Банковская система Республики Беларусь

Реферат

Банковская система, финансы - это стержень эконоВнмики, это кровеносная сисВнтема страны. Проблем здесь очень много: высокие темпы инфляВнции, девальВнвация, деВнфицит иноВнстранной валюты, множестВнвенность курсов, отрицательные процентные ставки по кредиВнтам и депозитам, рост проВнблемных кредитов, снижеВнние инвестиций в реВнальный сектор экоВнномики. Все это непростые экономиВнчеВнские воВнпросы, но на них необВнходимо найти практиВнческие ответы. Задачи повышеВнния эффекВнтивности работы банковВнской системы в современных усВнловиях приобВнретают осоВнбое знаВнчение и актуальность.

Цель данной работы: глубоко и всесторонне проанализировать поВнложение дел в деВннежно-кредитной сфере, уточнить задачи и пути их решения. Для достижеВнния поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач. Раскрыть понятие и сущность банковВнской системы. Проанализировать процессы зарожВндения и становления банковской системы. Дать развернутую оценку советской банковской системе. Проанализировать пеВнреход в 1991 году к двухуровневой сисВнтеме и её развитие с 1991 по 2001 год. Наметить пути повышения стабильности банВнковской системы. Выработать сценарии дальнейшего развития банковской системы.

Предмет данного исследования - это существенные свойства и отношения объВнекта исВнследования, познание которых необходимо для решения теоретической или практической проблемы. В отличие от объекта исследования, содержание которого не зависит от субъекта, предмет исследования является результатом взаимодействия субъекта и объекта познания. Объектом исследования является банковская система. Основные результаты исследования показывают, что банковская система Республики Беларусь  находится в процессе становлеВнния. Практическая значимость и апробация результатов исВнследования характеризуется  тем, что в работе  намеВнчены пути повыВншения стабильности банковской системы и выработаны сценарии дальнейВншего разВнвития.  Областью возможного применения результатов исследования является деяВнтельность Национального банка, комВнмерческих банков Республики Беларусь, заруВнбежных банков, органов государственного управления.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение        4

1.Общая характеристика банковской системы.        7

1.1.        Понятие и сущность банковской системы        7

1.2. Функции и задачи Национального банка и его взаимоотношения с коммерческими банками        18

2. Анализ процессов становления и развития банковской системы в Республике Беларусь        28

2.1. Зарождение банковской системы        28

2.2. Советская банковская система         37

2.3. Переход в 1991 году к двухуровневой банковской системе и ее дальнейшее развитие с 1991 года по настоящее время  в Республике Беларусь         45

3. Пути совершенствования и дальнейшего развития банковской системы        52

3.1. Пути повышения стабильности банковской системы         52

3.2. Новые технологии в банковском деле        66

3.3. Сценарии дальнейшего развития и проблемы глобализации банковской системы        74

Заключение         81

Список литературы        85

Введение

Банковская система, финансы - это стержень эконоВнмики, это кровеносная система страны. Проблем здесь очень много: высокие темпы инфляВнции, девальВнвация, дефицит иноВнстранной валюты, множестВнвенность курсов, отрицательные процентные ставки по кредиВнтам и депозитам, рост проВнблемных кредитов, снижеВнние инвестиций в реальный сектор экоВнномики. Это далеко не полный переВнчень обозначившихся негативных тенденВнций, которые, по крайней мере, действуют угВннетающе на нашу экономику. Все это непростые экономиВнческие воВнпросы, но на них необходимо найти практиВнческие ответы. Задачи повышения эффекВнтивности раВнботы банковской системы в современных усВнловиях приобретают осоВнбое знаВнчеВнние.

Обеспечивая концентрацию и перелив финансовых ресурсов, банковская система питает и стимулирует развиВнтие экономики государства. От ее работы во многом завиВнсит результативВнность проводимой экономической политиВнки, а в коВннечном итоге - экономичеВнское положение госуВндарства в целом.

Чтобы объективно оценить эффективность банковВнской системы, нужно, очевидно, исВнходить из следующих критериев и целевых установок. НеобхоВндимо определить, содейВнствует ли сложившаяся банковская система задачам экономического роста, достижения финансовой и макроВнэкономической стабиВнлизации, увеличения инвестиций и сбережений населения, в соВнстоянии ли она обеспечить укВнрепление национальной платежной системы, достижение мироВнвых стандартов в области банковских операций, эфВнфективное развитие финанВнсовых рынков.

Важность проблем, связанных с повышением эфВнфективности работы банковской сисВнтемы, связана прежде всего со структурными особенностями экономики нашего госуВндарства. Поскольку основу экономического потенциаВнла Беларуси составляет промышленВнный комплекс, крупные и весьма крупные, даже по мировым меркам, предприятия и объеВндинения, перспективы их развития свяВнзаны с модерВннизацией и техническим перевооружеВннием, а это требует сущестВнвенных инвестиций, прокредитовать которые обяВнзана вся наша банковская сисВнтема.

В значительных инвестициях нуждаются сельское хозяйство, строительство да и транспорт. Поэтому мобилиВнзация, направление денежных ресурсов прежде всего в реВнальный сектор, отбор и стимулирование приоритетных проектов и проВнграмм, - а они определены, - важнейшая задача банков.

В банковский оборот должны быть вовлечены все накопления - и насеВнления, и субъВнектов хозяйствования. Достаточны ли для этого мощности нашей банковской сисВнтемы? ДанВнные свидетельствуют, что нет.

В частности, отношение собственного капитала банков Беларуси к валоВнвому внутВнренВннему продукту соВнставляет чуть больше 3%, в то время как в РосВнсии - более 5%, в Польше - боВнлее 5%, в Чехии - за 8%.

Повышение финансового потенциала банковской системы, наращивание банВнковВнских ресурсов - задача перВнвостепенной важности. Развитие банковской системы должно вести к раВнзумной специализации банков, обладающих значиВнтельныВнми финанВнсовыми реВнсурсами, достаточными для финансиВнрования госуВндарственных и, прежде всего, инвестиВнционВнных программ и проектов. Именно с этих позиций мы буВндем оцеВннивать работу наших банков и банковской системы в целом.

Банковский сектор будет оставаться важнейшим звеном, через которое НБ РБ окаВнзывает воздействие на реальный сектор экономики. С учетом ключеВнвых принциВнпов эфВнфективного банковского надзора, определенных Базельским комитетом по  банковскому надзору, Национальный банк, вероятнее всего, продолжит работу по внедрению в пракВнтику надзорной деятельности общеВнпринятых в мировой банковской практике подходов к регулированию банковВнских рисков, в том числе на консолидиВнрованной основе, по дальВннейшему соВнвершенствованию и приближению к междунаВнродным стандартам учета, бухВнгалтерской и финансовой отчетности банков, а также по разработке требований по форВнмированию резервов дополнительно под любые поВнтенциальные потери банков.

Это потребует от всей банковской системы ориентировать деятельность в воВнпроВнсах пруденциальных норм на стандарты международного бухгалтерВнского учета и финанВнсовой отчетности.

Предполагается, что на ближайшую перспективу банковская система, РеспубВнлики Беларусь сохранит двухуровневую структуру и будет состоять из НБ РБ и комВнмерческих банков различных видов, зарегистрированных в устаВнновленном порядке, различающихся по видам собственности, по способу форВнмирования уставного капиВнтала, по территории деятельности, по отраслевой ориентации и по видам совершаеВнмых операций.

Рынок банковских услуг в Республике Беларусь сохранит небольшое коВнличеВнство системообразующих банков и однородность предоставляемых услуг. На 6 крупВннейших банков республики в настоящее время приходится 87-92% всех доходных активов и платных пассивов банковской системы:

АСБ    ВлБеларусбанкВ»    (35-38%),    Белагропромбанк    (20-22%), БелВнпромстВнройВнбанк (15%), Белвнешэкономбанк (8%), Приорбанк (7%), БелбизнесВнбанк (6%).

В сегодняшней непростой ситуации необходимо добиться максимальной рациоВннаВнлизаВнции в использовании денежных средств, в первую очередь валютВнных, укрепить национальную валюту. Нужно эффективно использовать деВннежные ресурсы, умело, сеВнлективно проводить кредитную политику. Еще одна проблема, которая до сих пор не решена в полной мере, - валютный контроль. ЗначиВнтельная часть ваВнлютной выручки "утекает" за рубеж, в теневой оборот. В стране должна быть создана эффективВнная система валютВнного контроля.

Все вышесказанное предопределило выбор темы и обусловило ее актуВнальность. Цель данной работы: глубоко и всесторонне проанализировать поВнложеВнние дел в денежно-кредитной сфере, уточнить задачи и пути их решения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

  • Раскрыть понятие и сущность банковской системы.
  • Охарактеризовать взаимоотношения Национального банка с коммерческими банВнками
  • Проанализировать процессы зарождения и становления банковской системы.
  • Дать развернутую оценку советской банковской системе.
  • Проанализировать переход в 1991 году к двухуровневой системе и её развитие с 1991 по настоящее время.
  • Наметить пути повышения стабильности банковской системы.
  • Выработать сценарии дальнейшего развития банковской системы.
1.Общая характеристика банковской системы.
  • Понят ие и сущность банковской системы
  • Банковская система тАФ совокупность различных видов банков и банковских инстиВнтутов в их взаимосвязи, существующая в той или иной стране в определенный историчеВнский период; составная часть кредитной системы (5,с.316). Экономические и правовые осВнновы деятельности банковской системы Республики Беларусь опредеВнлены Законом РесВнпублики Беларусь "О банках и банковской деяВнтельности в РесВнпублике Беларусь", законом Республики Беларусь "О Национальном банке РеспубВнлики Беларусь", другими законоВндаВнтельными и нормативными актами, действуюВнщими на территоВнрии Республики Беларусь (5,с.317). Действие законов распростраВнняется на кредитные учреждения, расположенные на территории РеспублиВнки БелаВнрусь, т. е. на всю кредитную систему. Банковская система Республики Беларусь явВнляется двухуровневой и состоит из НациВнонального банка РеспубВнлики Беларусь и коммерческих банков.

    Различают по крайней мере два понятия кредитной системы (2, с.4):

    1) совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования (функциоВннальВнный асВнпект);

    2) совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих свободные деВннежные средства и предоставляющих их в ссуду (институциональный аспект).

    В первом аспекте кредитная система представлена банковским, государственным, коммерчеВнским, потребительским, лизинговым, ипотечным, международным кредитом. Всем этим видам креВндита свойственны специфические формы отношений и методы кредитоваВнния.

    Коротко рассмотрим эти виды кредитов применительно к Беларуси.

    Выдача банковского кредита Национальным банком регламентируется Законом Республики Беларусь "О Национальном банке Республики Беларусь", принятом 14 деВнкабря 1990 г., Положением Национального банка РБ от 7 апреля 1995 года № 519 о банковском кредите (2,с.4). Обычно Национальный банк РБ и его учреждения не осуВнществляВнют кредитование хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предуВнсмотренВнных законом.

    Банковский кредит может быть прямым и косвенным. Прямые кредитные отноВншения (без посредников, где в качестве заемщика выступает банк) являВнются преоблаВндающими. Косвенное банковское кредитование, т.е. предоставлеВнние ссуды заемщику через посредника, применяется более ограниченно.

    По длительности использования кредиты могут быть краткосрочными (до года) и долгосрочные (свыше года).

    Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции гоВнсударстВнвом денежных средств на началах возвратности для финансирования государВнственных расходов (2,с.6). Кредиторами выступают физические и юридические лица. ЗаемВнщиком тАФ государство в лице его органов (Министерства финансов Республики БелаВнрусь, других ресВнпубликанских и местных орВнганов). Эта форма кредита позволяет заемВнщику привлечь дополниВнтельные денежные ресурсы для поВнкрытия бюджетного дефициВнта без осуществления денежной эмиссии.

    Государственный кредит используется также в качестве одной из мер стабилизаВнции денежВнного обращения. В условиях высокой инфляции государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымаетВнся избыточная деВннежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного обоВнрота на заранее оговоВнренный срок.

    В зависимости от заемщика государственный кредит бывает централизоВнванный и децентрализованный. В первом случае в качестве заемщика выстуВнпает Центральный финансовый орган государства (Министерство финансов Республики Беларусь), во втоВнром тАФ местные органы власти.

    По месту получения кредиты подразделяются на внутренние и внешние займы.

    В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различаВнют: государственные облигационные и безоблигационные займы. К числу последних относятся различного рода казначейские обязательства, векВнселя, кредитование ЦенВнтральным банком государственного бюджета.

    Характерным для внутреннего государственного кредита Республики БеВнларусь является такая форма, как кредитование Национальным банком государВнственного бюджета. Национальный банк может предоставлять правительству республики, местВнным органам власти кредиты, обеспеченные долговыми обязаВнтельствами на предъявиВнтеля. Вместе с тем, если в годовом балансе НациональВнного банка стоимость его актиВнвов не соответствует сумме его обязательств, каВнпитала и резервов. Министерство фиВннансов Республики Беларусь представляет Национальному банку РБ долговые обязаВнтельства в виде ценных бумаг на предъявителя, выпущенных правительством респубВнлики в сумме, необходимой для ликвидации дефицита. Погашение этих долговых обяВнзательств проВнизвоВндится за счет прибыли Национального банка.

    Государственный кредит формирует часть государственного внутреннего долга. Значительная доля государственного долга состоит из внешних займов, которые связаВнны с развитием международного кредита (2,с.6). Обслуживание государственного долга поруВнчено Национальному банку.

    Коммерческий кредит представляет собой кредитную сделку между двумя предВнприятиями тАФ продавцом (кредитором) и покупателем (заемщиком).

    Банки играют важную роль в экономике. Они обеспечивают аккумуляцию вреВнменно свободных денежных средств предприяВнтий, организаций, населения, гоВнсударства и др. и передают (на условиях возвратности) денежный капитал из сфер накопления в сфере использования. Благодаря банкам действует механизм расВнпреВнделения и перелива капитала по сферам и отраслям производВнства, через банки моВнгут быть мобилизованы большие капиталы, необходимые для инвестиций, внедреВнния новаций, расширения и пеВнрестройки производств, строительство жилья и др.(5,с.317). Банки споВнсобствуют эконоВнмии общественных издержек обращения, способВнствуя ускорению оборота денег, ускоренВнным расчетам, переводом денег, выВнпуском кредитных орудий обращения вместо наличВнных денег (векселей, чеков, деВнбетовых и кредитных карточек, сертиВнфикатов и др.). ВеВнлика роль банков и в осуВнществлении денежно-кредитной политики государства, так как инструментарии этой политики проводятся через банки. Денежно-кредитная политика осуществляВнется непосредственно через Центральный банк и возВндействует на его отношеВнния с коммерческими банками и остальВнными звеньями кредитной системы. Банки опоВнсредствуют воздейВнствие этой политики на другие сферы национальной экономики.

    Банковский кредит тАФ основная форма кредита, при которой денежные средства преВндоставВнляются банками во временное пользование и за определенную плату. Этот кредит предоставляется главным образом коммерческими банками для решения слеВндующих задач:

    • увеличения основного и оборотного капиталов хозяйствующих субъектов;
    • накопления сезонных (временных) запасов товарно-материальных ценностей, неВнзаВнверВншенного производства, готовой продукции и товаров;
    • индивидуального и кооперативного жилищного строительства;
    • учет