Русская архитектура XVIII века

Русская архитектура XVIII века

Содержание

Введение

I. ВаОсновная часть:

1) ВаАрхитектура первой половины XVIII века: барокко

2) ВаАрхитектура барокко середины XVIII века

3) ВаПредпосылки появления и развития классицизма

4) ВаАрхитектура раннего классицизма (1760-1780 гг.)

5) ВаАрхитектура строгого классицизма (1780-1800 гг.)

II. ВаЗаключение

III. ВаСписок использованной литературы

Ва

Введение

На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным материалом при возведении зданий и сооружений. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приемы, отвечающие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа, позднее оказавшие влияние на формирование каменного зодчества.

Частые пожары ускорили замену дерева камнем в таких ответственных городских сооружениях, как городские стены, башни и храмы. Деревянные стены Новгородского детища с земляным валом и рвом упоминаются около 1044 г., а первые сведения о каменной ограде относятся к 1302 г. Первые данные о каменной ограде Киева датируются 1037 г., Старой Ладоги тАФ 1116 г., Москвы тАФ 1367 г. При некоторых различиях архитектуры в отдельных частях Руси она имела ряд общих особенностей, определившихся одинаковыми условиями развития. Это и позволяет говорить о русском зодчестве вообще и его художественном проявлении в разных регионах страны на протяжении всей истории народа.

Архитектура тАУ явление производное от конкретной функциональной необходимости, зависящее как от строительно-технических возможностей (строительных материалов и конструкций) , так и от эстетических представлений, определяемых художественными взглядами и вкусами народа, его творческими представлениями.

При восприятии произведений русской архитектуры независимо от времени их возведения и размеров, четко прослеживается соразмерность соотношений между человеком и зданием. Крестьянская изба, городской жилой дом, церковь или другое здание тАУ все они человеческого масштаба, что придает русскому зодчеству гуманистический характер.

II. ВаОсновная часть

1. ВаАрхитектура первой половины XVIII века: барокко

Семнадцатым веком завершается 700-летний период каменного древнерусского строительства, вписавшего не одну замечательную страницу в летопись мировой архитектуры. Ростки новых денежно-торговых отношений и рационального мировоззрения пробиваются сквозь закостенелые формы домостроевского быта и схоластические догмы богословия. Здравые взгляды служилого дворянства и экономически преуспевающего купечества сказываются на многих сторонах общественной жизни и ее материальной оболочке тАУ архитектуре. Ширится торговля, особенно в конце XVIIВав., с Германией, Фландрией, Англией. Становятся более тесными культурные связи с Польшей и Голландией. Расширению кругозора и проникновению в искусство и зодчество элементов западноевропейской художественной культуры способствовала совместная творческая работа русских, украинских и белорусских умельцев. Историческое единение трех братских народов, во многом исходящих из общих архитектурных тенденций, взаимно обогащало их мастерство. Жизнь настоятельно требовала строительства гостиных дворов, административных зданий, промышленных предприятий, ставила все новые практические задачи, обязывала зодчих искать технические и художественные решения. Централизация государственной власти сопровождалась регламентацией в области строительства. Нормализуется архитектурно-техническая документация. Совершенствуются проектные и отчетные материалы и осваиваются масштабные чертежи, унифицируются архитектурно-строительные детали.

Конец XVII века тАФ это связующее звено между древнерусским зодчеством и архитектурой XVII века, время, подготовившее почву для нового художественного мировоззрения, способствующего творческому восприятию ордерной тектонической системы и формированию мастеров архитектуры для перехода к регулярному гражданскому строительству.

В начале XVII века основным строительным центром становится Петербург. В 1700 году Россия начала Северную войну против Швеции, чтобы освободить русские земли и возвратить Невские берега России. 1 мая 1703 года русские войска вошли в крепость Ниеншанц (у слияния рек Охта и Нева) . Главная задача Северной войны была решена взятием крепости. Выход в Балтийское море для России был открыт. Необходимо было только его обезопасить и закрепить. У разветвления Невы на три рукава, на небольшом Заячьем острове длиной и шириной примерно 750 на 350 метров 27 мая 1703Вагода по чертежу Петра I и военных инженеров заложили крепость нового бастионного типа тАФ Петропавловскую крепость. Для прикрытия устья Невы с моря в 1703 году на острове Котлин было начато строительство военно-морской базы Кроншлот (Кронштадт) . На южном берегу Невы, почти напротив Петропавловской крепости, в 1704 году по чертежу Петра I заложили судостроительную верфь-крепость тАФ Адмиралтейство. Под защитой трех взаимодействующих крепостей началось возведение Петербурга, ставшего с 1712 года новой столицей России, провозглашенной в 1721 году империей.

Государственные и культурно-бытовые преобразования в Петровский период вызвали к жизни промышленные и общественные здания и сооружения тАУ фортификации, верфи, заводы, производственные и гостиные дворы, коллегии, госпитали, учебные и музейные помещения, театры и жилые здания. Застройка Петербурга осуществлялась преимущественно по берегам Невы, ее рукавов и протоков, в силу сильной заболоченности почв и выхода к водным путям.

Размещение градоформирующих сооружений велось по указаниям самого Петра I. Первоначально поселения группировались по традиции слободами. Строились в виде крестьянских изб или городских хором с фасадами, иногда расписанными под кирпичную кладку. Единственным примером раннего периода является воссозданный позднее рубленый домик Петра I на берегу Невы на Петроградской стороне, снаружи расписанный тАЬпод кирпичтАЭ .

С 1710 года стали строить только кирпичные дома. Несмотря на принудительные меры переселения в Петербург, строительство велось медленно. Идейно-политическая важность быстрого возведения столицы выдвинула перед архитектурой ответственные задачи. Город надо было создать исходя из передовых градостроительных принципов, обеспечивающих его престижно-представительный характер не только во внешнем архитектурно-художественном облике, но и по планировочной структуре. Не хватало квалифицированных архитекторов. И в 1709 году учреждается Канцелярия, ведавшая всеми строительными делами. При ней создается школа для начального изучения зодчества. Рассчитывалось, что более глубокие познания ученики этой школы должны были получить в архитектурных командах в процессе практического сотрудничества опытных архитекторов. Однако школа и команды не могли обеспечить расширяющееся столичное строительство. Петр I приглашает опытных архитекторов из западных стран, что позволило почти сразу же вовлекать их в строительство города. А также отбирают талантливых молодых людей и командируют их для обучения в западноевропейские страны инженерным и архитектурным искусствам.

В новую столицу в 1710 году были приглашены: итальянцы Н. ВаМикетти, Г. ВаКиавери, К. Б. ВаРастрелли, француз Ж. Б. ВаЛеблон, немцы Г. ВаМаторнови, И. ВаШендель, А. ВаШлютер, голландец Г. ВаВанВаБолес. Они должны были не только строить, но и подготавливать русских архитекторов из учеников, работавших с ними. Из Москвы приехали итальянцы тАУ М. ВаФонтана и инженер-фортификатор и архитектор Доменико Трезини. В Москве успешно работали одаренные русские архитекторы И. П. ВаЗарудный, Д. В. ВаАксамитов, П. ВаПотапов, М. И. ВаЧочлаков, Я. Г. ВаБухвостов, Г. ВаУстинов и другие. В то же время искусство архитектуры постигали посланные за границу, впоследствии ставшие крупными зодчими Иван Коробов, Мордвинов и Иван Мичурин, Петр Еропкин, Тимофей Усов и другие. Таким образом, в новой столице работали зодчие разных национальных школ, но творили они иначе, чем у себя на родине, подчиняясь вкусам и требованиям заказчиков, а так же приспосабливаясь к специфическим условиям строящегося города. В результате их деятельности архитектура Петербурга той поры стала своеобразным сплавом исконно русских художественных традиций и формальных элементов, привнесенных из западноевропейских стран.

Русские, итальянские, голландские, немецкие и французские архитекторы возводили в русской столице хоромы, дворцы, храмы и государственные здания, архитектура которых имела общие художественные черты, определяющие архитектурный стиль, обычно называемый русским барокко XVIII века или Петровским барокко.

Все многообразие индивидуальных творческих взглядов различных архитекторов на практике смягчалось под влиянием двух основных факторов: во-первых, воздействием русских многовековых традиций, носителями и проводниками которых были исполнители архитектурных замыслов тАФ многочисленные плотники, каменщики, штукатуры, лепщики и прочие строительные мастера. Во-вторых, ролью заказчиков, и прежде всего самого Петра I, который чрезвычайно внимательно и требовательно рассматривал все проектные предложения архитекторов, отвергая те, которые не соответствовали, с его точки зрения, облику столицы, или внося существенные, а иногда и решающие изменения. Зачастую он сам указывал где, что и как строить, делаясь зодчим. По его инициативе разрабатывались генеральные планы Петербурга. Художественная общность петербургских строений петровского времени объясняется также особенностями строительных материалов. Дома в столице строили мазанкового типа и кирпичные, оштукатуриваемые в два цвета (стены тАФ красные, светло-коричневые или зеленые, а лопатки, пилястры, наличники, русты на углах тАУ белые) . Для привлечения в Петербург каменщиков Петр I в 1714 году издал указ, запрещающий по всей России, кроме столицы, строительство из камня и кирпича. Особенности архитектурного стиля можно четко проследить при рассмотрении сохранившихся архитектурных произведений того времени, таких как тАЬМонплезиртАЭ и тАЬЭрмитажтАЭ в Петергофе, здания Кунсткамеры и Двенадцати коллегий в Петербурге и т.п.

По указанию Петра I Доменико Трезини (1670-1734) впервые в русской архитектуре разработал в 1714 году образцовые проекты жилых домов, предназначенных для застройщиков разного достатка: одноэтажные небольшие для беднейшего населения, побольше для знатных. Французский архитектор Ж. Б. ВаЛеблон (1679-1719) разрабатывал проект двухэтажного дома тАЬдля именитыхтАЭ . тАЬОбразцовый проекттАЭ напоминает хорошо сохранившийся летний дворец Петра I, который был построен Д. ВаТрезини в 1710-1714 годах в Летнем саду.

При всей простоте тАЬобразцовыхтАЭ проектов жилых домов все они отличаются характером фасадов с ритмично размещенными проемами, обрамленными наличниками сдержанных очертаний и фигурными воротами сбоку. В отличие от средневековой застройки русских городов, где жилые строения стояли за заборами в глубине участков, все дома в столице должны были выходить фасадами на красные линии улиц и набережных, формируя фронт их застройки и тем самым придавая городу организованный вид. Это градостроительное новшество нашло отражение и в застройке Москвы. Наряду с жилыми домами в Петербурге и его пригородах строились дворцы с представительными фасадами и обширными, богато украшенными парадными помещениями.

В сочетание с архитектурой начинает применяться декоративная скульптура, а в интерьерах тАФ живописное убранство. Создаются загородные и пригородные резиденции с садами. Крупнейшими сохранившимися до наших дней общественными зданиями, созданными Д. ВаТрезини, является Петропавловский собор и здание Двенадцати коллегий. Из-под свода Петровских ворот четко вырисовывается Петропавловский собор (1712-1733) . Динамичный силуэт колокольни собора, увенчанный высоким золоченым шпилем и флюгером в виде ангела, поднимается из-за стен крепости на 122 метра, став одной из наиболее выразительных доминант в панораме города на Неве. Собор ознаменовал полное отступление от композиционной традиционности русского храмостроения. Собор для России был явлением новаторским. По своему плану и виду он не похож на православные, крестово-купольные пятиглавые или шатровые церкви. Собор представляет прямоугольное, удлиненное с запада на восток здание. Внутреннее пространство собора расчленяют мощные пилоны на три почти равных и одинаковых по высоте (16 метров) пролета. Такой тип называется зальным, в отличие от храмов, у которых при том же плане средний пролет выше и часто шире боковых. Плановая и силуэтная композиция собора исходили из структуры прибалтийских лютеранских храмов зального типа с башней-колокольней, завершенной шпилем. Именно он должен был стать символом утверждения России в устье Невы и символом созидательной силы русского народа. Шпилевидное завершение церковных колоколен для петровского Петербурга было типичным явлением, определяющим силуэтный характер застройки города в первой трети XVIII века. Следует отметить и внутреннее убранство тАУ деревянный резной позолоченный иконостас в стиле барокко. Иконостас выполнен под руководством зодчего и художника И. П. ВаЗарудного (1722-1727 гг.) артелью московских мастеров.

На Васильевском острове формировался политический центр столицы и по проекту Д. ВаТрезини возводится здание Двенадцати коллегий (10 коллегий тАУ органы государственного управления; Сената и Синода) . Трехэтажное здание протяженностью 400 метров, состоит из двенадцати одинаковых корпусов с раздельными крышами и портиками, соединенных торцами. Все корпуса объединяет открытая аркада с длинным коридором на втором этаже. По традиции петровского времени здание было окрашено в два цвета: кирпично-красный и белый. Первоначальная отделка интерьеров в виде лепного убранства сохранилось только в Петровском зале. Архитектурной ценностью того времени следует отметить дворец А. Д. ВаМеньшикова (1710-1720 гг.) . Трехъярусная ордерная система фасада с поярусными ритмичными рядами пилястр исходила из художественных принципов архитектуры итальянского Возрождения. Самым замечательным архитектурным наследием являются парадные комнаты, облицованные голландскими изразцами, и парадная лестница с колоннами и пилястрами барочного ордера.

Применение ордеров в архитектуре Петербурга было продолжением традиций, воплощенных во многих сооружениях Москвы более раннего времени. Особенное место в панораме берегов Невы занимает оригинальный силуэт здания Кунсткамеры. Два крыла трехэтажного здания на цокольном этаже объединяет четырехъярусная башня. Углы ризалитов и переломов стен башни в сочетании с двуцветной окраской фасада придают зданию нарядный вид. В силуэте башни отчетливо проявляется преемственность традиционных ступенчатых многоярусных строений Москвы начала XVIII века. После пожара при восстановлении фасад был упрощен.

В 1710 году Петр I издал указ, обязывающий вести застройку южного берега Финского залива. Возводятся дворцово-парковые ансамбли в Петергофе. К 1725 году возвели двухэтажный Нагорный дворец. В дальнейшем дворец подвергся перестройке и был расширен в середине XVIII века архитектором Растрелли.

В этот же период у самого залива был выстроен небольшой дворец, состоящий из нескольких помещений для Петра I и парадного зала тАФ дворец Монплезир. Были построены павильон для уединения тАЬЭрмитажтАЭ и небольшой двухэтажный дворец тАЬМарлитАЭ .

Помимо Петербурга велось строительство в Москве и других городах Российской империи. Вследствие пожара в Москве в 1699 году было запрещено возводить деревянные постройки на пожарищах.

Вместе с тем формальное художественное сближение архитектуры каменных зданий Москвы с западноевропейским зодчеством, начавшееся в конце XVII века стало еще более заметным в начале XVIII века. Примером этому могут служить: дворец Ф. Я. ВаЛефорта на Яузе (1697-1699 гг.) ; Старый Монетный Двор (1697 г.) ; церковь Успения на Покровке (1695-1699 гг.) ; церковь Знамения в Дубровицах (1690-1704 гг.) . Это свидетельствует о том, что отечественные зодчие знали ордерную тектоническую систему и могли искусно сочетать ордерные и иные элементы с русскими традиционными приемами. Примером такого сочетания может служить Лефортовский дворец в Немецкой слободе, выстроенный одним из московских архитекторов. Фасады дворцы разделены мерным ритмом пилястр большого коринфского ордена. По сторонам въездной арки их ритм меняется, и они формируют пилястровый портик с фронтоном. Плановая система в тоже время представляет собой композицию замкнутого каре, принятую на Руси для торговых и иных дворов.

В XVIII веке ордерная система стала обычным декоративным приемом для придания разнообразным сооружениям нарядного облика.

Об этом свидетельствует художественное решение главного въезда во двор Арсенала (1702-1736 гг.) в Кремле, которое представляет собой искусную трансформацию ордеров в сочетании с обилием декоративных рельефных деталей. Замечательным по архитектуре и художественному значению в московском зодчестве является церковь Архангела Гавриила (1701- 1707 гг.) , созданная архитектором И. П. ВаЗарудным (1670-1727Вагг.) . Архитектор проявил великолепное мастерство в использовании систем ордеров. Несущая часть объемов церкви разработана с применением большого ордера, с которым сочетаются элегантные композиции портиков у входа из двух легких колонн коринфского ордера, поддерживающих декоративно разработанный антаблемент с балюстрадой. Ордер в здании выражает тектонику экспозиции.

Новое направление в церковном зодчестве Москвы, ярко выраженное в архитектуре церкви Архангела Гавриила (Меньшикова башня) , заключающееся в гармоничном сочетании традиционной русской объемнотАУпространственной композиции с формальными элементами нового стиля, оставило в Москве интересный образец тАФ церковь Иоанна Воина (1709-1713) на Якиманке.

Из Петербурга в Москву были направлены архитекторы И. A. ВаMордвинов и И. Ф. ВаМичурин (1700-1763) . Они занимались составлением планов Кремля, Китай-города и частично Белого города в связи с переездом царского двора в Москву и строительством по берегам Яузы дворцов придворной знати. Мичуриным в 1734-1739 был составлен план Москвы, представляющий значительный градостроительный документ Москвы XVIII века. В нем была запечатлена застройка города того времени. Продолжали развиваться другие города России. Интересным примером долговечности национальных архитектурных традиций в провинции является Петропавловский собор в Казани (1726 г) .

2. ВаАрхитектура барокко середины XVIII века.

В описываемый период В. Н. ВаТатищев и М. B. ВаЛомоносов закладывали основы отечественной исторической науки. Русская наука и культура высокого, не уступающего европейскому, уровня. Благодаря этому в 1755 году в России открылся первый университет, а в Петербурге тАФ Академия Художеств, сыгравшая большую роль в развитии искусства и архитектуры классицизма.

Россия в середине XVIII века стала одной из самых развитых европейских стран. Все это обуславливало торжественно-декоративный облик дворцов и храмов тАФ основных типов монументальных зданий в России в этот период. К самым выдающимся архитекторам того времени относятся воспитанники И. K. ВаKоробова тАФ С. И. ВаЧевакинский и Д. В. ВаУхтомский. Крупнейшим архитектором середины XVIII века является Ф. Б. ВаPасстрелли. Одновременно с ним творили многие безвестные крепостные архитекторы, живописцы, лепщики, резчики и прочие мастера прикладного искусства.

В середине XVIII века стиль барокко в России имел ярко выраженные самобытные особенности благодаря преемственности декоративных композиционных приемов русского зодчества начала XVIII века. Нельзя не подчеркнуть специфическую национальную особенность архитектуры барокко в середине XVIII века тАФ полихромия фасадов, стены которых окрашены в синие, красные, желтые и зеленые цвета. Дополнением к этому служат пучки, колонны, пилястры, обрамленные окна. Характерной чертой архитектурных произведений является то, что группы зданий или корпусов зачастую формируют замкнутый архитектурный ансамбль, раскрывающийся лишь при проникновении внутрь его. В дворцовых и церковных помещениях наряду с лепным живописным убранством стен и потолков выполнялись многоцветные узорчатые полы из разных пород дерева. Плафонная живопись создает иллюзию бесконечности поднимающегося вверх зала, что подчеркивается парящими в небе фигурами разной соразмерности, четко отделяющими и разную отдаленность их от зрителя. Стены парадных помещений обрамлялись сложными профилированными позолоченными тягами. Интересны приемы планировки залов. Во дворцах они расположены по принципу, согласно которому двери проходных залов на общей оси, причем их ширина иллюзорно увеличивается.

Императорские и усадебные дворцы создавались в единстве с садами и парками, которым присуща регулярная планировочная система с прямолинейными аллеями, подстриженной древесной растительностью и орнаментными цветниками. В данном разделе особо следует отметить о творениях обер-архитектора РастреллиВаФранческо Бартоломео (1700-1771 гг.) , творчество которого достигло апогея в 1740-1750 гг. К основным произведениям относятся: ансамбль Смольного монастыря в Петербурге; дворцы в Курляндии (Латвия) , в Рундаве и Митаве (Елгава) ; дворцы елизаветинских вельмож М. И. ВаВоронцова и С. Г. ВаСтроганова в Петербурге; императорские дворцы тАФ Зимний в столице, Большой (Екатерининский) в Царском Селе (Пушкине) , Большой дворец в Петергофе, Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве. Все они характеризуют стиль барокко середины XVIII века в России. Одновременно с Ф. Б. ВаРастрелли работал архитектор ЧевакинскийВаС. И. (1713-1770 гг.) . Наиболее замечательным творением ЧевакинскогоВаС. И., сохранившимся до наших дней, было проектирование и постройка громадного двухэтажного Никольского военно-морского собора (1753-1762 гг.) в Петербурге. Учеником Чевакинского являлся будущий архитектор В. И. ВаБаженов.

Крупнейшим представителем Московского барокко середины XVIII века был архитектор УхтомскийВаД. В. (1719-1774 гг.) . Его творчество развертывалось под влиянием художественных воззрений и произведений Ф. Б. ВаРастрелли, в частности в Москве и Подмосковье: дворцов в Кремле, Аннегофе и Перове. До наших дней дошло лишь одно произведение Ухтомского тАУ пятиярусная колокольня в Троицко-Сергиевской лавре в Загорске.

3. ВаПредпосылки появления и развития классицизма

В 1760-х годах в России произошла смена архитектурно-художественного стиля. Декоративное барокко, достигшее своего апогея в творчестве величайшего представителя этого направления тАУ зодчего Ф. Б. ВаРастрелли, уступило место классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, а затем распространившемуся по всей стране. Классицизм (от лат. тАФ образцовый) тАУ художественный стиль, развивающийся путем творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского Возрождения.

Для архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы, логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония пропорций и широкое использование ордерной тектонической системы. Декоративный стиль барокко перестал соответствовать экономическим возможностям круга заказчиков, все расширяющегося за счет мелкопоместных дворян и купечества. Перестал он отвечать также изменившимся эстетическим воззрениям.

Развитие архитектуры обусловлено экономическими и социальными факторами. Экономика страны привела к образованию обширного внутреннего рынка и активизации внешней торговли, что способствовало продуктивности помещичьих хозяйств, ремесленного и промышленного производства. В результате чего возникла необходимость возведения казенных и частновладельческих сооружений, зачастую государственного значения. К ним относились торговые постройки: гостиные дворы, рынки, ярмарочные комплексы, контрактовые дома, лавки, разнообразные складские сооружения. А также уникальные здания общественного характера тАФ биржи и банки.

В городах стали строить много казенных административных зданий: губернаторские дома, больницы, тюремные замки, казармы для военных гарнизонов. Интенсивно развивались культура и просвещение, что вызвало необходимость в строительстве многих зданий, учебных заведений, различных академий, институтов-пансионатов для дворянских и мещанских детей, театров и библиотек. Быстро росли города, прежде всего за счет жилой застройки усадебного типа. В условиях огромного строительства, разворачивавшегося в городах и помещичьих усадьбах, возросших строительных нужд архитектурные приемы и многодельные формы барокко, изысканно-сложные и пышные, оказались неприемлемыми, так как декоративность этого стиля требовала значительных материальных затрат и большого количества квалифицированных мастеров различных специальностей. Таким образом, возникла настоятельная необходимость в пересмотре основ зодчества. Глубокие внутригосударственные предпосылки материального и идеологического характера обусловили кризис стиля барокко, его отмирание и привели в России к поискам экономической и реалистичной архитектуры. Поэтому именно классическая архитектура античности, целесообразная, простая и ясная и вместе с тем выразительная, послужила эталоном красоты, стала своего рода идеалом, основой формирующегося в России классицизма.

4. ВаАрхитектура раннего классицизма (1760-1780 гг.)

Для руководства повсеместной градостроительной деятельностью в декабре 1762Вагода было учреждена комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Созданная для регулирования застройки обеих столиц, вскоре стала руководить всем градостроительством в стране. Комиссия функционировала до 1796 года. За этот период ею последовательно руководили видные архитекторы: А. В. ВаКвасов (1763-1772 гг.) ; И. Е. ВаСтаров (1772-1774 гг.) ; И. ВаЛем (1775-1796 гг.) . Помимо урегулирования планировки Петербурга и Москвы комиссия за 34 года создала генеральные планы 24 городов (Архангельска, Астрахани, Твери, Нижнего Новгорода, Казани, Новгорода, Ярославля, Костромы, Томска, Пскова, Воронежа, Витебска и других) . Главными градоформирующими факторами считались водные и сухопутные магистрали, сложившиеся административные и торговые площади, четкие границы городов. Упорядочение городской планировки на основе геометрически правильной прямоугольной системы, застройка улиц и площадей городов регламентировалась по высоте. Главные улицы и площади должны были застраиваться образцовыми домами, поставленными вплотную друг к другу. Это способствовало единству организации улиц. Архитектурный облик домов определялся несколькими утвержденными образцовыми проектами фасадов. Они отличались простотой архитектурных решений, их плоскости оживляли лишь фигурные повторяющиеся обрамления оконных проемов.

В городах России жилая застройка имела обычно один-два этажа, лишь в Петербурге этажность поднималась до трех-четырех. В данный период А. В. ВаКвасовым разработан проект благоустройства набережной реки Фонтанки. Образование сквозных проездных набережных и предмостных площадей превратили Фонтанку в важную дугообразующую магистраль. Для Москвы в 1775 году был составлен новый генеральный план, сохранявший радиально-кольцевую структуру и наметивший систему площадей, полукольцом охвативших Кремль и Китай-город. Для рассмотрения и утверждения проектов частновладельческой застройки в 1775-1778 гг. функционировал специальный Каменный приказ. В 1760 годах в русской архитектуре все заметней стали проявляться черты классицизма. Самым ранним проявлением классицизма был проект тАЬУвеселительного доматАЭ в Ораниенбауме (ныне не существует) , составленный архитектором А. Ф. ВаКокориным, и так называемый Ботный дом А. Ф. ВаВиста (1761-1762 гг.) в Петропавловской крепости.

В этот период в России работали известные архитекторы: Ю. М. ВаФельтен и К. М. ВаБланк, итальянец А. ВаРинальди, француз Т. Б. ВаВаллен-Деламонт. Рассматривая данный период в хронологической последовательности возведения строений, следует отметить, что классические формы и ясные композиционные приемы все больше вытесняли чрезмерную декоративность. Здесь необходимо рассмотреть основные творения зодчих, сохранившиеся до наших дней. Антонио Ринальди (1710-1794 гг.) тАФ Китайский дворец (1762-1768 гг.) в Ораниенбауме. Интерьер дворца свидетельствует о высоком художественном мастерстве зодчего. Прихотливые очертания дворца гармонировали с окружающей парковой композицией, с искусственным водоемом и красиво оформленной растительностью. Среда парадных помещений одноэтажного дворца особенно выделяются величавой красотой Большой зал, Овальный зал, зал Муз, Китайский кабинет с элементами убранства, Стеклярусный кабинет. Павильон Катальной горки (1762-1774Вагг.) тАФ хорошо сохранившийся трехэтажный павильон с колоннадами обходных галерей на втором и третьем этаже. Павильон в Ломоносове тАФ единственное сохранившееся напоминание о народных развлечениях. Мраморный дворец (1768-1785Вагг.) относится к уникальным явлениям Петербурга и России, благодаря многоцветной облицовке фасадов. Трехэтажное здание расположено на участке между Невой и Марсовом полем и имеет П-образную композицию с крыльями, образующими довольно глубокий парадный двор. Дворец в Гатчине (1766-1781 гг.) составляет трехэтажный с проходной галерей внизу основной корпус, дополненный пятигранными шестиярусными видовыми башнями и дугообразными двухэтажными крыльями, охватывающими парадный двор. После передачи дворца царевичу Павлу (1783 г.) он был перестроен внутри и дополнен замкнутыми каре по концам первоначальной композиции В. Ф. ВаБренна.

Сдержанная пластика фасадов комплексируется благородством местного камня тАУ светло-серого пудостского известняка. Парадные интерьеры расположены на втором этаже, из них наиболее значительны Белый зал, Аванзал, мраморная столовая и другие. Дворец был разрушен в годы фашистской оккупации. Ныне реставрирован. Кроме указанных выше А. ВаРинальди выстроил несколько православных храмов, особенностью которых является сочетание в одной композиции вновь утвердившегося еще в период барокко пятиглавия и высокой многоярусной колокольни. Искусственное использование классических ордеров, поярусное их расположение на колокольнях и деликатная планировка фасадов свидетельствует о стилистической действительности художественных образов, что соответствует раннему классицизму. Помимо монументальных зданий А. ВаРинальди создал ряд мемориальных сооружений. К ним следует отнести Орловские ворота (1777-1782 гг.) ; Чесменскую колонну (171-1778 гг.) в Пушкине; Чесменский обелиск в Гатчине (1755-1778 гг.) . Учреждение Академии художеств в 1757 году обусловило появление новых архитекторов, как русских, так и иностранных. К ним относится приехавший из Москвы А. Ф. ВаКокоринов (1726-1772 гг.) и приглашенный из Франции И. И. ВаШуваловым Ж. Б. ВаВаллен-Деламонт (1729-1800 гг.) . К творениям указанных зодчих следует отнести дворец Г. А. ВаДемидова (особенность дворца Демидова тАФ чугунная наружная терраса и чугунные лестницы с дугообразно расходящимися маршами, соединяющими дворец с садом) , здание Академии художеств (1764-1788 гг.) на Университетской набережной Васильевского острова. В зданиях прослеживается отчетливость стиля раннего классицизма. Сюда следует отнести главный корпус Педагогического института Герцена, северный фасад Малого Эрмитажа; строительство большого Гостиного двора, возведенного на заложенных по контуру целого квартала фундаментах. А. Ф. ВаКокоринов и Ж. Б. ВаВаллен-Деламонт создавали в России дворцовые ансамбли, которые отражали архитектуру парижских особняков, отелей с замкнутым парадным двором. Примером этому мог служить не сохранившийся до наших дней дворец И. Г. ВаЧернышева. В середине XIX века на его месте у Синего моста был возведен архитектором А. И. ВаШтакеншнейдером Мариинский дворец. В этот же период развернул большую строительную деятельность архитектор ФельтонВаЮ. М. Его творчество формировалось под влиянием Ф. Б. ВаРастрелли, а затем он начал творить в рамках раннего классицизма. Наиболее значительными творениями Фельтена являются: здание Большого Эрмитажа, Александровский институт, расположенный рядом с ансамблем Смольного монастыря. Здание института с тремя внутренними дворами хорошо сохранило свой первоначальный вид, отвечающий раннему классицизму. Самое совершенное произведение Ю. М. ВаФельтена тАФ это ограда Летнего сада со стороны набережной Невы (1770-1784 гг.) . Она создана при творческом участии П. Е. ВаЕгорова (1731-1789 гг.) ; железные звенья выковали тульские кузнецы, а гранитные столбы с фигурными вазами и гранитный цоколь изготовили путиловские каменотесы. Ограду отличает простота, удивительная пропорциональность и гармония частей и целого.

Поворот русской архитектуры в сторону классицизма в Москве ярче всего проявился в огромном ансамбле Воспитательного дома, воздвигнутом в (1764-1770 гг.) неподалеку от Кремля на берегу Москвы реки по замыслу архитектора К. И. ВаБланка (1728-1793 гг.) . В подмосковной усадьбе Кусково К. И. ВаБланк в 1860 году возвел импозантный павильон тАЬЭрмитажтАЭ . В соответствие с возникновением и развитием классицизма на смену регулярной французской системе садово-паркового искусства приходит пейзажная (английская система) , распространившаяся в Западной Европе и, прежде всего, в Англии.

Ва 5. ВаАрхитектура строгого классицизма (1780-1800 гг.)

Последняя четверть восемнадцатого столетия ознаменовалась крупными социально-историческими событиями (закреплены за Россией Крым и северное побережье Черного моря) . Быстро развивалась экономика государства. Формировался всероссийский рынок, ярмарки и торговые центры. Значительно развивалась металлургическая промышленность. Расширялась торговля со средней Азией и Китаем. Активизация экономической жизни способствовали количественному и качественному росту городов и помещичьих усадьб. Все эти явления нашли заметное отражение в градостроительстве и архитектуре. Архитектура русской провинции характеризовалась двумя особенностями: большинство городов получило новые генеральные планы. Архитектура городов, особенно городских центров, формировалась на основе приемов строгого классицизма. Наряду с типами зданий, известными ранее, в городах стали строить новые сооружения. В городах, еще сохранивших следы оборонительных сооружений, они в результате осуществления новых планов все больше исчезали, и эти города приобретали градостроительные черты, свойственные большинству русских городов. Расширилось усадебное строительство, особенно на юге России и в Поволжье. При этом вырабатывалась система размещения различных хозяйственных строений в зависимости от природных условий. В провинциальных усадьбах знатных владельцев, господские дома представляли собой каменные сооружения дворцового типа. Парадная архитектура классицизма с портиками стала олицетворением социального и экономического престижа. В рассматриваемый период выдающимися зодчими России были созданы архитектурные творения, являющиеся достоянием не только России, но и всего мира. Некоторые из них, а именно Баженов Василий Иванович (1737-1799) тАФ строительство Большого Кремлевского дворца и здания коллегий на территории московского Кремля. Несмотря на то, что выдающийся замысел осуществлен не был, его значение для судьбы русской архитектуры было велико, прежде всего, для окончательного утверждения классицизма как основного стилистического направления в развитии отечественного зодчества. Создание в подмосковном селе Царицыно загородной царской дворцово-парковой резиденции. Все строения ансамбля расположены на пересеченной местности, части которой соединены двумя фигурными мостами, благодаря чему сложилась единая, необыкновенно красивая панорама, не имеющая аналогов в истории архитектуры. Дом Пашкова (1784-1786 гг.) , ныне старое здание Библиотеки В. И. Ленина. Состоящая из трех различных частей, силуэтная композиция дома, венчающего озелененный пригорок, является и до сих пор одной из самых совершенных работ всего русского классицизма конца XVIII века. Завершением творчества Баженова был проект Михайловского замка в Петербурге (1797-1800 гг.) . Замок был выстроен без участия зодчего управляющим строителем был В. Ф. ВаБренн, который внес существенные изменения в трактовку главного фасада. Казаков М. Ф.: Петровский дворец тАФ облику дворца он придал ярко выраженный национальный характер, ансамбль Петровского дворца тАУ выдающийся образец гармонического архитектурного синтеза классических принципов и русской национальной живописи. Здание Сената в Московском Кремле тАФ ротонда Сената признана в архитектуре русского классицизма лучшим парадным круглым залом и является первым в России примером композиции подобного типа. Этот зал тАФ важное звено в развитии русского классицизма. Церковь Филиппа Митрополита (1777-1788 гг.) . Была использована классическая русская композиция применительно к православному храму. Во второй половине XVIII века ротонда стала воплощаться в зодчестве русского классицизма при создании культовых зданий, она же была использована при постройке мавзолея Барышникова под Смоленском (1784-1802 гг.) . Голицынская больница (ныне первая городская больница Пирогова) . Здание Университета (1786-1793 гг.) . Здание Университета пострадало в 1812 году и было воссоздано с изменениями в 1817-1819 гг.

Утверждение нового генерального плана Москвы в 1775 году стимулировало жилую частновладельческую застройку, широко развернувшуюся в 1780-1800 гг. К этому времени окончательно выработались два объемно-планировочных типа городских усадеб тАФ первый основной жилой дом и флигели, расположенные по красной линии улицы, образуя систему из трех частей, формирующую фронт застройки; второй тАФ жилая усадьба с открытым парадным двором, охваченным крыльями и флигелями. С 1770 годов в петербургском строительстве отчетливо прослеживается развитие классицизма на основе античных римских принципов эпохи Возрождения. Архитектор СтаровВаИ. Е. (1745-1808 гг.) возводит Таврический дворец (1883-1789 гг.) пейзажным садом; Троицкий собор (1778-1790 гг.) в Александро-Невской Лавре. Постройка собора имела важное идейно-патриотическое значение, так как под сводами храма находится гробница Александра Невского. Кроме названных выше величайших строений, Старов занимался проектированием для южных губерний, разработал планы новых городов Николаева и Екатеринославля; в последнем зодчий выстроил дворец наместника края тАФ Г. А. Потемкина.

Архитектор ВолковВаФ. И. (1755-1803 гг.) к 1790 году разработал образцовые проекты казарменных зданий, подчинив их облик принципам классицизма. Самыми крупными произведениями являются здание Морского Кадетского корпуса (1796-1798 гг.) на набережной Невы, ансамбль Главного Почтамта (1782-1789 гг.) .

Архитектор Кваренги Джакомо (1744-1817 гг.) . В творениях Кваренги ярко воплощены черты строгого классицизма. Некоторые из них: дача А. А. Безбородко (1783-1788 гг.) . Здание Академии Наук (1783-1789 гг.) , Эрмитажный театр (1783-1787 гг.) , здание Ассигнационного банка (1783-1790 гг.) , Александровский дворец (1792-1796 гг.) в Царском селе, Триумфальная арка в 1814 году тАУ Нарвские ворота.

В Петербурге продолжались важные работы по благоустройству. Создавались гранитные набережные Невы, малых рек и протоков. Возводились замечательные архитектурные памятники, ставшие важными градоформирующими элементами. На берегу Невы перед незаконченным строительством Исаакиевского собора в 1782 году был открыт один из лучших конных элементов в Европе тАУ памятник Петру I (скульптор Э. М. ВаФальконе и М. А. ВаКолло; змея выполнена скульптором Ф. Г. ВаГордеевым) тАФ замечательная бронзовая пустотелая скульптурная композиция на естественной гранитной скале. Скала своими размерами (высотой 10.1 метра, длиной 14.5 метра, шириной 5.5 метров) соответствовала просторной прибрежной площади. Другой памятник Петру I был установлен в ансамбле Михайловского замка (1800 год) . Была использована бронзовая конная статуя (скульптор К. Б. ВаРасстрелитАУотец, архитектор Ф. И. ВаВолков, барельефы тАУ скульпторы В. И. ВаДемунт-Малиновский, И. И. ВаТеребинов, И. ВаМоисеев под руководством М. И. Козловского) . В 1799 году на Царицыном лугу (Марсово поле) установлен 14-иметровый обелиск тАЬРумянцеватАЭ (архитектор В. Ф. ВаБренна) , в 1818 году перенесен на Васильевский остров к Первому Кадетскому корпусу, где учился выдающийся военачальник П. А. ВаРумянцев. В 1801 году на Царицыном лугу был открыт памятник великому русскому полководцу А. В. ВаСуворову (скульптор М. И. ВаКозловский, передвинутый ближе к берегу Невы.

III. ВаЗаключение

Наиболее важными прогрессивными традициями русского зодчества, имеющими огромное значение для практики поздней архитектуры, являются ансамблевость и градостроительное искусство. Если стремление к формированию архитектурных ансамблей первоначально носило интуитивный характер, то в дальнейшем времени оно стало осознанным.

Архитектура преобразовывалась во времени, но, тем не менее, некоторые особенности русского зодчества бытовали и развивались на протяжении столетий, сохраняя традиционную устойчивость вплоть до XX века.

Список использованной литературы

  1. АркинВаД. Е. Русский архитектурный трактат-кодекс XVIII века. Должность архитектурной экспедиции // Архитектурный архив. тАФ М., 1946.
  2. БелеховВаН. Н., ПетровВаА. Н. Иван Старов. тАФ М., 1950.
  3. ПилявскийВаВ. И. История Русской архитектуры. тАФ Л., 1984.

Вместе с этим смотрят:

Русская изба
Русские монастыри
Русский классицизм
Русское барокко