П. И. Чайковский

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ

Ч

айковский родился 25 апреля 1840 года в Воткинске, в семье диВнректора Воткинского завода. Впечатлительный ребенок чутко постигал окруВнжающие его природу и быт: с детства на всю жизнь он проникся глуВнбоВнкой привязанностью к родине впитал в себя народные песни. Последующие влияВнния западноевропейской музыкальной культуВнры не изгладили в ЧайВнковВнском этих запавших в его душу первых впеВнчатВнлений.

В десятилетнем возрасте Чайковский был оторван от семьи: роВндиВнтели отдали его в привелигерованное учебное заведение - в Училище праВнвоВнведения в Петербурге. Он окончил училище в 1862 гоВнду. Но чиновничья карьВнера и пустая светская жизнь не прельщали ЧайВнковВнскоВнго. В 1862 году он посВнтупил в Петербургскую конВнсерВнваВнтоВнрию, только что основанную благодаря искВнлючительной энергии и орВнгаВнниВнзаВнторскому таланту великого музыканта-обВнщестВнвенника Антона ГриВнгорьевича Рубинштейна. Окончив блестяще ПеВнтерВнбургВнскую конВнсерВнваВнторию в 1865 году, Чайковский с 1866 года жил в Москве и преВнподавал теорию музыки в Московской консерватории.

В течение десятилетия, не отрываясь от педагогической раВнботы, ЧайВнковский создал ряд выдающихся произведений во всех жанрах музыки. СаВнмые знаменитые из произведений этой поры: первые три симфонии, уверВнтюВнра "Ромео и Джульетта" (по Шекспиру), Первый струнный квартет, опера "ОпричВнник", музыка к сказке Островского "Снегурочка" и поэма-фантазия для орВнкестра "Буря" (по Шекспиру). В своей первой симфонии Чайковский тонко заВнпечатлел картины русского пейзажа. Во второй симфонии особенно заВнмеВнчаВнтельна последняя часть с широко развернутыми плясовыми жанровыми сценами.

В 1874 году Чайковский сочиняет Первый концерт для форВнтеВнпиаВнно с оркестром - произведение неисчерпаемой мелодической свежести и щедВнрости, как и опера тАЬКузнец ВакулатАЭ, написанная в том же году. В 1875 гоВнду появляется мелодичнейший романтический балет тАЬЛебединое озеротАЭ с изуВнмительными лирическими вальсами. В1876 году Чайковский создаёт на осВннове эпизода из величавой поэмы Данте тАЬБожественная комедиятАЭ потряВнсающую по выразительности, страстности и яркости мыслей поэму о чеВнлоВнвеВнчесВнкой любви - тАЬФранческа да РеминитАЭ. Годом позже Чайковский начал раВнбоВнту над поэтичнейшей из своих опер - тАЬЕвгений ОнегинтАЭ и над Четвёртой симВнфоВннией, но завершил эти вещи уже за границей, в Швейцарии, после пеВнреВнрыВнва, вызванного нервным заболеванием.

Жизнь Чайковского в дальнейшем - это его творчество. Музыка не была для него барским развлечением на досуге. Как только он отдался комВнпозиторскому творчеству, оно стало для него делом жизни.

тАЬЕВГЕНИЙ ОНЕГИНтАЭ

История и процесс создания тАЬЕвгения ОнегинатАЭ довольно неясны. ПредВнварительных эскизов, по-видимому, не сохранилось. Жизнеспособность тАЬЕвВнгения ОнегинатАЭ обусловлена тем, что Чайковский нашёл обобВнщестВнвляющие сочетания звуков такого качества, какие отвечали всецело и отВнвеВнчают до сих пор самым желанным, самым волнующим лирическим инВнтоВннаВнциям множества людей, миллионов слушателей, ибо не только в сюжете тут деВнло и не в популярности пушкинского романа. Процентное соотношение межВнду читателями романа и слушателями музыки тАЬЕвгения ОнегинатАЭ будет не в полВньзу романа: слушателей окажется больше.

Слушание тАЬЕвгения ОнегинатАЭ русским обществом началось с учеВнниВнческого спектакля Московской консерватории 17 марта 1879 года, шедВншеВнго под управлением директора консерватории Н.Г. Рубинштейна. Спектакль происВнходил в Малом театре. Только в 1884 году, 19 октября, тАЬЕвгений ОнеВнгинтАЭ дождался постановки в петербургском Большом театре.

Суммируя отзывы прессы и критики, солидной и несолидной, можВнно принять за основной тон отношение к тАЬЕвгению ОнегинутАЭ как к явВнлеВннию переходящему, без серьёзного в него вникания, а только иногда с поВнкаВнзанВнным видом серьёзности, но при этом с позой обиды за Пушкина. Была своего рода мода защищать пушкинский роман от посяганий композитора. Но пубВнлика не обращала ни какого внимания на предостережения тАЬсудей выВнсоВнкой вкусовой квалификациитАЭ и выказывала своё чуткое, лирически-люВнбовВнное отношение к тАЬЕвгению ОнегинутАЭ Чайковского все сильнее и сильнее, приВнтом повсеместно и не зависимо от качества исполнения.

          тАЬКУЗНЕЦ ВАКУЛАтАЭ и тАЭЧЕРЕВИЧКИтАЭ

Опера тАЬКузнец ВакулатАЭ была написана и оркестрована в искВнлюВнчиВнтельВнно короткий срок - в течение лета 1874 года (закончена 21 августа 1874 гоВнда). Такая быстрота была вызвана тем, что композитор спешил закончить опеВнру к конкурсу, ошибочно полагая, что срок подачи истекает осенью того же года. На самом деле конкурс состоялся годом позже!

Первоначально либретто тАЬКузнеца ВакулытАЭ было заказано для А.Н. Серова, который не успел написать задуманную им оперу. После смерти СеВнрова Русское музыкальное общество объявило конкурс на сочинение опеВнры по либретто в стихах Я. Полонского, согласно повести Гоголя тАЬНочь перед рожВндествомтАЭ. Чайковский получил первую премию.

Премьера оперы состоялась в Петербурге 24 ноября 1876 года. тАЬКузВннец ВакулатАЭ был поставлен очень тщательно, декорации оказались преВнвосВнходными, исполнение вызвало полное одобрение композитора. Опера сдеВнлалась репертуарной: в течение 1876-1880 годов состоялось семнадцать предВнставлений.

Двойственная оценка тАЬКузнеца ВакулытАЭ навеяла композитора на мысль внести исправления и дополнения в партитуру. Свою новую редакцию тАЬКузВннеца ВакулытАЭ Чайковский закончил 22 марта 1885 года, после месяца раВнбоВнты. Изменения, внесённые композитором, довольно многочисленны, но не меВнняют по существу ни замысла, ни построения оперы. Тем не менее, ЧайВнковВнский дал опере во второй редакции новое название - тАЬЧеревичкитАЭ. С тех пор сценическая жизнь тАЬКузнеца ВакулытАЭ прекратилась навсегда.

Первое исполнение тАЬЧеревичектАЭ состоялось 19 января 1887 года в МосВнковском Большом театре под управлением автора. Это было первое высВнтупление Чайковского за дирижёрским пультом. Опера тАЬЧеревичкитАЭ прочВнно вошла в репертуар многих театров и до наших дней пользуется большой поВнпулярностью.

Главный герой спектакля Чайковского - народ, а действующие лиВнца несложной и забавной гоголевской тАЬистории с мифологиейтАЭ глубоко наВнродВнны. В сюжетной интриге, центром которой являются Вакула и Оксана, приВннимают активное участие все народные персонажи оперы. У Вакулы, как и у Оксаны, большая и красивая вокальная партия. Но у него она фактически заВнканчивается во второй картине второго акта оперы, а в двух последних акВнтах, когда он отправляется за черевичками, возвращается с ними и дарит их ОкВнсане, одним словом, когда он идёт верным путём к своему долгожданному счасВнтью, именно тогда его партия становится совершенно незначительной, растВнворяясь в народных сценах последнего акта. Его возвращение в ДиВнканьВнку не сопровождается любовным дуэтом. Композитор прекращает его изВнлияВнния к Оксане и торопится передать функцию завершения оперы хору кобВнзаВнрей, олицетворяющему народ.

Едва ли можно назвать другую оперу Чайковского, где была бы таВнкая масса народных хоров и народных образов, такое обилие бытовых сцен. В этом смысле опера тАЬЧеревичкитАЭ занимает в наследии композитора соВнвершенно особое место. В тАЬЧеревичкахтАЭ целые сцены и даже целая карВнтиВнна оперы представляет венок народно-песенных и танцевальных номеров. В этом смысле опера разрабатывает на украинском материале народные элеВнменВнты опер Глинки.

Вместе с этим смотрят:

Памятные места и памятники Смоленщины, посвященные Великой Отечественной войне
Пасхальные яйца
Певец русской природы
Первые европейские университеты и наука