Музыка в конце XIX - начале XX века

          

      

        Музыка в начале XX века.

Выполнили : Трофимов Ярослав,                                                                          Герасимов Александр-

                     ученики 10 э1 класса.

тАЬНет на земле живого существа,

Столь жестокого, крутого, адски злого,,

Чтоб не могла хотя на час один                                                                   В нём музыка свершить переворота..тАЭ

                                             Вильям Шекспир.

Конец XIX и начало XX века  (до 1917 года) - период не менее богатый, но гораздо более сложный. Он не отделён от предыдущего каким-либо переломом : лучшие, вершинные сочинения Чайковского и Римского-Корсакова относятся именно к 90 -м годам XIX и к первому деcятилетию XX века.

Но уже ушли из жизни Мусоргский и Бородин, а в 1893 году и Чайковский. На смену им приходят ученики, наследники и продолжатели их традиций : С. Танеев, А. Глазунов, С. Рахманинов. Но как ни близки они своим учителям, в их творчестве ясно чувствуются новые вкусы. Опера, в течение более чем столетия занимавшая главное место в русской музыке, явно отходит на второй план. А роль балета, наоборот вырастает.

Широко развиваются симфонические, камерные жанры в творчестве Глазунова и Танеева. Огромной популярностью пользуется фортепьянное творчество Рахманинова, который и сам был великим пианистом. Фортепьянные концерты Рахманинова ( как и концерты Чайковского, и скрипичный концерт Глазунова) относятся к вершинам мирового искусства. В последней четверти XIX столетия творчество русских композиторов было признано во всём цивилизованном мире.

Среди молодого поколения музыкантов, вступивших в творческую жизнь в конце прошлого- начале нынешнего века, были композиторы и иного типа. Уже первые их сочинения написаны очень по своему : остро, иногда даже дерзко. Таков Скрябин. Одних слушателей его музыка покоряла вдохновенной силой, других возмущала необычностью. Несколько позднее выступил Стравинский. Его балеты, Поставленные во время тАЬРусских сезоновтАЭ в Париже, привлекли внимание всей Европы. И наконец, уже в годы первой мировой войны на русском восходит ещё одна звезда - Прокофьев.

Большую роль в музыкальной жизни России этого времени сыграл  Беляевский кружок, названный так по имени его основателя Митрофана Петровича Беляева - известного лесопромышленника, владельца огромного состояния и страстного любителя музыки, особенно русской. Кружок, возникший в 80-х годах, объединил почти всех лучших музыкантов того времени ; Н. А. Римский - Корсаков стал идейным центром этого музыкального содружества. Всеми доступными средствами Беляев стремился помочь тем, кто служил русской музыке. 

Основанное Беляевым новое издательство за несколько десятилетий своего существования издало огромное количество произведений русских композиторов. Щедро оплачивая труд композиторов, Беляев организовал ещё и ежегодные конкурсы на лучшее камерное сочинение, а потом и конкурсы имени М. И. Глинки на лучшее произведение русской музыки любого жанра. Беляев способствовал воскрешению полузабытых партитур великого Глинки, чьи крупные сочинения тогда нигде не звучали - ни на одной оперной сцене, ни на симфонической эстраде.        

Необходимо упомянуть и организованные Беляевым в течении многих сезонов тАЬРусские симфонические концертытАЭ, а также тАЬРусские камерные вечератАЭ. Целью их было - знакомить русскую публику с произведениями национальной музыки. Руководили концертами и вечерами Н.А. Римский -Корсаков и его талантливые ученики А.К. Глазунов и А. К. Лядов. Они разрабатывали план каждого предстоящего сезона, составляли программы, приглашали исполнителей.. Исполнялись исключительно произведения русской музыки : многие из них, забытые, отвергнутые ранее русским музыкальным обществом нашли здесь первых своих исполнителей. Например, симфоническая фантазия М.П. Мусоргского тАЬНочь на лысой горетАЭ впервые прозвучала именно в тАЬРусских симфонических концертахтАЭ почти через двадцать лет после создания, а затем была многократна повторена ( тАЬпо востребованию публикитАЭ, как отмечалось в программах ).

Трудно переоценить роль этих концертов. В годы, когда на такие гениальные оперы, как тАЬБорис ГодуновтАЭ и тАЬХованщинатАЭ, было наложено вето царской цензуры, когда в самой влиятельной, почти единственной в России музыкально-концертной организации (РМО) было засилье западноевропейского репертуара, когда оперные театры, именуемые императорскими, по словам Стасова, тАЭвыжили со своих подмостков оперы Глинки, Мусоргского, Бородина, Римского-КорсаковатАЭ, когда цензура запрещала песни Мусоргского, названные им тАЬнародными картинкамитАЭ, - в то время единственным местом в России, где звучала вся отвергнутая официальными кругами музыка русских композиторов, были тАЬРусские симфонические концертытАЭ.

Знаменательно, что через год после смерти А. П. Бородина был устроен концерт из его произведений, большинство из которых прозвучало тогда впервые.

Беляевский кружок в 80тАФ90-е годы оказался единственным музыкальным центром, где объединялись наиболее активные музыканты, ищущие новые пути развития искусства.

Весьма примечательным явлением в русской музыкальной жизни конца XIX века была так называемая частная опера С. И. Мамонтова в Москве. Сам Савва Иванович Мамонтов будучи подобно Беляеву богатым предпринимателем, организовал в России оперную труппу. С ней он осуществил первые постановки русских опер - тАЬРусалкитАЭ А. С. Даргомыжского и тАЬСнегурочкитАЭ Н. А. Римского-Корсакова, - которые пользовались у московской публики значительным успехом. Так же он поставил оперу тАЬПсковитянкатАЭ Н. А. Римского-Корсакова. С этой оперой, которая нигде не шла,  театр выехал на гастроли в Петербург.                   

На рубеже XIX-XX века возрождается интерес к старинной музыке. Мало-помалу начинается строительство органов  в России. В начале XX столетия их можно было буквально пересчитать по пальцам. Появляются исполнители, знакомящие слушателей с органной музыкой прежних эпох и столетий : А. К. Глазунов, Старокадомский. 

Это время является важным этапом в истории скрипки. Появляется группа виртуозов - композиторов и исполнителей, которые раскрывают неведомые прежде возможности скрипки как сольного инструмента. Возникают новые замечательные произведения, среди которых видное место занимают сочинения советских композиторов. В настоящее время всему миру известны концерты, сонаты, пьесы Прокофьева, Хренникова.  Их замечательное искусство помогает нам почувствовать, что за удивительный это инструмент - скрипка.         

В конце XIX и в начале XX века, а особенно в предоктябрьском  десятилетии, через всё русское искусство, и в частности музыку, проходит тема ожидания великих перемен, которые должны смести старое, несправедливое общественное устройство. Далеко не все композиторы осознавали неизбежность, необходимость революции и сочувствовали ей, но предгрозовую напряжённость ощущали все или почти все. Большинство музыкантов непосредственного участия в революционных событиях не принимали, и потому связи между ними были довольно слабыми.

Литература :

  1. Л. С. Третьякова тАЬСтраницы русской музыкитАЭ, тАЬРусская музыка XIX векатАЭ.
  2. Е. Л. Даттель тАЬМузыкальное путешествиетАЭ.
  3. Л. Тарасов тАЬМузыка в семье музтАЭ.
  4. Ф. Оржеховская тАЬПять портретовтАЭ.
  5. С. Газарян тАЬРассказ о гитаретАЭ.
  6. В. М. Бескоровайная, М. П. Павлович тАЬМузыкальные странствия современного подросткатАЭ
  7. М. А. Зильберквит тАЬМузыка и тытАЭ 1,3,4,6,7 части. 
  8. В. Васина-Гроссман тАЬКнига о музыке и великих музыкантахтАЭ.
  9. Э. Смирнова тАЬРусская музыкальная литературатАЭ.
  10. Б.С. Энциклопедия. 

Вместе с этим смотрят:

Музыка из Блэкпула
Музыкальные способности и их развитие путем применения декламационного метода обучения
Музыкальный образ
Народные традиции в современном костюме