Мольер

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ МОЛЬЕРА

Жан-Батист Поклен (15.01.1622, Париж, - 17.02.1673, Париж), вошедший в истоВнрию литературы под именем Мольера, родился в 1622 г. в Париже. Его отец, Жан Поклен, владевший лавкой и мастерской на одной из парижских улиц, имел наследственное звание приВндворного обойщика. Из старинного рода ремесленников происходила и мать Мольера. Отец надеялся, что и сын продолжит семейные традиции и станет придворным обойщиком - верным служителем короля.

Но сына влекли иные пути. Уже в детстве он полюбил театр. Во время прогулок с дедом по Парижу мальчик не раз видел представления бродячих актёров на ярмаВнрочных площадях, полные жизнерадостного веселья и боевого задора народные фарсы. Удачливый крестьянин оставлял в дураках корыстного попа и насильника - ариВнстократа. Молодая жена ловко надувала старого деспо- та - мужа. Сыпались звонкие пощёчины, раздавались взрывы смеха, неслось над толпой хлесткое и вольное Влшутовское словоВ».

Иногда юный Жан-Батист приходил с отцом во двоВнрец короля, где часто разыгрывались придворные спекВнтакли. Там перед мальчиком развёртывалось зрелище совсем другого рода. Мерно лились стихотворные тирады возвышенных   героев, задрапированных в античные плащи, величаво и плавно выступали нарядные дамы в напудренных париках. В это время начинался расцвет славы Влбесподобного КорнеляВ», автора ВлСидаВ», создаВнтеля классических образцов французской трагедии.

И у сына обойщика родилась смелая мечта - самому стать одним из этих величавых героев сцены - сделаться актёром. Он таил эту мечту от всех, ведь к профессиоВннальным актёрам относились тогда, как к отверженным людям, жалким бродягам.

Учился Мольер в Клермонском коллеже - одном из лучших учебных заведений того времени. Уже на школьной скамье будущий драматург познакомился с древнеримскими комедиями Плавта и Теренция. В то же время он глубоко заинтересовался трудами античных философов - материалистов и даже самостоятельно переВнвёл на французский язык поэму Лукреция ВлО природе вещейВ». По окончании коллежа юноша продолжал заниВнматься само-образованием. К этому времени относится первое его знакомство с философией Пьера Гассенди, окаВнзавшей на него глубокое влияние.

Всячески пытаясь уклониться от занятий, ВлнаследВнственнымВ» делом обойщика и торговца, молодой Поклеп выдержал экзамен на лиценциата прав. Но юридическая карьера также не увлекала его, и он решил, наконец, отВнкрыто объявить отцу о своём желании стать актёром. Отказавшись от всех наследственных прав и званий, он вступил на новый путь и избрал себе новое имя - сцеВннический псевдоним - М о л ь е р (Moliere). Организовав труппу из 9 человек и дав ей пышное название ВлБлистательный театрВ», он начал гастроли в Париже. Однако судьба перВнвого театрального предприятия Мольера оказалась далеВнко не блистательной. Соперничать с богатыми большими театрами юной труппе было не под силу. Не хватало денег и подходящих пьес, которые могли бы привлечь внимание публики. Мольеру не раз приходилось отбывать краткосрочное заключение в долговой тюрьме Шатле. Вскоре ВлБлистательный театрВ» пришлось закрыть. Но первая неудача не обескуражила молодого энтузиаста. Он решил попытать счастья в провинции, куда и поехал в 1645 г., присоединившись к труппе бродячих актёров.

Начался трудный период в жизни Мольера - тринадцать лет скитании, беспреВнрывного труда и необеспеченного существования бродяВнчего комедианта. Но эти годы послужили подлинной школой жизни, богатым источником опыта для будущеВнго драматурга.

В те годы во Франции шла напряжённая политичеВнская борьба. Лишённые прежних вольностей феодалы предприняли последнюю попытку выступить против абсолютизма. Однако королевская власть победила и ещё более упрочилась.

Мольер, наблюдая окружающую жизнь, делал свои выводы и обобщения; он видел, что своевольные насильВнники - феодалы и мракобесы - церковники глубоко вражВндебны народу. Однако в первых его драматических опыВнтах, относящихся к началу 50-х годов, сатирический дар писателя ещё не развернулся полностью, он достиг расВнцвета десятилетие спустя.

Мольер начал деятельность драматурга, желая поправить дела своей труппы, постоянно страдающей от недостатка реперВнтуара. Первые его произведения были написаны в духе народных фарсов. Они не дошли до нас, так как пьесы тогда ещё не печатались. От них сохранились лишь названия да отзывы современников. Повидимому, некоторые из них представляли собой лишь канву для театрального представления, небольВншие сценарии, где оставлялось место для актёрской импровизации.

Но вскоре Мольер начал создавать и самостоятельВнные комедии. Правда, сюжеты их он заимствовал из наВнродного театра, из народных повестушек, а порой - из произведений античных авторов. Драматург говорил своим друзьям: ВлЯ беру моё добро там, где его нахожуВ». Но эту сюжетную канву он расцвечивал такими яркими бытовыВнми чертами, в условные комические образы - маски вклаВндывал такое живое современное содержание, что получаВнлись совсем новые произведения, отличавшиеся остротой и свежестью. И публика принимала их с восторгом. Сам автор талантливо исполнял главные комические роли своих пьес. Известность труппы всё росла, отзывы о теВнатре донеслись до столицы. Друзья Мольера стали угоВнваривать молодого короля Людовика XIV вызвать драмаВнтурга с его труппой в Париж. В 1658 г. состоялось перВнвое представление мольеровского театра в королевском дворце.

Трагедия, которую поставила провинциальная трупВнпа, не вызвала особых похвал, но последовавшая за ней комедия - фарс ВлВлюблённый докторВ» была настолько полна жизнерадостного веселья и притом так хорошо сыграна, что привела в восторг зрителей и вызвала одобВнрение короля. Театр решено было оставить в Париже.

В 1659 г. Мольер создаёт первую свою сатирическую комедию ВлСмешные жеманницыВ». В этой пьесе он остро высмеивает увлечение салонно - аристократической литературой и великосветскими нравами, показывал тот вред, который оно приносит обществу.

Комедия вызвала вражду к её автору в реакционных кругах общества и прежде всего в аристократических салонах.

Возрастающий успех театра Мольера содействовал тому, что эта глухая вражда постепенно перешла в подВнлинную войну, объявленную реакционерами драматургу - обличителю. Они стараются повредить Мольеру, застаВнвить его замолчать. В 1660 г., пользуясь отсутствием коВнроля, они выгоняют труппу из занимаемого ею помещеВнния. Однако эти попытки ни к чему не привели.

В 1661 г. Мольер написал и поставил новую комеВндию - ВлУрок мужьямВ», а в следующем, 1662 г., - ВлУрок жёнамВ». В обеих этих пьесах, и особенно остро во втоВнрой из них, Мольер восстаёт против деспотизма мужей, основанного на материальной зависимости и угнетении женщины, против подавления естественных склонностей во имя денежного интереса.

Пьеса ВлУрок жёнамВ» вызвала ожесточённые нападки со стороны врагов Мольера, число которых всё возрастаВнло. Вокруг комедии разгорелись литературные бои. ВраВнги драматурга пытались всячески её опорочить, обрушиВнваясь на реалистические её черты. Авторы многочисленных пасквилей и пародий на пьесу Мольера пытались доказать, что она груба, написана в угоду низкой черни.

Но драматург дал достойный отпор своим врагам, разя их литературным оружием. Одну за другой, с необычайной быстротой он создал две комические пьесы: ВлКритика Урока жёнамВ» и ВлВерсальский экспромтВ». ОтВнвечая в них клеветникам и недоброжелателям, Мольер показывает всю несостоятельность их нападок и вместе с тем высказывает свои взгляды на задачи комедии, подчёркивая общественную воспитательную роль этого жанра и давая ему новое социальное осмысление. ВлЕсли во всех старых комедиях можно всегда найти весёлого слугу, который заставляет зрителя хохотать, так в ныВннешних пьесах для всеобщего развлечения нужен умориВнтельный маркизВ», - утверждает Мольер.

Разбитые в литературных боях враги стали донимать драматурга личными выпадами, грязной клеветой на его частную жизнь. Но им не удалось сломить Мольера. В борьбе и полемике его сатирическое дарование всё шире развёртывалось и крепло.

В 1664 г. Мольер создаёт свою великую комедию ВлТартюфВ», в которой направляет правляетудар против церковников, корыВнстных и хищных лицемеров, угнетающих и развращающих французское общество под предлогом нравственного его исправления. Комедия была поставлеВнна в Версале во время пышных дворцовых празднеств, носивших название ВлУвеселения волшебного островаВ». К оформлению этих королевских развлечений был приВнвлечён и Мольер. Но драматург использовал версальВнские сады как трибуну для нового своего смелого сатириВнческого выступления. Негодование церковников и реакВнционеров было неописуемо. Организовался целый ВлзагоВнвор святошВ» против драматурга, и они добились запреВнщения комедии.

Началась длительная борьба Мольера за ВлТартюфаВ». Он пишет на имя короля прошение, в котором заявляет: ВлТартюфам удалось ловко втереться в доверие Вашего величества, и оригиналы добились запрещения копииВ». Но заявление не помогло, Мольер переделал пьесу.

Король разрешил к постановке комедию в её новом варианте. Но парижский архиепископ запретил исполнять и смотреть ВлеретическуюВ» комедию под угрозой отлучения от церкви.

В разгар борьбы за ВлТартюфаВ» Мольер написал две замечательные комедии - сатиры: ВлДон-ЖуанВ» (1665) и ВлМизантропВ». В первой из них он под обличием легенВндарного обольстителя женских сердец Дон-Жуана нариВнсовал типический образ французского аристократа, разоВнблачив его моральное разложение.

ВлДон-ЖуанВ» - одно из наиболее  реалистических произведений Мольера, несмотря на черты условности и даже фантастики, которые переходят в пьесу из легенды (приглашение статуи Командора и гибель Дон-Жуана). В этой комедии драматург значительно отступает от ВлпраВнвилВ»: он не соблюдает трёх единств, образы действуюВнщих лиц, и особенно главного героя, обрисованы многоВнсторонне, не отличаются однокачественностью, свойственВнной произведениям представителей классицизма. Мольер поднимает в пьесе свой голос против Влсословной мораВнлиВ», позволяющей знатному господину безнаказанно угнеВнтать и унижать простых людей. Вместе с тем Мольер в этой комедии снова направляет свои удары против релиВнгиозного ханжества и лицемерия.

В другой комедии, ВлМизантропВ», Мольер противопоВнставляет светскому лицемеру честного человека, который стремится всем говорить правду в глаза. Однако сам автор с горечью подчёркивает бессилие и одиночество своего героя. Альцест смешон в своих попытках проповедями и разговорами в салонах исправлять нравы их завсегдатаев. ВлМизантропВ» - одна из самых мрачных пьес Мольера.

Обличение растлевающей силы денег дал Мольер в комедии ВлСкупойВ». Главное действующее лицо, скряга - ростовщик Гарпагон, - это олицетворение скупости. Страсть к деньгам вытесняет в нём все человеческие чувВнства. Он тиранит и мучит своих близких, стремясь сэкоВнномить лишний су.

Мольер показывает, как деньги разрушают исконные семейные связи. Скупость Гарпагона непомерна. В гороВнде рассказывают, что старый скряга будто бы привлек к ответственности соседского кота за то, что тот съел у неВнго остатки бараньего жира, а однажды ночью Гарпагона поймали, когда он воровал овёс у собственных лошадей.

Гарпагон смешон, но в то же время отвратителен и страшен. Этот обобщённый образ скупца, несомненно, оказал влияние на великого французского реалиста XIX в. Оноре Бальзака. В образе старика Гранде (из романа Бальзака ВлЕвгения ГрандеВ») много черт, родняВнщих его с мольеровским Гарпагоном.

В последние годы жизни великого комедиографа, несмотря на тяжёлую, мучительную болезнь и личные невзгоды, смех его звучит попрежнему звонко и вольно, комедии его продолжают обличать тёмные и смешные стороны французских аристократов и буржуа.

Мольер снова обращается к жанру народного фарса, с которого он начал свой творческий путь. Он пишет искряВнщиеся весельем комедии-фарсы ВлПлутни СкаленаВ» и ВлЛеВнкарь поневолеВ». Сильны элементы фарса и в комедии - балете ВлМещанин во дворянствеВ», одной из наиболее реаВнлистических и социально глубоких пьес Мольера (1670). Мольер поставил здесь своей задачей высмеять тупых и тщеславных буржуа, которые стремятся во всём подраВнжать придворной аристократии. Пытаясь за деньги приВнобрести внешний блеск и галантные манеры, они станоВнвятся смешными и нелепыми, как Журден - центральВнный персонаж этой комедии. Вместе с тем Мольер сатиВнрически изображает в этой комедии нравы той аристокраВнтии, которая для тщеславных буржуа кажется окруженВнной таким блеском.

В последней комедии, ВлМнимый больнойВ», автор выВнсмеивает медиков-шарлатанов и доверчивых дураков, коВнторые у них лечатся. Смертельно больной Мольер исполВннял в этой пьесе главную роль. На четвёртой постановке комедии он почувствовал себя особенно плохо. БолезненВнные гримасы и кашель тяжело больного Мольера публиВнка принимала за великолепную игру, награждая его бурВнными аплодисментами. Мольер всё же довёл спектакль до конца. Его перенесли домой, и через несколько часов он скончался (1673). ВлОригиналыВ» Тартюфа - ханжи-церковники - мстили автору ВлТартюфаВ» и после смерти. Архиепископ добился запрещения хоронить его со всеВнми почестями по церковному обряду. Хоронили Мольера ночью, за кладбищенской оградой, за гробом его шла большая толпа простого народа.

РЕАЛИЗМ МОЛЬЕРА, ЗНАЧЕНИЕ ЕГО ТВОРЧЕСТВА

Мольера в истории литературы принято относить к числу представителей классицизма.

И действительно, многие существенные черты творчеВнства великого комедиографа свидетельствуют о его оргаВннической связи с этим литературным направлением.

Однако, подчиняясь основным законам поэтики класВнсицизма, Мольер сумел использовать все реалистические возможности, допустимые в рамках этого направления, а в ряде случаев гениальный художник выходил из этих порой стеснительных для него рамок и создавал подВнлинно реалистические произведения и образы, сохраняВнющие своё значение и в наши дни.

Демократические симпатии Мольера, его смелое вольВннодумство, материалистические философские воззрения великого драматурга, прекрасное знание действительноВнсти и правдивое её воспроизведение, обращение к народ-номуттатру, стремление воздействовать на жизнь общеВнства, изображая его тёмные стороны, - всё это вело к тому, что в творчестве Мольера росли и крепли черты реализма.

Типичность образов, умение найти в персонажах своих произведений наиболее существенные, социально обусловленные черты изображаемого им человеческого характера - эта основная черта реализма с большой сиВнлой выступает во всех лучших комедиях Мольера.

Многие образы, созданные им, обладали такой широВнкой типичностью, что переросли рамки своего историчеВнского периода и приобрели мировое нарицательное знаВнчение.

Своих ВлгероевВ» Мольер окружает не вымышленной обстановкой, в какой действуют герои классических траВнгедий, - он помещает их в типичную жизненную среду, окружает типическими обстоятельствами. Чаще всего действие его комедий развивается в буржуазной семье (ВлТартюфВ», ВлСкупойВ», ВлМещанин во дворянствеВ»). ОтноВншения между главой дома и домочадцами, хозяевами и слугами, родителями и детьми, особенности речи, склад мыслей, обычаи французских буржуа того времени предВнставлены в комедиях Мольера с верностью и живостью.

Мольер показывает себя подлинным мастером быВнтовой детали. Вместе с тем перед нами предстаёт и более широкая картина социальных отношений того времени: отношения между представителями буржуазии и дворянВнства, отношение народа к церковникам и т. п.

В обличительном содержании комедий, в выборе поВнложительных персонажей отчётливо выступают демокраВнтические симпатии Мольера.

Оружие смеха Мольер использовал в целях острой социальной сатиры. Это вело к предельному заострению создаваемых им образов, к гиперболизации,     т. е. усилеВннию их ведущих черт (Гарпагон в комедии ВлСкупойВ», Тартюф в одноимённой комедиями др.).

Котагедии Мольера, обладая громадной силой разоблаВнчения, приобретали политическое звучание. Он беспощадВнно разил в них носителей общественного зла - реакционеВнров, ханжей - церковников, насильников - аристократов, он восставал против тех явлений общественной жизни и быта, которые были враждебны народу. Это делало его коВнмедии поистине народными.

Несомненным реалистическим достижением автора ВлТартюфаВ» является живой, ярко индивидуализированВнный язык действующих лиц его комедий. Мольер широко пользовался разговорной народной речью и свободно вводил её не только в весёлые фарсы, но и наиболее ВлсерьёзныеВ» и ВлвысокиеВ» свои комедии, подобные ВлТартюфуВ», ВлМизантропуВ», ВлДон-ЖуануВ».

Реализм Мольера явился вершиной художественных достижений французской литературы того времени. ТворВнчество Мольера оказало большое влияние на развитие всей западноевропейской реалистической литературы.

Однако, стремясь бичевать и поучать, Мольер, как и большинство писателей того времени, ещё не мог возвыВнситься до обличения самой основы зла - социального порядка, основанного на безжалостной эксплуатации наВнродных масс.

Некоторая ограниченность, свойственная представитеВнлям классицизма, сказывается и в изображении МольеВнром человеческих характеров. Это отмечал Пушкин, укаВнзывая на превосходство шекспировского реализма:

ВлЛица, созданные Шекспиром, не суть, как у МольеВнра, типы такой-то страсти, такого-то порока, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков.. У Мольера скупой - скуп и толькоВ».

Резкое деление героев на положительных и отрицаВнтельных, введение ВлрезонёровВ», устами которых говорит сам автор, отчётливо выраженный назидательный харакВнтер комедии также ограничивали реализм изображения.

Но эти черты отнюдь не снижают громадного значеВнния творчества Мольера, которое определяется не только силой воздействия его на развитие литературы, но и его влиянием на жизнь общества.

ВлИмя Мольера.. велико и почётно, - писал В. Г. БеВнлинский, - Мольер был воспитателем французского обВнщества в самый интересный момент его развития, когда оно при Людовике XIV, окончательно расставшись с груВнбыми формами средних веков, начало новую жизнь ума, анализа, критики. Комедии Мольера - сатиры в драмаВнтической форме, сатиры, в которых резкое остроумное перо его предавало на публичный позор невежество, глуВнпость и подлостьВ»1

Комедии Мольера типичностью своих образов, силой обличения пороков, возраставших на почве эксплуататорВнского общества, оказывали воспитательное влияние на ряд поколений. Они играли революционизирующую роль, обличая косные, реакционные взгляды и верования, проВнсвещая умы, возбуждая протест против различных форм угнетения личности. Не теряют они силы своего звучания и в наши дни.

Славные традиции Мольера служат образцом для прогрессивных писателей Запада. Как известно, оружие сатиры обладает громадной разящей силой в борьбе с поработителями и палачами народов, с тартюфами, приВнкрывающими свои хищнические замыслы лживыми фраВнзами о братстве и помощи. И передовой литературе ЗаВнпада для успешной борьбы за мир, демократию и проВнгресс в наше время особенно нужны Мольеры и Свифты.

-----------

1 В. Г. Б е л и н с к и й, ВлШкола женщинВ», сочинение МольВнера, 1842.

Вместе с этим смотрят:

Моне Кассаи
Монументальная живопись Древнего Египта
Монументально-декоративная скульптура Москвы
Московские аэропорты