Культура Серебряного века

Культура ВлСеребряного векаВ» России.

Художественная культура рубежа веков тАУ важная страница в культурном наследии России. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Это  был период  обновления  разнообразных видов и жанров художественного творчества,  переосмысления, Влвсеобщей переоценки ценностейВ», по выражению М. В. Нестерова. Неоднозначным становилось отношение к наследию революционных демократов даже в среде прогрессивно мыслящих деятелей культуры. Серьезной критике со стороны многих художников-реалистов подвергся примат социальности в передвижничестве. 

В русской художественной культуре конца Х1Х тАУ  начала ХХ в. получило распространение декадентство,  обозначающее такие явления в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Эти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась ВлуйтиВ» от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней общественной жизни. 

Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям. 

Понятие ВлмодернизмВ» включало многие явления литературы и искусства ХХ в., рожденные в начале этого века, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия. Однако и в реализме этого времени появляются новые художественно-эстетические качества: расширяются ВлрамкиВ» реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в литературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма Х1Х столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализ-ма. 

Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны.

Направления, противостоящие реализму, начали складываться в художественной культуре в 90-е годы.  Наиболее значительным из них как по времени существования, так и по распространению и влиянию на общественно-культурную жизнь был модернизм. В модернистских группах и направлениях объединились писатели и поэты, разные по своему идейно-художественному облику, дальнейшей судьбе в литературе

Усиление реакционно-мистических идей в общественном сознании привело к известному оживлению антиреалистических течений в художественной культуре. В годы реакции усиливаются различные модернистские искания, распространяется натурализм с его проповедью эротизма и порнографии. ВлВластителями душВ» значительной части буржуазной интеллигенции,  мещанства был не только реакционный немецкий философ Ф. Ницше, но и русские писатели, подобные М. П. Арцыбашеву, А. А. Каменскому и др. Эти писатели видели свободу литературы, жрецами которой они себя провозглашали, прежде всего в культе силы ВлсверхчеловекаВ», свободного от морально-нравственных и общественных идеалов.

Глубокая враждебность революционным, демократическим и гуманистическим идеалам, доходящая до цинизма, наглядно проявилась в романе Арцыбашева ВлСанинВ» (1907), который пользовался большой популярностью как самый ВлмодныйВ» роман. Его герой издевался над теми, кто Влготов пожертвовать жизнью ради конституцииВ». С ним был солидарен А. Каменский, заявивший, что Влвсякий общественный подвиг утратил привлекательность и красотуВ». Писатели, подобные Арцыбашеву и Каменскому, открыто провозглашали разрыв с наследием революционных демократов, гуманизмом прогрессивной русской интеллигенции.

СИМВОЛИЗМ

Русский символизм как литературное направление сложился на рубеже Х1Х и ХХ вв.

Теоретические, философские и эстетические корни и источники творчества писателей-символистов были весьма разнообразны. Так В. Брюсов считал символизм чисто художественным направлением, Мережковский опирался на христианское учение, Вяч. Иванов искал теоретической опоры в философии и эстетике античного мира, преломленных через философию Ницше; А. Белый увлекался Вл. Соловьевым, Шопенгауэром, Кантом,  Ницше. 

Художественным и публицистическим органом символистов был журнал ВлВесыВ» (1904 тАУ 1909).ВлДля нас, представителей символизма, как стройного миросозерцания, тАУ писал Эллис, тАУ нет ничего более чуждого, как подчинение идеи жизни, внутреннего пути индивидуума тАУ внешнему усовершенствованию форм общежития. Для нас не может быть и речи о примирении пути отдельного героического индивидуума с инстинктивными движениями масс, всегда подчиненными узкоэгоистическим, материальным мотивамВ» .  

Эти установки и определили борьбу символистов против демократической литературы и искусства, что выразилось в систематической клевете на Горького, в стремлении доказать, что, став в ряды пролетарских писателей, он кончился как художник, в попытках дискредитировать революционно-демократическую  критику  и эстетику, ее великих создателей тАУ Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Символисты всячески стремились сделать ВлсвоимиВ» Пушкина, Гоголя, названного Вяч. Ивановым Влиспуганным соглядатаем жизниВ», Лермонтова,  который, по словам того же Вяч. Иванова, первый затрепетал Влпредчувствием символа символов тАУ Вечной Жен-ственностиВ» в. 

С этими установками связано и резкое противопоставление символизма и реализма. ВлВ то время как поэты-реалисты, тАУ пишет К. Бальмонт, тАУ рассматривают мир наивно, как простые наблюдатели, подчиняясь вещественной его основе, поэты-символисты, пересоздавая вещественность сложной своей впечатлительностью, властвуют над миром и проникают в его мистерииВ»'. Символисты стремятся противопоставить разум и интуицию.  Вл..Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путямиВ», тАУ утверждает В. Брюсов и называет произведения символистов Влмистическими ключами тайнВ»,  которые помогают человеку выйти к свободе'. 

Наследие символистов представлено и поэзией, и прозой, и драмой. Однако, наиболее характерна поэзия.

Сложный и трудный путь идейных исканий прошел В. Я. Брюсов (1873 тАУ 1924). Революция 1905 г. вызвала восхищение поэта и способствовала началу его отхода от символизма. Однако к новому пониманию искусства Брюсов пришел не сразу. Отношение к революции у Брюсова сложно и противоречиво. Он приветствовал очистительные силы, поднявшиеся на борьбу со старым миром, но полагал, что они несут лишь стихию разрушения: 

Я вижу новый бой во имя новой воли! 

Ломать тАУ я буду с вами! строить тАУ нет! 

(1905) 

Для поэзии В. Брюсова этого времени характерны стремление к научному осмыслению жизни, пробуждение интереса к истории. А. М. Горький высоко ценил энциклопедическую образованность В. Я. Брюсова,  называя его самым культурным писателем на Руси.  Брюсов принял и приветствовал Октябрьскую революцию и активно участвовал в строительстве советской культуры. 

Идейные противоречия эпохи (так или иначе) повлияли на отдельных писателей-реалистов. В творческой судьбе Л. Н. Андреева (1871 тАУ 1919) они сказались в известном отходе от реалистического метода. Однако реализм как направление в художественной культуре сохранил свои позиции. Русских писателей продолжали интересовать жизнь во всех ее проявлениях,  судьба простого человека, важные проблемы общественной жизни. 

Традиции критического реализма продолжали сохраняться и развиваться в творчестве крупнейшего русского писателя И. А. Бунина (1870 тАУ 1953). Наиболее значительные его произведения той поры тАУ повести ВлДеревняВ» (1910) и ВлСуходолВ» (1911). 

1912 год стал началом нового революционного подъема в общественно-политической жизни России.

Д. Мережковский, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, В. Брюсов,  К. Бальмонт и др.тАУ это группа ВлстаршихВ» символистов, которые явились зачинателями направления. В начале 900-х годов выделилась группа ВлмладшихВ» символистов тАУ А. Белый, С. Соловьев, Вяч.  Иванов,'А. Блок и др. 

В основе платформы ВлмладшихВ» символистов лежит идеалистическая философия Вл. Соловьева с его идеей Третьего Завета и пришествия Вечной Женственности.Вл. Соловьев утверждал, что высшая задача искусства тАУ  Вл..создание вселенского духовного организмаВ», что художественное произведение это тАУ изображение предмета и явления Влв свете будущего мираВ», с чем связано понимание роли поэта как теурга, священнослужителя.  В этом заключено, по разъяснению А. Белого, Влсоединение вершин символизма как искусства с мистикойВ». 

Признание, что существуют Влмиры иныеВ», что искусство должно стремиться их выразить, определяет художественную практику символизма в целом, три принципа которого провозглашены в работе Д. Мережковского ВлО причинах упадка и новых течениях современной русской литературыВ». Это тАУ Вл..мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительностиВ». 

Исходя из идеалистической посылки о первичности сознания, символисты утверждают, что действительность,  реальность тАУ это создание художника: 

Моя мечта тАУ и все пространства,

        И все чреды,

                       Весь мир тАУ одно мое убранство,

                       Мои следы

(Ф. Сологуб)

ВлРазбив оковы мысли, быть скованным тАУ мечтойВ», тАУ  призывает К. Бальмонт. Призвание поэта тАУ связать мир реальный с миром запредельным.

Поэтическая декларация символизма ясно выражена в стихотворении Вяч. Иванова ВлСредь гор глухихВ»: 

И думал я: ВлО гений! Как сей рог, 

Петь песнь земли ты должен, чтоб в сердцах

Будить иную песнь. Блажен, кто слышитВ». 

.А из-за гор звучал ответный глас: 

ВлПрирода тАУ символ, как сей рог. Она

Звучит для отзвука. И отзвук тАУ бог. 

Блажен, кто слышит песнь и слышит отзвукВ»'. 

Поэзия символистов тАУ это поэзия для избранных, для аристократов духа. 

Символ тАУ это эхо, намек, указание, он передает сокровенный смысл.

Символисты стремятся к созданию сложной, ассоциативной метафоры, абстрактной и иррациональной. Это Влзвонко-звучная тишинаВ» у В. Брюсова, ВлИ светлых глаз темна мятежностьВ» у Вяч. Иванова, Влсухие пустыни позораВ» у А. Белого и у него же: ВлДень тАУ жемчуг матовый тАУ слеза тАУ течет с восхода до закатаВ». Весьма точно эта техника раскрыта в стихотворении 3. Гиппиус ВлШвеяВ». 

На всех явлениях лежит печать. 

Одно с другим как будто слито. 

Приняв одно тАУ стараюсь угадать

За ним другое, тАУ то, что скрыто '. 

Очень большое значение в поэзии символистов приобрела звуковая выразительность стиха, например, у Ф. Сологуба: 

И два глубокие бокала

Из тонко-звонкого стекла

Ты к светлой чаше подставляла

И пену сладкую лила, 

Лила, лила, лила, качала

Два темно-алые стекла. 

Белей, лилей, алее дала

Бела была ты и ала.. ' 

Революция 1905 г. нашла своеобразное преломление в творчестве символистов. 

С ужасом встретил 1905 г. Мережковский, воочию убедившийся в пришествии предсказанного им Влгрядущего хамаВ». Взволнованно, с острым желанием понять подошел к событиям Блок. Приветствовал очистительную грозу В. Брюсов.

К десятым годам ХХ века символизм нуждался в обновлении. ВлВ недрах самого символизма,тАУ писал В. Брюсов в статье ВлСмысл современной поэзииВ»,тАУ возникали новые течения, пытавшиеся влить новые силы в одряхлевший организм. Но попытки эти были слишком частичны, зачинатели их слишком проникнуты теми же самыми традициями школы, чтобы обновление могло быть сколько-нибудь значительнымВ».

Последнее предоктябрьское десятилетие было отмечено исканиями в модернистском искусстве. Происходившая в 1910 г. в среде художественной интеллигенции полемика вокруг символизма выявила его кризис.  Как  выразился  в  одной  из  своих  статей Н. С. Гумилев, Влсимволизм закончил свой круг развития и теперь падаетВ». На смену ему пришел акмеизл~  (от греч. ВлакмеВ» тАУ высшая степень чего-либо, цветущая пора). Основоположниками акмеизма считаются Н. С. Гумилев (1886 тАУ 1921) и С. М. Городецкий (1884 тАУ 1967). В новую поэтическую группу вошли А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич,  М. А. Кузмин и др.

АКМЕИЗМ

Акмеисты в отличие от символистской туманности провозгласили культ реального земного бытия, Влмужественно твердый и ясный взгляд на жизньВ». Но вместе с тем они пытались утвердить прежде всего эстетико-гедонистическую функцию искусства, уклоняясь от социальных проблем в своей поэзии. В эстетике акмеизма отчетливо выражались декадентские тенденции, а теоретической основой его оставался философский идеализм. Однако среди акмеистов были поэты,  которые в своем творчестве смогли выйти из рамок этой ВлплатформыВ» и обрести новые идейно-художественные качества (А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, М. А. Зенкевич). 

В 1912 г. сборником ВлГиперборейВ» заявило о себе новое литературное направление, присвоившее себе имя акмеизм (с греческого акмэ, что означает высшую степень чего-либо, пору расцвета). ВлЦех поэтовВ», как называли себя его представители, включал Н. Гумилева,  А. Ахматову, О. Мандельштама, С. Городецкого, Г. Иванова, М. Зенкевича и др. К этому направлению примыкали также М. Кузьмин, М. Волошин, В. Ходасевич и др. 

Акмеисты считали себя наследниками Влдостойного отцаВ» тАУ символизма, который, по выражению Н. Гумилева, Вл..закончил свой круг развития и теперь падаетВ».  Утверждая звериное, первобытное начало (они еще называли себя адамистами), акмеисты продолжали Влпомнить о непознаваемомВ» и во имя его провозглашали всякий отказ от борьбы за изменение жизни. ВлБунтовать же во имя иных условий бытия здесь, где есть смерть, тАУ  пишет Н. Гумилев в работе ВлНаследие символизма и акмеизмВ», тАУ так же странно, как узнику ломать стену,  когда перед ним тАУ открытая дверьВ». 

Это же утверждает и С. Городецкий: ВлПосле всех ВлнеприятийВ» мир бесповоротно принят акмеизмом, во всей совокупности красот и безобразийВ». Современный человек почувствовал себя зверем, Вллишенным и когтей и шерстиВ» (М. Зенкевич ВлДикая порфираВ»), Адамом, который Вл..огляделся тем же ясным, зорким оком, принял все, что увидел, и пропел жизни и миру аллилуйяВ». 

И в то же время у акмеистов постоянно звучат ноты обреченности и тоски. Творчество А. А. Ахматовой (А. А. Горенко,  1889 тАУ 1966) занимает особое место в поэзии акмеизма. Ее первый поэтический сборник ВлВечерВ» вышел в 1912 г. Критика сразу же отметила отличительные черты ее поэзии: сдержанность интонаций, подчеркнутую камерность тематики, психологизм. Ранняя поэзия Ахматовой глубоко лирична, эмоциональна.  Своей любовью к человеку, верой в его духовные силы и возможности она явно отходила от акмеисти-ческой идеи Влпервозданного АдамаВ». Основная часть творчества А. А. Ахматовой приходится на советский период. 

Первые сборники А. Ахматовой ВлВечерВ» (1912) и ВлЧеткиВ» (1914) принесли ей громкую известность. Замкнутый, узкий интимный мир отображается в её творчестве, окрашенном в тона грусти и печали: 

Я не прошу ни мудрости, ни силы. 

О, только дайте греться у огня! 

Мне холодно.. Крылатый иль бескрылый, 

Веселый бог не посетит меня '. 

Тема любви, главная и единственная, напрямую связана со страданием (что обусловлено фактами биографии пэтессы): 

Пусть камнем надгробным ляжет

На жизни моей любовь '. 

Характеризуя раннее творчество А. Ахматовой, Ал.  Сурков говорит, что она предстает Вл..как поэт резко очерченной поэтической индивидуальности и сильного лирического талантатАж подчеркнуто ВлженскихВ» интимно-лирических переживанийтАжВ». 

А. Ахматова понимает, что Влмы живем торжественно и трудноВ», что Влгде-то есть простая жизнь и светВ», но отказаться от этой жизни она не хочет: 

Да, я любила их, те сборища ночные тАУ 

На маленьком столе стаканы ледяные, 

Над черным кофеем пахучий, тонкий пар, 

Камина красного тяжелый, зимний жар, 

Веселость едкую литературной шутки

И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий '. 

Акмеисты стремились вернуть образу его живую конкретность, предметность, освободить его от мистической зашифрованности, о чем очень зло высказался О. Мандельштам, уверяя, что русские символисты Вл..за-печатали все слова, все образы, предназначив их исключительно для литургического употребления. Получилось крайне неудобно тАУ ни пройти, ни встать, ни сесть. На столе нельзя обедать, потому что это не просто стол.  Нелыя зажечь огня, потому что это, может, значит такое, что сам потом рад не будешьВ». 

И вместе с тем, акмеисты утверждают, что их образы резко отличны от реалистических, ибо, по выражению С. Городецкого, они Вл..рождаются впервыеВ» Влкак невиданные доселе, но отныне реальные явленияВ». Этим определяется изысканность и своеобразная манерность акмеистического образа, в какой бы преднамеренной звериной дикости он ни предстал. Например, у Волошина: 

Люди тАУ звери, люди гады, 

Как стоглазый злой паук, 

Заплетают в кольца взгляды'. 

Круг этих образов сужен, чем достигается чрезвычайная красота, и что позволяет добиваться при описании его все большей изысканности: 

Медлительнее снежный улей, 

Прозрачнее окна хрусталь, 

И бирюзовая вуаль

Небрежно брошена на стуле. 

Ткань, опьяненная собой, 

Изнеженная лаской света, 

Она испытывает лето, 

Как бы не тронута зимой. 

И, если в ледяных алмазах

Струится вечности мороз, 

Здесь тАУ трепетание стрекоз

Быстроживущих, синеглазых '. 

(О. Мандельштам) 

Значительно по своей художественной ценности литературное наследие Н. С. Гумилева. В его творчестве преобладала экзотическая и историческая тематика, он был певцом Влсильной личностиВ». Гумилеву принадлежит большая роль в развитии формы стиха, отличавшегося чеканностью и точностью. 

Напрасно акмеисты так резко отмежевали себя от символистов. Те же Влмиры иныеВ» и тоску по ним мы встречаем и в их поэзии. Так, Н. Гумилев, приветствовавший империалистическую войну как ВлсвятоеВ» дело,  утверждавший, что Влсерафимы, ясны и крылаты, за плечами воинов видныВ», через год пишет стихи о конце мира, о гибели цивилизации: 

Чудовищ слышны ревы мирные, 

Вдруг хлещут бешено дожди, 

И все затягивают жирные

Светло-зеленые хвощи. 

Когда-то гордый и смелый завоеватель понимает губитель-

ность разрушительность вражды, охватившей человечество: 

Не все ль равно? Пусть время катится, 

Мы поняли тебя, земля: 

Ты только хмурая привратница

У входа в Божии поля . 

Этим объясняется неприятие ими Великой Октябрьской социалистической революции.  Но судьба их не была однородной. Одни из них эмигрировали; Н. Гумилев якобы Влпринял активное участие в контрреволюционном заговореВ» и был расстрелян. В стихотворении ВлРабочийВ» он предсказал свой конец от руки пролетария, отлившего пулю, Влчто меня с землею  разлучитВ». 

И господь воздаст мне полной мерой

За недолгий мой и краткий век. 

Это сделал в блузе светло-серой

Невысокий старый человек. 

Такие поэты, как С. Городецкий, А. Ахматова, В. Нарбут, М. Зенкевич не смогли эмигрировать. 

Например, А. Ахматова, которая не поняла и не приняла революцию,  покинуть родину отказалась: 

Мне голос был. Он звал утешно, 

Он говорил: ВлИди сюда, 

Оставь свой край глухой и грешный, 

Оставь Россию навсегда. 

Я кровь от рук твоих отмою, 

Из сердца выну черный стыд, 

Я новым именем покрою

Боль поражений и обидВ». 

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух, 

Не сразу вернулась она к творчеству. Но Великая Отечественная война вновь пробудила в ней поэта, поэта-патриота, уверенного в победе своей Родины (ВлMy-жествоВ», ВлКлятваВ» и др.). А. Ахматова в своей автобиографии писала, что для нее в стихах Вл..связь моя со временем, с новой жизнью моего народаВ». 

ФУТУРИЗМ

Одновременно с акмеизмом в 1910 тАУ 1912 гг. возник футуризм. Как и другие модернистские течения, он был внутренне противоречивым. Наиболее значительная из футуристических группировок, получившая впоследствии название кубофутуризма, объединяла таких поэтов, как Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников,  А. Крученых, В. В. Каменский, В. В. Маяковский,  и некоторых других. Разновидностью футуризма был эгофутуризм И. Северянина (И. В. Лотарев,  1887 тАУ 1941). В группе футуристов под названием ВлЦентрифугаВ» начинали свой творческий путь советские поэты Н. Н. Асеев и Б. Л. Пастернак. 

Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций. В своем манифесте с эпатирующим названием ВлПощечина общественному вкусуВ», опубликованном в сборнике с тем же названием в 1912 г., они призывали сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с ВлПарохода СовременностиВ». А. Крученых отстаивал право поэта на создание ВлзаумногоВ», не имеющего определенного значения языка. В его писаниях русская речь действительно заменялась бессмысленным набором слов. Однако В. Хлебников (1885 тАУ 1922),  В.В. Каменский (1884 тАУ 1961) сумели в своей творческой практике осуществить интересные эксперименты в области слова, благотворно сказавшиеся на русской и советской поэзии. 

В  среде поэтов-футуристов  начался  творческий путь В. В. Маяковского (1893 тАУ 1930). В печати его первые стихи появились в 1912 г. С самого начала Маяковский выделялся в поэзии футуризма, привнеся в нее свою тему. Он всегда выступал не только против Влвсяческого старьяВ», но и за созидание нового в общественной жизни. 

В годы, предшествовавшие Великому Октябрю,  Маяковский был страстным революционным романтиком, обличителем царства ВлжирныхВ», предчувствующим революционную грозу. Пафос отрицания всей системы капиталистических отношений, гуманистическая вера в человека с огромной силой звучали в его поэмах ВлОблако в штанахВ», ВлФлейта-позвоночникВ»,  ВлВойна и мирВ», ВлЧеловекВ». Тему поэмы ВлОблако в штанахВ», опубликованной в 1915 г. в урезанном цензурой виде, Маяковский впоследствии определил как четыре крика ВлдолойВ»: ВлДолой вашу любовь!В», ВлДо-лой ваше искусство!В», ВлДолой ваш строй!В», ВлДолой вашу религию!В» Он был первым из поэтов, кто показал в своих произведениях правду нового общества. 

В русской поэзии предреволюционных лет были яркие индивидуальности, которые трудно отнести к определенному литературному течению. Таковы М. А. Волошин (1877 тАУ 1932) и М. И. Цветаева (1892 тАУ 1941). 

После 1910 г. возникает еще одно направление тАУ футуризм, резко противопоставившее себя не только литературе прошлого, но и литературе настоящего, вошедшее в мир со стремлением ниспровергать все и вся. Этот нигилизм проявлялся и во внешнем оформлении футуристических сборников,  которые печатались на оберточной бумаге или обратной стороне обоев, и в названиях тАУ ВлМолоко кобылицВ»,  ВлДохлая лунаВ» и т. п.

В первом сборнике ВлПощечина общественному вкусуВ» (1912) была опубликована декларация, подписанная Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Хлебниковым, В. Маяковским. В ней футуристы утверждали себя и только себя единственными выразителями своей эпохи. Они требовали ВлБросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современностиВ», они отрицали вместе с тем Влпарфюмерный блуд БальмонтаВ»,  твердили о Влгрязной слизи книг, написанных бесконечными Леонидами АндреевымиВ», огулом сбрасывали со счетов Горького, Куприна, Блока и пр. 

Все отвергая, они утверждали ВлЗарницы новой грядущей Красоты Самоценного (самовитого) СловаВ». В отличие от Маяковского они не пытались ниспровергать существующий строй, а стремились лишь обновить формы воспроизведения современной жизни. 

Основа итальянского футуризма с его лозунгом Влвой-на тАУ единственная гигиена мираВ» в русском варианте была ослаблена, но, как замечает В. Брюсов в статье ВлСмысл современной поэзииВ», эта идеология Вл..проступала между строк, и массы читателей инстинктивно сторонились этой  поэзииВ». 

ВлФутуристы впервые подняли форму на должную высоту, тАУ утверждает В. Шершеневич, тАУ придав ей значение самоцелевого, главного элемента поэтического произведения. Они совершенно отвергли стихи, которые пишутся для идеиВ». Этим объясняется возникновение огромного числа декларируемых формальных принципов, вроде: ВлВо имя свободы личного случая мы отрицаем правописаниеВ» или ВлНами уничтожены знаки препинания,тАУ чем роль словесной массы тАУ  выдвинута впервые и осознанаВ» (ВлСадок судейВ»). 

Теоретик футуризма В. Хлебников провозглашает,  что языком мирового грядущего Влбудет язык ВлзаумныйВ».  Слово лишается смыслового значения, приобретая субьективную окраску: ВлГласные мы понимаем, как время и пространство (характер устремления), согласные тАУ  краска, звук, запахВ».    В. Хлебников, стремясь расширить границы языка и его возможности, предлагает создание новых слов по корневому признаку, например: 

(корни: чур.. и чар..) 

Мы чаруемся и чураемся.

Там чаруясь, здесь чураясь,  То чурахарь, то чарахарь,  Здесь чуриль, там чариль.

Из чурыни взор чарыни. 

Есть чуравель, есть чаравель. 

Чарари! Чурари! 

Чурель! Чарель! 

Чареса и чуреса. 

И чурайся и чаруйся '. 

Подчеркнутому эстетизму поэзии символистов и особенно акмеистов футуристы противопоставляют намеренную деэстетизацию. Так, у Д. Бурлюка Влпоэзия тАУ истрепанная девкаВ», Влдуша тАУ кабак, а небо тАУ рваньВ»,у В. Шершеневича Влв заплеванном сквереВ» голая женщина хочет Влиз грудей отвислых выжать молокоВ».  В обзоре ВлГод русской поэзииВ» (1914) В. Брюсов,  отмечая преднамеренную грубость стихов футуристов,  справедливо замечает: ВлВесьма недостаточно поносить бранными словами все, что было, и все, что есть вне своего кружка, чтобы уже найти нечто новоеВ».

Он указывает, что все их новшества мнимые, ибо с одними мы встречались у поэтов XVIII века, с другими у Пушкина и Вергилия, что теория звуков тАУ красок разрабатывалась Т. Готье.

Любопытно, что при всех отрицаниях других направлений в искусстве футуристы ощущают свою преемственность от символизма.

Любопытно, что А. Блок, заинтересованно следивший за творчеством Северянина, с беспокойством говорит: ВлУ него нет темыВ», а В. Брюсов в статье 1915 г.,  посвященной Северянину, указывает: ВлОтсутствие знаний и неумение мыслить принижают поэзию Игоря Северянина и крайне суживают ее горизонтВ». Он упрекает поэта в безвкусице, пошлости, и особенно резко критикует его военные стихи, которые производят Влтягостное впечатлениеВ», Влсрывая дешевые аплодисменты публикиВ». 

     А. Блок еще в 1912 г. сомневался: ВлО модернистах я боюсь, что у них нет стержня, а только тАУ талантливые завитки вокруг, пустотыВ». 

. Русская культура кануна Великого Октября представляла собой итог сложного и огромного пути. Отличительными чертами ее всегда оставались демократизм, высокий гуманизм и подлинная народность,  несмотря на периоды жестокой правительственной реакции, когда прогрессивная мысль, передовая культура всячески подавлялись. 

Богатейшее культурное наследие дореволюционного времени, веками создававшиеся культурные ценности составляют золотой фонд нашей отечественной культуры

Вместе с этим смотрят:

Культура славян
Культура эпохи античности
Культурогенез и ценности культуры
Культурология, романская архитектура