Культура и быт Руси XIV-XVI вв

Культура и быт Руси 14-16 в.в.

План:

  1. Введение
  2. Возрождение архитектуры Руси после монголо-татарского нашествия
  3. Архитектура Новгорода
  4. Архитектура Пскова 
  5. Архитектура Москвы
  6. Новшества в архитектуре 14-16 в.в.

Список используемой литературы

                             1. Введение

С X в. Почти половина Европейской части России вошла в состав феодального ДревнерусВнского государства, где сложилась самобытная художественная культура с рядом местных школ (юго-западные, западные, новгородско-псковская, владимиро-суздальская), накопившая опыт строительства и благоустройства городов, создавшая замечательные памятники древнего зодчеВнства, фрески, мозаики, иконописи. Её развитие было прервано монголо-татарским нашествием, приведшим Древнюю Русь к экономическому и культурному упадку и к обособлению юго-заВнпадных земель, вошедших в состав польско-литовского государства. После полосы застоя в размещавшихся на территории России Древнерусских землях с конца XIII в. начинает складыВнваться собственно русская (Великорусская) художественная культура. В ее развитии ощутимее, чем в искусстве Древней Руси, проявилось воздействие городских низов, ставших важной обВнщественной силой в борьбе за избавление монголо-татарского ига и объединение русских зеВнмель. Возглавившая уже в XIV в. Эту борьбу великокняжеская Москва синтезирует достижения местных школ и с XV в. становится важным политическим и культурным центром, где складыВнваются проникнутое глубокой верой в красоту нравственного подвига искусство Андрея РублеВнва и соразмерная человеку в своем величии архитектура Кремля. Апофеоз идей объединения и укрепления русского государства воплотили храмы-памятники XVI в.  С развитием экономичесВнких и общественных отношений в XVII в. окончательно ликвидируется обособленность отдельВнных областей, и расширяются международные связи, в искусстве нарастают светские черты. Не выходя в целом почти до конца XVII в. за рамки религиозных форм, искусство отражало кризис официальной церковной идеологии и постепенно утрачивало цельность мировосприятия: непоВнсредственные жизненные  наблюдения разрушали условную систему церковной иконографии, а заимствованные из западноевропейской архитектуры детали вступали в противоречие с традиВнционной композицией русского храма. Но этим отчасти подготовлялось решительное освобожВндение искусства от влияния церкви, совершившееся к началу XVIII в. в результате реформ Петра I.

              2. Возрождение архитектуры Руси

            после монголо-татарского  нашествия

После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают лишь о строительВнстве недошедших до нас деревянных сооружений. С конца XIII в. в избежавшей разорения Северо-западной Руси возрождается и каменное зодчество, прежде всего военное. Возводятся каВнменные городские укрепления Новгорода и Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или на островах, порой с дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с основной заВнщитный коридор тАУ ВлзахабВ» (Изборск, Порхов). С середины XIV в. стены усиливаются могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по всему периметру укреплений, получающих в XV веке планировку, близкую к регулярной. Неровная кладка из грубо отесанного известняка и ваВнлунов наделяло сооружение живописью и усиливало их пластическую выразительность. Такой же была кладка стен небольших однокупольных четырехстолпных храмов конца XIII тАУ 1-й поВнловины XIV вв., которым обмазка фасадов придавала монолитный облик. Храмы строились на средства бояр, богатых купцов. Становясь архитектурными доминантами отдельных районов города, они обогащали его силуэт и создавали постепенный переход представительного каменВнного кремля к нерегулярной деревянной жилой застройке, следующей естественному рельефу. В ней преобладали 1-2 этажные дома на подклетах, иногда трехчастные, с сенями посередине.

                                 3. Архитектура Новгорода

В Новгороде развивалось его прежняя планировка, прибавилось улиц, ведущих к Волхову. Каменные стены Детинца и Окольного города, а так же церкви построенные на средства отВндельных бояр, купцов, и групп горожан, изменили облик Новгорода. В XIII-XIV вв. зодчие пеВнреходят в завершениях фасадов церквей от полукружий-ВлзакомарВ» к более динамичным фронВнтонам тАУ ВлщипцамВ» или чаще к трехлопастным кривым, отвечавшим форме сводов, более низких над углами храма. Величественны и нарядны храмы 2-й половины XIV в. тАУ поры расцвета новВнгородской республики, - полнее отражавшее мировоззрение и вкусы горожан. Стройные, удлиВнненных пропорций, с покрытием на восемь скатов по трехлопастным кривым, которое позднее часто переделывалось на пощипцовое, они совмещают живописность и пластическое богатство архитектурного декора (уступчатые лопатки на фасадах, декоративные аркады на апсидах, узорная кирпичная кладка, рельефные ВлбровкиВ» над окнами, стрельчатые завершения перспекВнтивных порталов) с тектонической ясностью и компактностью устремленной вверх композиВнции. Широкая расстановка столбов внутри делала просторнее интерьеры. В XV в. Новгородские храмы становятся интимнее и уютнее, и них появляются паперти, крыльца, кладовые в подцерВнковье. С XIV-XV вв. в Новгороде появляются каменные жилые дома с подклетками и крыльцаВнми. Одностолпная  ВлГрановитая палатаВ» двора архиепископа Евфимия, построенные при учасВнтии западных мастеров, имеет готические нервюрные своды. В других палатах стены членились лопатками и горизонтальными поясками, что перешло в монастырские трапезные XVI в.

                     4. Архитектура Пскова

В Пскове, ставшем в 1348 г. независимым от Новгорода, главный, Троицкий собор имел, судя по рисунку XVII в., закомары, расположенные на разных уровнях, три притвора и декораВнтивные детали, близкие новгородским. Поставленный в кремле (Кром) на высоком мысу при слиянии Псковы и Великой, собор господствовал над городом, который рос к югу, образуя ноВнвые, огражденные каменными стенами части, прорезанные улицами, ведущими к кремлю. В дальнейшем псковичи разрабатывали тип четырехстолпной трехапсидной приходской церкви с позакомарным, а позднее и восьмискатным пощипцовым покрытием. Галереи, приделы, крыльца с толстыми круглыми столбами и звонницы придавали этим, словно вылепленным от руки приземистым постройкам, возводившимся вне кремля, особую живописность. В псковских бесстолпных одноапсидных церквях XVI в. барабан с куполом опирался на пересекающиеся цилиндрические своды или на ступенчато расположенные арки. В Пскове, как и в Новгороде улицы, имели бревенчатые мостовые и были так же застроены деревянными домами.

                     5. Архитектура Москвы

С началом возрождения Москвы в ней в 1320-1330-х гг. появляются первые белокаменные храмы. Не сохранившийся Успенский собор и собор Спаса на Бору с поясами резного орнаменВнта на фасадах восходили по типу к четырехстолпным с тремя апсидами владимирским храмом домонгольской поры. Во второй половине XIV в. строятся первые каменные стены Кремля на треугольном в плане холме при впадении Неглинной в Москву-реку. На востоке от Кремля расВнстилался посад с параллельной Москве-реке главной улицей. Схожие по плану с более ранниВнми, храмы конца XIV тАУ начала XV вв. благодаря применению дополнительных кокошников в основании барабана, приподнятого на подпружных арках, получили ярусную композицию верВнхов. Это придавало зданиям живописный и праздничный характер, усиливавшийся килевидныВнми очертаниями закомар и верхов порталов, резными поясками и тонкими полуколонками на фасадах. В соборе московского Андроникова монастыря угловые части основного объема сильно понижены, а композиция верха особенно динамична. В бесстолпных церквах московВнской школы XIV- начала XV вв. каждый фасад иногда увенчивался тремя кокошниками. В формировании к концу XV в. централизованного государства выдвинуло задачу широко разВнвернуть строительство крепостных сооружений в городах и монастырях, а в его столице тАУ МоВнскве тАУ возводить храмы и дворцы, отвечающие ее значению. Для этого были приглашены в стоВнлицу зодчие и каменщики из других русских городов, итальянские архитекторы и инженеры по фортификации. Основным строительным материалом стал кирпич. Московский Кремль, вмеВнщавший резиденции великого князя, митрополита, соборы, боярские дворы, монастыри, был во второй половине XV в. расширен до нынешних размеров, а посад охватил его с трех сторон и был прорезан радиальными улицами. На востоке от Кремля возникла Красная площадь, часть посада была окружена в 1530-х гг. каменной стеной, а затем каменная стена Белого города и деВнревоземляная стена Земляного города окружили столицу двумя кольцами, что и определило раВндиально - кольцевую планировку Москвы. Монастыри-крепости, защищавшие подступы к гоВнроду и созвучные Кремлю по своему силуэту, со временем стали композиционными центрами окраин Москвы. Радиальные улицы с бревенчатыми мостовыми вели к центру через увенчанные башнями ворота Земляного и Белого городов. Жилая застройка городских улиц состояла в осВнновном из деревянных домов, имевших два тАУ три этажа на подклетах, отдельные крыши над каждой частью дома, средние сени и крыльцо. Кремли других городов, как и в Москве, следоВнвали в своих планах рельефу местности, а на ровных местах имели правильные прямоугольные планы. Крепостные стены стали выше и толще. Навесные бойницы и зубцы в виде ласточкина хвоста примененные итальянскими архитекторами в Московском Кремле, появились и в кремВнлях Новгорода, Нижнего Новгорода, Тулы и др. Позднее башни стали декорироваться лопаткаВнми и горизонтальными тягами, а бойницы тАУ наличниками. Свободнее от новых влияний были крепости дальних Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей, с мощными стенами и башнями, сложенными из крупных валунов и почти лишенными украшений.

Сохранившаяся часть великокняжеского кремлевского дворца в Москве с огромным одноВнстолпным залом наделена чертами западной архитектуры (граненый руст, парные окна, ренесВнсансный карниз), но вся композиция дворца, слагавшаяся из отдельных зданий с переходами и крыльцами, близка к композиции деревянных хором. В архитектуре Успенского собора МосВнковского Кремля, который было предложено строить наподобие одноименного собора XII в. во Владимире, традиции владимиро-суздальского зодчества подверглись существенному переосВнмыслению. Величественный пятикупольный храм с редкими щелевидными окнами, прорезанВнными в могучих барабанах и в глади стен, опоясанных аркатурным фризом, мощнее по пропорВнциям и монументальнее своего прототипа. Впечатляющим контрастом несколько суровым фаВнсадам собора служит интерьер с шестью равномерно расставленными высокими тонкими столВнбами, придающими ему вид парадного зала. Храм-колокольня Ивана Великого, господствовавВнший не только не только над Кремлем, но и над всей Москвой, стал традиционным образцом для подобных высотных доминант и в других русских городах. Попытка перенести в русский храм мотивы раннего венецианского Возрождения привела к несоответствию ярусных членеВнний фасада. В других храмах второй половины XV-XVI в. встречаются свойственные МосковВнской архитектуре XIV-XV вв. ярусы килевидных закомар, но их ритм менее динамичен, а разВнмеренные членения фасадов, украшенных аркатурными фризами узорной кладкой с терракотоВнвыми деталями, делают храмы нарядно-величавыми. Терракотовые детали встречаются в БелоВнзерье и Верхнем Поволжье, например, в дворцовой палате в Угличе, где венчающие щипцы над гладкими стенами заполнены узорной кирпичной кладкой с терракотовыми вставками. Фасады других светских построек этого времени, как правило, скромнее.

           6. Новшества в архитектуре 14-16 в.в.

От XIV-XVI вв. сохранилось несколько деревянных церквей. Более ранние тАУ ВлклетскиеВ», напоминающие избу с двухскатной крышей и пристройками. Церкви XVI в. тАУ высокие, восьмиВнгранные, крыты шатром, а пристройки с двух или с четырех сторон имеют криволинейные кры-ши тАУ ВлбочкиВ». Их стройные пропорции, контрасты фигурных ВлбочекВ» и строгого шатра, суроВнвых рубленых стен и резьбы галереи и крылец, их неразрывная связь с окружающим пейзажем тАУ свидетельства высокого мастерства народных мастеров тАУ ВлдреводелейВ», работавших артеляВнми.

Рост Русского государства и национального самосознания после свержения татарского ига отразился в каменных храмах-памятниках XVI в. Являя собой высокое достижение московского зодчества, эти величественные постройки, посвященные важным событиям, как бы соединяли в себе динамичность деревянных шатровых церквей и ярусных завершений храмов XIV тАУ  XV вв. с монументальностью соборов XVI в. В каменных церквах-башнях  ведущими стали формы, присущие камню, - ярусы закомар и кокошники вокруг прорезанного окнами шатра. Иногда и шатер заменялся барабаном с куполом или же башни с куполами окружали центральную, крыВнтую шатром башню. Преобладание вертикалей наделяло ликующей динамичностью устремленВнную в высь композицию храма, как бы вырастающего из окружающего его открытых ВлгульВнбищВ», а нарядный декор придавал сооружению праздничную торжественность

В храмах конца XV и XVI вв. применение так называемого крестчатого свода, опиравшеВнгося на стены, избавляло интерьер от опорных столбов и позволяло разнообразить фасады, коВнторые получали то трехлопастное, то  имитирующее закомары завершение, то увенчивались ярусами кокошников. Наряду с этим продолжали строить четырехстолпные пятикупольные храмы, иногда с галереями и приделами. Каменные одностолпные трапезные и жилые монасВнтырские постройки XVI в. имеют гладкие стены, увенчанные простым карнизом или пояском узорной кладки. В жилой архитектуре господствовало дерево, из которого строились и дома в 1-2 этажа, и боярские и епископские дворцы, состоявшие из связанных переходами многосрубВнных групп на подклетах.

В XVII в. переход к товарному хозяйству, развитие внутренней и внешней торговли, усилеВнние центральной власти и расширение границ страны привели к росту старых городов и возВнникновению новых на юге и востоке, к постройке гостиных дворов и административных здаВнний, каменных жилых домов бояр и купцов. Развитие старых городов шло в рамках уже слоВнжившейся планировки, а в новых городах-крепостях пытались внести регулярность в планировВнку улиц и форму кварталов. В связи с развитием артиллерии, города окружались земляными ваВнлами с бастионами. На юге и в Сибири строились и деревянные стены с земляной засыпкой, имевшие башни с навесным боем и низкими шатровыми крышами. Каменные стены среднерусВнских монастырей в то же время теряли свои старые оборонительные устройства, становились более нарядными. Планы монастырей стали регулярнее. Укрупнение масштабов Москвы выВнзвало надстройку ряда кремлевских сооружений. При этом больше думали выразительности сиВнлуэта и нарядности убранства, чем об улучшении оборонительных качеств укреплений. СложВнный силуэт и богатую белокаменную резьбу карнизов, крылец и фигурных наличников получил теремной дворец, построенный в Кремле. Возрастает число каменных жилых зданий. B XVII в. они обычно строились по трехчастной схеме (с сенями посередине), имели подсобные помещеВнния в нижнем этаже и наружное крыльцо. Третий этаж в деревянных зданиях часто был каркасВнным, а в каменных тАУ с деревянным потолком вместо сводов. Порой верхние этажи каменных домов были деревянными. В Пскове дома XVII в. почти лишены декоративного убранства, и лишь в редких случаях окна обрамлялись наличниками. Среднерусские кирпичные дома, часто асимметричные, с разными по высоте и форме крышами, имели карнизы, междуэтажные пояса, рельефные наличники окон из профильного кирпича и украшались раскраской и изразцовыми вставками. Иногда применялась крестообразная схема плана, соединение под прямым углом трехчастных зданий, внутренние лестницы вместо наружных.

Дворцы в XVII в. эволюционировали от живописной разбросанности к компактности и симметрии. Это видно из сравнения деревянного дворца в селе Коломенском с Лефортовским дворцом в Москве. Дворцы церковных владык включали церковь, а иногда, состоя из ряда здаВнний, окружались стеной с башнями и имели вид кремля или монастыря. Монастырские кельи

часто состояли из трехчастных секций, образующих длинные корпуса. Административные здаВнния XVII в. походили на жилые дома. Гостиный двор в Архангельске, имевший 2-этажные корВнпуса с жильем наверху и складами внизу, был в то же время и крепостью с башнями, господВнствовавшей над окружающей застройкой. Расширение культурных связей России с Западом соВндействовало появлению на фасадах домов и дворцов ордерных форм и поливных изразцов, в распространении которых известную роль сыграли белорусские керамисты, работавшие у патВнриарха Никона на постройке Ново-Иерусалимского монастыря в Истре. Убранству патриаршего собора стали подражать и даже стремились превзойти его нарядностью. В конце XVII в. ордерВнные формы выполнялись в белом камне.

    В церквах на протяжении XVII в. происходила та же эволюция от сложных и асимметВнричных композиций к ясным и уравновешенным, от живописного кирпичного ВлузорочьяВ» фасаВндов к четко размещенному на них ордерному убранству. Для первой половины XVII в. типичны бесстолпные с сомкнутым сводом ВлузорочныеВ» церкви с трапезной, приделами и колокольней. Они имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы коВнкошников и навеянные жилой архитектурой карнизы, наличники, филированные пояски. Своим дробным декором, живописным силуэтом и сложностью объема эти церкви напоминают многоВнсрубные богатые хоромы, отражая проникновение в церковное зодчество светского начала и утрачивая монументальную ясность композиции.

Список использованной литературы:

  1. Искусство стран и народов мира( художественная энциклопедия).
  2. Грибушина Н. Г., ВлИстория мировой художественной культурыВ».
  3. Энциклопедический словарь юного художника.
  4. Ильина Т. В., ВлИстория искусствВ».

Вместе с этим смотрят:

Ле Корбюзье
Летний сад
Многоэтажный жилой дом из крупноразмерных элементов заводского изготовления
Монтаж промышленного здания со стальным каркасом