Память и внимание
Введение
Внимание в системе психологических феноменов занимает осоВнбое положение. Оно включено во все остальные психологические проВнцессы, занимает как их необходимый момент и отделить его от них, выделить и изучить в ВлчистомВ» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различВнных психических состояний человека. Всякий раз, когда мы пытаемВнся выделить ВлматериюВ» внимания, отвлекаясь от всего остального соВндержания психических феноменов, она как бы исчезает.
Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познаваВнтельной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыВнми и концентрируют на себе психические и физические силы челоВнвека в течение определенного периода времени.
Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей чеВнрез органы чувств, и игнорирования другой.
Внимание не имеет своего собственного содержания. Оно вклюВнчено в другие психические процессы: ощущения и восприятия, представления, память, мышление, воображение, эмоции и чувства, проявления воли. Внимание включено и в практические, в частноВнсти, двигательные действия людей, в их поведенческие акты тАФ поВнступки. Это обеспечивает ясность и отчетливость отражения дейВнствительности, что является одним из необходимых условий успешВнности любой деятельности.
Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренВнное) и послепроизвольное.
Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние дейВнствия и поступки.
Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма.
Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важВнную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в познании им самого себя, в умении управлять собой.
Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется различВнной направленностью сознания, то внимание произвольное, непроВнизвольное и послепроизвольное различается по признаку соотноВншения с целью деятельности.
При произвольней, внимании сосредоточенность сознания опВнределяется целью деятельности и конкретными задачами, вытекаВнющими из ее требований и изменяющихся условий.
Непроизвольное внимание возникает без предварительной поВнстановки цели тАФ как реакция на сильный звук, яркий свет, новизВнну предмета.
Предметом непроизвольного внимания становится любой неоВнжиданный раздражитель. При всех неожиданностях внимание соВнсредотачивается на короткий срок. Но произвольное внимание моВнжет удерживаться и длительно в тех случаях, когда восприятие предмета, даже мысль о нем вызывает живой интерес, окрашиваВнется положительными эмоциями удовольствия, удивления, восхиВнщения и др. Так может приковать внимание учащихся преподаваВнтель, интересно, эмоционально, с выдумкой проводящий урок. Это говорит о том, что непроизвольное внимание может быть вызвано специально, с целью достижения положительного результата деяВнтельности, в данном случае урока.
Следовательно, внимание является не только фактором, ограВнничивающим психическую деятельность, но и само может регулиВнроваться извне, в частности, в педагогическом процессе.
После произвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредотачивает сознание на каВнком-то предмете или деятельности, иногда с помощью немалых воВнлевых усилий, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия.
Все три вида внимания тАФ это динамичные процессы, связанВнные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время становится преобладающим.
Свойствами внимания называются особенности его проявления. К ним относятся объем, концентрация, устойчивость, переключеВнние и распределение внимания
Объем внимания характеризуются количеством запоминаемого и производимого материала. Объём внимания можно увеличить:путем упражнения или устанавливая смысловые связи между восВнпринимаемыми предметами (например: объединяя буквы в слова).
Концентрация внимания свойство, выражающееся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека.
При наличии такой сосредоточенности человек становится высоко помехоустойчивым. Лишь с трудом его можно отвлечь от мысВнлей, в которые он погружен.
Устойчивость внимания - способность длительно быть сосредоточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или процесса деяВнтельности. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подготовленности рабочего месВнта, навыков.
Переключение внимания выражается в произвольном, сознательВнном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром переВнходе от одной деятельности к другой. Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых ее задач.
Не следует смешивать переключение внимания с отвлечением, которое выражается в непроизвольном переносе сосредоточенносВнти сознания на что-то другое либо в снижении интенсивности соВнсредоточенности. Это проявляется в кратковременных колебаниях внимания.
Истинное отвлечение является следствием многих причин. Ими могут быть невыработанная устойчивость внимания, снижение инВнтереса к работе, утомление (особенно при ее монотонном характеВнре) и другое. Противодействовать отвлечению могут краткие переВнрывы в работе.
Распределение внимания тАФ свойство, благодаря которому возВнможно выполнение двух или более действий (видов деятельности) одновременно, но только в том случае, когда одни действия привычВнны для человека и осуществляются хотя и под контролем сознания, но в значительной мере автоматизировано.
В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у человека развиваются свойства внимания, его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания (индивидуально-типологиВнческие особенности внимания, обусловленные также и типом неВнрвной системы), на основе которых формируется внимательность как свойство личности.
Памятью называется запоминание, сохранение и воспроизвеВндение того, что человек воспринимал, думал, переживал или делал когда-то, т. е. отражение прошлого опыта, обстоятельств жизни и деятельности личности.
Память служит основой непрерывности психической деятельВнности, связывая прошлое, настоящее и будущее.
Основные процессы памяти тАФ запоминание, сохранение, восВнпроизведение.
Запоминание тАФ процесс запечатления в сознании поступающей информации в виде образов, мыслей (понятий), переживаний и дейВнствий. Различают непроизвольное (непреднамеренное) и произвольВнное (преднамеренное) запоминание.
Непроизвольное запоминание осуществляется как бы само соВнбой, без преднамеренного желания что-то запомнить. Оно опредеВнляется не установками или целями, а особенностями объектов и отВнношением человека к ним. Так обычно запоминается то, что произВнвело яркое впечатление, вызвало сильные и глубокие переживаВнния.
Непроизвольное запоминание может быть эффективным, если оно включено в активную умственную деятельность. Например, арВнтист в ряде случаев не заучивает специально текст роли, а запомиВннает его в ходе репетиций, главная цель которых заключается не в том, чтобы усвоить слова, а в том, чтобы вжиться в образ. Ведущим для человека является произвольное запоминание. Оно возникает и развивается в процессе общения людей и трудовой деятельности.
Произвольное запоминание тАФ запоминание целенаправленное (что запомнить, зачем, на какой срок, как использовать и пр.), что придает ему планомерность и организованность.
Особая форма произвольного запоминания тАФ заучивание. Оноиспользуется тогда, когда необходимо что-то запечатлеть в памятиочень точно и очень прочно.
Сохранение тАФ удержание в памяти в течение более или менее длительного времени и переработка того, что было запечатлено, что запомнилось. Сохраняется в памяти материал значимый, многоВнкратно повторяемый, постоянно использующийся в деятельности, хорошо понятный или запечатлевшийся с установкой Влзапомнить надолгоВ».
Главным условием сохранения является использование запомВннившегося на практике, в деятельности. Это относится не только к знаниям, но и к навыкам и умениям.
Забывание тАФ не всегда желательный, но неизбежный процесс, противоположный сохранению. Он протекает почти всегда непроВнизвольно. Благодаря забыванию в памяти не остается мелких, неВннужных, незначимых деталей, запоминание обобщается. Частично забытое бывает трудно воспроизвести, но легко узнать. Быстро заВнбывается то, что редко включается в деятельность человека, что стаВнновится незначимым для него, систематически не подкрепляется восприятием и повторением. В этом положительная сторона забыВнвания. Забывание особенно интенсивно в первые 48 часов после заВнучивания или восприятия и зависит от содержания материала, его осознанности и объема.
Воспроизведение тАФ избирательное оживление хранящейся в памяти информации в связи с потребностями человека, конкретВнными обстоятельствами и задачами в деятельности.
Разновидностью воспроизведения является узнавание, проявВнляющееся при вторичном восприятии объекта. Обычно возникаюВнщее при этом чувство знакомости объекта сопровождается мыслью: ВлДа, я это видел где-тоВ». Мысль отождествляет отражаемое в наВнстоящий момент с тем, что воспринималось раньше.
Воспроизведение, подобно запоминанию, может быть произВнвольным и непроизвольным.
Непроизвольное воспроизведение происходит хотя и без всякого намерения, обычно не само собой. Толчком к непроизвольному восВнпроизведению обычно служат какие-то причины, вызывающие соВнответствующие ассоциации.
Произвольным называется воспроизведение, которое организуВнется посредством волевых усилий и сознательно поставленной цеВнлью. Главной особенностью такого воспроизведения является наВнличие осознаваемого мотива. Разновидностью произвольного восВнпроизведения является припоминание. Это сознательное, целенапВнравленное воспроизведение, требующее специфического напряжения для преодоления внутренних затруднений.
Существует несколько оснований для выделения видов памяти:
1) степень сознательной активности при запоминании и воспроВнизведении.
- психологическое содержание запоминаемого;
- продолжительность сохранения.
По степени сознательной активности различают память непроизвольную и произвольную. Произвольная, в свою очередь, может быть механической и логической. При механической памяти запоминание и воспроизведение совершаются на основе пространственной или вреВнменной близости и последовательности предметов, явлений и собыВнтий; при логической тАФ на основе установления тех или иных смыслоВнвых связей между ними, независимо от расположения в пространстве или следования во времени.
По продуктивности запоминания логическая память, как праВнвило, превосходит механическую: продолжительность сохранения материала, запечатленного логически, значительно больше. ВмесВнте с тем для человека важен и тот и другой вид памяти. Логическая память необходима для понимания и запоминания смысла изучаеВнмого материала и включения в его систему уже накопленных знаВнний, механическая тАФ для точного, полного запечатления и сохраВннения запоминаемого.
По психологическому содержанию запоминаемого выделяется память образная, словесно-логическая, эмоциональная и двигательВнная. Эти четыре вида памяти присущи всем людям. Однако развиВнты они неравномерно: какой-то (или какие-то) являются преоблаВндающими. Преобладание того или иного вида памяти влияет на усВнпешность овладения теми или иными учебными предметами, равВнно как и различными видами деятельности.
В образной памяти выделяют зрительную и слуховую (а также обонятельную, вкусовую, осязательную). Если человек хорошо запоВнминает, узнает и воспроизводит зрительные образы, если он лучше запоминает материал при чтении Влпро себяВ», у него хорошая зриВнтельная память; если же человек хорошо запоминает мелодии и восВнпроизводит их, если он лучше запоминает прочитанное ему вслух или когда ему читают или говорят, у него хорошая слуховая память. Словесно-логическая память тАФ подлинно человеческий вид паВнмяти. Это память на мысли, выраженные в понятиях. Именно блаВнгодаря словесно-логической памяти знания становятся достояниВнем человека, тем, что им не просто заучено, а глубоко продумано, принято.
Эмоциональная память тАФ память на чувства. Это запоминание человеком своих переживаний и переживаний других людей. ЭмоВнциональная память может быть основой мотивов, побуждающих человека к каким-то действиям или удерживающих его от соверВншения того или иного поступка. Она же является основой сопереживаний.
Двигательная память тАФ память на движения. Она составляет основу овладения двигательными действиями в любом виде деяВнтельности.
По продолжительности сохранения память делится на долгоВнвременную, кратковременную и оперативную. Долговременная паВнмять характеризуется значительной длительностью сохранения материала после его восприятия и закрепления. Кратковременная память тАФ это непродолжительное сохранение информации после одно-двухкратного его восприятия. Оперативная память сохраняВнет информацию лишь на то время, которое необходимо для соверВншения действий (например, набрать только что названный номер телефона, записать пришедшую в голову или услышанную мысль, исполнить только что воспринятый приказ).
Существуют индивидуальные различия между людьми по объеВнму, точности памяти, быстроте запоминания, длительности сохраВннения, готовности памяти.
Объем памяти тАФ это количество материала, которое может быть правильно воспроизведено непосредственно после однократВнного его восприятия. В среднем объем памяти равен 6-8 объектам. Индивидуально он колеблется от 0 до 12.
Точность памяти определяется идентичностью воспроизводиВнмого и запоминаемого. Отсутствие пропусков, искажений в воспроВнизведении, детальное воспроизведение тАФ конкретные проявления точности памяти.
Быстрота запоминания. тАФ это время (или число повторений), необходимое для полного и правильного запоминания материала.
Длительность сохранения тАФ время удержания в памяти маВнтериала. Выражение Влкороткая памятьВ» относится именно к этому ее качеству.
Готовность памяти тАФ это способность быстро извлекать из памяти то, что необходимо человеку в данный конкретный момент. Отсутствие этого качества приводит к тому, что даже при наличии знаний человек не может ими пользоваться. Нередко учащиеся, получив неудовлетворительную оценку на экзамене и выйдя за дверь аудитории, вдруг начинают рассказывать товарищам то, чего две минуты назад не могли рассказать преподавателю. Готовность памяти определяет прикладность знаний. В сочетании с мышлениВнем она определяет сообразительность и находчивость.
Сочетание перечисленных качеств позволяет по индивидуальВнным различиям памяти разделить людей на четыре группы:
а) быстро и прочно запоминающих, медленно забывающих;
б) быстро запоминающих, но скоро забывающих;
в) медленно запоминающих, но долго помнящих;
г) медленно запоминающих и быстро забывающих.
Оглавление
- Введение.
- Методика №1. Устойчивость внимания.
- Методика №2. Распределение внимания.
- Методика №3. Переключение внимания.
- Методика №4. Тип памяти.
- Методика №5. Объем памяти.
- Заключение.
- Список использованной литературы.
Заключение
Главным результатом данной работы, как мне видится, является приобретение навыка профессионального общения с окружающими. Интерес представляется в реакции ВлиспытуемыхВ» на просьбы участия в тестировании. Если говорить по возрастной категории, то чем выше планка, тем менее охотно идут на ВлконтактВ», что можно объяснить простым стеснением. Более молодые, как ни странно, выполняют задания серьезно и ответственно. К общему выводу можно отнести то, что нет видимого изменения ко мне в бытовом общении, знакомых и близких мне людей, в связи с избранием мною специфической профессии, и начале практикума. Это можно объяснить ВлпривыканиемВ» социума, особенно молодых, к существующей профессии психолога, понимания необходимости участия профессионально подготовленных людей в решении каких-либо проблем. И в настоящее время можно говорить о постепенном исчезновении ВлспецифичностиВ».
Список использованной литературы
- Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. ВлПсиходиагностические методы изучения личностиВ», М., 2000
- Смирнов А.Г. ВлПрактикум по общей психологииВ», М., 2002
- Немов Р.С. ВлПсихологияВ» т.3, М., 2003
- Рубенштейн С.Л. ВлОсновы общей психологииВ», М., 1989
Вместе с этим смотрят:
Память и мозгПамять человека
Паравирусный энтерит
Патологическая анатомия - мезенимальные дистрофии