Арбат в культуре и литературе второй половины ХХ века

Содержание.
  1. Введение.
  2. Арбат в романе А.Н. Рыбакова ВлДети АрбатаВ».
  • Арбат и Влстихия историиВ» А.Н. Рыбакова;
  • Топос Арбат в обновляющейся Москве;
  • Краткие выводы.
  1. Арбат в творчестве писателей второй половины XX века.
  2. Заключение.
  3. Литература.
1. Введение.

Сегодня Арбат не просто одна из частей Москвы, даже не просто одна из центральных улиц. Если ВлсердцеВ» России тАУ Москва, то ВлсердцеВ» столицы тАУ именно он, Арбат. Любуясь соборами, церквями, площадями, улицами и улочками этого огромного города, человек, побывавший когда-то на Арбате, никогда его не забудет. И дело, быть может, не столько в том, что и сегодня это один из культурных центров любимого города: ежедневно здесь собираются певцы и поэты, Влваганты и бардыВ» из народа. Нет, здесь нет Влкультурной интеллигенцииВ», если она и появляется, то крайне редко: прошли, наверное, те времена, когда Окуджава пел вживую на Арбате; и, тем не менее, это все же культурный центр столицы. Эта улица постоянно отвечает исканиям людей из поколения в поколение.

Наибольший вес Арбату придает, как нам кажется, та история, которую он несет в себе: историю не столько политическую, сколько культурную. Постоянно оставаясь центром, он впитывает в себя атмосферу эпохи. Рано или поздно, сконцентрировав в себе идеи среды, он порождает творцов. Кто станет спорить с тем, что, допустим, Булат Окуджава и Анатолий Рыбаков тАУ Влдети АрбатаВ»? А ведь это только крупнейшие величины, на самом же деле их много больше: писателей, актеров, музыкантов, поэтовтАж

ВлДети АрбатаВ» не забывали позднее это место, или, как мы его назвали, этот топос. В своих произведениях они отдавали ему дань, признавая его роль в истории, прежде всего в их истории тАУ жизни этих людей, в которой Арбат занимал настолько важное место. Привязанность к нему, наверное, сохранялась навсегда.

В шестидесятые годы в литературе появилось целое течение ВлшестидесятниковВ», которые работали на Арбате, встречались, писали, вращались в его среде, поэтому и не вызывает вопросов то, что эта улица так часто фигурировала в их произведениях и ей придавалось именно такое значение в творчестве, в котором она зачастую становилась одной из осей.

В этой работе мы постараемся определить значение этой ВлосиВ», выражение ее в произведениях. Для этого  мы выделили несколько работ этого периода, затрагивающих данную тему: роман уже упомянутого нами А.Н. Рыбакова ВлДети АрбатаВ» и несколько рассказов и повестей Булата Окуджавы. ВлДети АрбатаВ» в свое время настолько полно выразили всю сущность этого места и показали связь с ним конкретных людей, что резонанс, последовавший за опубликованием романа, был огромным: автор в одночасье стал, можно сказать, кумиром многих москвичей, да и не только москвичей тАУ вся страна просто зачитывалась книгой (хотя она долгое время оставалась запрещенной); читатели и критики обсуждали роман в различных кругах, Влдети АрбатаВ» выражали свою поддержку. Это произведение стало, как нам кажется, своеобразным толчком к дальнейшему развитию темы, направив в Вларбатское руслоВ» различных писателей и поэтов.

Свою поддержку выказал, как мы увидим позднее, и Булат Окуджава. Большая часть его творчества также посвящена Арбату. Конечно, в основном это относится к лирике барда, но и в прозе он не мог обойти вниманием улицу, которая его ВлвоспиталаВ».

Выделим сразу два основных вопроса, которые мы будем рассматривать в данной работе: во-первых, Арбат и Влстихия историиВ» тАУ связь этой центральной улицы с жизнью человека, народа и собственно писателя, во-вторых, топос Арбат в произведениях писателей второй половины XX века: каким видели авторы Арбат в центре меняющейся Москвы и, главное, художественный образ улицы в произведениях этих авторов.

2. Арбат в романе А.Н. Рыбакова ВлДети АрбатаВ».

Вынесем за скобки то, что уже известно любому читателю, заинтересовавшемуся творчеством А. Рыбакова. Родился писатель в 1911 году в Чернигове и лишь позднее переехал в Москву, со временем ставшую для него родной. Кроме романа ВлДети АрбатаВ» им были созданы и другие ВлбестселлерыВ» тех лет. ВлВодителиВ», ВлЕкатерина ВоронинаВ», ВлЛето в соснякахВ», ВлКортикВ», ВлБронзовая птицаВ» тАУ это вовсе не полный список его работ. Вернувшись с наградами с войны, в которой участвовал с первых до последних дней, он не однажды получал награды и за свои литературные труды.

Как мы понимаем, роман ВлДети АрбатаВ» - автобиографический, в образе главного героя Саши Панкратова немало от реалий судьбы самого писателя. Здесь, впрочем, потребуется некоторое уточнение. Убедительный дар Анатолия Рыбакова точно отбирать материальные и психологические детали для того, чтобы передать дух времени, чтобы придать ему практически осязаемые формы, достаточно широко известен: это могут заметить не только биографы и критики, подробно анализировавшие творчество Рыбакова разных лет, но и даже просто внимательные читатели. Однако нет сомнения, что не только лишь и не столько биографическое начало, не только реалистичность письма стали причиной успеха его романа. Понять сущность и причины этого успеха, значит, многое понять в той эпохе, где творил автор. Это эпоха пробуждения народного самосознания и общественной мысли, поисков правды о десятилетиях, прожитых страной, какой бы жесткой ни оказалась истина.тАж Поэтому, при обсуждении роман и даже конкретно Арбат не может не зайти речь об исторических судьбах, о связи романа и, опять же, конкретно Арбата с историей.  

Арбат и Влстихия историиВ» Анатолия Рыбакова.

Для Рыбакова роман ВлДети АрбатаВ» был, понятно, в большей степени описанием своей судьбы. В одном из своих интервью он высказывался так: ВлЧто же касается Саши Панкратова, хотел бы сделать несколько пояснений. Когда говорю, что роман ВлДети АрбатаВ» тАУ вещь автобиографическая, то имею в виду, что события в жизни героя совпадали с событиями моей жизниВ»1. Таким образом, в лице этого героя автор передавал свои реальные эмоции и переживания, неудачи и трагедии.

Конечно, Арбат стал здесь одной из нескольких осей повествования, но все-таки не главной. Центральной осью стала история. Свою задачу сам автор определил так: ВлМне в этом романе важно было стилизовать повествование под документальную хронику времени: с одной стороны, конкретные примеры облика и жизни обновляющейся МосквытАж, с другой тАУ стихия истории, стихия характера, в котором воля, честолюбие и страсть безмерной власти приняли чудовищные, уродливые формыВ»2. Значит, даже не история в целом, а именно власть, тоталитарность, извращенность форм отношений между человеком и режимом так возмущали Рыбакова.

Как же на деле, в самом романе реализовывал писатель свои планы и идеи?

Если относить роман к историческим, то следует сделать оговорку, указывающую на то, что Влдрама идейВ», положенная в его основу, захватывает не меньше, чем Влдрамы людейВ» тАУ судьбы доподлинных и вымышленных героев. То есть история приобретает в нем актуальное идеологическое и политическое звучание, и роман в целом может быть назван и политическим, и идеологическим в той же степени, как и историческим.

История, политика, идеология тАУ все это вместе сплетено особенно в тех сценах, главным действующим лицом которых является Сталин. На глазах Сталин закладывает основы человеческой жизни, ни считаясь ни с чем, ни с людьми, ни с идеями. ВлНа наших читательских глазах Сталин закладывает ВлтеоретическийВ» фундамент, возводит каркас ВлмоделиВ» социализма, отвечающей его эклектичным представлениям, в которых исторические и социальные реалии тАж самым причудливым образом перемешиваются с домыслами и ВлдопускамиВ» человека, взявшего точкой отсчета в решении великой, всемирного значения и масштаба задачи собственную ВлнепогрешимостьВ» теоретика и практика марксизма, знатока Влрусской душиВ», утверждение и возвышение личной безграничной властиВ»,3 - пишет по поводу мотивов и поступков в романе этого героя В. Оскоцкий.

Вот, что говорит сам автор: ВлВы ошибаетесь, определяя Сталина как персонажа романа. Он тАУ один из двух главных героев. Я написал роман о Саше и о Сталине. Потому что в противостоянии этих двух личностей увидел главный конфликт времениВ»4. Железнова в интервью возражает писателю: ВлВы говорите, что написали роман о двоих? Позвольте не согласиться: это тАУ начало романа-эпопеи обо всех нас. Живущих и живших. О том, что судьбы людей, объединенных одним Влисторическим воздухомВ», связаны воедино, переплетены, нерасторжимыВ»5. Мы не можем не согласиться с Железновой, поскольку в романе все же не два героя. Противоречие же между автором и критиком разрешается просто: произведение замышлялось как роман о двух личностях (о себе и о Сталине), но получилась своеобразная драма-эпопея, в которой рушились судьбы многих людей, как это, собственно и было в ту эпоху.

Если Арбат тАУ центр ВлкультурнойВ» истории в жизни и, как мы уже сказали, одна из осей романа, то как он совмещается в произведении с той политической и идеологической историей, которая была причиной его создания?

Поскольку герой романа все же простой человек, то Арбат тАУ среда его обитания. Люди существуют в этом мире, они неразрывно связаны с ним. Больше того: именно Арбат делает из них людей, служит почвой для превращений. Этим людям (Саше, Варе и другим) чуть больше двадцати лет, то есть, можно сказать, что это первое пост октябрьское социалистическое поколение. Они не могут оглядываться на прошлое, которое бессмысленно для них, поскольку не даст никакого поучительного урока: только отрицание. Оглядываться не на что, а потому человек должен делать себя сам. Варя тАУ сирота, но она себя так не ощущает. Все они не сироты. Они тАУ новые люди. Как писал Лев Аннинский, Влперед нами тАУ первое советское поколение (курсив тАУ автора статьи): не ВлоказавшеесяВ» в новой реальности и не ВлперекованноеВ» из старого материала, но созданное новой реальностью, вызванное к жизни новой реальностью, символизирующее новую реальностьВ»6 Они не ВллишилисьВ» прошлого тАУ они обронили его за ненадобностью. Прошлое ничто, а будущее тАУ все. Рыбаков исследует попытку создать нового человека, создать его из ничего тАУ только из идеи, и утвердить на новой земле, где все старое разрушено. Арбат тАУ почва для эксперимента, московская улица, потерявшая в 30-е годы свой старинный изыск, но приобретшая близость к центру мировой революции, к Дворцу Советов, который намечено возвести на месте взорванного храма Христа Спасителя. Дети Арбата тАУ новая поросль нового общества и первый его человеческий результат.

Так в романе перекликаются судьба человека и политическая история, то есть история власти. Оскоцкий отмечал, что Влроманом ВлДети АрбатаВ» современная литература, к ее чести и достоинству, начала осуществлять свой расчет с прошлымВ»7. Только достоинство это не столько современной литературы, сколько конкретного произведения и конкретного автора.

      Топос Арбат в обновляющейся Москве.

Приступим теперь уже не к идеологической функции Арбата, а его художественному образу, что не менее важно, поскольку передает отношение самого автора к изменениям, происходящим в городе, а значит, и в стране, поскольку для любого москвича Москва тАУ не просто столица, а душа и сердце России, следовательно, какой-то перелом здесь означает ломку этой традиции по всей  России.

Художественная правда образа в ВлДетях АрбатаВ» многозначнее и многомернее правды строго фактологической. Писатель достигает ее разными, но взаимосвязанными путями. Один из них  - поразительная и пронзительная узнаваемость эпохи через множество колоритных примет: социальных, психологических, бытовых деталей. Погружаясь вслед за героями романа в атмосферу Москвы, Арбата, арбатских переулков, домов, квартир, читатель, по замыслу автора, должен как бы заново открывать для себя потускневший в памяти довоенный мир: коммунальный, уличный, магазинный. Описание этого мира совершенно, выразительно, живописно, но, что особенно важно, насквозь просвечено временем, а что особенно важно, передает его в срезе общества. Передает автор и психологическую атмосферу эпохи: заводские сцены, институтские собрания, первомайские демонстрации, вплоть до резких контрастов богемы, молодежных вечеринок, бутырских очередей. Ощутимость и зримость всего этого также поразительны.

Реалистичность Арбата в любом из описательных моментов видна невооруженным глазом: как говорится, кажется, что можно буквально войти в этот мир. Читателю многое станет ясным уже с первых страниц романа. Стоит только привести здесь несколько первых фраз романа, который начинается именно с описания этой улицы: ВлСамый большой дом на Арбате тАУ между Никольским и Денежным переулками, теперь они называются Плотников переулок и улица Веснина. Три восьмиэтажных корпуса тесно стоят один за другим, фасад первого выложен белой глазурованной плиткой. Висят таблички: ВлАжурная строчкаВ», ВлОтучение от заиканияВ», ВлВенерические и мочеполовые болезниВ»тАж Низкие арочные проезды, обитые по углам листовым железом, соединяют два глубоких темных двораВ». Рыбаков сразу объясняет читателю, как Арбат выглядит, темные дворы, которые отличают это место, низкие проездытАж

Автор в первом же предложении указывает на изменения, которые происходят в последнее время с Арбатом: появляются новые ВлконторыВ», переименовываются улицы тАУ скорее всего изменения происходят уже при советской власти. Еще раз вспомним комментарий самого писателя: ВлМне в этом романе важно было стилизовать повествование под документальную хронику времени: с одной стороны, конкретные приметы облика и жизни обновляющейся Москвы (помните, трамвай на Арбате сняли, гостиница Москва строится?.), с другой тАУ стихия истории, стихия характератАжВ»8 С этого, как мы видим, автор и начинает: дает нам конкретное бытовое описание Москвы, хотя описывает при этом Арбат, и даже не всю улицу, а лишь несколько темных дворов. Заметно, что писателя затрагивают и волнуют эти изменения, поскольку оказывается, что жизнь переворачивается прямо на глазах.  Лев Аннинский, говоря о людях нового поколения, также указывал на то, что Арбат  - некое поле эксперимента, что он утратил свое обаяние в 30-е годы, которое так дорого было Аннинскому9 и, что хорошо заметно, Рыбакову тоже. Напрашивается вывод, что ВлстароарбатовцыВ» искренне любили свою старую улицу, не перенося даже и видимости изменений.

С самого же начала упомянув об этих изменениях, писатель следующим шагом, в следующем же абзаце, знакомит нас с людьми, находящимися на Арбате в данный момент: ВлСаша Панкратов вышел из дома и повернул налево тАУ к Смоленской площади. У кино ВлАрбатский АрсВ» уже прохаживались парами девочки, арбатские девочки и дорогомиловские, и девочки с Плющихи, воротники пальто небрежно приподняты, накрашены губы, загнуты ресницы, глаза выжидающие, на шее цветная косынка тАУ осенний арбатский шик. Кончился сеанс, зрителей выпускали через двор, толпа выдавливалась на улицу через узкие ворота, где к тому же весело толкалась стайка подростков тАУ извечные владельцы этих местВ». Люди здесь типичные: автор дает пока только собирательные названия тАУ Влдевочки, подростки, зрителиВ». И только один герой сразу выделен из общих типов тАУ Саша Панкратов тАУ главный герой романа. Но речь сейчас не о нем, а об Арбате. Автор очевидно дает понять, что центр Москвы тАУ именно Арбат: сюда приходят ВлдорогомиловскиеВ» и Влдевочки с ПлющихиВ». Здесь есть и свои правила поведения: Влцветная косынка тАУ осенний арбатский шикВ» тАУ у Арбата своя мода, равно как и своя культура в целомтАж

После того, как читатель получил некие сведения об арбатских постройках и людях, которые являются неотъемлемой его частью, он получает от автора доказательства того, что жизнь не статична и для Арбата: каждый день и он проживает свой цикл: ВлАрбат кончал свой день. По мостовой, заасфальтированной в проезжей части, но еще булыжной между трамвайными путями, катили, обгоняя старые пролетки, первые советские автомобили ВлГАЗВ» и ВлАМОВ». Трамваи выходили из парка с одним, а то и с двумя прицепными вагонами тАУ безнадежная попытка удовлетворить транспортные нужды великого города. А под землей уже прокладывали первую очередь метро, и на Смоленской площади над шахтой торчала деревянная вышкаВ». Рыбаков дает весьма реалистичный урбанистический портрет города и улицы. Арбат живет, дышиттАж Ежедневно он принимает десятки и сотни тысяч людей, тысячи автомобилей. Именно под Арбатом прокладывают Влпервую очередь метроВ», по Арбату движутся Влпервые советские автомобилиВ». Словом, это действительно центр столицы тАУ он везде первый, неважно, касается ли это моды или техникитАж Кажется, что автор просто передает свою любовь к улице, доказывая читателю его первенство во всем.  

Арбат тАУ наиболее многолюдная улица, люди предпочитают приходить именно сюда, поскольку это все же центр культурной и даже, как мы только что видели, технической жизни, научно-технического прогресса: ВлМарк Александрович пересек Арбатскую площадь и пошел по Воздвиженке, неожиданно тихой и пустой после оживленного АрбатаВ», - так подробно описывается путь Марка по Москве. Рыбаков, конечно, вовсе не случайно постоянно делает такие вставки: он просто хочет выразить свои эмоции и воспоминания, поскольку роман все же больше автобиографический, чем наоборот. Не раз проходил по этим местам сам автор, и здесь отражение получает его ностальгия по знаковым местам его молодости.

Рыбаков нередко противопоставляет город деревне, Влчудеса урбанизацииВ» каким-то природным явлениям. Сам он объясняет это так: ВлЯ стремился к тому, чтобы проявлялись неожиданные монтажные стыкиВ» в, казалось бы, несмыкающихся сюжетных и стилистических пластах романа: Москва и тАУ деревенька Мозгова, кабинет в Кремле и тАУ лесная глухомань, в которой пропадает от тоски и безверия в будущее мой Саша ПанкратовтАж В противоборстве, в столкновениях и ВлперекличкеВ» самых разных персонажей должны были обозначиться кольца роковых лет, стягивавшие горло нашей общей судьбыВ»10. Вот и в произведении встречаются такие моменты: ВлПо Большому Савинскому переулку, мимо старых рабочих казарм, откуда слышались пьяные голоса, нестройное пение, звуки гармоники и патефона, потом по узкому проходу между деревянными фабричными заборами они [Катя и Саша тАУ прим. автора] спустились на набережную. Слева тАУ широкие окна фабрик Свердлова и Ливерса, справа тАУ Москва-река, впереди тАУ стены Новодевичьего монастыря и металлические переплеты моста Окружной железной дороги, за ними болота и луга, Кочки и ЛужникитАжВ» Новодевичий монастырь находится рядом с фабриками и Окружной железной дорогойтАж Рыбаков неспроста ищет такие моменты. Если, как он сказал, в таком противостоянии должны обозначиться Влкольца роковых колецВ», стягивающие горло общей судьбы народа, то что здесь эти кольца? Деревни? Фабрики? Консерватизм монастырей? Или слишком быстрый технический прогресс в виде автомобилей и железных дорог?

Ответ на этот вопрос можно дать, если вспомнить, как относился Рыбаков к такому бурному развитию. Как нам кажется, он приветствовал техническое и культурное первенство Арбата, но вот многое объясняющая цитата: ВлРеспектабельный до революции, дом на Арбате оказался теперь самым заселенным тАУ квартиры уплотнили. Но кое-кто сумел уберечься от этого тАУ маленькая победа обывателя над новым строемВ». Дом, оказывается, был респектабельным только до революции (напоминает, пожалуй, историю с домом булгаковского профессора Преображенского). Кто-то же, сумев избежать подселения, одержал победу над новым строем. Значит, автор живет все-таки больше стариной, а не столь быстро развивающимся Арбатом. Именно это вкупе с категорически несоветским образом Сталина в романе и не позволяло долгое время произведению находиться в свободном доступе.

Краткие выводы.

Итак, мы рассмотрели Арбат по роману А.Н. Рыбакова ВлДети АрбатаВ» с двух точек зрения: как Арбат был вовлечен в политическую, социальную, историческую жизнь страны; и собственно топос Арбат тАУ художественный образ, который создается в произведении. Сразу же отметим, что Арбату придается одно из центральных значений в романе тАУ это одна из его осей. Именно Арбату принадлежит, как мы видели, роль некоего культурного, общественного, быть может, даже в какой-то степени технического центра: это постоянно многолюдное место, где существуют свои правила поведения, своя мода тАУ Вларбатский шикВ», ездят новые автомобили и прокладывается первая ветка метро.

Арбат динамичен: каждый день он проживает жизненный цикл вместе с людьми, ему принадлежащими в полном смысле этого слова.

Арбат динамичен еще и потому, что и сам меняется в меняющейся Москве. Только вот изменения эти не всегда в лучшую сторону, часто кажется, что они не по душе автору. Автор, похоже, любит добрый старый досоветский или, может быть, раннесоветский Арбат, по которому его охватывает ностальгия.

Если таков художественный образ Арбата, то идеологически ему придается такое значение: эта улица воспитывает новых людей, таких как Саша Панкратов, у которых нет прошлого тАУ только настоящее и, возможно, будущее, нет ВлотцовВ» тАУ они Влдети АрбатаВ».

Автор же говорит, что то, ради чего он начал роман тАУ это Саша и Сталин. Саша тАУ в большей степени потому, что роман имеет под собою автобиографическую основу, сам автор говорил, что события жизни героя совпадали с событиями его жизни. Сталин тАУ так как должна была когда-то и в литературе начаться эпопея развенчания культа. Именно Саша и ему подобные тАУ реальное противопоставление деспоту. Саша тАУ юноша с арбатского двора, плоть от плоти интеллигенции. Саша тАУ не такой, как Шарок и подобные ему, которые будут идти, не останавливаясь ни перед чем. По словам автора, в романе существуют только эти две фигуры. Все остальное тАУ дополнения.

Отношение же между творчеством писателя и московским Арбатом может выразить следующая фраза по поводу написания ВлКортикаВ»: ВлЯ, вернувшись в Москву после фронта. Был в трудной ситуации: устраиваться на работу тАУ значит заполнять анкеты, где столько оскорбительных и попросту опасных вопросовтАж А за окнами дома на Арбате тАУ потрясающее московское лето, запах цветущих лип, городские шумы. Это ведь понять надо: не был дома с тридцать четвертого года тАУ двенадцать лет! Пахнуло детством, миром семьи, родным двором, где я не встретил стольких своих ровесников: кто погиб в тридцатых, кого убило на войнетАж И вдруг, сквозь контуры этого арбатского мира стали проступать очертания детстватАжВ»11 - Арбат служил для писателя источником вдохновения, за что автор отплатил добром, сделав улицу центром столицы и своих произведенийтАж

3. Арбат в творчестве писателей второй половины XX века.

                                                                                   Ах, Арбат, мой АрбаттАж                                                                                                 Б. Окуджава

Выход книги Рыбаков сопровождался сильным резонансом: критики и читатели обсуждали роман и писали рецензии, поэты и писатели давали свои отклики. Одним из них стал Булат Окуджава. Отзыв барда был таким: ВлСреди многочисленных подделок, фальсификаций, мнимо объективных ВлправдВ», которые лишь искажают нашу историю, выращивают цинизм и равнодушие, роман Анатолия Рыбакова ВлДети АрбатаВ», отмеченный ярким талантом, - точная, непредвзятая, не злобствующая, а справедливая и гуманная летопись.

Мы боремся за высокую нравственность наших молодых поколений, вспоминая трагические обстоятельства истории, в основном связанные с войной, забывая, что ВлчистилищеВ» было шире по своим масштабам и многозначнее. Было. Его нельзя вытравить из сознания, оно живет в рассказах свидетелей, оно пропитывает нашу духовную жизнь, оно неминуемо присутствует в наших размышлениях об истории и судьбах отечестватАжВ» - такова его рецензия на выход романа12. В этой рецензии он отмечает не только исторические мотивы в романе, специально произведению Анатолия Рыбакова было посвящено стихотворение ВлАрбатское вдохновение, или воспоминания о детствеВ»:

                   Упрямо я твержу с давнишних пор:

                    Меня воспитывал арбатский двор,

                    Все в нем, от подлого до золотого.

                    А если иногда я кружева

                    Накручиваю на свои слова,

                    Так это от любви. Что в том дурного?

Автор, как видим, признается в любви родной улице. А вот, что говорит он по поводу своего детства, прошедшего на Арбате:

        Что мне сказать? Я только лишь пророс.

        Еще далече до военных гроз.

        Еще загадкой манит подворотня.

        Еще я жизнь сверяю по двору

              И не подозреваю, что умру, как в том не сомневаюсь я сегодня.

        Что мне сказать? Еще люблю свой двор,

Его убогость и его простор,

И аромат грошового обеда.

И льну душой к заветному КремлютАж13

Мы при всем желании не должны были бы обойти вниманием это стихотворение, хотя тема наша должна рассматривать Арбат в прозе. Но этот небольшой отрывок из стихотворения Булата Окуджавы позволяет нам понять и почувствовать его связь, даже любовь, с родной улицей.

Булат Шалвович Окуджава родился в Москве в двадцать четвертом году, именно на Арбате. После Великой Отечественной войны стал печататься. Первыми вышли его сборники стихотворений ВлОстроваВ» (1959), ВлМарт великодушныйВ» (1967) и другие сборники. В них присутствовали фронтовые впечатления, романтика повседневных отношений. В этих, как и других сборниках, много места уделялось также Арбату, который ВлвоспиталВ» поэта. Затем пришло увлечение исторической прозой: ВлЭто было восхитительно тАУ погружаться в минувшие времена, перевоплощатьсяВ»14, - пишет об этом автор. И продолжает далее: тАЮУже мне было довольно много лет, когда неведомая сила заставила меня написать автобиогафический рассказ. Я писал и наслаждалсятАЬ15. Все эти автобиографические рассказы опубликованы в книге тАЮЗаезжий музыканттАЬ. Название ее сам автор объясняет так: тАЮЯ даже название придумал ко всей книге: тАЮЗаезжий музыканттАЬ. Я действительно тАЮзаезжийтАЬ. Как приехал в этот мир, так и уеду из него, словно побывал в командировкетАЬ16. Окуджава действительно ушел уже из этого мира, оставив нам свою прозу, великолепные стихи и песни.

Посмотрим же теперь, как представлен Арбат в автобиографических произведениях Б. Окуджавы. Если честно, то не очень широко. Гораздо большее внимание автор почему-то уделяет своим поездкам за границу, ментальности и поведению иностранцев, чем родным местам и людям. Но и столь близкий в жизни и стихах, Арбат изредка упоминается, иногда даже в какие-то особые моменты.

В целом, улица эта упоминается лишь в нескольких рассказах: тАЮПодозрительный инструменттАЬ, тАЮВыписка из давно минувшего делатАЬ и тАЮОколо Риволи, или Капризы фортуны. Это цикл рассказов про Ивана Ивановича, в образе которого представляется читателю сам Окуджава, о чем он незамедлительно и сообщает: тАЮКстати, я позабыл сказать, что Ивана Ивановича на самом деле звали не Иван Иваныч, а Отар Отарович, так как он был по происхождению грузин, но родился он на Арбате, родной язык его был русский, а в детстве у него была нянька с тамбовщины Акулина Ивановна, и она многое вложила в него, что уже в последующие годы нельзя было вытравить, и, наверное, потому многие из специалистов теперь находили в его так называемых песнях элемент русского фольклора и старинного русского городского романса. Когда и как это произошло с переменой имени, но себя он ощущал Иваном ИванычемтАЬ, - так автор описывает своего героя в тАЮПодозрительном инструментетАЬ. Прекрасно заметно, что это автопортрет. Хочется выделить здесь два момента: во-первых, герой, а значит, и сам Булат Окуджава ощущает себя русским по духу, тАЮИван ИванычемтАЬ; во-вторых, это связано с тем, что тАЮИван ИванычтАЬ знает русский язык и русские обычаи, которые вложила в него нянька, но, самое главное, ведь он родился на Арбате. Обратим еще раз внимание на это противопоставление: тАЮОн был по происхождению грузин, но родился он на АрбатетАЬ. Грузин тАУ только по происхождению, но русский по духу, рожденный к тому же именно на той улице, которая символизирует собою столицу и Россию в целом.

Иван Иваныч, как и Окуджава: тАЮфронтовик с гитарой, поет, носит усикитАЬ. Постепенно он входит в культурную среду: тАЮИван Иваныч потихоньку входил в литературные круги, то есть уже был своим человеком среди литераторов. В его списках был и совсем молодой Женя Евтушенко, и Давид Самойлов, и Женя Рейн, и Толя Нейман, и Женя Храмов, и Юлий Даниэль, и Белла Ахмадулина, и Юрий Левитанский, и многие другие начинающие и уже сложившиеся поэтытАЬ.

Наибольшее значение для нашей темы имеет один определенный момент из рассказа тАЮОколо Риволи, или Капризы фортунытАЬ. Иван Иваныч должен дать свой концерт в тАЮМютюалитэтАЬ в Париже. Французы не понимают его искусства, поэтому желающие тАУ только русская эмиграция. Окуджава не много рассказывает про свой концерт, но выделяет следующее место: тАЮАх, Арбат, мой Арбат, ты тАУ мое отечествотАжтАЬ тАУ пел он тАж и вдруг увидел, что некоторые плачут. тАЮА что это они плачут?тАЬ тАУ подумал он и сам в первую минуту даже решил, что это его исполнение столь трогательно и впечатляюще, что это он своим искусством вызывает у них слезы, но тут же, к счастью, представил себе их судьбы, и этот Арбат, который был и их отечеством, вечным и недосягаемым по каким-то там не очень справедливым установлениямтАжтАЬ Как можно еще более емко показать, что Арбат тАУ это символ России? Под какую еще песню могут зарыдать эмигранты, которых отделяет теперь от России тАЮжелезный занавестАЬ? тАЮАрбат тАУ отечествотАЬ тАУ так именует его бард. Не Россия, не Москва, а именно АрбаттАж При этих рыданиях, как говорит писатель, он сразу представил себе судьбы этих людей, покинувших Родину, возможно, и по независящим от них причинам, и не имеющих возможности вернуться назад.

Итак, мы видим, в чем характерный признак представлений об Арбате у Булата Окуджавы: его символичность и идеологизированность, ибо так все оно и есть, по Окуджаве: Арбат для него не только символ, но и идеология.

4.Заключение.

Мы  рассмотрели Арбат по двум разным источникам, которыми для нас стали произведение Анатолия Рыбакова тАЮДети АрбататАЬ и рассказы Булата Окуджавы. Главная параллель между этими произведениями даже не в том, что они написаны почти в одно время, в одну эпоху. Эта параллель выражается, на наш взгляд в автобиографичности работ. У обоих автор сам предстает в облике героя, не только не укрывая сходства с собой, но и, наоборот, всячески выпячивая их. В конце концов, оба писателя (Окуджава в данном случае тоже писатель, прозаик, хотя и весьма необычно видеть его в таком ракурсе) в конкретных высказываниях (Окуджава тАУ во введении, Рыбаков тАУ в интервью), признают и подчеркивают, что именно автобиографичность свойственна этим произведениям. И если уж они действительно отражают реальную жизнь автора, то и мышление его также должны отражать, во всяком случае, существует надежда на это и она сильнее,чем надежда на искренность в любом другом литературном жанре.

Объединяет этих авторов и предмет описания тАУ Арбат тАУ одна из центральных улиц Москвы. Если у Рыбакова все напрямую закручено вокруг власти и режима, то выражение идей у Окуджавы более притупленное. Как мы видели с помощью критиков, для Рыбакова все же цель написания романа тАУ разрушить миф об идеальности власти, этого своеобразного тАЮчистилищатАЬ. Для этого автор использует конкретных героев, общество в целом, типичные в ту эпоху бытовые ситуации, просто даже описание Москвы и Арбата. Но Арбат в его произведении служит не только для этого. Арбат в данном случае является просто центром эпохи, поскольку он сам, равно как и Саша Панкратов, вырос в этом месте в это время. Арбат Анатолия Рыбакова кроме роли некоего центра и оси выполняет еще и формирующую функцию: Саша, Варя, Нина, Макс, Лена, Вадим, Вика, Юра тАУ все они тАЮдети АрбататАЬ, созданные режимом и средой. Ведь они тАУ новые люди. Кто-то из них честен и прям, как Саша, кто-то гадок, как Широка. Но все равно, они уже мыслят по-новому, по-новому смотрят на жизньтАж

У Окуджавы несколько иной взгляд на реалии, хотя и не вступающий ни в какие противоречия со взглядом Рыбакова: он также выделяет Арбат из всех московских улиц, но придает ему, на наш взгляд, несколько своеобразное значение: Окуджава все же смотрит на Арбат глазами иностранца. Он понимает, что Арбат тАУ духовный центр России. Невозможно родиться здесь и быть не русским по духу человеком. Лучше всего это понимают, как видим, эмигранты, которые, возможно, никогда больше не попадут на Родину. То, что они плачут именно под песню тАЮАх, Арбат, мой Арбат, ты тАУ мое отечествотАЬ, является неким символическим, знаковым даже моментом.

Вероятно, про эту улицу писали не два и не три писателя тАУ уж настолько значимым является это место, но эти два автора не затеряются среди них: ни Рыбаков со своей эпопеей, ни даже Булат Окуджава, более известный своими стихами, которые также небольшие, но выразительные и очень емкие. То, что иной автор не сможет объяснить целой книгой, Булат скажет несколькими строками или споет, как он спел тогда тАЮАх, Арбат, мой АрбаттАжтАЬ

Про Арбат писали и будут писать, и напишут еще много, настолько важна эта улица для русской, советской, российской культуры. Рыбаков пытался показать изменения на Арбате, но это постоянный процесс: эта улица впитывает все и постоянно меняется, отклоняет один из своих обликов, чтобы принять какой-то другой. Неизменно только, наверное, будет то, что всегда она будет оставаться духовным центром, всегда на ней будут собираться поэты и певцы тАЮиз народатАЬ.

Ну, а режим, тот режим, который описывали Рыбаков и Окуджава, и с которым и тогда так тесно был связан Арбат, он безвозвратно ушел в прошлое, доказав еще раз, что культура более устойчива, что тот же Арбат и подтверждает, поскольку вожди приходят и уходят, а улица живет (для Арбата это слово тАУ самое подходящее)тАж

5.Литература.

  1. А. Рыбаков. Дети Арбата. тАУ Ташкент, 1988. тАУ 543 с.
  2. Окуджава Б.Ш. Заезжий музыканат: проза. тАУ М.: Олимп, 1993. тАУ 384 с.
  3. А. Рыбаков. Н. Железнова. тАЮЭто, согласитесь, поступоктАЬ // тАЮДети АрбататАЬ Анатолия Рыбакова с различных точек зрения / Сост. Ш.Г. Умеров. тАУ с. 3 тАУ 25.
  4. Л. Аннинский. Отцы и дети Арбата // тАЮДети АрбататАЬ Анатолия РыбаковатАж - с. 25 тАУ 46.
  5. Б. Окуджава. Меня воспитывал арбатский двор // тАЮДети АрбататАЬ Анатолия РыбаковатАж - с.127 тАУ 130.
  6. В. Оскоцкий. На плацдармах народной истории // тАЮДети АрбататАЬ Анатолия РыбаковатАж - с.183 тАУ 220. 
  7. Ковский Е.В. Литературный процесс 60-70-х годов. тАУ М.: Наука, 1983. тАУ 335с.
  8. Русская литература: писатели XX века / Ред. Е.Г. Лущенко и Т.А. Никонова. тАУ Воронеж, 1996.

    


1 А. Рыбаков. Н. Железнова. ВлЭто, согласитесь, поступокВ» //  тАЮДети АрбатаВ» Анатолия Рыбакова с разных точек зрения. тАУ М., 1990. тАУ Стр.13.

2 Там же, стр. 20.

3 В. Оскоцкий. На плацдармах народной истории // тАЮДети АрбатаВ» Анатолия РыбаковатАж, стр. 188.

4 А. Рыбаков. Н. Железнова. ВлЭто, согласитесь, поступокВ», стр.18.

5 Там же, стр. 19.

6 Л. Аннинский. Отцы и дети Арбата // тАЮДети АрбататАЬ Анатолия РыбаковатАж, стр. 27.

7 В. Оскоцкий. Указанная работа, стр.186.

8 А. Рыбаков. Н. Железнова. Указанная работа, стр. 20.

9 См. Л. Аннинский. Указанная работа.

10 А. Рыбаков. Н. Железная. Указанная работа, стр. 20.

11 А.Н. Рыбаков. Н. Железнова. Указанная работа, стр. 17.

12 Б. Окуджава. Меня воспитывал арбатский двор // тАЮДети АрбататАЬ Анатолия РыбаковатАж , стр.127.

13 См. ту же статью.

14 Несколько слов от автора, или предисловие литературного эгоиста // Окуджава Б. Ш. Заезжий музыкант: проза. тАУ М.: Олимп, 1993. тАУ стр. 3.

15 Там же, стр. 4.

16 Там же.

Вместе с этим смотрят:

Ария
Архитектурный ансамбль Петродворца
Ассирийская цивилизация
Бах и Гендель