Новационные тенденции в искусстве Древнего Египта

План:

ВведениетАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжст. 3

  1. Религиозная реформатАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжст. 4
  2. Изменение в иконографии. Скульптура.        Росписи. РельефытАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжст. 6
  3. ВлМастерская скульптора ТутмесаВ».            Портреты царицы НефертититАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжст. 9
  4. Новая столица АхетатонтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжст. 11
  5. Новоегипетский язык. ЛитературатАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжст. 13
  6. Религия после АмарнытАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжст. 14

ЗаключениетАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжст. 15

БиблиографиятАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжст. 16 Введение

Царствовавший в начале XIV в. до н. э. фараон АменхоВнтеп IV решил именоваться Эхнатоном ,что значит ВлДух АтонаВ», и перенес столицу из древних Фив в новопостроенный им город Ахетатон, что значит ВлГоризонт АтонаВ» (ныне на месте этого города находится небольшое селение Тель-Амарна, отчего и весь период египетской истории, связанный с Эхнатоном, назыВнвается амарнским).

Такие удивительные поступки этого фараона отнюдь не быВнли случайны.

Египетское многобожие, при котором чуть ли не каждая область чтила своего бога, не способствовало духовному подчиВннению Египту покоренных племен. Жреческое сословие расВнполагало огромными материальными средствами, а своей роВнлью в государстве ущемляло самодержавную власть фараона. Храмам принадлежали целые города. Опираясь на мелких раВнбовладельцев и на новую служилую знать, фараон решил нанеВнсти удар непомерно разбогатевшему жречеству и вместе с ним всей высшей потомственной знати, склонной к неповиновению. Реформы, им осуществленные, следует признать по тому вреВнмени прогрессивными.

Эхнатон установил единобожие, объявив единым истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Культ всех прочих богов был отменен, их храмы закрыты, храмовое имуВнщество конфисковано, власть жрецов, и в первую очередь самых могущественных тАФ фиванских, сокрушена, во всяком случае на какое-то время.

Поэтому цель работы тАУ показать, как эта подлинная революция, совершённая Эхнатоном, отразилась на искусстве. Для этого, прежде всего, раскрываются следующие вопросы: что знаменует собой разрыв с древней религиозной традицией? Что значит отход от застывшей идеализации царского образа? Какие изменения произошли в канонах, стиле, внутреннем содержании художественного произведения? Но одной из первых задач ставится раскрыть суть самой революционной реформы, споры о необходимости и своеобразном характере которой актуальны и по сей день.

1. Религиозная реформа.

В период сорокалетнего правления Аменхотепа III Египет достиг зенита своего могущества. Однако деспотиВнческая власть фараона вызывала явное противодействие со стороны фиванского жречества, значительно обогатившегося за счет пожертвоВнваний храму Амона, и рабовладельВнческой знати, окрепшей в результате военных походов. Эти силы активно сопротивлялись фараону.

Аменхотеп III, желая противостоять своим противникам, опирается на поддержку военного сословия. В то же время он использует непопулярВнность египетской религии в среде поВнкоренных народов, входивших в соВнстав Египта после азиатских походов Тутмоса III. Фараон стремится суВнзить сферу влияния фиванского жреВнчества, подготавливая, очевидно, тем самым почву для более универВнсальной религиозной системы, котоВнрая бы отвечала общегосударственВнным интересам.

Однако реформу в этом направлении осуществил преемник Аменхотепа - Аменхотеп IV. Изменив вере своих предков, этот фараон-реформатор на двенадцатом году своего царствования оконВнчательно порывает с традиционным египетским многобожием и учрежВндает культ солнечною дискатАФ Атона. По приказу царя в египетВнских надписях делаются попытки уничтожить не только имена богов, но и само понятие ВлбогВ». Слово это стремятся заменить словом ВлвлаВнстительВ», а знак богатАФзнаком, обозначавшим   фараона.   Само солнце на завершающем этапе реВнформы мыслится не как бог, а как царь. Отныне в мире правят только два царя: Солнце-Атон и его сын Эхнатон тАФ ВлУгодный АтонуВ».

Религиозная реформа Эхнатонана тАФ исключительное явление в исВнтории не только египетской, но и, возможно, всей древневосточной культуры. До сих пор мотивы и своеобразный характер её, как и сама личность царя, предмет острых споров. С одной стороны, в ВлсолнцепоклонничествеВ» Эхнатона нельзя не видеть традиционную в египетской религии струю солярноВнго монотеизма, связанного с гелиопольской жреческой доктриной, но освобожденного в реформироВнванной религии от мифологическоВнго ВлбалластаВ». Эхнатон словно доВнвел до логического конца восходяВнщую еще к эпохе великих пирамид концепцию о царе как Влсыне СолнцаВ» и не менее древнее предВнставление о Солнце как о царе. С другой стороны, полное игнорироВнвание   Эхнатоном   осирических представлений, ставших центральВнным моментом веры египтян в заВнгробное преображение, уничтожеВнние в надписях на заключительных этапах реформы самого слова ВлбогВ» и знаков, обозначающих боВнга. придают учению Эхнатона оттеВннок намеренного богоборчества. Эхнатон же. Влвраг из АхетатонаВ», как его заклеймили более поздние тексты, Влпервый индивидуалист и религиозный гений в историиВ», по словам Б. А. Тураева. один из саВнмых жестоких египетских владык, творящий Влсилу против не знающеВнго учения его" и .обрекающий мраВнкуВ» своих противников, в конце своего правления весьма напоминаВнет не просто отступника, еретика, но и ниспровергателя веры в бога, заслоняющего собственной личноВнстью своего ВлотцаВ» Атона, несмотВнря на строгое соблюдение религиВнозной обрядности в служении Атону. О социальных причинах рефорВнмы Эхнатона писали многократно; гораздо труднее постичь мировозВнзренческие причины ее. И хотя из текстов амарнского периода явВнствует, что единственным создатеВнлем Влучения жизниВ» был сам царь. вряд ли бы последнему удалось осуществить свой смелый ВлэкспеВнриментВ», не будь создана благоприВнятная обстановка в ближайшем царском окружении, целиком обяВнзанном Эхнатону своим возвышеВннием и ради мирских благ готовом принять или отвергнуть Атона или Амона. Следует иметь в виду и то. что непосредственно перед восше-станем на престол Аменхотепа IV культ Солнца приобрел особое знаВнчение в царской семье! Отец царя-реформатора в отличие от своих предшественников с особой послеВндовательностью называл себя ВлобВнразом РаВ», доведя до крайности культ своих собственных статуй (проявлений   его  божественной сущности). Он величался ВлСолнВнцемтАФвладыкой МаатВ» именем, весьма напоминающим свойственВнное титулатуре Эхнатона имя ЖиВнвущий Маат.

Амарнский период был кратким. но чрезвычайно ярким этапом древнеегипетской истории и. несВнмотря на верхушечный характер реформы, имел важные последВнствия для всех сфер египетской культуры.

2. Изменение в иконографии. Скульптура.   Росписи. Рельефы.

С отВнказом от идеализации образа царя существенно меняется его иконограВнфия. Изображения фараонов ранее уподоблялись образам древних боВнгов, а сами цари почитались как земВнное воплощение божества. В Амарнскую эпоху, начиная с четвертого гоВнда правления Аменхотепа IV наблюВндается стремление порвать с традиВнциями прошлого. Но в силу известВнной инерции традиций канонические типы статуй продолжали использоВнваться, хотя сущность образов переВносмысливается. Относящиеся к фиванскому периоду колоссы АменхоВнтепа IV представляют собой новый вид иконографии фараона, сочетаВнющийся с традиционным типом стаВнтуи-колосса. В этих памятниках выВнявлены не только индивидуальные портретные черты, но и характерные особенности строения тела. НайденВнные здесь изобразительные приемы передачи внешнего облика фараона в дальнейшем получают закрепление и развитие.

Отказ от идеализации образа фараоВнна пылился в открытую форму проВнтеста против прежнего официальноВнго искусства. Требование правдопоВндобия в передаче внешнего облика фараона отвечало стремлениям всеВнго философски-религиозного наВнправления эпохи Амарны. Не слуВнчайно, что в текстах того времени чаВнсто встречается слово ВлмаатВ» - ВлистинаВ», и в обращении к Атону деВнлается упор на Влистинность богаВ». Индивидуальные черты фараона преВнломляются сквозь призму известноВнго художественного обобщения. МаВнстера, отбирая самое характерное и выразительное во внешнем облике Аменхотепа IV, вырабатывают на этой основе иконографические приВнемы изображения фараона, подчерВнкивая всякий раз удлиненный овал лица, своеобразную посадку головы на длинной шее, округлые бедра, выВнступающий живот и тонкие руки и ноги. Скульптор изменяет обычное соотношение отдельных деталей лиВнца, утяжеляя нижнюю часть. Узкий разрез глаз, поставленных наискось к переносице, сочетается с тяжелыВнми, полуопущенными веками, придаВнющими взгляду выражение некотоВнрой меланхоличности. Для атрибуВнции амарнских портретов, и, в частВнности портретов фараона Эхнатона, важно отметить диагональное напраВнвление линии, от подбородка к шее, подчеркивающей характерный овал его лица. Все эти изобразительные приемы закреплялись на специальВнных образцах - скульптурных моделях.

Приблизительно шестым годом правления Эхнатона можВнно датировать головку царицы Тии, матери фараона. Характерное для эпохи Амарны требование передачи индивидуального облика модели здесь проявляется в негроидном типе лица. Декоративно трактован матеВнриал - темно-коричневое эбеновое дерево с блестящей, отполированной поверхностью сочетается со стеклоВнвидной пастой, которой инкрустироВнваны глаза и брови, и тонкими золоВнтыми пластинами на парике. Вероятно, к концу царствования Эхнатона относится изображение перед жертвенником Сменхкара - мужа старшей дочери фараона и сопраВнвителя его последних лет, не переВнжившего своего тестя. Этот памятник иконографически близок поздним портретам Эхнатона. Рельеф Берлинского музея, изображающий.  Сменхкара и его жену Меритатон в саду, несет в себе характерные особенности стиля амарнского искусВнства - свободную постановку фигур, переданных в непосредственном общении друге другом, в живой непринужденности поз. Сохранился фрагмент дворцовой росписи Ахетатона с изображением двух принцесс, во внешнем облике и позах которых явно прослеживается почерк амарнских мастеров. Живописный стиль отличается тональВнным единством, мягким сочетанием цветов, столь же характерным и для декоративных росписей полов дворцовых помещений Ахетатона с их орнаментальными мотивами. Полихромная манера росписи с ее локальВнными цветами уступает в эпоху Амарны приемам колористической живописи, основанной на градации цветовых оттенков, на гармонии и гамме цветов, а не на их контрастном сопоставлении.

Существенные изменения произоВншли и в сюжетах рельефных компоВнзиций. Стелы, установленные на алВнтарях в гробницах приближенных фараона,  изображают  царскую семью в домашней обстановке: лиВнрическое настроение пронизывает всю сцену, персонажи переданы в живом общении друг с другом. ФигуВнры пластичны, нет традиционных фронтально ориентированных поз. В искусстве Амарны наряду с преуВнвеличенным подчеркиванием индиВнвидуальных характеристик намечаВнется и обратный процесс - тяготение к лирической трактовке образов. Это направление свойственно целой школе мастеров, условно называВнемой Влмастерской скульптора ТутмосаВ».

3.ВлМастерская скульптора ТутмесаВ».            Портреты царицы Нефертити.

Подлинные шедевры создавались в портретной круглой скульптуре. В маВнстерской Тутмеса, главного придворВнного ваятеля, при раскопках были обВннаружены и головки дочерей Эхнатона, каждая со своим индивидуальным складом лица, и портреты самого Эхнатона, к сожалению, плохо сохранивВншиеся, разбитые. Все эти головы должны были служить моделями для портретов, помещаемых в гробницах. Модели делались на основании масок, снятых с живых людей. Мастер исполВннял с масок последовательную серию отливок, каждый раз перерабатывая, обобщая, устраняя ненужные подробВнности. Отливки масок тоже найдены в мастерской, в том числе маска Эхна-тона. Без помощи масок египетские художники не могли бы достигать большого портретного сходства, треВнбуемого загробным ритуалом: ведь с натуры они не работали. Но в процессе претворения маски в портрет безжизВнненный слепок становился высоким произведением искусства. Здесь прежВнде всего нужно назвать всемирно извеВнстный портрет царицы Нефертити. Вернее, три ее портрета (есть и другие, но эти три тАФ лучшие).

Первый, оставшийся незаконченВнным бюст из песчаника, изображает царицу совсем молодой. Только юному возрасту соответствует такая нежная лепка лица с тающими перетеканиями объемов. Это девическое лицо чуть-чуть улыбается тАФ как бы сквозь томВнную весеннюю дремоту.

Второй портрет тАФ самый известВнный тАФ Нефертити в полном расцвете своей красоты, Влвладычица радостиВ», как ее титуловали, властительная цаВнрица с горделивой посадкой головы, увенчанной высоким синим головным убором. Та же длинная стройная шея, те же гармонические черты лица, но теперь более определившиеся и строВнгие. Этот бюст раскрашен и почти полностью завершен, только левая глазная впадина оставлена пустой. Белки глаз, радужная оболочка и зрачВнки на египетских скульптурных портВнретах обычно инкрустировались алеВнбастром, хрусталем и черным деревом. У Нефертити инкрустирован только правый глаз. Исследователи предполаВнгают, что так было сделано умышленВнно, потому что Нефертити в то время была жива, а разверзание очей являВнлось сакральным действием: оно оживВнляло душу уже умершего человека. ВлГлядящийВ» бюст мог отнять часть души у живого оригинала.

Археолог Боркхардт, нашедший цветной бюст Нефертити, записал в дневнике раскопок: ВлОписывать бесВнцельно тАФ смотреть!В» Портрет преВнкрасной египетской царицы занял меВнсто в ряду поэтичнейших женских образов, созданных мировым искусВнством; ныне он так же знаменит, как Афродита Милосская и Джоконда.

Третий скульптурный портрет НеВнфертити, оставшийся, как и первый, незавершенным, являет облик царицы, ставшей значительно старше: здесь ей, вероятно, более тридцати лет. НекотоВнрые считали, что это портрет какой-то другой женщины,тАФ но даже на репроВндукциях видно: все тот же знакомый профиль, миндалевидные глаза, разлет высоких бровей, и та же характерная постановка головы тАФ вытянутая впеВнред шея и приподнятое лицо. Но теперь, став ещё более одухотворённым, облик Нефертити выдаёт следы физического увядания: черты жёстче, сильнее обозначились скулы, чуть опустились углы рта. Тень печали лежит на всё ещё прекрасном её лице.

Через бездну трёх с половиной тысячелетий доходит к нам и безмолвно говорит с нами образ этой женщины на разных этапах её жизни.

4. Новая столица Ахетатон.

ИзмеВннения в стиле ярче всего сказались после шестого года правления АменВнхотепа IV, ознаменованного открыВнтым разрывом фараона с фиванским жречеством и переносом столицы из древних Фив в наскоро отстроенный на новом месте город Ахетатон тАФ ВлГоризонт АтонаВ» (близ современВнной деревушки Телль эль-Амарны, давшей название всему периоду). Фараон теперь стал именоваться Эхнатоном - ВлУгодным АтонуВ». Памятники архитектуры Амарнско-ю периода почти не сохранились. По раскопкам Ахетатона удалось в обВнщих чертах восстановить его облик, особенностью которого является единый четкий план, объединявший культовые и дворцовые сооружения. Это объяснялось тем, что город был выстроен не более чем за десять лет. Течение Нила дало направление трем основным магистралям, переВнсекавшимся перпендикулярными к ним малыми улицами. Центральным сооружением являлся храм, называемый Влдом АтонаВ», к которому примыкал царский дворец, состоявший ' из парадных и жилых помещений. Фасад его официальной части был обращен в сторону храма Атона. Трехпролетный мост соединял обе половины дворцового комплекса. В центре крытого перехода находилось Влокно явленийВ», у которого в торжеВнственных случаях появлялся фараон со своей супругой и дочерьми. Парадные помещения и личные поВнкои фараона были обильно декорироВнваны росписями, фрагменты котоВнрых обнаружены при раскопках гоВнрода. Местоположение новой столицы опВнределялось пограничными стелами, на которых имелись тексты и рельеВнфы, повествующие о закладке города. На рельефах изображена царская семья во главе с фараоном, поклоВнняющаяся Атону. Все фигуры решеВнны в новой иконографической маВннере, причем характерные приемы трактовки образа Эхнатона распроВнстраняются и на изображения члеВннов его семьи. Композиционным новшеством является показ всех фигур в строгом профиле, что по правилам канона обычно не допусВнкалось для изображения царствуюВнщих особ. Во избежание буквальВнного совпадения левой и правой групп мастер, не нарушая впечатлеВнния симметрии, вносит едва заметВнные изменения в интервалы и размеВнры фигур принцесс, сохраняя при этом ритмическое равновесие проВнпорций всей композиции. Другим нововведением является возВнникновение некрополя приближенВнных фараона на восточном берегу Нила, рядом с Ахетатоном, а не на западном, как это было принято по традиции. Изображения в гробницах царедворцев содержат ценнейший материал о разрушенном вскоре городе.

5. Новоегипетский язык. Литература.

Амарна явилась переломным моВнментом в истории новоегипетского языка, и со времени правления Эхнатона он становится языком письменным. Новоегипетский язык в гораздо большей степени отлиВнчался от среднеегипетского чем среднеегипетский от староегипетВнского. Несомненно. Амарна была стимулом и для появления множеВнства рукописей светской литератуВнры на новоегипетском языке, и среди   них тАФ любовная   лирика Влпесни услаждения сердцаВ». НеВнкультовая    лирика    Египта тАФ уникальное явление на древнем Востоке, где любовная поэзия цеВнликом подчинена сакральным цеВнлям и. как правило, включена в ритм жизни храма. Египетская люВнбовная лирика, а также реалистиВнческий скульптурный портрет знаВнчительно отличаются от традициВнонного искусства древнего ВостоВнка. напоминая, по нашему предВнставлению. скорее светское искусство Западной Евпопы.

6. Религия после Амарны.

Значительно усилив реалистичеВнское светское направление в исВнкусстве и литературе, реформа Эхнатона в то же время вызвала негативную реакцию со стороны традиционной сакральной культуВнры одним из наиболее стойких приверженцев, которой являлось фиванское жречество, В религии Амона Фиванского, ставшей целым этапом в истории развития культуВнры страны, ярко сказалась могучая сила египетской традиции, ибо фиванская теология впитала в себя идеи жреческих школ, возникших еще на заре египетской цивилизаВнции.

Под влиянием идей имперского единовластия В религии Амона осоВнбенно проявились черты солярного монотеизма. В некоторых текстах. носящих явный отпечаток Амарны, Амон, подобно Атону. величается даже Влединственно-единым со мноВнжеством рукВ» (Атон представлялся в виде солнечного диска с лучами-руками). Органично впитав в себя наследие древних жреческих школ и Амарны, фиванская теология тем не менее явилась новым шагом в развитии египетской религиозно-философской мысли. В гимнах пос-леамарнского периода Амон все боВнлее воспевается как бог единый, предвечный, сущность которого неВнведома и непостижима и проявлеВнние котороготАФвсе боги. В то же время Амон все чаше предстает в гимнах как бог. милосердный к убогому и угнетенному. И в этом нельзя не видеть воздействие измеВннившейся социально-политической ситуации, когда на смену внешней несокрушимости империи пришли годы испытаний. Постепенная утВнрата завоеванных территорий, раВнстущие внутренние противоречия, усиление коррупции заставляли обВнщество вновь обращаться к всемоВнгущим богам, и прежде всего к Амону, недавнему воинственному владыке мира. теперь же всеблагому судье, Влприходящему на зов того, кто пребывает в утесненииВ».

Заключение

Как мы уже могли убедиться, искусство Амарны не было стилистичеВнски однородным. Несмотря на кратВнковременность этого периода, дливВншегося всего семнадцать лет, наслеВндие его не исчерпывалось ни в культуре ближайших преемников Эхнатона, ни в последующие века. Что касается бога Атона, то культ его существовал уже в Среднем и даже в Древнем царстве. Но в эпоху АмарВнны Эхнатон воцарил солнце как едиВнное божество, уподобив храм Влдому солнцаВ». Воспевание царствующего бога и поклонение ему нашли отраВнжение в гимне, сочинение которого приписывают самому фараону. РеВнформа, произведенная Эхнатоном, не смогла все же прочно удержать свои позиции в общественной и госуВндарственной жизни страны. Это объВняснялось во многом тем, что ее соВнциальная сторона не встретила шиВнрокой поддержки в кругу средних слоев населения. Стремясь приблиВнзить к себе людей незнатного происВнхождения, Эхнатон не обеспечил этому сословию необходимой жизВнненной базы - экономической и идеВнологической, в то время как фиванское жречество и господствующий класс рабовладельческого общестВнва, несмотря на временное поражеВнние, имели за собой прочные эконоВнмические позиции и глубокие идеоВнлогические корни. Вследствие этого при преемниках Эхнатона наступает процесс реставрации культа Амона. В области культуры амарнские траВндиции проявили исключительную стойкость.

Библиография:

  1. Любимов Л.Д. Искусство древнего мира: М., Просвещение тАУ 1971г, - 319с.
  2. Малая история искусств. Искусство древнего востока. М., Искусство, - 1976
  3. Матье М.Э., Искусство Древнего Египта, М-Л., 1961.
  4. Матье М.Э. Во времена Нефертити, М.-Л., 1965.
  5. Шуринова Р. искусство Древнего Египта, М., 1974.
  6. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство древнего мира. тАУ М.: Дет. Лит., 1986. тАУ 207с.

Вместе с этим смотрят:

Новый год
Нумизматика
О Высоцком
О развитии навыков работы над полифонией