Творчество И. Е. Репина

И.Е. РЕПИН

Рефератстудентки 3-го курсапедагогического колледжаМГОПУБулатовой Екатерины

Вершиной русской жанровой живописи второй половиВнны XIX в. является творчество И. Е. Репина (1844тАФ1930). Вместе с тем великий художник не только был жанристом, но с равным блесВнком работал в области портрета и исторической живописи. Современников поражало его удивительное живописное мастерство.

Репин родился в 1844 г. в Чугуеве в семье военного поселенца. В детВнстве ему пришлось испытать нужВнду, рано познать труд. Семнадцати лет он уже работал в иконописВнных артелях. Страстное желание стать художником привело Репина в Петербург, а огромная одаренВнность раскрыла перед ним двери Академии художеств. Это было в январе 1864 г., Репину шел двадцаВнтый год.

В Академии И. Е. Репина научили ВлазбукеВ» искусства, но главным своим учителем он всегда считал Крамского. Именно в беседах с Крамским, в спорах и чтениях на ВлчетвергахВ» Артели складывалось мировоззрение Репина. И много лет спустя он писал: ВлЯ человек 60-х годов.. для меня еще не умерли идеалы Гоголя, Белинского, ТургеВннева, Толстого.., окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст;

действительность слишком возмуВнтительна, чтобы со спокойной совеВнстью вышивать узоры,тАФпредостаВнвим это благовоспитанным барышВннямВ».

На протяжении долгих лет жизВнни Репин оставался верен демокраВнтическим идеалам своей юности, веВнрен искусству критического реаВнлизма.

Первым произведением, которое принесло Репину известность в хуВндожественных кругах, была картиВнна, написанная перед окончанием

Академии для конкурса на больВншую золотую медаль. Она называВнлась ВлВоскрешение дочери ИаираВ» (1871). Традиционный евангельский сюжет этот был предложен Репину профессорами. Религиозная и даже мистическая сторона сюжетатАФвосВнкрешение Христом умершей девочВнки,тАФестественно, не могла увлечь такого трезвого реалиста, каким был Репин.

Картина не получалась.. И вот незадолго до конкурса, как расскаВнзывал сам художник, вспомнил он свое детство, умершую любимую сеВнстру..Воображение заработало. Картина была написана быстро, с воодушевлением. Она поражает психологизмом, реальностью и даже иллюзорностью. Особенно удачна левая половина холста тАФ в желтоВнватых отблесках свечей вырисовыВнвается ложе умершей, видно ее мертвенно-бледное лицо и рядом с нею фигура Христа, освещенная лучами дневного света, ворвавшиВнмися в полумрак комнаты. В образе Христа, в его благородной сдержанВнности сказались, несомненно, отгоВнлоски тех впечатлений, которые РеВнпин вынес от картины А. А. ИваноВнва ВлЯвление Христа народуВ».

За ВлВоскрешение дочери ИаираВ» Репин получил большую золотую медаль, а с нею право поездки за границу от Академии сроком на шесть лет.

Однако Репин решил отложить поездку. Все его мысли были сосреВндоточены на новом произведении, которое он задумал задолго до своВней академической программы, Речь идет о ВлБурлаках на ВолгеВ» (1870тАФ1873).

Впервые Репин увидел бурлаков на Неве погожим летним днем 1868 г. Тогда же, потрясенный этим зрелищем, он решил написать карВнтину, показав измученных, в лохмоВнтьях бурлаков и рядом нарядную толпу праздных дачников. Замысел вполне в духе обличительной живоВнписи 60-х годов. Но вскоре Репин изменил его. Он отказался от пряВнмолинейного противопоставления и все внимание сосредоточил на одВнних бурлаках. Для того чтобы соВнбрать материал, художник дважды ездил на Волгу. В его альбомах поВнявились сотни рисунков. Это были портреты бурлаков, их изображеВнния в разных ракурсах, виды Волги и просто зарисовки местных житеВнлей. Он написал в это время множество этюдов масляными краскаВнми, сделал несколько эскизов, поВндолгу вынашивал каждый образ будущей картины. После нескольВнких переделок к весне 1873 г. рабоВнта была окончена.

Успех картины превзошел все ожидания. С нее, как говорил сам художник, пошла его слава по всей Руси великой. И действительноВ» ВлБурлаки на ВолгеВ»тАФлучшая карВнтина реалистической жанровой жиВнвописи 70-х годов, воплощение деВнмократических гуманистических идей того времени. В этой картине Репина удачнее, чем у кого бы то ни было, выражено все то, к чему стреВнмились его современники: и могуВнчее ВлхоровоеВ» звучание темы. и глубокий психологизм каждого образа, и композиционное, и колориВнстическое мастерство. ВлЧетыре года тому назад,тАФписал Крамской,тАФ Перов был впереди всех, еще тольВнко четыре года, а после Репина ВлБурлаковВ» он невозможен.. Для всех стало очевидным, что уже неВнвозможно остановиться хотя бы на маленькую станцию, оставаясь с ПеВнровым во главеВ» .

С огромной силой убедительности показал Репин одиннадцать бурлаВнков. Медленно, друг за другом, они словно бы проходят перед зритеВнлем.. разные люди, разные судьбы. ВпередитАФтак было принято в бурВнлацких партияхтАФсамые сильные. Первый, кто сразу привлекает к себе внимание,тАФбурлак с лицом мудреца и ясным кротким взглядом. Прообразом для него послужил Канин, поп-расстрига, человек трудной судьбы, сохранивший и в бурлацВнкой лямке душевную кротость и стойкость. Его сосед слеватАФмогуВнчий и добрый богатырь, справа (поВнзировал матрос Илька) тАФозлобленВнный человек с тяжелым взглядом исподлобья, рядом с ними, еще полВнными сил, изможденное лицо обесВнсилевшего человека, еле держащеВнгося на ногах- В центре всей групВнпы совсем еще юный бурлак, вперВнвые идущий бечевой. Он не привык к лямке, все пытается ее поправить, но это ему мало помогает.. И его жест, каким он (в который раз!) поправляет лямку, воспринимается почти символически, по словам СтаВнсова. как Влпротест и оппозиция моВнгучей молодости против безответВнной покорности возмужалых, сломВнленных привычкой и временем..В» людей. При работе над этим обраВнзом Репин использовал этюды, для которых позировал мальчик по имеВнни Ларька.

Страстным протестом против поВндобного порабощения человека проВнникнута вся картина. Однако наряВнду с истинно трагическими нотами в ней настойчиво звучат и другие. Бурлаки у Репина не только угнеВнтенные, но и сильным духом, выносВнливые люди. Подобно своим совреВнменникам Савицкому и Мясоедову, Репин видит в трудовом народе стойкие и независимые характеры. Для того чтобы эта мысль стала еще яснее, Репин использовал своеВнобразный композиционный прием. Он выбрал довольно низкую линию горизонта, отчего фигуры людей поднялись словно бы на пьедестал. Они темным пятном резко выделяВнются на фоне голубого неба и желВнтовато-голубоватых далей. КажетВнся, что силуэты идущих сливаются в единую цельную группу. Все это придает картине черты монуменВнтальности, соответствующие ее идейному строю.

Современников поражал колорит картины, она казалась им удивиВнтельно солнечной.

Появление ВлБурлаковВ» на выставВнке вызвало горячую полемику. Весь прогрессивный лагерь поднял их, как знамя критического демократиВнческого искусства. Блестящей стаВнтьей откликнулся Стасов, глубоко потрясенный Достоевский приветстВнвовал Репина.

В реакционной прессе появились отрицательные отзывы, а глава АкаВндемии художествтАФректор Ф. А. Бруни назвал картину Влвеличайшей профанацией искусстваВ». В этом столкновении мнений отразилась та напряженная идеологическая борьВнба представителей двух культур, которая характерна для второй поВнловины XIX в.

После окончания ВлБурлаковВ» в мае 1873 г. Репин воспользовался своим правом на заграничную поВнездку. Через Вену он отправился в Италию, а оттуда осенью в Париж. Поездка имела для Репина больВншое значение. Он увидел многие прославленные произведения велиВнких мастеров прошлого, узнал и соВнвременное европейское искусство. Естественно, что он ознакомился с самым новаторским течением в хуВндожественной жизни Франции тАФ импрессионизмом и с тем культом пленерной живописи, который был для него характерен.

Еще в России Репин догадывался о необходимости работы на открыВнтом воздухе и пытался это сделать в процессе создания ВлБурлаковВ». Но тогда, во всяком случае в основном варианте картины, ему это не очень удалось.

Во Франции Репин писал теперь пейзажи и людей под открытым неВнбом, учился точно находить цветоВнвые отношения предметов, освещенВнных солнцем, живущих в единой свето-воздушной среде.

Репин вернулся в Россию в начаВнле 1876 г. и тогда же летом создал одну из самых поэтических своих работ, прелестную маленькую карВнтину ВлНа дерновой скамьеВ»тАФгрупВнповой портрет семьи художника. Пленерная живопись, свободная. полная своеобразного изящества, свидетельствовала о профессиоВннальном мастерстве молодого хуВндожника, а по настроению, полному тихой радости и спокойствия, картиВнна, вероятно, отражала душевное состояние ее автора, только недавВнно оказавшегося на родине после нескольких лет разлуки.

Осенью того же года Репин отВнправился в Чугуев. Из блестящего Парижа, столичного Петербурга тАФ в далекую глухую провинцию.. Выбор оказался исключительно удачным. Репин словно бы окунулВнся в самую гущу народной жизни. ВлСвадьбы, волостные собрания, ярВнмарки, базарытАФвсе это теперь оживленно, интересно и полно жизВнниВ» ,тАФписал Репин Стасову. ОбиВнлие образов, сюжетов, новых тем буквально захлестнуло художника. Он работал много и очень плодоВнтворно.

В сущности здесь, в Чугуеве, окончательно сложилось то направление в его искусстве, которое было намечено еще в ВлБурлакахВ» и дало основание считать Репина художниВнком истинно национальным и глуВнбоко народным.

С конца 70-х годов начинается расцвет творчества Репина. В 1877г. он написал два превосходных портрета своих земляков-крестьян (ВлМужик с дурным глазомВ» и ВлМуВнжичок из робкихВ»). На обоих изоВнбражены вполне конкретные люди, но вместе с тем имеющие значение собирательных типических образов. Тогда же Репин создал блестящую по живописи работу ВлПротодьяВнконВ», портрет дьякона Ивана УлаВннова, могучего человека, чревоугодВнника и сластолюбца. ВлА тип преинВнтересный!тАФсообщал Репин КрамВнскому.тАФ Этот экстракт наших дьяВнконов, этих львов духовенства, у коВнторых ни на одну йоту не полагаетВнся ничего духовного,тАФ весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев, рев бессмысленный, но торжественный и сильный, как и сам обряд в больВншинстве случаев..В»

В Чугуеве Репин сделал нескольВнко эскизов будущих картин, среди них ВлКрестный ход в Курской губерВннииВ».

Картина была окончена в 1883 г. и показана на XI передвижной выВнставке. Успех ее был исключительВнным, разумеется, среди демократиВнчески настроенных зрителей. С поВнявлением этой картины стало очеВнвидно, что Репин достиг невиданВнной прежде у него, да и во всем русском искусстве, высоты. Ни ВлБурлаки на ВолгеВ», ни другие его работы этого периода не могут идти в сравнение с ВлКрестным ходомВ», настолько здесь широко и правдиВнво, а главное, художественно убедиВнтельно показано истинное лицо поВнреформенной России, ее социальное неравенство, общественная неспраВнведливость, притеснение и моральВнное унижение простого народа.

Сюжет, который выбрал художВнник, дал ему возможность показать людей разного имущественного соВнстояния. Ведь в торжественной цеВнремонии перенесения ВлчудотворнойВ» иконы принимали участие очень многие: духовенство, дворяне, купВнцы, местные полицейские власти, богатые крестьяне, деревенская гоВнлытьба, нищие и т. д.

В картине толпа движется из глуВнбины на первый план, но в этом едином потоке различимы три паВнраллельных течения. Они не смешиВнваются друг с другом. Об этом заВнботятся и жандармы, и урядники, и старосты, которые, подобно пограВнничным вехам, отделяют центральВнную часть процессии, где идет ВлчиВнстаяВ» публика, от двух потоков справа и слева по краям дороги. Здесь идут нищие, странники, богомольцы и прочий бедный люд. Так в единой процессии очень четко обоВнзначено социальное неравенство люВндей.

В средней части процессии изоВнбражены степенные ВлхозяйственВнныеВ» мужики, духовенство в пышВнных ризах, хор. Но истинный центр этого шествиятАФважная барыня, удостоенная чести нести ВлчудотворВннуюВ» икону. Лицо барыни, тупое, надутое, ничего не выражает, кроме глупого чванства. Вместе с тем оно вполне соответствует настроеВннию многих участников крестного хода.

Репин не допустил в трактовке участников процессии ни малейшеВнго утрирования, образ каждого абВнсолютно правдив, а поведениетАФ психологически оправдано. ВлВыше всего правда жизни, она всегда заВнключает в себе глубокую идеюВ» ,тАФ

писал Репин Третьякову. Эту мысль неназойливо, без прямолинейной тенденциозности, раскрывает хуВндожник, когда он незаметно перевоВндит взгляд зрителя от центральной группы влево, на обочину дороги, где один из робкой и смиренной толпы, горбун, рванулся вперед к ВлчудотворнойВ». И зритель видит, как староста решительно преградил ему путь.

Удивительно лицо горбуна: нервВнное, умное, упрямое и какое-то проВнсветленное, словно бы озаренное глубоким внутренним светом. В композиции картины горбуну принадлежит исключительная роль. Репин выдвинул его на первый план, как бы противопоставляя осВнновной массе участников процессии. Да и по своим внутренним качестВнвам он противоположен остальным. Искренний, взволнованный, душевВнно чистый и чуткий, горбун вызываВнет естественную симпатию и, без соВнмнения, является носителем полоВнжительного начала.

Образ этого человека глубок и противоречив, во многом собиратеВнлен. Его наивная вера и цельность натуры были весьма характерны для большей части темной патриВнархальной деревни. Вместе с тем обиженный и оскорбленный в своем чувстве, он воспринимается почти символически, как бы отражая то унижение, которому постоянно подВнвергался человек из народа.

Совершенно очевидно, что впечатВнление абсолютной правды, которое возникает при рассматривании карВнтины, зависит не только от характеВнристики каждого образа, не только от композиционного построения, но и от колористического решения. Картина Репина убеждает, наскольВнко правдиво сумел он передать цветовое многообразие празднично одетой толпы, блеск золотого убВнранства иконы, отблеск свечей в фоВннаре при ярком свете дня, скромВнную коричневато-серую одежду простого народа. Вместе с тем хуВндожнику удалось найти правильные соотношения цветов и объединить все эти сочные краски в единый анВнсамбль. Вполне владея законами пленерной живописи, Репин сумел

передать и свет солнечного дня, чуть приглушенный пылью, что подВннимают сотни ног, и бледно-голубое небо, и выжженный солнцем безлесый вдали косогор.

С конца 70-х годов Репин рабоВнтал и над картинами, посвященныВнми революционному движению (ВлПод конвоемВ», ВлНе ждалиВ», ВлАрест пропагандистаВ», ВлОтказ от исповедиВ» и др.).

ВлОтказ от исповедиВ» (1879тАФ1885) относится к лучшим работам этого цикла. Непосредственным поводом для создания картины послужило стихотворение ВлПоследняя испоВнведьВ» Н. М. Минского (Виленкина), напечатанное в нелегальном народВнническом журнале ВлНародная воляВ» в октябре 1879 г. В этом драматизиВнрованном стихотворении приговоВнренный к казни революционер откаВнзывается от исповеди и бросает в лицо священнику гневные и гордые слова: Я кафедру создам из эшафота И проповедь могучую безмолвно В последний раз скажу перед толпой! Как надо жить, тебя не научил я, Но покажу, как надо умереть!

Репин, как вспоминал Стасов, был потрясен прочитанным. Тема о революционерах давно привлекала, восхищала его. Но теперь она обреВнла конкретность. Нужно было лишь найти соответствующую художестВнвенную форму, придать каждому образу острую психологическую наВнсыщенность. В альбомах Репина, сменяя друг друга, появлялись наВнброски двухфигурной композиции будущей картины.

Сюжет картины ясно раскрыт в ее названии. Однако содержание ее глубже и трагичнее. Дело не только в том, что заключенный отказываетВнся от исповеди, а в том, что в эти последние часы своей жизни он соВнхранил душевные силы и страстную убежденность в правоте избранноВнго пути. Его лицо, изможденное и исстрадавшееся, но по-прежнему воВнлевое, гордо вскинутая голова, неВнзависимая позатАФвсе говорит о муВнжестве и стойкости.

Приговоренный к смерти, но дуВнховно не сломленный, революциоВннер нравственно выше священника, которого тюремные власти прислаВнли в камеру, выше его обывательВнского благодушия и покорности.

Героическое в этой картине неотВнделимо от трагического. Все прониВнзано ощущением надвигающейся катастрофы. Сочетание мрачных коричнево-черных и серо-зеленых, землистых тонов кажется зловеВнщим.

Примерно в эти же годы в маВнстерской Репина находилась еще одна картина, также посвященная революционерам - народникам,тАФ ВлНе ждалиВ». Сюжетно она менее трагична, действие происходит не в тюрьме. Изображено радостное соВнбытиетАФвозвращение ссыльного в свою семью. Вместе с тем Репин раскрыл в этой радости так много душевного страдания, предшествовавшего ей, что картина стала глуВнбоко драматической.

Репин показал тот момент, котоВнрый длится секунды: первую минуВнту встречи, когда человек, которого не ждали и на встречу с которым почти не надеялись, вдруг неожиданно входит в комнату.. УдивлеВнние. Первые проблески еще недоВнверчивой радости. Но уже в следуюВнщее мгновениетАФобъятия, поцелуи, слезы, расспросы.. Именно эти краткие секунды, предшествующие общей радости, показал Репин.

Нужно было быть блестящим псиВнхологом, чтобы суметь выразить таВнкое сложное переходное душевное состояние людей: неуверенные, робкие шаги вернувшегося (он еще не знает, как его примут, простят ли ему причиненные им страдания), медленное движение матери, приВнвставшей навстречу сыну (она всеВнгда боялась, что не доживет до этой минуты, и теперь словно бы боится поверить счастью). Резко поВнвернулась к ссыльному жена (страВндания и радость отразились на ее лице); с ликующими глазами потяВннулся к отцу гимназист; девочка, не узнавшая вошедшего, испуганно сжалась. И только горничная, чуВнжой человек, равнодушно смотрит на пришельца.

В картине ВлНе ждалиВ» жизнь реВнволюционера показана как семейно-бытовая драма, как трагедия мноВнгих сотен интеллигентных семей, связанных с освободительным двиВнжением. Картина эта, без сомнения, принадлежит к числу лучших проВнизведений жанровой живописи 80-х годов.

Как некогда в ВлБурлакахВ», так и здесь Репин с наибольшей силой художественной выразительности воплотил искания, свойственные всей бытовой живописи того периоВнда. Это больший по сравнению с предшествующим временем интеВнрес к внутреннему миру человека, к раскрытию тайных движений его души.

Картина привлекает высоким маВнстерством исполнения. Подобно таВнлантливому режиссеру, Репин созВндает продуманную, уравновешенВнную композицию и добивается при этом впечатления непосредственноВнсти: кажется, что сцена взята пряВнмо из жизни. Вместе с тем каждая деталь приобретает глубокий смысл: и скромная обстановка комВннаты, и висящие на стене портреты Шевченко и Некрасова, любимых поэтов разночинной интеллигенции.

ВлНе ждалиВ» тАФ шедевр пленерной живописи. Картина буквально проВннизана светом и воздухом, прохлаВндой дождливого летнего дня.

Важное качество жанровой живоВнписи РепинатАФее своеобразный исВнторизм. Это относится прежде всеВнго ко всем произведениям, посвяВнщенным революционному движеВннию, которое само по себе уже есть достояние истории. Но и другие раВнботы Репина, например ВлКрестный ход в Курской губернииВ», приблиВнжаются к исторической картинетАФ показывают роль и место простого народа в общественной жизни страны.

Репин работал и в области собстВнвенно исторической живописи. В конце 70-х годов, вероятно по аналогии с современными событияВнми, его особенно привлекает трагеВндия сильной личности, люди упряВнмых характеров, неукротимой воли. Такова царевна Софья в картине ВлЦаревна Софья Алексеевна через год после заключения ее в НоводеВнвичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 г.В» . По словам Крамского, ВлСофья производит впечатление заВнпертой в железную клетку тигрицы, что совершенно отвечает историиВ».

Следующее большое историческое полотно Репин создал в середине 80-х годов, когда у него в памяти были еще свежи казни мрачного 1881 г. ВлСовременные, только что затягивавшиеся жизненным чадом, тлели еще не остывшие кратеры.. Страшно было подходитьтАФне сдобровать.. Естественно было искать выхода наболевшему трагизму в историиВ»,тАФвспоминал Репин. Так возникла мысль показать преступлеВнние, совершенное царем Иваном IV, убившим собственного сына.

ВлЯ работал завороженный. Мне минутами становилось страшноВ»,тАФ говорил Репин. Картина была напиВнсана быстро. При работе над обраВнзом Ивана Грозного Репин воспольВнзовался портретными этюдами комВнпозитора П. И. Бларамберга и хуВндожника Г. Г. Мясоедова; для цареВнвича позировали писатель В. М. Гаршин и художник В. К. Менк.

К 1885 г., к XIII передвижной выВнставке, картина была окончена и экспонировалась под названием ВлИван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 годаВ».

Репин показал Грозного не в саВнмый момент убийства, не в ярости дикого гнева, а в ужасе от содеянВнного.. Чувствуя, что теряет сына, он прижимает его к себе, пытается заВнжать рану, спасти.. Лицо Грозного в пятнах кровитАФстрашно, в огромВнных глазах тАФ безумие.

Лютое горе, муки раскаяния приВндают образу Грозного какую-то жуткую силу. Такой страшной челоВнвеческой трагедии не изображал еще ни один художник.

Страдание, ужас Грозного-отца, теряющего самое дорогое тАФ сына, так велики, что он, убийца и деспот, предстает перед нами почти как жертва, жертва собственного дикого произвола. В осуждении деспотизВнма, жестокости, бесчеловечности убийствтАФгуманистическая направВнленность картины.

По аналогии с современностью картина звучала особенно актуальВнно. Это скоро почувствовали в офиВнциальныхкругах. Победоносцев требовал запрещения картины. Вскоре она действительно была сняВнта с выставки.

Еще в 1878 г., задолго до ВлИвана ГрозногоВ», возник у Репина замысел картины ВлЗапорожцыВ», рассказыВнвающей о том, как весело сочиняли запорожцы дерзкое коллективное послание султану в ответ на его предложение сдаться и перейти к нему на службу.

Летом 1880 г. Репин путешествоВнвал по Украине, собрал ценнейший этюдный материал, а осенью, увлеВнченный ВлЗапорожцамиВ», писал СтаВнсову: ВлДо сих пор не мог ответить Вам, Владимир Васильевич, а всему виноваты ВлЗапорожцыВ».. Вот недели две с половиной без отдыха живу с ними, нельзя расстаться,тАФвеселый народ.. Чертовский народ!. Никто на всем свете не чувствовал так глуВнбоко свободы, равенства и братства! Во всю жизнь ЗапоВнрожье осталось свободно, ничему не подчинилось..В».

Позднее то одна, то другая работа отвлекала Репина от ВлЗапорожцевВ», но он постоянно возвращался к ним, переделывал, переписывал и оконВнчил к 1891 г.

Картина искрится смехом тАФ зараВнзительным, разных оттенков, от легВнкой усмешки до громоподобного хоВнхота. Это общее веселье великолепно передает тот независимый, свободоВнлюбивый дух, каким славились заВнпорожцы.

В этой картине нет одного главноВнго героя, его заменил народ. ХороВнвое начало художник удачно выраВнзил в композиции, стремясь покаВнзать, что действующих лиц намного больше, чем изображено. В глубине полотна видны многочисленные палатки, дымят костры, движется мноВнжество людей. А справа и слева у краев картины Репин ВлсрезаетВ» часть фигур, тем самым заставляя зритеВнля мысленно раздвинуть ее рамки и представить себе огромную толпу казаков тАФ тех, кто не поместился на полотне, теснится за его рамками.

ВлЗапорожцы пишут письмо туВнрецкому султануВ» тАФ большая удача Репина, здесь отразилась его тяга к созданию эпических полотен, поВнказывающих жизнь народных масс, нашла свое выражение вера художВнника в силы народа, в его вольноВнлюбие. ВлЗапорожцыВ» тАФ самая оптиВнмистическая из картин Репина.

Совершенно очевидно, что в осноВнве всех тематических произведений Репина лежит его блестящий дар психолога. Естественно, что он был и выдающимся портретистом.

Портретная галерея Репина очень разнообразна. Тут портреты деятеВнлей русской культуры и науки (Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского, В. В. Стасова и многих других), поэтичеВнские детские образы (преимущестВнвенно детей художника), блестящие изображения светских дам (бароВннессы Икскуль, графини Головиной) и т. п. И все же при всем этом мноВнгообразии преобладают образы пеВнредовой русской интеллигенции, изоВнбражения людей незаурядных, одаВнренных.

При сравнении портретов Репина с работами его современников пораВнжает глубина и острота репинских характеристик, живописное мастерство. Как правило, в лучших его раВнботах чувствуется умение передать на полотне самую суть изображенВнных, в неповторимо своеобразном, как бы случайном, движении и жеВнсте раскрыть характер человека.

Таковы портреты писателя А. Ф. Писемского (1880), непоседливого, желчного, больного и умного стариВнка; хирурга Н. И. Пирогова (1881), нетерпеливого человека с пронзиВнтельным взглядом быстрых глаз; трагической актрисы П. А. Стрепетовой (1882) со страдальческим выВнражением лица, горящими глазами, словно сжигаемой каким-то внутренВнним огнем; В. В. Стасова (1883), с гордо вскинутой головой, и многих Других.

Вершина портретного мастерства Репина тАФ портрет М. П. МусоргскоВнго (1881). Он был написан в последВнние дни жизни композитора. ХудожВнник правдив. Он не скрывает ни болезненной отечности лица композиВнтора, ни небрежной одежды больноВнго человека. Все лучшее сосредотоВнчено в его глазах тАФ задумчивая пеВнчаль и скрытая мука. В них виден прежний Мусоргский, умный, чутВнкий, талантливый, человек ясной соВнвести и чистой души.

Портрет превосходно написан, шиВнроко и свободно, удивителен по коВнлориту, тонко и точно разработанноВнму, по сочетанию красок розовато-малиновых и зеленовато-серых тоВннов. Он весь словно наполнен возВндухом тАФ Репин использовал все свои знания пленерной живописи.

Особое место среди работ Репина принадлежит портретам Л. Н. ТолВнстого. Художник писал его на проВнтяжении почти 20 лет, сделал мноВнжество карандашных портретов. Лучший из портретов был создан в Ясной Поляне в течение трех дней летом 1887 г. Писатель изображен спокойно сидящим, с книгой в руке. В нем столько мудрости и истинноВнго величия, что портрет получает почти эпическую выразительность.

Своеобразным итогом пути РепиВнна-портретиста является его многоВнфигурная групповая композиция ВлТоржественное заседание ГосударВнственного Совета 7 мая 1901 годаВ» (1901тАФ1903).Огромное полотно было создано в очень короткий срок. Репину помогали два его ученика тАФ Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов. Впрочем, главное было сделано им самим: и беспощадно правдивые хаВнрактеристики изображенных, и сложнейшее композиционное и коВнлористическое построение всей карВнтины.

Для этого произведения Репин сделал много этюдов. Написаны они виртуозно, точны и выразительны. Тут и елейный ханжа Победоносцев с мертвенно-бледным лицом, и уныВнлый тупица Дурново, и многие друВнгие. Картина эта была исполнена по заказу, но и здесь Репин остался верен себе, как художник-демократ, беспощадно правдиво показавший истинное лицо высшей российской бюрократии.

ВлЗаседание Государственного СоВнветаВ» оказалось в сущности ВллебеВндиной песнейВ» Репина. Последние годы жизни великого художника прошли вдали от родины. После реВнволюции, когда местечко Куоккала под Петроградом, где постоянно жил Репин, отошло к Финляндии, художник оказался за границей. Он был стар, болен, душевно одинок, не было сил вернуться на родину. Репин умер в 1930 г. в возрасте 86 лет.

Несмотря на спад в творчестве РеВнпина в последние годы, значение его наследия трудно переоценить. Это был истинно народный художник-гражданин, блестящий психолог, таВнлантливый живописец-реалист.

Вместе с этим смотрят:

Творчество Иосифа Бродского
Творчество Л. Бернини
Театр античности
Театр в греческой и римской культурах