезной проблемой стала проблема финансовая.
Нехватка финансовых средств поступавших из центрального бюджета, которые являлись основным источником поступлений в республиканский бюджет, ухудшение условий торговли, выраженное в потере традиционных рынков и резкое повышение цен на импорт, высокая инфляция, и незнание законов рыночной экономики, - все это обусловило резкое падение уровня производства. Оно коснулось большинства промышленных и сельскохозяйственных предприятий страны, оказавшихся перед угрозой полного закрытия.
Предприятия, в результате крушения прежней торговой и платежной системы и до создания новой, не имели возможность приобретать столь необходимые для поддержания своего производства запасных частей и сырьевые ресурсы.
В этих условиях предприятия вынуждены были искать новые источники финансирования. Реорганизация государственных предприятий в акционерные общества позволило им привлекать средства иностранных инвесторов, заинтересованных лиц и своих работников для своей производственной деятельности. Но очень жесткие требования фондового рынка к листингу предприятий не дает возможности многим из них работать на рынке ценных бумаг в полную мощность.
До недавнего времени финансирование предприятий производились через бывшие государственные банки по целевым правительственным постановлениям, и результаты этих действий наглядно свидетельствуют, что такая практика кредитования зачастую приводит к увеличению не возврата кредитов. При этом в отдельных банках не учитывался тот факт, что установление высоких процентных ставок на кредиты заведомо повышает риск их невозврата. В связи с этим, невозврат кредитов принял обвальный характер и вызвал у банков резкое сокращение доходности по процентам и рост расходов по процентным выплатам. Это в свою очередь привело к убыточности банков.
В 1994 году банки иногда выдавали кредиты при недостаточности капитала, это было обусловлено плохим состоянием информационного обеспечения, из-за чего они часто были не в состоянии точно оценить свое истинное положение и возможность выдачи нового кредита.
Это привело к появлению нереальных активов у банков. При этом банки не создавали резервы для их списания. Банки еще не начинали практику формирования резерва на покрытие возможных потерь по кредитам в зависимости от их квалификации
Существующий финансово-кредитный сектор страдает от своего структурного однообразия: все, что есть в Кыргызстане - это 15 банков, одна расчетно-сберегательная компания, несколько страховых компаний (которые занимаются страхованием кредитов и имущества в небольших размерах, так как они не имеют свободных финансовых ресурсов) и инвестиционные (формально) компании, ломбарды и обменные бюро. Нет ни ипотечных банков, ни лизинговых компаний, ни других финансовых институтов, призванных максимально удовлетворить потребности экономики и населения.
В августе 1996 года Национальным Банком с содействия Азиатского Банка созданы 3 экспериментальных кредитных союза в Араванском, Кадамжайском районах Ошской области и г. Кара-Балта, они призваны кредитовать сельскохозяйственные предприятия и фермерские хозяйства - членов кредитного союза.
В настоящее время в Кыргызстане в общих чертах сформировалась двухуровневая банковская система. На первом уровне - Национальный банк Кыргызской Республики, на втором - коммерческие банки.
Формирование банковской системы осуществлялось как путем преобразования существовавших государственных банков в акционерные, так и путем создания новых коммерческих банков. Переход на новые условия работы потребовал,