Эстетическое воспитание

План
  1. Понятие и нужность эстетического воспитания
  2. Влияние эстетического формирования
  3. Эстетическое воспитание на возрастных этапах

Выводы

Литература

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика тАУ всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное  формирование личности, и от каких критериев оно зависит?

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целеВннаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно знаВнчимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у поВнследнего системы ориентации в мире эстетических и художественВнных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретВнном обществе представлениями о их характере и назначении. В проВнцессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человеВнка к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоВнту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личносВнти, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетичесВнких ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.            

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все дуВнховные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаиВнмоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добВнром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетичесВнкого воспитания.

Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познаВнвательной способности личности. Исследователи отмечают, что формиВнруя Влэстетическое мышлениеВ», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпоВнхи, пониманию ее единства и стилистического родства, что по мнению польского ученого И. Война ра, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.

Вместе с тем, отдавая дань эстетическому воспитанию как специфическому способу развития Влинтеллектуальной ориентаВнцииВ», нельзя абсолютизировать гносеологический подход, что на практике может выразиться в сугубо просветительском понимании сущности и задач эстетического воспитания, к сведению последнеВнго к художественному образованию, обучению. Научить индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности тАФ это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве специфической стороны любого вида творческой деяВнтельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности и следует считать в качестве главной задачи эстетичесВнкого воспитания.

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищниВнце мировой культуры и искусства тАФ все это лишь необходимое услоВнвие для достижения главной цели эстетического воспитания тАФ формирования целостной личности, творчески развитой индивиВндуальности, действующей по законам красоты.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной рабоВнты, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетиВнческого воспитания: эстетическое образование, закладывающее теВноретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее худоВнжественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценноВнстных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самоВнвоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последВнних особую значимость имеют так называемые конструктивные споВнсобности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотиВнпов и др.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше осноВнваний надеяться на его результативность. С самого раннего возраВнста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра тАФ первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетичеВнских впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эсВнтетическое отношение к действительности и к искусству.

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответстВнвенность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые ВлкирпичикиВ» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываВнются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умстВнвенное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта тАФ чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 тАУ летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так самым утверждая их в понимании того, что красота тАУ дела рук человеческих.

Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Способность анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирование, по картинам.

Формирование в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. В школьные годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении эмоциональных реакций. Идёт накопление знаний о художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами, формируется эмоционально психологические установки, оценочно-вкусовые представления, осваиваются многообразные способы образно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах.

В современной школе при декларировании формирования гармонически развитой личности в качестве цели обучения и воспитания наблюдается между тем уклон в специализацию: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает. Психолого-педагогические исследования подтверждают это.

Оценивая роль эстетического воспитания в развитии подростков, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.

В последующие возрастные этапы духовное и предметно-практическое освоение системы культурных ценностей, непосредственное участие в их создании продолжается. Отмечена прямая зависимость быстроты овладения специальностью, мастерством от культурно-эстетического уровня молодых рабочих, специалистов самых разных профилей. Практически разрушена сеть культурно-просветительских учреждений, в плачевном состоянии находится большинство библиотек, музеев, парков, киностудий и др. Нужно многое делать в этом отношении. Во многом, первые шаги, которые предстоит сделать работникам культурных учреждений, зависят от них самих, от их эстетической и художественной культуры.

Эстетическая и художественная культура тАФ важнейшие составляВнющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленВнность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отноВншений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетичеВнскому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реВнализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире Вл второй природы В», то есть культуры.

Эстетические чувства пробуждают нравственные и интеллекВнтуальные стремления в человеке. Известно, например, какую роль играет эстетическая мотивация в творческой деятельности выдаюВнщихся представителей самых разных профессий тАФ ученых, инжеВннеров, конструкторов и др. А. Эйнштейн, в частности, признавался, что эстетическое начало в его научном творчестве имело ничуть не меньшую значимость, чем логическое. Совершенно оправданным в этой связи выглядит утверждение, что открытие теории относиВнтельности явилось результатом работы не только интеллекта ученоВнго, но и его эстетического чувства.

Оплодотворённость огромного мира культурных ценностей эстеВнтическим чувством их известных и безымянных создателей неоспориВнма. Без этого характер и особенности практического взаимодействия человека с миром были бы принципиально иными, был бы иной резульВнтат этого взаимодействия. Не случайно, с древнейших времен человечеВнской истории формируется понимание особой значимости творчества по законам красоты, личности творца и эстетического идеала.

С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по закоВннам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявлеВнния творческой энергии и инициативы людей, наглядно представВнленные в разнообразных достижениях мировой культуры. Как отмеВнчает П. Лафарг, Влдо настоящего времени мы находим неопровержиВнмые доказательства артистического вкуса у ремесленников в храмах, кафедрах, мебели, памятниках, изделиях золотых дел маВнстеров, во всех тех произведениях, которые будят удивление у соВнвременных художников и носят на себе печать самобытности и ориВнгинальности, даже в самых мелких деталяхВ». Значение эстетического и худоВнжественного развития личности как важнейшего рычага общественВнного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от челоВнвека повышенной творческой активности, напряжения всех его дуВнховных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю очеВнредь определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений. Именно данное обстоятельство чрезвычайно актуализиВнрует проблему формирования эстетической и художественной культуры личности, создания для этого благоприятных условий. Важно оказывать эффективное противодействие обозначившейся тенденции вытеснения эстетической среды на второй план, на периВнферию осознаваемых задач. Это чревато весьма опасными последстВнвиями тАФ культурным оскудением жизни общества и духовным одиВнчанием составляющих его индивидов. Никакие приобретения чисто материального порядка, на которых склонны сосредоточивать свое внимание нынешние реформаторы, естественно, не стоят такой цеВнны. Более того, можно утверждать, что без существенного задейстВнвования эстетического фактора в осуществляемых преобразованиВнях, их социальная, человеческая эффективность будет ничтожно мала. Необходимо уже сегодня возникающие в нашей жизни ВлновВншестваВ» подвергать в этой связи беспристрастной нравственно-эсВнтетической экспертизе. На понятийном уровне эстетическая кульВнтура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Своеобразный качественно-количественный сплав этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической кульВнтуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи. Становление и развитие эстетической культуры личности тАФ процесс поэтапный, протекающий под воздействиВнем демографических, социальных и социально-психологических и др. факторов. В нем задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в цеВнлом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстеВнтическими параметрами. В случае целенаправленного воздействия на личность, при соблюдении всех других условий и факторов оргаВннизации и содержательного наполнения эстетического воспитания, в принципе, осуществимо приближение к высокой степени сформиВнрованное всех составляющих эстетическую культуру личности элементов.

Эстетическая культура личности в не меньшей степени проявВнляется в сфере быта, общественно-политической, досуговой и других формах жизнедеятельности. Она выступает существенным моментом общественной и индивидуальной жизни людей. Ее внутренним механизмом является функционирование эстетического сознания личности, направленность которого выражается в системе эстетичеВнских отношений к разнообразным объектам среды через механизм восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда, суждения. С уровнем эстетической культуры связываются возможности адекВнватной ориентации личности в многообразной системе эстетичесВнких и художественных ценностей, соответствующей мотивации ее эстетической позиции по отношению к ним, зависящей в свою очеВнредь от таких характеристик, как развитость образного мышления, сформированность навыков анализа эстетических и художественВнных явлений в их структурной данности, в единстве феноменальных (внешних) и содержательных (внутренних параметров, эмоциональВнная отзывчивость и др.). Мера выражения этих навыков, способносВнтей и потребностей в деятельности и поведении личности как раз и характеризует уровень ее эстетической культуры. Наиболее зримо он реализуется в духовно-содержательном общении людей, через участие их в различных формах социального творчества.

Своеобразной разновидностью и, в известном смысле, домиВннантой эстетической культуры личности (если учитывать особую значимость искусства в жизни общества и человека), является ее хуВндожественная культура, уровень которой зависит от степени худоВнжественной образованности, широты интересов в сфере искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватной оценки художественных достоинств произведений. Все эти характеристики концентрированно представлены в понятии художественного вкуса тАФ эстетически значимого свойства личности, формируемого и разВнвиваемого в процессе ее общения с искусством. Художественный вкус в своем развитом индивидуально неповторимом проявлении не сводим лишь к способности эстетического суждения и оценки произВнведений искусства. Наиболее полно и непосредственно он реализуВнется в эмоционально-чувственном переживании воспринимаемого художественного объекта, в возникающем состоянии эстетического обладания им. Благодаря такому состоянию происходит включение духовного богатства истинных произведений искусства во внутренВннюю духовную структуру личности, значительно обогащая ее, расВнширяя горизонт чувствования и понимания явлений окружающей действительности, способствуя более глубокому осознанию смысла своего существования и неповторимости жизни.

Эстетическое переживание служит одновременно индикатоВнром художественной ценности произведений искусства и в своей заВнвершающей стадии выливается в эстетическую оценку или суждеВнние вкуса. Таким образом, художественный вкус предстает в виде непосредственной способности личности к восприятию произведений искусства, эмоционально-чувственному переживанию их соВндержательно-формальных характеристик и, в конечном счете, к мотивированной их оценке и суждению.

Вместе с тем, было бы неверно ограничивать реальные проявлеВнния художественной культуры личности лишь сферой искусства, его восприятия, переживания и оценки. Художественное начало помимо искусства широко представлено в материальном производстве, в быВнту, реализуясь в форме красоты и образной выразительности создаВнваемых человеком предметов и вещей практически-утилитарного наВнзначения. Не случайно, еще В. В. Стасов отмечал: ВлНастоящее, цельВнное, здоровое в самом деле искусство существует уже лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешВнности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружаюВнщих жизнь. Народилось настоящее, не призрачное, народное искусстВнво лишь там, где и лестница моя изящна, и комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф, и печка, и шандал, и так до последнего предВнмета: там, наверное, будет значительна и интересна, по мысли и форВнме, и архитектура, и вслед за нею и живопись, и скульптураВ».

Художественная культура личности выступает, таким обраВнзом, важным фактором организации и самого процесса материально преобразующей деятельности, всей трудовой практики. Ее наВнцеленность на творчество, на достижение художественно-образной выразительности создаваемых предметов, на искусность и мастерВнство позволяла в прошлом лучшим представителям ремесленного труда создавать подлинные шедевры, не уступающие по своим хуВндожественным достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства. Данная закономерность с известной поправкой на омассовление производства, углубление разделения труда и специалиВнзацию действует и сегодня. Мастерство, художественное чутье, сноВнровка и вдохновение позволяют современным простым труженикам достигать нередко замечательных результатов, дающих основание квалифицировать их труд как деятельность по законам красоты.

Все сказанное выше об эстетической и художественной культуре личности подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправВнленного ее формирования в людях, о месте и роли эстетического и худоВнжественного воспитания в социальном воспроизводстве человека.

Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу детей, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения детей.

Литература
  1. Эстетика. Под ред. А.А. Радугина. тАУ М., 1998.
  2. Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. тАУ М., 1968.
  3. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. тАУ М., 1980.
  4. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. тАУ М., 1988.

Вместе с этим смотрят:

Этика французских просветителей
Эффективность СМИ и аудитория
Ювелирные изделия казахов
Язык взглядов и запахов как источник информации о партнере