Искусство арабских народов

Московский Государственный Авиационный Институт

Реферат

по теме:

"Искусство арабских народовтАЭ

Написал: студент гр. 04-501

Лебедев А.Г.

Проверил: Комаров В.П.

Москва 1996

  1. ИСКУССТВО АРАБСКИХ НАРОДОВ

Народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры человечества. Не случайно средневековые географы называли Арабский Восток грудью мира: здесь в течение многих столетий билось сердце мировой цивилизации. Арабская средневековая культура развивалась в Аравии, Ираке, Сирии, ПаВнлестине, Египте и Северной Африке, а также на территории Южной Испании в период существования там Кордовского халифата и арабских княжеств. Средневековая арабская культура в свое время была крупным шагом вперед в прогрессивном развитии чеВнловечества. Большая заслуга народов Арабского ВостоВнка заключалась и в том, что они сохранили (особенно в области науки) и передали последующим поколеВнниям многие ценные достижения античности.

В исторической науке верное представление об арабВнской культуре было выработано не сразу. В прошлом веке, да и сейчас еще, среди многих буржуазных ученых распространено ошибочное мнение, согласно которому во всех странах, входивших в VIIтАФIX веках в арабский халифат и воспринявших ислам, существовала единая ВларабскаяВ» культура. Такое понимание арабской кульВнтуры, некритически следующее средневековой мусульВнманской традиции, ведет к отрицанию самостоятельВнности развития культуры иранцев, азербайджанцев, узбеков, таджиков и многих других народов в эпоху средневековья. На самом деле в странах с неарабским населением, входивших в халифат, развивались, опиВнраясь на древние традиции, местные культуры, которые, как и культура арабов, явились ценным вкладом в разВнвитие средневековой цивилизации. Конечно, между народами Ближнего и Среднего Востока в условиях средневековья существовало сложное и важное для их культуры взаимодействие, порождавшее черты общности.

Культура народов, населявших Аравийский полуВностров, известна с глубокой древности. Античные геограВнфы называли южную, земледельческую Аравию ВлсчастливойВ». Здесь с середины первого тысячелетия до н.э. существовали богатые государства: Минейское, а поздВннее Сабейское. В первом тысячелетии до н.э. в сеВнверо-западной части полуострова (так называемой Влкаменистой АравииВ») возникло государство набатеев. Процветание этих царств определялось выгодным экоВнномическим положением на мировых путях сообщения и обширной посреднической торговлей с Египтом, ПеВнредней Азией и Индией.

Архитектура и искусство древних южно-арабских государств, изученные еще далеко не достаточно, по своему типу входят в круг культур рабовладельческих обществ Передней Азии. Сохранились остатки мощных крепостных сооружений, плотин и цистерн, а также произведения скульптуры и прикладного искусства. На каменных стелах, покрытых письменами, встреВнчаются изображения людей, животных и орнаВнменты.

Основную массу населения Аравии с древних времен составляли кочевники, занимавшиеся скотоводством в степях и полупустынях полуострова. Глубокий и сложный процесс классового расслоения внутри арабского общества и политическая обстановка, связанная с борьбой между Ираном и Византией, создали условия для возникновения средневекового арабского государВнства. Политическое объединение арабов в начале VII века происходило под эгидой новой, ставшей вскоре мировой религии тАФ ислама. Первоначальным местом пребывания основателя ислама и главы арабского гоВнсударства тАФ пророка Мухаммеда и его преемников тАФ халифов (отсюда название государства тАФ халифат) были аравийские города Медина, а затем Мекка.

В VII веке арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран. В 661 году Муавия тАФ арабВнский наместник в Сирии тАФ захватил власть и положил начало династии Омейядов. Столицей Омейядов стал Дамаск. В конце VII и начале VIII века к халифату была присоединена гигантская территория, включавВншая Пиренейский полуостров и всю Северную Африку на западе, Закавказье и Среднюю Азию до границ Индии тАФ на востоке.

Арабский халифат стал большим раннефеодальным государством, хотя в некоторых его областях долгое время сохранялись рабовладение и даже первобытнообщинные отношения. Арабская знать жестоко эксплуаВнтировала крестьян и ремесленников завоеванных стран. Победоносные военные походы и успехи новой религии не могли скрыть рост классовых противоречий. Борьба широких народных масс с феодальным гнетом выливаВнлась в мощные восстания и часто шла под лозунгом освобождения от иноземного ига. Уже в IXтАФХ веках социальные потрясения, по существу, вызвали распад халифата на отдельные государства.

Вместе с тем пробужденные освободительной и класВнсовой борьбой творческие силы народов, входивших в арабский халифат, привели к высокому подъему средневековой культуры Ближнего и Среднего Востока; ее расцвет продолжался и тогда, когда халифата как единого целого фактически уже не существовало.

В арабский халифат вошли страны, стоявшие на разВнном уровне общественного развития, обладавшие разВнличными культурными и художественными традицияВнми. Однако сходство форм развития феодализма на Ближнем и Среднем Востоке породило черты общности в идеологии и в других надстроечных явлениях. Эти глубокие социально-экономические причины, а не расВнпространение религии тАФ ислама тАФ лежат в основе единВнства, которое имеет место и в средневековой культуре арабских стран.

Важную роль в развитии арабской культуры играло ее взаимодействие с высокой средневековой культурой Ирана, Средней Азии и Закавказья. Арабский язык был не только языком священной книги мусульман тАФ Корана, но им, как латынью в Западной Европе, пользовались многие ученые, писатели и поэты во всех частях многоязычного халифата. Яркие примеры творческого взаимодействия сохранила история литеВнратуры народов Востока. Художественное творчество многих народов воплотилось и в знамениВнтой поэме ВлЛейла и МаджнунВ». Романтический образ умирающего от любви Маджнуна и его возлюбленной ЛейлытАФРомео и Джульетты Востока, тАФ родившись еще на заре феодализма в арабской среде, воодушевил на создание замечательных произведений лучших поэВнтов средневекового Азербайджана, Ирана и Средней Азии.

Важны, однако, не только взаимодействие и известВнная общность, но и высокий для того времени уровень культуры народов Ближнего и Среднего Востока. В IXтАФXIII веках арабские, а также иранские, азерВнбайджанские и среднеазиатские города были крупнейВншими центрами учености, славились своими библиотеВнками, школами, университетами и другими просветиВнтельными учреждениями. Характерны популярные изречения того времени: ВлВеличайшее украшение чеВнловека тАФ знаниеВ» или ВлЧернила ученого столь же достойны уважения, как кровь мученикаВ». Не удивиВнтельно поэтому, что сирийский писатель XII века Усама ибн Мункыз, автор ВлКниги назиданияВ», оценивал нравы современных франков, с которыми ему пришлось сталВнкиваться не только на военном поприще, но и в мирВнной жизни, с позиций человека неизмеримо большей культуры.

Определенное влияние на развитие средневекового искусства арабов, как и других народов, исповедовавВнших ислам, оказала религия. Распространение ислама знаменовало отказ от старых, дофеодальных религий, утверждение монотеизма тАФ веры в единого бога. МуВнсульманское представление о мире как о созданном боВнгом едином целом имело важное значение для формиВнрования характерной в средневековую эпоху эстетиВнческой идеи о некоей, хотя и отвлеченной гармонии вселенной. Вместе с тем ислам, как и все средневековые религии, идеологически оправдывал и закреплял феодальную эксплуатацию. Догмы Корана затемняли сознание человека, препятствовали его развитию. ОдВннако взгляды на мир людей средневекового Востока, в том числе их художественные взгляды, нельзя сводить к религиозным представлениям. В мировоззрении человека средневековья противоречиво сочетаВнлись идеалистические и материалистические тенденВнции, схоластика и стремление к познанию реальной действительности. Один из величайших ученых и фиВнлософов средневекового Востока, Абу Али ибн Сина (Авиценна), признавал божественное происхождение вселенной и вместе с тем утверждал, что научно-фиВнлософское знание существует независимо от религиозВнной веры. Ибн Сина, Ибн Рушд (Аверроэс), Фирдоуси, Навои и многие другие выдающиеся мыслители средВнневекового Востока, в чьих трудах и поэтических произведениях особенно ярко проявились прогрессивВнные черты эпохи, утверждали силу человеческой воли и разума, ценность и богатство реального мира, хотя, как правило, не выступали открыто с атеистических позиций.

Когда речь идет о влиянии ислама на изобразительВнное искусство, обычно указывают на запрещение изобВнражать живые существа под страхом религиозной кары. Несомненно, что с самого возникновения учение ислаВнма содержало иконоборческую тенденцию, связанную с преодолением многобожия. В Коране кумиры (скорее всего, скульптурные изображения древних племенных богов) названы Влнаваждением сатаныВ». Религиозная традиция решительно отвергала возможность изобраВнжения божества. В мечетях и других культовых зданиях не разрешалось помещать также изображения людей. Коран и другие богословские книги украшаВнлись только орнаментом. Однако первоначально в исламе не было запрещения изображать живые сущеВнства, сформулированного в качестве религиозного заВнкона. Только позднее, вероятно в IXтАФХ веках, иконоборческая тенденция ислама была использована для запрещения определенной категории изображений под страхом наказания в загробном мире. ВлНесчастье тому,тАФ читаем мы в комментариях к Корану,тАФ кто будет изображать живое существо! В день последнего суда лица, которых художник представил, сойдут с картины и придут к нему с требованием дать им душу. Тогда этот человек, не могущий дать своим созданиям души, будет сожжен в вечном пламениВ»; ВлБерегитесь изображать господа пли человека, а пишите только деревья, цветы и неодушевленные предметыВ».

История показала, что эти ограничения, наложивВншие отпечаток на развитие отдельных видов искусВнства, имели значение не во всех мусульманских страВннах и строго выполнялись лишь в периоды особенного усиления идеологической реакции.

Однако объяснение основных особенностей среднеВнвекового искусства арабских народов надо искать не в религии, которая влияла, но не определяла его развитие. Содержание художественного творчества нароВндов Арабского Востока, его пути и особенности были определены темп новыми идейно-эстетическими задаВнчами, которые выдвинул поступательный ход разВнвития общества,  вступившего в эпоху феодализВнма.

Специфика средневекового искусства стран АрабскоВнго, как и всего Ближнего и Среднего Востока очень сложна. Оно отражало живое содержание действиВнтельности, но, как и вся культура средневековья, глубоко проникнутая религиозно-мистическим мировозВнзрением, делало это в условной, часто символической форме, выработав для художественных произведений свой особый образный язык.

Новаторство арабской средневековой литературы и вместе с тем ее жизненную основу характеризует обВнращение к духовному миру человека, создание нравВнственных идеалов, имевших общечеловеческое значеВнние.

Большой образной силой проникнуто и изобразительВнное искусство Арабского Востока. Однако как литература пользовалась по преимуществу условной формой для воплощения своих образов, так и в изобразительном искусстве жизненное содержание выражалось особым языком декоративного искусства.

Условность ВлязыкаВ» средневекового изобразительноВнго искусства у большинства народов была связана с принципом декоративности, свойственным не только внешним формам, но и самой структуре, образному строю художественного произведения. Богатство декоВнративной фантазии и мастерское ее претворение в прикладном искусстве, миниатюре и архитектуре соВнставляют неотъемлемое и ценное качество замечательВнных произведений художников той эпохи.

В искусстве Арабского Востока декоративность приВнобретала особенно яркие и своеобразные черты, став основой образного строя живописи и породив богатейВншее искусство узора, обладающего сложным орнаменВнтальным ритмом и часто повышенной колористической звучностью. В тесных рамках средневекового мироВнвоззрения художники Арабского Востока нашли свой путь воплощения богатства окружавшей их жизни. Ритмом узора, его ВлковровостьюВ», тонкой пластичВнностью орнаментальных форм, неповторимой гармоВннией ярких и чистых красок они выражали большое эстетическое содержание.

Образ человека не был исключен из поля внимания художников, хотя обращение к нему было ограничено, особенно в период усиления религиозных запретов. Изображения людей заполняют иллюстрации в рукоВнписях и часто встречаются в узорах на предметах приВнкладного искусства; известны также памятники моВннументальной живописи с многофигурными сценами и скульптурные изобразительные рельефы. Однако и в таких произведениях человеческий образ подчинен общему декоративному решению. Даже наделяя мноВнгими жизненными чертами фигуры людей, художники Арабского Востока трактовали их плоскостно, условВнно. В прикладном искусстве фигурки людей чаще всего включены в орнамент, они теряют значение самостояВнтельного изображения, становясь неотъемлемой частью узора.

Орнамент тАФ Влмузыка для глазВ» тАФ играет  очень важную роль в средневековом искусстве народов Арабского Востока. Он в известной мере компенсиВнрует изобразительную ограниченность некоторых виВндов искусства и является одним из важных средств выражения художественного содержания. Восходящая в своей основе к классическим античным мотивам арабеска, получившая распространение в странах средневекового Востока, явилась новым типом орнаВнментальной композиции, позволившей художнику заВнполнять сложным, плетеным, подобно кружеву, узором плоскости любого очертания. Первоначально в араВнбеске преобладали растительные мотивы. Позднее поВнлучил распространение гирих тАФ линейно-геометричеВнский орнамент, построенный на сложном сочетании многоугольников и многолучевых звезд. В разработке арабески, применявшейся для украшения как больших архитектурных плоскостей, так и различных бытовых предметов, мастера Арабского Востока достигли изуВнмительной виртуозности, создав бесчисленное множеВнство композиций, в которых всегда сочетаются два начала: логически-строгое математическое построение узора и большая одухотворяющая сила художественВнной фантазии.

К особенностям арабского средневекового искусства относится также широкое распространение эпиграфиВнческого орнамента тАФ текста надписей, органично вклюВнченных в декоративный узор. Отметим попутно, что религия 113 всех искусств особенно поощряла каллиграфию: переписать текст из Корана считалось для мусульманина праведным делом.

Своеобразный декоративно-орнаментальный строй художественного творчества по-разному выражался в отдельных видах искусства. Общие для многих народов Ближнего и Среднего Востока особенности архитекВнтуры были связаны с природно-климатическими услоВнвиями стран и возможностями строительной техники. В архитектуре жилищ издавна были выработаны приеВнмы планировки домов с внутренними дворами и с защищенными от зноя террасами. Строительная техника породила особые конструкции из глины, кирпича и камня. Зодчие того времени создали разнообразные формы арок тАФ подковообразных и особенно стрельВнчатых, изобрели свои системы сводчатых перекрытий. Исключительного мастерства и художественной выраВнзительности достигли они в кладке больших куполов, опирающихся на тромпы (конструктивную систему, возникшую еще в дофеодальный период).

Средневековые архитекторы Арабского Востока соВнздали новые типы монументальных культовых и светВнских строений: вмещавшие тысячи молящихся мечети; минареты тАФ башни, с которых призывали верующих на молитву; медресе тАФ здания мусульманских духовВнных училищ; караван-сараи и крытые рынки, отвечавВншие размаху торговой деятельности городов; дворцы правителей, укрепленные цитадели, крепостные стены с воротами и башнями.

Арабские зодчие, авторы многих шедевров среднеВнвекового искусства, большое внимание уделяли декоВнративным возможностям архитектуры. Поэтому одной из характерных черт синтеза искусств в монументальном зодчестве является важная роль декоративных форм и особое значение орнамента, который то моноВнхромным кружевом, то красочным ковром покрывает стены и своды зданий.

Широкое применение в архитектуре Арабского ВосВнтока получили сталактиты (мукарны) тАФ декоративное заполнение сводов, ниш и карнизов в виде призмаВнтических фигурок с нитеобразным вырезом, расВнположенных выступающими один над другим рядами. Возникли сталактиты из конструктивного приема тАФ особой кладки кирпича для создания  в углах помещений перехода от квадрата стен к кругу куВнпола.

Исключительно важная роль в художественной кульВнтуре стран Арабского Востока принадлежала прикладВнному искусству. Экономической базой для этого слуВнжило интенсивное развитие ремесла. В художественных ремеслах нашли яркое выражение местные древние традиции искусства, тесно связанного с народным бытом. Арабам тАФ мастерам прикладного искусства тАФ было свойственно высокое эстетическое Влчувство вещиВ», позволявшее, не нарушая практических функций предВнмета, придавать ему красивую форму и умело распоВнлагать на его поверхности узор. В прикладном декоВнративном искусстве Арабского Востока особенно ярко проявилось значение культуры орнамента, раскрылись его огромные художественные возможности. Орнамент привносит эстетическое содержание в совершенные по исполнению восточные ткани, ковры, расписную кеВнрамику, изделия из бронзы и стекла. Произведениям прикладного искусства Арабского Востока присуще еще одно важное качество: они обычно составляют очень целостный и выразительный декоративный ансамбль с архитектурным интерьером.

Основным видом живописи, получившим развитие на Ближнем и Среднем Востоке в эпоху средневековья, было иллюстрирование светских по содержанию рукописей. Арабские мастера широко пользовались этой возможВнностью, создав наряду с богатыми орнаментальными украшениями рукописей превосходные серии красочВнных миниатюр, дающих поэтически-образный рассказ о судьбах героев литературного произведения.

В XVI веке большинство стран Арабского Востока было захвачено Османской Турцией, господство которой позднее сменилось гнетом западноевропейских колонизаторов, тормозивших развитие национальной культуры и искусства. Однако и в пору упадка, когда иноземные захватчики насаждали в архитектуре и изобразительном искусстве формы, чуждые народам Арабского Востока, не умирало подлинно национальВнное художественное творчество. Оно жило в произвеВндениях арабских крестьян и ремесленников, которые, несмотря на бедность и тяжелые условия жизни, стреВнмились в узорах на одеждах и предметах народной утвари воплотить свои представления о прекрасном.

Рассмотрим более подробно культуру арабских стран на примере искусства средневекового Египта.

  1. ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОГО ЕГИПТА

История средневекового искусства Египта начинаетВнся коптским периодом. Искусство коптов тАФ египтян, исповедующих христианство,тАФ развивалось в IVтАФVII веках н.э., в период, когда Египет входил в состав Византийской империи. От этого времени сохраниВнлись базилики в Белом и Красном монастырях на краю Ливийской пустыни и многочисленные купольные гробВнницы. С развитием архитектуры был связан расцвет скульптурного узора и настенных росписей, исполВнненных на религиозные сюжеты. Большим своеобраВнзием отличались произведения прикладного искусства: резьба по кости и дереву и особенно ткани.

В искусстве коптов нашло выражение общее для всех областей Византии стремление подчинить поздне-античные художественные традиции требованиям ноВнвой средневековой религиозной идеологии. С другой стороны, в нем оказались сильны и чисто местные черты, уходившие своими корнями в древнеегипетскую культуру. Борьба этих тенденций определила своеВнобразие коптского искусства, выработавшего свой спеВнцифический художественный язык и подготовившего почву для высокого подъема и расцвета искусства Египта в эпоху зрелого средневековья.

В середине VII века Египет вошел в состав арабВнского халифата, но уже в IX веке он фактически был самостоятельным феодальным государством. С середины Х века, став центром могущественного государства Фатимидов, Египет начал играть осоВнбенно крупную роль в средневековой истории БлижВннего Востока. В XIтАФXII веках он вел обширную торговлю с Византией и Западной Европой; в руках египтян оказалась также транзитная торговля СредиВнземноморья со странами Индийского океана. Позднее, в XIII веке, после разрушения Багдада монголами, главный город Египта тАФ Каир тАФ претендовал на роль общемусульманской столицы. Однако еще важнее было то, что Каир стал средоточием культуры, одним из крупнейших центров развития науки и искусства арабВнского мира. Наряду с точными науками в Каире проВнцветало изучение истории; в XIV веке из Туниса в Египет переехал Ибн Халдун, которого называют перВнвым в мире социологом; в Каире писал свои труды и крупный историк средневековья Ахмед Макризи. СредВнневековый Египет дал миру превосходные литературВнные произведения: цикл арабских рыцарских романов и окончательную редакцию народных сказок ВлТысяча и одна ночьВ».

  • АРХИТЕКТУРА
  • Лучшие памятники средневековой архитектуры ЕгипВнта сохранились в Каире. Город прожил большую истоВнрию. В 641 году арабский полководец Амр ибн ал-Ас осВнновал Фустат, развалины которого находятся на южВнной окраине современного Каира. Согласно легенде, перВнвой на месте Фустата была воздвигнута мечеть. НеВнбольшая постройка уже в 673 году была расширена увеличением колоннады и двора. Несмотря на поздВннейшие переделки и ремонты, мечеть Амра заслуВнженно считается одной из самых старых арабских колонных мечетей, сохранивших величие и простоту, свойственные раннеарабской монументальной архитекВнтуре. В большом зале мечети более ста мраморных колонн, увенчанных резными коринфскими капителями, которые поддерживают высокие полуВнкруглые арки. Красивая перспектива уходящих вдаль колонн и арок заставляет почувствовать грандиозность пространства зала.

    Чрезвычайно ярко воплощено величие раннего арабского зодчества в архитектуре прекрасно сохранившей свой первоначальный облик большой мечети Ибн Тулуна, построенной в 876-879 годах в резиденции этого первого независимого от Багдадского халифата правителя средневекового Египта. ОгВнромный квадратный двор площадью почти в гектар (92х92м), окружен стрельчатой аркатурой, имеющей в отличие от мечети Амра, в качестве опор не круглые колонны, а прямоугольные столбытАФпилоны с трехВнчетвертными колонками на углах. Широкие проходы между столбами объединяют зал перед михрабом и обВнходы с трех других сторон двора в единое пространВнственное целое. В мечети легко размещаются тысячи молящихся мусульман. В ритме столбов и арок, охваВнтывающих двор по периметру, выражена строгая текВнтоника архитектуры мечети, которой подчинены и деВнкоративные мотивы.

    Архивольты больших и малых арок, капители колонок и карнизы украшены резным по стуку стилизованВнным растительным узором. Софиты больших арок имеют более сложные орнаментальные композиции Декоративные детали, украшая и гармонично выделяя основные плоскости и линии постройки, своим распоВнложением подчеркивают тектонику целого. Таким обВнразом, узор и архитектурные элементы, из которых слагается облик постройки, проникнуты единым орнаВнментальным ритмом. Интересно отметить, что стрельчатый профиль больших и малых арок мечети как бы повторяется в заостренных изгибах стебля, образуюВнщего основу непрерывного орнамента, идущего по абВнрису арок и по пилонам.

    Снаружи мечеть Ибн Тулупа имеет характерные для раннесредневековых монументальных сооружений БлижВннего Востока черты суровой крепостной архитектуры. Традиции крепостного зодчества, а может быть, и реальная потребность в случае нападения на город превращать мечеть в оплот защиты вызвали своеобразный прием окруВнжения культового здаВнния внешней стеной, создававшей вокруг меВнчети свободный, ничем не застроенный широВнкий обход. Все же монуВнментальная гладь наВнружных стен мечети Ибн Тулуна не лишена декоративной обработВнки: верхнюю часть стен расчленяет своеобразВнный фриз из стрельчаВнтых окон и арочек, контрастно выделенных светотенью; кроме того, ажурный парапет увенВнчивает стены. Близкое по характеру оформлеВнние окнами и арками было сделано в IX веке и на фасадах мечети Амра. Таким образом, как и в Самарре, в ранних каирских постройках видна художественная переВнработка древнейших приемов монументального крепоВнстного зодчества.

    В архитектурном облике мечети важную роль играет минарет, возвышающийся рядом со зданием, между двойными стенами. Исследователи считают, что первоВнначально он имел вид ступенчатой круглой башни, снаружи которой спиралью шла лестница. Своим расположением и формой минарет сильно напоминает Мальвию большой мечети в Самарре. Как и там, устремленное вверх тело Минарета было противопоставлено горизонтально растянутой аркатуре двора. О том, что наряду с местными художественными традициями при сооружении мечети играли известную роль и месопотамские строительные приемы, свидетельствует также применение кирпичной кладки, не свойственной зодчеству Египта.

    В 1926 году в центре двора мечети был воздвигнут купольный павильон над бассейном для омовения и, по-видимому, одновременно нижнюю часть минарета заключили в кубической формы башню.

    К середине IX века относится самый ранний из дошедших до нашего времени памятников гражданской архитектуры средневекового Египта тАФ Нилометр, построенный на острове Рода близ Фустата. Сооружение представляет глубокий колодец с высокой колонной посередине, по которой измерялся уровень воды в Ниле. Стены колодца выложены камнем, украшены декоративными нишами и фризами с куфическими надписями.

  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
  • Исследования, проведенные за последние несколько десятилетий, свидетельствуют о развитии в среднеВнвековом Египте монументальной живописи, а также миниатюры, особенно в XIтАФXII столетиях. В каирВнском Музее исламского искусства хранится найденная при раскопках 1932 года замечательная стенная росВнпись с изображением человеческих фигур в крупных стрельчатых обрамленьях. В одной из таких ниш поВнмещена фигура сидящего мужчины в пестром халате, с тюрбаном на голове и кубком в правой руке. Его округлое лицо не лишено живой выразительности. Живопись исполнена в плоскостной манере, в светлых тонах; контуры фигуры обозначены широкой свободной линией.

    Значительное число миниатюр, относящихся к фати-мидской эпохе, собрано в Музее исламского искусства и в частных собраниях Каира. Эти миниатюры имеют ярко выраженное своеобразие, что позволяет говорить о существовании в Египте в этот период вполне самоВнстоятельной школы миниатюрытАФодной из наиболее ранних в истории средневекового искусства Ближнего Востока.

    Прикладное искусство Египта издавна отличалось высоким художественным совершенством и разноВнобразием видов. Особенно выделялись богато орнаВнментированные льняные и шелковые ткани, изделия из горного хрусталя, стекла и металла.

    Художественное ткачество имеет в Египте древние традиции. Главные центры средневекового текстильВнного производства тАФ Александрия, Дамиетта, Тиннис тАФ были знамениты своими изделиями еще в римВнское и византийское время. Художественные традиции коптских тканей IIIтАФIV веков продолжают жить с некоторыми изменениями в египетском текстиле вплоть до конца фатимидского времени. Это и не удиВнвительно: роскошные ткани в мастерских халифов по-прежнему вырабатывались в значительной части руками мастеров-коптов.

    Для тканей конца VIIIтАФIX веков характерен проВнстой, строгий узор, состоящий обычно из нешироких полос, заполненных куфическими надписями, содержаВнщими благопожелания и нередко имя правящего халиВнфа, или несложным геометрическим орнаментом. При этом большая часть фона ткани оставалась свободной.

    В тканях фатимидского времени (XтАФXII века) возВнрождается все богатство технических и художественВнных приемов коптского ткачества, преломленных, однако, в духе требований новой эпохи: исчезают столь распространенные в коптском текстиле живописно исВнполненные композиции и отдельные фигуры на мифолоВнгические сюжеты. Изображения различных птиц и животных приобретают стилизованно-орнаментальный характер. Большую роль в художественном строе деВнкора играет полихромия.

    Уже в раннефатимидских тканях рубежа ХтАФХ1 веВнков с полной ясностью выявляются характерные для этого периода приемы композиции декора и орнаменВнтации. Так, на одной из шелковых тканей узкие полосы с куфическими надписями (черно-белые буквы на карВнминно-красном фоне) выделяют широкую полосу, укВнрашенную овальными медальонами со стилизованными изображениями орла в середине и четырех уток по сторонам. Расцветка деталей меняется в каждом медальоне: поле одного из них красное с тонВнкой зеленой каймой, фигуры птиц синие или светло-голубые на желтом фоне; внутри фигуры орла тАФ обвеВнденный черным контуром красный щит с белым рисунВнком. В другом медальоне фон зеленый с красной каймой, утки красные на белом фоне, орел желтый на красном фоне со светло-голубым внутренним рисунком на черном щите. Такое чередование цветов при мелкоВнмасштабном узоре усиливает впечатление разнообразия орнамента и создает богатую и тонкую игру цветовых пятен. Для тканей этого времени характерны также полосы с куфическими надписями по краям и изобраВнжениями зверей и птиц (зайцев, собак, уток) в средВнней полосе.

    В художественном текстиле более позднего времени (XII век) наблюдаются известные перемены: надписи вместо угловатого куфи исполняются округлым поВнчерком насх, рисунок делается более схематичным, излюбленным становится золотой фон. В это время очень распространены широкие декоративные полосы, где между узких кайм со стилизованным буквенным орнаментом расположены овальные или ромбовидные медальоны, в которых чередуются изображения жиВнвотных и птиц. В расцветке этих тканей доминирует мягкий желто-золотой цвет узора на карминно-красном фоне. Полосы с надписями нередко разделены тонкими светло-синими линиями. Орнаментальные полосы, знаВнчительно более широкие, чем в изделиях предшестВнвующего периода, располагаются близко друг к другу, оставляя мало свободного фона.

    Наряду с узорными льняными и шелковыми тканями в египетском текстиле были очень распространены различные виды вышивок. Выделывались также драгоВнценные, затканные тяжелыми золотыми и серебряными нитями ткани с очень тонкой основой, на которой рельефно выступали пышные узоры. С XIIIтАФXIV веВнков в египетском художественном текстиле преобладают ткани, сплошь покрытые узкими разноцветными полосами с мелким геометрическим узором, образоВнванным сочетаниями различных звезд, треугольников и других фигур.

    В узоре резьбы по дереву наряду с развитием новых декоративных тенденций достаточно прочно держались старые местные традиции и технические приемы. Об этом свидетельствует, в частности, распространение фигурных изображений на многих резных панелях и досках.

    Одним из выдающихся образцов раннефатимидского резного дерева является иконостас церкви Варвары в Каире; хотя это, несомненно, работа коптВнского мастера, она обнаруживает все характерные для этого времени черты и мотивы. Панели иконостаса украшены арабесковыми завитками, в которые вкомпонованы изображения птиц, животных и превосходВнно исполненные охотничьи и жанровые сцены. Все эти сюжетные изображения трактованы чисто декораВнтивно, а фигуры животных и птиц часто помещены в симметричной, геральдической композиции.

    Другим интересным примером являются несколько панелей, находящихся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Композиция украшающего их узора, в общем одинаковая, состоит из округлых переплетений цветущих стеблей, трактованных в духе арабески; меняются лишь центральные изображения: в ряде случаев это стоящие друг перед другом в геральдической позе фигуры птиц и животных, на одной панели изображен сидящий музыкант. Благодаря знаВнчительному углублению фона (примерно на 1,5 см) создается очень богатая и контрастная игра светотени, четко выявляющая рисунок. Подобными же чертами отличаются и панели с изображениями конских голов (Музей исламского искусства, Каир; Музей МетроВнполитен, Нью-Йорк), где глубоко выбранный фон еще сильнее подчеркивает контуры узора. На некоторых панелях встречается резьба в несколько планов.

    Выдающиеся образцы художественной резьбы по дереву, украшавшей некогда Малый, пли Западный, дворец, фатимидских халифов (был закончен между 1058 и 1065 годами), обнаружены в комплексе мари-стана султана Калауна, где эти резные доски были вторично использованы в XIII веке. Первоначально они составляли фриз, украшенный многочисленными изображениями охотников, музыкантов, танцовщиц, торговцев с верблюдами, зверей и птиц. Все эти изображения размещены на фоне растительВнных побегов, данных более низким рельефом, чем фигуры. Рисунок здесь свободнее и живее, чем в ранВнних памятниках, но значительно менее детализиВнрован.

    В резном дереве XII века фигурные изображения приобретают все более обобщенную, силуэтную тракВнтовку, сравнительно редко встречавшуюся в произвеВндениях ХтАФXI веков; само исполнение их становится менее тщательным. Зато совершенствуется и обогаВнщается орнаментальная резьба. Выдающимся памятВнником этого времени является михраб мечети Сайиды Нафисы, исполненный между 1138 и 1145 годами (МуВнзей исламского искусства, Каир). Его узор состоит из прекрасно выполненных арабесок и плетений виноВнградных лоз в сочетании с геометрическими полосами, образующими многоугольники. Другим примером слуВнжит деревянное резное надгробие ал-Хусайни сереВндины XII века, вся поверхность которого покрыта арабеской, состоящей из геометрических полигональВнных узоров и растительных мотивов.

    Среди египетских художественных изделий из бронВнзы ХтАФXII веков выделяются декоративные фигуры и сосуды в виде различных животных и птиц. Характерным примером является водолей в виде павлина (XтАФXI века, Лувр); его ручка заканчиваетВнся стилизованной голоВнвой сокола или кречета, вцепившегося клювом в шею павлина. Над окВнруглым туловищем птиВнцы с объемно переданВнными крыльями подниВнмается длинная, изящно изогнутая шея, несущая небольшую голову с полуоткрытым клювом. Оперение передано тонВнким чеканным орнаменВнтом. В более позднем памятнике этого рода тАФ большом крылатом гриВнфоне (XIтАФXII века, музей в Пизе) орнаменВнтальное начало доминиВнрует над пластической формой тАФ почти вся поВнверхность фигуры покрыта орнаментом, имитирующим детали оперения, полосами куфических надписей, клеймами с изобраВнжениями сиринов и различных фантастических животВнных.

    В XIII веке, когда установились тесные связи Египта с Сирией и Ираком, в Египте появилось значительное количество художественных изделий прославленных иракских, особенно мосульских мастеров. Надписи, выгравированные на некоторых предметах, сохранили нам имена мосульских мастеров, работавших в Каире и оказавших влияние на творчество египетских ремесВнленников. Интересным примером художественных бронВнзовых изделий этого времени является датированная 1271 годом сферическая прорезная курильница с имеВннем эмира Бейсари (Британский музей. Лондон). На поверхности курильницы между поясами надписей расположены круглые медальоны с ажурными изоВнбражениями двуглавых орлов; поле вокруг медальонов заполнено растительной арабесВнкой.

    Прекрасный образец художеВнственной работы 113 металла тАФ шестигранный инкрустированный столик султана Калауна, сделанВнный мастером Мухаммедом нон Сункуром 113 Багдада в 1327 году (Музей исламского искусства в Каире). Его ажурные боковые стенки и дверцы, а также верхняя плоскость украшены калВнлиграфическими надписями (вкомпонованными в медальоны или пояса), розетками и инкрустироВнванными изображениями стайки летящих птиц. Прорезные столики, курильницы, шкатулки из металла и т. п. становятся очень распроВнстраненными изделиями в Египте, Сирии и Ираке в XIV тАФ XV веВнках.

    Художественная обработка металла использовалась также в отделке монументальных зданий. Выдающимся примером этого рода являются бронзовые инкрустиВнрованные двери мечети султана Хасана в Каире, украшенные виртуозно исполненным многоплановым геометрическим орнаментом, ажурной резьбой и пояВнсами декоративных надписей.

    Искусство обработки горного хрусталя было особенно развито в ХтАФXI веках. Из больших кристаллов исВнкусно вырезались кувшины, бокалы, кубки, флаконы, различные шахматные и иные фигуры, их поверхность часто гранилась или покрывалась гравировВнкой. Историк Макризи сообщает, что в сокроВнвищнице фатимидских халифов хранилось окоВнло двух тысяч драгоВнценных хрустальных соВнсудов. Изделия   егиВнпетских гранильщиков очень высоко ценились в средневековой Европе. Среди прекрасных проВнизведений этого рода особенно   выделяются два больших кувшина, находящихся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. На одном из них рельефной гравиВнровкой среди крупных вьющихся стеблей и поВнлупальметт изображены большие хищные птицы, клюющие поверженную лань. Рисунок несколько схематичен и обобщен, но очень увеВнрен и смел и прекрасно вкомпонован в отведенВнное ему пространство. Другой кувшин лишен какого бы то ни было орнаментального декоВнра; его главное достоВнинство состоит в пораВнзительной    четкости и пропорциональности формы и безукоризненВнном качестве грани, приВндававшей ему в лучах света сияние алмаза.

    Художественное стекВнло, имевшее в Египте давние традиции, доВнстигло своего наибольшего расцвета в XIIIтАФXIV веках, когда к известным ранее приемам украшения тАФ гранению, гравировке, рельефу, цветному и витому стеклу тАФ присоединилась роспись золотом и цветными эмалями. Основными ценВнтрами производства художественного стекла были Фустат, Александрия, Фаюм. По своим формам и общему характеру декора художественное стекло Египта близко к сирийскому, но для него типичны крупные надпиВнси с  благопожеланиями, нередко покрывающие широкими поясами почти всю поверхность сосуда.

    Египетские художественные керамические изделия тАФ расписанные люстром и различными красками фаянВнсовые и глиняные вазы, чаши и блюда тАФ часто наряду с различными растительными и геометрическими мотиВнвами украшены изображениями животных, рыб, птиц и человеческих фигур. Особенно красивы большие зеленовато-желтые люстровые блюда XI века с крупными фигурныВнми изображениями, исполненными в своВнбодной живописной манере. Среди изобраВнжений встречаются фигуры музыканта, человека,  наливаюВнщего в кубок вино, всадника,  двух- и трехфигурные жанВнровые и батальные сцены, а также реальВнные и фантастичеВнские животные, мотиВнвы борьбы зверей. По стилю роспись на кеВнрамике XI века очень близка упомянутой выше   фатимидской стенной живописи.

    В ХIII-ХV столеВнтиях искусство кераВнмики в Египте вновь пережило подъем: исполнялись сосуды с тонкой многоцветной росписью, изображавшей животных и птиц среди растительных мотивов. Традиции расписной керамики, как и других видов прикладного искусства, продолжали жить в Египте на протяжении всей эпохи средневековья и сейчас составляют основу народных художественных ремесел.

    Развивавшееся на протяжении многих столетий исВнкусство средневекового Египта представляет большую, самобытную школу в истории искусства арабских стран, игравшую крупную роль в процессе взаимодейВнствия художественных культур Ближнего Востока и Западной Европы.

    1. ПОСЛЕСЛОВИЕ

    Вклад арабских народов в историю мирового искусВнства и архитектуры трудно переоценить. Они внесли большой вклад в сокровищницу мировой художественной культуры, создали произведения искусства, одухотворенные своеВнобразным и тонким пониманием прекрасного. Однако при наличии общих черт искусство каждой области арабского мира крепко связано с местными художестВнвенными традициями, прошло свой путь развития, обладает ярко выраженными особенностями. Черты неповторимого своеобразия отличают памятники средВнневекового искусства Сирии от памятников Ирака, Египта, Северной Африки и мавританской Испании.

    Творчество средневековых арабских художников окаВнзало плодотворнее воздействие на искусство многих стран, в том числе и на искусство Европы. Арабское или, как его чаще называли в Европе, ВлмавританскоеВ» художественное влияние прослеживается, особенно в тканях, керамике, украшении оружия и других отрасВнлях прикладного искусства, не только в пору расцвета средневековых арабских государств, но и много стоВнлетий спустя после их падения.

    1. ЛИТЕРАТУРА
    1. тАЬИскусство арабских народовтАЭ Б.Веймарн, Т.Каптерева, А.Подольский;
    2. тАЬКрасная книга культурытАЭ под ред. В.Рабиновича.

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. ИСКУССТВО АРАБСКИХ НАРОДОВ        1

    2. ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОГО ЕГИПТА        9

    2.1. АРХИТЕКТУРА        10

    2.2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО        12

    3. ПОСЛЕСЛОВИЕ        18

    4. ЛИТЕРАТУРА        20

    Вместе с этим смотрят:

    Искусство Византии. Иконопись
    Искусство Возрождения в Италии
    Искусство Греции
    Искусство Древнего Востока