Контркультура

Сравнительно недавно мировая культурология обратила внимание на феномен контркультуры, на его роль в исторической динамике. В его трактовке возникли новые позиции, более того сама тема перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению проблемы подключились не только и культурологи, но и культурофилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что решение данной проблемы позволяет, наконец, приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознанию механизмов её обновления и преображения. Отсюда своеобразный исследовательский бум, первые признаки которого обнаруживаются еще в конце 80-х годов.

Термин ВлконтркультураВ» используется для обозначения социально-культурных установок, противостоящих принципам ВлбазовойВ» культуры.

Внимание современных культорологов на проблеме контркультуры удерживает тот парадокс, что ценности и идеалы, рожденные на гребне антибуржуазных выступлений 60-х годов, не растворились в общественном мировосприятии последующих десятилетий. Сами молодежные движения после своего пика вскоре пошли на убыль, лево-радикальный тип сознания стал утрачивать массово-социальную опору, приобрел неожиданные модификации. Однако жизненные ориентации, приобретенные молодежью в процессе борьбы с истеблишментом, не исчезли. Они вошли в плоть и кровь современной культуры Запада.

Молодые бунтари, выступив против державных установок западной культуры, противопоставили им собственные ценности, и что же? С одной стороны, есть основания говорить о том, что новые ориентации растворились в лоне господствующей культуры. Но, с другой стороны, сама культура, вобрав в себя множество новых компонентов, предстала во многом иной.

Необходимо отметить, что в современной культурологии и социологии понятие контркультуры используется в двух смыслах: во-первых, для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, которые господствуют в конкретной культуре, и во-вторых, оно отождествляется с западной молодежной субкультурой 6-х годов, отразившей критическое отношение к современной культуре и отвержение её как Влкультуру отцовВ».

Понятие ВлконтркультураВ» появилось в западной литературе в 1960г., отразив либеральную оценку ранних хиппи и битников. Слово принадлежит американскому социологу Теодору Роззаку, который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен тАУ контркультуру. Кто такие хиппи, теперь более или менее известно. Что касается Влразбитого поколенияВ», то Джек Керуак был первым писателем, который сформулировал новые духовные ориентиры молодежи.

Битничество зародилось в 1944-1945 гг., когда встретились вместе Джек Керуак, Уильям Берроуз Аллен Гинзберг. Познакомившись, писатели стали экспериментировать с такими понятиями, как ВлдружбаВ», Влновое видениеВ», Влновое сознаниеВ». Родиной Влпоколения разбитыхВ» оказалась Калифорния. Этот социо-культурный полигон Америки дал миру спустя десятилетия Джимми Хендрикса и Дженнис Джоплин, ВлГрейтфуд ДэдВ», ВлДжефферсон ЭйрплейнВ» и психоделический рок. Калифорния стала местом съемок культового фильма безумных 70-х ВлЗабриски-пойнтВ» Микеланджело Антониони. Сан-Франциско превратился в культурную столицу Тихоокеанского побережья США.

Вместе с этим смотрят:

Концепция культуры Карла Юнга
Костюм Древней Греции классического периода
Краткая биография Тины Тернер
Краткий доклад о Леонардо да Винчи