Логистические информационные системы
РЕФЕР АТ на тему:
"ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. ИЕРАР ХИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ. ФУНКЦИИ ЛО ГИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ. ПОТОК ИНФОРМАЦИИ В ПРЕДПРИНИМА ТЕЛ ЬСТВЕ. "
ПЛАН
Введение
1. Основные направлен ия информационно-технического о беспечения логистическ их систем.
2. Иерархия использован ия логистической информаВнционной системы.
3. Поток информации в предпринимательстве.
Знач ительное расширение масштабов хозяйственной деятельност и на сов ременном этапе, а также возросшая потреб ность в усилении всех видов в заимосвя зе й в процессах управления материальными и денежными потоками обу слови ли основные требования к новым формам и методам, связа нным с повышением эффективност и управления производством. В связи с указанным особую роль и значение на современном этапе приобретает такая научная дисц иплина, как логистика, формы и методы которой на иболее полно отвечают задачам глубокой и всесторон- ней инте грации производственно-хозяйственной деятельности и поиску опти мальных управленческих решен ий на различных этапах и уровнях управления про изводством. j
1.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ.
Под информац ионно-техн ической базой систем управления пони- мают сов окупнос ть взаимосвязанных средств и методов, обеспечивающ их подготовку информац ии для принятия решений: сбор данных и их первич- ную обработку, кон троль достоверности, хранение и передачу данных, их обноление и к орректировку с применением необ ходимых матема тиче ских методов.
Ин формационно-т ехническое обеспечен ие логистическ их систем отличается не х арактером инфсо рмации и наб ором тexничecки x средств, используемых для их обработки , а метода ми и принципами, используемыми для их пос тр ое ния. Это соот ве тст венно сказывается на изменен ии потоков информации ,объемах и н аправлен иях, на методике выб ора сам их техн ическ их средств управления, в частности на:
- определении функций систем управления материальными и денежными потоками ,определении состава необходимой информации и установлении ее пер иодичности, возн икновен ия и использования,
- проекти ровании процедур стандартных и нестандартных сообВнщений, на процессах оформления, системат изации и анализе всех инфор-маци оных материалов.
Основная цель построения информационно-технической базы л оги ст ически х систем - встроиться с структуру управления и стать ее неотъе млемой частью. При этом особенностью логистик и построения инВнформац ионно-технической базы систем данного рода по сравнению с траВнди ционным и системам и автоматизац ии управления заключается в том, что она , с одной стороны, направлена на повышение технического уровня систем управления, а с другой - пред ъявляет новые требования к метоВн дам экономического управления объ ектами.
В результате логистического построения информационно-техниВнче ская б аза с истем управлен ия должна позволять производить анализ и принятие управляющих воздейств ий на объ ект в условиях заданных целей и ус тановленных процессов информац ионного характера.
Основными факторами, связанными с построением информаци он-н о-логистически х систем, являются:
1) Условия взаимодействия систем между собой и окружающей средой.
2) Со здан ие модели организации информационно-технического обеспечения, под которой понимают иерархию суб ъектов, принимающ их решени я, и х права, врем я реакции и режимы взаимоде йствия.
3) На личие экономико-математической модели планирован ия, npoгнозирования, управления и анализа состояния.
4) Разраб отка расчетных алгоритмов для экономико-математи-че ских мо де лей.
5) Наличие необход имого комплекса технических средств, включая в ычислитель ную организационну ю т ехнику и систему связи.
6 ) Прик ладное программное об еспечение поступления данных в cи cт eм , их хранение, рас пределение с целью оптимизации действий уп-равляющего пер сона ла. Лотстпческпе системы управления направлены на повышение эф фективности движения материальных и денежных потоков. Построение инВнформац ионно-технических баз указанных систем призвано обеспечить всестороннюю интеграцию всех частей системы управления, оперативное и надежное их взаимодействие.
Существует тр и вида информационного потока:
1) Опережающий материальный поток (авизирует прибытие груВнза): информац ионное опережение позволяет покупателю своевременно о беспечи ть приемку груза.
2) Сопровождающий - характеризует вид, количество груза, отВнправител я, получателя и т.д. (сопровождающие документы).
3) Опаздыва ющий (следующий) - как правило, в обратном направлении .
Информация является основным логистическим и производственВнны м фактором. Основные типы информации:
1. Внутренняя, т.е. поток информации внутри об ъекта между подра зделен иями и уровнями организационной структуры.
2. Внешняя - поток информации между данной организацией и другими объ ектами, находящимися вне ее предела. Поток и внешней информации включают в себя:
- пок упателей на продукцию фирмы
- данные о конкуренции торговл и
- информац ия о технологических нововведениях
- информация об изменениях в заказах
- информация об изменении рынка труда и продукции
ПОКУПАТЕЛИ
1. Закупка 2 .Маркетинг 3. Производство 4.Финансы 5. Логистика
1. Эксплуатац ия продукции, приобретенной данной фирмой, требоваВнн ия по замене некачественных компонентов.
2. Данные о продажах, пр испособление к рыночным требован иям, финан-cовые во змо жности покупателей, рыночная деятельность конкурентов,требования к обслуживанию покупателей.
3. Информац ия о характерист иках продукци и своей и конкурентов, ре комендации по совершенствован ию продукции или ее упаковки.
4. Данные о продукци и, оценка кредитоспособности покупателей.
5. Данные о продажах, система контроля за уровнем запасов, местона-хожде ние и мощность складов, система оформления повторяющихся закаВн зов, транспортные средства, рекомендации по улучшению качественного обслужив ан ия покупателей, показатели деятельности транспортных агенств.
ИЕРАРХИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Люб ая структура организаци и (предпр иятия) в общем виде предВнст авляет по существу формализованную систему пр инятия решений, неВнзав ис имо от характера деятельности. Система организации обычно опре-деляет конкретные задачи, которые должны решаться соответствующими сл ужб ами предпр иятия (подразделениями, звеньями производства), а т акже закре пляет ответственность в сложившейся иерархической системе у прав ления .
Логистическая система организации управления устанавливаеттакой порядок, при котором информация и складывающиеся на ее основе и нфор ма цио нные потоки между отдельными организационными единицами и меют характер информационного опережен ия. Целевой характер опрежаю-щей информации позволяет проводить в рамках управления об ъективный сист ематический анализ ситуац ий и принимать необходимые решения. СаВн ми объ екты и предметы управления, находясь в процессе функционироваВнния в целевой, информационной и организационной взаимосвязи, образу-ют едину ю ло гистическую ) систему управления процессами.
В настоящ ее время в зависимости от харак тера отношений между объ ект ами, структурами управления, а также их признаков сложились следующие основные виды иерарх ических организационных структур: ли-нейные л иней но-ф ун кционал ьн ые и матричные.
И нформационно-техн ические базы логистических систем, вписы-ваясь в п ринят ую организационную структуру управления, вносят сущес-твенные корективы во взаимосвязь структур управления, в их суборди-нацию и делают их бо лее в осприимчивыми к реальным процедурам принятия решений. Иным и словам и, это позволяет прежде всего наилучшим обВнразом использовать физические и интеллектуальные возможности самого человека, характер разделения труда в сферах управления, количество уровней управления и состав входящ их в них под разделений, а также опВнределять необход имые требования к ним с целью эффективного управлеВнния материальными и денежными потоками.
Синтез информационно-технических баз, построенных на логисВнтическ их основах, и организационных структур управления в целом поз-воляет обес печить:
1 ) более эффективную организацию план ирования и управления мат ериальными и денежными потоками и четкое распределение задач и функц ии управления, прав и ответственности между структурными звеньВнями, объ ектами и предметами,
2) наилучшее сочетание человеческих и машинных звеньев в системах управления, повысить оперативность подготовки и принятия ре шении , надежность и достоверность отображения фактического состояВнни я процессов во всех звеньях материальных и денежных потоков,
3 ) выра ботку оптимальных управленческих решений и экономичВнность их выполнения.
С целью достижен ия устойчивости синтеза структур управления и информа ционно-технических баз логистических с истем управления неВн обходи мо четко определять кон кретный состав и характер задач планироВнван ия и управ ления материальными и денежными потоками, рас пределяя их по уровням иерархической системы и структурным элементам.
Информационно-техническая база лог истических систем управлеВннии, органично вписываясь в структуру управления конкретных подразВнделений управления, а также взаимодействию при согласовании и оценке конечных показателей .
Таким образом, логистика информационного процесса, вписываВнясь в органи зационную структуру управления, придает ей определенную жесткость и рациональность, вырабатывает у конкретных специалистов управления навыки высокого профессионализма принят ия решений.
Одним из наиб оле е сложных вопросов в обеспечении эффективВнност и управления традиционно считался вопрос взаимосвязей между под-раз де лен иями в само й органи зационной структуре управления матери аль-н ыми и д ене жными по токами. В этой связи использование логистичес ких подходов при построении организационных структур позволяет равномерВнно рас пределять задачи по структурным подразделениям и уровням управ ления, требующие реш ения. При этом формирование веротикальных и гоВнр изонтальных вза имосвязей должно происходить не на привычной иерарВнхи ческо й либо функциональной основе, а на основе разработки специВн альных эко номико-организационных моделей решения управленческих за-д ач, позволяющих централизовать (либо децентрализовать) управленчесВнкие связи при решении конкретной задачи и повысить ответственность конкретных подразделений и специалистов за конечные результаты решеВн ния за дач при управлении материальными и денежными потоками. Иерархия использования логистической информационной системы:
1) Уровень специалистов, пользующихся системой для принятия решений
1 - опережающ ий уровень
2 - контролирующий уроВнвень
3 - руководство среднего уровня
4 - руководство высшего уровня
2) Диапазон использования информаци и
5 - обработка оперативных данных (сделки, ответы на вопросы)
6 - информация для оперативного планирования и контроля
7 - управляемая информация для тактического планирования и принятия решений
Логистическая информационная система выполняет ряд специф иВнческих функций :
1) планирование
2) координирование
3) обслуживание
4) управлен ие
3. ПОТОК ИНФОРМАЦИИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Построен ие информац ионно-технических баз на логистических основах треб ует особого отношения к формированию и отбору информации, необ- ходимой для стратегических и тактических (оперативных) задач управВн ления. Характер и качество отбора информации оказывает существенное влияние на результативность процессов принятия решений.
Это связано с тем, что отбор требуемой информации включает не только оценку, напр имер, состояния самого предмета (или звена) управ ления материальными и денежными потоками, но и оценку сильных и слаб ых сторон организации, конкурентов, а также наличие тех или иных в оз можностей решен ия задач и оценку риска. Таким образом, в данном случае речь ид ет не о количестве информации, необходимо й для выработки с тратегических и такт ическ их решений, а в первую очередь о качестВн ве информации и способах ее рационального отбора.
Практи ка построени я логистических систем показывает, что подб ору тако й информац ии должен предшествовать соответствующий анал из фaкторов , определяющих ценность информации, слабые и сильные стороны организац ии сбора и подготовк у информации, определяющие ее показатели. Тако й анализ должен п роводиться компетентными заинтересованными специалистами , способными непредвзято оценивать состояние дел и тем са ми м об еспечить структуризацию (разб иение) информации, имеющую стра-тег ический (либо тактический) характер.
О дн им из известных способов форм ирования рабочих групп при прове дении такою анализа является об разование групп анализа по так называемым ин тересам, то есть по существу к работе привлекаются конк-ретные специалисты-пользователи этой информации. Это одновременно по звол яет в ыраба тыва ть у конкретных специалистов, будущих пользоватеВнле й данно й информации навык и стратегического и тактического мышлен ия. Ст руктуризация отбора информации также может способствовать и метод ее разбиен ия на основе критериев. В качестве примеров подобного разб иения информации и отнесения ее к стратегической (такт ической, одновременного использовани я) может служить оценка способности оргаВнн изац ии (звена, под разделения) прослеживать, отражать или выявлять технические и рыночные возможност и продажи продукции, вырабатывать умение вестидела с пок упателями, добиваться эффективности научно-ис-следовательской и конструкторской базы, повышать степень с тандарти за-ции продукции, уровен ь т рудов ых от ношений и др. Ко нку ре нция - одно из главных условий хозяйствования в совре менном мире. Поэтому на формировании баз данных отражается специфика услови и и требований конкурентоспособности, так как оценка конкурентов - это в какой-то мере и оценка слабых и сильных сторон самого упВнравления данной организации.
Характерным примером может служить тот факт, что знание, какиВнм и во зможностям и обладает тот или иной конкурент для реализации своей стратегии , о значает и оценку возможностей организации, которая этим интересуется. При этом стратегический смысл этой оценки (информации) з аклю чает ся не в самой оценке эт их возможностей (к примеру, ресурсов), а в оценке возможного их использования.
Для принятия оперативных решений в процессах управления матеВнриа льными и денежными потоками важную роль играет статистическая инВнформация, например налоги, компенсац ии рабочим, зараб отная плата и др. Эта так н азываемая "текущая" информация позволяет регулировать д еяте льно сть в организациях, подразделениях и звеньях управления маВнтериальными и денежными потоками на нормативной основе с учетом опреВн де ленных коррект ивов, обусловленных внутренними и внешними факторами на ко нкретны й момент времени.
Разнов идность информации, относящейся либо к технологическим, либо хозяйственным процессам, также способствует структуризации инВнформац ии и соответствующему формированию ба з данных.
I ) Информация по маркетингу
1 - анализ продаж
2 - прогноз продаж
3 - исследование рынка
тАв2 ) Информация по распределению
4 - счета-фактуры
5 - платежи потреб ителей
6 - транспортные накладные
7 - заказы на продукцию .
3 ) Проектная информация
10 - накладные на логистическое обслуживание, связанное с проект ированием продукции \
11 - чертежи на инструментальное оснащение
12 - операционные карты
4 ) Управление запасами
13 - учет запасов
14 - управление материалам и
5 ) Финансовая информац ия
15 - учет дебиторов по расчетам
16 - управление финансам и
6) Про изводственный отдел
18 - учет оплаты производственного процесса
19 - отчет по трудовым ресурсам
22 - отчет о выпускаемой продукции
20 - график потребностей продукции во времени
21 - заказ на про изводство
23 - треб ования на отпуск продукции
24 - оценка товарно-матер иальны х ценностей
7 )С наб жение
25 - учет счет ов, подлежащих оплате
26 - заказы на закупки
8) Логистическое обслуж ивание
8 - обработка накладных на логистическое обслуживание
17 - управление транспортом
Выводы: Повышение качества логистических информационных сист ем позволяет эффективно решать проблемы запасов, транспортировки, складирова ния, обеспечения пр итока наличных средств. Совершенствование информационного потока не может б ыть дос ти гнуто без затрат, которые должны давать существенную выгоду.
Вместе с этим смотрят:
Логическая формулаЛогические элементы
Логический элемент И
Логический элемент ИЛИ