Мозаика как вид декоративно-прикладного искусства
Мозаика (позднелатинская mosaica, от греческого тАФ муза) тАФ изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, цветных керамических плиток и т. д. - особая отрасль живописи, преимущеВнственно монументальной и декоративной; мозаика употребляется и в прикладном искусстве. Она используется главным образом для украшения зданий. Сложная по исполнеВннию требующая точности расчёта на слияние цвеВнтовых пятен на расстоянии, мозаика обладает большой прочностью и позволяет создавать величественные монументальные произведения, красочное декораВнтивное убранство. Камни, смальта и т. д. укрепляются обычно на цементе или более вязкой мастике.
С древности существуют два основных типа мозаики: набираемая из мелких, главным образом однотипных, кубических кусочков камней или смальт, и мозаика, выкладываемая из вырезанных по шаблонам каменных и других плиток различной формы. Изображение выполняется по заранее подВнготовленному эскизу. Особую разВнновидность декоративной мозаики составляет мозаика, примеВнняющаяся в архитектуре для облицовки, известная под названием Влрусская мозаикаВ». Она выполняется из тонких пластинок дорогих пород камня, подобранВнных так, что украшаемая часть здания кажется выВнполненной из целого камня. Непревзойдённый обраВнзец Влрусской мозаикиВ» тАФ облицовка малахитом и ляпис-лазурью некоторых колонн в Исаакиевском соборе в Ленинграде.
Имеются два основных метода исполнения мозаик. МеВнтод Влпрямого набораВ», когда изображение создаётся прямо на стене, своде и т. д. и кусочки камВнней, смальты или других материалов укрепляются непосредственно в нанесённом на декорируемую поверхность слое цемента пли мастики. Известен и такой способ Влпрямого набораВ», при котором изобраВнжение выкладывается в цементном грунте тАФ цементВнной плите, которая затем укрепляется на стене. Согласно второму методу (Влобратного набораВ»), кусочки камня, смальты и т. д. наклеиваются в обратном порядке (лицевой стороной) на плотную бумагу и материю, а затем ставятся на цемент на декорируемую поВнверхность, после чего бумага и материя удаляются. Этот механический метод развился в результате поисков быстрых и дешёвых способов набора.
В античную эпоху мозаика постепенно развивалась от несложных узоров и надписей, выложенных галькой на глиняных полах, к пышным многоцветным композициям, в частности настенным, набранным из камней и смальты. ВысоВнкого совершенства мозаика достигла в 1 - 4 вв. н. э. в Древнем Риме. Она отличалась реализмом трактовВнки, разнообразием бытовых, исторических, мифологиВнческих, пейзажных мотивов. Наиболее известны:
ВлБитва Александра с ДариемВ» и ВлУличные музыкантыВ» (в Неаполе), огромная мозаика ВлПол из ПренестыВ» (Палестрины) о изображением долины реки Нил, ВлГолуби на чашеВ» (в Риме). Некоторые из мозаик воспроизводят греВнческие живописные оригиналы. Замечательные мозаики были созданы также в городах Северного Причерноморья, в Малой Азии, Северной Африке, на территории Англии, Франции и Испании. В эпоху феодализма особенного развития достигает церковная мозаика, в которой античный реализм вытесняется условной трактовкой образа. В ней, обычно на золотом фоне, заменившем античные пейзажные фоны, создаются изображения аскетических фигур Христа, святых и других Высоким маВнстерством исполнения отличаются византийские мозаики 6тАФ14 вв. (в храме св. Софии в Константинополе, в церквах св. Виталия в Равенне, Успенья в Никее и др.); известны также византийские мозаика с изображеВннием светских сцен, декоративные мозаика из каменных плиток и иконы из мозаик Великолепные монументальВнные настенные мозаики были созданы в 11тАФ12 вв. на Руси (в Софийском соборе и в Михайловско-Златоверхом монастыре в Киеве) и в Грузии (мозаика главного храма Гелати). Чистые и яркие цвета этих мозаик, отличающихся большой эмоциональной выразительностью, гармоВннично сочетаются с золотыми поверхностями фона. Замечательные мозаичные полы из мрамора, порфира и шифера имело древнейшее русское каменное зданиетАФ Десятинная церковь в Киеве (10 в.). В Западной Европе исключительной роскоши достигает мозаичный убор интерьера в церквах Сицилии 12 в. (Чефалу, ПаВнлермо, Монреаль) и Италии (в соборе св. Марка, начаВнло 13 в.). В средневековой Италии мастера семейства Космати возродили античную технику декоративной мозаики.
Наиболее древними произведениями италийской мозаичной живописи начала IV тАФ начала VI столетия являются мозаики: церкви Санта Констанца в Риме (306тАФ307 гг.), находящиеся в ее куполе и сводах; капеллы Руфины и Секонды в баптистерии Сан Джованни ин Латерано в Риме (315 г.) и первоначальВнные мозаики в апсиде римской церкви Санта Мария Маджоре, принадлежащие первой половине IV столетия.
Эта мозаичная живопись, украшавшая римские храмы, представляла собой декоративно-орнаментальную беспредметную живопись, исполненную первыми христианскими художниВнками-мозаичистами, принадлежавшими к римской школе моВнзаичного искусства.
К последующей эпохе относятся мозаики, выполненные в широкой и свободной монументально-живописной манере во второй половине IV в. и в первой половине V столетия, нахоВндящиеся в настоящее время в баптистерии Сан Джованни ин Фонте в Неаполе (вторая половина IV в.); церкви Санта Пуденциана в Риме (402тАФ417 гг.); церкви Санта Сабина в Риме (422тАФ432 гг.); корабле и триумфальной арке церкви Санта Мария МадВнжоре в Риме (432тАФ440 гг.); мавзолее Галлы Плацидии в РаВнвенне (вторая четверть V в.) см. рисунок и мозаики православного баптиВнстерия в Равенне (449тАФ458 гг.).
К более поздней эпохе древнеиталийской мозаичной живоВнписи, характеризующейся преобладанием в ней чисто плоскоВнстного решения и линейных элементов, принадлежат мозаики в церкви Сан Приско в Капуе (первая половина V в.); церкви Сан Аквилино в Милане (конец V в.); церкви Сан Витторе ин Чьел д'0ро в Милане (начало VI в.); баптистерии в Альбанго (начало VI в.) и мозаики церкви в Казарнелло (начало VI в.).
Изучение отдельных произведений римских мозаик капеллы Руфины и Секонды в баптистерии Сан Джованни ин Латерано в Риме, выполненных римскими художниками-мозаичистами, показало, что набор их состоял из смальт 85 оттенков, в том числе 15 оттенков смальт голубого и синего тона, 20 оттенков смальт зеленого тона, начиная со светло-зеленого, зеленого, оливково-зеленого и кончая темно-зеленым, 20 оттенков светло-желтого, золотисто-желтого, желтого, темно-желтого, светло-коричневого и темно-коричневого, 5 оттенков розового цвета, 15 оттенков светло-красного, красного и темно-красного, 6 оттенВнков белого и 4 оттенков черного цвета.
Исследование мозаик церкви Санта Мария Маджоре в Риме, выполненных римскими художниками-мозаичистами в 432тАФ440 гг., показало, что при наборе их применялись смальВнты 190 различных оттенков, а именно: 20 оттенков белого цвета, 33 оттенка голубого, светло-синего, серовато-синего лазуритового, синего и темно-синего, 39 оттенков светло-зеленого, зелеВнного, травянисто-зеленого, оливково-зеленого и темно-зеленого, 28 оттенков светло-желтого, золотисто-желтого, желтого и темВнно-желтого, 4 оттенка коричневого, 32 оттенка светло-красного, красного, темно-красного и винно-красного, 10 оттенков розовоВнго, 3 оттенка пурпурового, 2 оттенка черного и 11 оттенков серого цвета. Помимо этого, применялись и золотые стеклянВнные кубики 8 различных оттенков зеленого, желтого, красного, фиолетового и белого прозрачного стекла. Большинство цветВнных кубиков было изготовлено из стеклянных сплавов прозрачВнного, полупрозрачного и глухого смальтового стекла и отличаВнлось не только великолепным цветом, но и изумительным богатством и разнообразием оттенков и глубиной тона. В числе кубиков белого, серого, розового и светло-желтого цвета было установлено применение некоторого количества кубиков, нареВнзанных из природных камней различных горных пород, преВнимущественно цветных известняков, кальцитов, кварцитов.
Золотые кубики выделывались из прозрачного стекла разВнличной окраскитАФсветло-желтого, светло-красного, синеватого, зеленого и светло-фиолетового цвета; на лицевой стороне куВнбика находился листок червонного золота, покрытый сверху тонким слоем расплавленного стекла.
Римские мозаичные полы этой эпохи набирались преимуВнщественно из хорошо отшлифованных кубиков различных горВнных пород, но в наборе их имело место применение и небольВншого количества кубиков из цветного стекла.
НаВнчальный период развития древнеиталийской мозаичной живоВнписи, представленный сохранившимися до наших дней мозаиВнками в своде и куполе Санта Констанца в Риме (306тАФ307 гг.), капелле Руфины и Секонды в баптистерии Сан Джованни ин Латерано (315 г.) и первоначальными мозаиками в апсиде римской церкви Санта Мария Маджоре (432тАФ440 гг.), а также более поздней мозаичной живописью в церкви Георгия в СалоВнниках (начало VI в.), характеризуется заменой человеческих фигур разнообразными орнаментальными мотивами, ландшафВнтами и архитектурным пейзажем. Своеобразие стиля этой мозаичной живописи показывает ее теснейшую связь с эллиниВнстической мозаикой, заключавшуюся в заимствовании у нее большинства отвлеченных чисто декоративных мотивов, типичВнных для позднеэллинистических мозаик, что было не случайВнно и объяснялось главным образом отрицательным отношением христианских кругов того времени к возможности появления в храмах мозаичных картин с изображением человека из-за боязни рецидивов идолопоклонства.
В произведениях мозаичной живописи этого времени основВнную роль играли орнаментальная живопись, включающая обяВнзательно изображение креста, ландшафтная живопись с ее идиллическими речными пейзажами с изображением животных, рыб и птиц; при этом нередко использовались и разнообразные фантастические архитектурные мотивы. В дальнейшем намеВнчается переход к мозаичной живописи, включающей в себя изображение человека. Этот процесс начинает развиваться энергично с того момента, как сложившаяся централизованная церковь была вынуждена отказаться от беспредметной мозаичВнной живописи, уже не удовлетворяющей ее, и перейти к более могущественному средству пропаганды своих идей тАФ изобразиВнтельной мозаичной живописи, широко использующей человеВнческую фигуру. В 313 г. христианство становится религией, официально признанной государством, и развивающийся ценВнтрализованный аппарат церкви постепенно подчиняет себе свободную дотоле жизнь многочисленных общин. ЦентрализоВнванная церковь стремится не только установить свою единоначальную власть в общинах, но она ставит перед собой задачу диктовать свои правила и законы всем общинам, народам и государствам. Церковь ставит перед собой ясную и определенВнную цель тАФ подчинить весь мир своей власти. Добиваясь осуществления этой цели, церковь обращается к мозаике и выдвигает перед ней задачу отображения основных христианВнских идей. Художник-мозаичист, связанный тесными рамками церковных установлений, ограничивающих его творческие возВнможности, выполняет средствами мозаики полные торжественВнности и величавости многочисленные картины, в которых дается связное изложение исторических событий, взятых из евангельских или библейских сказаний. Одновременно он выВнполняет изображения многочисленных святых. В середине IV в. и в первой половине V в. развивающаяся мозаичная живопись широко использует псе живописные и технические достижения античного изобразительного искусства. Одухотворенная челоВнвеческая фигура занимает главенствующее положение.
Наиболее яркое проявление это находит в превосходно выполненном библейском цикле мозаик корабля церкви Санта Мария Маджоре в Риме (432тАФ440 гг.) и мозаик церкви Санта Пуденциана в Риме (402тАФ417 гг.), а также в мозаиках баптистерия Сан Джованни ин Фонте в Неаполе (вторая полоВнвина IV в.), церкви Санта Сабина в Риме (422тАФ432 гг.), мавВнзолея Галлы Плицидии в Равенне (вторая четверть V в.) и равеннского православного баптистерия (449тАФ458 гг.). МоВнзаичная живопись этих храмов выполнялась художниками, принадлежавшими к италийской школе мозаичного искусства, центром которой являлся Рим. Для выполнения ими мозаик характерно чисто декоративное членение купола храма на небольшие отрезки, в которые вставлялись небольшие по разВнмерам фигурные композиции, широкая, свободная манера исполнения мозаичного набора и сочная, чисто живописная трактовка изображаемого.
Дальнейшее развитие мозаичной живописи, наблюВндаемое в произведениях V тАФ начала VI в., показывает, что по мере усиления влияния церкви на искусство, в частности весьма сильно сказывающегося на сковывании свободы творчества художника-мозаичиста, изменяются и живописные и техничеВнские приемы выполнения мозаик. В живописной манере исполВннения мозаик, типичной для произведений IV в., происходит усиление линейных элементов и одновременное ослабление живописных начал, уступающих место более суховатой, чисто линейной манере, с более плоской моделировкой форм, в котоВнрой вновь намечается известное тяготение к отвлеченной, бесВнпредметной символике. Особенно сильно это сказывается в манере изображения лиц святых, которые становятся полными сурового аскетизма, и в моделировке форм их начинает преВнобладать плоскостное решение и усиливаются линейные элеменВнты. Наиболее типичными для этой манеры исполнения явВнляются мозаики: церкви Сан Приско в Капуе (первая половина V в.), церкви Сан Аквелино в Милане (конец V в.), церкви Сан Витторе ин Чьел д'0ро в Милане (начало VI в.), баптистерия в Альбанго (начало VI в.) и мозаики маленькой церкви в Казаранелло (начало VI в.).
Наряду с Италией мозаичная живопись развивается в Александрии, Эфесе и Антиохии. Следует отметить мозаичную живопись в абсиде церкви Хозиос Давид в Салониках, приВннадлежащую началу VI столетия и выполненную местными художниками-мозаичистами в свободной и широкой декораВнтивно-монументальной манере.
В VIтАФVII вв. центр мозаичного искусства перемещается в Равенну. Равеннская школа мозаичной живописи VIтАФVII вв., являвВншаяся в эту эпоху одним из важнейших центров мозаичного искусства, представлена мозаиками: апсиды и триумфальной арки церкви Сан Микеле ин Аффричиско в Равенне (545 г.), церкви Сант Аполлинаре ин Классе (549 г.), церкви Сант Аполлинаре Пуово (VI в.), купола Арианското баптистерия (520 г.), Архиепископской капеллы (510тАФ519 гг.) и церкви Сан Витале (521тАФ547 гг.) в Равенне, а также близкими к ней по стилю мозаиками: базилики в Парснцо (550 г.), ЕкатериВннинского монастыря в Синае (565тАФ566 гг.) и церкви Панагии Капакарии на острове Кипре (вторая половина VI в.), принадВнлежащими к мозаикам, вышедшим из одной и той же школы мозаичного искусства, центром которой являлась Равенна. РаВнвеннская школа мозаичной живописи, объединявшая в VIтАФVII вв. целую группу талантливых художников-мозаичиВнстов, работавших в Равенне и ряде других городов, представВнляла собой совершенно особую школу мозаичного провинциВнального искусства, возникшую под несомненно сильным влияВннием антиохийского искусства.
Объединяющее эти мозаики единство стиля и техники типично для равеннской школы мозаичной живописи VIтАФVII вв. и резко отлично от стиля и техники, принятых в то время в константинопольской и синайской школах мозаичВнного искусства.
Для мозаик, выполненных мастерами, принадлеВнжавшими к равеннской школе мозаичной живописи, были характерны жесткая, подчеркнуто линейная трактовка форм и отсутствие легкости и изящества в передаче движения. В мозаиках преобладали четко индивидуализированные, чисто семитического типа лица, выполненные в реалистической маВннере письма и наделенные несомненными чертами портретности. Для равеннских мозаик была типична пестрая колориВнстическая гамма, выдержанная в холодноватых, преимущестВнвенно локальных тонах.
В VIIIтАФXIII вв. основным центром мозаичной живописи в Италии была римская школа, мастерами которой был выполнен целый ряд мозаичных росписей в римских храмах как декораВнтивно-орнаментального, так и живописного характера. Наряду с мозаичной живописью мастера-мозаичисты римской школы создали в XIтАФXIII вв. ряд первоклассных, высокохудожестВнвенных мозаик пола. В особенности в этой области больших успехов достигло семейство итальянских мозаичистов Косматов, набравших мозаичные полы в римских храмах: Санта МаВнрия ин Космедин (1120 г.), Санта Мария ин Трастевере (1140 г.), Санта Мария Маджоре (1150 г.), Сан Лоренцо Фиори ле Мура (1220 г.) и др.
Наряду с римской школой мозаичной живописи в Италии существовали и другие центры мозаичного искусства: сициВнлийская, венецианская и флорентийская; художники-мозаичиВнсты, принадлежавшие к этим школам, занимавшим свое особое место в истории развития итальянского мозаичного искусства, внесли много нового и ценного в него и способствовали тем самым его дальнейшему развитию и совершенствованию.
Итальянских художников-мозаичистов, принадлежавших к различным школам, объединяла общность применявшихся ими материалов и технических методов выполнения мозаичных работ.
В VIIIтАФXI вв. западноевропейская моВнзаичная живопись, в том числе и итальянская, развивалась под сильным воздействием сирийского монументального искусства.
Хорошо известная на всем Востоке сирийская школа моВнзаичного искусства, опиравшаяся на старопалестинские и эллинистические традиции, в эпоху своего расцвета, в VIIIтАФIX вв., создала превосходные произведения орнаменВнтально-декоративного искусства во многих храмах ИерусаВнлима, Вифлеема, Антиохии, Газы, Лидды, Месопотамии, а также в мечетях Багдада, Дамаска и Константинополя. Ее мастерами были выполнены великолепные орнаментальные мозаики в мечети Омара в Иерусалиме (691тАФ692 гг.), в меВнчети Омейядов в Дамаске (705тАФ711 гг.).
Мозаичная орнаментальная живопись в мечети Омара (храм Скалы) состояла из исключительно пышного и отлиВнчающегося своим разнообразием орнаментального узора из стилизованных розеток, виноградных лоз, листьев аканфа, пальметок, украшенных крыльями лиственных побегов, ваз и пр., изображенных в самых смелых сочетаниях и ракурсах.
Декоративные мозаики в мечети Омейядов в Дамаске, выполненные под несомненным эллинистическим воздействием, состояли из целого ряда постепенно развертывающихся на фриВнзе композиций: ландшафт с протекающей на переднем плане рекой и различными строениями, окруженными кипарисами, яблонями, фиговыми и миндальными деревьями. Домики, порВнтики, колоннады, павильоны, купольные здания самой причудВнливой архитектуры в окружении деревьев сменяют друг друга. Растительные орнаменты окружают композиции и вплетаются в них. Растительные мотивы геометризируются, отдельные их элементы утрачивают свой органический характер и объедиВнняются в сложнейшие узоры, состоящие из фантастических соВнчетаний.
Художниками-мозаичистами, принадлежавшими к римской школе мозаичного искусства, в VIIIтАФXI вв. были выполнены многие мозаики; в частности, ими были исполнены мозаики в римских храмах: Санти Нерео эд Акиллео (795тАФ816 гг.), Санта Прасседе (817тАФ824 гг.), Санта Мария ин Домника (817тАФ824 гг.), Санта Чечилия (817тАФ824 гг.), Сан Марко, Санта Пуденциана (IX в.), Санти Косма э Домиано (IX в.), Сан Стефано Ротондо (IX в.) и мозаичная живопись в паВнрижском храме Жерминье де Прэ (VIII в.) и в ряде храмов северной и южной Италии, в том числе и ныне не существуюВнщие мозаики Капуи (конец XI в.).
Мозаичная живопись римских художников содержала в себе характерные черты, типичные для сирийского искусства, довольно сильно проявлявшиеся в той или иной степени почти во всех итальянских мозаиках этой эпохи. Для них были характерны: жесткая, линейная манера исполнения, неподвижВнность фронтально стоящих крупных фигур, одетых в одежды с жесткими, ломкими складками; лица святых обычно имели ярко выраженные восточно-сирийские черты. С особенной силой сирийское влияние сказалось в распространении в храВнмах Италии в XIтАФXII вв. декоративно-орнаментальной мозаиВнки с преобладанием в ней различного рода геометрических как простых, так и более сложных построений. В итальянских храВнмах этой эпохи орнаментальная мозаичная живопись нашла себе широкое применение для украшения алтарных перегороВндок, кафедр, колонн, фризов и т. п. Введение в живописную практику итальянских мастеров-мозаичистов декоративной орнаментальной росписи колонн, кафедр, фризов и т. п. приВнписывается настоятелю монастыря Монте Кассино аббату Дезидерию, призвавшему во второй половине XII в. гречеВнских мастеров, по происхождению сирийцев, для украшения храма Монте Кассино. Этот вид мозаичной декоративной жиВнвописи, получивший широкое распространение в храмах ИтаВнлии, имел и выдающихся мастеров, пользовавшихся известноВнстью. Родоначальником его считают некоего магистра Павла, передавшего свое искусство своим сыновьям и внукам; особенВнной известностью в этом роде мозаик пользовалось семейство художников-мозаичистов Косматов. Одним из них, мастером Якобом, отцом Космы-первого, были выполнены превосходные орнаментальные мозаики в римском храме Саввы в 1205 г. Выдающиеся по своей красоте и искусству выполнения декоВнративные орнаментальные мозаики сохранились, в частности, в галлерее клуатра Латеранской базилики (1222тАФ1230 гг.) и церкви Сан Паоло Фуори ле Мура (1220тАФ1241 гг.), в которых мраморные колонны и фризы орнаментованы мозаикой, состояВнщей из сложных геометрических узоров.
Наряду с орнаментальной мозаикой римские мозаичисты выполняют в XII столетии превосходные мозаики в церкви Санта Мария ин Трастевере в Риме (1148 г.), причем эта моВнзаичная живопись выполнена на золотых фонах и отличается превосходной по своим цветам палитрой смальт, из которых исключительны по своей красоте и глубине тона голубые, сиВнние и красные смальты. Золотые стеклянные кубики вводились художником и в одежды, обогащая их цветовое звучание. МоВнзаики в Санта Мария ин Трастевере отличались типичными для романской манеры той эпохи резкими, угловатыми формами.
Несколько ближе к византийским прототипам были мозаики церкви Санта Франческо Романа (XIII в.) и мозаичная живопись в церкви Сан Паоло Фуори ле Мура в Риме (начало XIII в.).
В эту эпоху получила вновь широкое распространение моВнзаичная живопись полов; одним из интереснейших произведеВнний раннероманской мозаики пола являются мозаичные полы с изображением отдельных сцен из Ветхого завета в церкви св. Герона в Кельне (XI в.).
Необходимо отметить существование в XI в. и провинВнциальной мозаичной школы в Афоне; ее мастерами были выВнполнены мозаики Ватопедского храма в резко отличной от византийского классического стиля манере, отличавшейся сильно выраженным линейно-схематическим характером исВнполнения. Для афонских мастеров были типичны чисто восточВнные типы лиц с большими глазами и крупными носами, тяжеВнлые, плоские фигуры, жесткость линий, схематизм. МоделировВнка форм лиц святых велась ими посредством резко положенВнных зеленых теней при полном отсутствии развитой системы тонко положенных бликов.
Сицилийская школа итальянского мозаичного искусства XII столетия занимает особое место в развитии романской моВнзаичной живописи. Одним из интереснейших произведений мозаичного искусства Италии являются мозаики собора в Чефалу, выполненные группой византийских и местных итальВнянских мастеров. Византийским мозаичистам принадлежат мозаики верхнего регистра хора, а все остальные мозаики, о чем свидетельствуют и их латинские надписи, выполнены местными художниками-мозаичистами в 1150тАФ1165 гг.
Хотя художники-мозаичисты, принадлежавшие к сицилийВнской школе мозаичной живописи, находились под сильным влиянием византийского мозаичного искусства, но в их манере ясно чувствуется стремление к полному растворению византийВнских живописных приемов в характерных для сицилийских моВнзаичистов реалистических, романских формах. Если это еще мало заметно в мозаиках Санта Мария дель Аммиральо (Марторана) 1143 г., отличавшихся несколько сухим линейным стилем, но имевших очень красивую и выдержанную в теплых тонах колористическую гамму, и в редком по своей сохранности ансамбле мозаик Палатинской капеллы, где такВнже господствует сухая, абстрактная линия, то уже в мозаиках нефа этой же капеллы, исполненных другой группой мастеВнров, ясно намечается отход от византийских прототипов: лица становятся более одухотворенными, движения тАФ более своВнбодными, одежды ниспадают на фигурах более естественно, так, что под ними чувствуются формы тела. Этот процесс разВнвития стиля, характерного для сицилийской школы мозаичноВнго искусства, находит свое наиболее полное выражение в моВнзаиках собора в Монреале (1174тАФ1189 гг.), в которых мозаВничные композиции развернуты на плоскости стен сплошным ковром, в то время как в византийских мозаиках мы наблюВндаем совершенно иное тАФ в них каждая композиция представВнляла собой строго замкнутое целое. В монреальских мозаиках движения передаются более естественно и непринужденно, лица фигур отображают душевные волнения и переживания, тип лица приобретает романские черты. Одежды святых расВнпадаются на мелкие тонкие складки, хорошо способствующие выявлению округлых форм тела. Архитектурные пейзажи принимают вполне реальные формы, и композиционные построеВнния их начинают исполняться с соблюдением простейших правил перспективы. Все эти типичные для сицилийской шкоВнлы мозаичной живописи черты проявляются в той или иной степени в мозаиках Палермского собора (конец XII в.), в первой капелле Палермского собора (XII в.), во дворце Зиса (1154тАФ1166 гг.), в зале Рожера в королевском дворце в Палермо. Мозаики последнего представляют собой редВнкий пример светской мозаичной живописи. Мастера сициВнлийской школы мозаичной живописи XIIIтАФXIV столетий осуВнществляют ряд мозаик в церкви монастыря Сан Грегорио, в Мессине (XIII в.), в Мессинском соборе (1337тАФ1342 гг.) и в центральном корабле Палатинской капеллы (1345 г.). ПреВнвосходно выполненные мозаики Сан Грегорио ясно говорят о процессе .нарастания реалистических черт в мозаичном искусВнстве сицилийских мастеров, в частности проявляющихся в тщаВнтельной моделировке лиц святых, в подчеркивании пространВнства и в более свободной трактовке складок одежды. ПродолжаВнющийся процесс постепенного растворения византийских форм эпохи Комнинов в реалистических формах романского искусВнства троченто находит свое выражение в мозаиках боковых апсид собора в Мессине (середина XIV в.). Национальные итальянские черты получают в дальнейшем преобладающее значение в мозаичном искусстве сицилийских мастеров.
Не менее важным центром итальянского мозаичного искусВнства XII столетия являлась венецианская школа. Мастера-мозаичисты, принадлежавшие к этой школе, выполнили целый ряд мозаик в Италии; ими были исполнены мозаики в АрхиВнепископской капелле в Равенне (1112 г.), в апсиде собора в Триесте (начало XII в.), в соборе в Торчелло (XII в.), в апсиде церкви Санта Мария э Донато на острове Мурано (вторая половина .XII в.), в соборе Сан Марко в Венеции (XIIтАФXIII вв.).
Для венецианских мастеров-мозаичистов, выполнявших мозаики в упомянутых храмах, характерна чисто линейная стилизованная манера исполнения, хотя и развивавшаяся под несомненным влиянием византийской мозаики, но содержащая в себе целый ряд чисто романских элементов. Тяжелые, неВнсколько грузные фигуры с чисто романскими типами нескольВнко однообразных лиц, обладающие крупными, резкими чертаВнми, в одеждах, ниспадающих грубыми, тяжелыми и жесткими складками. Сильно выраженная линейная стилизация, жесткая линейная разделка плоскости, заменяющая византийскую очень тонкую светотеневую и красочную моделировку форм, неестественность и напряженность в движении, отсутствие смягчающих переходов от света к тени и преобладание в коВнлорите тяжелых, сумрачных тонов зеленого, коричневого, сеВнро-белого и темно-синего приводят к выработке типичного для мастеров венецианской мозаичной школы жесткого линейного стиля. Если в мозаиках, выполненных этими мастерами в трансепте и в капеллах хора собора Сан Марко в Венеции во второй половине XIII в., еще не чувствуется в полной мере характерная для более позднего времени неестественность в движении, и перенапряженность форм, то уже в мозаиках тоВнго же собора, но выполненных в последней четверти XII в. и в начале XIII столетия, совершенно четко проступают харакВнтерные романские черты, а именно: сильно выраженная лиВннейная стилизация, жесткая линейная разделка плоскости, отсутствие тонкой светотеневой и красочной моделировки форм, напряженность и неестественность в передаче движеВнний и более плоскостная трактовка форм.
Венецианские мастера в XIII в. выполняют целый ряд моВнзаик в соборе Сан Марко в Венеции (капеллы хора, в транВнсепте, в куполах), причем для их манеры исполнения являетВнся характерным дальнейшее развитие процесса романизации византийских форм и решительный разрыв с Константинопольскими мозаическими традициями. Основным средством худоВнжественного выражения становится линия, рисунок уточняетВнся, и одновременно усложняется ритм линий, плоскостное решение фигур заменяется более объемным, моделировка их форм становится пластичной, движения передаются более свободно и живо, в живопись вводится ряд реалистических деталейтАФ чисто западного типа архитектура, современные итальянские костюмы и пр.; все это говорит, с одной стороны, об усилении западных элементов, а с другой стороны, подчерВнкивает нарастание реалистических тенденций в живописи.
Флорентийская школа мозаичного искусства XIII столетия, развивавшаяся под непосредственным влиянием венецианской школы, отличалась вплоть до 60-х гг. XIII в. сильно выраВнженным провинциализмом; византийские влияния проникали в нее не непосредственно, а передавались через мастеров, принадлежавших к венецианской школе; в 1225 г. флорентийВнские мастера-мозаичисты выполняют мозаичные росписи в баптистерии. Во главе группы художников-мозаичистов, выВнполнявших мозаики в Флорентийском баптистерии, стоял францисканец Влбрат ИаковВ», выученик венецианцев, от котоВнрых он заимствовал резкую моделировку лиц посредством тяжелых зеленых теней, грубый небрежный рисунок, сумрачВнный колорит и граничащую с маньеризмом стилизацию. Ему принадлежат мозаики алтарной ниши и центральной части купола баптистерия. В последующие годы над мозаиками куВнпола и фризами работают 'мастера Паццо и Бинго, затем мастер Константин с сыном (после 1301 г.) с приглашенными ему в помощь венецианскими мастерами, в том числе Андреа Тафи и приехавший из Венеции грек Аполлоний; несколько позднее в работах участвует и Гаддо Гадди. Флорентийская провинциальная манера, в особенности проявившаяся в моВнзаиках Флорентийского баптистерия, отличалась сильной 'пеВнрегруженностью композиционных построений, чисто западным характером архитектурного ландшафта, грубой стилизацией деревьев и скал, безвкусным нагромождением различных украшений, небрежным и грубым рисунком, тяжелой, сумрачВнной гаммой красочных тускловатых тонов. Очень близки к мозаикам Флорентийского баптистерия мозаики церкви Сан Миньято во Флоренции (1327 г.) и Флорентийского собора (начало XIV в.). В работах над мозаиками Флорентийского баптистерия принимал участие и Чимабуэ; вполне возможно, что ему приВннадлежат мозаики ив жизни Иосифа (сцены: ВлИзвлечение Иосифа из колодца и продажа его купцамВ», ВлПринесение одежды Иосифа родителямВ») и ВлНаречение имени КреститеВнлюВ». Им же были выполнены мозаики в апсиде собора; в Пизе (1301тАФ1302 гг.). В своих мозаичных работах Чимабуэ остается приверженцем византийской манеры.
В 1291 г. известный римский живописец, мастер монуменВнтальной живописи Пьетро Каваллини выполняет по картоВннам, исполненным Джотто, шесть больших мозаик на золотых фонах в церкви Санта Мария и'н Трастевере в Риме. В этом же году Джакобо Торрити совместно с Якопо да Камерино набирает мозаику в апсиде церкви Сан Джованни ин Лате-рано, а в 1296 г. они набирают большую мозаику в апсиде церкви Санта Мария Маджоре в Риме ВлНебесное короноВнвание БогоматериВ». В этом же храме в 1296 г. набирает свои мозаики и Филиппе Русути, а в 1296тАФ1299 гг. известный итальянский мозаичист Иоанн Косматы создает мозаичные изображения мадонн для римских церквей Санта Мария МадВнжоре и Санта Мария Сопра Минерва.
В 1298 г. знаменитый флорентиец Джотто выполняет моВнзаику ВлХождение по морюВ», называемую также ВлЧелнокВ», в соборе св. Петра в Риме.
По свидетельству Вазари, эта мозаика, находившаяся над дверьми дворового портика собора св. Петра, Влвызывала восхищение всех знатоков искусства. Помимо рисунка, здесь замечательна композиция фигур апостолов, которые борются с бурей, в то время как ветер надувает паруса, парус же такой выпуклый, что кажется настоящим, хотя при помощи кусочков стекла трудно дать игру светотени, потому что даже кистью это достигается с большими усилиями; в рыбаке же, который, стоя на скале, удит лесой рыбу, чувствуется огромВнное терпение, свойственное этой профессии, а вместе с тем желание и надежда на уловВ».
В последующие столетия мозаика гениального флорентийВнца неоднократно реставрировалась, и в настоящее время от нее осталось лишь только одно композиционное решение, приВннадлежащее Джотто. Поэтому судить по ней об особенностях мозаичной техники Джотто невозможно.
Эпоха XIII в. и первой половины XIV столетия в Италии была эпохой расцвета декоративной живописи, в том числе и декоративной 1мозаики. Мозаика являлась в то время одним из приемов монументальной декоративной живописи, которым художник должен был владеть наравне с другими ее приемаВнми. В технике мозаики в то время часто работали выдающиеся мастера монументальной живописи тАФ Чимабуэ, Джотто, Каваллини и др., сами разрабатывавшие композицию предВнстоящей к выполнению мозаики, сами выполнявшие картоны для нее и руководившие исполнением мозаичного набора, веВнроятнее всего непосредственно ведшегося мастерами-мозаичиВнстами, хотя и не исключена возможность участия самих маэВнстро в выполнении мозаичного набора.
Благодаря непосредственному участию в создании композиции и картонов мозаики, а также руководству мозаичным набором авторы мозаик Чимабуэ, Джотто, Пьетро Капалли-ни, Андреа Тафи, Андреа Гадди, Джакобо Торрити, Иоанн Косматы и др. мастера монументальной живописи XIIIтАФXIV вв. создали мозаичные произведения, отличавшиеся не только большим живописным мастерством, но и общей гармонией цветового решения и более свободным и монументальным характером исполнения, выгодно отличавшимся от византийВнских приемов мозаичной живописи. Часто применявшиеся в мозаиках этой эпохи золотые фоны в значительной мере споВнсобствовали гармоничному объединению всех частей композиВнции в одно целое и в то же время усиливали звучание цвеВнтового решения мозаичных композиций.
В XIV столетии в технике мозаики работает ряд выдаюВнщихся итальянских мастеров монументальной живописи. В 1345 г. известный итальянский художник, мастер монуменВнтальной живописи Гаддо Гадди, ученик Джотто, работавший в технике мозаики, а также Андреа ди Чионе Орканья (1344тАФ1377 гг.), автор не сохранившихся до наших дней мозаик в соборе в Орвиенто, и Андреа Тафи (1250тАФ1352 гг.), которому принадлежит мозаичный образ Спасителя в среднем круге купола Флорентийского баптистерия, отходят от монуВнментально-декоративной манеры исполнения мозаик, харакВнтерной для итальянских мастеров мозаичной живописи XIII столетиятАФЧимабуэ, Джотто, Пьетро Каваллини и др., и в их мозаичных произведениях начинает преобладать жиВнвописная манера, в основе которой лежит воспроизведение средствами мозаики произведений живописи, выполнявшихся преимущественно в технике темперы.
Позднейшие произведения венецианских мастеров мозаиВнки последнего периода в соборе Сан Марко, выполнявшиеся в 60-х гг. XIV в., баптистерия (1342тАФ1354 гг.) и капеллы св. Исидора (около 1355 г.) показывают не только продолВнжающийся процесс растворения византийских форм в формах западного искусства, но и постепенный отход в мозаике от монументальной манеры исполнения к копированию мозаикой произведений живописи, выполнявшихся в иной технике. Подобное же явление мы наблюдаем и в отдельных неВнмногочисленных мозаиках, выполненных главным образом итальянскими мастерами-мозаичистами в Чехии, Австрии и Германии.
Мозаика ВлСтрашный судВ» в соборе св. Вейта в Праге, набранная итальянскими художниками-мозаичистами в XIV в., мозаика ВлМученичество евангелиста ИоаннаВ» в Мариенведерском соборе в Германии, также исполненная итальянскими мозаичистами, и мозаическая копия с картины Леонардо да Винчи ВлТайная вечеряВ», выполненная итальянскими художниВнками для миноритской кирхи в Вене, принадлежат к произвеВндениям мозаичной живописи, несущим в себе ясно выраженВнные черты воспроизведения мозаикой картин, выполняемых в технике темперы.
Широкое развитие получила техника мозаики и на Кавказе. В некоторых древнегрузинских памятниках архитектуры фрагментарно сохранилась мозаичная живопись, некогда украВншавшая стены и своды храмов; мозаики были исполнены древнегрузинскими художниками в VIIтАФXII вв. Для набора мозаик служили материалы местного происхождения: кубики из различных пород местного камня и смальты желтого, красноВнго, синего, зеленого, белого и черного цвета, а также золочеВнные кубики из разноцветного стекла местной выработки.
Наиболее древними произведениями грузинских художниВнков-мозаичистов являются: принадлежащая к первой половине VII в. мозаичная живопись, фрагментарно сохранившаяся в конхе алтарной апсиды малой церкви Джвари Креста Мцхетского, вблизи Мцхета. Эти мозаики были набраны груВнзинским художником из различной формы кубиков разноцветВнных смальт синего, зеленого, красного, белого и черного цвета, а также синевато-зеленоватых и розоватых кубиков из местВнного камня и золоченых и серебряных стеклянных кубиков. Мозаичный набор укреплялся на известковом грунте, нанесенВнном слоем в 35тАФ50 мм на выложенные из каменных плит своды апсиды. Мозаичная живопись Джвари до нас не дошла, лишь местами в апсиде сохранился известковый мозаичный грунт и осыпавшиеся кубики мозаичного набора.
К первой половине VII в. относятся также фрагменты мозаичной живописи храма селения Шореты, ныне снятые со сводов апсиды церкви и перенесенные в музей искусств Мете-хи в Тбилиси. Мозаики были выполнены более ограниченным набором, нежели в Джвари; в мозаичном наборе храма в ШоВнреты преобладали кубики из местных пород камня.