Программное обеспечение сетей ЭВМ

Оглавление

Введение.        2

Теоретическая часть: "Программное обеспечение сетей ЭВМ"        3

Операционные системы компьютерных сетей        3

Быстродействие сетевой ОС        5

Windows NT Server        7

Коммуникации        7

Обмен информацией        8

Управление базами данных        11

Защита данных        11

Доступ к мэйнфреймам        12

Эмуляция терминала        13

Управление сетью и оптимизация расходов на неё        14

SMS- сервер управления системами        14

ВлНулевые расходы на администрированиеВ»        15

Заключение        16

Примечание        16

Практическая часть        17

Практическое задание № 1        17

Практическое задание № 2        20

Приложения        24

Список использованной литературы        27

Введение.

Сложность современных человеко-машинных систем, их функВнциональные особенности и степень автоматизации режимов управВнления определяются лавинообразным ростом быстроизменяющихся информационных потоков, параметрическое осмысление которых, и оперативное принятие управляющих решений осуществляет человек. Получение и анализ информации в этом случае должны происходить со скоростью выработки параметрических данных в реальном масшВнтабе времени. При этом, в принципе, не существует объектов, исключающих непосредственное или опосредованное участие челоВнвека в функциональных контурах управления автоматизированных систем. Прогресс в развитии микропроцессорной техники сделал ее доступной массовому потребителю, а высокая надежность, относительно низкая стоимость, простота общения с пользователем - непрофессионалом в области вычислительной техники послужили основой для организации систем распреВнделенной обработки данных, включающих от десятка до нескольких сотен ПЭВМ, объединенных в вычислительные сети.

На сегодняшний день в мире существует более 130 миллионов комВнпьютеров и боВнлее 80 % из них объединены в различные информационно-вычислительные сети от малых локальных сетей в офисах до глобальных сетей типа Internet. Всемирная тенденция к объВнединению компьютеров в сети обусловлена рядом важных причин, таких как ускорение пеВнредачи инВнформационных сообщений, возможность быстрого обмена информацией между пользователями, получение и передача сообщений (факсов, E-Mail писем и прочего) не отходя от рабочего места, возможность мгновенного получения любой информации из люВнбой точки земного шара, а так же обВнмен информацией между компьютерами разных фирм производителей раВнбоВнтающих под разным программным обеспечением.

Такие огромные потенциальные возможности, которые несет в себе вычислительВнная сеть и тот новый потенциальный подъем, который при этом испытывает информационВнный комплекс, а так же значительное ускорение производственного процесса  не дают нам право не принимать это к разраВнботке и не применять их на практике.

Вычислительные сети позволяют автоматизировать управление производством, транспортом, материально-техническим снабжением в масштабе отдельных регионов и страны в целом. Возможность концентрации в вычислительных сетях больших объёмов данных, общедоступность этих данных, а также программных и аппаратных средств обработки и высокая надёжность их функционирования тАУ всё это позволяет улучшить информационное обслуживание пользователей и резко повысить эффективность применения вычислительной техники.

Интеграция и формирование информационно-управляющих реВнсурсов являются основным аргументом в пользу создания сетевой архитектуры, абонентских служб сетевого доступа и существенноВнго расширения предоставляемых услуг по распределению, телеобработке информационных потоков.

Теоретическая часть: "Программное обеспечение сетей ЭВМ"

Сеть тАФ ничто без программного обесВнпечения. Программное обеспечение (ПО) вычислительных сетей обеспеВнчивает организацию коллективного доступа к вычислительным и информационным ресурсам сети, динамическое распределеВнние и перераспределение ресурсов сети с целью повышения оперативности обработки информации и максимальной загВнрузки аппаратных средств, а также в случае отказа и выхода из строя отдельных технических средств и т.д.

Подобно земной коре, сетевое ПО состоит из слоев. Одни из них ВлтолщеВ», другие "тоньше", но все работают как единое целое. Каждый слой сетевоВнго программного обеспечения нацелен на решение той или иной конкретной задачи.

Программное обеспечение вычислительных сетей включает три основных ВлслояВ»:

  • общее программное обеспечение, образуемое базовым ПО отдельных ЭВМ, входящих в состав сети;
  • специальное программное обеспечение, образованное прикладными программными средствами, отражающими специфику предметной области пользователей при реализации задач управления;
  • системное сетевое программное обеспечение, представВнляющее комплекс программных средств, поддерживающих и координирующих взаимодействие всех ресурсов вычислительВнной сети как единой системы.

Разумеется, любая слоистая структура нуждается в фунВндаменте, как земная кора в магме, а многослойное программное обеспечеВнние, образующее сетевую среду для коллективной деятельноВнсти, базируется на операционной системе.

Операционные системы компьютерных сетей

Операционная система сети включает в себя набор управляющих и обслуживающих программ, обеспечивающих:

  • межпрограммный метод доступа (возможность организации связи между отдельными прикладными программами комплекВнса, реализуемыми в различных узлах сети);
  • доступ отдельных прикладных программ к ресурсам сети (и в первую очередь к устройствам ввода-вывода);
  • синхронизацию работы прикладных программных средств в условиях их обращения к одному и тому же вычислительному ресурсу;
  • обмен информацией между программами с использованием сетевых "почтовых ящиков";
  • выполнение команд оператора с терминала, подключенВнного к одному из узлов сети, на каком-либо устройстве, подклюВнченном к другому удаленному узлу вычислительной сети;
  • удаленный ввод заданий, вводимых с любого терминала, и их выполнение на любой ЭВМ в пакетном или  оперативном режиме;
  • обмен наборами данных (файлами) между ЭВМ сети;
  • доступ к файлам, хранимым в удаленных ЭВМ, и обработку этих файлов;
  • защиту данных и вычислительных ресурсов сети от несанкционированного доступа;
  • выдачу различного рода справок об использовании инВнформационных, программных и технических ресурсов сети;
  • передачу текстовых сообщений с одного терминала польВнзователя на другие (электронная почта).

Операционные системы (ОС) отвечают за выполнение основных функций любого компьютера, будь то мэйнфрейм или миникомпьютер, сетевой сервер или настольный ПК. Для пользователя работа и роль операционной системы наиболее заметна и важна; ведь клавиатура, мышь и интерфейс тАФ единВнственные посредники при общении человека с приложенияВнми и аппаратурой.

С помощью операционной системы сети:

  • устанавливается последовательность решения задач пользователя;
  • задачи пользователя обеспечиваются необходимыми данными, хранящимися в различных узлах сети;
  • контролируется работоспособность аппаратных и програмВнмных средств сети;
  • обеспечивается плановое и оперативное распределение ресурсов в зависимости от возникающих потребностей различВнных пользователей вычислительной сети.

Выполняемое с помощью операционной системы сети управление включает: планирование сроков и очередности получения и выдачи информации абонентам; распределение решаемых задач по ЭВМ сети; присвоение приоритетов задачам и выходным сообщениям; изменение конфигурации сети ЭВМ; распределение информационных вычислительных ресурсов сети для решения задач пользователя.

Оперативное управление процессом обработки информации с помощью операционной системы сети помогает организовать: учет выполнения заданий (либо определить причины их невыполнения); выдачу справок о прохождении задач в сети; сбор данных о работах, выполняемых в сети, и т.д.

По отношению к аппаратной части и приложениям операВнционная система выступает как диспетчер, ответственный за открытие и закрытие файлов, взаимодействие с сетью, переВннос информации на диск и обратно, отображение информаВнции на экране и ее обновление, наблюдение за коммуникациВнонными портами и т. д.

Операционная система заВнщищает программы друг от друга, следит за запросами и обВнслуживает их, управляет использованием памяти и т.д.

Операционные возможности ОС отдельных ЭВМ, входящих в состав вычислительной сети, поддерживают потребности пользователей во всех традиционных видах обслуживания: средствах автоматизации программирования и отладки, доступа к пакетам прикладных программ и информации локальных баз данных и т.д.

Сетевые возможности тАФ одна из обязанностей операционной системы. Существует два подхода к поддержке способностей компьютеров общаться друг с другом. Один из них тАФ снабдить сетевыми средствами автономную операционную систему типа MS DOS. Второй, боВнлее современный подход тАФ с самого начала встраивать средВнства поддержки сети в операционную систему и получать таВнким образом целостное решение. Такой подход реализован в системах Windows 95, Windows NT, OS/2, Novell NetWare, UNIX, в протоколах AppleTalk для Macintosh и в других ныне применяемых операционных системах. Операционные системы с сетевыми функциями представлены двумя не всегда различимыми разновидностями: серверными и клиентскими. Это вызвано различием возможностей и функций серверов и клиентов сети на базе ПК. СерверВнная операционная система концентрируется на управлении ресурсами, а клиентская тАФ на удовлетворении потребностей владельца, то есть на выполнении заданий с максимальной скоростью и эффективностью.

Выбор серверных операционных систем для корпоративных сетей на базе ПК весьма широк: Windows NT, OS/2, Novell NetWare, UNIX и Mac OS с сетевыми службами Apple Share и AppleTalk. Как правило, эти операционные системы способВнны функционировать и в качестве ПО клиента, и в качестве ПО сервера. Более того, часто существует ВлмладшаяВ» версия для настольных компьютеров. Такие программные продукты как Windows NT Workstation, OS/2 Workstation и ПО рабочей станции от NetWare, по существу, представляют собой неВнсколько упрощенные версии своих Влстарших братьевВ», рабоВнтающих на серверах.

Обсуждая клиентские или серверные операционные системы, нельзя не сказать о платформах. В компьВнютерном мире, как и в обычной жизни, под платформой поВннимается некое основание. В данном случае платформой наВнзывают либо аппаратуру, на которой функционирует операВнционная система, либо сочетание аппаратуры и аппаратно-зависимой операционной системы. OS/2, например, создавалась для процессоров компании Intel, хотя поначалу предназначаВнлась и для процессоров PowerPC. Другие операционные сисВнтемы, например, UNIX и Windows NT, являются переносимыми, то есть могут работать на платформах с разными процесВнсорами.

Сетевые операционные систеВнмы создаются для решения масштабных задач: они предназначены для управления и обслуживания массовых (нередВнко одновременных) запросов клиентов. Кроме того, сетевая опеВнрационная система отвечает за проверку учётных данных пользователя, его паролей и прав. К сетевым ОС предъявляются гораздо более высокие требования в отношении отказоустойчивости тАФ ведь они долВнжны гарантировать непрерывность работы и целостность доВнверенных им гигабайтов и даже терабайтов информации. СеВнтевая ОС управляет совместным использованием ресурсов, удаВнленным доступом, администрированием сети, почтовым обслуВнживанием и массой прочих составляющих бесперебойно фунВнкционирующей среды коллективной работы.

Быстродействие сетевой ОС

Сетевая операционная система должна работать с максимально возможной скоростью. Добиться этого удаётся посредством Влтрёх МВ»: многопоточности, многозадачности, многопроцессорности.

Многопоточность

Многопоточная обработка основана на том, что микропроцессор (в конечном счете, отВнветственный за все происходящее в компьютере) работает с невероятной скоростью, измеряемой крошечными единицаВнми времени тАФ тактами. Эти такты выполняются независимо от того, обрабатывает ли процессор какую-нибудь задачу или нет. При этом многие такты приходятся на время, когда проВнцессор работает ВлвхолостуюВ»: например, когда программа ждет, пока сравнительно медленный дисковый накопитель выдаст данные для дальнейшей обработки.

При многопоточной обработке процесс (например, приложение тАФ редактор текстов) подразделяется на отдельные составляющие, или потоки, кажВндый из которых выполняется микропроцессором по отдельВнности (см. рис. 1). Подразделение процесса на составляющие его потоки тАУ функция самого приложения, а планирование поВнтоков, то есть порядок предоставления им процессорного вреВнмени, осуществляется операционной системой. Точнее, именВнно так обстоит дело в системах типа Windows NT или OS/2, поддерживающих вытесняющую многозадачность.

Рисунок 1.

Многозадачность

Многозадачность тАФ одна из особенностей современных операционных систем от Windows 95 до Windows NT, OS/2 и UNIX, состоящая в их кажущейся способности одновременно выполнять несколько процессов. Эта способность создается благодаря высокой скорости раВнботы процессора и его способности перемежать выделенные разным задачам интервалы времени (их называют квантами), не обязательно завершая выполнение одного процесса до наВнчала другого (см. рис. 2).

Рисунок 2.

Существует два типа многозадачности: с вытеснением и без него (последнюю называют также кооперативной многоВнзадачностью). В первом случае операционная система сама контролирует, кто, что и когда делает. Она способна отложить выполнение процесса (потока), если надо выделить время друВнгому процессу, имеющему высший приоритет. В случае кооВнперативной многозадачности процессы сосуществуют на осВннове некоего Влкодекса честиВ», сами, решая, когда им отдать проВнцессор другому приложению.

Многопроцессорность

В сетях, где большие объемы трафика1 тАФ норма, сетевая операционная система может еще успешнее справлятьВнся с многозадачностью, если поддерживает многопроцессорВнную обработку. Тогда она может поддерживать многие десятВнки или даже сотни процессоров и способна распределять раВнбочую нагрузку сервера среди них так, что множество процессов будут фактически выполняться одновременно, каждый на своем процессоре.

Есть две разновидности много тАФ процессорной обработки: асимметричная (Asymmetric Multiprocessing, ASMP) и симметричная (Symmetric MultiВнprocessing, SMP). При асимметричной обработке нагрузка расВнпределяется между процессорами так, что один или нескольВнко из них обслуживают только операционную систему, а осВнтальные заняты только приложениями. При симметричной обработке любой процесс, требующий обработки, может быть поручен любому свободному процессору (см. рис. 3). В силу большей гибкости симметричной модели операционВнная система с поддержкой SMP обеспечивает два важных преВнимущества. Во-первых, повышается отказоустойчивость сети, так как любой процессор способен справиться с любой задачей, и потому отказ одного процессора не влечет за собой крах всей системы. Во-вторых, улучшается балансировка наВнгрузки, так как операционная система способна распределять ее среди процессоров равномерно и тем самым предотвращать появление узких мест из-за слишком частых обращений к одВнним процессорам и пренебрежения остальными.

Рисунок 3.

Windows NT Server

Появление ОС Windows NT Server ознаменовало вступлеВнние корпорации Microsoft на рынок сетевых операционных сиВнстем. Windows NT Server быстро стала весьма популярной, осоВнбенно в своей значительно переработанной версии 4.0, куда включена поддержка набора системных служб Active Server, спроектированного специально для разработки интрасетей и управления ими. Windows 2000 (переименованная версия 5.0) еще более расширяет возможности управления сетью благодаря инициативе нулевых расходов на администрирование (Zero Administration Initiative), которая снизит расходы и сложность поддержки персональных комВнпьютеров-клиентов благодаря централизации управления клиВнентами и их ПО.

Windows NT тАФ 32-разрядная многопоточная многозадачная операционная система, которая поставляется в версиях для сервера и для рабочей станции. В своем серверном воплощении Windows NT служит фундаментом пакета серверных приложений Microsoft BackOffice. Версия для рабочей станции представляет собой высокопроизводительную операционную систему, отличаюВнщуюся от Windows NT Server лишь оптимизацией для настольВнного компьютера.

Windows NT лучше всего Влсебя чувствуетВ» на компьютеВнрах с большим объемом памяти и дискового пространства. Ей необходимо минимум 16 Мб ОЗУ, но она работает намного быстрее и стабильнее, когда объем ОЗУ составляет 32 Мб и более. В этом отношении Windows NT аналогична играм, Windows 95 и приложениям типа Microsoft Office 97, работа которых заметно улучшается, когда объем памяти превышает минимально допустимую величину. Необходимый объем дисВнкового пространства зависит от платформы, на которой рабоВнтает Windows NT. В системах на базе процессоров Intel она занимает на диске минимум 125 Мб, а в RISC-системах ей поВннадобится не менее 160 Мб. По части типа платформы Windows NT почти всеядна: она пригодна как для однопроцессорного сервера, почти ничем не отличающегося от Вашего настольВнного компьютера, так и для чуда техники с поддержкой SMP и 32 процессорами.

В большинстве сетей используются не только ПК и не только Windows, но целый конгломерат платформ и даже сеВнтевых архитектур. Windows NT Server, как и большинство серВнверных операционных систем, Влхорошо осведомленаВ» об альтернативных Влукладах жизниВ». Поэтому она может работать как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими сетеВнвыми ОС тАФ Novell NetWare, DEC Pathworks и почтенной UNIX. Windows NT можно подключать к мэйнфреймам по протокоВнлу IBM SNA, к сетям Macintosh с протоколами AppleShare и Apple Talk и к любым сетям на основе протоколов TCP/IP, включая, естественно, и Интернет. Windows NT Server поддерВнживает также компьютеры-клиенты под управлением Mac OS, OS/2, UNIX, MS-DOS и разных версий Windows (в том числе ВлстарушкиВ» 3.1).

Надежная и эффективная поддержка совместного исВнпользования ресурсов тАФ важнейшая обязанность сетевой опеВнрационной системы; по степени важности с ней сопоставима только поддержка электронной почты.

Коммуникации

Операционные системы составляют лишь часть сетевой среды. Сотрудничество любого рода связано с передачей и приемом информации, и поэтому требует коммуникационного программного обеспечения тАФ узкоспециализированного ПО, играющего роль посредника между пользовательскими приложениями с одной стороны и сетевыми протоколами, модемами, маршрутизаторами, комВнмутационными сервисами и прочими технологиями ISO/OSI низкого уровня тАФ с друВнгой. Разработчикам ПО, которые полагаются в качестве таких, заполняющих пропасть между приложениями и поставщикаВнми услуг связи и телефонии, посредников на инструментарий Microsoft, служат два ее произведения со звучными названияВнми тАФ MAPI и TAPI.

TAPI

Интерфейс приложений компьютерной телефонии (Telephony Application Programming Interface, TAPI) представляет собой набор функций, позволяющих разнообразным прилоВнжениям пользоваться телефоном для поддержки столь привлеВнкательных форм сотрудничества, как:

  • телеконференции;
  • передача данных, в том числе по факсу и электронной почте;
  • удаленный доступ;
  • интерактивное взаимодействие;
  • поиск информации на досках объявлений, в группах ноВнвостей и т. д.

По существу TAPI - это набор сервисов-посредников между приложением, нуждаюВнщимся в телефонных услугах, и специальной программой тАФ поставщиком услуг телефонной связи, которая взаимодействуВнет с реальной аппаратурой: телефоном, факсом, модемом и т. д. TAPI искусно встроен в Windows и является единственным методом, доступным Windows-приложениям для манипулироВнвания телефоном. TAPI может поддерживать работу настольного компьютера с настольным телефоном или с телефоном, доступным через локальную сеть.

MAPI

MAPI представляет собой отраслевой стандарт, благодаря которому коммуникационные приложения передают информацию друг другу. Это как бы универсальный язык, позволяющий различным програмВнмам понимать друг друга и взаимодействовать. Серверные компоненты MAPI позволяют серверу Exchange работать с множеством разнотипных почтовых клиентов и сервисов, таВнких как, например, поставщики оперативной информации. Клиентские компоненты интерфейса MAPI обеспечивают Windows-приложениям типа Exchange Client возможность обмениваться почтой с любым MAPI-сервером, не заботясь о подробностях вроде формата почтового адреса получателя или взаимодействия с его почтовым сервером.

Как и прочие интерфейсы прикладного программирования, MAPI работает на низком уровне незаметно для пользоВнвателя, хотя без этого интерфейса не обойтись даже при проВнстейших операциях типа чтения и удаления почтовых сообВнщений. По существу, MAPI служит Влпочтовым отделением и службой доставкиВ» любого MAPI-совместимого приложения (например, текстоВнвого редактора или электронной таблицы).

Обмен информацией

Конечно, кроме телефона есть и электронная почта.

Электронная почта обеспечивает доставку писем (а часто и произвольных файлов, а также голосовых и факсимильных сообщений) от одних пользователей сети другим, успешно используется при автоматизации конторских работ. Передача между терминалами сообщений, например, фотоВнтелеграмм, может также рассматриваться как разновидность электронной почты. Однако для большинства конкретных случаев использование электронной почты предполагает передачу сообщений через специальные "почтовые ящики", между которыми размещаются устройства обработки данных. ("Почтовый ящик" - общая область памяти вычислительной сети, предназначенная для записи информации с помощью одной прикладной программы с целью ее дальнейшего испольВнзования другими прикладными программами, функционируюВнщими в других узлах сети.) Накопление документов в таких "почтовых ящиках" и возможность их последующей дополниВнтельной обработки имеют следующие преимущества:

  • отпадает необходимость в пересылке предварительных результатов и промежуточных рабочих материалов;
  • достаточно просто реализуется конфиденциальная связь, обеспечиваются приоритетность передачи данных, циркуляция документов в сети и другие виды информационной связи.

Для эффективной работы пользователей в сети требуется и иное программное обеспечение, которое иногда поставляется вместе с сетевой ОС, а иногда его надо покупать отдельно:

Средства удаленного доступа позволяют подключаться к сети с помощью модема и работать на компьютере, как будто он непосредственно подключен в сеть (разумеется, при этом многие операции будут выполняться дольше, так как модем работает значительно медленнее сетевого контроллера);

Средства групповой работы позволяют совместно работать над документами, обеспечивают согласованность версий доВнкументов у разных пользователей, предоставляют средства для организации доВнкументооборота предприятия, позволяют организовывать телеконференции тАФ письменный обмен мнениями по различным темам и т.д.;

Программы резервирования позволяют создавать резервные копии данных, хранящихВнся на серверах сети и на компьютерах пользователей, а при необходиВнмости тАФ восстанавливать данные по их резервной копии.

Для пользователей, работающих в среде Windows NT и BackOffice, электронная почта тАФ нечто само собой разумеющееся, причем чаще всего под этим словом понимается сервер электронной почты Microsoft Exchange Server. По суВнществу, это компонент BackOffice, поддерживающий не тольВнко электронную почту, но и планирование, контроль и совмеВнстное использование информации, тАФ целый набор функций, которые обычно относят к программному обеспечению коллекВнтивной деятельности.

Помимо этих функций Exchange Server поддерживает досВнтуп в Интернет. Роль Интернета растет, по мере того как все большее число предпринимателей осознанно или не очень начинают рассматривать эту глобальную, основанную на стандартах сеть в качестве информационной магистрали, важной не только для связи, но и для маркетинга, электронной торговВнли, совместной работы в реальном времени. А в будущем тАФ и для тщательно контролируемых, защищенных, не терпящих отВнлагательства транзакций того типа, который пока выполняют лишь банки и другие финансовые учреждения. Разумеется, Exchange Server не решает всех этих задач, но будучи основВнным коммуникационным компонентом Microsoft BackOffice, действительно обеспечивает надежный и простой обмен элекВнтронной почтой через Интернет.

Exchange Server масштабируем и, следовательно, подойдет и маленькой компании с парой десятков клиентов, и крупной корпоративной сети со многими тысячами пользователей. В любом из этих воплощений Exchange Server обеспечивает эфВнфективную связь и автоматизацию сотрудничества, поддерВнживая:

  • почту, включая электронную и факс;
  • планирование рабочего времени и отслеживание выполнеВнния задач;
  • публикацию информации через электронные доски объявВнлений и базы данных;
  • управление информацией с помощью фильтров, электронВнных форм и средств разработки приложений, которые поВнзволяют пользователям и разработчикам решать массу заВндач, начиная от сортировки сообщений по проблематике и автоматического удаления Влпочтового мусораВ» до автомаВнтизации задач и создания форм отчетов.

Exchange, подобно Windows NT, может быть и клиентом, и сервеВнром. Но в отличие от сходных между собой Windows NT Server и Windows NT Workstation, серверный и клиентский компоВнненты Exchange тАФ Exchange Server и Exchange Client тАФ спеВнциализированы: дело клиента тАФ писать послания, а задача серВнвера тАФ доставлять их.

Серверный компонент Exchange тАФ Exchange Server, работает на серВнверах сети. Его основная задача тАФ хранение, маршрутизация и доставка почты тАФ кажется достаточно простой, но, как час то в мире компьютеров, здесь далеко не все доступно глазу. Чтобы обеспечить беспрепятственную и надежную переВндачу разнообразных сообщений через Интернет, Exchange поддерживает два хорошо известных почтовых стандарта:

UUENCODE и многоцелевые расширения электронной почты Интернета (Multipurpose Internet Mail Extensions, MIME). Оба реализуют довольно сложные процессы. UUENCODE преобВнразует файлы любого типа, включая программы, в формат ASCII, понятный всем компьютерам. В этом формате файлы передаются компьютеру-адресату, где и восстанавливаются сопутствующей программой UUDECODE. Это преобразоваВнние при всех технических отличиях сравнимо с цифро-аналоговым преобразованием, выполняемым модемами.

Похожим образом MIME позволяет почтовой программе преВнобразовывать мультимедийные сообщения, состоящие из разВннотипной информации (простого и форматированного текста, аудио и видео), так чтобы их можно было передать по сети. ПоВнскольку преобразование основано на стандартах интерфейса MIME, такой документ можно передавать между самыми разныВнми платформами тАФ почтовая программа адресата, поддерживаВнющая MIME, всегда восстановит исходную форму сообщения.

Без таких стандартов сообщение электронной почты, соВндержащее что-либо кроме простого текста, выглядело бы весьВнма загадочно. А ведь Интернет тАФ не единственное техничесВнкое достижение, позволяющее произвести внешне простую пересылку сообщения из одного места в другое.

Exchange Server тесно интегрирован с Windows NT Server, но это но ограничивает его возВнможности. Так, например, поддержка широко используемых транспортных протоколов, включая IPX/SPX и TCP/IP, позвоВнляет Exchange Server работать с сетями Novell NetWare, UNIX и AppleTalk. Exchange также способен передавать почту чеВнрез Интернет и работать с любыми коммуникационными приложениями стандарта Х.400 благодаря тому, что поддерживаВнет общеотраслевые стандарты типа SMTP (почтовый протокол TCP/IP), MIME, Web-протоколы и стандарт обработке сообВнщений CITT X.400.

Outlook тАФ мощное дополнение к пакету офисных проВнграммных продуктов для Windows. Будучи диспетчером личВнной информации, Outlook может работать с сервером Exchange, заменяя клиентское ПО Exchange в настольной сиВнстеме. По набору функций он сходен с широко известным клиВнентом Exchange, но превосходит его по своим возможностям, по сути, являясь единым центром управления всей информаВнцией на настольном ПК. Достаточно щелкнуть значок на леВнвой панели, и в правой появится его содержимое.

  • Из окна Outlook пользователь может обращаться к любоВнму из следующих элементов:
  • электронной почте;
  • общим папкам;
  • встроенным приложениям поддержки коллективной рабоВнты и решения производственных задач: списку встреч, дисВнпетчеру заданий, планировщику, личному дневнику и элекВнтронной записной книжке;
  • значку ВлМой компьютерВ» Windows 95 и Windows NT Workstation, который обеспечивает доступ практически ко всем ресурсам компьютера;
  • любым личным папкам, включая значки часто используеВнмых ресурсов на серверах сети (поместив их на левую паВннель окна Outlook).

Outlook ориентирован на Интернет и способен на большее, нежели простая обработка почты и планирование.

Клиентское ПО для работы с сервером Exchange Server тАФ Exchange Client тАФ работает на настольном компьютере, поддерживая единый пункт сбора корреспонденции: универсальный почтоВнвый ящик для всех получаемых сообщений (от электронной почты до документов, факсов и голосовой почты). В состав Exchange Client входят три основных компонента:

  • Клиентское ПО, отвечает за решение всех задач по обмеВнну сообщениями, включая поддержку настраиваемых форм (представлений), списков сообщений, общих папок и т. д.
  • Schedule+ занимается планированием по времени и проВнектам. Он предназначен для ведения перечня встреч, проВнсмотра расписаний, создания запросов на проведение соВнвещаний и обработку ответов на такие запросы.
  • Конструктор форм (Exchange Forms Designer) применяетВнся для создания специализированных форм, например заВнявления на отпуск или сметы расходов. Заполнив такую форму, пользователь возвращает ее электронным способом соответствующему сотруднику или в отдел. Создание форм может быть простым или сложным, а иногда требует и наВнвыков программирования. Так или иначе, этот компонент предъявляет, пожалуй, самые высокие требования к пользователю, в отличие от, например, отправки электронВнной почты или планирования встреч тАФ их быстро осваиваВнет даже новичок, настолько они интуитивны.

Компоненты Exchange Server, ориентированные на поддержку коллективной работы, тесно связаны с конструктором форм Exchange (Exchange Forms Designer, EFD). Конструктор форм облегчает совместВнное использование информации в масштаВнбах группы и даже целого предприятия, позволяя создавать электронные ВлфорВнмыВ» для запроса информации или ее обработки.

Управление базами данных

Создание форм тАФ это целое направление в области управления базами данных для среды поддержки совместной деятельности. Может показаться, что базы данных тАФ всего лишь унылое скопление фактичесВнких данных. Мало того, системы управления базами данных трудны для освоения, однако они очень важны для среды соВнвместного использования информации.

На предприятии в базах данных хранится самая разная информация: от сведений о служащих и их заработках до списВнков заказчиков и инвентаризационных ведомостей. А вообще-то базы данных хранят объем информации обо всем тАФ от автомобилей до зоологии,  не говоря уже о регистрациях новоВнрожденных, документах о ссудах и продажах акций, банковсВнких транзакциях, списках недвижимости, биржевых обзорах и всеобщих любимицах тАФ налоговых декларациях. Базы данВнных настолько важны, что в конце 1996 года ООН признала их одной из форм интеллектуальной собственности, которая подВнпадает под действие международных законов об охране авторВнских прав.

В своей основе база данных тАФ это просто собрание сведений, аналогичное телефонной книге или атласу. Разница в том, что база данных существует в электронной форме, а ее содерВнжание четко организовано в виде сетки из столбцов (их назыВнвают полями) и строк, называемых записями. Каждое поле соВндержит информацию определенного типа о некоем элементе, а каждая запись содержит все поля, относящиеся к такому элементу.

Организация в виде полей и записей характерна и для проВнстых, и для сложных баз данных. Эта структура служит осноВнвой поиска информации, чем, собственно, и определяется ценВнность баз данных.

Защита данных

Защита данных всегда имеет первостепенную важность. В среде BackOffice роль прислуВнги, сторожа и работника играет изощренная система управВнления реляционными базами данных под названием SQL Server. Аббревиатура SQL расшифровывается как Structured Query Language тАФ язык структурированных запросов.

SQL Server располагает всеми средствами защиты, необходимыми в корпоративной среде, позволяя владельцу базы данных ограничивать доступ к выполняемым в ней операВнциям (например, он может разрешить только просмотр данных, но не их изменение), а также конкретным лицам, которым не разрешено просматривать, использовать и изменять базу данных. Кроме того, благодаря тесной интеграции SQL Server c Windows NT стандартная регистрация в системе гарантирует, что только авторизованные пользователи сети могут обращаться к информации на любой из её серверов. Такая сквозная регистрация снижает нагрузку на администратора сети хотя бы тем, что сводит к минимуму обращения по поводу забытых паролей.

SQL Server поддерживает три типа защиты:

  • Интегрированная защита объединяет усилия систем заВнщиты SQL Server и Windows NT, так что при регистрации в сети Windows NT пользователь сразу получает доступ к серверу SQL Server. Этот тип защиты основан на защищённом подключении (trusted connection) к сети. При таком соВнединении рабочая станция, подключающаяся к сетевому серверу, использует протокол, поддерживающий аутентификацию (проверку идентичности). Такое подключение поддерживают, например, компьютеры под управлением Windows NT Workstation.
  • Стандартная защита заключается в том, что SQL Server сам проверяет права подключающегося пользователя. Стандартные средства защиты требуют от пользователя ввести идентификатор и пароль для доступа к SQL Server.
  • Смешанная защита тАФ при таком типе защиты SQL Server проверяет полномочия одним из двух способов в зависимоВнсти от типа соединения (защищенное или незащищенное).

SQL Server поддерживает шифрование паролей и данных для обеспечения максимального уровня безопасности при обВнмене между взаимосвязанными сетями, а также позволяет шифровать хранимые процедуры с целью защиты и поддерВнжания целостности программ, хранящихся на сервере.

Для борьбы с компьютерными вирусами используются комплексы организациВнонных, технологических, программных и аппаратных (технических) мер и средств.

Антивирусные программы (antivirus programs) тАУ это класс программ, предназначенных для борьбы с компьютерными вирусами и последствиями их действия. В зависимости от назначения и принципа действия различают антивирусные программы:

тАФ "сторожа" или "детекторы" тАФ предназначенные для обнаружения файлов, зараженных известными вирусами, или признаков, указывающих на возможность заражения;

тАФ "фаги" ("полифаги") или "доктора" тАФ предназначенные для обнаружения и устранения известных им вирусов;

тАФ "ревизоры" тАФ контролирующие уязвимые и, соответственно, наиболее часВнто атакуемые вирусами компоненты памяти ЭВМ и способные в случае обнаружеВнния изменений в файлах и системных областях дисков вернуть их в исходное состоВняние;

тАФ "резидентные мониторы" или "фильтры" тАФ резидентно располагающиеся в оперативной памяти и перехватывающие обращения к операционной систеВнме, которые используются вирусами для размножения и нанесения вреда, с целью предоставления пользователю возможности принятия решения на запрет или выВнполнение соответствующих операций;

тАФ "комплексные"тАФ выполняющие функции нескольких перечисленных выше антивирусных программ.

Доступ к мэйнфреймам

Сети в масштабе предприятия (часто не вполне ВлчистоВ» лоВнкальные) тАФ часть инфраструктуры любой крупной корпораВнции. Сети, представляющие собой смесь традиционной техВннологии миникомпьютеров и мэйнфреймов с новыми техноВнлогиями, опирающимися на ПК и архитектуру клиент-сервер тАФ скорее норма, нежели исключение. Именно в таких сетях персональные компьютеры подключаются к большим машиВннам и делят с ними информацию и ресурсы.

Можно подумать, что раз большинство компьютеров являются двоичными устройствами, то простоВнго кабеля вполне достаточно, чтобы подключать персональный компьютер под управлением Windows или без нее к большоВнму компьютеру IBM. Увы, это не так.

Эмуляция терминала

В своем традиционном мире мэйнфрейм ВлрассчитываетВ» иметь дело с неинтеллектуальным, покорным, немым термиВнналом, подключенным к каналу связи. Но персональный комВнпьютер тАФ ВлсуществоВ» более равноправное и намного более умное и не вписывается в эту картину. Тем не менее, чаще всеВнго вычислительные мощности крупных организаций состоят из смеси персональных компьютеров с процессорами Intel под управлением Windows, Macintosh, рабочих станций с ОС UNIX и мэйнфреймов.

Обычно автономные персональные компьютеры общаются со своими более крупными собратьями благодаря аппаратно-программной эмуляции терВнминала. Эмуляция терминала, хотя и звучит как безнадежное признание ВлХотел бы быть таким, как тыВ», в действительносВнти позволяет персональному компьютеру казаться неинтелВнлектуальным терминалом определенной марки и модели, к коВнторой ВлпривыкВ» мэйнфрейм. Однако более современные клиВнент-серверные среды на базе Windows NT и BackOffice предВнлагают два других способа связи: протокол управления канаВнлом передачи данных (Data Link Control, DLC) и сложное, но совершенно незаметное для пользователя решение, известное как SNA Server.

SNA

Системная сетевая архитектура (System Network Architecture, SNA) создавалась корпорацией IBM с целью подключать друг к другу свои компьютеры и периферию для обмена данными. Это оригинальная и увлекательная многоуровневая архитектура, в которой есть все: от физического (аппаратного) уровня до верВнхнего уровня службы обработки транзакций2.

SNA тАФ весьма сложный Вннабор спецификаций, содержащий протоколы разных типов для связи между мэйнфрейВнмом и различными устройствами, включая принтеры и термиВнналы. Изначально SNA создавалась для сети, в которой мэйнВнфрейм находится на вершине иерархии. Теперь же благодаря расширенному интерфейсу межпрограммной связи (Advanced Program to Program Communications, APPC) она охватывает и одно-ранговые сети на базе ПК.

APPC описывает коммуникационные каналы между различными устройствами, такими как принтеры и персональные компьютеры. Сами устройства подразделяются на физические (physical units, PU) и логические (logical units или LU). Между этими классами нет четкого различия, поскольку одно и то же устройство может быть физическим, то есть реальным сетеВнвым устройством, и логическим тАФ виртуальным ВлустройВнствомВ», представляющим собой, например, сеанс работы в сети. Но кроме сетевого гуру вряд ли кому-то нужно знать, что персональный компьютер может быть и физическим узлом сети, и одним или несколькими логическими узлами, каждый из которых представляет сеансы работы различных приложеВнний на ПК, например, клиента электронной почты или сеанса доступа к базе данных SQL.

DLC

DLC встроен в Windows NT Workstation и Windows NT Server. Любой компьютер, работающий под управлением одной из этих версий Windows NT и подВнключенный к сети Ethernet или Token Ring, может с помоВнщью этого протокола связываться с мэйнфреймом IBM или периферийными устройствами (например, с принтером, коВнторый подключен непосредственно к сети, а не к одному из компьютеров).

DLC тАФ прекрасное решение для клиентов Windows NT. Но не все персональные копьютеры-клиенты работают под управВнлением этой операционной системы. На многих из них установлена ОС Windows 95, Windows 3 1, MS-DOS или OS/2, а компьюВнтеры Macintosh работают под управлением собственной операВнционной системы Кроме того, крупные компании располагают большими локальными сетями, и для них важны гибкость и совместимость при интеграции этих сетей с уже имеющимися комВнпьютерами. Для таких сред удачным решением (по крайней  мере, с точки зрения корпорации Microsoft) будет SNA Server.

SNA Server

SNA связывает мэйнфреймы  и сети архитекторы клиент-сервер, располагаясь на отдельном сервере между мэйнфреймом и локальной сеВнтью Задача SNA Server тАФ решить что ВлвидятВ» компьютеры по обеим сторонам  протокола-изгороди.

Для мэйнфрейма SNA Server представляет сеть ПК  как группу физических или логических устройств Для персональных компьютеров сети мэйнфрейм, благодаря SNA Server  выглядит как еще один сервер, с которым они могут свободно общаться.

Хотя компьютер сервера SNA для связи с мэйнфреймом должен поддерживать протоколы SNA, компьютеры-клиенты могут не только работать с операционными системами Windows, MS-DOS, OS/2 или Macintosh, но и использовать свои обычные сотовые протоколы типа TCP/IP или IPX/SPX для обмена с сервером SNA Server и через него тАФ с мэйнфреймом. В результате пользователи сети получают совершенно прозрачный доступ к серверам Windows NT и мэйнфрейму, в любой момент, когда им понадобится.

Поскольку скорость и простота доступа существенны для ВлгладкойВ» работы сети, Влза кулисамиВ» SNA Server выполВнняет множество других функций. Например, благодаря интегВнрации с Windows NT ему доступны средства защиты операциВнонной системы, что позволяет избежать многократного ввода паролей Кроме того, SNA Server переносит бремя коммуниВнкаций с сетевого клиента на сервер, что способствует эффекВнтивности использования ресурсов компьютера-клиента Что касается запросов пользователей, то SNA Server сам может подВндерживать до 250 подключений и до 10000 параллельных сеВнансов на один сервер, распределяя при этом нагрузку между каналами и серверами для достижения максимальной производительности.

Управление сетью и оптимизация расходов на неё

BackOffice и Windows предлагают два важных административных инструмента, способВнных помочь в управлении сетью и снизить расходы на нее. Один из них уже доступен и называется сервер управления системами (Systems Management Server, SMS). Второй тАФ иниВнциатива Влнулевых расходов на администрированиеВ» (Zero Administration Initiative), которая будет реализована во всех следующих версиях Windows.

SMS- сервер управления системами

У SMS две задачи тАФ централизовать управление сетью и упВнростить распространение программного обеспечения и его модернизацию на клиентских системах. SMS подойдет и маВнлой, и большой сети тАФ это инструмент управления сетью на базе Windows NT, эффективно использующий встроенные средства защиты Windows NT. Кроме того, он позволяет подВндерживать сеть в работоспособном состоянии при различных изменениях, не прибегая к ее переустановке. SMS позволяет администратору сети:

  • следить за каждым ПК, подключенным к сети;
  • проводить инвентаризацию ПО, а также обновлять и устаВннавливать его (включая операционные системы);
  • устанавливать ПО на выделенных серверах для совместВнного использования различными группами сотрудников;
  • проводить инвентаризацию аппаратуры и следить за конВнфигурацией компьютеров-клиентов;
  • следить за производительностью компьютеров сети;
  • при необходимости дистанционно управлять компьютером под управлением Windows NT, Windows или MS-DOS (наВнпример, для устранения неполадок);
  • хранить информацию о конфигурации аппаратуры и ПО всех компьютеров сети в единой централизованной базе данных;
  • создавать конфигурацию системы для конкретных сотрудВнников, что позволяет им работать через любое подключеВнние к сети;
  • следить за сетевым графиком.
ВлНулевые расходы на администрированиеВ»

Инициатива компании MicВнrosoft под названием Влнулевые расходы на администрированиеВ» является развитием подхода, воплощенного в SMS. Инициатива ставит своей целью дать организациям возможность наращивать капиталовложеВнния в платформу Windows, минимизировать тяготы управлеВнния для администраторов сети посредством удаленного контВнроля за персональными компьютерами и установкой проВнграммного обеспечения. Как выразился Билл Гейтс, ВлзаказчиВнки хотят обновлять ПО, не подходя к каждому из тысяч комВнпьютеров корпоративной сети. Они желают позволить пользоВнвателям плавно перемещаться между ними. И все это они хоВнтели бы получить, не обременяя себя излишними сложностяВнми, связанными с несовместимостью аппаратных средств и операционных системВ».

В общем, инициатива ВлнулевогоВ» администрирования обеВнщает:

  • автоматические обновление операционной системы и приВнложений;
  • хранение на сервере информации о статусе приложений и конфигурации среды конкретного пользователя, что обеВнщает пользователю возможность работать с одной и той же средой и всей необходимой информацией независимо от местонахождения;
  • централизованное администрирование и управление, которое позволит следить за компьютерами-клиентами и поддерживать их конфигурации в гармонии с сетью;
  • внедрение клиент-серверных технологий активной платформы для разработки приложений.

Упомянутый в последней строке списка набор предназначен для разработки приложений для Интернета и интрасетей. Включение технологий активной платформы в состав инициативы Влнулевого администрированияВ» существенно расширяет возможности сетевых администраторов и разработчиков в использовании возможностей ВлтонкогоВ» клиента и традиционных приложений для настольных систем.

Поддержка инициативы Zero Administration встроена в следующую этапную версию Windows NT (Windows 2000), а часть ее компонентов включена в состав ОС Windows 98.

Заключение

С появлением Интернета возникло множество вопросов, например, способы подключения необеспеченных или изолированных сообществ к Интернету тАУ это необходимо чтобы предотвратить ситуацию, когда отдельные слои общества или целые страны окажутся оторванными от остального мира и обделёнными информацией. Что касается эволюции мира сетей в будущем тАУ есть много разработок, но 3 из них тесно связаны со средой для поддержки совместной деятельности на базе интернета и интрасетей. Это динамический HTML, сетевые компьютеры и тенденция дифференциации "тонких" и "толстых" клиентов. Динамический HTML тАУ это новая технология, пришедшая вместе с Microsoft Internet Explorer 4.0 и Netscape Navigator 4.0 и способная существенно расширить интерактивность интрасети. Вопросы применения сетевых компьютеров и спор о тонких и толстых клиентах тесно связаны между собой и в настоящее время являются предметом интересных и, порой горячих дискуссий.

Чем же это кончится? Кто знает! Почти наверняка Java будет расти и процветать. Вероятно скорость модемов повысится. Уже разрабатываются способы ускоренной передачи информации.

Говорят есть древнее китайское проклятье: "Чтоб ты жил в эпоху перемен!" Что касается компьютерной технологии, мы уже живём в эту эпоху. Но это время, хотя отнюдь и не простое, тем не менее, не является пугающим или враждебным. Оно полно перспектив, впереди не мало светлых дней, а мечты живут и множатся.

Примечание

Трафик1 - это

  1. Поток передаваемых по сети передачи данных;
  2. Рабочая нагрузка канала или линии связи.

Транзакция2 тАУ это механизм, позволяющий обеспечить группы операций как единого целого и не допускать выполнения её частично

Практическая часть Практическое задание № 1

Общая характеристика задачи:

Определить экономию или перерасход горючего по каждому водителю и итог за месяц:

Ведомость учёта расхода горючего.

Месяц

Гаражный

номер

Ф.И.О.

водителя

Расход горючего

Экономия или

перерасход

по норме

фактически

01

9876543

Иванов И.И.

300

250

01

1245678

Петров П.П.

480

500

01

2456789

Сидоров Н.П.

760

400

01

3987654

Игнатов И.Г.

500

721

ИТОГО:

Общая характеристика экономической задачи:

В данной задаче необходимо найти экономию или перерасход горючего по каждому водителю.

Для этого нам необходимо найти разницу между данными столбцов "По норме" и "Фактически" в каждой из строк.

Для определения итога за месяц достаточно просуммировать данные по каждому из столбцов: "По норме", "Фактически", "Экономия или перерасход".

Решение данной задачи очень важно для бухгалтера и руководителя предприятия, так как по результатам можно делать выводы о том правильно ли установлены нормы расхода горючего, о перераспределении нагрузки с одного водителя на другого, а так же о наказании или поощрении водителей.

Обоснование выбора пакета электронных таблиц:     

Для решения поставленной задачи выберем табличный процессор Microsoft Excel 97 из состава профессионального выпуска Microsoft Office 97 for Windows 95, так как он обладает очень удобным, по сравнению с другими табличными процессорами, кнопочным интерфейсом, позволяющим легко производить проектирование, форматирование, редактирование электронной таблицы, а так же с помощью специальных мастеров выбирать диапазон данных, используемых в необходимых математических расчётах.

1. Ввод заголовка таблицы

  • Установим курсор мыши на ячейку с адресом А1 и щелчком выделим её.
  • В меню тАЬСервистАЭ во вкладке тАЬЯзыктАЭ установим русский алфавит.
  • Наберём заголовок таблицы в одну строку.
  • Подтвердим набор заголовка нажатием клавиши тАЬEnterВ».

2. Ввод граф

  • Для обрамления таблицы и ячеек используем кнопку Границы.

3. Ввод заголовков граф

  • Каждый заголовок введём в свою самостоятельную ячейку.
  • Выделим все ячейки, занятые заголовками граф, для чего нажмём кнопку мыши на первой ячейке и, удерживая кнопку, протянем мышь по всем необходимым ячейкам.
  • Последовательно нажмём: Формат, Ячейка, Выравнивание.
  • В окне Выравнивание по вертикали выберем По верхнему краю.
  • Поставим галочку рядом с полем Переносить по словам.
  • ОК.
  • Для расширения столбцов установим курсор мыши на необходимой границе столбцов, нажмём левую кнопку мыши и, удерживая её, растянем столбец до необходимого размера.

4. Ввод данных (алфавитных и цифровых)

  • Поместим курсор мыши в необходимую ячейку и щёлкнем левой кнопкой один раз.
  • Введём текст или цифровые данные, указанные в задании.
  • Подтвердим набор нажатием клавиши тАЬEnterВ».
  • Повторим эти шаги до полного оформления заданной таблицы.

5. Форматирование данных (формат ячеек)

  • Выделим зону данных.
  • Последовательно нажмём Формат, Ячейка, Число.
  • В окне Числовые форматы выберем необходимый формат (см. рис. 4).

Рисунок 4.

6. Составление и запись формул в столбцах для определения экономии или перерасхода по каждому водителю

  • В первую ячейку столбца ВлЭкономия или перерасходВ» запишем формулу:       =D5-E5, которая представляет собой разницу между данными первых ячеек столбца ВлРасход горючего по нормеВ» и столбца ВлРасход горючего фактическиВ».
  • тАЬEnterВ».
  • Для заполнения оставшихся ячеек выделим ячейку с формулой, для чего установим на неё курсор мыши и нажмём левую кнопку мыши.
  • Установим курсор мыши в правом нижнем углу ячейки.
  • При появлении крестика, удерживая левую кнопку мыши в нажатом положении, переместим курсор до необходимой ячейки, все ячейки заполнятся автоматически с учётом адресности.

7. Составление и запись формул в строке ВлИТОГО:В» для определения итога за месяц

  • В ячейку столбца ВлРасход горючего по нормеВ» и строки ВлИТОГО:В» запишем формулу: =СУММ(D5:D8).
  • тАЬEnterВ».
  • Для заполнения оставшихся ячеек выделим ячейку с формулой, для чего установим на неё курсор мыши и нажмём левую кнопку мыши.
  • Установим курсор мыши в правом нижнем углу ячейки.
  • При появлении крестика, удерживая левую кнопку мыши в нажатом положении, переместим курсор до необходимой ячейки, все ячейки заполнятся автоматически с учётом адресности.

8. Просмотр результата

  • Последовательно нажмём Файл, Предварительный просмотр.
  • Мы увидим, что задача, по определению экономии или перерасхода горючего по каждому водителю и итог за месяц, выполнена (см. рис. 5).

Рисунок 5.

Инструкция по использованию спроектированной электронной таблицы:

Для использования спроектированной электронной таблицы необходимо:

  • Запустить Microsoft Excel 97 (для этого необходимо установить курсор на нужный значок и дважды щёлкнуть левой кнопкой мышки).
  • Открыть файл с именем "Ведомость учёта расхода горючего" (для этого используем кнопку Открыть).
  • Осуществить ввод данных (цифровых и алфавитных) (Поместим курсор мыши в необходимую ячейку и щёлкнем левой кнопкой один раз. Введём текст или цифровые данные. Подтвердим набор нажатием клавиши тАЬEnterВ». Повторим эти шаги до полного оформления заданной таблицы.
  • Если необходимо вставить строки воспользуемся кнопкой "Вставка строки".
  • Если необходимо вывести документ на печать, то последовательно нажмите Файл, Печать, затем согласно рекомендациям диалогового окна Печать задайте необходимую информацию для печати и нажмите ОК.
  • Для сохранения документа нажмите кнопку Сохранить.
Практическое задание № 2

Общая характеристика задачи:

Настоящая  задача имеет целью автоматизировать работу по трудоустройству безработных. Таким образом, предполагается создание в СУБД Access базы данных о предложениях работы и о безработных. А также выдача списка по этой базе данных о зарегистрированных на бирже, о трудоустроившихся за последний месяц, удовлетворённых предложений работы и удостоверение зарегистрированного специалиста.

Назначение файлов базы данных, описание их структуры и содержания:

СУБД Access ориентирована на работу с объектами, к которым относятся таблицы базы данных, формы, отчёты, запросы, макросы и модули.

Таблицы создаются пользователем для хранения данных по одному объекту модели данных предметной области. В данную базу данных входят таблицы. Первая таблица называется BIR и содержит сведения о предложениях работы на бирже труда. Вторая таблица называется RAB и содержит сведения о безработных. Эти таблицы взаимосвязаны между собой и на основе данных этих таблиц создаются запросы.

Запросы создаются для выборки нужных данных из одной или нескольких связанных таблиц. С помощью запроса можно также обновить, удалить или добавить данные в таблицы или создать новые таблицы на основе уже существующих.

В закладке ВлЗапросыВ» в данной базе данных существует ВлПредложении по работеВ» и ВлСписок зарегистрированных на биржеВ», ВлСписок трудоустроившихся за последний месяцВ», ВлСписок удовлетворённых предложений работыВ», ВлУдостоверение зарегистрированного специалистаВ». При открытии первого запроса возникает диалоговое окно, куда следует ввести искомую профессию, по которой производится запрос. После чего появится таблица с предложениями о работе. При открытии второго запроса возникает список зарегистрированных на бирже. При открытии третьего запроса возникает список трудоустроившихся за последний месяц. При открытии четвёртого запроса возникает список удовлетворённых предложений работы. При открытии пятого запроса возникает диалоговое окно, куда следует ввести регистрационный номер трудоустраивающегося.

Описание алгоритма решения задачи:

Для запуска программы MS Access нажмём кнопку Пуск и выберем Microsoft Access в меню программы.

  • В окне Microsoft Access выберем параметр Новая база данных. Нажмём кнопку ОК.
  • В открывшемся окне ВлФайл новой базы данныхВ» в поле Имя файла введём имя создаваемой базы данных ВлТрудоустройствоВ».
  • Нажмём кнопку Создать. На экране откроется окно базы данных, состоящее из шести вкладок.

Для создания таблицы BIR , в данной базе данных откроем вкладку Таблицы в окне ВлНовая база данныхВ». Нажмём кнопку Создать.

В окне ВлНовая таблицаВ» выберем режим конструктора и нажмём кнопку ОК. В каждой строке верхней половины окна конструктора таблицы введём: 1)имя поля; 2) тип хранимых данных (см. рис. 6).  В нижней половине окна для каждого поля укажем его свойства. Далее выделим поля, которые должны стать ключевыми. В этой таблице это поле Рег № предложения о работе. Выберем команду Правка, Ключевое Поле. Сохраним структуру таблицы, выполнив команду Файл, Сохранить и введём имя таблицы BIR. Далее переключимся в режим таблицы, выбрав команду Вид/режим таблицы. Введём данные а таблицу в соответствии с полями данной таблицы. Вторая таблица RAB создаётся аналогично.

Теперь создадим связь между таблицами.

  • Для этого выберем команду Сервис/Схема данных.
  • Далее  команду Связи/добавить таблицу, и выберем  таблицы BIR и RAB, каждый раз нажимая кнопку Добавить. Закроем окно ВлДобавление таблицыВ».
  • Перетащим из списка полей BIR поле ВлРег № предложения о работеВ» в список полей RAB в поле ВлВыбранный рег № предложения о работеВ».

В окне связи отобразятся имена связанных полей обеих таблиц.

Установим флажок ВлОбеспечение целостности данныхВ». Нажмём кнопку Создать.

Для конструирования запроса по созданным таблицам:

  • Откроем вкладку Запросы в окне базы данных. Нажмём кнопку Создать.
  • В окне ВлНовый запросВ» выберем режим  конструктора. Нажмём кнопку ОК.
  • В окне ВлДобавление таблицыВ», выберем таблицы BIR и/или RAB каждый раз нажимая кнопку Добавить.

Закроем окно ВлДобавление таблицыВ». Введём в бланк запроса ВлПредложения по работеВ» необходимые поля таблицы BIR, щёлкнув по каждому два раза мышью. В поле ВлПрофессияВ», строки ВлУсловие отбораВ» введём в квадратных скобках словосочетание Вл[Введите профессию]В». Сохраним запрос и закроем его. Для вывода на печать создадим отчёт по запросу.

  • Выберем вкладку Отчёты окна базы данных. Нажмём кнопку Создать.
  • В окне ВлНовый отчётВ» выберем режим мастера отчётов. В нижней части окна нажмём на кнопку раскрытия списка. Выделим имя созданного запроса. Нажмём кнопку ОК.
  • С помощью Мастера отчётов зададим параметры отчёта.

Остальные запросы и отчёты выполняются аналогично вышеизложенному описанию.

Рисунок 6.

Исходный текст командного файла:

При открытии созданного отчёта или запроса появляется диалоговое окно, где предлагается ввести профессию, по которой будет производиться отбор данных. После ввода профессии появляется таблица запроса или бланк отчёта готового к печати.

Результаты выполнения контрольного примера:

Откроем на вкладке запросы созданный запрос. Появляется диалоговое окно. Введём, например, профессию ВлслесарьВ». Появляется таблица с данными предложения работы по данной профессии. Для того, чтобы сделать отчёт, открываем созданный отчёт; вводим в диалоговом окне профессию, например, ВлслесарьВ» и компьютер выводит на экран бланк отчёта по предложениям работы с данной профессией, готовый к печати.

Инструкция по применению разработанной информационной базы:

Для того чтобы получить данные о людях, зарегистрированных на бирже, необходимо:

  • Запустить Microsoft Access
  • Открыть созданную базу данных (БД Трудоустройство)
  • Открыть запрос ВлПредложения по работеВ» или отчёт ВлПредложения по работеВ»,если нужен документ к печати.
  • Ввести профессию.
  • После этих действий компьютер выдаст данные о предложениях работы по заданной профессии.

Что бы вывести на печать ВлУдостоверение зарегистрированного специалистаВ» необходимо:      

  • Запустить Microsoft Access
  • Открыть созданную базу данных (БД Трудоустройство)
  • Открыть запрос ВлУдостоверение зарегистрированного специалистаВ» или отчёт ВлУдостоверение зарегистрированного специалистаВ»,если нужен документ к печати.
  • Ввести необходимый регистрационный номер.
  • После этих действий компьютер выдаст ВлУдостоверение зарегистрированного специалистаВ».
Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение № 5

Список использованной литературы
  1. Кононыхин В.Н. ВлСети ЭВМВ»: Учебное пособие по курсу ВлСистемы и сети телеобработки данныхВ»/ Под. Ред. В.Н. Четверикова. тАУ М.: Издательство МВТУ, 1989. тАУ 48 с., 18 ил.
  2. Воройский Ф.С. Систематизированный толковый словарь по информатике. (Вводный курс по информатике и вычислительной технике в терминах.) тАУ М: Либерия, 1998. тАУ с. 376.
  3. Чоговадзе Г.Г. ВлПерсональные компьютерыВ». тАУ М.: Финансы и Статистика, 1989. тАУ 208 с.: ил.
  4. Вудкок Дж. ВлСовременные информационные технологии совместной работыВ»/Перевод с английского тАУ Москва: Издательско-торговый дом ВлРусская РедакцияВ», 1999. тАУ 256 стр.: ил.
  5. Острейковский В.А. ВлИнформатикаВ»: Учебник для вузов. тАУ М.: Высшая школа., 1999. тАУ 511 с.: ил.

Вместе с этим смотрят:

Проектирование кабельной линии
Проектирование компьютерных сетей
Проектирование первичной сети связи на участке железной дороги
Протоколы и серверы Интернета