Человек и искусство

РЕФЕРАТ

по истории философии

ВлЧЕЛОВЕК И ИСКУССТВОВ»

Нижневартовск, 2000 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ        3

ИСТОКИ ИСКУССТВА        4

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА        5

ЕГИПЕТ        6

ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД        6

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО        6

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО        7

НОВОЕ ЦАРСТВО        7

ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ        8

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ        8

ГОМЕРОВСКАЯ ГРЕЦИЯ        9

АРХАИКА        10

КЛАССИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ        11

РАННЯЯ КЛАССИКА (500-490-е гг. до нэ.)        12

ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (конец V тАФ начало VI в. до н. э.)        13

ЭЛЛИНИЗМ        14

ДРЕВНИЙ РИМ        15

РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА (конец VI тАФ конец I в. до н. э.)        15

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ (конец I в. до н. э. тАФ V в. н.э.)        16

ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ        16

ВИЗАНТИЯ        18

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО        19

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО        19

ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ        20

ИСКУССТВО XVII ВЕКА        21

ИСКУССТВО XVIII ВЕКА        22

ИСКУССТВО XIX ВЕКА        24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:        25

ВВЕДЕНИЕ

"Искусство есть одно из средств общения между людьми",

Г. В. Плеханов.

На протяжении всей истории человек и искусство были неразрывно связаны. Осознание человеком самого себя отражается в каменных фигурках, в чертах памятников архитектуры. Человеческие качества и чувства запечатлены в произведениях живописи, скульптурных группах. Проблемы бытия, религии, мироощущение нашли свое отражение в произведениях искусства.

Помощь в познании мира через эмоциональное восВнприятие его, расширение кругозора, пробуждение творчеВнских сил, формирование духовного облика человека тАФ функции искусства. Момент обращения человека к хуВндожественному творчеству, быть может является величайВншим открытием, не имеющим себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены. Искусство не существует вне времени и общества, по своему содержаВннию оно социально и неразрывно связано с национальной традицией и эпохой.

Советский психолог Л. С. Выготский писал: "ИскусстВнво есть социальное в нас.. тАФ есть общественная техника чувства, орудие общества, с помощью которого оно вовлеВнкает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа".

Художник, переосмыслив увиденное, по-своему разгаВндав тайны бытия, с помощью системы художественных обВнразов старается передать свое мироощущение, вовлекая нас в сложный процесс самопознания, заставляя работать не только наши глаза, мозг, но и воображение, мобилизуВнющее к действию наши духовные силы.

История искусства в истории человечества представляет собой сложную карВнтину развития различных национальных школ, течений, стилей, взаимопроникновений форм и традиций, не знающих временных и географических границ, благодаВнря чему в ступенчатых формах православных храмов, богатством декора не уступающих образцам французского барокко, прослеживаются геометрически аскеВнтичные линии Египетских пирамид, а русские иконы смотрят на нас глазами ликов, написанных кистью виВнзантийского художника.

В своей работе я хотела бы провести вас по основным вехам развития искусства и показать, как человек, изменяясь, творил новое, нечто отличное от прежнего, как его творения изменяли самого творца, как рождались и умирали цивилизации, и что осталось вечным напоминанием о их существовании.

ИСТОКИ ИСКУССТВА

Истоки искусства уходят в глубокую древность. ПробВнлема происхождения искусства на протяжении многих столетий волнует лучшие философские умы, но о художеВнственной деятельности человечества на ранних стадиях развития известно не слишком много. Многочисленные произведения изобразительного искусства (наскальные росписи, скульптурные изображения из камня и кости) появились значительно раньше, чем сформировалось созВннательное представление человека о художественном творчестве. Зарождение искусства восходит к первобытВнной эпохе, когда человек впервые попытался отразить свои представления об окружающем мире в искусстве, что способствовало закреплению и передаче знаний и навыВнков, возникновению еще одной формы общения между людьми. Согласно данным археологов уже в эпоху палеоВнлита (древнекаменного века) около 35-10 тыс. до н. э. поВнявились основные виды изобразительного искусства (скульптура, живопись, графика).

Надо отметить, что в первобытном обществе художестВнвенная деятельность человека была неразрывно связана со всеми существовавшими формами духовной и материальВнной культуры: мифологией, религией, бытовым укладом. Художественная, духовная культура существует в тесном единстве с материальной, образуя первобытный синкреВнтический, т. е. единый, культурный комплекс, который лишь спустя столетия распадется на самостоятельные сферы культуры: религию, искусство (во всем разнообраВнзии его форм), спорт, науку. Изображения, воспроизвеВнденные рукой первобытного человека, являются звеном единой цепи художественно-религиозно-театрального маВнгического действа, отражающего синтез материальной и духовной культуры человека той далекой эпохи. Ранние рисунки примитивны; это контурное изображение голов животных, оттиски человеческой руки, волнистые линии, выдавленные в сырой глине пальцами руки (так называемые "макароны"). Более поздние изображения эпохи паВнлеолита тАФ это рисунки животных того времени (оленей, лошадей, бизонов, мамонтов), выполненные на стенах и потолках пещер. Древнейшие статуэтки животных отлиВнчаются точным изображением, жизнь заставляла человеВнка-охотника подробно изучать характер животного, его повадки. Эти знания представляли собой практическую ценность. Себя же человек еще не познал, поэтому скульптурные изображения человека очень схематичны, условны. Таковы первобытные "венеры" (Венера из Вил-лендорфа), простейшие женские фигуры с непропорциоВннальными конечностями, гипертрофированными матеВнринскими чертами и отсутствием черт человеческого лица. Правильно воспринимая отдельные предметы, человек еще не охватил общую картину мира и не осознал в ней свое место.

Живописные изображения мезолитической поры (среднекаменная эпоха) 10-6 тыс. до н. э. стали более красочныВнми. Появились многофигурные композиции, отражающие динамические сцены охоты, сражений между племенами, бытовой деятельности. Человек делает первые попытки раскрыть взаимосвязи мироздания, освоить общие закоВнномерности жизни.

Неолит (новокаменный век), 6-2 тыс. до н. э., обогатил изобразительное искусство созданием произведений моВннументальной антропоморфной (человекообразной) скульптуры (например, так называемые "каменные бабы" Северного Причерноморья).

Характерная черта культуры неолита тАФ распространеВнние мелкой пластики, художественных ремесел, которые положили начало декоративному искусству.

В эпоху бронзы, около 2 тыс. лет до н. э. преобладающее значение получает архитектура, названная мегалитической (т. е. архитектура больших камней: от греческих корней "мег" тАФ большой и "лит" тАФ камень). К мегалитическим сооружениям относятся: менгиры, дольмены, кромлехи. Возникновение их связано с развитием религиозных представлений. Каменные столбы тАФ менгиры тАФ высотой до 20 м (находящиеся в Бретани, Франции; Закавказье, Армении) несут в себе черты архитектуры и скульптуры.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Искусство древних цивилизаций наследует черты перВнвобытной культуры, открывая и новые формы художестВнвенного творчества. На смену родовым отношениям приходит классовое общество, более прогрессивная форВнма социального устройства. Эксплуатация рабов порожВндает разделение труда физического и умственного, создает почву для развития различных форм творчества. Из среды ремесленников выделяются зодчие, скульпторы, живописцы.

Усложнение общественной жизни способствовало расВнширению образного диапазона искусства.

Художественное творчество древнейших цивилизаций тесно связано с религией, большая часть памятников культуры носят культовый характер. Идейное содержание искусства древних деспотий, возникших в 5-4 тыс. до н.э. (Египет, государства Двуречья), определяется, главным образом, требованием прославления власти богов, героВнев, царей. Разрабатываются также темы труда, охоты, воВненных баталий.

Важнейшее завоевание художественной культуры древВннего мира тАФ синтез искусств.

ЕГИПЕТ

Египет тАФ одно из древнейших государств мира, а его искусство тАФ один из самых ранних вкладов в историю культуры человечества.

Историю Древнего Египта делят на следующие периоды:

1. Додинастический (4 тыс. до н. э.)

2. Древнее царство (30-23 вв. до н. э.)

3. Среднее царство (22-18 вв. до н. э.)

4. Новое царство (16-11 вв. до и. э.)

5. Позднее время (11в-332г. до н. э.)

Примерно так разделил историю Древнего Египта жрец Манефон, живший в конце IV-III в. до н. э. в АлекВнсандрии.

ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Для искусства додинастического периода характерно высокое мастерство обработки камня. Обнаруженные в погребениях шиферные таблички для растирания красок, украшенные рельефным изображением; расписанные глиняные сосуды, позволяют судить о тематике, разрабаВнтываемой египетскими мастерами; это: заупокойные обВнряды, исторические события, военные походы. И вот здесь важное место завоевывает образ человека. Складываются основВнные каноны изображения человеческой фигуры: широкие и сильные плечи разворачиваются в фас, ноги и голова тАФ в профиль, что позволяет мастеру поставить акцент на наиболее выразительных и ясно читаемых аспектах челоВнвеческого облика. Значительность властелина подчеркиВнвается размерами его изображения, намного превосходяВнщими изображение других персонажей, как, например, в рельефе шиферной плиты фараона Нармера (около 3 тыс. лет до н.э., Каир, Египетский музей).

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО

После объединения Египта в единое государство в конВнце IV тАФ начале II тыс. до н. э. начинается расцвет египетВнского искусства.

В эпоху Древнего Царства в Египте пояВнвляется новый тип гробниц тАФ ступенчатая пирамида. Первая такая пирамида построена для фараона Джосера зодчим Имхотеном (история сохранила имя мастера, что является скорее исключением, чем правилом для той эпохи) в XXVIII в. до н. э. К этому же столетию относитВнся и возведение известных пирамид фараонов Хеопса (или Хуфу), Хефрена (илиХафра) и Микерина (Менкау-ра) в Гизе.

Самая грандиозная из них тАФ пирамида Хеопса тАФ поВнстроена под руководством архитектора Химеуна. Ее высоВнта около 150 м, и сложена она из 2 млн. 300 тыс. блоков.

Непременными атрибутами египетских храмов и усыпальниц были статуи фараонов, знати, приВндворных писцов, выполненные в соответствии со строгими канонами (правилами), чего требовало культовое назнаВнчение статуй. Люди изображались в спокойных, как бы застывших в веках позах (это либо стоящая, либо фронВнтально сидящая фигура). Примерами могут служить стаВнтуя писца Каи (середина 3 тыс. до н. э., Париж, Лувр), выполненная из известняка; парный скульптурный портВнрет принца Рахотена и его супруги Нофрет (начало 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей).

Помимо скульптурных изваяний, украшением усыВнпальниц были рельефы и росписи на сюжеты, связанные с заупокойным культом, выполненные на стенах.

Подобное объединение различных видов искусства (архитектуры, скульптуры и живописи) специалисты называют синтеВнзом искусств.

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО

Многочисленные войны Древнего царстВнва привели к ослаблению государственной и экономичеВнской мощи страны. Прекращается строительство дорогостоящих пирамид. Ведется поиск новых типов храмов и усыпальниц.

Первым памятником нового типа стал храм-усыпальВнница Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахари (XXI в. до н. э.) положивший начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени.

Повышается внимание к индивидуальным чертам портретируемого, что проявилось в портретах фаВнраонов Сенусерта III (XIX в. до н.э., Нью-Йорк, МетроВнполитен-музей), Аменемхета III (XIX в. до н. э., Москва, ГМИИ).

Росписи гробниц и храмов приобретают большую самостоятельность. В гробнице Хнумхотепа в Бени-Хасане были созданы одни из самых замечательных росписей в искусстве Среднего царства, изображающие сцены охоты.

НОВОЕ ЦАРСТВО

Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма прямоугольный в плаВнне, имевший трехчастное деление: открытый двор (переВнстиль), колонный зал (гипостиль), святилище.

Таковы храмовые комплексы, посвященные богу Амону, в Карнаке и Луксоре.

Наивысшей точкой в своем развитии реалистическое изобразительное искусство Древнего Египта достигает в период Амарны (к. XIV в. до н. э.). Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) провел социальВнную и религиозную реформы, перенес столицу из Фив в Амарну. Были разрушены старые традиции. Перемены в жизни страны определили значительные преобразования в искусстве.

Произведения амарнского периода отличаются челоВнвечностью, лиричны и проникновенны.

Лучшее, что было создано в этот период тАФ скульптурВнные портреты Эхнатона и его жены Нефертити.

ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ

На дальнейшем развитии египетской культуры сказаВнлись многочисленные войны, приведшие к распаду госуВндарства.

Прекращается возведение пышных усыпальниц, среди памятников этой эпохи наиболее интересны скульптурВнные портреты.

Завоевания Александра Македонского в 332 г. до н. э. положили начало новому периоду в искусстве Древнего Египта, в художественной культуре которого переплелись традиции прошлого и античности.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Греческие племена населяли Балканский полуостров, острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии. Начало формирования великой греческой культуВнры, занявшей особое место в истории культуры человечеВнства, относится к первой половине I тыс. до н. э.

Перейдя от первобытнообщинного строя к классовому обществу в середине I тыс. до н. э. греки образовали ряд небольших городов-государств, так называемых "полиВнсов". Удивительно то, что не могущественные деспотии Древнего Востока, существовавшие тысячелетия, а сравВннительно бедные и небольшие города-полисы Древней Греции оставили нам наследие, в последствии названВнное "классическим", то есть "образцовым".

"Много в природе есть дивных сил, но сильней челоВнвека нет," тАФ утверждал Софокл в своей трагедии "АнтиВнгона". Гимном человеку, его нравственной и физической красоте стало искусство древних греков. Человек тАФ мера всех вещей для граждан Эллады. Произведения гречеВнского искусства поражают своим реализмом, гармоничеВнским совершенством, утверждением высокого нравственВнного начала, красоты, силы, достоинства человека. ЭстеВнтические идеалы Древней Греции и по сей день понятны нам. Одно из центральных понятий эстетики античного искусства Древней Греции тАФ калокагатия тАФ (от kalos тАФ прекрасный и agathoc тАФ хороший, добрый) тАФ понятия озВнначавшие внутреннее и внешнее совершенство. Слияние этического и эстетического идеалов есть характерная особенность представлений греческого народа о красоте.

Смотром духовной и физической доблести были общегреВнческие Олимпийские игры.

Человек тАФ занимает центральное место в древнегречеВнском изобразительном искусстве. Образы юных дев, наВнделенных неземной красотой, подобных богиням, стройВнных, мускулистых атлетов, борцов, при всей своей идеВнальности жизненны и естественны. Никто не мог достигВннуть такого совершенства в изображении человека, как греки.

Искусство Древней Греции тесно связано с религией и мифологией, -Богов-покровителей и богинь греческие маВнстера изображали в человеческом облике, отображая в своем произведении самые прекрасные и возвышенные черты, какие только могли представить себе.

Философские взгляды, литература и искусство ДревВнней Греции оказали огромное влияние на всю последуюВнщую историю культуры человечества.

История греческого искусства делится на следующие периоды:

1. Гомеровский (11-8 вв. до н. э.)

2. Архаика (7-6 вв. до н. э.)

3. Классика (5-4 вв. до н. э.)

4. Эллинизм (4-1 вв. до н. э.)

ГОМЕРОВСКАЯ ГРЕЦИЯ

XI - IX вв. до н. э. в истории Греции ученые нередко наВнзывают темными веками. Основные источники информаВнции о жизни греков-дорийцев, сменивших на Балканском полуострове греков-ахейцев тАФ это материалы археологиВнческих раскопок и эпические поэмы "Илиада" и "Одисея" Гомера, жившего по всей вероятности, уже в VIII в. до н. э. и поэтому многие события той эпохи, быт, реалии жизВнни, отраженные в поэмах могут быть искажены, пропущеВнны через призму мироощущения человека более, позднего времени. По имени поэта Гомера, ставшего единственным летописцем этого времени и жившего в конце древнейшеВнго периода в истории Греции и называется первый этап исторического развития Эллады (так древние греки назыВнвали свою страну).

Именно в этот период складываются основы греческой мифологии и народной эпической поэзии. Поэтическая фантазия древнего народа населила мир сказочными суВнществами: в реках жили речные нимфы, в лесах путник мог встретить дриад, в горах тАФ ореад, морские пучины наВнводняли тАФ нереиды и океаниды. Козлоногие сатиры и кентавры (полулюди-полукони) в представлении древних греков были их соседями на этой земле. А миром, в котоВнром то соперничая и враждуя, то мирно сосуществуя, жиВнли люди и сказочные герои, правили мудрые бессмертные боги, жившие тоже по соседству тАФ на вершине горы Олимп. Человек был подобен богу, а боги представлялись прекраснейшими и мудрейшими из людей. Такое очелоВнвечивание богов делало их близкими и доступными челоВнвеку, помогало верить в свои собственные силы.

АРХАИКА

В период архаики появились все важнейшие тенденВнции, характерные для зрелого искусства Древней Греции. В это время складывается рабовладельческое общество, в недрах которого появляются первые ростки демократии.

Развиваются наука, литература, философское мышлеВнние, театр. Наступает время первого расцвета греческого искусства. Складывается греческий архитектурный ордер (система пропорционального соотношения между несоВнмыми и несущими частями постройки) ставший одним из важнейших элементов архитектурных сооружений поВнследующих столетий.

Практически все достижения архитекВнтуры того времени как конструктивные, так и декоративВнные связаны со строительством храмов. Храм, посвященный богу-покровителю города, строВнился на деньги города-полиса, и, таким образом, принадВнлежал всему обществу. Номинально оставаясь жилищем бога, он служил -земным, общественным целям: был хранилищем городской казны, художественных ценноВнстей, считавшихся достоянием всего города-полиса. Храм возводился на самом высоком месте, обычно на акрополе, доминируя над городскими постройками, в центре городВнской площади, служившей местом общественных собраВнний, празднеств, религиозных шествий.

Восхищаясь сегодня мраморной белизной величестВнвенных руин древнегреческих святынь, мы забываем, что античные мастера покрывали храмы многоцветными росписями. Шедевры греческого зодчества гордились своим полихромным (многоцветным) убранством, блиВнстая на солнце множеством красок: синей, красной, зелеВнной, золотой. Время уничтожило многоцветный наряд древних храмов, но даже время не властно над совершенВнством форм античных сооружений.

Эпоха архаики тАФ время рождения гречеВнской монументальной скульптуры. Статуи высекали из различных пород камня, дерева, делали из обожженной глины тАФ терракоты. Наивысшее достижение архаической скульптуры тАФ разработка образа человека в статуях богов и богинь, героев, воинов-куросов, девушек-кор.

Через все архаическое искусство проходит образ куроса ("курое" тАФ в переводе с греческого "юноша"). Высекая из мрамора обнаженную фигуру (по мнению древних греВнков совершенство человека можно было раскрыть через целомудренное изображение здоровой наготы, прославВнляющей природное начало) скульптор стремился подВнчеркнуть характерные признаки атлетически развитого тела тАФ широкие плечи, узкую талию, крепкие ноги с четВнко выраженными выступами коленных чашечек, напомиВннающие могучие столбы. Статуя, которую мастер создавал по заказу жителей города-полиса, должна была выразить представление общества о красоте мужественного и энерВнгичного человека, способного в трудный для города час заВнщитить свою родину от врага, стихии, быть может от гнеВнва богов.

Самые ранние по времени статуи воинов-куросов отВнличаются резкой и грубоватой трактовкой форм, замкнутоВнстью, статичностью и строгой фронтальностью изображеВнния. К середине VI в. на устах куроса появляется улыбка, характерная для скульптурных изображений того времени, получившая название "архаической". Условная "архаичеВнская улыбка", глаза, живущие как бы сами по себе иногда придают куросам несколько манерный неестественный облик. Точность и изысканность в изображении частей фигуры у скульпторов архаики выше, чем у мастеров классического периода, однако статуи воспринимаются расВнчлененно, лишены целостности.

Со второй половины VI в. до н. э. заметен интерес к пропорциям тела человека, чувствуется стремление к пеВнредаче реального человеческого образа,

Одним из достижений архаической скульптуры стали статуи девушек-кор в нарядных одеждах, найденные в афинском акрополе. Они изображали юных жриц (служиВнтельниц культа) Афины. Найдено несколько десятков таких изображений. Стройные фигуры кор пропорциональны, чуть удивленная улыбка играет на нежном лице. Тщательно высеченные пряди волос и складки одежды ниспадают в плавном ритме. Такова, например, "Кора в пеплосе" (около 530 г. до н. э. Афины, Музей Акрополя).

Статуи кор как бы подводят итог художественному разВнвитию греческой архаики, являясь наиболее совершенныВнми произведениями архаической скульптуры.

КЛАССИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ

С первых десятилетий V в. до н. э. культура Древней Греции вступает в пору своего высшего расцвета, связанВнного с победой рабовладельческой демократии. Победа в греко-персидских войнах убедительно доказала преимуВнщество общественного строя городов-полисов, способстВнвовала росту гражданского самосознания, веры в силы человека-гражданина, принимающего активное участие в жизни своего государства. Рабовладельческая демократия привлекает к участию в общественной жизни всех свободВнных граждан.

V-IV века до н. э. тАФ время расцвета греческого театра, для которого творили Эсхил, Софокл и Еврипид. Театр участвовал в воспитании граждан Древней Эллады, покаВнзывая путь к гармоничному развитию личности. ИскусстВнво воплотило в прекрасных художественных образах возВнможный результат этого развития тАФ обобщенный образ человека-героя, соответствующий представлению древних греков об эстетическом и нравственном идеале.

Созданные в V-IV в. до н. э. творения архитекторов, скульпторов, живописцев стали образцами, которым подВнражали многие поколения мастеров в последующие века; их считали классическими, то есть образцовыми.

РАННЯЯ КЛАССИКА (500-490-е гг. до нэ.)

Наибольшее распространение в архитекВнтуре периода ранней классики получают дорические храВнмы, соответствовавшие духу гражданственности, героики суровой эпохи. Строгая пропорциональность, упругость, весомость могучих форм отличает храм Геры в Пестуме (начало V в. до н. э.) Храм Зевса в Олимпии, появившийВнся несколько позже, превосходит храм Геры своим праздВнничным декоративным убранством: его фронтоны украшают рельефные изображения. Храм Зевса с особой художественной силой выражает героические устремлеВнния народа. Он создавался после выдающихся побед над персами и является лучшим образцом античной архитекВнтуры раннего классицизма. К сожалению, храм Зевса не сохранился до наших дней, уцелели лишь сильно поврежВнденные скульптурные изображения фронтонов.

Особенно ярко героический характер исВнкусства классического периода сказывается в монуменВнтальной скульптуре тАФ статуях богов, героев, победителей олимпийских игр. Эти статуи, будучи олицетворением эсВнтетического идеала всего народа, являлись собственноВнстью всего общества города-полиса, украшали храмы, площади, места общественных собраний. МонументальВнная пластика оказывала сильное эмоциональное и воспиВнтательное воздействие на жителей городов-государств.

Сюжеты для своих изображений скульпторы черпали из жизни и из мифологии, тем более что к тому времени в Древней Греции уже сложилась богатая мифологическая традиция. Переосмысливая старинные предания, художВнники классической Греции старались находить темы, волВнновавшие современников.

В скульптуре Древней Греции V в. до н. э. наблюдается тенденция к разрушению замкнутой условности архаичеВнского искусства.

Одним из лучших образцов скульптуры начала V в. до н. э. является статуя возничего, созданная неизвестным мастером в 470 г. до н. э., (г. Дельфы, Археологический музей). Скульптура выполнена в бронзе. Автор очень убедительно раскрывает образ идеального героя, в котоВнром "воедино слились добродетель души с соразмерной красотой тела" (Лукиан). Фигура возничего была частью композиции, изображавшей победителя состязаний и возВнницу, который исполненный сурового спокойствия стоял на колеснице, запряженной квадригой (четверкой) лошаВндей, Стройная фигура юноши своей величавой красотой напоминает дорическую колонну, это сходство усиливается четким ритмом ниспадающих складок хитона, напоминаюВнщих каннелюры. Несмотря на напряженность, чувствуется естественность позы возничего, выгодно отличая эту скульптуру от неподвижно застывших изображений куро-сов периода греческой архаики.

Высокими художественными достоинствами отличаетВнся и классический рельеф "Рождение Афродиты из пены морских волн у острова Кипр".

Фигуры богини и нимф, поддерживающих ее, пропорВнциональны, им присущи ясная гармония форм и естестВнвенность движений.

В середине V в. до н. э. в Афинах работает скульптор Мирон, творчество которого характеризуется поиском тиВнпически-обобщенных образов, новых приемов в передаче естественных движений фигуры человека. Мирон одним из первых мастеров греческого искусства сумел передать в скульптуре ощущение движения. Наиболее известна его статуя "Дискобол" (460-450 гг. до н.э., Рим, НациональВнный музей), она прославляет победителя Олимпийских игр, выполнена в честь конкретного лица, хотя и не ноВнсит портретного характера. Статуя изображает юношу в момент, когда он все свои силы вкладывает в бросок. Согнувшись, метатель занес назад правую руку с дисВнком, готовый выпрямиться, передавая всю энергию своего упругого сильного тела метательному снаряду. В облике дискобола отчетливо проступают черты уже знаВнкомого нам идеального образа человека-гражданина, которому присущи спокойное самообладание, сдерВнжанность в проявлении чувств, способность подчинить себя разумной воле. Именно такими должны быть эллины. Необходимость в воспитании человека здорового дуВншой и телом, прекрасного физически и нравственно объВнясняет греческий писатель Лукиан: "Более всего мы стаВнраемся, чтобы граждане были прекрасны душою и сильВнны телом: ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство и охраняют его свободу и счастье".

ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (конец V тАФ начало VI в. до н. э.)

Кризис рабовладельческой демократии, падение полиВнсов, трагические конфликты периода поздней классики привели к утрате в искусстве идеала свободного граждаВннина. Несколько упрощенный взгляд на явления жизни, свойственный Греции предыдущих эпох, сменили более сложные, более глубокие представления о реальной дейВнствительности, что приводит к значительным изменениям в искусстве. Художники разрабатывают проблему передаВнчи противоречивых переживаний героя. Были достигнуты первые успехи в раскрытии внутреннего мира человека.

В пластике классики прослеживаются реВналистичные традиции. Один из выдающихся скульпторов этого времени тАФ Пракситель тАФ создает новый идеал женВнской красоты, воплотив его в образе Афродиты Книдской (до 360 г. до н. э.). В искусстве Праксителя еще чувствуетВнся связь с классическими идеалами, но созданные им образы приобретают более утонченный, фйлософски-созерцательный характер. В художественной культуре к. IV в. до н. э. связи с высокой классикой ослабевают. СкульпВнторы отвергают идеализированный обобщенный образ геВнроя-гражданина, обращаясь в своем творчестве к более конкретному отображению действительности. Их творчеВнству свойственно пробуждение интереса к миру человечеВнских чувств, мыслей, переживаний.

ЭЛЛИНИЗМ

К концу IV в. до н. э. огромная империя Александра Македонского распалась на отдельные эллинистические государства. Греция утрачивает свое былое могущество.

В искусстве эллинистической Греции основные досВнтижения связаны с разработкой образа человека в монуВнментальной скульптуре. Обобщенный образ идеала был вытеснен более конкретными образами, в которых подВнчеркивалось преувеличенное героическое начало, чувстВнвовалась утрата внутреннего равновесия.

В сознании людей эпохи эллинизма складывается сложное отношение к действительности, которая зачасВнтую выступает как сила, враждебная человеку, порой не способному противостоять ударам судьбы. Образы эпохи эллинизма несут в себе огромное эмоциональное напряВнжение и страстную патетику. Такими чертами наделен один из самых замечательных памятников эллинистичеВнской поры тАФ "Ника Самофракийская" (около 190 г. до н. э., Париж, Лувр). Статуя богини из паросского мрамора была воздвигнута на острове Самофрака (Самофракия) в память о победе над флотом сирийского царя. Весь ее обВнлик, стройная крепкая фигура, уверенный шаг, гордый сильный взмах орлиных крыльев, создают ощущение лиВнкующего торжества победы.

Наиболее близка к традициям греческой классики статуя Венеры Милосской (около 120 г. до н. э., Париж, JI  Лувр). Ее авторство приписывается скульптору Александру (Агесандру). Она рождает чувство гармонии, это идеал нравственной чистоты и физической красоты того времени.

ДРЕВНИЙ РИМ

С угасанием эллинистических государств с конца I в. до н. э. ведущее значение в античной культуре приобретаВнет римское искусство. История Древнего Рима охватывает период с VIII в. до н. э. по V в. н. э. Богатейшее культурВнное наследие, оставленное римлянами человечеству, сыграло значительную роль в развитии культуры последуВнющих поколений.

В основе художественной культуры Древнего Рима леВнжит точность, реалистический подход, отсутствие стремВнления идеализировать действительность, свойственного искусству Древних Греков.

Искусство Древнего Рима питалось от нескольких исВнточников, этим объясняется разнообразие его форм. НеВнсомненно влияние художественных традиций завоеванных народов, местных италитских племен и в первую очередь, этрусков.

РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА (конец VI тАФ конец I в. до н. э.)

К концу VI в до н. э. Рим становится аристократичеВнской рабовладельческой республикой.

В республиканский период сложились основные типы римской архитектуры. Конструктивное решение монументальных инженерных сооружений соотВнветствовало суровой прозе жизни в условиях постоянных войн. В Риме еще в VIII в. до н. э. возводятся грандиозные крепостные системы. Создаются сложные инженерные сооружения: акведуки (система подачи воды на расстояВнние), мосты, гавани.

Лучшим в художественном наследии римской пластиВнки был портрет. В портретном жанре наилучшим образом проявляются свойственная римскому художнику острая наблюдательность, умение виртуозно подчеркнуть индиВнвидуальные черты портретируемого, что резко отличает работы римских скульпторов от греческих портретов, в которых образ конкретного человека проступает через обобщенные черты идеала.

Римским портретам республиканского периода при скрупулезной точности воспроизведения индивидуальных черт человека, свойственны некоторая упрощенность форм, угловатость линий.

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ (конец I в. до н. э. тАФ V в. н.э.)

В конце I в. до н. э. римская аристократическая ресВнпублика прекратила свое существование, на смену ей пришло время империи. Перед искусством Рима встала задача прославления императора и его власти.

Некоторое отступление от реалистических традиций свойственно скульптуре того времени: изобраВнжая императора, художник, старался сохранить портретВнное сходство, при этом сознательно идеализируя образ. Образцами для подражания выступали греческие статуи периода классицизма. Особенно ощутимо воздействие греВнческого классического искусства на римский портрет скаВнзывается в I в. до н. э. тАФ I в. н. э.

Мраморная статуя Октавиана Августа (начало I в. н. э. Рим, Ватикан), прославляющая императора и полководца тАФ один из ярких примеров такого идеализированного портрета. К III в. н. э. римский портрет освобождается от традиционных идеалов, ощутимо стремление к обнажеВннию самых интимых сторон личности портретируемого. Создаются образы людей той эпохи, энергичных, целеустВнремленных, жестоких и беспощадных в борьбе за власть. Таков, например, портрет императора Каракаллы (около 211-219 гг., Неаполь, Национальный музей). Каракалла выступает как типичное воплощение мрачного тирана, властолюбивого и жестокого человека, наделенного чрезВнвычайной энергией, полного грубой силы. Образ соответВнствует периоду жестокой борьбы за власть, захлестнувшей римское общество.

Идея величия Рима, его избранности, наВншла свое отражение прежде всего в грандиозных памятниВнках архитектуры. Императоры соперничали друг с другом, возводя общественные постройки, театры, администраВнтивные здания.

Римское искусство завершает большой период античВнной художественной культуры. В 4 - 7 в. Рим опустел, разВнгромленный варварами, римская цивилизация прекратила свое существование, но художественные образы, архитекВнтурные формы, созданные римскими мастерами, еще долВнгие века вдохновляли художников, скульпторов и зодчих последующих поколений. Великий инженерный опыт риВнмлян тАФ был тем опытом, который усвоило человечество чтобы двигаться дальше по пути прогресса.

ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ

Тысячелетний период мировой истории с V по XV веВнка принято называть "средними веками". Временные рамки, ограничивающие эту эпоху условны. Некоторые ученые, историки и философы, искусствоведы и филоВнлоги, считают, что часовой механизм средневековья наВнчал свою неторопливую работу в год падения Западной Римской империи (476), а остановился в год открытия Америки, Христофором Колумбом (1492 г). Другие начиВннают отсчет эпохи средневековья в 395 году, когда Рим раскололся на Западную и Восточную империи. Многие искусствоведы ограничивают верхнюю рамку "средневеВнкового искусства" XIII веком. В любом случае, нельзя сказать: "Средневековье началось в 12.00 пополудни 5 января 395 года". Важно знать, что это длительный периВнод истории человечества, длиною в целое тысячелетие. Европейское средневековое искусство пришло на смену искусству античному. Наследие античного мира: искусВнство, философские взгляды, основы права, политические взгляды, политические идеи, тАФ стали одним из фундаВнментов на которых выросла европейская культура средевековья.

Предпосылки для перехода к новому средневековому мироощущению, к новой системе художественных воззреВнний возникают еще в эпоху поздней античности. В сложВнные десятилетия, предшествовавшие падению Римской империи, мир утрачивает в представлении людей былую гармонию. Всеобщая депрессия, невозможность найти выВнход из бедственного положения, в котором оказался Рим стали причиной роста религиозных настроений, поиска религии, способной дать ответы на важные жизненные воВнпросы. В такой обстановке зародилось христианство, тАФ религия, давшая надежду многим, желавшим найти покой и равновесие в жизни, религия, которая по словам ЭнгельВнса ".. подчинила себе Римскую империю..". Религиозные догматы христианства накладывают печать на философию, литературу, искусство, этические и эстетические идеалы средневекового общества. Церковь тАФ стремясь быть "всеВнобщей", обращалась ко всему народу, ко всему обществу обращались и произведения средневекового искусства, осВнновным заказчиком которых была церковь.

Средневековое мироощущение предполагает иной взгляд на человека, который существенно отличается от античных представлений. Человек в сознании людей пеВнрестает быть центром мироздания, мерой всех вещей. Он становится лишь мельчайшей частицей вселенной, подВнвластной ее космической энергии, ее могучим неведоВнмым силам.

Образ человека в искусстве утрачивает разумную ясВнность, одноплановость, внутреннее равновесие античных идеальных героев, становится более многообразным, глуВнбоким, противоречивым.

Расширяется сфера явлений, отображаемых в искусстВнве. Получают широкое развитие темы страданий во имя веры, стоического мужества, разрабатывается идеал матеВнринства.

Обнаружив в мире зло и уродство, средневековые хуВндожники развивают в своем искусстве проблему характерВнного, безобразного.

ВИЗАНТИЯ

В центре внимания художника, как и в античности, наВнходится человек, воплощенный в образах христианского бога и персонажей Священного писания. Эстетическим идеалом Византии становится Бог тАФ источник красоты, душевного равновесия, превосходящий все прекрасное.

Оставаясь в центре внимания художников Византии, образ человека приобретает новое содержание. На смену искусству, обоготворявшему человека, побуждавшему преклоняться перед физической и нравственной красотой идеала, пришло искусство, стремящееся возвысить прежВнде всего чувства, нравственные качества и духовную силу человека, что обусловило появление некоторой условноВнсти, сосредоточенной неподвижности изображения.

Византийское искусство достигает своего первого расцвета при императоре Юстиниане I (527 - 565 гг.). Главным художественным центром Византийской импеВнрии становится ее столица тАФ Константинополь. Сюда текаются лучшие научные и художественные силы, здесь разрабатываются новые формы искусства.

Конфликт между иконоборцами, отвергавВншими возможность изображения Бога в облике человека и иконопочитателями, длившееся с 726 по 843 гг., привел к некоторому спаду в развитии живописи, но с победой официальной церкви, выступавшей на стоВнроне иконопочитателей, сюжетная изобраВнзительная живопись возрождается. В IX - Х вв. росписи уже заполняют все поверхности интерьера храма: в куполе изображался Христос-ВседерВнжитель (Пактократор), в четырех парусах тАФ евангелисты, в апсиде тАФ Богоматерь и так далее.

Мастерство художников совершенствуется, усложняетВнся воспроизводимый образ.

Во второй половине XI - XII вв. утверждается классический торжественный византийский стиль, для которого свойственны изображения фронтально сидящих фигур со строгими аскетичными лицами на золотом фоне. МатериВнальность созданного облика отступает на второй план, в центре внимания художника тАФ разработка духовной глуВнбины образа.

В ХII-ХIV вв. при Палеологах, византийское искусство переживает свой последний расцвет.

В развитии архитектуры не происходит существенных изменений. Воплощенное в зодчестве преВндыдущих веков средневековое представление о мироздаВннии не меняется.

Линейный стиль в росписи уступает место живописному, колористически богатому. Условность, оторванность изображения от пространственной среды исчезают. Фигуры, рассматриваемые с нескольких точек, изображены в движении, во взаимодействии со средой и обстановкой. Выразительные жесты, человеческие чувства, запечатленные на лицах придают изображениям жизненВнность. Таковы, например, мозаики и фрески монастыря Хора (Константинополь, 1312 - 20 гг.)

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО

Термин "Романский стиль", возникший в XIX в. приВнменяется к западноевропейскому искусству X-XII вв. (в ряде стран тАФ XIII в.). .

Широкое распространение в романском искусстве получила монументальная скульптура (особенВнно рельеф), которая часто расписывалась красками. РоВнманская пластика подчиняется архитектуре, используется в основном во внешнем оформлении соборов. Рельефные изображения на сюжеты "Священного писания" размеВнщались на западном фасаде, в тимпанах, на столбах и коВнлоннах, они подчинялись форме элементов постройки: на колоннах пропорции изображения вытянутые, удлиненВнные, в фризах приобретали приземистые формы.

Центральный образ романской скульптуры тАФ Христос. Разрабатываются темы добра и зла, воплощенные в образВнах рая и ада; возвышенному противопоставляется низменВнное, трагическому тАФ комически-гротескное. Например, в тимпане собора Святого Лазаря в Отене (1130-1140 гг.) в сцене "Страшного суда" грозному и величественному образу Иисуса Христа противопоставлен почти комедийный сюжет: ангел и дьявол, изображенный одновременно страшным и смешным, взвешивают добрые и злые дела умерших.

Постепенно в храмовую скульптуру проникают образы крестьян, простых горожан, комедиантов с их повседневВнными делами и заботами, появляются герои фольклора, порожденные народной фантазией: химеры, демоны в получеловеческом полузверином обличье. Романские скульпторы, разрабатывая проблему безобразного, тяготеВнли к фантастическим, чудовищным образам.

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

Готика тАФ следующая ступень в развитии средневековоВнго искусства. Современники называли новый стиль, пояВнвившийся в XII в. во Франции "французской манерой". В эпоху Возрождения появилось название "готика".

Готическое искусство поражает разнообразием форм, единством и целостностью во всех своих проявлениях.

Как и вся средневековая художественная культура искусВнство готики глубоко религиозно, но оно тяготеет к жизни, природе, человеку. Мастеров нового стиля интересует конкретный человек с его чувствами, красота природы.

Высокая одухотворенность образов готики, свойственВнная им удивительная гармония подготовили приход исВнкусства Возрождения.

В синтезе скульптуры и архитектуры этого времени наВнблюдается усиление роли скульптуры, поднимается ее самоВнстоятельное значение. Продолжается начатое романскими мастерами выделение образа человека в общем декоративВнном убранстве. Статуи, обычно имевшие теснейшую связь со стеной, опорой часто помещаются в нишах на отдельных постаментах. Более динамичный характер фигурам придают легкие повороты торсов, живые позы и жесты.

Расцвет готической скульптуры приходится на XII -XIII вв. Высшие достижения скульптуры готики связаны с соборами в Шартре, Амьене, Реймсе (во Франции).

ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Эпоха Возрождения тАФ одна из самых впечатляющих страниц в истории мирового искусства. Она охватывает около трех столетий (XIV - XVI вв.). В сравнении с эпохаВнми Древнего мира (около 5000 тысяч лет), средневековья (около 1000 лет), Возрождение представляется очень кратВнким периодом времени. Однако по количеству гениальВнных произведений искусства, новизне и смелости поисков мастеров той эпохи художественное наследие ВозрождеВнния не уступает предшествовавшим этапам развития миВнрового искусства.

Родиной Возрождения стала Италия. Уже в XIV веке в сочинениях великого итальянского поэта-гуманиста Франческо Петрарки (1304-1374) появилось понятие Ринашименто тАУ Возрождение (по-французски "Ренессанс").

В это время были заложены основы современной наВнуки, высокого уровня достигает литература, получившая с изобретением книгопечатания немцем Иоганом ГутенВнбергом прежде невиданные возможности распространеВнния. В это время делают свои открытия Христофор КоВнлумб, Коперник, пишут свои бессмертные произведения великие итальянцы Данте, Петрарка, французы Франсуа Рабле, автор романа "Гаргантюа и Пантагрюэль", Мишель Монтень, создатель знаменитых "Опытов". Трагедии Шекспира, "Дон Кихот" Сервантеса поражающие глубиВнной проникновения в психологию человека, знанием его страстей и устремлений, были написаны в эпоху ВозроВнждения.

Мировоззренческой основой ренессанской культуры становится философское направление гуманизма (от лаВнтинского "гуманус" тАФ человек). Человек вновь становится "мерой всех вещей". Девизом искусства эпохи ВозрождеВнния можно было бы взять слова, вложенные итальянским гуманистом XV в. графом Пико делла Мирандола в его паВннегирике, в уста Бога-творца, обращавшегося к человеку: "Я ставлю тебя в центр мира.."

В отличие от романской и готической культуры среВндневековая культура Возрождения носила светский хаВнрактер, хотя основной круг сюжетов оставался связян с мифологической и библейской тематикой. Эпоха РеВннессанса противопоставила церковным догматам мироВнвосприятие гуманистов, утверждавших ценность человеВнческой личности.

Одной из основ искусства Возрождения становится по-новому понятое наследие античности.

Идеалы гуманизма нашли свое отражение и в архиВнтектуре: сооружения приобретают ясный гармоничеВнский облик, их пропорции и масштабы соотносятся с человеком.

Истинным основоположниВнком в изобразительном искусстве Высокого ВозрождеВнния был гениальный флорентиец Леонардо да Винчи (1452-1519)

Рукописи Леонардо свидетельствуют, что он был не только великим живописцем и скульптором, но и архитеВнктором, механиком, инженером, ботаником, анатомом.

Будучи разносторонне одаренным человеком ЛеонарВндо да Винчи интересовался всем, что его окружало, запиВнсывая свои впечатления в блокнот, который всегда носил при себе. "Отдаваясь неугасаемой жажде знаний, я мечВнтаю постичь происхождение многочисленных созданий природы",тАФ говорил он о себе. Всю свою жизнь художВнник рассматривает мир со всем многообразием его форм, как творение природы, имеющее свой "собственный раВнзум", призывая живописцев быть посредниками между природой и искусством.

ИСКУССТВО XVII ВЕКА

Вслед за примерно трехсотлетним периодом эпохи Возрождения наступает XVII век, ставший одним из наиВнболее значительных этапов в развитии мировой художестВнвенной культуры. Караваджо, Бернини, Веласкес, Рибера, Сурбаран, Рембрандт, Рубенс, Хальс, Рёйсдаль, Мольер, Декарт, Спиноза тАФ таков далеко не полный перечень веВнликих имен, которые дал человечеству XVII век.

Для изобразительного искусства этого времени в цеВнлом характерно расширение тематики, углубление во внутренний мир человека, обогащение старых жанров и появление новых.

XVII в. не был мирным для Европы, но после трагиВнческих событий конца XVI в. наступает сравнительное затишье, происходит определенная стабилизация экоВнномической, политической и культурной жизни. В миВнровоззрении людей происходит переход от безграничной веры в человека, в его силу, энергию, разум через разочаВнрование и отчаяние, явственно заметное в искусстве конца XVI в., к новому пониманию мира и человека, как часВнтицы бесконечно разнообразного мироздания. Человек рассматривается в сложном соотношении с действительноВнстью, как часть природы и общества, оставаясь центральной фигурой, привлекающей внимание художника, писателя, философа.

В искусстве XVII в. выделяют три основных стилевых направления: барокко, классицизм, реализм.

Часто рациональное начало свойственное классицизму, и изменчивые динамические формы барокко переплетаютВнся в творчестве мастеров того времени, а черты реализма существуют как бы внутри двух основных стилей.

Движение, ставшее для искусства барокко воплощением самой стихии жизни, Бернини воспроизвоВндит в своих произведениях с большой смелостью. В двиВнжении показан "Давид" (1623, Рим, галерея Боргезе), изображенный в момент смертельной схватки, готовый метнуть камень в своего врага. Лицо героя полно гнева, взгляд яростен, губы сжаты. "Давид" Бернини резко отлиВнчается от ренессансных воплощений этого образа. Тело юного героя воссоздано с небывалой точностью, чувства, отраженные на его лице, приближаются к реальным. Развитие реалистической традиции в скульптуре Бернини показывает характер человека в конкретных проявлениВнях: его персонажи разговаривают, действуют, страдают. В произведениях великого скульптора чувствуется, свойственная стилю барокко, обращенность к зрителю, стреВнмление вовлечь стороннего наблюдателя в действие, заставить его сопереживать.

ИСКУССТВО XVIII ВЕКА

XVIII век в Западной Европе стал последним этапом длительного перехода от феодализма к капитализму. На протяжении этого века продолжалась грандиозная ломка всех существовавших ранее общественных и государстВнвенных устоев. В XVIII столетии появляется переодичеВнская печать, создаются политические партии, ведется борьба за освобождение человека от оков феодально-реВнлигиозного мироощущения.

Искусство, сфера которого значительно расширилась, становится общенациональным, обращается не только к узкому кругу ценителей, но и к широкой демократичеВнской среде.

XVIII век тАФ это эпоха Просвещения, век разума и иронии, век философов, поэтов, социологов и экономиВнстов. Это время, когда жили и творили Бах, Моцарт, ГенВндель, Гайдн, Мольер, Свифт, Хогарт, Шарден. Острая наблюдательность, утонченная манера воспроизведения действительности отличают художественную культуру XVIII столетия.

Искусству XVIII в. по сравнению со смежными эпохами свойственно большее стилевое единство. Нет того разноВнобразия стилевых направлений, какое наблюдалось в предшествующее столетие, когда рядом с классицизмом Пуссена существовало творчество последователей Рубенса, а барочные картины итальянских художников уживаВнлись рядом с голландскими жанровыми произведенияВнми. Несвойственна XVIII веку и быстрая смена стилей, характерная для XIX столетия, ставшего свидетелем эвоВнлюции стилей от классицизма до постимпрессионизма. В искусстве XVIII века амплитуда колебаний значительно уже: на смену зрелым формам стиля барокко приходит классицизм.

Главной причиной стилистического единства стала общность судеб европейских государств, переживших на рубеже XVII- XVIII вв. кризис абсолютистских систем.

Одновременно с классицизмом, и под его воздействиВнем продолжает развиваться реалистическое направление в искусстве, наблюдается стремление уйти от "возвыВншенного", надуманного к "простому", естественному, соВнразмерному человеку. "Соизмеримость" характеризует мировоззрение всей эпохи Разума и Просвещения. АллеВнгорически - надуманной идеальности противопоставлена личность с ее правами и достоинствами, мыслями и чувВнствами, частная жизнь человека.

Идет процесс вытеснения религиозных начал культуры светскими, тАФ процесс "обмирщения" культуры. Светское зодчество впервые преобладает над культовым в масштабе всей Европы. Даже в тех странах, где церковь была все еще очень сильной тАФ Италии, Испании, Австрии, ГермаВннии тАФ очевидно "обмирщение" религиозной живописи, скульптуры и архитектуры.

Парадный барочный портрет, с его борьбой света и тени, движения и покоя, уступает место портрету интимВнному с его осторожным, но глубоким интересом к частной жизни человека.

Пейзажная живопись порождает "пейзаж настроеВнния". Меняется отношение к цветовой гамме картины. Декоративно-салонный стиль рококо требует от живоВнписных произведений не только заинтересовать зрителя, но и украсить помещение, не выбиваясь из его основной цветовой гаммы.

Характерный для живописи барокко свето-теневой конВнфликт, олицетворяющий противоречия между духовным и материальным началами в жизни были не свойственны хуВндожникам XVIII в. Деликатные пастельные полутона, светВнлая холодная тональность сменили насыщенную палитру предшествующего столетия. Однако любое правило имеет исключение. Часто живописцы XVIII столетия используют яркие краски, стремясь иногда даже к пестроте.

ИСКУССТВО XIX ВЕКА

На протяжении XIX века капитализм становится госВнподствующей формацией в Европе. Все значительней противоречия капиталистической эпохи.

Деятели культуры XIX столетия ставят в своем творчеВнстве сложные вопросы современности, пытаются найти на них ответы. Развивается реалистическое искусство, утверВнждающее эстетические ценности действительности. РеаВнлистические тенденции прослеживаются в литературе и изобразительном искусстве. Различные области культуВнры развиваются неравномерно. Высочайшего расцвета достигла литература (Гюго, Бальзак, Стендаль), музыка (Бетховен, Шопен, Вагнер, Григ, Штраус), станковая жиВнвопись (особенно пейзаж), графика, скульптура. Однако в архитектуре чувствуется спад. После подъема, обусловВнленного появлением стиля ампир, в зодчестве наблюдается тяготение к стилизации, эклектическим формам. АрхитеВнкторы обращаются к архитектурным образцам предыдущих эпох, преломляя в своем творчестве элементы различных стилей и течений. Происходит распад стилевого единства, как целостной художественной системы, охватывающей все виды искусства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В XX веке, веке потрясений, мировых войн и тоталитаризма, искусство переживало глубокий кризис. Попытки забить неугодных творцов, очернить и уничтожить памятники искусства, бросающие тень или просто неугодные властям порой напоминали вакханалии. Но, тем не менее, сами деспоты становились жертвами искусства. У Гитлера, например, были свои любимые композиторы и художники.

К середине XX века обстановка мире изменилась, изменилось и мировоззрение вследствие резкого скачка вперед технического прогресса. Появились новые формы искусств, остатки старины обратились же в бесценные реликвии.

Таким образом, вся история человечества отражена в произведениях искусства. На искусство влияли государственный строй, проблемы эпохи, искусство было официальным лицом наций и империй. Все грани жизни от уродливого до прекрасного отражаВнет искусство в своем беспристрастном зеркале, оказывая сильное эмоциональное воздействие на человека. Ведь и человек многообразен и многолик. Сегодня он вандал, завтра он Рафаэль, послезавтратАж Не знаю, будущее покажет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
  1. Алексеева В. В. "Что такое искусство?" , М., "СоветВнский художник", 1991 г.
  1. Виппер Р. Ю. "История древнего мира", М., "РесВнпублика", 1994 г.
  1. Васильев А. А. "История средних веков", М., "РесВнпублика", 1994 г.
  1. История зарубежного искусства; ред. Кузьмина М.Т., Мальцева Н. Л., М., "Изобразительное искусство", 1984 г.
  1. Куманецкий К. "История культуры Древней ГреВнции и Рима", М., "Высшая школа", 1990 г.
  1. Литература и искусство. Универсальная энциклопеВндия школьника. Сост. Воротников А. А., Минск, "Валев", 1995 г.
  1. Серия "Малая история искусств", М., "Искусство"
  1. "Античное искусство", Ривкин Б. И., 1972 г.
  1. "Первобытное и традиционное искусство", Мириамов В. Б., 1973 г.
  1. "Западноевропейское искусство XVII века", Прусс И. Е., 1974 г.
  1. "Искусство средних веков". Тяжелев Е. В., Сапоцинский О., 1975;

Вместе с этим смотрят:

Что такое опера
Шостакович
Шоу-бизнес - что это такое
Эволюция музыки