Украинский танец

Ульяновское Училище Культуры

РЕФЕРАТ

По предмету К.П.Т.

Украинский танец

Автор тАУ студентка гр. 2 тАЬХПтАЭ

Архипова Наташа

Преподаватель

Кыштымова Н. И.

2000

Среди богатейшей истории народного творчества одной из самых ярких страниц является народное творчество Украины. Не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами оно снискало себе заслуженную славу. Столь щедро одаренный народ украинский создал многожанровое искусство. И среди всех искусств танец занимает особое место.

Украинский народный танец, также как и другие виды народного творчества, развивался на протяжении всей истории украинского народа, обогащаясь новым содержанием и своеобразными выразительными средствами. В нем нашли свое отображение радость творческого труда, героизм борьбы и величие побед, задорная веселость, мягкий юмор и другие черты, присущие украинскому национальному характеру.

       Танец Украины тАУ то задумчиво лиричен, то неудержимо весел, скромен и нежен. Искусство Украины, как и всякое искусство, отражало в себе всю историю и жизнь украинского народа, его в прошлом нелегкую жизнь. До воссоединения Украины с Россией украинский народ подвергался поработительным набегам, грабившим его материальные и духовные богатства. Упорная, продолжительная из века в век борьба с крымскими татарами, польской шляхтой, австро тАУ венгерскими панами, наложила оттенок на все народное творчество, в особенности на песенное  и эпическое. Украинский народ, в силу постоянных бед, обрушившихся на него со всех сторон, по своему складу характера скорее драматичен, нежели весел. Особенно это заметно по песням и танцам женщин, в которых говорится о тяжелой женской доле. В силу необходимости постоянно отражать набеги иноземцев, мужское население Украины, образовав Запорожье и другие казачества, почти все время проводило в походах. На плечи женщин ложился нелегкий труд и одиночество. Но с казачеством связана тема борьбы и воли, непримиримость к врагам, вольнолюбию, жизнерадостности, которые порождались самой борьбой украинского народа за свою независимость. Тут же имеет место и общепризнанный искрометный украинский юмор, с которым казаки,  а с ними и весь народ Украины, относятся ко всем свои невзгодам, высмеивая своих врагов.

       Сегодня народное искусство Украины по своим отличительным чертам и этнографическим особенностям делится на 5 этнографических зон.

       I тАУ я зона тАУ Центральная Украина. В нее входят Киевская, Полтавская, Сумская, север Харьковской, Черкесская, юг Житомирской, север Днепропетровской и Запорожской областей. Этот район характеризует то, что обычно принято считать общеукраинским. Здесь сложился общенациональный украинский язык, путем слияния киевского и полтавского наречий. Танцем культура этого района очень богата. Здесь бытуют гопак, и казачки, веснянки, хороводы и прочие танцы, но разговор о них пойдет ниже, при детальном рассмотрении каждого из этих танцев. Нужно отметить, что на создание украинской культуры танцевальной, как и культуры вообще, огромное влияние имели культуры соседних народов: России, Белоруссии, Польши, Венгрии, Крымского ханства и др.

       II тАУ я зона тАУ Полесье. Тут особенно сказывается географическое положение этой зоны и ее климатические условия и соседство с другими народами. Золотистая местность и по сей день нетронутые леса. особый род занятий породили в этом краю и своеобразную манеру исполнения танцев. Шаги танцев более мелкие, с прискоком, осторожные, мало чем похожие на движения танцев степной Украины. Наиболее распространенными в этих краях являются такие  танцы как тАЬКрутняктАЭ. Само название этого танца говорит за себя тАУ это значит крутиться, вертеться. Рисунок этого танца больше построен по кругу. Но только большой круг встречается редко, чаще всего он дробится на мелкие кружки и кружочки, быстро, на мелких, дробных шагах вращающихся по движению часовой стрелки, Также распространен здесь и тАЬполесский гопактАЭ, который является разновидностью общественного гопака.

       В Полесье входят: Волынская. Ровенская, север Киевской и Житомирской, юго тАУ восток Львовской и некоторые части других областей. Из географического положения видно, что на творчество Полесья большое влияние имеют Польша и Белоруссия.

       III тАУ я зона Подолье. Район Украины, примыкающий к Карпатам и выходящий к границе с Венгрией, Румынией, Чехией. Она  включает в себя Хмельницкую, Тернопольскую, Дрогобыжскую, юго тАУ запад Иваново тАУ Франковской  областей. В этих местах издавна развивались овцеводство, скотоводство, имеющие решающее значение в оформлении быта и культуры этого края. В танцах преобладают трудовые и игровые темы. Повсеместно бытуют в этой местности такие танцы как тАЬРомантАЭ, тАЬНиколатАЭ,  тАЬМаринатАЭ и пр., которые чаще всего строятся на игровом элементе и на отношениях между участниками. Очень распространены тут обрядовые пляски и хороводы, но о них ниже.

       IV тАУ я зона тАУ Карпаты. Наиболее в этнографическом плане большая зона. Карпаты населяет множество больших и малых народов. Культура здесь очень богата и своеобразна, подчас даже контрастна одна другой. Тут как нигде сказывается близость и влияние соседей. Каждый район и область очень своеобразны и неповторимы. Гуцулы, буковинцы. бойки, станиславцы, верховинцы и множество других народностей, населяющих Карпаты, - все имеют свою песню, танцевальную культуру, свой костюм, свои обряды и обычаи. Изучение этой богатой культуры составляет отдельную тему.

       V тАУ я зона тАУ Крым с прилегающими к нему крайне южными областями Украины. Сюда входят: Одесская, Симферопольская. юг Запорожской и Днепропетровской областей, Николаевская область. Тут чувствуется влияние татарской культуры, тат как эта территория была территорией Крымского ханства. Из танцев, относящихся к украинским, здесь наиболее распространен херсонский гопак. Это танец украинских чумаков, ездивших на волах в Крым за солью. Творчество чумаков, их песни и танцы имели огромное значение для развития украинских тенденций в Крыму.

       Характеризуя общенациональные танцы Украины, следует прежде всего отметить то, что на их развитие огромное влияние имели обряды Украины, Изобилие народных обрядов, обычаев, празднований, гуляний тАУ порождало новые традиции, новые танцы. Обряды эти во многом сходны с обрядами русских и других славянских народов. Как и у большинства этих народов на Украине тоже существуют купальские обряды с их весенними играми и забавами, рождественские праздники с кол ядами и щедринками и др. Все эти обряды явились наследием еще языческой Руси. порождали массу ритуальных и обрядовых танцев. Хороводы вокруг майского дерева тАЬМаринонькатАЭ, в котором девушки плетут венки, гадают, и рисунок танца напоминает хитроумные переплетения венка. Все эти пляски известны под общим характеризующим названием тАУ тАЬВеснянкатАЭ. В них наряду с девичьими хороводами имеются и пляски ряженых. Удалы пляски парней с девушками вокруг костра и т.д. Вершиной же, карточкой танцев Украины, является гопак. Он в первоначальной своей форме недавно. Это был воинственный танец запорожских казаков, и первоначально плясать гопак разрешалось только мужчинам. В гопаке казак показывал свою ловкость, удаль. смелость. Часто изображались в гопаке целые сцены боя, походов. О танцующем гопак казаке в народе говорили: тАЬКазак пляшет, как на коне скачеттАЭ. У запорожских казаков гопак имел особое, организующее значение. Так, известно множество фактов, когда в стане казаков не было единства фактов, когда в стане казаков не было единства в отношении плана действия и когда все способы для достижения единства были исчерпаны, гетманы, взяв в руки булаву тАУ символ гетманской власти тАУ выходили в круг и , предварительно поднеся казакам по чарке горилки, начинали плясать гопак. Тот из казаков, который входил в круг плясать, тем самым давал согласие на повиновение гетману. и часто случалось так, что гопак всех увлекал в пляс. Позднее гопак стали танцевать не только на Сечи, но и в деревнях, и в городах. Сначала, как и на Сечи, его танцевали одни мужчины. но постепенно входят и женщины. Так он постепенно приобрел парадную форму, которую мы наблюдаем сейчас.

       Очень сходен с гопаком и другой, посвященный запорожским казакам украинский парный танец тАУ тАЬКазачоктАЭ, названный так народом в честь своих защитников. Фактически это гопак, только в несколько упрощенной форме. Казачок обязательно и всегда танцевали парами, и ,вследствие участия в нем девушек, казачок более лиричен, не имеет больших трюков, рисунков.

       Украинское искусство, восприняв лучшие традиции украинского народного танца и очистив это наследие от всего чужого, наносного, непрестанно пополняет его новыми выразительными средствами, обогащает хореографический язык. Разнообразие хореографических средств, глубина образов и сюжетов, богатство эмоциональных красок и красота рисунка придают украинскому танцу необычайную привлекательность и делают его ценной составной частью многонационального хореографического искусства.

Движение 2 тАФ ВлтынокВ» (ВлпадебаскВ»)

Исполняется на один такт. Исходное положение ног:

третья позиция, правая нога впереди.

На  Влзатакт  иВ» тАФ слегка присесть на всей ступне левой ноги, поднять невысоко вперед правую ногу, свободную в коВнлене, затем сделать перескок с

левой ноги на правую. В момент перескока правая нога слегка отводится вправо, описывая в воздухе небольшую дугу (рис. 25а).

На ВлразВ» тАФ опуститься на правую ногу вперёд и чуть впраВнво, колено присогнуто. Левая нога невысоко поднимается впеВнред, колено свободно, подъем вытянут, но не напряжен (рис, 256).

На ВлиВ» тАФ переступить на левую ногу на полупальцы, спеВнреди-накрест правой ноги (рис. 25б).

На  ВлдваВ» тАФ перестуВнпить на правую ногу поВнзади левой на всю ступВнню, слегка сгибая ногу в колене. Левая нога подВннимается невысоко вперед (рис. 25г).

На ВлиВ» тАФ перескочить с правой ноги на левую, как на ВлзатактВ».

Движение продолжаВнется с другой ноги. КорВнпус прямой или слегка поворачивается то праВнвым, то левым плечом вперёд. Во время исполВннения ВлтынкаВ» с правой

ноги корпус поворачивается левым плечом вперед, при исполВннении ВлтынкаВ» с левой ноги корпус поворачивается правым плечом вперед.

Движение 15тАФ ВлверевочкаВ»

Исполняется на один такт.

Исходное положение ног: третья позиция, правая нога впереди.

На Влзатакт иВ» тАФ слегка подскочив, проскользнуть впеВнред на низких полупальцах левой ноги, колено свободно. Правая нога, согнутая в колене, поднимается спереди около левой ноги и переводится назад за левую ногу, колено направВнлено в сторону и слегка вперед, подъем вытянут, но не наВнпряжен

На ВлразВ»тАФправая нога опускается на низкие полупальВнцы позади левой ноги в третью позицию, колено свободно или слегка присогнуто.

На ВлиВ» тАФ с чуть заметным подскоком проскользнуть впеВнред на правой ноге. Левая нога поднимается спереди и перевоВндится назад за правую ногу, как на ВлзатактВ».

На ВлдваВ» тАФ левая нога опускается на низкие полупальцы позади правой ноги, как на счет ВлразВ».

На ВлиВ»тАФ.повторить движение на ВлзатактВ».

ВлВеревочкаВ» исполняется на месте или с продвижением назад.

Движение 18 тАФ ВлвыхилясникВ»

Исполняется на один такт.

Исходное положение ног: шестая позиция, носки чуть разведены в стороны.

На ВлразВ» тАФ слегка подскочив, опуститься на всю ступню левой ноги, колено слегка присогнуто. Одновременно правая нога становится невыворотно на носок правее левой ноги, колено присогнуто и направлено влево, пяткатАФвправо. КорВнпус слегка поворачиваетВнся правым плечом вперед, голова повернута к праВнвому плечу (рис. 28а).

На ВлиВ» тАФ пауза.

На    ВлдваВ» тАФ второй подскок на всей ступне левой ноги, колено согнуВнто. Одновременно правая нога, вытягиваясь в коВнлене, выворотно становитВнся на каблук вперед и чуть вправо. Корпус слегВнка поворачивается левым плечом вперед, голова поВнворачивается к левому плечу (рис. 286).

На ВлиВ»тАФ пауза.

С началом следующего такта исполнитель перескакивает на правую ногу и выполняет ВлвыхилясникВ» левой ногой по тому же принципу.

ВлВыхилясникВ» часто сочетается'с тройными притопами.

Движение 23 тАФ ВлподбивкаВ»

Исполняется на два такта.

Исходное положение ног: первая позиция.

На Влзатакт иВ» тАФ раскрыть руки широко в стороны, взяв в каждую руку по нескольку лент от венка. Поднять правую ногу невысоко вправо, левая нога немного согнута в колене (рис.ЗОа)

1 такт

На ВлразВ»тАФправую-ногу, немного согнув в колене, приВнставить по шестой позиции к левой и перенести на нее тяжесть корпуса, левую ногу слегка поднять от пола (рис. 306).

На ВлиВ»тАФ переступить левой ногой влево во вторую ВлневыВнворотнуюВ» позицию, ноги в коленях вытянуты, тяжесть корВнпуса на левой ноге (рис. ЗОб).

На ВлдваВ»тАФсоскочить на правую ногу, слегка присев на ней. Левую ногу резко выбросить влево, носок и колено левой ноги вытянуть, нога чуть поднята над полом (рис. ЗОг),

2 такт

На ВлразВ» тАФ приставить левую ногу по шестой позиции к правой и перенести на нее тяжесть корпуса, немного согнув ее в колене, левую ногу слегка поднять.

На ВлиВ» тАФ переступить правой ногой вправо во вторую ВлневыворотнуюВ» позицию. Ноги в коленях вытянуты, корпус остается на правой ноге.

На ВлдваВ» тАФ соскочить на левую ногу, слегка присев на ней. Правую ногу резко выбросить вправо, носок и колено правой ноги вытянуть, нога чуть поднята над полом.

На ВлиВ» тАФ пауза.

Движение 27 (женское) тАФ Влголубцы, с притопомВ»

Исполняется на два такта.

Исходное положение ног: шестая позиция.

На Влзатакт иВ» тАФ слегка присев на левой ноге, поднять правую невысоко в сторону (рис. 32а).

1 такт

На ВлразВ», тАФ слегка подскочив на левой ноге, подбить ею правую ногу, стукнув каблуками (рис. 326).

На ВлиВ» тАФ с подскока опуститься на всю ступню левой ноги, чуть отскакивая вправо и слегка приседая. Правая нога отводится вправо и остается в воздухе, как на ВлзатактВ».

На ВлдваВ» тАФ второй подскок на левой ноге, подбивая праВнвую ногу, как на ВлразВ».

На ВлиВ»тАФопуститься на всю ступню левой ноги, как на счет ВлиВ» в первый раз (см. рис. 32а).

2 такт

На ВлразВ» тАФ невысокий перескок с левой ноги на правую с ударом на всю ступню. Левая нога, отделяясь от пола, согнутая в колене, подтягивается к правой.

На ВлиВ» тАФ сделать притоп всей ступней левой ноги около правой по шестой позиции, колени присогнуты.

На ВлдваВ» - сделать притоп всей ступней правой ноги. Левая нога поднимается невысоко влево.

На ВлиВ»тАФподскочить на правой ноге, поднять левую, как на ВлзатактВ».

Движение продолжается с другой ноги.

Когда ВлголубецВ» выполняется с правой ноги, корпус слегка наклоняется влево, левая рука поднимается в сторону, праВнвая на талии, голова поворачивается к правому плечу и слегка приподнимается. Во время притопа корпус выпрямляется, гоВнлова поворачивается лицом к зрителю, руки кладутся на таВнлию. При движении с другой ноги направление корпуса и рук соответственно меняется.

Движение 51 тАФ Влприсядка-растяжкаВ»

Исполняется на два такта.

Исходное положение ног; первая позиция.

1 такт

На Влраз иВ», Влдва иВ» тАФ глубоко присесть на полупальцах обеих ног.

2 такт

На Влраз  иВ», Влдва иВ» тАФ невысоко подняться с приседания, проскользВннуть на каблуках в широВнкую вторую позицию, коВнлени вытянуты,   носки подняты вверх, руки расВнкрыты во вторую позицию, корпус прямой (рис. 40).

Движение 56 тАФ ВлметелочкаВ»

Исполняется на один такт.

Не поднимаясь с глубокого приседания', исполнитель опиВнсывает то одной, то другой ногой полукруг вперед, скользя внутренней стороной стопы по полу и переступая на эту ногу. ВлМетелочкаВ» выполняется с продвижением вперед, руки во второй позиции.

Исходное положение: глубокое приседание по шестой позиции, руки во второй позиции.

На ВлразВ» тАФ не поднимаясь с глубокого приседания, сдеВнлать правой ногой шаг вперед на полупальцы, тяжесть тела переходит на правую ногу (рис. 41а).

На ВлиВ» тАФ левая нога, скользя внутренней стороной стопы по полу, описывает полукруг, начиная чуть сзади и проскальВнзывая сбоку вперед, колено присогнуто и направлено вперед (см. рис. 41а)

На ВлдваВ» тАФ не поднимаясь с глубокого приседания, переступить на полупальцы левой ноги перед правой ногой, делая как бы шаг вперед. Тяжесть тела переходит на'левую ногу (рис. 416).

На ВлиВ» тАФ правая нога, скользя внутренней стороной стоВнпы по полу описывает полукруг, начиная чуть сзади и проВнскальзывая сбоку вперед, колено присогнуто и направлено. вперед (см. рис. 416).

Список литературы:

  1. Реферат. Танцевальное искусство народов Украины.

2)  Тамара Степановна Ткаченко,   тАЬНародный танецтАЭ

3)   К. Василенко, Украинские танцы на клубной сцене.

Вместе с этим смотрят:

Украинское барокко
Утесов и Райкин - жизнь и творчество
Федотов
Феномен любви в русской культуре