Иверский монастырь

Памятникам зодчества Новгородской области принадлеВнжит почетное место среди лучших произведений русской культуры. Одной из замечательных особенностей творчества древних мастеров было умение выбрать для создания рук своих самое лучшее, выгодное место в ландшафте, органиВнчески связать архитектуру и природу. Иверский монаВнстырь тАФ один из немногих уцелевших до наших дней архиВнтектурных ансамблей Новгородчины тАФ пример гармоничВнного сочетания архитектуры с окружающим миром.

Среднерусская возвышенность.. Удивительны по краВнсоте расположенные здесь Валдайские отроги. В обширной чаше между пологими холмами тАФ озеро. На его западном берегу тАФ старинное селение Валдай. Через Валдай в далеВнкие времена проходил один из самых оживленных трактов Русского государства. Многие путешественники отмечали своеобразие Валдая. Академик Паллас, посетивший Валдай  в 1768 году, писал, что это Влбольшое и примечания достойВнное селоВ».

В Валдае издавна развивались ремесла тАФ кузнечное, гонВнчарное, резьба по дереву, изразцовое производство и др. На всю Россию славились валдайские умельцы, отливавшие большие колокола и маленькие поддужные колокольчики.

В 1770 году Валдай стал городом, жизнь которого во многом определялась его местоположением на главном тракте России тАФ Московско-Петербургском. Увеличивалось коВнличество постоялых дворов и харчевень.

Население Валдая к середине XIX века достигло 5,5 тыВнсячи человек. Многие его жители были ремесленниками, и лишь некоторые из горожан занимались земледелием.

В 1851 году вблизи Валдая прошла Николаевская жеВнлезная дорога. Валдайцы лишились заработков с извоза. Закрывались постоялые дворы, ямщики продавали лошадей и уходили на заработки в Петербург или в Москву. Из прежних промыслов к концу столетия сохранились лишь кузнечно-столярный и колокололитейный. В городе рабоВнтали небольшие кожевенные и кирпичные предприятия.

В начале XX века Валдай представлял собой захолустВнный городок, где господствовали купцы и представители дуВнховенства, тесно связанные с Иверским монастырем, в поВнстоянной зависимости от которого были десятки валдайских ремесленников.

После Великой Октябрьской социалистической революВнции изменилась жизнь тихого провинциального городка. ТеВнперь Валдай тАФ бурно развивающийся районный центр НовВнгородской области. Здесь действуют заводы ВлЮпитерВ», жеВнлезобетонных изделий, механический; предприятия, перераВнбатывающие сельскохозяйственную продукцию. Ширится слава Валдая и как научного центра гидрологических исВнследований. Здесь работает филиал Ленинградского государВнственного гидрологического института. В последние годы ученые приступили к исследованиям, связанным с мелиоВнрацией и химизацией в сельском хозяйстве. При этом осуВнществляется работа огромной практической важности тАФ выВняснение влияния этих мер на окружающую среду. По иниВнциативе коллектива сотрудников филиала при исполкоме Валдайского районного Совета народных депутатов создана постоянная научно-техническая комиссия, которая проводит природоохранительную работу в бассейне озер Валдайского и Ужин.

Целебный воздух, реки и озера с живописными берегаВнми, леса с вековыми елями и соснами привлекают в Валдай людей со всех концов страны.

Жемчужиной края называют Валдайское озеро. Сложен рельеф его берегов, покрытых хвойными и лиственными леВнсами. Площадь озера вместе с островами тАФ 40 квадратных километров. Западный плес озера тАФ Валдайский, примыкаВнющий к городу, тАФ имеет самую большую глубину тАФ до 100 метров. Неповторимое своеобразие придают озеру остроВнва, среди которых своей величиной выделяются Рябиновый (протяженностью около трех километров). Косой, Пласточ-ка, Картофельный и Муравьиный. Острова отличаются разВннообразной и богатой растительностью. Ученые обнаружили здесь около 60 древесных пород и более 600 видов травяВннистых растений. На островах обитают более 140 видов птиц и зверей. В островных лесах нередко встречаются деВнревья, возраст которых превышает сто, а то и двести лет. Стройные, достигающие в высоту 30 метров сосны, уходяВнщие ввысь кроны вековых берез, сказочной величины ели, заросли огромных папоротников, куртины черничников тАФ эти неповторимые пейзажи вдохновляли многих художниВнков, писателей и поэтов. Красоту Валдайской возвышенноВнсти воспел в своем творчестве знаменитый русский ученый, писатель и художник Н. К. Рерих. В очерке ВлЧаша неотпиВнтаяВ» Рерих писал: ВлХороши окольные места по Новугород-скому, по Устюжевскому пути. Мета и Шелонь, Шерегодра, Пирос, Шлино, Бронница и Валдай, Иверский монастырь, Пил Столбенский. Возвышенности Валдайские. Все это краВнсота. Красота бодраяВ». В известной серии этюдов художниВнка, посвященных древнерусскому зодчеству, прославлен арВнхитектурный комплекс Иверского монастыря. Этюды ВлИверВнский монастырьВ», ВлПалаты НиконаВ», ВлСтены Иверского моВннастыряВ» тАФ свидетельство большого художественного значеВнния памятника.

В неповторимый природный колорит этих мест необыВнчайно естественно вписался архитектурный ансамбль бывВншего Иверского монастыря тАФ прекрасный памятник зодчества, созданный талантливыми народными мастерами. Он расположен на Сельвицком острове Валдайского озера. Площадь комплекса Иверского монастыря в пределах стен составляет 5,7 гектара, периметр (по наружному обводу стен) тАФ 1050 метров. Внутри ограды тАФ около тридцати поВнстроек, большая часть которых относится к XVIIтАФ XVIII столетиям.

Замысел создания монастыря и его осуществление приВннадлежали патриарху Влвсея РусиВ» Никону. Выходец из креВнстьянской семьи, сперва священник, затем монах и игумен одного из северных поморских монастырей, он вскоре стал архимандритом Новоспасского монастыря в Москве, а с 1648 года тАФ новгородским митрополитом. Никон был рачиВнтельным хозяином-вотчинником, ловким придворным, суВнмевшим завоевать расположение царя Алексея МихайловиВнча. В 1652 году Никон стал патриархом. Обладая недюжинВнным умом, честолюбием, властным характером и фанатичеВнской верой в правоту собственных взглядов, патриарх не ограничил круг своих интересов религиозной деятельноВнстью. Он единолично решал многие вопросы внутренней и внешней политики правительства. В боярских приговорах того времени вместо обычной фразы: ВлЦарь указал, а бояре приговорилиВ» тАФ нередко встречалось: ВлСвятейший патриарх указал, а бояре приговорилиВ». Выражением необычайно выВнсокого положения патриарха было присвоение ему титула Влвеликий государьВ», которым он подписывался наряду с цаВнрем, Считая царя ВлсобинымВ» (личным) другом, Никон суВнмел воспользоваться своей властью для увеличения патриВнарших владении и личных доходов. Патриарх значительно расширил площади своих владений и основал три монастыВнря, которые считались его собственностью.

Местоположение Влсвятой обителиВ» на Валдайском озере Никон облюбовал в годы пребывания на новгородской, митВнрополичьей кафедре. Часто проезжая по новгородско-московской дороге, он обратил внимание на живописное озеро с островами и удобное место для возведения монастыря-крепости. Выбрав остров Влне добре велик, но зело прекраВнсенВ», Никон приступил к осуществлению своего плана.

Строительство монастыря развернулось летом 1653 года. Работы возглавил архимандрит новгородского Духова монаВнстыря Яков. Все постройки возводились по определенной программе. С острова сняли ВлчертежВ». Основные положения и требования к строительству были собственноручно излоВнжены Никоном в специальной грамоте, отосланной в монаВнстырь в конце февраля 1654 года. Непосредственное рукоВнводство строительными работами возлагалось на присланВнного Никоном подмастерье Василия Наумова.

Все ранние постройки монастыря сооружались из дереВнва. Одной из первых была возведена соборная церковь Иверской богоматери (1653 г.). Тогда же завершилось строиВнтельство деревянных келий, амбаров, погребов и других хозяйственных построек.

К началу 1654 года, по свидетельству самого Никона, в монастыре было уже 26 монахов и такое же количество ВлтрудниковВ».

Иверский монастырь всюду закупал земли. Огромные угодья были получены от самого царя, заинтересованного в успехах своего ставленника. Никон посылал в монастырь иконы, книги и церковную утварь.

В 1655 году в Иверский монастырь из Белоруссии переВнселилось братство Оршинского Кутеинского монастыря. БеВнлорусские братства представляли собой объединения мещан вокруг церкви или монастыря, зачастую тесно связанные с цеховыми организациями. В истории Белоруссии они сыграли положительную роль в XVIтАФXVII веках братВнства активно боролись против иноземных захватчиков и заВнсилья католической церкви. Кроме того, они были своеВнобразными культурными центрами. Члены братства создаВнвали патриотические произведения, организовывали типографии и школы.

Переселяя в Иверский монастырь Кутеинское братство, Никон надеялся повысить авторитет своего монастыря. Вслед за монахами из Орши, Копоса (Копыся), Мстиславля и других городов к берегам Валдайского озера потянуВнлись мещане, преимущественно мастеровые люди, рассеВнлявшиеся в монастырских вотчинах и самом Валдае.

Культура, ремесла и искусство кутеинских монахов и особенно белорусских мастеровых нашли зримое отражение в своеобразной архитектуре Иверского монастыря.

Замысел энергичного, властного и тщеславного Никона осуществлялся быстро. На острове одна за другой возникаВнли замечательные деревянные постройки, которые сооружаВнли мастера, владевшие вершинами строительного искусВнства. Красоту деревянного комплекса отмечали многие соВнвременники. Сирийский путешественник XVII века Павел Алеппский заметил: ВлНикон своими стараниями воздвиг близ города Новгорода новый монастырь среди острова на великолепном пресноводном озере, соперничая в этом с поВнстройками царских мастеров..В»

Документы по истории строительства Иверского монаВнстыря открыли нам множество забытых имен создателей этого замечательного архитектурного комплекса. Имя АфаВннасия Фомина документы отмечали в течение сорока трех лет тАФ с 1666 по 1708 год. Позднее он почтительно имеВннуется Афанасием Подмастерьевым. Другая колоритная фигуратАФплотник Иван Исаев (Исаков, Исакиев). В древВнних документах, как почти все строители, он пренебреВнжительно назывался Ивашкой. Исаев руководил работами при возведении большой монастырской мельницы на реке Валдайке, ставил деревянные кельи и капитально ремонВнтировал деревянный город-крепость, строил деревянную шатровую колокольню. Посылали его для работ в Москву  на Иверское подворье, позднее в каменных зданиях валВндайского монастыря-крепости он отделывал ВлнутроВ» (инВнтерьеры), полы, потолки, лавки, чуланы, сени, окна, двеВнри и т. д.

В отличие от других плотников Исаев получал более выВнсокую плату, что сближало его по квалификации с ВлподмаВнстерьем каменных делВ».

В конце XVII столетия в монастыре работал валдайский плотник Иевко Волк с двумя сыновьями тАФ Семеном и ТроВнфимом. Они были не только плотниками, но и мастерами лодейного (лодочного) дела. На Лодейном острове они изгоВнтавливали новые или чинили старые лодки.

Андрей Заонега настилал редкие в то время дубовые паркетные полы Влв косякВ» в церкви Михаила Архангела и делал лемеховое (чешуйчатое) покрытие на соборе. (Теперь оно почти полностью восстановлено.)

Никифор Ретька руководил в 1665 году строительством брусяных келий патриарха.                          

Известны имена лодейщиков Герасима Иванова и АнВнтона Васильева. Постоянно работали в монастыре столяры-резчики Иван и Климент Михайловы. Они украшали резьВнбой Успенский собор. К сожалению, от нее ничего почти не сохранилось, кроме дверей, находящихся сейчас в реставВнрации. Резьбой были покрыты  иконостас,  кафедра, настоятельское кресло, ограждение хоров (ВлтаблицыВ») и т. д.

При строительстве монастыря широко применялись брусовые постройки, требовавшие более длительной и тщательВнной обработки бревна на брус, продольная распиловка дреВнвесины. В монастырских вотчинах рубили даже избы, коВнторые возили на продажу. Так, крестьяне деревни Шумаково по распоряжению Никона отправляли их в Торжок.

С первых шагов своей деятельности в Иверском монаВнстыре Никон готовился к  каменному строительству. В 1653 году в монастырь приехал кирпичник Козьма ПантеВнлеев для заготовки кирпича. Кроме того, патриарх требовал запасаться лесом и камнем, глиной для кирпича и известно, давал указания и поиске белого камня, пригодного для резьбы но нему.

В Валдай из Новгородской, Московской, Ярославской, Тверской и других губерний по распоряжению Никона приВнбывали кирпичники, обжигальщики, каменщики, плотники, кузнецы, лодейщики и карбасные мастера.

На первых порах, увлеченный идеей грандиозного строиВнтельства, Никон проявлял заботу о подданных. Но вскоре в ответ на жалобы он коротко бросал: ВлПолно и того, что дается и преж сего даваноВ». Властному хозяину было безВнразлично, что хлебопашцев отрывали от родной земли, а семьи оставались без кормильцев. Крестьяне старались изВнбегать монастырских работ и нередко скрывались. Так, из Вятской волости было послано сто кирпичников, но на меВнсто прибыли лишь тридцать четыре. Остальные Влс дороги сбежалиВ». Настоятель монастыря писал Никону: Вл..выбиВнвать со всех вотчин крестьян страшно, потому что лошади гораздо падут по деревням.. клячи, государь, у крестьяну-шек худые, насилу дошли, а дорога грязнаяВ». Но Никон не отступал. Только в конце апреля 1654 года он послал в моВннастырь сто десять кирпичников и пять обжигальщиков.

Подготовка к каменному строительству длилась два года. Наконец 14 мая 1655 года на самом красивом и высоком месте острова началось возведение первого каменного собора Иверской богоматери, позднее получившего название Успенского.

Руководил работами Влподмастерье каменных делВ» Аверкий Мокеев из Калязина, присланный Никоном. На строиВнтельстве трудились сорок каменщиков из Калязина и ЯроВнславля, двадцать плотников из старорусских погостов. И все-таки людей не хватало. Монастырские власти жаловались Никону на отсутствие подсобных рабочих, на малое количеВнство каменщиков. Строительство задерживало и неповиноВнвение крестьян села Медны, которые должны были поставВнлять бревна, тес, доски. В напряженный момент строительВнства выяснилось, что нет ВлпроектаВ» на соборную паперть.

К патриарху срочно выехал казначеи и плотник Иван Белозёр с Влцерковным чертежомВ».

Возведение здания предполагалось завершить в течение лета 1655 года, но работы приостановились из-за нехватки строительного материала. Монастырские власти были выВннуждены распустить каменщиков. И только в сентябре 1656 года сооружение собора завершилось.

Отдельные виды работ были закончены в 1657 году. Над созданием грандиозного сооружения трудилось много наВнродных мастеров-умельцев. Пять мощных восьмигранных глав на барабанах собора были покрыты белым железом. Этим сложным делом занимался паяльщик Еремка Ефимьев с тремя помощниками.

Кровли на соборе, на галерее, охватывающей здание с четырех сторон, на папертных крыльцах были покрыты теВнсом в два слоя с прокладкой бересты. Крыльца венчали шатВнры с лемеховыми главками. Окна собора украсили большие слюдяные окончины, изготовленные мастером Иосифом СпиВнридоновым. Искусные резчики Никифор Ретька, ВлстарецВ» Сивириян и белорусские живописцы украсили собор внутри прекрасной резьбой (иконостас, хоры, клиросы и двери).

Освящение собора состоялось в декабре 1656 года при участии самого Никона. На торжество прибыли представиВнтели духовенства чуть ли не со всего государства РоссийВнского, которые щедро одарили монастырь. Но главный сюрВнприз преподнес Никон тАФ он привез икону Иверской богомаВнтери. Задолго до сооружения собора патриарх снарядил цеВнлое посольство на Афонскую гору в Иверский монастырь, чтобы заказать себе копию с ВлчудотворнойВ» иконы. В МоВнскве специально подобранные мастера украшали ее оклаВндом, венцами с запонами и вставками из драгоценных камВнней. Грандиозное празднество тАФ освящение собора и появлеление иконы тАФ сопровождалось колокольным звоном, в коВнтором особо выделялся ВлгласВ» ВлниконовскогоВ» колокола, отлитого мастером Александром Григорьевым. На лицевой стороне колокола красовался портрет Никона. Икона Иверской

богоматери, установленная в иконостасе собора, дала назваВнние монастырю тАФ Иверский.

Освящение собора, внешне очень пышное, проводилось в спешке, тАФ здание но было закончено и стояло без кровель. Побелка и даже кладка уже были испорчены. Устранение недоделок началось лишь спустя несколько лет. В 1667 гоВнду Савва Суслов, Василий Григорьев, Тимофей Андреев Влсо товарищиВ» вновь отбелили снаружи всю церковь и починиВнли паперть. Кровлю же закончили лишь в 1669 году. ТесоВнвое покрытие на шатре главного западного крыльца в 1687 гоВнду под руководством Власа Тарасова заменили чешуйчатым (лемеховым).

В последующие годы собор благоустраивали: в 1689 гоВнду вместо кирпичных настелили паркетные полы, в 1692 гоВнду покрыли лемехом кровлю на галереях.

Успенский собор, сохранившийся до наших дней, тАФ веВнличественное здание. Его ширина тАФ 42,8 метра, длина тАФ 44,9 метра, высота тАФ около 43 метров. Он решен в традиВнционном для русских храмов плане. Кубический, трехапсидный объем внутри расчленен шестью прямоугольными столВнбами на три продольных нефа и увенчан пятью световыми барабанами с главами. Неширокая приземистая галерея-паВнперть охватывает здание с наружной стороны. Перед тремя входами тАФ западным, северным и южным тАФ располагаются папертные крыльца, из которых боковые имеют вторые этаВнжи. Сильно выступающие из плоскости стен лопатки делят фасады собора и паперти на разновеликие прясла. Все эти основные элементы зодчества складывались в русской арВнхитектуре на протяжении многих столетий и характерны для большинства построек XVIтАФXVII веков. Но строители Успенского собора ввели в архитектуру здания и некоторые новшества. Отсюда тАФ неповторимое лицо, индивидуальный художественный образ памятника. В Успенском соборе была сооружена круговая галерея тАФ редкое явление в архитекВнтуре. Обычно галерея храма располагалась с одной, двух или с трех сторон, не распространяясь на восток. Огромные окна в центральном объеме здания тАФ тоже неожиданный прием. В архитектуре того времени и более раннего периоВнда такие окна не применялись.

Барабаны на соборе не круглые, как обычно, а восьмиВнгранные. Русские зодчие XII века использовали такие ваВнрианты, но они встречались довольно редко и позднее были забыты. Вновь они появились на культовых постройках втоВнрой половины XVIIтАФXVIII столетия.

Излюбленным приемом древних мастеров были архитекВнтурные контрасты. Это можно видеть и в архитектуре УсВнпенского собора. Строгому, мощному, кубическому объему храма противопоставлена приземистая галерея-паперть. Ее стены несколько оживляют спаренные окна с тонко профиВнлированными дугами над арочными перемычками. Однако этот мотив заключен в другую, глубокую арку простой и даже грубоватой формы. Зато тонко и живописно решены папертные крыльца. На их фасадах гораздо больше поясВнков, богаче и тоньше прорисованы наличники окон и портаВнлов, лопатки слабо выступают из плоскости стен и имеют лишь декоративное значение. Вместе со сложными шатроВнвыми кровлями и главками на фоне обширных гладей соВнбора крыльца кажутся нарядными башенками. Колонки на ребрах граней, пояски, карнизы, профилированные обрамВнления окон, архитектурный поясок из валика и ВлподвесокВ», полукруглые кокошники тАФ все это зримо, ярко украшает плоскости барабанов, поднявшихся над кровлей собора.

Первой перестройке собор подвергся после пожара 1704 года, когда сгорели все верхние покрытия и пострадал иконостас. После ремонта в 1705 году собор освящался еще раз и получил название Успенского. Тесовые кровли были воссозданы в первоначальных формах, а пять глав вместо железа покрыты деревянной чешуей тАФ лемехом. Форма их оставалась восьмигранной. В 1797 году сложная ВлпалаточВннаяВ» кровля на соборе была заменена железной четырехВнскатной.

После пожара 1825 года собор перестраивали по чертежам валдайского архитектора Александра Харулина. В реВнзультате первоначальный облик храма заметно ухудшился. Пострадали не только отдельные детали. У южной части галереи соорудили каменную пристройку (палатку) для ризницы. Заложили некоторые окна и прорубили новые, растесали старые. К западному крыльцу пристроили класВнсический портик с фронтоном на четырех колоннах. ОтВндельные ремонты и переделки, производившиеся, судя по записям, оставленным рабочими, в 1846, 1849, 1899 и в друВнгие годы, еще больше исказили прежний вид храма.

Множество изменений претерпел и интерьер здания. Первоначально обширной и спокойной белой глади стен был противопоставлен яркий и впечатляющий по пышности и богатству резной многоярусный иконостас. Почти весь его выполнили белорусские' мастера-резчики и иконописцы. До нашего времени иконостас не сохранился.

В конце XVII века стены собора в отдельных местах покрыли живописью, фрагменты которой сохранились на сеВнверной и южной сторонах внизу, где располагался иконостас. В 1834 году роспись была уничтожена и заменена грубыми и малоценными в художественном отношении картинами, изображавшими, наряду с однотипными ликами святителей церкви, некоторые сцены из жизни и деятельности патриВнарха Никона.

В XIX веке переделки собора продолжались. Так, был заложен северный портал и перед ним устроено место для плащаницы; в южной стене вырубили нишу для мощей моВнсковских ВлчудотворцевВ», перестроили хоры. Особо почитаеВнмую икону Иверской богоматери, первоначально находивВншуюся в иконостасе, поместили на среднем южном столбе, вырубив для нее специальную нишу.

В 1965 году в соборе начались реставрационные работы. Снаружи здание сейчас почти полностью реставрировано. Возвращены первоначальные формы палаточному покрыВнтию на центральном объеме, шатровым крышам на крыльВнцах и апсидах, чешуйчатым кровлям на галереях. Восстановлены почти все оконные и дверные проемы с их декоВнром. Главы, венчающие здание, как и накладки па барабаВннах, оставлены в формах начала XIX века.

В период возведения храма усиленными темпами веВнлось и деревянное строительство. Работами руководил Иван Белозёр, которому было Влплотнишное дело за обычайВ».

После строительства каменного собора Иверской богоВнматери главной заботой Никона стало сооружение каменной трапезной. Подготовка к строительству началась в 1657 гоВнду. Но в начале июля 1657 года Никон отрекся от патриарВншества. С того времени вплоть до 1666 года в документах не упоминается о каких-либо значительных работах в Иверском монастыре. Последний раз Никон посетил свое детиВнще на Валдайском озере в сентябре 1659 года и провел в монастыре около трех месяцев. Из Валдая он отправился на озеро Велье в Троицкую Галилейскую пустынь, а оттуда на Белое море в Крестный монастырь, также им основанВнный. Вернувшись в конце 1660 года в Подмосковье, Никон полностью ушел в заботы об устройстве своего третьего моВннастырятАФВоскресенского на Истре (Новый Иерусалим). Иверский монастырь отошел на задний план. Правда, НиВнкон по-прежнему поддерживал деятельную переписку с его властями, отдавал различные распоряжения, но о строительВнстве в них уже не было ни слова. Более того, он постоянно требовал присылать к себе в Воскресенский монастырь строительных рабочих тАФ каменщиков и кирпичников. ЗаВнбрал он и самых опытных строителей, среди них даже больВнного Ивана Белозёра.

ВлНиконовскийВ» период в истории монастыря, длившийся около тринадцати лет, завершился. На некогда пустынном острове Валдайского озера вырос крупный, хорошо укрепВнленный монастырь-крепость.

Свою конфигурацию, основные границы, план, местопоВнложение главных построек монастырь получил в первые годы строительства. Основные изменения делал в ходе раВнбот сам Никон. Когда на смену деревянным постройкам

пришли каменные здания, изменившие архитектурно-художественный облик комплекса и частично внутреннюю плаВннировку монастыря, его размеры и основные очертания остаВнлись прежними.

Окруженный стенами, Иверский монастырь имеет форму многоугольника. Самая короткая его сторона тАФ западная, самые длинные тАФ восточная и северная. С запада заметен подъем почвы, на восточной стороне тАФ легкое всхолмление, самая высокая точка острова. Именно здесь и расположено главное здание монастыря тАФ Успенский собор.

С востока и с северо-востока естественные границы моВннастыря обозначались крутыми обрывами к озеру, с севера и с запада тАФ озером, а с юга тАФ глубоким илистым оврагом, вскоре засыпанным. По" описи 1730 года протяженность стен, длина которых практически не менялась с XVII века, составляла 451 сажень (около 960 метров). Возможно, уже в ВлниконовскийВ» период западная часть монастыря, ограниВнченная на востоке существующими корпусами и надвратной церковью Михаила Архангела, была несколько обособВнлена от основной территории и предназначалась для гоВнстей, богомольцев и странников. Здесь стояли гостиный и странноприимный корпуса, конюшни, сараи и прочие поВнстройки, составлявшие гостиный двор монастыря.

Несмотря на то что свой замысел Никон не успел осуВнществить до конца, монастырский ансамбль имел уже опреВнделенные, законченные архитектурные формы.

Серые бревенчатые стены кольцом окружали возвышавВншуюся часть острова, отмечая границы и главные постройВнки монастыря живописным силуэтом крепостных башен с шатровыми верхами. В этом бревенчатом ожерелье, фланВнкируемая слева вертикалью Фплипповской церкви и групВнпой построек вокруг  трапезной, а справа тАФ шатром колокольни, высилась мощная белокаменная громада собоВнра, Таким виделся монастырь в середине XVII века путеВншественникам, подплывавшим к нему по озеру со стороны Валдая. Путнику монастырь открывался своей самой узкой, западной стороной, а остров тАФ пониженной, отчего все поВнстройки как бы плотно группировались у подножия собора и их силуэт на втором и -третьем планах неуклонно нараВнстал по вертикали, подчеркивая мощный взлет стен и глав храма Иверской богоматери.

От возведения каменного первенца до нового этапа каВнменного строительства прошло почти десять лет, оставивВнших неизгладимый след в истории монастыря. Монахи не ограничивались лишь богоугодными службами. ПриобретеВнние богатств любыми средствами было едва ли не главной целью их существования. В цепкие руки иверских обитаВнтелей попали крестьяне, сотни десятин леса, лугов и пашВнни, Валдайское озеро с богатыми рыбными угодьями, соляВнные варницы в Старой Руссе, крупные села с немалым коВнличеством жителей, владевших различными ремеслами. Но и этого оказалось мало. Монахи решили взять в свои руки развитие наиболее выгодных ремесел.

Одним из самых крупных производств при монастыре было изразцовое. В 1655 году, когда строительство монаВнстыря только разворачивалось, настоятель докладывал НиВнкону: ВлА глину, государь, отыскали в селе Богородицыне (одно из названий села Валдай.тАФАвт.), добра, а в той глине делает месщанин Копоса города Игнат Максимов изразцы пешные, и на то изразцовое дело избу ему с сенми постаВнвилиВ».

В 1656 году по требованию Никона на патриарший двор в Тверь были посланы комплекты изразцов на пять печей (Влс разными краскамиВ»). Изразцовые печи ставили в монаВнстырских постройках, в гостиных дворах, в самом Валдае. Много изразцов, по-видимому, шло на продажу. Монахи заботились о расширении изразцового дела, учились изгоВнтавливать высокохудожественные ВлкафлиВ». В монастырских документах середины 60-х годов XVII века часто упомиВннается имя ВлпечараВ» (печного мастера) ВлЯкушки СтепаВннова, сына ЧервяковаВ», делавшего изразцы. Он же обучал и монаха Селивестра Влкак па кафли краски розные наводитьВ». В последующие годы Селивестр сам успешно заниВнмался производством изразцов.

Лучших валдайских мастеров изразцового дела Никои забрал к себе в строившийся Воскресенский монастырь на Истре. В 1667 году они были переведены в Москву тАФ в царВнскую мастерскую палату. Но на валдайской земле ремесло это не умерло. В конце XVII тАФ начале XVIII века Ивер-ский монастырь оставался крупнейшим поставщиком цветВнных изразцов.

Возможно, что пышные изразцовые ВлковрыВ» на фасадах Вяжищского монастыря под Новгородом были изготовлены валдайскими мастерами.

Нет оснований считать, что в Новгороде не было своей мастерской по изготовлению изразцов. Но в тот период проВнизводство их или заглохло, или не могло в достаточном коВнличестве удовлетворять спрос. Возможно, качество иверских изразцов было более высоким. Характерен и такой факт тАФ иверские мастера сами выезжали на места для установки печей у заказчиков, лишь в качестве подсобной силы исВнпользуя местных ВлпечаровВ».

В монастыре большое развитие получила резьба по деВнреву. В 1668 году иверский монах Сивириян по просьбе новгородского митрополита прибыл в ВлСофийский домВ» для выполнения резьбы по дереву, поскольку Влдомовой мастерВ» не мог справиться со всеми видами работ. Резных дел маВнстера Иверского монастыря монаха Иосафа и с ним столяра Ивана в 1684 году по царскому указу взяли в ВоскресенВнский монастырь для иконостасной работы.

В стенах Иверского монастыря трудились мастера слюВндяных оконниц, обучавшие своему искусству учеников, приВнсылаемых новгородским митрополитом.

Иверская обитель прославилась н колокололитейным деВнлом, которому положила начало отливка ВлниконовскогоВ» коВнлокола. Впоследствии, как свидетельствуют документы, моВннастырь обеспечивал себя колоколами собственного произВнводства. Так, в 1666 году, спустя десять лет после изготов-

ления ВлниконовскогоВ» колокола, иверский иеромонах Паисии, фиксируя свои расходы в Москве, писал: ВлКуплено глины белой 10 плит колокола и паникадила литьВ». В доВнкументах 1667 года находим сведения о выдаче жалованья стрельцам-каменщикам, сделавшим печь колокольную.

В первоначальный период своей истории монастырь был своеобразным центром просвещения. В 1656 году на монаВнстырском подворье в Валдае монахи выстроили два дома для школы. В стенах монастыря несколько лет действовала типография, привезенная монахами Кутеинского братства. Это была первая в России провинциальная типография. В 1657тАФ1658 годах в ней печатались часословы и ВлРай мысленныйВ» (сочинение инока Стефана Святогорца и НиВнкона). В последующие годы из типографии выходили не только книги духовного содержания. В описи книг за 1665 год значилось 118 лексиконов и 290 Влазбук с вопросы и ответыВ».

В ноябре 1665 года по распоряжению Никона типографВнский станок со всеми принадлежностями был отправлен в Воскресенский монастырь, откуда его так и не вернули.

В монастыре делали переводы с иностранных языков, переписывали ноты (ВлконцертыВ»), переплетали книги. В моВннастырской библиотеке имелось множество Влпевчих книгВ».

Иверский монастырь был крупнейшим землевладельцем Новгородской земли, нещадно эксплуатировавшим своих крепостных. В апреле 1655 года царь пожаловал обители Коломенский, Черенчицкий и Рамушевский погосты со всеВнми угодьями и крестьянами. К концу XVII века в распоВнряжении Иверского монастыря находились Никольский-Лятский, Никольский, Понедельский, Кречевский и Сергеевский монастыри. Ему же принадлежали крупные селеВнния тАФ Валдай, Зимогорье, Едрово, Яжелбицы, Потерпелиц-кий, Великопорожский, Березовский и Вышневолоцкий рядки. Пространная царская грамота от 26 октября 1668 гоВнда утвердила Иверский монастырь как Влправильно созданВнныйВ» и перечислила все его владения. К тому времени монастырь имел более 1,5 тысячи крестьянских дворов, в к6-торых проживало около 5,5 тысячи человек. В его распоряВнжении было около 24,5 тысячи четвертей земли, не считая лесных угодий и озер. С лугов монастырские крестьяне поВнлучали свыше 70 тысяч копен сена. В Москве монастырь имел два своих двора, еще два двора были в Новгороде и по одному в Торжке и Твери. В Старой Руссе за ним чисВнлилось одиннадцать соляных варниц.

Еще в 1654 году по ходатайству Никона царь разрешил Иверскому монастырю принять по вкладу купца Парфения Веневитова шесть соляных варниц в Старой Руссе. В конце 1650-х годов монастырь самостоятельно развернул строиВнтельство варниц. Монахи, захватив ближайшие к варницам лесные угодья, лишили посадских солеваров возможности заготавливать дрова, старались прибрать к рукам и удобВнные сплавные реки. В одной из челобитных царю солевары жаловались, что монахи Влдрова по Порусье секут и гонят.. а нас, холопей и сирот ваших, по той Порусье реки дров сечь и гонять мочью своей не пущаютВ». Дрова монастырь покупал и в собственных вотчинах, у крестьян, по ценам, вдвое меньшим существовавших.

Крестьянские выступления в начале XVII века, специВнальное уложение, окончательно закрепостившее крестьян, обострили и без того напряженную обстановку в стране. Новые волнения тАФ Влчумной бунтВ», Влмедный бунтВ», волнеВнния в Сольвычегодске, Новгороде и Пскове, восстание в ПоВнволжье, Влсоловецкое возмущениеВ», крестьянская война под водительством Степана Разина тАФ сотрясали Русь.

В то неспокойное время Никон стремился иметь в своей вотчине внушительную крепость. Вокруг монастыря сооруВнжались крепостные стены с башнями. Высокие бревенчатые стены (срубы) имели с наружной стороны обламы (выстуВнпы с бойницами), сплошной по верху настил (мост) для обороняющихся и тесовое покрытие. По стенам было соору-.

21

жепо десять башен с шатровыми крышами, четыре из них были проездные.

В 1655 году гарнизон монастыря состоял из двадцати стрельцов. Скудного жалованья не хватало на содержание семей, и стрельцы слали челобитные монастырским властям, в которых просили увеличения оплаты своего труда. Но НиВнкон не терпел ВлнахлебниковВ». Стрельцов заставляли выполВннять различные строительные работы. В 1660-е годы монаВнстырь наладил собственное производство оружия.

В 1665 году, когда в Порховском и Старорусском уездах появились отряды польско-литовских захватчиков, встревоВнженный Никон наказывал иверским властям готовиться к осаде. Гарнизон стрельцов был в то время увеличен до пятидесяти человек.

С 1664 года монастырь стал местом заточения неугодных патриарху людей. В 1697 году в монастыре под неусыпной стражей держали закованными 110 мятежных стрельцов.

Строительство в монастыре возобновилось в конце 60-хтАФ начале 70-х годов XVII столетия. Мнение некоторых исслеВндователей о том, что каменные постройки тАФ трапезная, коВнлокольня и отдельные корпуса тАФ возникли в период деяВнтельности Никона, основано, вероятно, на позднейших устВнных легендах и противоречит документам. Но возможно, что многие из них строились по заранее разработанному плану и ВлчертежамВ», составленным под наблюдением НиВнкона.

Для нового этапа создания монастырских построек опреВнделяющим стало каменное строительство, замена деревянВнных зданий каменными.

Первая каменная постройка в монастыре после УспенВнского собора тАФ трапезная с церковью Богоявления. СтроиВнтельство грандиозной трапезной потребовало большого наВнпряжения сил, изрядных средств. Все с огромным трудом заготовленные и доставленные на остров запасы строительных материалов, особенно кирпича и извести, ушли па ее сооружение.

Трапезная с церковью Богоявления тАФ одно из самых крупных и интересных сооружений архитектурного комВнплекса Иверского монастыря. Она построена в 1666тАФ 1669 годах. Строительство трапезной связано с именем Влподмастерья каменных делВ» Афанасия Фомина.

Грандиозно здание трапезной. Оно представляет собой двухэтажное сооружение, в котором первый, полуподвальВнный этаж был отведен под различные хранилища, а второй занимали столовый зал и кухня с подсобными помещеВнниями.

Главный залтАФобширная одностолпная палата (16,75 X Х 25,35 м), перекрытая сводом с распалубками над оконВнными и дверными проемамитАФ расположен в юго-восточной части трапезной. Вход в него устроен через южное крыльцо и просторную прихожую у западной стороны зала. ОдноВнстолпная палата соединена арками с церковью Богоявления и до крупных перестроек сообщалась со вторым большим залом на северной стороне. Кухонные и подсобные помещеВнния были размещены в западной и северо-западной частях.

Значительная часть помещений с севера позднее была разобрана. От них остались западное крыльцо, подвал, где в XIX веке была кузница, и узкий коридор на втором этаВнже, через который осуществлялась связь с кухонными помеВнщениями.

Фасады трапезной были просты и лаконичны, особенно северный, где ничто, кроме окон, не нарушало широкой глади стен. Западный и южный фасады, наиболее обозриВнмые и выходящие на монастырскую площадь, лишь слегка оживлял скупой и строгий декор в наличниках окон. ЧетВнкий ритм слабо выступающих из плоскости стен лопаток делил фасады на равные прясла. В каждом прясле находиВнлось по окну, с боков окон тАФ тонкий профиль обрамления и вертикальные колонки-валики, над просветом тАФ горизонВнтальный карнизик и полукруглый кокошник..

проемов. Картину дополняли ажурные ограждения тАФ параВнпеты и колокола. Этот ярус был самым нарядным. В наВнстоящее время декоративные элементы пятого и шестого ярусов почти полностью утрачены.

Построенная на обрыве засыпанного оврага, колокольня постепенно наклонялась к югу и юго-западу, поэтому с ее южной стороны был возведен новый мощный контрфорс. Такие же подпоры появились и внутри колокольни, в ее первом ярусе. Все основание было укреплено сплошной буВнлыжной вымосткой, образовавшей почти монолитный фунВндамент под всем ВлтеломВ» колокольни.

В 1842 году колокольня была перестроена по проекту архитектора Александра Харулина. Причиной перестройки были деформации в стенах и пожар 1825 года, нанесший постройке значительный ущерб. Строители разобрали тяжеВнловесный шатер и вместо него соорудили новый, седьмой ярус колокольни с арочными пролетами для колоколов. Этот ярус увенчали восьмигранным куполом и высоким шпилем с крестом. Судя по такой солидной надстройке, вес которой оказался почти равным весу шатра, заказчики и исВнполнители проекта стремились переделать памятник в соВнответствии с новыми веяниями в архитектуре. С фасадов и колокольни срубили почти весь декор, а оставшийся залоВнжили и оштукатурили.

После надстройки седьмого яруса все колокола были подняты туда. К середине XIX столетия (около 1844 года) их было тринадцать, а к концу века тАФ уже семнадцать. СаВнмый большой колокол весил почти 425 пудов. Он был отлит в 1883 году на колокольном заводе Смирновых в Валдае. Еще один тАФ ВлполиелейныйВ», весом 193 пуда, также отлили в Валдае под руководством мастера Слизова. Самый старый колокол, весивший 35 пудов, называли ВлНикономВ».

Новые каноны в архитектуре храмов, определенные реВнформами Никона, главным образом сводились к запрещению шатровых церквей, как построек светских, в значительной степени народных, идущих вразрез с древними, освященными христианской религией традициями. Уже с 50 -x гоВндов XVII века появилось требование строить храмы Вло едиВнной, трех и пяти главах, а шатровые отнюдь не строитиВ». Зато излюбленная простыми людьми шатровая кровля стаВнла неотъемлемой частью звонниц и колоколен.

Малопривлекательная сейчас колокольня в ближайшие годы получит свой первоначальный облик и дополнит арВнхитектурный ансамбль замечательных памятников.

Корпус наместнических келий расположен к западу от колокольни. Здание было основательно перестроено в 30-х годах XIX столетия, и о его первоначальной архитектуре судить пока трудно. Корпус двухэтажный. Помещения перВнвого этажа перекрыты сводами, над вторым этажом тАФ дереВнвянное перекрытие. Видимо, от старой постройки сохраниВнлись лишь северная и западная стены и некоторые другие части. Оконные и дверные проемы прорублены па новых местах, декор сбит.

Вслед за колокольней, к востоку от нее, появился НаВнстоятельский корпус (1684тАФ1689 гг.). В 1685 году настояВнтель монастыря Иосиф сообщал новгородскому митрополиВнту Корнилию, требовавшему из Валдая каменщиков в Зеленецкую пустынь: Вл..свое каменное строение заведено немалое и кельи каменные заведены строить, да не соверВншены, чтоб сево лета под кровлю их привести..В» В этом документе речь, безусловно, идет о Настоятельском корпуВнсе. Следовательно, закладку здания можно отнести к 1683тАФ 1684 годам. В 1686 году в нем велись отделочные работы. Позднее начали делать кровлю, а в 1688тАФ1689 годах устраиВнвали потолки, мостили полы. Работы выполняли плотники Иван Исаев, Андрей Яковлев, Андрей Стефанов, Остап КонВндратьев и Ермолай Фомин Влс товарищиВ». Строительство всего здания возглавлял Афанасий Фомин.

Длина Настоятельского корпуса вместе с пятигранной пристройкой на востоке тАФ 38,5 метра, ширина тАФ 12,5 метра. В настоящее время здание имеет два этажа и подвалы. ПоВнскольку корпус стоит на склоне оврага, с южной стороны стены подвалов возвышаются над землей и воспринимаются как этаж.

Уцелевшие на восточном фасаде незначительные фрагВнменты декора и изразцовое окно напоминают о его прежней архитектуре. Наблюдения при ремонтных работах и неВнбольшие раскрытия штукатурки на фасадах позволили определить первоначальный наряд этого здания. В отличие от южного фасада, обращенного в сторону оврага и решенВнного в скупых, лаконичных формах, без какого-либо декора, северный и восточный фасады, развернутые к площади и Успенскому собору, были богато декорированы различного рода нишками, вертикальными колонками-валиками, поясВнками и изразцово-кирпичными наличниками окон. Весь наВнбор декоративных элементов был собран в широкий фриз, протянувшийся по всей длине фасадов и занимавший проВнстранство стены на уровне оконных проемов. ПоднимавВншиеся на высоту 2,5тАФ3 метров над землей стены подвалов были лишены каких-либо украшений. Над наличниками окон начинался развитой, рельефный фриз здания. РазноВнцветные изразцы трех типов были вкомпонованы в горизонВнтальный пояс под подоконниками окон и окаймляли сами окна в виде прямоугольной рамы. Изразцовые вставки в соВнседстве и в сочетании с тонко, по-особому изящно прориВнсованными деталями на обширной белой глади стен произВнводили сильный художественный эффект. Сочетание строВнгих членений в крупных формах со свободными члененияВнми в малых придавали всему зданию изысканный, аристоВнкратический облик. Это впечатление подчеркивалось высоВнкой черепичной кровлей, покрывавшей все здание. ЧереВнпичные плитки были закруглены с одной стороны и сверху покрыты зеленой глазурью.

Весь живописный наряд здания погиб в XVIIIтАФXIX стоВнлетиях под топорами и молотками строителей, прорубавших новые окна и надстраивавших новый этаж. Почти полноВнстью изменилась и внутренняя планировка здания. Судя по документам 1688тАФ1689 годов, полы в помещениях были выстланы дубовым паркетом, вдоль стен шли встроенные лавки (скамьи), имелись крыльца с перилами.

Меньше других пострадали подвальные помещения, хотя многие из них полузасыпаны землей и строительным мусоВнром. Расположенные ступенями (из-за крутого склона оврага), перекрытые коробовыми сводами, они обраВнзуют замысловатый лабиВнринт.

Пятигранная пристройВнка на восточной стороне корпуса, напоминающая по своей форме и местополоВнжению обыкновенную апВнсиду (алтарь) церкви, веВнроятно, появилась позднее самого здания, скорее всего в конце   XVII тАФ начале XVIII века. Она могла быть алтарной частью небольшоВнго храма, для которого пеВнрестроили восточную часть корпуса, или же маленькой церковкой, а может .быть, летней светелкой настояВнтеля.

Настоятельский    корВнпус тАФ единственное здание в монастыре, где удалось обнаружить уцелевшие изВнразцовые украшения.

Надвратная    церковь Михаила  Архангела поВнстроена в 1683тАФ1685 годах. И это здание тАФ важнейшую составную часть архитекВнтурного комплекса тАФ строил

Афанасий Фомин. Сохранилась копия подрядной записи, внесенная в приходо-расходную книгу в апреле 1683 года:

Вл..подрядены стрельцы Афонька Фомин со товарищи поВнстроить в Иверском монастыре каменные святые ворота в вышину 2 сажени косых, да на тех воротах церковь каменВнную о пяти главах каменных в вышину 4-х сажен косых, а внутри пространства в той церкви 3 сажен аршинных длпннику и поперечнику окромя алтаря.. Денег пятьдесят рублев да 20 пуд соли, дано всякому человеку па неделю по хлебу, да 20 пуд свиного мяса..В»

Воротная часть здания церкви Михаила Архангела тАФ прямоугольное в плане одноэтажное сооружение (22 Х 18м), прорезанное посередине глубокой сквозной аркой. С некоВнторым отступом от наружной стены в арке были сделаны притолоки, на которых висели двухстворчатые, окованные железом двери. По сторонам проезжей арки с обеих сторон имелись ложные декоративные арки, за которыми располаВнгались хозяйственные помещения и лестница на второй этаж. Ворота оканчивались прямоугольной горизонтальной площадкой, на которой, как на платформе, была возведена церковь Михаила Архангела. Она представляет собой квадВнратную бесстолпную постройку, перекрытую сомкнутым сводом, с одной пятигранной апсидой и восьмигранным глуВнхим барабаном. Церковь занимает гораздо меньшую плоВнщадь, чем основание, на которое она поставлена. Вокруг нее тАФ свободное пространство, ограниченное с севера и юга торцовыми стенами смежных корпусов, а с запада тАФ высоВнким парапетом, прорезанным тринадцатью окнами с арочВнными перемычками. Эта своеобразная галерея на восточной стороне оканчивается двумя небольшими надстройками, поВнявившимися позднее тАФ в конце XVIIIтАФXIX веке. Судя по поздним карнизам, потолку и крыше над галереей, которые закрывают древний декор на стенах церкви, первоначально площадка была открытой.

Переделкам подвергалась и сама церковь. Пятигранная апсида в древности была покрыта не полукуполом, а высоким деревянным шатром, отпечатки которого и теперь хоВнрошо прослеживаются на восточной стене здания. К поздВннему времени относится и барабан с восьмигранным купоВнлом, круглой шейкой и главкой. Центральный барабан был первоначально круглым, гораздо меньших размеров, светоВнвой. О нем можно судить по отверстию в сомкнутом своде, теперь заделанному сверху. По углам располагались еще чеВнтыре глухих барабана тАФ церковь первоначально была пятиВнглавой. Главы и украшавшие их основания деревянные коВнкошники были покрыты лемехом, а центральный барабан и глава были расписаны. Для приспособления помещений к различным нуждам устраивались перегородки, новые двеВнри и лестницы. Высокое пространство церкви перегорожено деревянным перекрытием на два яруса ниже деревянных хоров. Внутристенная лестница, ведущая на эти хоры по сеВнверной и западным стенам, закрыта. Многие окна галереи и самой церкви также заложены.

В отличие от предыдущих построек фасады Михаило-Архангельской церкви и ворот богато и равномерно декоВнрированы. Мотивы декора традиционны: вертикальные жгуВнты-валики, прямоугольные, сильно вытянутые по высоте, и квадратные нишки, обрамления вокруг арок, широкий фриз из поясков, поребрика и ВлсухариковВ». Все вместе они обраВнзуют каменное кружево на фоне белоснежных стен. На заВнпадном фасаде декор был поврежден в XIX веке. ЖивописВнцы-ремесленники изобразили над аркой сцену из жизни Иверского монастыря тАФ перевозку ВлмощейВ» в новую обиВнтель.

Вслед за надвратной церковью Михаила Архангела (к северу от нее), и, вероятно, на месте прежней деревянВнной, появилась большая каменная башня, имевшая нескольВнко названий тАФ Михайловская, Патриаршая, Никоновская (1685тАФ1689 гг.). Достраивалась она в конце 80-х годов XVII века. В 1698 году башню назвали Михайловской (по имени надвратной церкви, сооруженной по соседству).

Здание Михайловской башни во многом примечательно. Снаружи она имеет размеры 11,5Х13,5 метра и высоту 17 метров. До недавнего времени башня завершалась высоВнким восьмигранным шпилем, достигавшим почти 30 метров. Общая ее высота, таким образом, составляла 46 метров. ДеВнревянные конструкции шпиля к 1960-м годам прогнили, и шпиль пришлось удалить.

В декорировке фасадов башни много общего с колокольВнней, Настоятельским корпусом и надвратной церковью МиВнхаила Архангела. Особенно характерен декоративный фриз из поясков, колонок и нишек, расположенный несколько выше середины башни и прорезанный в отдельных местах свободно расставленными окнами. Этот прием напоминает обработку фасадов Настоятельского корпуса. Но декор башВнни более скупой. Обширные верхние и нижние плоскости стен лишь кое-где прорезают небольшие узкие окна, напоВнминающие бойницы.

Михайловская башня лишь на первый взгляд произвоВндит впечатление крепостного сооружения. На самом деле ее ВлбойницыВ» тАФ обыкновенные оконные и дверные проемы. Башня несколько раз перестраивалась. Некоторые переделВнки и ремонты были вызваны появившимися в стенах огромВнными вертикальными трещинами, что объяснялось слабыми, насыщенными водой грунтами под ее основанием, фундаВнмент же башни неглубок. Сложенный из круглых камней-валунов насухо, то есть без раствора, он стал оседать, и башня раскололась надвое.

В 1960тАФ1961 годах башня была укреплена железобетонВнными и металлическими связями и отремонтирована.

Между надвратной церковью и Михайловской башней вплотную к ним располагается двухэтажный каменный корВнпус казначейских келий, построенный в 1686тАФ1688 годах. В начале XIX века корпус назывался Братским, а к сереВндине XIX века тАФ Гостиным, по-видимому, в соответствии с изменившимся назначением.

В северной части кельи примыкают к южной стене башни и поэтому не имеют собственной стены. Более Тога, здание корпуса закрыло многие элементы декора на фасаде башни.

Все три постройки объединены общим замыслом. Над воротами во втором ярусе оставлен проем, через который можно было попасть на чердак корпуса. Такой же проем сразу же был сделан и в башне, на третьем ярусе. Когда появился корпус, по его чердаку прошел специальный кориВндор (переход), соединивший церковь с башней.

Корпус казначейских келий представляет собой двухВнэтажное каменное здание с толстыми стенами и сводчатыВнми помещениями. Оно претерпело большие переделки, осоВнбенно в 1830тАФ1840-х годах. Искажения главным образом коснулись фасадов, оконных и дверных проемов, планировВнки. Очевидно, западный фасад здания, обращенный в стоВнрону хозяйственного двора, был предельно прост, без каВнких-либо украшений. Только оконные проемы прорезали толщу его стен. Две простейшие пристройки, из которых одна уже разобрана, появились в позднейшее время. Над западной стеной по своду некогда проходил чердачный коВнридор, соединявший надвратную Михаило-Архангельскую церковь с Патриаршей башней. Коридор и чердак освещаВнлись через узкие щелевидные оконца под карнизом здания, напоминавшие крепостные бойницы. Позднее они были ликВнвидированы. Восточный фасад корпуса, обращенный к плоВнщади, был декорирован гораздо богаче. Кое-где понизу и сейчас видны декоративные, с полукруглым верхом нишки, располагавшиеся в простенках между окнами. Но сами окна грубо переделаны.

Последнее каменное здание второго периода строительВнства тАФ церковь Якова Боровичского тАФ появилось в 1702 гоВнду на месте сгоревшей в 1700 году деревянной церкви.

Кирпичное здание церкви Якова Боровичского подняВнлось в северо-восточной части монастыря на красивом меВнсте тАФ на ВлгоркеВ». С его постройкой закончилась Влкаменная эпопеяВ» Иверского монастыря второй половины XVII столетия. Новая церковь с больницей и трапезной представВнляла собой небольшую постройку длиной 36,5 метра и шиВнриной 12 метров, решенную в несложных формах. Ее боВнковые стены поставлены так, что объем церкви почти но выделяется из объема трапезной. К тому же их карнизы находятся почти на одном уровне, а перестроенная в поздВннейшее время крыша сравняла обе части здания.

Как почти все постройки Иверского монастыря, этот паВнмятник подвергался неоднократным перестройкам. Вначале объем трапезной и больницы был, вероятно, одноэтажным и представлял собой вытянутую с запада на восток сводчаВнтую одностолпную палату. Вскоре был надстроен второй этаж несколько иных форм. Этажи соединяла узкая внутри-стенная лестница да северной стороне. Квадратное в плане помещение церкви в продольном направлении перекрывал коробовый свод, что в какой-то мере определяло и первонаВнчальную форму крыши. Она, по-видимому, была двухскатВнной, несколько приподнятой над крышей больницы. На черВнтеже 1823 года крыша показана общей для обоих зданий. Над невысокой полукруглой апсидой кровля была шатроВнвой, с полицами. Отпечаток ее контуров и теперь хорошо заметен на восточной стене.

Сейчас лишь по уцелевшим наличникам окон, декораВнтивным пояскам и некоторым другим признакам в памятВннике угадывается произведение   архитектуры  начала XVIII столетия.

По многим характерным признакам, раскрытым большей частью в процессе ремонтных и реставрационных работ, все здания, построенные в ВлпослениконовскийВ» период, можно с уверенностью объединить в одну группу. Всем им присущ единый, неповторимый облик, заметно отличающийся от стиля Успенского собора. Особенно близки друг к другу по архитектурным деталям колокольня с Наместническим корВнпусом, Настоятельский корпус, надвратная церковь МихаиВнла Архангела, Михайловская башня и корпус казначейских келий. Это сходство выражается прежде всего в излюбленной композиции фасадов, построенной на контрасте обширВнной глади стены и богатого декоративного пояса, все элеВнменты которого решены очень тонко и изящно.

В конце XVII тАФ начале XVIII века снова оживилась жизнь в Иверском монастыре. У крестьян, обитавших на монастырских землях, и жителей Валдая появился новый хозяин тАФ настоятель монастыря. Он вершил многочисленВнные судебные дола.

Портные, сапожники, оконничники, горшечники, мельВнники, Пильняки, колесники, печные мастера и кузнецы не покладая рук работали на иверских монахов. В мастерских, расположенных в окрестностях Валдая, изготавливались изразцы. В Валдае для монастырского строительства разраВнбатывали большие глиняные карьеры, делали кирпичи. Многие жители Валдая обслуживали различные хозяйственВнные постройки монастыря, возведенные в селе, тАФ гостиный двор, таможенную избу, важню и многие другие.

С большим размахом велось строительство. Когда-то в окружении серых деревянных построек белой глыбой выВнсилось на острове единственное каменное здание тАФ собор Иверской богоматери. Только с 1667 по 1702 год в монаВнстыре и Валдае было сооружено десять каменных зданий ir семь крупных деревянных построек. Над деревянной креВнпостью поднялся каменный ансамбль. Обогатился силуэт монастыря. Мощные массы собора, устремленные ввысь, как бы поддерживались вертикалями других зданий.

В 1712 году по указу Петра I монастырь приписали к Александро-Невской лавре в Петербурге. Туда были свезеВнны многие монастырские ценности, среди них патриарший колокол с изображением Никона, десять медных пушек и многие другие вещи. Во владение Александро-Невской лавВнры также отошли все вотчины и доходы.

В 1730 году по указу императрицы Анны Иоанновны Иверскому монастырю возвратили все земли, права и льготы.

Получив независимость, Иверский монастырь вновь наВнчал развивать строительную деятельность. Некоторые дереВнвянные здания были заменены каменными. ОтремонтироваВнны многие сооружения. Продолжалась перестройка деревянВнного ВлгородаВ». Восточную границу монастыря обнесли каВнменными стенами с крытыми переходами на арках. СооруВнжались каменные башни.

В первой половине XVIII столетия (до 1731 г.) в южВнной части монастырской территории появилось еще одно каменное здание тАФ Братский корпус, северным торцом приВнмкнувший к надвратной церкви Михаила Архангела. С поВнстройкой этого здания монастырь оказался разделенным на две обособленные части тАФ большую восточную, собственно монастырскую, и малую западную, окончательно превращенВнную в гостиный двор монастыря. Здесь располагались Странпоприимный корпус, гостиные и конюшенные кельи и коВннюшни. Монастырские власти принимали у себя духовных и светских чиновников, высшую церковную паству, богомольцев и странников.

Архитектура Братского корпуса резко отличается от предыдущих построек. Возведенный в стиле ВлмосковскогоВ», или ВлнарышкинскогоВ», барокко, с широким применением беВнлокаменной резьбы в наличниках окон и порталов, он поВнчти не изменен позднейшими переделками. Корпус имеет два этажа и вместительные подвалы. Почти полностью соВнхранились старая планировка здания, перекрытые сводами помещения, лестничные клетки, оконные и дверные проеВнмы, в отдельных местах тАФ плитяные полы и даже дверные полотнища. Богато украшен западный фасад здания. Упрощены лишь отдельные детали в наличниках окон.

Среди построек XVIII столетия особый интерес в архитектурно-художественном отношении представляют надвратная церковь Филиппа и каменная ограда с башнями. Церковь Филиппа, построенная между 1730 и 1764 годами, имела формы, близкие к архитектуре надвратной церкви Михаила Архангела. Она также размещалась на втором этаже, над мощными каменными воротами. По второму яруВнсу ее охватывали галерея и помещения, в которых находиВнлась лестница. На восток выступала граненая апсида, с заВнпада, над аркой въезда, имелась широкая ниша для иконы с богатым декоративным оформлением. Над крышей возвыВншался четверик самой церкви, переходящий в восьмерик и затем купол с восьмигранной шейкой и граненой главкой.

По проекту инженера-архитектора Савельева в 1870-х годах на месте старой разобранной постройки соорудили ноВнвую церковь в псевдорусском эклектическом стиле (проект разработан и утвержден в 1873 году).

В настоящее время эта надвратная церковь Филиппа двухэтажная, в плане тАФ квадрат со срезанными углами, к которому с двух сторон примыкают двухэтажные крылья. В северном крыле находится лестница на второй этаж.

Южное крыло появилось в процессе строительства. В перВнвом этаже под церковью сделаны широкие арочные ворота.

Внутреннее помещение церкви имеет в плане форму чеВнтырехконочного креста, центральная часть которого переВнкрыта куполом со световым барабаном, с восьмигранной позолоченной главой и крестом. Длина памятника (с заВнпада на восток) тАФ 11 метров, ширина и высотатАФоколо 20 метров.

Каменная ограда монастыря с башнями строилась в разВнное время и неоднократно переделывалась. Наиболее интеВнресна ее юго-восточная часть. Между 1730 и 1J64 годами были возведены четыре башни. Они однотипны, построены в традициях архитектуры XVII века. Деревянные настилы разделяют их на два яруса. Простые невысокие шатры были покрыты тесом. Ограда на этих участках также двухъярусная, с крытым переходом, основанным на стене и каменной аркаде по внутреннему обводу. Во втором ярусе стен имеВнются щелевидные окна-бойницы.

После пожара 1825 года на башнях появились новые, более высокие шатры с восьмеричком и шпилем, покрытые железом. Они существуют и теперь.

Прясло стены между утраченной Поваренной и Квасоваренной башнями полностью перестроено. Остальные учаВнстки стен с двумя угловыми башнями на западной стороне монастыря появились позднее юго-восточной части. Они были значительно ниже, крытых переходов не имели. НеВнбольшой участок ограды сохранился на западной стороне у северо-западной башни. Он включен в здание конюшенВнных келий. Остальные прясла в разное время значительно или полностью перестроены, а две башни возведены вновь в XIX веке.

В 1764 году правительство Екатерины II опубликовало манифест о секуляризации (изъятии) вотчин у монастырей, церквей и архиереев. Доходы Иверского монастыря сокраВнтились. Во второй половине XVIII столетия строительство в нем заглохло.

Предпринимались попытки заменить оставшиеся дереВнвянные постройки каменными, но делалось это бесВнсистемно. Пример тому тАФ перестройка ограды. Если первые три прясла монастырской стены символично выражали идею ВлгородаВ», крепости, то остальные прясла служили всего-наВнвсего каменным монастырским забором. Маловыразительные формы и размеры стены монастырской ограды обеднили обВнлик всего комплекса.

К началу XIX века многие постройки сильно обветшали.

Пожар 1825 года довершил разрушения. Сгорели покрытия стен и башен, церквей и собора, трапезной и корпусов, пострадали многие деревянные постройки монастырских двоВнров. Монастырские власти были вынуждены начать работы по перестройке и ремонту зданий, которые продолжались до 80-х годов XIX века. Следуя требованиям реакционной верВнхушки духовенства, новые настоятели ревностно насаждали в Иверском монастыре показное благолепие. Под видом реВнмонта все старые здания перестраивались по образцам цаВнрившей тогда моды. Проводились мероприятия и противоаварийного порядка, например устройство контрфорсов у колокольни, Братского корпуса и другие. В основном все строительные работы сводились к изменению планировки, надстройке дополнительных этажей, к добавлению новых незначительных пристроек и удалению с фасадов всего наВнрядного убранства, которое придавало зданиям неповториВнмый, запоминающийся образ. Под топорами и молотками новых строителей с благословения Влревнителей благочеВнстияВ» погибли изразцовые ВлковрыВ» на фасадах НастоятельВнского корпуса, богатый убор колокольни, красивые наличВнники в окнах трапезной, церкви Якова Боровичского, КазВнначейского корпуса и других зданий. Исчезли все изразцоВнвые печи, узорные полы, многие своды, черепичные крыши, перекраивались нарядные крыльца, огромные залы переВнгораживались на отдельные небольшие комнаты, закладыВнвались оконные проемы, и вместо них прорубались новые. Здания получали стандартные покрытия, однообразные фаВнсады.

В Валдае в 20тАФ40-х годах XIX века архитектор АлекВнсандр Харулин разработал проекты перестроек почти всех монастырских зданий и проекты новых построек в западВнной части комплекса. Почти все его предложения были воВнплощены в жизнь.

Во второй половине XIX века в юго-западной части моВннастыря был возведен большой Странноприимный корпус. Одноэтажное здание в средней части имело обширную свеВнтелку, торцовые стены которой были каменными, а боковые тАФ деревянными. Из-за слабых грунтов и плохих фунВндаментов постройка подверглась сильному разрушению.

В XIX столетии ремонтировалась и достраивалась монаВнстырская ограда. Для возведения новых зданий строительВнный материал нередко брали из старых построек. Так, оконВнчательно погибла огромная северная часть трапезной, были уничтожены все переходы на стенах с южной стороны моВннастыря. На северо-западном и юго-западном углах ограды появились две новые каменные башни тАФ плохие копии ранВнних башен.

После победы Великого Октября удельные, церковные, монастырские и помещичьи земли Валдайского уезда были переданы земельным комитетам для распределения их нужВндающимся.

Враждебно относясь к Советской власти, монахи усиленВнно вели контрреволюционную агитацию среди жителей Валдая. Используя тяжелое положение с продовольствием, они готовили почву к открытому выступлению. 15 июля 1918 гоВнда, когда специальный отряд Валдайского исполкома приВнступил к реквизиции хлебных излишков, монахи ударили в набат. Это был сигнал к контрреволюционному выступВнлению. Местные купцы, церковники и часть поддавшихся их влиянию горожан начали громить оружейные склады, В городе было объявлено военное положение.

Монахи пытались скрыть драгоценности, хранившиеся в ризнице, наиболее ценные украшения с икон. Среди найВнденных чекистами вещей оказались серебряные ризы с Иверской и других икон, много золотых крестов, митры, короны, ковчег, золотые кольца, броши, около двух пудов медных и золотых монет, блюда, кружки, кадильницы, кубВнки Никона, чаши (две из них с бриллиантами) и многое другое.

В ноябре 1918 года рабочие монастырских мастерских тАФ кузнечной, слесарной, сапожной и бондарной тАФ образовали комитет, представители которого конфисковали у монахов ключи от кладовых и хлебного амбара и заставили монаВнстырскую ВлбратиюВ» трудиться. Все доходы монастыря пеВнрешли в ведение комитета.

Так прекратил свое существование Иверский монаВнстырь, около трехсот лет эксплуатировавший окрестное наВнселение.

В бывшем монастыре в 1918 году был открыт историко-архитектурный музей. В 1922 году его реорганизовали в краеведческий.

В период Великой Отечественной войны в зданиях моВннастыря размещались госпитали. В настоящее время здесь находится база отдыха трудящихся Новгородского произВнводственного объединения ВлПланетаВ».

В 1959 году работники Новгородской специальной наВнучно-реставрационной производственной мастерской приВнступили к работам, целью которых в первую очередь было выведение памятников из аварийного состояния, реставраВнция их первоначального облика. Сначала реставрировали Успенский собор, укрепили Михайловскую башню и сеВнверную часть трапезной, починили кровлю некоторых зданий.

В ближайшие годы предстоит реставрация всех главных зданий монастыря. Отдельные постройки после реставраВнции станут использоваться для показа музейных экспоВнзиций.

При реставрации (натурные исследования, использоваВнние архивных материалов) был выявлен первоначальный характер архитектуры, сильно искаженный в позднее время.

Ушла в предание жизнь монахов Иверской обители. Остался на века комплекс памятников огромной художеВнственной ценности тАФ чудо архитектуры. В монументальных монастырских постройках воплотилось высокое искусство народных мастеров тАФ зодчих, художников, ремесленников.

Гармоничность  панорамы архитектурного комплекса Иверского монастыря в любое время года обладает особой силой художественного воздействия. С озера в жаркий, солВннечный день, когда белые стаи облаков проплывают над его шпилями, маковицами и шатрами, он кажется сказочным градом. Пасмурным осенним днем, когда небо закрыто сеВнрыми тучами, ансамбль похож на суровую крепость, подВннявшуюся среди свинцовых вод Валдайского озера. Ясным погожим днем золотой осени, если смотреть с Муравьиного острова, монастырь и его окрестности напоминают проникВнновенные левитановские пейзажи. Зимой, покрытый снеВнгом, ансамбль издалека манит к себе путешественника, доВнбирающегося к его стенам по скованному льдом озеру.

В планировке Иверского монастыря над строгой симметВнрией господствует принцип свободного размещения зданий. Приближаясь к острову, вы видите сначала общую картиВнну. Стены, шатры и главки как бы сгрудились, тесно переВнплелись в причудливый силуэт. Несколько правее, почти в центре этого живописного ВлхораВ», сияют главы УспенВнского собора тАФ основного сооружения монастыря. Вы стуВнпили на берег. Теперь перед вами на переднем плане тАФ главный фасад комплекса. Слева и справа тАФ две угловые башни, между ними тАФ спокойные глади низких корпусов, и в центре тАФ надвратная церковь Филиппа. Постройки симВнметричны, уравновешенны. Можно хорошо рассмотреть кажВндое здание и его декор.

Вы проходите в первые ворота, и здесь неожиданно вас встречает новая группа зданий. Слева тАФ вертикаль МихайВнловской башни и стена Казначейского корпуса, справа тАФ Братский корпус, и в центре вторая надвратная церковь тАФ Михаила Архангела.

Минуете ворота. Стены расступились. Прямо перед вами тАФ обширная удлиненная площадь, в глубине которой на возвышении (чуть смещенная вправо) предстает громаВнда Успенского собора. Тут же замечаете слева обширный фасад трапезной, справа тАФ сомкнувшиеся корпуса наместнических и настоятельских келий и среди них тАФ противоВнстоящие друг другу вертикали Богоявленской церкви и коВнлокольни. Главные фасады этих построек развернуты вдоль площади и, как пропилеи, сопровождают вас почти до саВнмого собора. Поднимаетесь по аллее, ведущей к зданию. Над вами мощные стены собора, полушария куполов. Слева, между трапезной и собором, на холме видны церковь Якова, часть монастырской стены и башня. Взгляд скользит но галерее собора тАФ крыльцо, узкий проход между собором и Настоятельским корпусом, а в глубине еще одна башня с участком монастырской ограды. Входите на паперть собора. Низкие своды, устремленные в стороны галереи, боВнгатые порталы, резные двери, витиеватые поковки металлиВнческих ворот. Из окон льются потоки света..

Более двухсот лет создавался архитектурный комплекс Иверского монастыря. На каждом его здании лежит печать эпохи, таланта многих поколений их создателей. Ставший достоянием народа, памятник дорог всем, кто ценит преВнкрасное, кто дорожит славой своих предков.

Вместе с этим смотрят:

Из жизни Ференца Листа
Изобразительное искусство Европы
Изобразительное искусство республиканского Рима
Изобразительное искусство Римской империи