Памятник Екатерине II

Памятник Екатерине II

Первоначальный эскиз 1861 года значительно отлиВнчался от осуществленного памятника. Очевидно, преднаВнзначение памятника: запечатлеть матушку-царицу в ее любимой загородной резиденции тАФ подсказало художнику изящную камерную композицию. Микешин представил Екатерину обаятельной женщиной, с непринужденной грацией держащей в руках венок и лиру - символы славы и искусства. На четырехгранном постаменте, прихотливо изогнутом в стиле рококо, должны были разместиться меВндальоны с портретами Румянцева, Суворова, Потемкина и воспевавшего победы екатерининских орлов Державина, но профессора Академии нашли, что пропорции пьедеВнстала не соответствуют величине фигуры, проект недоВнстаточно монументален, а лира в руках императрицы Влне уместна для памятника коронованной особыВ». Тем не менее, модель была отлита в бронзе на заводе Шопена и отправлена на Всемирную выставку в Лондоне, где ее высокое техническое качество отметили медалью. Модель понравилась Александру II, и в 1862 году ее установили в царскосельском саду, отметив тем самым столетний юбилей восшествия Екатерины на престол.

В мае 1863 года петербургский генерал-губернатор князь А.А. Суворов (внук генералиссимуса) обратился с ходатайством к императору "в воспоминание о благодеВнтельном для нашего Отечества царствовании Великой Императрицы" соорудить памятник не в Царском Селе, а в столице. Тогда же впервые было названо и место тАФ в сквере перед Александрийским театром.

      Место это будит богатые исторические воспоминания. Рядом тАФ Российская национальная библиотека, известная многим поколениям петербуржцев как Публичка. В ее осноВнве лежит книжное собрание польских епископов братьев Иосифа и Андрея Залусских, перевезенное в 1794 году по повелению Екатерины II в Петербург из Варшавы в качеВнстве военного трофея. Вскоре собрание достигло почти 250 тысяч томов. Для него было построено специальное здание на углу Невского и Садовой (1796 тАФ1801, архитектор Е.Т. Соколов), которое позднее соединилось с главным корпусом, обращенным фасадом на площадь (1828тАФ1834, архитектор К. Росси). Императорская Публичная библиоВнтека, доступная для всех горожан, открылась в 1814 году.

На другой стороне площади тАФ усадьба Аничкова дворца, строившегося в 1741тАФ1750 годах как подарок императрицы Елизаветы Петровны своему тайному супругу, графу Алексею Григорьевичу Разумовскому. В царствоваВнние Екатерины II дворец принадлежал Потемкину. В саду Аничкова дворца, простиравшемся в XVIII веке от Фонтанки до Садовой улицы, находился каменный павильон, где устраивались драматические и музыкальные представления. В начале XIX века в деревянном театре, стоявшем на том месте, где позднее соорудили памятник Екатерине, давала представления Императорская российская труппадрамати-ческих актеров, на сцене которого шли пьесы драматургов Екатерининского времени: А.П. Сумарокова, Я.Б. Княжнина, В.В. Капниста, Д.И. Фонвизина. Площадь эта стала одним из театральных центров Петербурга еще до постройки Александринского театра (1828тАФ1832, архитектор К. И. Росси).

В связи с изменением места установки памятника, в июне 1863 года Микешин создает новый проект. Высота монумента была увеличена до 7 саженей, или 21 аршин (около 15м), изменена форма постамента, вырастающего на массивном, круглом в плане и суживающемся кверху основании (что в дальнейшем наводило критиков памятВнника на сравнение его с настольным колокольчиком). Такая форма позволяла гармонично соединить многофиВнгурную композицию постамента с венчающей сооружение статуей императрицы. На сторонах постамента предполаВнгалось поместить уже не медальоны, а круглые статуи, причем в число сподвижников Екатерины, по предложению петербургского генерал-губернатора, был включен еще и И.И. Бецкой, так что общее число фигур увеличилось до пяти. Главноуправляющий путями сообщения и публичВнными зданиями П.П. Мельников, ведомству которого было поручено сооружение памятника, обратился в Академию художеств за новой экспертизой. Ректор К.А. Тон отвечал, что заключение можно сделать лишь по представлении подробного перспективного плана, но ясно, что памятник не должен быть выше 15 аршин (в полтора раза меньше задуманного художником). Тем временем Микешин создал еще один вариант, изменив пропорции и рисунок постаВнмента. Предполагалось вернуться к четырехсторонней форме, причем на трех сторонах поместить по два меВндальона с портретами. Возник вопрос, кого еще включить в число изображенных, и художник поставил на выбор имеВнна А.Г. Орлова и В.Я. Чичагова или княгиню Е.Р. Дашкову.

По этому проекту в декабре 1863 года академики высказали еще более резкое суждение. Совет нашел, что новый рисунок постамента Влеще менее монументаВнлен, чем прежде.. безобразно широк внизу в отношении к верху пьедестала и стоящей на нем фигуры и несоВнразмерно с нею великВ». А.П. Брюллов и П.В. Басин настаивали, что высоту надо уменьшить, скульптор Н.С. ПиВнменов, вообще не понимавший, почему эту работу ведет профессиональный ваятель, указывал, что статую имВнператрицы надо Влсочинить как следуетВ», и даже академик Я.И. Гримм, который в итоге стал вести архитектурные работы по монументу, нашел, что в представленном проекВнте Влформы памятника не одушевлены, мертвыВ».

Художника не смутила столь суровая критика. Он проВндолжал работу, шлифуя свой проект и не уступая в основных позициях своего замысла. В марте 1864 года он обратился с ходатайством о выдаче ему для работы из Зимнего дворВнца и Эрмитажа бюстов Екатерины, Румянцева, Потемкина, Суворова, Бецкого, Безбородко, Дашковой и Державина. На этом этапе художник вернулся к варианту полноВнфигурных скульптур вокруг постамента, число которых достигло семи. Стремясь к наибольшей достоверности портретов, Микешин запросил в Министерстве двора подлинные костюмы Екатерининской эпохи из гардероба императорских театров,каковых,однако,там не оказалось.

Модель памятника Екатерине II выполнил по рисунВнку Микешина его ближайший помощник, с которым они вместе работали над новгородским монументом, тАФ Матвей Афанасьевич Чижов (1838тАФ1916). Для памятника ВлТысячелетие РоссииВ» Чижовым было вылеплено нескольВнко десятков фигур на фризе постамента.

Высочайшее утверждение новой модели памятника последовало 4 февраля 1865 года. Началась работа по лепВнке из глины и отливке в гипсе больших фигур. Художнику заплатили только восемь тысяч рублей за выполненную модель памятника. Эти деньги сразу ушли на подготоВнвительные работы. По смете же, составленной автором, изготовление гипсовой фигуры императрицы и двух фигур для постамента требовало восемнадцати тысяч рублей. Работы в глине были начаты, а средства на литье гипсовых форм не поступали до августа следующего года.

Четырехметровая статуя Екатерины, вылепленная М.А. Чижовым, была закончена 3 февраля 1867 года, и после внесения скульптором исправлений по замечаниям акаВндемических профессоров в июне фигура была отлита из гипса. Мелочные придирки к Микешину продолжались: от него потребовали разломать деревянный сарай во двоВнре Академии художеств, где просушивалась гипсовая скульптура, под предлогом, что шум беспокоит жившего по соседству диакона академической церкви.

Первыми фигурами для постамента оказались ДержаВнвин и Дашкова тАФ их, отлитыми в гипсе, приняли в апреле 1868 года. К декабрю завершилась работа над фигурами Румянцева и Суворова, которые, как и остальные портреты сподвижников Екатерины, выполнил Александр МихайлоВнвич Опекушин (1838тАФ1923). Имя этого ваятеля неразрывно связано с памятником А.С. Пушкину в Москве (1880).

Число скульптур на постаменте было увеличено лишь 15 февраля 1871 года, когда очередной вариант модели памятника вновь осмотрел Александр II. На стороне моВннумента, обращенной к театру, художник предполагал поместить медальон с надписью. Вместо него решили установить изваяния флотоводцев.

Тем временем на площади перед Александрийским театром уже велись строительные работы. Руководство ими было возложено на профессора Давида Ивановича Гримма (1823тАФ1898). По рисункам Гримма были созданы четыре массивных канделябра с пятью фонарями, форма оснований которых как бы вторит силуэту постамента, картуш с надписью и несохранившаяся бронзовая ограда в виде гирлянд из дубовых листьев вокруг памятника. Некоторые архитектурные детали проработал ученик Гримма Виктор Александрович Шретер (1839тАФ1901).

Подряд на устройство фундамента и пьедестала был заключен с петербургскими купцами ГА. Балушкиным и Н.П. Осетровым. Для устройства фундамента вынималась земля в диаметре девяти сажен (около 20 м) на глубину до пяти аршин (3,5 м). Фундамент на сваях клали из отВнборной бутовой плиты на портландском цементе. Поверх плиты прокладывали сплошной слой гранита, на котором, собственно, и держится постамент. Он сложен из блоков сердобольского гранита трех цветов: темно-красного, светло-серого и темно-серого. Гранит доставляли с апреля 1869 года из окрестностей Ладожского озера на спеВнциальных судах. Добывали его на островах Св. Сергия, Св. Германа и Янцарь, входящих в Валаамский архипелаг. Камни весом от одной до трех тысяч пудов (16тАФ48 т) доставлялись к пристани, устроенной вблизи Лебяжьей канавки, откуда их, используя переносные рельсы, изгоВнтовленные на заводе Сан-Галли, перевозили на строительВнную площадку. Современники отмечали, что Влперевозка камня поперек Невского проспекта почти не прерывала движения экипажейВ». В работах принимали участие сотВнни рабочих, но не было ни одного несчастного случая, за исключением происшествия 13 июня 1871 года, когда при ломке камня на крестьянина Щелпанова отлетела глыба весом в три тысячи пудов, но он удачно укрылся в расщеВнлине между двумя блоками и остался ВлцелехонекВ».

Торжественная закладка памятника состоялась в приВнсутствии императора 24 ноября 1869 года. День был выбран не случайно: по церковному календарю, это День святой Екатерины, то есть день тезоименитства императВнрицы Екатерины II тАФ в 1869 году исполнялось 140 лет со дня ее рождения. В основание памятника был положен ящичек с золотыми и бронзовыми монетами и медалями. В подборке медалей символично соединялись важные события двух царствований: восшествие Екатерины II на престол, присоединеВнние Крыма и Тамани, приВннятие Грузии в русское подданство, возвращение русских областей от ПольВнши тАФ и то, что происходило уже при Александре II: его коронация, освобождение крестьян, покорение ЗаВнпадного Кавказа.

Перед началом работы по отливке статуй в бронзе, 14 июня 1872 года гипсоВнвые модели еще раз осмотВнрел царственный заказчик. На этот раз были сделаны лишь мелкие замечания. Александр II обратил вниВнмание на то, что Микешин изобразил графа Безбородко с Георгиевской звездой, а этот орден, дававшийся за боевые заслуги, вельможа получить не мог, не имея высокого воинского звания. Чтобы избежать подобных огрехов, царь тут же велел присутствовавшему при этом министру путей сообщения графу А.П. Бобринскому (правнуку сына Екатерины II) дать точный список наград изображенных вельмож. По совету царя, около фамилий сподвижников Екатерины были поставлены их графские и княжеские титулы.

С июня 1872 года по май 1873-го все бронзовые детали памятника были отлиты на литейном заводе Кохуна, приВннадлежавшем торговой фирме ВлНикольс и ПлинкеВ» Бронзы на памятник пошло 3100 пудов (почти 50 т) Высота скульпВнтуры Екатерины тАФ 6 аршин (4,2 м), статуй на постаменте тАФ от четырех до трех аршин. Общая высота памятника, как и задумал Микешин, 7 саженей, то есть 15 метров К этому времени постамент был уже готов В целом на него пошло больше 600 гранитных блоков, вес которых после отделки и шлифовки составил 16,5 тысяч пудов (6 тысяч стесали при обработке). Одна из особенностей массивного каменВнного сооружения состоит в том, что, во избежание корВнрозии, блоки соединяли посредством гнезд и выступов, без пиронов, винтов и железных полос Верхняя бронВнзовая часть памятника накрывает собой куполообразное завершение постамента, сложенного из гранитных блоков.

Критики не оставляли своих нападок и после оконВнчательного утверждения проекта В фигуре Екатерины усматривалось Влнеопределенное выражениеВ», а о скульпВнтурном постаменте журнал ВлЗодчийВ» в 1872 году выразился еще более резко По мнению оставшегося безымянным критика, Влсподвижники изображены в различных пикантВнных и довольно каскадных позах, ни в одном изобраВнжении . не выдержан исторический характер. Из этого видно, что г Микешин в настоящее время точно так же нуждается в хорошем исполнителе, как он пользовался в начале своего нового поприща Во все это время он, по-видимому, не старался изучать образцов монуменВнтальной скульптуры, а потому с ним произошло то, что обыкновенно бывает в случаях такого рода Внезапный случайный успех в художнике пробуждает в нем самоВнмнение, уверенность в своей непогрешимости, и тогда конец дальнейшему развитиюВ».

В августе 1873 года подходила к концу шлифовка поВнстамента, шла установка бронзовых деталей памятника. Вокруг сквера был устроен тротуар из серого гранита с асфальтовыми полосами между плитами. В сквере высаВнживали молодые дубки и кусты жимолости. Газоны предВнполагались только травяные, без цветов и кустарников, что обеспечивало хороший обзор памятника со всех стоВнрон. Устанавливалась Влпростая, но чрезвычайно изящнаяВ» ограда, кованые столбики которой соединялись Влтолстой проволочной сетью с ромбовидными отверстиямиВ».

Открытие памятника состоялось 24 ноября 1873 года. С 10 часов утра все войска, назначенные к участию в цереВнмонии, были на своих местах. Внутри здания Публичной библиотеки и по периметру сквера был установлен почетный караул. В половине 11-го государь начал объезд войск, выстроившихся на Невском проспекте. Императрица Мария Александровна с дочерьми наблюдали за церемонией из окон библиотеки. От Казанского собора к памятнику направился крестный ход во главе с высшим духовенВнством. На специально устроенном в ограде помосте, обитом красным сукном, был отслужен молебен, после чего прогремел салют 360 выстрелами из всех орудий пешей и конной кавалерии. Затем начался церемониВнальный марш. В честь праздника на Невском и Большой Морской была устроена иллюминация газовыми светильВнниками и бенгальскими огнями. ВлМонумент Екатерине II освещался посредством 4-х приборов в виде труб, отраВнжавших на поверхность памятника свет пламени особого горючего состава. Много было копоти и дыма, но эффекта не было. Свет оказался слабым, не достигал вершины центральной фигуры, а постамент очутился в полумракеВ».

ВлКоллежский асессорВ» М.О. Микешин получил в наВнграду за памятник орден Святой Анны 2-й степени, такой же орден получил подрядчик, производивший отливку бронзовых скульптур. А.М. Опекушин был удостоен ВлаВндимира 4-й степени, а М.А. Чижов тАФ Станислава 3-й стеВнпени. Общая стоимость затрат на памятник достигла 500 000 рублей, более чем вдвое превысив первоначально намеченную по смете сумму в 241 740 рублей.

В целом работа Михаила Микешина над памятником Екатерине II заняла двенадцать лет: ровно столько же труВндился в России Этьен Морис Фальконе, приглашенный Екатериной в 1766 году для создания памятника Петру I.

По тонкому замечанию знатока русской скульптуры барона Н.Н. Врангеля, Микешин Влвсегда думал формой, грезил силуэтами и широкими очертаниями, понимал прелесть массы. Он один среди всех своих современВнников не хотел шаблона, смело и размашисто творил тАФ сохранил всюду искру священного огняВ».

Силуэт памятника Екатерине II четко очерчен, но в нем нет сухой геометричности, контуры смягчены динамичными разворотами фигур на постаменте. Наиболее интересен памятник со стороны Невского проспекта, откуда он эффектно вырисовывается на фоне ампирного портала Александрийского театра. Хорош он и в боковом ракурсе, на фоне деревьев Аничкова сада: благодаря диагональным складкам мантии, фигура царицы кажется устремленной вперед. Интересен вид со стороны театра, когда мантия императрицы, расшитая орлами, каскадом плавно струится вниз. Отовсюду хочется подойти поближе, взглянуть на массивный картуш со словами ВлИмператрице ЕкатериВнне И-й в царствование Императора Александра П-го. 1873 г.В». Это эпиграф к разворачивающемуся повествованию.

Над картушем аллегорический натюрморт: книга с надписью ВлЗаконВ» окружена лавровым венком, симвоВнлом славы, венчающим атрибуты наук (свитки), искусств (палитра и фанфара), военного и морского дела (клинок, якорные цепи), земледелия (колосья). Суживающиеся покатые ступени, закругленные блоки полированного гранитного подиума направляют взгляд к бронзовому постаменту, окруженному фигурами сподвижников, и выВнше тАФ к статуе императрицы. Она облачена в широкое, скрывающее очертания фигуры платье, плечи покрыты порфирой, из-под которой ниспадает мантия. На лице Екатерины запечатлено выражение спокойного величия. На голове венец и ветви лавра. Важное смысловое знаВнчение имеют детали, почти не видные зрителю снизу: муаровая лента на груди и кованая цепь ордена Святого Андрея Первозванного тАФ высшей награды России. СкиВнпетр тАФ знак державной власти тАФ царица держит легко и уверенно. В левой ее руке тАФ лавровый венок. Вновь и вновь остроконечные лавровые ветви напоминают о славе екатерининского царствования. Гирлянды и венки из лавра декорируют круглый постамент, разделенный на четыре части орнаментированными волютами, обвиВнвают медальон с вензелем Екатерины. Венчающая паВнмятник статуя фиксирует основную композиционную ось. Содержание памятника раскрывается при его обходе, вглядывании в детали, равномерно распределенные по всему периметру постамента.

Задача создания монументального портрета в виде отдельно стоящей фигуры в полный рост чрезвычайно сложна. Резко выраженное движение, запечатленное в бронзе, может придать скульптуре неуместно суетВнливый оттенок. Полная статика привносит ощущение монотонности. Динамика создается разворотом фигуры, точностью найденного жеста, игрой света и тени в складВнках одежды. Особенно трудно решить тыльную сторону статуи, поэтому подобные памятники обычно рассчитаны лишь на фронтальный обзор. О микешинской Екатерине этого сказать нельзя. Фигура царицы живет, движется, сохраняя величавую осанку и царственную гордость поВнступи. Тяжелые складки мантии, подбитой горностаем, спадают на постамент, создавая зримый образ покрова, сени, под которой находят убежище и обретают силы блистательные сподвижники Екатерины.

Григорий Потемкин

Прямо под вензелем, у ног императрицы, тАФ изваяние ее ближайшего советника и друга Григория Потемкина.

Его фигура занимает центральное место в группе из трех фельдмаршалов, военачальников Екатерины Великой. Он единственный из изображенных, среди наград и лент которого жалованный портрет Екатерины.

Светлейший князь Григорий Александрович ПотемВнкин-Таврический (1739тАФ1791) впервые обратил на себя внимание царицы будучи 23-летним вахмистром Конной гвардии. Он был награжден, среди других активных учаВнстников переворота 1762 года, званием камер-юнкера, серебряным сервизом и четырьмя сотнями крепостных душ (всего тогда было роздано 18 тысяч). Однако подлинное увлечение Екатерины началось позднее. Это не было очеВнредным капризом. Легенда гласит, что тайное венчание царицы с возлюбленным состоялось в 1775 году в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот в Москве. Как всякий фаворит, Потемкин сраВнзу был осыпан чинами и награВндами, но проходили годы, целых 16 лет, а светлейший не терял своего места у трона. Екатерина сделала верный выбор. ПотемВнкин отличался не только могучим телосложением и неукротимым темпераментом, но был одним из выдающихся государственВнных умов своего времени. Его организаторские способности особенно выявились в освоеВннии так называемой Новорос-сии тАФ южных земель, вошедших в состав империи в результате турецких войн. Среди заслуг Потемкина основание Одессы, Херсона, Севастополя, Екатеринослава, создание Черноморского флота, Во 2-й ТуВнрецкой войне, будучи главнокомандующим, он по достоВнинству оценил полководческий дар Суворова, который получил по его протекции титул графа Рымникского.

Григорий Потемкин с гордо откинутой головой, блаВнгосклонной улыбкой, поигрывая фельдмаршальским жезлом, попирает ногой турецкую чалму с полумесяцем. Его внимание поглощено беседой с Суворовым, неприВннужденно опершимся коленом на выступ волюты.

Александр ВаВнсильевич Суворов

Светлейший князь Италийский, граф Александр ВаВнсильевич Суворов (1730тАФ1800) начал боевую службу тринадцатилетним мальчиком в Семеновском полку. Уже в Семилетней войне Суворов проявил отчаянную храбрость и светлый ум. Его Влнаука побеждатьВ» рождалась в боевых операциях, значение которых далеко не общеВнпризнанно. Первые ордена он получил в кампаниях по усмирению и разделу Польши, ему доверили доставить в Москву вожака крестьянской войны Емельяна Пугачева. Наиболее значительные поВнбеды   уворова одержаны им во 2-й Турецкой войне. Тогда он был удостоен высокой боеВнвой награды тАФ ордена Святого Георгия 1 -и степени. В отличие от других вельмож, изображенВнных на памятнике с одной или двумя звездами, у Суворова их три: Андреевская, ГеоргиВневская и Владимирская; на шее крест Святой Анны тАФ полкоВнводец был награжден всеми орденами Российской импеВнрии и многими иностранными.

К беседе екатерининских орлов прислушивается фельдВнмаршал Румянцев, сидящий справа от Потемкина. Он значительно раньше их вступил на путь ратной славы.

Петр Александрович Румянцев

Граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский (1725тАФ1796) тридцатилетним генерал-майором одержал победу в одном из важных сражений Семилетней войны тАФ при Грос-Егерсдорфе. Елизавета наградила его орденом Александра Невского, Петр III удостоил Андрея ПервоВнзванного, Екатерина, упразднив гетманство на Украине, назначила его генерал-губернатором в Киев. Особое положение фельдмаршала при дворе, несмотря на смену правителей, отчасти связано с тем, что он считался внеВнбрачным отпрыском Петра Великого. Но прежде всего причина, конечно, кроется в его выдающихся полководчеВнских способностях, наиболее ярко проявившихся в 1 -и ТуВнрецкой войне, когда Румянцев был главнокомандующим. Выгодный для России Кючук-Кайнарджийский мир принес Румянцеву титул Задунайского, алмазный маршальский жезл, лавровый венок и бриллиантовые знаки АндреевВнского ордена. В его честь была выбита медаль.

За спиной Суворова, справа, тАФ группа из двух фигур, символизирующая государственную и филантропическую деятельность мудрой императрицы. За обсуждением архиВнтектурного чертежа (возможно, Воспитательного дома или Академии художеств) запечатлены Безбородко и Бецкой.

Александр Андреевич БезбоВнродко

Светлейший князь граф Александр Андреевич БезбоВнродко (1747тАФ1799) отличался острой памятью и умением точно и быстро оценивать ситуацию. Эти его способВнности привлекли внимание графа П.А. Румянцева, в веВндомстве которого началась служебная карьера будуВнщего канцлера. В двадцать восемь лет, по рекомендации фельдмаршала, Безбородко стал секретарем по принятию челобитных императрице. Екатерина, умевшая находить и ценить нужных людей, сохраняла к нему свое располоВнжение до конца дней. После смерти графа Н.И. Панина Безбородко стал фактическим руководителем внешнеВнполитического ведомства России, хотя звание канцлера (министра иностранных дел) он получил уже при Павле I, как и титул светлейшего князя. Необыкновенная благоВнсклонность императора, не любившего тех, кто нравился Екатерине, наводит на предположение о каких-то особенных заслугах Безбородко. Возможно,буВндучи доверенным лицом покойной императрицы, Безбородко знал о ее наВнмерении передать престол через отца внуку АлексанВндру и своевременно преВндупредил об этом Павла.

С должным тактом, не теряя, однако, чувства собственной значимости, Безбородко внимает БецВнкому, который на сорок три года старше его.

Иван Иванович Бецкой

Иван Иванович Бецкой (1704тАФ1795) занимал при дворе Екатерины исключительное положение. Отсутствие титулов не мешало ему оставаться в числе ближайших советников императрицы. Он был внебрачным сыном фельдмаршала князя И.Ю. Трубецкого, родившимся в ШвеВнции, где находился в плену этот участник Северной войны. До 1762 года Бецкой жил в основном за границей. Петр III назначил его главным директором Канцелярии от строений. В этой должности Бецкой фактически рукоВнводил осуществлением всех значительных архитектурных проектов екатерининского царствования. Но главный его интерес заключался не в этом. Бецкой, получивший преВнкрасное европейское образование, стремился создать в России новую породу людей, способных воспринять переВндовые идеи времени. Для этого он преобразовал систему закрытых учебных заведений, включая кадетские корпуса, основал Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), коммерческое и мещанское училища, два воспитательных дома для сирот в Москве и Петербурге, реорганизовал Академию художеств, президентом которой был назначен.

В следующей группе тАФ два флотоводца, поглощенВнные беседой. В соседстве Чичагова и Орлова-ЧесменВнского угадывается замыВнсел напомнить об успехах Российского флота на сеВнвере и на юге: на Балтике и в Средиземноморье.

Василий Яковлевич Чичагов

Василий Яковлевич Чичагов (1726тАФ1809), наВнчавший морскую службу шестнадцатилетним гарВндемарином, в 1760-е годы был руководителем секретной морской экспедиции, дважды пытавшейся пройти через льды северных морей на Камчатку мимо Гренландии. В дальнейшем он был начальником Архангельского, Ре-вельского и Кронштадтского портов, принимал участие в войнах с турками. В 1789 году стал командующим БалтийВнским флотом. На следующий год началась война со ШвеВнцией, и тут Чичагову удалось одержать одну за другой две блестящие победы над вражеским флотом под Ревелем и Выборгом, уничтожив 64 шведских корабля. Это принесло ему Андреевскую звезду и орден СвяВнтого Георгия 1 -и степени. Чичагов, не занимавший

видного положения при дворе, не без робости смотрит в сторону импозантного Орлова, будто не замечая троВнфейного шведского флага на своем колене.

Алексей Григорьевич Орлов

Из пяти любимцев гвардии тАФ братьев Орловых (Иван, Григорий, Алексей, Федор и Владимир), обеспечивших успех дворцового переворота 28 июня 1762 года, тАФ граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский (1737тАФ1807) сыграл наиболее эффектную роль. Именно он примчался на коне в петергофский Монплезир, поднял с постели ЕкаВнтерину и доставил в столицу, где Влматушку-царицуВ» ждали гвардейские полки, возведшие ее на престол. Однако уже через неделю радость триумфа была омрачена смертью в Ропше низложенного Петра III, свидетелем которой был Алексей Орлов, повинившийся перед Екатериной, что ее муж погиб в пьяной драке. Первое десятилетие царствоВнвания Екатерины прошло под сильным влиянием князя Григория Григорьевича Орлова (1734тАФ1783), заменить которого в сердце императрицы смог лишь Потемкин. Алексей Григорьевич получил почетный титул Чесменского в Русско-турецкой войне 1768тАФ1774 годов, когда осущеВнствлял общее командование сухопутными и морскими силами России в кампании на Средиземном море. 24 июня 1770 года эскадра под командованием пятидесятисемиВнлетнего адмирала ГА. Спиридова обратила в бегство турецкий флот у острова Хиос в Эгейском море. Через два дня, совершив успешный маневр, русские моряки сожгли 16 линейных и около ста мелких судов противника в ЧесВнменской бухте. Эта победа произвела сильное впечатлеВнние на современников. Но через пять лет после Чесмы Алексей Орлов провел операцию, не принесшую ему славы. Используя свое неотразимое мужское обаяние, он замаВннил на корабль адмирала С.К. Грейга известную аванВнтюристку Влкняжну ТаракановуВ», выдававшую себя за дочь императрицы Елизаветы, и доставил в Петербург, где она погибла в Петропавловской крепости. Вскоре после этой истории Орлов подал в отставку и удалился в Москву, где до конца жизни занимался разведением знаменитых орВнловских рысаков, кулачными боями и цыганскими хорами. На памятнике же он изображен как герой самого извеВнстного в истории русского флота сражения тАФ опираясь на подзорную трубу, он топчет турецкий флаг с бунчуком.

Завершая обход памятника, зритель подходит к фиВнгурам Державина и Дашковой, символизирующим искусВнства и науки, процветавшие в век Екатерины.

Гавриил Романович Державин

Гавриил Романович Державин (1743тАФ1816) обратил на себя благосклонное внимание императрицы напечаВнтанной в 1783 году одой ВлФелицаВ». Царица сочинила для своего двухлетнего внука АлекВнсандра сказку о царевиче Хлоре, которому мудрая Фелица дает на помощь своего сына, по имени Рассудок, чтобы юноша смог найти розу без шипов тАФ символ ничем не омВнрачаемого счастья. Поэт, получивший за свою оду золотую табакерку с 500 червонцами, мог, казалось, рассчитывать на то, чтобы войти в круг влиятельных царедворцев. НекоВнторое время он даже был статс-секретарем императрицы и пользовался правом входить в ее кабинет с докладами. Однако карьера чиновника Державину не удалась. Его стремление решать дела по справедливости, излишВннее усердие в поисках истины оказались неуместными, и царица велела отстаВнвить его от всех дел, сохранив       ж за ним чин сенатора. ВлПусть пишет стихиВ», тАФ сказала ЕкаВнтерина, и, действительно, имя Державина навсегда осталось в первом ряду русских поэтов.

Княгиня Екатерина Романовна Дашкова

Княгиня Екатерина Романовна Дашкова (1743тАФ1810) изображена скульптором углубившейся в чтение книги. Благодаря ее увлечению серьезной литературой, за ней рано утвердилась репутация ученой девушки тАФ она знала три языка, была знакома с философией французских проВнсветителей. Этим отчасти компенсировались изъяны ее внешности: она была маленького роста, движения ее были быстры и резки, у нее был приплюснутый нос и толстые щеки. Екатерина Романовна происходила из семьи графов Воронцовых, известной рядом европейски образованных, либерально мыслящих деятелей, занимавших важные дипВнломатические посты. Познакомившись в пятнадцать лет с великой княгиней Екатериной Алексеевной, она стала ее восторженной и романтической почитательницей. Муж Екатерины Романовны, князь Михаил Иванович Дашков, был близок к кругу графа Никиты Ивановича Панина, воспиВнтателя великого князя Павла Петровича. В этом кругу зрели намерения отстранить от престола Петра III и до совершенВннолетия Павла передать власть его матери, Екатерине. 19-летняя княгиня Дашкова искренне считала, что является главной пружиной заговора, в котором, однако, играла второстепенную роль. После смерти мужа в 1764 году Дашкова переехала в Москву, долго путешествовала за граВнницей, где познакомилась с Д. Дидро, Вольтером, А. СмиВнтом и другими известными мыслителями того времени. В 1783 году Екатерина II назначила свою давнюю приятельВнницу директором Петербургской Императорской Академии наук, и тогда же, по замыслу Дашковой, была основана РосВнсийская Академия тАФ учреждение, занимавшееся составлеВннием словаря русского языка. Как президент этой академии и директор Петербургской Академии наук Дашкова много сделала для организации различных исследований и научВнных экспедиций. В 1794 году императрица отправила ее в отставку, недовольная тем, что в издававшемся Дашковой журнале ВлРоссийский феатрВ» была опубликована антимоВннархическая трагедия Я.Б. Княжнина ВлВадим НовгородскийВ».

События последних лет царствования Александра II тАФ в частности, Русско-турецкая война (1877тАФ1878) тАФ помеВншали осуществлению замысла расширения мемориала Екатерининской эпохи. Архитектор Д.И.Гримм разраВнботал проект сооружения в сквере рядом с памятником Екатерине II бронзовых статуй и бюстов, изображающих деятелей славного царствования. Перед Александрийским театром предполагалось устроить фонтан, также украВншенный скульптурой. Это еще ярче выявило бы сходство петербургского памятника с близкими ему по времени сооружениями в Европе. Согласно окончательному списку, утвержденному за год до смерти Александра II, рядом с памятником Екатерине должны были разместиться шесть бронзовых скульптур и двадцать три бюста на граВннитных постаментах. В рост должны были быть изобраВнжены: граф Н.И. Панин, адмирал Г.А. Спиридов, писатель Д.И. Фонвизин, генерал-прокурор Сената князь А.А. ВяВнземский, фельдмаршал князь Н.В. Репнин и генерал А.И. Бибиков, бывший председателем Комиссии по улоВнжению. В бюстах тАФ издатель и журналист Н.И. Новиков, путешественник П.С. Паллас, драматург А.П. Сумароков, историки И.Н. Болтин и князь М.М. Щербатов, художники Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский, архитектор А.Ф. Ко-коринов, фаворит Екатерины II князь Г.Г, Орлов, адмиралы Ф.ф. Ушаков, С.К. Грейг, А.И. Круз, военачальники: граф З.Г. Чернышев, князь В.М. Долгоруков-Крымский, граф И.Е. Ферзен, граф В.А. Зубов; московский генерал-губерВннатор князь М.Н. Волконский, новгородский губернатор граф Я.И. Сивере, дипломат Я.И. Булгаков, усмиритель Влчумного бунтаВ» 1771 года в Москве П.Д. Еропкин, подавивВншие пугачевский бунт граф П.И. Панин и И.И. Михельсон, герой взятия крепости Очаков И.И. Меллер-Закомельский. На изготовление моделей было отпущено в Академию художеств 185 525 рублей, но, кроме трех бюстов, изгоВнтовленных скульптором М.П. Поповым, ничего не было сделано, и проект остался неосуществленным.

Вместе с этим смотрят:

Памятники Великой Отечественной войне в Санкт-Петербурге
Петровский Петербург
Петропавловская крепость
Пирамиды Египта