Театр в Древней Греции

Псковский Вольный университет

Р Е Ф Е Р А Т  

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ  ТЕАТР

студента 1-го курса                                   оценка______________ 

факультета юриспруденции                     ____________________                                              Комлева Игоря Вячеславовича             /подписьпреподавателя/                                               рук.:                                                             тАЬ__тАЭ__________  1998 г. 

г. Псков

1998 г.

П Л А Н

  I. Введение.

II. Древнегреческий театр.

  1. Происхождение театра.

  2. Организация театральных представлений.

  3. Актеры  и  маски.

  4. Хор  и  зрители.

  5. Древнегреческие драматурги.

     а) Эсхил

     б) Софокл и Еврепид

     в) Аристофан

  6. Архитектура древнегреческого театра. 

  7. Постановачная техника театра.

III. Виды древнегреческих театров (историография):

  1. Театр классической эпохи.

     а) Театр Диониса в Афинах.

  2. Театр эллинистической эпохи.

      а) Театр в Эпидавре,

      б) Театр в Мегаполе,

      в) Театр в Приене,

      г) Театр в Пергаме,

      д) Театр Ликурга.

  3. Театр в южной Италии и Сицилии.

  4. Кукольный театр.

IV. Заключение.

V. Список литературы.

VI. Иллюстрации.

I. В В Е Д Е Н И Е

       Древнегреческий театр один из древнейших театров на территории Европы. Он достиг своего расцвета в V в. до н. э.

       Наследие, оставленое нам античностью в области литературы и искусства, огромно. Основные роды поэзии - эпос, лирика и драма - возникли в Греции. Античная архитектура, скульптура, литература и театр были предметом изучения и подражания и в последующие века. Значение античного театра выходит далеко за хронологические рамки породившего его общества. К примеру в эпоху Возрождения стали создаваться первые литературные трагедии и комедии, образцами для них послужили пьесы античных авторов. Но даже на протяжении XIX  и  XX вв. на европейских сценах шли античные драмы.

       До сих пор многие удивляются, посещая Грецию, архитектуре древнегреческого театра. Его громадности и грациозности. На сохранившихся древнегречесих сценах и в наше время ставятся произведения древнегреческой драматургии.

       В своем рефирате я поставил цель рассказать о происхождении древнегреческого театра, его архитектуре и драматургии.

       Почему же я выбрал эту тему реферата?                        Это было не так, давно когда я учился в 6 классе преподователь по истории заинтерисовал меня историей древнего мира, особено древнегреческой историей. И эта тема, по искусству мне показалась интересной, и из которой я могу узнать много нового и позновательног для себя ! 

II. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ  ТЕАТР

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА

       Древнегреческий  театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса. Вначале Дионис считался богом производительной силы природы, и греки изображали его в виде козла или быка. Однако позже, когда население древней Греции познакомилось с возделыванием виноградников, Дионис стал богом виноделия, а потом и богом поэзии и театра.

       Несколько раз в году происходили празднества, посвященные Дионису, на которых пели дифирамбы (хвалебные песни). На этих празднествах выступали и ряженые, сос товлявшие свиту Диониса. Участники мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлинные шкуры. Наряду с торжественными и печальными, распевались веселые, а часто непристойные песни. Торжественная часть праздника дала рождение трагедии, веселая и шутливая - комедии. тАЬТрагедия, по свидетельству Аристотеля, ведет свое начало от запевал диферамба, а комедия от запевал фаллических песен.тАЭ* Эти запевалы, отвечая на вопросы хора, могли рассказать о каких-либо событиях из жизни бога и побуждать хор к пению. К этому рассказу примешивались элименты актерской игры, и миф как бы оживал перед участниками праздника.

       тАЬПроливая свет на происхождение греческой драмы и сами слова трагедия и комедия. Слово трагедия происходит от двух греческих слов: трагос - козел и оде - песнь, т.е. песнь козлов, так как спутниками  Диониса были сатиры, козлоногие существа, прословлявшие подвиги и страдания бога.  Слово комедия тоже происходило от двух греческих слов комос и оде. Слово комос обозначало шествие подпившей толпы ряженных, осыпавших друг друга шутками и насмешками на сельском празднике в честь Диониса. Следовательно слово комедия обозначает песнь комоса.тАЭ**

       Почвой древнегреческого искусства считают мифологию. В ходе развития греческой трагедии круг ее сюжетов, помимо мифов о Дионисе, вошли рассказы о судьбах героев древности - Эдипа, Агамемнона, Геракла и Фесея и других. Таким образом греческая драматургия заимствовала свои сюжеты из мифологии. Это объясняется характером греческой мифологии - ее глубокой художественной выразительности. Мифология греков выросла из стремления объяснить окружающий мир и была тесно связана с религией.

       Греческая трагедия целиком основывается на мифологии. Но сквозь мифологическую оболочку драматург отражал в трагедии современную ему общественную жизнь, высказывал свои политические, философские и этические возрения. Использование мифологии делало трагедию необычайно доходчивой. В каждой пьесе зритель встречал уже знакомые ему лица и события и мог свободнее следить за тем, как эти мифы перерабатывала творческая фантазия драматурга.

       По свидетельству самих греков, трагедия уже во второй половине VI в до н. э. достигла значительного развития, использовавбогатое наследие эпоса и лирики. Усилению действенной стороны трагедии очень способствовало нововведение трагик Феспида. Он выделил из хора особого исполнителя - актера.

   __________

       *   История зарубежного театра , т 1 ,  стр.14

       ** История зарубежного театра , т 1 ,  стр.14.

       

       Феспид был первым афинским трагическим поэтом. Первая постановка его трагедии состоялась весной 534 г. до н.э. на празднике Великих Дионисий. Этот год по традиции принято считать годом рождения мирового театра.

       Ранние греческие трагедии напоминали скорее всего лирические кантаты и почти сплошь состояли из песен хора и актера. Произведения ранних греческих трагиков до наших дней не дошли.

       В содержании комедии, так же как и в трагедии, с первых же дней ее существования к религиозным мотивам примешивались житейские, которые в дальнейшем занимали все больше и больше места и в конце концов стали преобладающие или даже единственными, хотя в целом комедия                   по-прежнему считалась посвященной Дионису.

       Участники комоса стали разыгрывать и маленькие комические сценки: похищение ворами съестных припасов и вина и другие сценки. К шуткам, песням и небольшим сценкам уже в то время примешивались элементы социальной сатиры.

       Возникшая из аттического комоса древняя аттическая комедия V в. до н. э. была политической по своему содержанию. Она постоянно затрагивала вопросы политического сторя, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, ее внешней политики, войны, мира и т.д. Такая комедия существовала в условиях афинской рабовладельческой демократии.

       Своего высшего выражения театральное искусство Vв. до н.э. достигло в творчестве трех великих трагиков - Эсхил, Софокол, Еврепида - и комедиографа Аристофана. Одновременно с ними писали и другие драматурги, но до наших дней дошли только небольшие отрывки их произведений, а иногда и лишь имя того или другого поэта.

                                                                

ОРГАНИЗАЦИЯ  ТЕАТРАЛЬНЫХ 

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

       Театр в греции был государственным учреждением, и организацию театральных представлений брало на себя само государство, назначая для этих целей специальных людей. Драмы ставили на трех  праздниках в честь Диониса: Малых или Сельских Дионисиях (в декабре - в январе);          Ленеях  (в январе - феврале); Великих или Городских Дионисиях (в марте - апреле).

       Драматические представления проходили как состязания драматургов. В них участвовали три трагических и комических поэта. Каждый из трагиков должен представить по четыре пьесы: три трагедии и одну сатириковую драму (это веселая пьеса на мифологический сюжет с хором, состоящим из сатиров). Три трагедии, связанные единством сюжета, состовляли трилогию, после нее и ставили сатириковую драму. Трилогия и сатировская драма составляли тетралогию. Состязания продолжались три дня. Каждый день с утра играли три трагедии и одну сатировскую драму. Под вечер исполняли комедию одного из участвовавших в состязании комических поэтов.

       Драматурги получали хор от архонта* , но все издержки, связанные с обучением хора, брали на себя богатые сограждане (хорег**). Хорег должен был организовать хор на свои деньги, изготовить для него костюмы. Для драматических состязаний требовалось шесть хорегов: три - для тетралогий и три - комедий. В хореги избирали любителей театра, в которых недостатка в ту эпоху не испытывали. В начале драматурги сами писали музыку и сами обучали хор, но уже очень скоро им пришлось прибегнуть к помощи специальных учителей.

       Исполнение обязоности хорега и участие в трагическом хоре было делом весьма почетаемым. Считалось, что хореги, актеры и члены хора находятся под особым покровительством божества. Все они на время подготовки к драматургическим состязаниям освобождались даже от военной службы.

       Судили на состязании особенные выборные лица. Для победивших драматургов были установлены три награды. Драматург, занявший на сос тязании третье место, считался потерпевшим поражение. Помимо гонорара, драматург получал от государства в качестве награды венок из плюща. На долю хорегов, которые подготовили хор для победивших драматургов выпадала большая честь. Такой хорег имел право воздвигнуть памятник в ознаменование своей победы. На этом памятнике писали время представления, имя победившего драматурга, название его пьесы, а также имя хорега. Результаты состязаний вносились дидаскал***, который хранился в государственном архиве Афин.                       

 

  __________

       *     Архонт -  высшее должностное лицо Афин.

       **   Хорег - богатый гражданин подготовивший хор для драматических        состязаний.

       *** Дидаскал - протокол в который вносились результаты состязаний

АКТЕРЫ  И  МАСКИ

       По преданию, Феспид сам был единственным актером в своих трагедиях. Партия актера, чередуется с песнями хора, и составляла всю пьесу. Вскоре после Феспида Эсхил ввел девтерагониста* , а младший соврименик Эсхила Софокл тритагониста**. Основные роли исполнял в драме протагонист***.

       Благодоря тесной связи греческого театра с культом Диониса актеры пользовались в Греции большим почетом и занимали высокое общественное положение. Актером мог быть только свободнорожденный. Они, как и драматурги, могли принимать деятельное участие в жизни Греции. Их могли избирать на высшие государственные должности в Афинах и отправлять в качестве послов в другие государства.

       Победителями на драматических состязаниях вначале признавались только хорег и драматург. Но начиная со второй половины V в. до н.э. в театральных состязаниях принимали участие и пртагонисты.

       В греческой драме число актеров не привышало  трех человек, то одному и тому же актеру в течении пьесы приходилось играть несколько ролей. Если в пьесах присутствовали немые роли, их играли статисты.

       Женские роли всегда исполнялись мужчинами. Трагические и комедийные актеры должны были не только хорошо декламировать стихи, но и владеть вокальным мастерством, так как в наиболеепатетических местах драмы актеры исполняли арии. Путем постоянных упражнений греческие актеры вырабатывали у себя силу, звучность и выразительность голоса, безукоризненность дикции и доводили до большого совершенства искусства пения. Но кроме этого, греческий актер должен был владеть искусством танца и вообще искусством движения в самом широком смысле этого слова. Поэтому греческому актеру необходимо было много работать над гибкостью и выразительностью тела.

       Актеры носили маски, так что мимика из игры была исключена. Тем больше должны были греческие актеры работать над искусством движения и жеста.

       Маски проникли в греческий театр вследствии исконной связи последнего с культом Диониса. Жрец, изображавший божество, всегда выступал в маске. Однако в театре классического периода маски уже не имели культового значения. Зато она отвечала задачам греческого театра создавать крупные обобщенные образы. тАЬТак, например, характер или сиюминутное настроение действующего лица определялось маской, котрую надевал на лицо актер: хохочущая, скорбная, умиротворенная. Они менялись всякий раз, как только исполнитель переходил соответственно от веселья к печали, от горестей к покойному расположению духа. Кроме того, опреднленное значение имела окраска маски: например, по багровому ее цвету зрители узнавали раздражительного человека, порыжему - хитрого и коварного.тАЭ****             

   __________

       *       Девтерагонист - второй актер в драме.

       **     Тритагонист - третий актер в драме.

       ***   Протагонист - первый актер .

       **** В. Барбич Г. Плетнева ., Зрелища Древнего мира, стр. 15

       Исполнение женских ролей мужчинами вызывало необходимость использование маски. Употребление маски обусловливалось также размерами греческого театра. Без маски лица актеров были бы плохо видны зрителям последних рядов.

       Маски делались из дерева или полотна, в последнем случае полотно натягивалось на каркас, покрывалось гипсом и раскрашивалось. Маски закрывали не только лицо, но всю голову, так что прическа была укреплена на маске, к которой в случае необходимости прикреплялась так же борода. У трагической маски обычно делали выступ над лбом, увеличивавший рост актера.

       В древней комедии большая часть масок должна вызывать смех, отсюда их карикатурный и гротесковый характер.

       Кроме вымышленных персонажей, поэты древней комедии выводили на сцену и своих соврименников. Маска в таких случаях была обычно шаржированным портретом.

       Костюм трагических актеров был некоторым видоизменением пышной одежды, которую носили жрецы Диониса во время исполнения религиозных церемоний. Театральный хитон* имел длинные рукава и спускался до пят. Плащи употреблялись в основном двух видов: гилматий** и хламида***. Отдельные персонажи носили специальную одежду. На театральных хитонах и плащах вышивались различные, нередко сложные рисунки - цветы, пальмы, звезды, спирали, арабески, а также фигуры фигуры людей и животных. Цвет на одежде имел тоже определенное значение: роли счастливцев исполнялись в одеяниях с желтой или красной полосой, а синие или зеленые полосы отмечали неудачников.

       Обувь трагического актера называлась котурнами****. Сценические котурны имели толстые, состящие из нескольких слоев подошвы, благодоря чему увеличивался рос актера.

       Чтобы придать своей фигуре еще большую величественность, трагические актеры укрепляли под одеждой специальные подкладки или небольшие подушки, сохраняя при этом естественные пропорции тела.

       В комедии употребление подушек и подкладок, наоборот, вызывалось стремлением нарушить нормальные пропорции человеческого тела и тем вызвать смех.

       Женские персонажи комедий носили обычный женский костюм, мужские персонажи - короткую или плащ.

       тАЬДо наших дней дошло много статуэток, изображающих актеров древнегреческой комедии. У маски вытаращенные глаза, безобразный нос, широко открытый рот, живот и зад увеличены с помощью подложенных подушек.тАЭ*****              

        

                                                                

___________

       *         Хитон - одежда из льняной ткани.

       **       Гиматий - широкий плащ, распологавшийся складками вокруг тела.

       ***     Хламида - короткий плащ с застежкой на плече.

       ****   Котурн - башмаки с высокими голенищами.

       ***** История зарубежного театра , т 1 ,  стр.21.

ХОР  И  ЗРИТЕЛИ

       Трагический хор насчитывал сначала 12 человек, затем состав его был увеличен до 15. В комедии хор всегда состоял из 24 человек. Участрики хора назывались хоревтами, предводитель хора - корифеем. При выходе на орхестру во главе хора шел флейтист, который останавливался на ступенях алтаря, расположенного в центре орхестры.

       В трагедии хор обычно изображал люлдей, близких главному герою.    тАЬТак, в тАЬПрометее ПрикованномтАЭ Эсхила хор составляют Океаниды, дочери Океана, сочувствующие страданиям Прометея и готовые разделить его судьбу.тАЭ*

       Комический хор изображал не только людей, но и животных и сказочных существ. тАЬНапример, в комедии Аристофана тАЬОблакатАЭ хор состоит из облаков.тАЭ**

       тАЬСуществует мнение, что в трагедии хор тормозит действие и является данью культовой традиции. Однако это не так. Трагедия развивалась на основе трагического хора, из которого впоследствии был выделен один актер. С появлением второго и третьего актера роль хора ослабевает, драматический конфликт может происходить теперь между героями и без участия хора. Но хор не исчезает. Он существует как неприменный компонент у всех трагических поэтов классического периода, хотя несет не всегда одинаковую драматическую нагрузку. Жизненность хора в этот период объясняется тем, что в трагедии он был необходим как выразитель общественного мнения. Хор был героем колективным, его партии и поныне помогают понять философский и человеческий смысл трагедии в планерешения основного конфликта.тАЭ***

       Театральные представления происходили в дни всенародных праздников Диониса. Все дела в это время приостанавливались. Суды закрывались, должники освобождались от уплаты долгов на в течении всех дней праздника. Даже заключенных выпускали из тюрем, чтобы они могли принять участие в общем празднике. Наряду с мужчинами в театре бывали  женщины, дети и даже слуги, домашние рабы.

       На эти представления люди собирались с восхода солнца. тАЬСперва им было предоставлено право самим занимать какие угодно места, и нередко дело доходило до драк (драчунов разнимали нанятые для этой цели служители.тАЭ**** Позже чтобы устранить беспорядки и для покрытия расходов посодержанию театральных зданий, городские власти ввели выдочу входных билетов - медных кружочков, похожих на монеты и называвшихся символами. При Перикле неимущим гражданам выдавались на посещение театра особые зрелищные деньги (теорикон).

       В театре были строго определены места для разных груп зрителей. Первый отводили государственным лицам, жрецам и полководцам. Им, восседающим в креслах, билеты были не нужны.

       

  __________

       *       История зарубежного театра , т 1 ,  стр.21.

       **     История зарубежного театра , т 1 ,  стр.22.

       ***   История зарубежного театра , т 1 ,  стр.22.

       **** В. Барбич Г. Плетнева ., Зрелища Древнего мира, стр. 12.

       За креслами, отделенными проходом, начинались скамьи-ступени для богатой публики. Каждый сектор был помечен одной буквой, начиная с А (альфа). Той же буквой и помечали и оборотную билетов-символов с изображением головы богини Афины или морды льва, которого считали охранителем от всего плохого.

       Значительно хуже вычеканенные символы, без каких либо изображений и пемеченные одной и той же буквой на обеих своих сторонах, служили билетами на следующий ярус. Буквы на этих билетах соответсвовали обозначением секторов для зрителей со средним достатком.

       Существовали символы, изготовленные еще грубее и помеченные двумя одинаковыми буквами на лицевой и оборотной сторонах. Эти билеты предназначались для верхнего яруса, где скамьи секторов, на которых распологались бедные зрители, были обозначены четырьмя буквами.

       Количество людей, получивших символы на один раз, не должно было превышать числа мест на скамьях. При входе билеты отбирались.

       Драматические представления в  Афинах начинались на рассвете и шли до самого вечера. Зрители ели и пили в самом театре. Все были одеты в праздничные одежды, головы украшали венками. На Великих Дионисиях происходило громадное стечение горожан, к которым присоединялись еще и жители других городов-государств, приежавшие со всей Греции.

       Жребий определял порядок представления пьес соревнующихся драматургов. Звук трубы возвещал о начале каждой пьесы.

       Афинская публика была очень восприичивой и непосредственной. Если пьеса нравилась, зрители выражали одобрение аплодисментами и криками. Среди зрителей были и подставные лица. тАЬРассказывают, что комедиограф Филемон (IV в. до н.э.) не раз с успехом использовал их против своего противника - Менандра.тАЭ* Если пьеса не нравилась, зрители свистели, щелкали языком, стучали ногами. Бывали и такие случаи, когда актера прогоняли со сцены камнями и требовали прекратить пьесу и начинать новую. Таким образом, суждение народа имело существенное значение для успеха представления.       

  __________

       *       История зарубежного театра , т 1 ,  стр.22.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ  ДРАМАТУРГИ

       Расцвет греческого театрального искусства связан с деятельностью великих драматургов, творивших в VI - V веках до новой эры - Эсхила, Софокла, Еврепида и Аристофана, замечательного камедиографа древности.                                                                                                                                                                          

       

       ЭСХИЛ (525тАФ456 до н. э.)                

       В трагедии до Эсхила было ещё очень мало действия. Эсхил, автор героико-патриотических, поднимающих большие исторические и религиозно-филоВнсофские темы произведений, он ввёл 2-го актёра , открыв этим возможность боВнлее глубокой разработки трагического конфликта и усиления действенной стороны театр, представления.                                                                                                 ВведеВнние 2-го актёра повлекло за собой и развитие диалога, который в старой трагедии имел лишь зачаточный хаВнрактер. Эсхил был сам главным исполнителем в своих траВнгедиях, требовавших от актёра искусства создания титаВннических монолитно-героических образов.                                                                                Хор у Эсхила, состоявший из 12 человек, был настоящим действующим лицом. В его ранних трагедиях хоровые партии соВнставляют более половины пьесы; в более поздних хор играет уже значительно меньшую роль. Постановки Эсхила   отличались большой пышностью и включали в себя некоторые зрительные эффекты  (торжественный въезды на колесниВнцах, процессии и прочее). При Эсхиле опредеВнлилась классическая форВнма строения трагедии и порядок трагического представления.                                                                                                                                                                                                                                            

       СОФОКЛ (496 - 406 гг. до н.э.) И ЕВРИПИД (485 - 406 гг. до н.э.)                                                                                                                                С завершением греВнко-персидских войн последовал мощный политический и культурВнный подъём афинскоВнго демократического рабовладельческого государства, коВнторый обусловил ноВнвый период в развиВнтии греческого искусства.                                ДеяВнтельность Софокла и Еврипида была слеВндующим этапом в развитии греческого театра. Если у Эсхила боги, хотя бы и неВнвидимые, выступают на первом плане, то в траВнгедиях Софокла основное внимание уделено человеку, со всем миром его душевных переживаний, мыслей, страстей, чувств.                                                В трагедиях Софокла выразиВнлись гражданские и нравственные идеалы антично рабовладельческой демократии эпохи расцвета. тАЬПо свидеВнтельству Аристотеля (Поэтика, гл. 25), Софокл сам говорил, что он изображает людей такими, какими они должны быть, а Еврипид тАФ такими, каковы они в действительности.тАЭ*                                Высокая гуманистическая направленВнность трагедии Софокла, интерес к человеческой личноВнсти и её душевным переживаниям повлекли за собой дальнейшую драматизацию театр, представления тАФпоВнявление 3-го актёра , уменьВншение роли хора (несмотря на доведение числа хоревистов до 15) и увеличение диалогических частей трагедии.                                                                                                                                               С именем Софокла связывается и введение декорации живописи. Все эти театр, нововведения сделали его трагедию более живой и сценичной. Этому же споВнсобствовало введение более сложных, чем у Эсхила, перипетий (т. е. переходов от счастья к несчастью и обратно) и узнаваний. Однако Софокл отказался от некоторых сценических эффектов, которыми пользовался Эсхил: у него нет торжеств, въездов царей на колесницах, не появляются призраки.                                         ___________                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            * Театральная энциклопедия , т. 2, стр. 536.                                                                                                                                                                                                                                        

       В творчестве Еврипида нашёл отражение рост общественности противоречий периода Пелопоннесской войны и начинающегося кризиса античного полиса. В его трагеВндиях звучание героической темы снижается, но при этом ещё более усиливается внимание к внутреннему миру челоВнвека и явлениям окружающей жизни.                        Миф становится для Еврипида только материалом или основой, дающей возможность высказаться его современникам. ОбостВнрение драматических конфликтов и умение в каждой драматической ситуации найти наиболее потрясающие моменВнты в соединении с изображением тончайших душевВнных переживаний героев делают Еврипида наиболее трагичным из всех античных драматургов. В целях эмоВнционального воздействия на зрителей и в то же время усиления чисто зрелищной стороны трагедии Еврипид вводит в свои драмы сцены смерти, физических страданий, безумия, траурные церемонии, использует машины для полётов и появления богов и многое другое.                Широко приВнменял в своих трагедиях Еврипид и монодии* в которых душевные переживания геВнроев раскрывались не только выразит, средствами слова, но и музыки. Но хор в его драмах уже не имеет такой тесной связи с развитием действия, как у СоВнфокла.                                                                                                                                                            

       

       АРИСТОФАН (ок. 446 тАФ ок. 385 до н. э.)

       

       Древняя античная комедия, политическая по своему содержанию, достигла художественного расцвета в творчеВнстве Аристофана.                                        ВыстуВнпив в пору интенсивного нарастания общественных протиВнворечий внутри афинского общества страстным защитВнником старинной афинской демократии и выразителем дум и чаяний античного крестьянства, Аристофан испольВнзовал театр как арену борьбы за свои  идеалы.                                                                                В своих сатирических произведений Аристофан вывел множество ярких социальных типов: бесчестного демагога, обмаВннывающего народ и грабящего государственную казну; философа-софиста, развращающего своим учением юношество и другие типы. Положительным же героем комедии Аристофана выстуВнпает обычно мелкий землевладелец, обрабатывающий свою землю с помощью 1тАФ2 рабов.                        Идеологическая направВнленность древней комедии и её происхождение из сельских празднеств в честь Диониса во многом определили её чисто театральную сторону, многое в ней сохранилось от старого античного комоса: деление хора (он состоял в коВнмедии из 24 .чел.) на два полухория: агон** и парабас*** (политические нападки, напоминающие старые насмесшливо-сатирические песни античных земледельцев).                                                                        

 

___________                                                                                                        *     Монодии - сольВнные арии актёров

       **  Агон - словесное состязание персонажей, сопровождавшееся иногда        дракой.

       *** Парабас - обращение хора к зрителям.

       Комедии Аристофана создавали живой, сценически выразительный- тип представления, богатый острыми диалогами, насыщенный буффонадой; всё это требовало от постановщика и актёров изобразительВнности, яркости характеристик, смелых, остроумных мизансцен.

       

       

 

АРХИТЕКТУРА  ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО

ТЕАТРА

Народный характер античного театра определил особенности его организации и устройства. Древнегреческий театр сооружался на открытом воздухе и состоял из 3-х основных частей: орхестры* ,тэатрона** и скены***.                                                Древнейшей из эти х частей является орхестра тАФ круглая площадка, на которой выступали хор и актёры. Вначале зрители своВнбодно размещались вокруг орхестры. Позднее пояВнвились особые места для публики, расположенные на склонах пр и легающих холмов и гор. Античный театр вмещал огромное количество зрителей (Афинский театр, например до 17 тыс. чел .).                                                                Скена, первоначально предназначавшаяся только для переодевания и выВнходов актёров, находилась вне круга орхестры, позже уже на касательной к его окружности. ПередВн няя стена скены - проскений,имевшей обычно вид колонады, изображая фасад храма или дворца, приобрела со вреВнменем большое значение в оформлении спектакля.тАЭТак как в трагед ии действие почти всегда происВнходило перед дворцом или храмом, то, по мнению немецкого архитектора и археолога В. Дёрпфельда, проскений обычно имел вид колоннады или портика; эта колоннаВнда проходила либо вдоль всего фасада скены, либо занимала только её центральную часть.тАЭ****                        На обоих концах здания скены были пристроены (возможно, уже в 1-й пол. 5 в. до н.э.) два боковых строения, которые назывались параскениями. Параскении служили, по-видимому, местом хранения декораций и другого театрального имущества; в тех случаях, когда драма требовала наличия двух или трёх жилищ, параскении могли изображать эти жилища.                                                                                        Между скеной и местами для зрителей, заВннимавшими несколько более половины круга, находиВнлись проходы - пароды , через которые вступали на орхестру хор и актёры, по ходу пьесы приВнбывавшие из города, гавани или из чужой страны. В V и IV вв. до н.э. греческие актёры играли на орхестре пеВнред проскением. Никакой высокой или низкой сценической площадки в это время не существовало.                                                Планировка греческого театра была рассчитана на хорошую слышимость. Кроме того, для усиления звука в некоторых театрах применялись резонирующие сосуды, помещавшиеся среди зрительных мест.тАЭЕсли, стоя в центре орхестры, бросить на камень пола монетку или разорвать клочок бумаги, то звон  упавшей монеты, шорох разрываемого листа будут слышны в самом вверхнем ряду.тАЭ*****                                        Занавеса в греческом театре не было, хотя возможно, что в некоторых пьесах какие-либо части проскения временно занавешивались от зрителя.      

  ___________                                                                                                *        Орхестра - от глагола орхеомай - танцую.                                                        **      Тэатрон - места для зрителей.                                                        ***    Скена - палатка, позже деревянное строение.                                        ****   Театральная энциклопедия , т. 2, стр. 534.                                        ***** Колпинский Ю.Д., Великое наследие античной Элады., стр. 134.                                                                                

ПОСТОНОВАЧНАЯ ТЕХНИКА ТЕАТРА                                                                                                                          

Развитие драматургии определяло эволюцию постаВнновочной техники греческого театра.                                                                                В ранних трагедиях Эсхила декорации представляли собой массивные дереВнвянные сооружения (большой алтарь с кумирами двеВннадцати богов в ВлУмоляющихВ», гробница царя Дария в ВлПерсахВ», скала в ВлПрикованном ПрометееВ»).                                                                                При Софокле появились расписные декорации, помогавшие превращать проскений в фасад дворца или храма, в переднюю стену палатки предводителя.                                                                                 В некоторых комедиях действие переносилось из одного месте в другое (например, из города в деревню, с земли в подземВнное царство и т. д.), причём в театре они располагались рядом.                                Содержание греческой драмы требовало применения театральных машин. тАЬБожества взлетали вверх и спускались вниз спомощью блоков, причем от зрителей ничего не скрывалось и всегда были видны веревка и крюк, которым зацепляли за пояс тАЬпарящего в воздухетАЭ актера. Существовало в древности латинское выражение Deus ex machina (бог из машины). С помощью этих машин на сцену являлось божество и легко разрешало чересчур усложнившиеся взаимотношения действующих лиц.тАЭ*        Наиболее употребительными были: эккиклема** (в трагедиях, обычно сцены убийВнства), эорема***.

___________                                                                                                              *    В. Барбич Г. Плетнева ., Зрелища Древнего мира, стр. 16.                                        ** Эккиклема - выдвижная площадка на низких колёсах, покаВнзывавшая зрителям, что происходит или произошло внутри помещения.                                                        *** Зорема - приспособление, позволявшее богам и др. действуюВнщим .лицам подниматься в воздух и опускаться.

ВИДЫ  ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ТЕАТРОВ:

ТЕАТР КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ

ТЕАТР ДИОНИСА В АФИНАХ

Древнейшим из известных театральных зданий является театр Диониса в Афинах, расположенный в священной ограде Диониса на юго-восточном склоне Акрополя  в последующие эпохи несколько раз перестраиВнвавшийся. Его раскопки были завершены в 1895 г.  Дёрпфельдом.                                                                По двум незначительным остаткам стены Дёрнфельд установил круглую орхестру тАФ террасу с диаметром 27 м. (Э. Фихтер считает диаметр этой орВнхестры равным приблизительно 20 м). Она была расВнположена на склоне Акрополя таким образом, что её северная часть вдавалась в гору, а южная тАФ подпиралась стеной, поднимавшейся в самой южной части на 2-3 м над уровнем священной ограды Диониса и на западе вплотную соприкасавшейся с  старым храмом.                                        Никаких каменных сидений в этом театре еще не было: зрители сидели на деревянных скамьях, а, может быть, на первых нарах и просто стояли. Византийский учёный Свида сообщает, что в 70-ю олимпиаду (т. е. в 499тАФ496 до и. э.) временные сидения обрушились и что после этого афиняне соорудили театрон, т. е. особые места для зрителей.                                                                                                Скена вначале не обоВнзначала дворца или храма. Однако более поздние пьесы Эсхила и драмы Софокла уже требовали в качестВнве задника дворца или храма, и на касательной орВнхестры стали сооружать деревянное здание скены, на фасаде которого вскоре появились 3 двери.                                                                                 В это же вреВнмя входит в обиход и сценическая живопись, причём расВнписные доски  могли расставляться между коВнлоннами проскения.                При Перикле театр подвергся переВнстройке, закончившейся, вероятно, после его смерти. Старая орхестра была отодвинута к северу. Таким образом быВнло достигнуто несколько большее пространство для представления актёров и для сценических приспособлений, требовавшихся развитием драмы Софокла и Еврипида. Южная граница террасы была полностью переВнстроена, и вместо старой кривой опорной стены была сооружена из крупных глыб конгломерата длинная (около 62 м) прямая стена , поддерживавВншая террасу. На расстоянии приблизительно 20,7 м от западного конца стены выступает к Скене примерно на 2,7 м солидВнный фундамент, имеющий в длину около 7,9 м. ПредВнполагают, что он служил опорой для машин, приВнменявшихся в театре. Но сама скена была еще из дерева.                                                                                Несколько южнее старого храма был построен новый храм Диониса, в котором была помещена статуя бога из золота и слоновой кости, изваянная Алкаменом. Опорные стены зрительских мест соприкасаВнлись с одеоном тАФ зданием для музыкальных состязаний, постройка которого была закончена Периклом в 443 до н. э.        Сидения в этом перестроенном театре были всё еще из дерева, за исключением, может быть, некоторых поВнчётных мест.                                                                 Имелись параскении. Здание скены при постановке, требовавшей изображения дворца или доВнма, было обычно двухэтажным, причём верхний этаж, возможно, несколько отступал назад и оставлял актёрам пространство спереди и с боков.                Храм мог иметь остроконечный фронтон. Перикловская реконВнструкция была завершена сооружением стоп тАФ больВншого зала, идущего вдоль всей длины новой опорной стены, с открытой колоннадой на его южной  стороне.                                Седущая большая перестройка афинского театра происходила во 2-й пол. 4 в. до н.э. (завершена ок. 330) и была связана с именем Ликурга, заведовавшего афинскими финансами.                                                                                                Вместо временных деревянных строеВнний была построена постоянная каменная скена. ПаВнраскении выступали прибл. на 5 м от фасада скены. Фасад скены имел 3 двери. Вероятно, по фасаду и на своих внутр. сторонах паВнраскении имели колонны. Некоторые учёные считают, что в каменном театре ЛикурВнга существовал деревянный проскений, несколько отВнступавший от здания скены и образовывавший портик (подобно тому, как это бы Внло позднее в эллинистическом театре).                                        Пьесы pазыгрывались по-прежнему на уровне орхестры, перед скеной, фасад которой приспоВнсабливался (с помощью подвижных ширм, перегородок и других приспособлении) для представления отдельВнных пьес.                         Зрительские месВнта значительную часть коВнторых можно видеть в Афинах до сих пор) были сооружены из камня. Для поддержки их была построена двойная опорная стена. В нижнем ярусе пространВнство мест для зрителей делилось радиально подыВнмающимися лестницами на 13 клиньев. В верхнем ярусе число лестниц удваивалось. Всего на склоне холма имелось 78 рядов. Орхестра была несколько отодвинута ещё дальше на север. Вокруг орхестры для стока дождевой воды был устроен канал.

         ТЕАТР ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ.

В эпоху эллионизма (III - I вв. до н.э.) театр стал одним из проводников греческой культуры на Востоке. Театры строились не только во вновь возникших крупных торговых центрах, но и в мелких городах.                В Александрии - столице царства Птолемеев в Египте, при     Птолимее II (285 - 246 до н.э.) поисходили празднества в честь Диониса, обставлявшиеся с большой пышностью, во время которых устраивались представления трагедий и комедий.                                                        Монархический режим установившийся в эллионистических государствах и происходивший постепенный упадок греческой классической культуры проявляется в театре и в других видах искусства. Древняя комедия совсем исчезает. Новая комедия (Менандр, Филемон и другие) воспроизводила современную жизнь только в плане семейно-бытовых отношенийи и личных переживаний человека. В то же время бытовые тенденции новой комедии требовали от исполнителей соответствующего изменения стиля игры. На лице актера все еще сохранилась маска, но увеличилось число употребляемых масок (9 для ролей мужчин, 17 для женщин, 11 для юношей и 7 для рабов), выразительность этих масок указывает на стремление возможно более индивидуализировать традиционные типы комедии.                                                        В эллинистическую эпоху впервые выступают актеры-профисионалы. Появляются актерские товарищества, бравшие на себя защиту интересов своих членов, а также выступающие организаторами драматических и музыкальных состязаний. Челенами товариществ были только мужчины и притом свободнорожденные. В эллинестическую эпоху актеры также пользовались большим уважением, и актерские товарищества имели права юридического лица. Для организации представлений актеры даже во время войны могли свободно выезжать в другие государства, их личность и имущество были не прикосновенны. Сами актеры получали освобождение от несения военной службы.                                                                                  По своей архитектуре театр эллинистической эпохи отлиВнчается от театра классической эпохи. До нас дошли руиВнны эллинистических театров, так как они сооружались уже из  камня (хотя отдельные част и строились иногда еще из дерева). Раскопки позволяют с большой точностью восстанов ить их план и составные части.                Из театров элВнлинистической эпохи известны театры в Эпидавре, Мегало-поле (города в Пелопоннесе), Приене, Эфесе (Малая Азия).        Перед нижним этажом скены каменную пристройку, состоящую из столбов с помещенными спереди полуВнколоннами (в некоторых театрах из полуколонн и полных колонн) и снабженную плоской крышей. Эта приВнстройка в надписи Оропа называется проскением, в строительных документах Делоса (ок. 300 доя. э.) тАФ проскением и логейоном.        Постановки новой комедии, в которой хор уже отсутствовал, осуществлялись не на орхестре, а на плоской крыше, идущей от колонн проскения ко 2-му этажу скены. Эту сценическую площадВнку называли   логейоном (говорю), а иногда и просто проскением. Глубина логейона тАФ 2,5тАФ3,5 м при такой же примерно высоте. Помещение под проскением называлось гипоскением. За логейоном возвышался 2-й этаж скенытАФ эпискений. Его фасад, по мнению ряда исследователей (Бете, Фих-тер. Булле, М. Бибер), представлял собой в начале эллинистической эпохи солидную стену с дверями, перед которой и разыгрывалось действие. Однако приблизительно во 2 в. до н.э. в стене был и сделаны широкие проёмы и таким образом устроены выходы из эпискения на логейон. Эти проёмы, называе мые фиромами, служили не только для появления актёров, но и для углубл ения сценической площадки; в них прятались актёры, которыс по пьесе должны были укрываться ил и заниматься подВнслушиванием.        Витрувий в своём трактате ВлОб а рх иВнтектуреВ» (кн. 5, гл. 6,8) упоминает о вращающ ихся вокруг своей оси трёхгранных призмахтАФ периактах, с помощью которых происходила смена декорац ий. Эти периакты, вероятно, помещались в боковых фиромах.                                                                                                        Во всех театрах эллинистической эпохи орхестра образует полный или почти полный круг. Её диаметр варьиВнрует в зависимости от величины здани й приблизительно от 11 (0роп) до 30 м (Мегалополь).                                                                Скена обычно имеет повсюду форму удлин енного четырёхугольника, средняя глубина которого равна 4тАФ7 м, а максимальная ш ирина 35тАФ40 м. Параскении в эллинистическую эпоху постеп енно отмирают, что объясняется появлением высоко й сц ены.                                                                                                При указанных чертах сходства каждый в отдельности из эллинистических театров имел в своём устройстве ряд особенностей. Некоторые из этих театров были построены еще в 5 (театр в Эретрии) и 4 вв. до н.э ., но в эллиВннистическую эпоху подверглись значит, перестройке.                                                                                 

ТЕАТР В ЭПИДАВРЕ                                                                                                                                                                                         Театр был пост роен середине 4 в. до н.э. архитектором Поликлетом Младшим. Этот театр, по свидете льству греческого историка и географа 2 в. н.э. Пав сания, уже в древности считался самы м знаменитым из всех греческих и римских театров по изяществу своей архитектурной форВнмы. Сохранив шийся лучше других греческих театров театр в ЭпидавретАФ единственный театр, руины которого дают возмо жность получить представление о в нутреннем устройстве скены.                                                 Пространство мест для зрителей представ Внляет собой полукруг. Поперечный проВнход разделяет его на 2 яруса: 13 лестниц делят нижний ярус на 12 клиньев, 23 лестВнницы верхнего яруса делят его на 22 к лиВнна. Сиденья в нижнем и верхнем р ядах первого яруса имеют спинки и являютВн ся, следовательно, почётными местами.                                Орхестра составляет полный круг диаВнметром 24,32 м. Вокруг орхестры идёт канал для стока воды. Поверхность орхеВнстры, окаймл енная кам енным бордюром, представляет собой утрамбованную земВнлю, цилиндрический камень обозначает центр орхестры.                                                                                                Здание скены в основ ных очертаниях хорошо сохранилось. Она предВнставляет собой длинный прямоугольни к, разделённый на 5 помещений. ЦентральВнное из них соответствует по своей длине диаметру орхестры. Перед тремя средниВнми помещени ями находился каменны й проскений, состоявший из ионических полуколонн диаметром 0,33 м и высото й св. 3,5 м. По мнению некоторых исследоваВнтелей (Дёрпфельд, Фликингер, Пикард-Кембридж), он был выстроен только в 3 или 2 в. до н.э. и заменил собой деревянВнный проскений. На обоих концах каменВнного проскения выступают небольшие параскении, сооруж енные, по-видимому, в это же время.                                                В каждом на роде сто ят красивые ворота с двумя дверями: одна дверь вела на орхестру, другая тАФ на покатый подъём, ведущий на крышу про сВнкения. С сооружением каменного проскеВнния действие, по всей вероятности, было перенесено на логейон.

ТЕАТР В МЕГАЛОПОЛЕ                                                                                                                                                                        Театр был сооруВнж ен перед Терсилионом тАФ помещение м для собраний 10 тыс. аркадян. ВеликоВн лепное здание Терсилиона было построеВнно в сер. 4 в. до н. э ., тогда же был п оВнстроен и театр.                                                                                         Терсилион поддерживался множеством колонн, его вестибюль с луВнжил вместо скены ка к завершение орхестры. Театр в Мегалополе, считавшийся самым большим во всей Греции (вмеща л св. 40 тыс. зрителей), был известен, кроВнме того, особым т еатр , приспособлением, которое позже рим ляне обозначали ка к Влподвижную сценуВ» (scaena ductilis).                                                                                                         В одном из пародов театра существовало помещение, обозначавшееся, согласно клеймам на кирпичах, как скенотека. Дёцпфельд полагает, что это помещение служило для хран ени я Влподвижной сцеВнныВ», к оторуюую он определяет как кулису, выдвигавшуюся в случае необходимости перед в естибюл ем Терсилиона. ОдВнна ко Бете и Фихтер считают, что Вл подвижная сценаВ», хран ившаяся в скенотеке, представл яла собой подвижный де ревянный помост, сооружавшийс я для драматических предВнставл ен ий между орх естрой и Терсилионом и заменявший скену. Около 200 до н.э. (а по мнению Пикард-Кембриджа тАФ окло середины 2 в. до н.э.) в театре был построен мраморный проскений и с этого времени представления шли уже на высокой сцене.

ТЕАТР В ПРИЕНЕ                                                                                                                                                                                         Театр был построен между 350 и 330 до н. э. (н емецкий учёный А. Геркан указывает 300 до н .э.). ВнаВнчале скена была деревянной. Каменная скена была выстроена не раньше начала 3 в. до н.э. Она представляла соВн бой д вух этажное строение с одноэтажным зданием спереди, выходящим на орхестру.                                                Плоская крыша этого более ниакого здания состояла из деревянных досок, помещенных между каменными балками. Передняя стена состояла из каменных полуколонн, прислонённых к опорным столбам. Так как имеВнли сь отверстия по бокам опор, то, очевидно, к ним могли быть прикреплены деревянные панели. Следовательно, колонны пред ставляли собой постоянную декорацию, а расписанные доски между ними тАФ меняющуюся декорацию.                                                        По мнению А.Геркана, верхний этаж над плоской крышей был сперва закрыт за исключением одной двери. Существование только одной двери для выхода на крышу проскения, а также наличие приспособлений для укреп ления декораций между колонами проскения заставляют сделать вывод, что действие развивалось вначале перед проскением. Однако приблизительно к середине II в. до н. э. действие было перенесено на крышу проскения, на логейон. Это вытекает из некоторых изменений, произведенных в театральном  здании: места для почётных гостей были отнесены из первого ряда зрительских мест в пятый, в фасаде скены на 2-м этаже появились широкие фиромы, на орхестре перед проскением были поставлены статуи.

ТЕАТР В ПЕРГАМЕ.                                                                                                                                                                                         Пергам тАФ столица эллинистического Пергамского царства в Малой Азии (создано в 283 до н. э. Филетером), перешедшего в 133 до н.э. к римлянам и превращённого им и в провинцию Азию.                                                        Театр был построен на склоне пут ей горы в узкой лощине (у зость использованной лощины объясняет то обстоятельство, что число лестниц, идущих в верх, уменьшается, вместо того чтобы увеличиватьс я). 2 п оперечных прохода ра зделяют зрительские места на 3 яруса.                                                        Скена и проскений были сделаны из дер ева. Если в классическую эпоху это было правилом, то в эллннистическую эпоху ск еВнна и проскений сооружались почти всегда из камня, д ер евя нВнные конструкции там, где они имелись, были зам енены, в еВнроятно, еще в 3 в. до н.э. каменными. Таким о бразом, Пергамский театр один сохранял значит ельные остатки деревянной конструкци и от 2 в. до н. э.                                        В поздне е эллинистическое время (1 в. до н.э.) в Пергаме была сооружена каменная ск ена. В римское вр емя п ер ед фасадом скены соорудили низкую глубокую сц ену, которая стоит на стилобате эллинистического проскения. От обоих ко нцов сцены высотой в 1 м вели на орхестру рядом с пародами лестВнницы с 5 ступеньками.

ТЕАТР ЛИКУРГА                                                                                                                                                                                Построен в эллинистическую эпоху в Афина х, получивший по обра зцу древних театров этой эпохи высокую сцену, поддерживавшуюся впереди колоннами проскения (фундамент которого еще до сих пор можно разлиВнчить).                                                Параскении были укорочены, выступая только на 1,8 м от фасада проскения. Благодаря этому было выиграно проВнстранство для устройства более широких пародов и облегчения доступа к зрительским местам. О фасаде скены, её внутренем устройстве в эллинистическом театре в Афинах нет никаких сведеВнний. Существуют разногласия о времени появления высокой сцены в афинском театре. Ве роятно, она появилась незадолго до середины 2 в. до н.э. С этого времени пьесы стали разыгрыВнваться, возможно и в Афи нах, не перед проскением, а на логейоне, за исключением, быть может, тех случаев, ког да возобновлялись старые трагедии с хором (Дёрпфельд считал, что проскений всегда был только декорационной стеной и что в эпоху эллинизма актеры играли не на высокой сцене, а на орхестре перед проскением                                                                                                                                                                      

                                                                                                   ТЕАТРЫ  В  ЮЖНОЙ  ИТАЛИИ  И  СИЦИЛИИ        

       В западной части греческого мира тАФ в Южной Италии и Сицилии эллинистические  театры имели свою особую форму. Типичными могут считаться театры в Сегесте и Тиндариде.                                                                        Фасад скены в этих театрах был богато украшен колоннами, эффектно завершаюВнщимися вверху фронтоном. Фиром нет. Оба театра имеют паВнраскении, причём фасадная стена проскения выступает неВнсколько вперёд по сравнению с фасадом параскениев. В СегеВнсте параскении состояли из двухэтажных открытых галерей. Некоторые исследователи относят эти театры к 4тАФ3 и даже ко 2 вв. до н. э. М. Бибер рассматривает театры в Сегесте и ТиндаВнриде (как и в Помпеях) как переходную форму от эллинистических театров к римским и относит их приблизительно к 100 в. до н.э.

                                                КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР                                                                                                                                                Изобретатель греческий ученый герон создал первый кукольный театр. Передвигался этот тетатр на скрытых от зрителей колесах и предстовлял собой небольшое архитектурное сооружение - четыре колоны с общим цоколем и архитравом. Куклы на его сцене, приводимые в движение сложной системой шнуров и зубчатых передач, тоже скрытых от глаз публики, воспроизводили церемонию празднества в честь Диониса.                                                                                        тАЬКак только театр выезжал на середину городской площади, на его сцене перед фигурой Диониса вспыхивал огонь, на пантеру, лежащую у ног божества, лилось вино из чаши, а свита начинала танцевать под музыку. Затем музыка и танцы прекращались, Дионис поворачивался в другую сторону, пламя вспыхивало на втором жертвенике и все действие повторялось сначала. После этого представления куклы останавливались и представление заканчивалось.тАЭ*                                                                Вторй театр, Герона, был очень мал по размерам, и все легко переносилось с места на место. Он пердставлял собой небольшую колонну, на верху, которой находился макет театральной сцены, скрытой за дверцами. Они открывались и закрывались пять раз, разделяя на акты драму о печальном возвращении победителей Трои. тАЬНа крошечной сцене с исключительным мастерством показывалось, как войны сооружали и спускали на воду парусные корабли, плыли на них по бурному морю и погибали в пучине под сверканье молний и раскаты грома.тАЭ**        

___________                                                                                                        *   В. Барбич Г. Плетнева ., Зрелища Древнего мира, стр. 17.

       ** В. Барбич Г. Плетнева ., Зрелища Древнего мира, стр. 18.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Вот и заканчивается  работа над этим рефиратом, остается подвести итоги о проделанной работе.                                                В данном реферате я расмотрел темы указаные в плане, узнал очень много нового и еще больше восхищаюсь древнегреческими мастерами, которые воздвигали такие огромные театры в те далекие времена, без использования машин научно технического прогресса, которых у них и не могло быть. Знали и использовали на практике матиматику в совершенстве, расчитав так построение здания, что зрители сидевшие на задних рядах могли слушать и видеть, что происходит на сцене, было бы хорошо если бы наши архитекторы могли бы хоть чу-чуть использовать знания древнегреческих строителей, и добится их грациозности и эстетики.                                                                Я убедился, что древнегреческая драматургия оказала огромное влияние на развитие мирового театра. Особено в древнегреческой драматургии привлекает постаВнновка больших общественно-политических и философских вопросов, насыщенность произведений античВнного театра идеями патриотизма, внимание к человеку со всем богатством его духов ной жизни, глубокая обриВнсовка героических характер ов, воспитывающая сознание зрителей.                                                Таким образом я хочу сделать последний вывод, что время потраченое на эту работу (а это 4 месяца), т.е. на поиск материал и обработку его, потрачено не зря, хотя немного жаль, что я не успел эту тему подготовить как доклад.   

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

       1.  Барбич В.М.  Плетнева Г.С.  Зрелища древнего мира.

       2. Головня В.В. Древнегреческий театр., в кн.: История зарубежного театра. Театр Западной Европы., т.1,  с. 11-54.

       3. Гусейнов Г. Театр и социум., //Декоративное искусство СССР., 1986.,  №7, с. 22-23.

       4.  Дмитреева Н.А.  Античное искусство.

       5.  Колпинский Ю.Д.  Великое наследие античной Элады и его значение для совримености.

       6. Колпинский Ю.Д.  Искусство эгейского мира и Древней Греции.

       7.  Колпинский Ю.Д.  По Греции и Италии.

       8.  Опочинская А.И.  Греческий театр и римский амфитеатр

// Архитектура и строительство России , 1993 №314, стр. 43.

       9.  Полевой В.М.  Искусство Греции.

       10. Театральная энциклопедия, т. 2, с. 528-544.

       11. Эрмитаж. Ленинград.  Культура и искусство Древней Греции.

VI.

ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Вместе с этим смотрят:

Театр в мировой литературе
Театр греков
Театр марионеток
Театр эпохи Возрождения