Международные финансовые организации

Министерство высшего

образования Российской Федерации

Санкт-Петербургская Государственная

инженерно-экономическая академия

Институт предпринимательства и финансов Кафедра финансов и банковского дела РЕФЕРАТ

на тему:

ВлМеждународные финансовые организацииВ»

по дисциплине: ВлТеория финансовВ»

Выполнила: Павлова Е. В.

студентка группы 3171, III курс

Проверил: доц. Любимова Е. В.

г. Санкт-Петербург

2000 год

Содержание

Международные финансовые организации        3

Международный валютный фонд        4

Группа Мирового банка        10

Международный банк реконструкции и развития        10

Международная финансовая корпорация        13

Международная ассоциация развития.        15

Международное агентство по инвестиционным гарантиям        16

Россия и международные клубы кредиторов        17

Принципы Парижского клуба        17

Принципы Лондонского клуба.        21

Сходства и различия Лондонского и Парижского клубов.        21

Задолженность России по Парижскому клубу.        23

Внеклубная задолженность России.        24

Задолженность перед Россией в рамках Парижского клуба.        24

Задолженность России по Лондонскому клубу        26

Список литературы        29

Международные финансовые организации

После Второй мировой войны расстройство международной и нациоВннальных валютно-кредитных систем и крайне тяжелое положение в народном хозяйстве воюющих стран обусловили необходимость мобилизации нациоВннальных финансовых ресурсов этих государств и принятия коллективных мер для ликвидаций последствий войны. В этих целях на международной валютно-финансовой конференции ООН, состоявшейся в 1944 г. в  Бреттон-Вудсе (США), было принято решение об образовании в качестве специализированных органов ООН Международного валютного фонда (МВФ) тАФ для восстановления и стабилизации  международной и национальных валютно-финансовых систем и Международного банка реконструкции и развития (МБРР) - для содействия частному капиталу в расширении инвестиционного кредитования.

По мере стабилизации национальных хозяйств европейских стран, расВнширения международных экономических связей и интернационализации хозяйВнственной жизни в мире происходили изменения в деятельности МВФ и МБРР. Эти международные организации стали больше уделять внимания организации помощи странам по преодолению возникающих кризисных явлений и струкВнтурной перестройке их экономики, а также значительно расширили финансовое содействие странам, получившим государственную независимость, в целях усВнкорения темпов их экономического развития.

Возросший круг вопросов в валютно-кредитной области, как на междунаВнродной арене, так и в отдельных регионах, который  необходимо было решать мировому сообществу, также вызвал  потребность в создании региональных банков долгосрочного кредитования.

В результате если в довоенные годы существовал лишь Банк междунаВнродных расчетов в Базеле (Швейцария), то в настоящее время функционирует целая система международных валютно-кредитных организаций как глобальВнного, так и регионального характера (Азиатский банк развития, МежамериканВнский банк развития, Африканский банк развития, Европейский банк реконстВнрукции и развития и др.).

Международный валютный фонд

Международный валютный фонд (МВФ) создан в целях поддержания стабильности в международных валютных отношениях. Официальными его заВндачами, изложенными в Уставе МВФ, являются сотрудничество в международВнных валютных вопросах, содействие в стабилизации валют, устранение валютВнных ограничений и создание многосторонней системы расчетов между страВннами, предоставление странам-членам валютных ресурсов для устранения вреВнменных нарушений их платежных балансов. С начала 80-х  гг. МВФ стал преВндоставлять средне- и долгосрочные кредиты (на 7тАФ10 лет) на Влструктурную перестройку экономикиВ» странам-членам, осуществляющим радикальные экоВнномические и политические реформы.

МВФ начал свои операции в марте 1947 г. в качестве специализированВнного органа ООН. Место нахождения центрального аппарата, г. Вашингтон, имеет свои отделения и представительства в ряде стран. Учредителями МВФ были 44 страны, в 1999 г. его членами являлись 182 государства.

Структура управления

Высший руководящий орган МВФ тАФ Совет управляющих, в котором каВнждая страна тАФ член Фонда представлена управляющим и его заместителем, наВнзначаемыми правительствами соответствующих стран на пятилетний срок (это, как правило, министры финансов и руководители центральных банков). Совет управляющих собирается один раз в год и решает принципиальные вопросы (прием и исключение стран-членов, пересмотр долей в капитале Фонда, выборы исполнительных директоров и др.).

Рабочими органами Совета управляющих, подготавливающими для него необходимые материалы, являются 2 комитета.

Временный комитет (полное название тАФ Временный комитет Совета управляющих по вопросам международной валютной системы) состоит из 24 управляющих МВФ, проводит заседания 2 раза в год; отчитывается перед СоВнветом управляющих о работе по регулированию международной валютной сисВнтемы, а также разрабатывает предложения о внесении поправок в Соглашение о МВФ.

Комитет развития (полное название тАФ Объединенный министерский комитет Советов управляющих МВФ и МБРР по передаче реальных ресурсов развивающимся странам) состоит из 24 управляющих от МВФ и МБРР, провоВндит консультации и информирует указанный Совет управляющих по вопросам, касающимся развивающихся стран.                        

Исполнительным органом является директорат (исполнительный совет), состоящий из 24 директоров, из которых 5 назначаются Великобританией, ГерВнманией, США, Францией и Японией, 3 представляют одну страну тАФ Китай, Россию, Саудовскую Аравию и 16 избираются от остальных стран по географиВнческой принадлежности.                   

Директорат назначает директора, который возглавляет административВнный аппарат Фонда и ведает текущими делами. По традиции им является евроВнпеец.                          

В руководящих органах голоса определяются в соответствии с размером квот. Каждая страна имеет 250 голосов плюс 1 голос на каждые 100 тыс. едиВнниц СДР ее квоты. Решения принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по наиболее важным вопросам тАФ специальным большинВнством (85% голосов тАФ стратегического характера, и 70% тАФ оперативного). ПоВнскольку наибольшее количество квот в МВФ имеют ведущие страны Запада (США тАФ 17,5%, Япония тАФ 6,3, Германия - 6,1, Великобритания и Франция тАФ по 5,1, Италия тАФ 3,3%), а в целом 25 экономически развитых государств тАФ 62,8%, то эти страны контролируют и направляют его деятельность в своих инВнтересах. Следует отметить, что США, а также страны ЕС (30,3%) могут налаВнгать вето на ключевые решения Фонда, поскольку их принятие требует квалиВнфицированного большинства голосов (85%). Роль других стран в принятии реВншений невелика, учитывая их незначительные квоты (Россия тАФ 3,0%, Китай -  3,0%, Украина - 0,69%, Казахстан - 0,17%).        

Капитал и заемные средства          

Уставный капитал МВФ образуется из взносов государств-членов в соВнответствии с устанавливаемой для каждой страны квоты, которая определяется исходя из экономического потенциала страны и ее места в мировой экономике и внешней торговле. При создании Фонда его капитал составлял 7,7 млрд. долл. США. В последующие годы в связи с приемом новых членов и увеличиваюВнщейся потребностью в средствах для оказания помощи нуждающимся странам уставный капитал возрастал каждые 5 лет, а также корректировались квоты стран в соответствии с их меняющейся ролью в мировой экономике. На состоВнявшейся в 1997 г. в г. Сянгане (Гонконге) сессии МВФ было принято решение о повышении его капитала на 45%, и после одобрения этого решения парламенВнтами стран-членов (такой порядок принят в Фонде), уставный капитал МВФ увеличен до 212 млрд. СДР (297 млрд. долл.). Первоначально страны-члены должны были оплачивать 25% квоты золотом, а остальные 75% тАФ национальВнной валютой. Начиная с 1978 г. вместо взносов золотом оплата в размере 22,7% квоты производится резервными активами (СДР и конвертируемой валютой). В дополнение к собственному капиталу для расширения кредитной деятельности МВФ привлекает заемные средства. Для пополнения кредитных ресурсов МВФ использует следующие ВлмеханизмыВ»:

  • Генеральное соглашение о займах;
  • новые соглашения о займах;
  • заимствование средств у государств тАФ членов МВФ.

В 1962 г. Фонд подписал с 10 экономически развитыми странами (США, ФРГ, Великобританией, Японией, Францией и др.) Генеральное соглашение о займах, которое предусматривало предоставление возобновляемых кредитов Фонду. Это соглашение первоначально было заключено на 4 года, а затем стало продлеваться каждые 5 лет. Лимит кредита вначале был определен в 6,5 млрд. долл. CIIIA, а в 1983 г. увеличен до 17 млрд. СДР (23,3 млрд. долл. США). В целях преодоления чрезвычайных ситуаций в финансовой сфере ИсполнительВнный совет (Директорат) МВФ расширил возможности Фонда по привлечению займов, утвердив в 1997 г. Новые соглашения о займах, в соответствии с котоВнрыми МВФ может привлечь от 25 предполагаемых стран тАФ участниц этих соВнглашений средства на сумму до 34 млрд. СДР (около 45 млрд. долл. США). МВФ также прибегает к получению займов у центральных банков (в частности, получил ряд займов у национальных банков Бельгии, Саудовской Аравии, ЯпоВннии и других стран).

Полученные средства Фонд, в свою очередь, предоставляет на условиях кредита на определенный срок с уплатой определенного процента.

Кредитная деятельность

Важнейшим направлением деятельности Фонда являются его кредитные операции. Согласно Уставу. МВФ предоставляет кредиты странам-членам для восстановления равновесия их платежных балансов и стабилизации валютных курсов. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными оргаВннами стран-членов: казначействами, центральными банками, стабилизационВнными фондами.                           

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте или в СДР,  производит их покупку у Фонда в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, коВнторая зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. По истеВнчении установленного срока кредита страна обязана произвести обратную опеВнрацию, т. е. выкупить у Фонда находящуюся на специальном счете национальВнную валюту и возвратить полученную иностранную валюту или СДР. Такого рода кредиты даются на срок до 3 лет и реже -5 лет. За пользование кредитами МВФ взимает комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы кредита и процентВнную ставку за пользование кредитом, размер которой устанавливается на осВннове рыночных ставок, действующих в соответствующее время (чаще всего это 6тАФ8% годовых). Если находящаяся у МВФ национальная валюта страны-должника покупается каким-либо государством-членом, то это считается как погашение задолженности Фонду.                                           

Размеры предоставляемых Фондом кредитов и возможности их получеВнния связаны с выполнением страной-заемщиком ряда условий, не всегда приВнемлемых для этих стран.           

Первая сумма иностранной валюты, получаемая страной-заемщиком в размере до 25% ее квоты, называется резервной долей. Ее размер определяется как превышение величины квоты над суммой находящегося в распоряжении Фонда (на специальном счете в центральном банке страны-заемщика) запаса национальной валюты. Резервная доля возрастает, если Фонд приобретает у страны-заемщика ее национальную валюту для кредитования других госуВндарств тАФ членов МВФ. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в соответствии с дополнительным кредитным соглашением, образует ее кредитную позицию.

Резервная доля и кредитная позиция составляют резервную позицию страны тАФ члена МВФ. В рамках резервной позиции страна-член может автомаВнтически, по первому требованию, получать кредиты от Фонда, причем за польВнзование таким кредитом страна-член не платит комиссионные и проценты и ей не устанавливаются сроки возвращения полученного кредита.            

Средства, получаемые страной от Фонда сверх резервной доли (они соВнставляют 100% от величины квоты), выдаются на более строгих условиях: преВндельная величина получаемых средств от МВФ, когда страна полностью исВнпользовала резервную позицию (т.е. резервную долю и кредитную позицию), не должна, как правило, превышать 125% ее квоты. Приобретаемые страной средВнства сверх резервной доли делятся на 4 части (транша) по 25% каждая, и по мере использования этих частей (траншей) получаемого кредита требования по Влобоснованному использованиюВ» получаемых средств возрастают. В Влписьме о намеренияхВ», направляемом страной-заемщиком Фонду, излагаются направлеВнния и меры по использованию кредита, и Фонд контролирует их выполнение. В тех случаях, когда, по мнению Фонда, происходит нарушение страной-заемщиВнком взятых обязательств, кредитование сокращаются, а может и полностью прекратиться.

МВФ с начала 50-х гг. стал заключать со странами-членами соглашения о резервном кредите, или соглашения Влстэнд байВ» (англ. Stand-by Arrangements). По такому соглашению страна-член имеет право получить от МВФ иностранВнную валюту в обмен на национальную в любое время, но на согласованных с Фондом условиях.

В 1974 г. была создана система расширенного кредитования, которая предназначена для предоставления средств в иностранной валюте странам тАФ членам Фонда на более длительные сроки и в значительно больших размерах. Получить такого рода кредиты страны-члены могут, когда имеет место серьезВнное нарушение равновесия платежного баланса.

Для получения расширенного кредита страна-заемщик подписывает с Фондом специальное соглашение, в котором оговариваются условия кредита и принимаемые страной обязательства. Общий размер кредитов, которые страна-член может получить от Фонда в рамках резервных и расширенных кредитов, составляет на протяжении года до 68% от ее квоты, а включая ранее полученВнные кредиты тАФ 300% от квоты.

Специальные механизмы

В целях оказания помощи странам тАФ членам МВФ, испытывающим трудности в экономическом развитии по не зависящим от них причинам, а также для содействия в решении обширных проблем экономического и социВнального характера. Фонд создал ряд специальных механизмов, которые предосВнтавляют средства на валютных условиях. К ним относятся:

тАв Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, средВнства которого выделяются в связи с постигшими страны стихийными бедстВнвиями, непредвиденным изменением мировых цен и другими причинами;                      

тАв Механизм финансирования буферных (резервных) запасов сырьевых тоВнваров, создаваемых в соответствии с международными соглашениями;                                 

тАв Механизм финансовой поддержки операций по сокращению и обслужиВнванию внешнего долга, который выделяет средства развивающимся странам, оказавшимся в кризисной ситуации с внешними долгами;                               

тАв Механизм поддержки структурных преобразований, средства которого направляются в страны, осуществляющие переход к рыночной экономике пуВнтем осуществления радикальных  экономических и политических реформ.

Помимо указанных функционирующих ныне механизмов МВФ создавал временные специальные фонды, которые были призваны содействовать преВнодолению кризисных валютных ситуаций, возникавших по разным причинам (например, нефтяной фонд тАФ для покрытия дополнительных расходов в связи со значительным ростом цен на нефть и нефтепродукты; доверительный фонд тАФ для оказания помощи наиболее бедным странам за счет средств, вырученных от продажи золота из запасов МВФ, и др.).                                    

Россия стала членом МВФ в 1992 г. По размеру выделенной квоты (4,3 млрд. СДР, или 3%) и числу голосов (43,4 тыс., или 2,9%) она заняла 9-е место. За прошедшие годы Россия получала от Фонда разного рода кредиты (резервВнные кредиты тАФ стэнд-бай, на поддержку структурной перестройки и др.). В марте 1996 г. Совет управляющих МВФ одобрил предоставление России расВнширенного кредита в сумме 10,2 млрд. долл. США, который в большей части уже использован, в том числе на погашение Фонду образовавшейся задолженВнности по ранее предоставленным кредитам. Общая сумма долга России Фонду на 1 января 1999 г. составляла 19,7 млрд. долл.

Группа Мирового банка

Группа Мирового банка включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала тАФ Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА).

Возглавляемые единым руководством, каждый из указанных институтов самостоятельно, за счет имеющихся у него средств и на различных условиях осуществляет финансирование инвестиционных проектов и содействует осущеВнствлению в ряде стран программ экономического развития.

Международный банк реконструкции и развития

МБРР, более известный как Мировой или Всемирный банк, был создан в 1944 г. с целью оказания помощи п восстановлении и развитии экономики заВнпадноевропейских стран, хозяйство которых было подорвано Второй мировой войной. С середины 50-х гг. после восстановления положения в этих странах основное внимание МБРР было переключено на содействие экономическому развитию государств, освободившихся от колониальной зависимости. Мировой банк как специализированный институт ООН оказывает развивающимся страВннам финансовую помощь, выступает в роли советника в разработке программ их экономического развития, координирует действия промышленно развитых стран и развития международных экономических организаций, оказывающих техническое содействие этим государствам.

Высшим органом МБРР является Совет управляющих, состоящий из представителей всех стран-членов Банка, назначаемых соответствующими праВнвительствами на пятилетний срок. Собирается на сессии один раз в год совмеВнстно с МВФ. Членами МБРР могут быть страны, вступившие в МВФ, поВнскольку обязаны проводить валютно-финансовую политику, соответствующую Уставу МВФ. Членами МБРР являются 180 стран, однако, благодаря системе распределения голосов ведущую роль в Банке играет группа из 10 наиболее развитых стран во главе с США. Решения в Совете управляющих принимаются простым большинством. Каждая страна имеет 250 голосов плюс один голос за акцию в 100 тыс. СДР в капитале Банка, и в результате на Влгруппу 10В» прихоВндится более 60% всех голосов. Для принятия наиболее важных решений требуВнется квалифицированное большинство (85%) голосов, а потому США, имеюВнщие более 17% голосов, обладают правом вето по всем важнейшим вопросам. Даже такие крупные страны, как Россия, Китай и Индия, имеющие по 3% голоВнсов, не могут оказывать серьезного влияния на принятие решений.

Текущей деятельностью руководит Директорат, состоящий из 22 дирекВнторов-исполнителей, из которых 7 назначаются (представляют США, Англию, Францию, ФРГ, Индию, КНР и Россию), а остальные избираются членами Банка.

Директорат возглавляет Президент Банка, которым по традиции является американец (в настоящее время Вульфенсон - от США).

Уставный капитал МБРР образуется путем подписки стран-членов на его акции. Первоначально капитал составлял 10 млрд. долл. США, но в дальВннейшем в связи с необходимостью расширения его кредитной деятельности поВнтребовалось неоднократно увеличивать подписной капитал, который в 1998 г. достиг 186,4 млрд. долл. США (свыше 150 млрд. СДР, оплаченная часть тАФ 11,3 млрд., а остальное может быть востребовано при необходимости).

Для пополнения своих ресурсов МБРР выступает как заемщик на мироВнвом финансовом рынке, размещая на нем в отдельные годы облигационных займов на сумму более 10 млрд. долл. Поскольку МБРР имеет высокую репутаВнцию, а облигации приносят солидный доход (около 7% годовых), частные банки и другие кредитно-финансовые институты охотно вкладывают свободВнные капиталы в облигации МБРР.

Кредитные операции МБРР соответствуют интересам частного капитала, который через посредство Банка осуществляет активную инвестиционную деяВнтельность, в частности в развивающихся странах. МБРР предоставляет кредиты на одобренные им проекты, причем получение этих кредитов обусловливается выполнением заемщиком ряда рекомендаций Банка как экономического, так социального порядка. Общая сумма кредитов, предоставленных Банком 128 странам за более чем 50 лет его деятельности, превысила 320 млрд. долл. МБРР предоставляет кредиты платежеспособным заемщикам и исключительно на выВнсокорентабельные проекты.

Получателями кредитов могут быть правительства стран-членов Банка, а также частные фирмы и организации, имеющие гарантию правительства или центрального банка. Кредиты МБРР - долгосрочные, обычно предоставляются на 15тАФ20 лет с льготным периодом 5 лет. Сооружаемые с участием МБРР объВнекты покрываются его кредитами не более чем на 30% их стоимости. По выдаВнваемым кредитам Банк взимает в среднем на 0,5% больше, чем сам Банк платит по привлекаемым средствам, а поскольку ставки мирового финансового рынка довольно высоки, то и кредиты МБРР являются дорогими, а потому недоступВнными для многих развивающихся стран.

Наибольшая часть предоставленных МБРР кредитов направлена на разВнвитие инфраструктуры, на подержание сельского хозяйства и рыболовства, а на развитие промышленности менее 15%.

В кредитной деятельности Банка в начале 80-х гг. произошли значительВнные изменения: если ранее Банк предоставлял только целевые кредиты на каВнкие-то конкретные объекты производственного характера, то с этого времени МБРР стал выделять средства на осуществление программ структурной переВнстройки и на урегулирование обострившихся валютно-финансовых проблем развивающихся стран. В частности, в связи с разразившимся в 1997 г. валютно-финансовым кризисом в странах Юго-Восточной Азии в рамках международВнных программ экстренной помощи Банк выделил многомиллиардные доллароВнвые кредиты Южной Корее, Таиланду, Индонезии. Малайзии и другим странам региона.

Доля указанных нецелевых кредитов во всем объеме выделяемых Банком средств возрастет: если в начале 80-х гг. на них приходилось 10тАФ12%, то в 90-х тАФ уже более 25%. Получателями этих кредитов являются как развивающиеся страны, так и восточноевропейские государства и республики бывшего СССР.

Россия вступила в МБРР в 1992 г. Общая сумма выделенных Банком креВндитов России составляет 9,2 млрд. долл. США, из которых на начало 1999 г. использовано 5.7 млрд. долл. Кредиты предназначались на осуществление проВнектов в угольной и нефтяной промышленности, сельском хозяйстве, на жилищВнное и дорожное строительство, развитие системы здравоохранения и образоваВнния и др.

В связи с тем, что ресурсы МБРР оказались недостаточными для удовлеВнтворения возросших потребностей развивающихся стран в кредитах и одновреВнменно слишком дорогими, в дополнение к МБРР на правах дочерних организаВнций были созданы МФК (1956 г.) и MAP (1960 г.).

Международная финансовая корпорация

МФК была создана с целью мобилизации национального и иностранного капитала для развития частного сектора в развивающихся странах. МФК кредиВнтует также государственные предприятия, работающие как самостоятельные акционерные компании. Кредиты направляются на реализацию высокорентаВнбельных проектов в наиболее развитых развивающихся странах, что связано с высокой стоимостью кредитов.

Высшим органом МФК является Совет управляющих, состоящий из управляющих и их заместителей. Он может передавать большинство своих полномочий (за исключением приема новых членов, исключения какого-либо члена, повышения или снижения уставного капитала, изменения соглашения о МФК) директорам. Каждый управляющий Всемирного банка (с заместителем) автоматически является управляющим МФК, если его страна является членом МФК. Ежегодное собрание МФК проводится одновременно с собранием ВсеВнмирного банка.

Текущую деятельность направляет Директорат. Он состоит из 24 дирекВнторов Всемирного банка, чьи страны одновременно являются членами МФК.

Президент МФК по должности является председателем директората МФК. МФК была реорганизована в 1993 году в соответствии с новыми требоВнваниями (региональные стратегии, совершенствование экспертной работы, осоВнбенно в секторах инфраструктуры, химии и нефтехимии, нефти и газа, горноВндобывающей промышленности и сельского хозяйства). За текущую деятельВнность отвечает исполнительный президент.

К источникам финансирования МФК принадлежат взносы членов в усВнтавной капитал, кредиты МБРР, отчисления от прибылей, средства от возвраВнщенных кредитов и привлекаемые на международных финансовых рынках.

МФК имеет отделения во Франкфурте-на-Майне, Лондоне, Париже и ТоВнкио. Действуют представительства в Африке, Азии, Латинской Америке и ЕвВнропе, а также консультативные бюро по разработке проектов (Project DevelopВнment Facilities).

В 1986 году МФК основала Консультативную службу по иностранным инвестициям (Foreign Investment Advisory Service), для оказания помощи правиВнтельствам развивающихся стран в наиболее эффективном использовании иноВнстранных инвестиций (капиталы, технология, менеджмент) в рамках долгоВнсрочных программ развития. Деятельность КСИН контролируется комитетом (руководство: исполнительный президент МФК, вице-президент МАИГ, вице-президент МБРР по развитию частного сектора).

Международная ассоциация развития.

МАР и МБРР преследуют во многом одни и те же цели тАФ предоставлеВнние займов/кредитов для приоритетных, экономически и технически обосноВнванных проектов в рамках национальной экономики. Организации различаются по источникам финансовых средств и условиям предоставления капитала. В то время как МБРР, занимающий капитал в основном на финансовых рынках, предоставляет займы на несколько более льготных, чем обычные коммерчеВнские, условиях (в основном государствам, отвечающим определенным требоваВнниям, а именно возвращающим кредиты), то МАР, получающая свой капитал из других источников, предоставляет беспроцентные кредиты беднейшим странам (с ежегодным душевым доходом менее 805 долл. США на 1992 г.).

Структура МАР та же, что и у МБРР. Административную деятельность осуществляет по совместительству персонал МБРР. Штат сотрудников МАР разделен на четыре сектора: операции, финансирование, политика, планироваВнние и исследования.

МАР располагает тремя основными источниками финансирования: приВнбыли МБРР, взносы государств-членов, взносы состоятельных государств-члеВннов. Сюда добавляется возврат ранее предоставленных кредитов.

Раз в три года группа стран-кредиторов (в настоящее время 34 государВнства) назначает официальных представителей, которые проводят консультации об очередном привлечении средств МАР. Решение о проведении десятого приВнвлечения средств МАР, используемых, прежде всего для борьбы с бедностью, проведения экономических реформ, улучшения менеджмента и экологической среды, было принято в 1993 году (срок действия до 1996 г.).

Каждый финансируемый МАР проект подвергается политико-экономичеВнской экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи.

Международное агентство по инвестиционным гарантиям

МАИГ, основанное в 1988 году, является дочерней организацией МБРР, обладает юридической и финансовой независимостью.

Основной целью МАИГ является поощрение иностранных инвестиций на производственные цели, особенно в развивающихся странах, в качестве дополВннения к деятельности институтов группы Всемирного банка.

Все полномочия по управлению МАИГ принадлежат Совету управляюВнщих (1 управляющий, 1 заместитель), за исключением специально переданных другому органу. Совет управляющих может передавать свои полномочия диВнректорату. Совет управляющих обычно собирается на ежегодную сессию, моВнгут быть созваны и другие совещания.

За текущую деятельность МАИГ отвечает директорат. Президент МБРР по должности является председателем директората.

Президент МАИГ назначается директоратом по предложению президента МБРР и ведет текущие дела под общим надзором директората.

Россия и международные клубы кредиторов

Россия сейчас имеет дело с тремя группами кредиторов: официальные кредитоВнры, в основном входящие в Парижский клуб; коммерческие банки или Лондонский клуб; коммерческие фирмы и банки, входившие ранее в Токийский клуб. СовокупВнный долг этим трем группам составляет почти 70 млрд. долл. без процентов.

Принципы Парижского клуба

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принВнципами: наличие непосредственной угрозы прекращения платежей, обусловВнленность реструктуризации долга обязательством должника проводить опредеВнленную экономическую политику и равномерное распределение бремени невыВнплаченных долгов среди кредиторов. Первые два принципа тАФ это условия, коВнторые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клуВнбом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательВнным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.

1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по поВнгашению задолженности. Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состояВннии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проВнанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью проВнгноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год.

Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосредВнственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждеВнниям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридичеВнским лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме заВндолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора).

Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в наВнциональной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной ваВнлюте (чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается наВнличием непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задолВнженности. Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не влечет никакой ответственности со стороны государства.

2. Выполнение определенных условий. Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих реВнформ и преобразований. Поэтому государства-кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия странами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-кредиВнторы придают большое значение. Обычно, в согласованном протоколе о переВнсмотре условий погашения задолженности содержится такое замечание: ВлПоВнложения настоящего протокола сохраняют силу до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность с Международным валютным фондом о дополниВнтельных ссудахВ».

У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накаплиВнваются большие суммы неплатежей по погашению задолженности не только перед официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следоваВнтельно, заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в свою очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможноВнсти урегулировать финансовые отношения с такими странами.

Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, Парижский клуб разраВнботал специальную стратегию, согласно которой страна-должник должна осуВнществлять программу макроэкономических преобразований в соответствии с требованиями, которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ. По мере успешного внедрения такой программы страна постепенно заВнвоевывает право на получение финансовой помощи Фонда. И тогда эти права используются для погашения имеющихся задолженностей. К моменту завершеВнния указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном поВнрядке.

Обусловленность кредитов обязательствам должников проводить опредеВнленную экономическую политику не является строгим юридическим термином. Определения этого принципа нет даже в Договорах о Международном валютВнном фонде и о Всемирном банке. Некоторые страны-должники утверждают, что обусловленность кредитов МВФ обязательством проводить определенную экоВнномическую политику лишь усугубляет экономические трудности. Почему они так считают?

План преобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве страны-заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования: ограВнничение роста денежной массы, сокращение дефицита государственного бюджета, контроль над предоставлением кредитов, совершенствование поВнлитики обменного курса национальной валюты (речь идет об устранении исВнкусственного завышения курса путем девальвации), устранение контроля над ценами, совершенствование торгового баланса, а также ограничение вмешаВнтельства государства в экономику.

Однако в практическом плане программы преобразований МВФ связаны с сокращением расходов на социальные нужды (образование, здравоохранение и т.п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и других товаров и услуг первой необходимости. Выполнение таких программ во многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабильности, так что при осуществлении подобных планов стабилизации правительство страны-должника нередко вынужденно прибегать к репрессивным мерам проВнтив собственного народа.

Бывают и исключения из этого правила: если страна-должник нс является членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертом для оценки, реальной экономической обстановки. Такие группы были направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государВнства вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы, а эта страна не является членом МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают, что страны-должники неохотно идут на такие условия; ведь в отличие от МВФ ПаВнрижский клуб не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к проведению экономических реформ.

3. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязаВнтельств среди кредиторов. Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бреВнмени проблем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обязаВнтельств. В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данВнной стране до определенного срока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения.

Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят, чтобы уступки, предоставляемые Парижским клубом, использовались должниВнками для покрытия долговых обязательств перед другими категориями кредиВнторов. Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей содержится требование в адрес страны-должника о необходимости добиваться аналогичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: ВлВ целях обеспечения равных условна для государств-кредиторов от частных кредитоВнров, правительство Республики ВликсВ» обязуется добиваться от иностранных кредиторов, в том числе от банков и фирм-поставщиков, отсрочек и условий рефинансирования аналогичных изложенным в настоящем протоколе в отноВншении кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить возникновения неравных условии для различных категории кредиторовВ».

Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, однако для представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но иногда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренноВнстей с делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что перегоВнворы занимают довольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик. ВлИногда переговоры почти полностью проваливаются в результате возникноВнвения в последнюю минуту каких-то умопомрачительных моментов, тАФ вспоВнминает один из участников Парижского клуба Питер Маунтфельд. тАФ Помню, как совершенно неожиданно разрешилась одна из таких патовых ситуаций в мужском туалете в Центре Клебера, когда соседом моим оказался управитель одного африканского Центрального банкаВ».

Принципы Лондонского клуба.

Лондонский клуб - это форум для пересмотра сроков погашения кредиВнтов, предоставленных коммерческими банками (без гарантии правительства-кредитора). Поскольку такие переговоры между суверенными должниками и коммерческими кредиторами часто проходят в Лондоне, этот клуб получил наВнзвание "Лондонского клуба". Данный "клуб" является неофициальным органом, включающим в себя коммерческие банки, перед которыми имеют задолженВнность страны "третьего мира".

Сходства и различия Лондонского и Парижского клубов.

Как и Парижский клуб, Лондонский клуб стремится облегчить бремя разВнвивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Ни один их этих клубов не является международной организацией. Их "членский состав" нестабилен, и они не имеют официального мандата. Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру долга. В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет консультативВнный комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. (В Парижском клубе чаще всего кредиторы представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриВнваемом долге). Руководящие принципы Парижского клуба в отношении неизВнбежного невыполнения долговых обязательств, условий кредитования и совмеВнстного участия в облегчении долгового бремени в равной степени применяются и к Лондонскому клубу. Несмотря на такое структурное и процедурное сходВнство, между Лондонским и Парижским клубами имеются существенные разлиВнчия.

Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам, тогда как Парижский клуб пересматривает долги официальным кредиторам. Лондонский клуб не имеет постоянного председателя или секретаВнриата, и его процедуры и организация носят гораздо более свободный характер, чем в Парижском клубе. Поэтому правила, регулирующие проведение заседаВнний Лондонского клуба, значительно различаются в зависимости от страны. Такая гибкость подхода затрудняет задачу описания процедур Лондонского клуба. При отсутствии формальных рамок пересмотра сроков погашения долга в Лондонском клубе коммерческие банки, несущие максимальные риски в отВнношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, обраВнзуют руководящий комитет под названием Банковский консультативный комиВнтет (БКК) для зашиты интересов коммерческих банков, предоставляющих займы той или иной стране. Хотя в реструктуризации долга Лондонским клуВнбом могут участвовать сотни банков, в состав данного руководящего комитета входит не более 15 банков. Соглашение, достигнутое между страной-должниВнком и руководящим комитетом, должно получить поддержку банков, на котоВнрые приходится 90-95% непогашенных обязательств должника, и только после этого данное соглашение может быть официально подписано. Таким образом, реструктуризация долга в Лондонском клубе может стать утомительной, длиВнтельной и дорогостоящей процедурой для страны-должника. И наоборот, переВнговоры в Парижском клубе проводятся быстрее и почти без издержек для страны-должника.

Как правило, Лондонский клуб не пересматривает процентные платежи, тогда как Парижский клуб пересматривает выплату, как основной суммы долга, так и процентов. Вместо этого коммерческие банки предоставляют стране ноВнвый заем в качестве части пакета мер по реструктуризации. Доли отдельных банков в таком займе обычно основаны на величине их рисков в стране-должВннике. Однако в последние годы банки проявляют все большее нежелание преВндоставлять дополнительные средства основной части должников. В нынешних соглашениях о пересмотре долга содержится набор альтернативных финансоВнвых возможностей, который включает инструменты сокращения долга. ЛонВндонский клуб в отличие от Парижского может пересмотреть сроки погашения долга, не требуя от страны-должника заключения с МВФ соглашения о резервВнных кредитах. Парижский клуб обычно не соглашается на периоды консолидаВнции, продолжительностью более чем в один год, а Лондонский клуб предпочиВнтает, чтобы они составляли более двух-трех лет. Однако Парижский клуб поВнстепенно увеличил продолжительность своих периодов консолидации, тогда как Лондонский клуб не проявляет гибкости в этом вопросе.

Задолженность России по Парижскому клубу.

В процессе распада бывшего СССР кредитные линии, предоставленные правительствами развитых стран Влпод перестройкуВ», продолжали действовать (в отличие от займов коммерческих банков), продукция постуВнпала всем бывВншим союзным республикам, в то время как обслуживание накопленного долга осуществлялась только за счет средств Российской Федерации. В рамках базоВнвого соглашения (1996 г.) по долгосрочной реструктуризации официальной заВндолженности России заключены двусторонние межправительственные соглаВншения с 18-ю странами-членами клуба: Австралией, Австрией, Бельгией, ВелиВнкобританией, Германией, Данией, Испанией, Италией, Канадой, Нидерландами, Норвегией, Португалией, США, ШвейцаВнрией, Швецией, Францией, ФинлянВндией и Японией. Кроме того, подписано свыше 60 межбанковских соглашений о порядке учета и погашения задолженности и почти стольВнко же коммерческих контрактов по выверке сумм задолженностей. Отсроченный долг подлежит поВнгашению с 2002 по 2020 гг. нарастающим, а затем убывающим графиком плаВнтежей. Агентом по соответствующим операциям определен Внешэкономбанк.

Внеклубная задолженность России.

Россия взяла на себя также обязательства по урегулированию задолженВнности бывшего СССР и перед странами, не входящими в Парижский клуб. ОсВнтатки задолженностей предполагается гасить в основном товарВнными поставВнками. Так, например, долг перед Словакией в настоящее время составляет 1,8 млрд., перед Венгрией тАФ 480 млн, Республикой Корея тАФ 170 млн, Болгарией тАФ 100 млн, Польшей - 20 млн долл. Неурегулированы вопросы пока с некотоВнрыми страВннами, в частности, например, с Китаем, ОАЕ, Румынией, Ю. Кореей, Кувейтом (поВндробнее см. подраздел ВлДолг СССР по межправительственным соглашениямВ»).

Задолженность перед Россией в рамках Парижского клуба.

Большая часть межгоВнсударственных кредитов в этой подгруппе была формой финансовой поддержки друВнжественных СССР политических режимов в странах третьего мира, т.е. предоставляВнлась без сколько-нибудь серьезного анаВнлиза платежеспособности заемщиков. Как следствие, обязательства большинВнства государств относятся теперь к разряду сомниВнтельной и даже безнадежной задолженности (рис. 6.4). Из суммарного долга 51-ой страны России в 120 млрд. долл. почти треть приходится на 25 стран, обратившихся в этот клуб с просьбой о реструктуризации задолженности. В рамках клуба у России 5 крупВннейших должников: Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия. Например, на нашу страну приходится 80% (или 6,5 млрд. долл.) всей задолженности ЙеВнмена, Остальные страны выплачивают (в СКВ и товарами) в лучшем случае лишь пятую часть оговоренной в соглашениях суммы. Членство России в клубе дает нам хоты маленькую, но надежду на увеличение сумм выплат. Конечно, процент списания долгов, на который нам придется пойти в рамках клуба, большой. Он определяется двумя факторами тАФ уровнем развития страны и доВнлей военных поставок в сумме долга. Поэтому дисконт может составлять от 35 до 80%.

Одним из направлений работы с финансовыми активами бывшего СССР является продажа на тендерной основе активов, выраженных в клиринговых и других замкнуВнтых валютах. Сюда относятся, в первую очередь, долги Индии, Пакистана, БанглаВндеш, Монголии, Лаоса и некоторых других государств.

Сам факт вступления России в Парижский клуб тАФ явление для нас и для Запада положительное. Во-первых, мы добились фиксации курса рубля по заВндолженности на уровне тогдашнего официального курса тАФ 60 копеек за доллар. Во-вторых, раньше Россия, являясь крупным кредитором, существовала как бы отдельно и сама пытаВнлась решать связанные с задолженностью вопросы, это не давало Западу возможносВнти проводить в отношении стран-должников разрабоВнтанной им программы. Теперь миссии МВФ, находясь в тех или иных странах и рассматривая вопросы о предоВнставлении им очередных траншей, ставят перед ними требования о необходимости заключения соглашений с Россией о погаВншении задолженности.

Есть, однако, и проблемные моменты. Поскольку Парижский клуб форВнмально не отвечает за ранее заключенные двусторонние соглашения, то и страны-должники наВнчинают уже думать - платить по ним или не платить. Тем более, что со многими странами не определен механизм оценки старых долгов, особенно если раньше они выражались в переводных рублях (например, если коэффициент пересчета долгов Вьетнама, Монголии и Кубы установить как 1:1, то сумма может превысить 50 млрд.).

У стран, не поддерживающих отношения с Парижским клубом, долги боВнлее крупные. Единственным исправным плательщиком в последнее время остаВнется лишь Индия, погашающая до 1 млрд. долл. ежегодно (рис. 1).

Рис. 1. Структура внешних финансовых активов России

Задолженность России по Лондонскому клубу

Лондонский клуб объединяет около 1000 крупных зарубежных коммерчеВнских банВнков. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженноВнсти перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования. Обязательства России перед этим клубом составВнляют межбанковские кредиты, предоставленные ВнешэкоВнномбанку в советское вреВнмя, а также векселя, использовавшиеся во внешнеторВнговых расчетах и изначально предназначавшиеся для операций а-форфэ (поВнкупка без права оборота). Именно на данном рынке проводились достаточно активные спекулятивные операции. Они заВнключались в скупке российскими коммерческими банками задолженности по сниВнженным ценам и последующему резкому сбросу долгов.

После распада СССР предполагалось, что каждое из государств будет неВнсти свою долю ответственности по внешнему долгу (к тому времени тАФ около 90 млрд. долл.), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего Союза. Но, как быстро выясВннилось, только Россия могла обслуживать свои обяВнзательства. Поэтому по взаимному согласию было объявлено, что Россия в обВнмен на отказ бывших республик от причиВнтающейся им доли активов принимает на себя все их долги. Такое непростое решеВнние позволило нашей стране в то время сохранить свои позиции на международных финансовых рынках и обесВнпечило доверие к нам потенциальных западных инвестоВнров.

Переговоры с Лондонским клубом были начаты еще в 1991 г. Через два года полВнномочия по обслуживанию внешнего долга и централизованных внешВннеэкономичесВнких операций РФ были переданы Внешэкономбанку как специаВнлизированному госуВндарственному банку РФ, а еще через два года банк был опВнределен официальным должником перед Лондонским клубом. В 1995 г. во Франкфурте-на-Майне правиВнтельство РФ и члены Банковского консультативВнного комитета клуба подписали меВнморандум о согласованных принципах глоВнбальной реструктуризации долга бывшего СССР на сумму 32,3 млрд. долл. (осВнновной долг тАФ 24 млрд. долл. и проценты тАФ 8,3 млрд. долл.) сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом, в течение которого выплачиваются лишь проценты по льготной ставке. Решено было реструктурировать весь долг вне зависимости от даты погашения, и сделать разбивку по невыплаченВнным проВнцентам: отдельно за 1991-1992 гг., за 1993-1995 гг., за 1996 и 1997 гг. НакоВннец, в конце 1997 г. Россия подписала с Лондонским клубом и само соглашение о реструктуризации задолженности. К моменту завершения работы по реструктуВнризаВнции долга были подписаны протоколы выверки задолженности с 423 отВндельными кредиторами по более чем 27 тысячам заявленных позиций, что явВнляется абсолютВнным рекордом в истории проведения Лондонским клубом рестВнруктуризации задолВнженности суверенных заемщиков перед коммерческим.

В соответствии с достигнутыми договоренностями основной долг переВноформлен в долгосрочный синдицированный кредит (25 лет), агентом по котоВнрому выступает Bank of America. В частичную оплату процентов по основному долгу банкам-кредиторам выплачено более 3 млрд. долл. Для урегулирования оставшейся процентной задолженности осуществлен выпуск процентных облиВнгаций (Interest Accrual Notes тАФ IAN) на сумму свыше 6 млрд. долл. Эмитентом выступает Внешэкономбанк, но приравнены они по статусу к долговым обязаВнтельствам государства, а зарегистрированы на ЛюкВнсембургской бирже. ОбраВнщение этих облигаций предусмотрено как в России, так и за ее пределами тАФ в европейской клиринговой системе Euroclear. Агент по обслужиВнванию процентВнных облигаций тАФ Chase Manhattan Bank, агент по завершению сделки и осущеВнствлению первоначальных платежей по Лондонскому клубу тАФ Deutsche Bank.

В январе 1999 г. кредиторы Лондонского клуба проголосовали за резерВнвирование права на акселерацию выплат по российскому внешнему долгу, т.е. против акселераВнции как таковой, что означает возможность начала переговоров о дальнейшей рестВнруктуризации российского внешнего долга.

Интересно, что Россия в списке должников клуба, который, кстати, креВндитовала основном развивающиеся и коммунистические страны, занимает четВнвертое место после Бразилии, Мексики и Аргентины. Вообще, основные меВнтоды решения долгоВнвых проблем у клуба следующие: реструктуризация задолВнженности, отсрочка погаВншения, предоставление возобновляемых (ролловерВнных) кредитов. В последние годы Лондонский клуб осуществил реструктуризаВнцию внешней задолженности Польши, Болгарии, Румынии, Венгрии, Бразилии, Габона и др. Польше и Болгарии, наприВнмер, клуб просто списал значительную часть долгов, поскольку объем задолженности этих стран превышал уровень в 600% годового экспорта (критической считается отВнметка в 275%). Россия рестВнруктурировала свой долг одной из последних. К настояВнщему моменту проВнблемы долга коммерческим банкам в глобальном международном понимании как таковой не существует - около 30 стран реструктурировали долги на общую сумму почти 250 млрд. долл. После долгих колебаний было решено, что для России более перспективно все же не списание задолженности (оно возможно тольВнко один раз, причем оставшуюся часть должник платит по довольно жестВнкому граВнфику), а ее реструктуризация. На количество реструктуризации вообще никаких огВнраничений нет - их можно проводить бесконечно, так и не приступая к выплате осВнновной части долга.

Список литературы
  1. Саркисянц А. Г. Система международных долгов тАУ М.: ВлДеКАВ», 1999
  2. Финансы, деньги, кредит / под ред. О. В. Соколовой тАУ М.: ВлЮристъВ», 2000
  3. Шреплер Х.-А. Международные организации: Справочник тАУ М.: Междунар. Отношения, 1995

Вместе с этим смотрят:

Менеджмент и маркетинг в банковской сфере
Мировой валютный рынок Forex
Мировой опыт использования банковских пластиковых карточек и его применение в России
Надежность коммерческих банков и основные методы ее определения