Виктор Цой
ВаВиктор Цой
Ва
Утром 15-го августа 1990 года нашу страну, тогда еще Советский Союз, облетела нелепая весть: в Латвии, на шоссе Талсы - Слока автомобиль тАЬМосквичтАЭ, за рулем которого ехал с рыбалки кумир молодежи, двадцативосьмилетний поэт и певец Виктор Цой, попал в аварию. С летальным исходом.
К тому трагическому моменту Цой стал самым известным человеком в стране вообще. Его любили и как музыканта, и как поэта, и как актера тАУ никто так не состоялся, как он. И казалось, что это только начало, что наш герой будет с нами всегда. Альбомы группы тАЬКинотАЭ - а Цой всегда настаивал на своей роли именно тАЬчлена группытАЭ - парадоксальным образом обнаруживались в коллекциях меломанов самого разного профиля: и тАЬметаллистовтАЭ, и тАЬдепешистовтАЭ, и панков. А также студентов, школьников, шпаны, да кого угодно. Эти подчас скверно записанные (пятая копия тАУ еще не брак!) альбомы были последними посланцами тАЬмагнитофонной культурытАЭ, и, безусловно, центральным объектом тАЬпиратированиятАЭ.
В. Цой торопился жить и очень любил жизнь, хотя мало кому признавался тАУ образ тАЬчерного рыцарятАЭ не позволял этого. Он всегда был таким угрюмым, каким его привыкли видеть в черно-белом ящике телевизора. Никогда не расставался с черным костюмом и гитарой-шестистрункой. С ним трудно было разговаривать. Он не любил говорить тАУ он любил петь (тАЬМоя душа тАУ в моих песняхтАЭ). По опросам всячесих хит-парадов он сам и его группа тАЬКинотАЭ занимали только первые места. Он был тем самым тАЬпоследним героемтАЭ, который нарисовал на рукаве группу крови и отправился в бой, потому что тАЬтем, кто ложится спать, спокойного снатАЭ и тАЬмы хотели пить, но не было водытАЭ, и тогда он сказал, что тАЬдальше действовать будем мытАЭ. Мы тАУ это и беспечная восьмиклассница, и угрюмый бездельник, и ты, которая тАЬтак любишь эти фильмытАЭ. Главное достоинство последних песен "Кино" - сдвиг авторской позиции с непререкаемого "я" на нервное "мы":
Мы хотели пить, не было воды,
Мы хотели света, не было звезды,
Мы выходили под дождь и пили воду из луж,
Мы хотели песен, не было слов,
Мы хотели спать, не было снов,
Мы носили траур, оркестр играл туш.
Хотя сам В. Цой придерживался такого мнения: тАЬкогда речь идет о песнях, я сторонник слова тАЬятАЭ. Оно честнее, нежели тАЬмытАЭ.
"Кино" привлекает слушателей обилием свежих мелодических решений, а отличная ансамблевая игра позволяет говорить о ней как о настоящем образце рок- группы. Цой прежде всего романтик и, может, даже идеалист, ибо мотивы лирические явно доминируют над любыми другими в его творчестве. В текстах В. Цоя тАУ а именно он является автором практически всего репертуара "Кино" тАУ романтически возвышенные образы смешиваются с сугубо реалистическими, бытовыми зарисовками с натуры, отражая внутренний мир молодого человека, в них находят место и добрый юмор, а иногда и едкая ирония, которая вообще довольно характерна для поэтического языка В. Цоя. В более поздних работах группы заметно "повзросление" ее лирического героя, отход от наивного бытописания жизни дворов и подворотен, поворот к более серьезным проблемам, призывы к активным действиям, нравственному обновлению. Вот что говорил Виктор о своем творчестве: тАЬЯ пишу о том, что происходит вокруг менятАж. Я пишу песни не потому, что нужно, а потому, что меня лично волнуют проблемы. Вот как раз, когда тАЬнужнотАЭ, получается нечестно. А если меня волнует какая-то проблема, если не почувствовал то, что меня бы задело, - я не могу писать песню. тАж Я не певец социального протеста, не пишу песен тАЬна злобу днятАЭтАж Если бы нам чаще давали возможность выступать в газетах, на телевидении, излагать свою точку зрения на разные вопросы,то, может быть, моя музыка и тексты были бы иными. А поскольку, скажем, у меня нет такой возможности, я все стараюсь выразить в песняхтАЭ.
Страннaя, вообще говоря, музыка тАУ что-то от пост-панка, что-то от нью-вэйва. Простые, но красивые гармонии, изобретательные рисунки баса. Простая (местами даже специально "припопсённая") музыка, абсолютно никаких изысков, гитарные партии под силу даже начинающему музыканту, барабаны с лёгкостью заменяются обычной drum-машиной. В. Цой объясняет это так: тАЬнам за честность могут простить практичеки все: и, скажем, недостаточно профессиональную игру, и даже недостаточно профессиональные стихитАж. Можно считать себя честным сколько угодно. Главное в том, считают ли тебя честным остальныетАЭ.
Прохладность загадочно-кошачьей пластики, чарующая отстраненность мимики, подчеркнуто-бесстрастный вокал, в прижатости которого угадывается такое буйство крови, такая мучительная неудовлетворенность, такое бессонное желание выплеснуть себя, что не поверить этому странному голосу можно, только внушив себе тАУ это категоричное, отмеренное ритмичным ходом гитары предложение неминуемого выбора "с нами или против нас" всего лишь померещилось в металлических и мягких, словно фольга, гармониях. Но нельзя рассматривать его тексты песен в отрыве от музыки, они многое таким образом теряют, т.к. текст и музыка едины, ведь мысль в них одна.
Половина песен написана просто от большой скуки и безделья, вторая половина, обладая глубоким смыслом, излагается очень просто и доступно. Его стихи тАУ и простые, жизненные, на волнующие всех нас темы, и более сложные, с подтекстом. Он поясняет это так: тАЬМир многолик, многолики и стихитАЭ. Спору нет, заслуга Цоя велика: сделать рассматривание различных проблем настолько простым и понятным, без потери глубины смысла и самой сути, и, не прибегая к размышлениям о высоких материях и различного рода философствованиям, - дорогого стоит. В этом и была его основная ценность и уникальность. Это и сделало его героем ещё при жизни. В текстах никакого тебе навзрыда, надрыва и крика, никакой правды-матки, столь характерной для так называемого тАЬрусского рокатАЭ. В его стихах, в нем самом, в его песнях чувствуется искренняя вера, без оттенка тАЬкомерческоготАЭ характера.
Мир Цоя тАУ братство одиночек, поэтому и его лирический герой тАУ одиночка, путешественник, просто асоциальный тип! Путник, идущий, подобно набоковскому Мартыну, за какой-то призрачной мечтой по зову свыше:
Hо странный стук зовет в дорогу
Mожет сердце, а может стук в дверь
При всем своем имидже закрытого, молчаливого любителя гардероба всех оттенков черного, Цой был (есть!) потрясающе открыт для тех, кто внимательно слушает его песни:
Я не люблю, когда мне врут,
Но от правды я тоже устал.
Я пытался найти приют,
Говорят, что плохо искал.
Персонаж Виктора Цоя не просто готов выйти под дождь, отправиться в путь, вступить в бой. Он таинственно улыбается безусловной победе, даже когда сажает "алюминиевые огурцы на брезентовом поле". И когда тонет, хотя, как и все, знает близлежащий брод. Дело не в том, что он отказывается от легкого пути, дело в том, что, позвав за собой, манит не на красивую гибель, а к выигрышу по большому счету. Так уж сложилось, поет Цой - "Где бы ты ни был, что б ты ни делал, между землей и небом - война". И в тотальной возне за место под солнцем уверенность в осмысленности на первый взгляд иррациональных, "невыгодных" поступков служит залогом сохранения духовности. В этом, собственно, и состоит цель песенного героя Виктора Цоя. Цель куда менее определенная, чем путь к ней, как расплывчаты контуры любой идиллии. Не предлагая чудодейственных рецептов, не скалясь на "отдельные недостатки", Цой просто заявляет: "Дальше действовать будем мы". И по дорогам снова мелькает плащ странствующего рыцаря.
Небольшой анализ стихотворения тАЬПачка сигареттАЭ:
Экзистенциальный смысл поэзии Виктора поражает своей глубиной, ясностью и лиризмом даже тех, кто не искушен в вопросах философии, эстетики и истории литературы. Наличие в кармане некоторого количества табачных изделий становится поворотным пунктом в мироощущении Цоевского лирического героя, и дает повод для оптимистического восприятия действительности. И хотя из песни становится ясным, что в немалой степени этому способствует проездной документ на самолет (находящийся, очевидно, в этом же кармане), все же доминирующим фактором является именно пачка сигарет - не случайно именно этот образ вынесен в заглавие всей песни. Лирический герой Цоя архетипичен и берет свою родословную из довольно скучной и известной всем из школьной программы галереи "ненужных людей" XIX века тАУ Печориных, Чацких и Онегиных. "Последний Герой" Цоя - воплощенный образ самого Виктора - своего рода Байроническая личность, загадочная и отчужденная, прежде всего потому, что нам непонятна природа его рефлексий: она скрыта глубоко внутри, может быть в прошлом этого персонажа. Мы можем лишь смутно догадываться, по каким именно дорогам ходил персонаж в начале песни "Пачка сигарет" ("Я ходил по всем дорогам.."); непонятно и направление его движения ("и туда, и сюда"), и полной неясностью покрыта неспособность героя различить оставленные им (либо кем-либо другим) следы ("Обернулся - и не смог разглядеть следы"). Невозможность отследить, увидеть точку возникновения собственных мыслей и чувств рождает у героя смутное, но стабильное предчувствие скорых событий явно деструктивного характера, усугубляющееся отсутствием музыки, игравшей, очевидно, немаловажную роль в становлении его как личности ("А без музыки и на миру смерть не красна"). Жестоким приговором окружающему миру, обществу потребления, звучат первые строки куплета ("И никто не хотел быть виноватым без вина/ И никто не хотел руками жар загребать") - и хотя обвинение это не персонифицировано, мы понимаем, что именно нежелание "загребать руками жар" и "быть виноватым без вина" более всего удручает лирического героя. Реминисценция из жизни самого Виктора (работавшего долгое время в котельной, и в каком-то смысле загребавшего руками жар), позволяет нам говорить об общности переживаний Виктора и его героя. Интересно отметить, что в образной структуре "пачки" не оказалось места для таких важных элементов Цоевской поэтики, как звезды и кровь.
Нетрудно заметить, что обобщения в текстах песен тАЬКинотАЭ носят просто космический размах. И если в ранних песнях еще присутствуют какие-то жизненные реалии (как котельная по прозвищу тАЬКамчаткатАЭ или реальная девушка из песни тАЬВосьмиклассницатАЭ), то в альбоме 1986-го года тАЬНочьтАЭ их нет в помине. Одной фразой Цой закрыл в своем творчестве болезненную для нашей страны тему войны в эпоху развала империи и зарождающихся межэтнических конфликтов:
Война тАУ дело молодых,
Лекарство против морщин.
Ну кто после этой безжалостной фразы сможет спокойно говорить о тАЬнеобходимости ввода ограниченного контингента советских войсктАжтАЭ и прочee? Масштаб философских обобщений не давал скатиться Цою-поэту до модных в тогдашнем русском роке злободневности и ерничанье. Прямых тАЬприколовтАЭ в его творчестве в буквальном смысле раз два и обчелся:
И никто не хотел
Быть виноватым без вина.
И еще вот эта строчка:
Все говорят, что мы вместе
Все говорят, но немногие знают, в каком.
Хотя ирония тоже неоднократно проявляется: в тАЬМаме-анархиитАЭ, прямой пародии на Sex Pistols или тАЬКогда твоя девушка больнатАЭ, косвенно пародирующей расхожие попсовые стандарты. Кстати, эта вещь тАУ с посмертного безымяного альбома тАЬКинотАЭ, который все называют тАЬчернымтАЭ.
Некоторые символы в творчестве Виктора Цоя:
Звезда тАУ это, как правило, некоторая высокая, недостижимая цель, часто не до конца определенная самим автором (возможно, именно поэтому родился этот символ). Отсюда можно вывести значение символа тАЬсолнцетАЭ - идеальная звезда, которая не только светит, но и греет (т. е., приносит какие-то плоды), причем для всех людей (на звезды обычно обращают внимание лишь немногие). Еще один тАЬастрономическийтАЭ символ тАУ луна тАУ обозначает тАЬзаменительтАЭ солнца на время ночи, фальшивую цель, идею. Сама ночь обычно символизирует почти все недостатки общества как темная сторона дня (иногда вместо нее используется тень:
А над городом тАУ ночь, а над ночью тАУ луна,
И сегодня луна каплей крови красна.
Соответственно, спать тАУ значит бездействовать во время ночи, не искать выхода из нее:
Символ тАЬденьтАЭ также используется (как, впрочем, утро или вечер). Звезды, солнце, луна тАУ все это находится в небе, на высоте. Чтобы постичь их, человек (птица) должен уметь летать, т. е. мыслить высокими философскими категориями. Для полета, в свою очередь, нужны крылья.
Отдельную группу образуют символы, связанные с погодой и климатом. Здесь ветер тАУ какие-то изменения в обществе, либо (если он встречный) препятствия, мешающие продвижению вперед. Иногда под ветром понимается время. Дождь иногда добавляется к ветру как к препятствию, либо наоборот служит вестником нового (после дождя воздух свежее). Снег связывается с приходом зимы. Четырем сезонам года также соответствуют свои символы, как правило раскрывающие стадии жизни общества. Так, весне соответствует начало расцвета:
Весна тАУ
Скоро вырастет трава.
тАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.
Весна тАУ
Вы посмотрите, как красиво.
лету его тАУ наивысшая стадия, осени тАУ угасание, а зиме тАЬнижняя мертвая точкатАЭ развития:
Белая гадость лежит под окном.
Я ношу шапку и шерстяные носки.
тАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж
Первый снег красив, но он несущий смерть.
Музыкальный стиль группы варьируется от мелодичного медленного рока до тАЬheavy metalтАЭ. Тексты достаточно просты и любой человек сможет уловить их основную мысль тАУ необходимость движения вперед, от тьмы к свету, от ночи к дню. Направление движения не особо уточняется, зато констатируются недостатки существующего общественного строя и стиля жизни вообще:
Там за окном сказка с несчастливым концом,
Странная сказкатАж
При этом выделяются песни о группе людей (тАЬмытАЭ), которая знает, куда двигаться и силой своей жизненной энергии сможет преодолеть все трудности. Виктор практически все свои песни связывает с действием. Как правило, эти песни носят повествовательный, либо рекомендательный характер. Рекомендуется выбор между простыми диалектическими противоположностями, такими как свет и тьма, добро и зло, движение и стояние на месте:
В наших глазах крики тАЬВперед!тАЭ
В наших глазах окрики тАЬСтой!тАЭ
В наших глазах рождение дня.
И смерть огня.
В наших глазах звездная ночь.
В наших глазах потерянный рай.
В наших глазах закрытая дверь.
Что тебе нужно? Выбирай!
Высказывания на тему тАЬчто делатьтАЭ больше напоминают афоризмы, либо определенные идеалы, на основе которых и нужно строить свою жизнь, т. е. действовать:
Смерть стоит того, чтобы жить,
А любовь стоит того, чтобы ждать.
Реже встречаются более подробные указания на тему того, что именно нужно делать, каким быть. Такая постановка вопроса может свидетельствовать об изрядной доле экстремизма во взглядах:
Ты должен быть сильным, ты должен уметь
Сказать: тАЬРуки прочь, прочь от менятАЭ.
Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть?
Что будут стоить тысячи слов,
Когда важна будет крепость руки?
И вот, ты стоишь на берегу и думаешь, плыть или не плыть.
Движение и вообще действие признается им как смысл жизни.
Краткий обзор-анализ альбомов:
Первый альбом тАЬ45тАЭ (1982год) был записан на обычном четырездорожечном тАЬТембретАЭ, а тАЬВосьмиклассницатАЭ тАУ даже на 9 скорости, забыли переключить (но получилось классно, по мнению Цоя). Альбом был акустическим, но даже на таком уровне записи он был очень сложен.
Альбом тАЬ46тАЭ (1984год) тАУ это первоначально был тАЬдемотАЭ к новому альбому, а потом в народе стал ходить под этим названием.
Следующий альбом тАЬНачальник КамчаткитАЭ (1986год) был электрическим и несколько экспериментальным в области звука формы. тАЬНе могу сказать, что он получился таким, каким мы его хотели видеть по звуку, стилевой направленности, но, с точки зрения эксперимента, это интереснотАЭ, - вспоминал Виктор. Неоромантический альбом "Начальник Камчатки", в записи которого принял участие сам "великий Боб" (Борис Гребенщиков), далек от профессионального совершенства; в удачном "Троллейбусе", "Камчатке", "Генерале" чувствуется влияние "Аквариума" - но все-таки.. Обаяние юности, неистребимая и загадочная энергия искреннего "Начальника" заставляют слушать этот немудреный "пэтэушный" рок, снабженный, правда, не такими уж и простыми текстами:
Где твой мундир, генерал?
Твои ордена, спина, как струна?
Его юношескую жилку нельзя не заметить. Особенно в бесхитростно скроенном, скромно аранжированном альбоме "Ночь". Экспрессивный и неоромантический настрой песен уживается с пугающе искренней агрессивностью, этими точными звуками вырывающейся наружу душевной боли, так же, как в пятнадцатилетнем мальчике сосуществуют нежно-влюбленный девятиклассник и несговорчивый уличный хулиган. Поэтика становящихся на ноги. Потому-то так часто вспоминает Цой "телефоны", "сигареты", "ночи". От примитивного "телефон и твой номер тянут меня как магнит", от "Анархии", стыдливо названной пародией на западные панк- группы, до почти попсовой "Мы хотим танцевать" тАУ в этом и есть размах "Ночи". Простая музыка, простейшие аранжировки. И постоянное ощущение чего- то большего. Но раскрывшийся было Цой всякий раз прячется за привычную уже стену иронии. До 1986 года "Кино" было символом "потерянного" поколения и четко отражало всю горечь и протест против духовного застоя в жизни человека Города; группа отражала воззрения той локальной части людей молодого и среднего возраста, кто наиболее болезненно ощущал тупик в своей жизни, определенную безысходность. Если ранее энергия в песнях "работала на оборону", то теперь она становится энергией атаки.
Перемен требуют наши сердца!
Перемен требуют наши глаза!
В нашем смехе, и в наших слезах, и в пульсации вен тАУ
Перемен! Мы ждем перемен!
Несомненно, огромную силу и обаяние представляет очень цельная, трагичная и незаштампованная лирика Виктора Цоя. Обычные предметы, реалии окружающего мира неожиданно предстают перед нами, как в сказках Г.Х.Андерсена, в новом качестве, оживленные и наполненные внутренним светом. Альбом 1986 года "Ночь" показателен в этом отношении. Индивидуальность слушателя независимо даже от его воли сливается с индивидуальностью лирического героя песен. Очень реальные вещи, понятия, ситуации в этом альбоме сосуществуют с немногочисленными символами тАУ ночь, дождь, ветви деревьев, - которые опять же "скрывают" в себе четкую реальность. При всем этом даже в самой печальной песне присутствует ирония, и что более удивительно тАУ самоирония (это, пожалуй, наиболее отличительные черты В.Цоя).
Часто настроения песни от личностного восприятия переходят к чему-то более глобальному, и чувствуешь, что устами Цоя поет целое поколение.
Только капля за каплей из крана вода,
Только капля за каплей из времени дниа,
Ты пойдешь рубить лес, а увидишь лишь пни..
Наше сердце работает как новый мотор!
Мы в четырнадцать лет знаем все, что нам надо знать,
И будем делать все, что мы захотим,
Пока вы не угробили весь этот мир..
Конечно, в отрыве от музыки слова покажутся кому-то слишком простыми. Но это не стихи, а именно тексты песен.
Альбом тАЬНочьтАЭ (1986год) тАУ единственный, выпущенный фирмой тАЬМелодиятАЭ и, кстати, даже без их ведома. Но она выпустила магнитофонный альбом "Ночь" с опозданием на два года, опоздав перед этим на пять лет с выпуском сингла из "Начальника".
Потом была тАЬ Это не любовьтАЭ (1987год) - открытое гитарное звучание. Это тоже был в некотором роде эксперимент. Им захотелось отбросить все студийные причиндалы тАУ компьютеры, синтезаторы тАУ и сыграть альбом просто на гитарах. Но он Цоя не очень устраивал. тАЬЭто не любовьтАЭ изрядно повеселила публику. Все эти "Уходи, я тебя не люблю", "Я не могу больше ждать, я могу умереть" были очень милы, но.. Путь Цоя лежал совсем в другие места, через ударные концертные номера: "Безъядерная зона", "Дальше действовать будем мы", "Хочу перемен". Он приближался к "Группе крови". "Война между землей и небом" обязана была случиться.
Весьма характерно заряд на бескомпромиссность проявился в последней работе квартета "Группа крови" (1988 год). Альбом на порядок выше четырех предыдущих. Виктор явно вырос как поэт, окончательно совладал с более чем необычным тембром своего голоса; лаконичная, как всегда, ритмика стала свежей и необычной, а скупые каспаряновские соло - необходимыми и достаточными. Точные, славные тексты, чуть героичнее, чем обычно. Тон и ритм во внестилевом "Транквилизаторе" ("Метеоролог сказал, дождь будет недолго, я закрываю свой зонт, я экспериментатор"), похоже, становится немного другим. Хлесткая оплеуха в адрес "Алисы" - "все говорят, мы в месте, но немногие знают, в каком", язвительное пожелание "тем, кто ложится спать, спокойного сна, спокойная ночь" соседствует тут с сокровенным " а жизнь - только слово, есть лишь любовь и есть смерть". Вот что думал об этом альбоме Виктор: тАЬМне нравится альбом тАЬГруппа кровитАЭ, хотя и не весь. Это почти похоже на то, что мы хотели сделать. . А я вообще не могу сказать, что меня что-то устраивает. Если бы меня что-то устривало, я бы этим просто перестал заниматьсятАЭ. Альбом 1988 года "Группа крови" - это новый, второй поворот в творчестве Виктора Цоя, снова он не укладывается в привычные рамки:
Смерть стоит того, чтобы жить.
А любовь стоит того, чтобы ждать.
Следующий альбом - тАЬЗвезда по имени СолнцетАЭ, 1989год. В нем дух говорит, что ему здесь тесно, что он не понимает, зачем он здесь, и хватит уже, уже все. Там каждое второе слово oб этом. Новое, что чувствуется сразу в этом альбоме, - пессимизм, непонятная безысходность, ненужность, что ли, тоска непонятно по чему:
Вроде жив и здоров.
Вроде жить - не тужить.
Так откуда взялась печаль?
Последний диск, без единой надписи, с фотографией-окном на абсолютно черном конверте, называют по-разному: и "Памяти Виктора Цоя", и "Солнце мое, взгляни на меня", и "Черный альбом". Он вышел в конце 90-го года, и обнаружил новое, облегченное звучание группы. Тогда, в атмосфере всеобщей истеpики по поводу выхода диска, перемена не очень бросалась в глаза, тем более, что тексты были типично цоевскими, а теперь понятно, какой могла бы быть российская поп-музыка, если бы нетАж
Уже во второй половине 90-х на компакт-дисках были переизданы все студийные альбомы тАЬКинотАЭ и сольные концертные выступления Цоя. Многие диски содержат бонус-треки с ранее не издававшимися песнями. Особняком среди тАЬобретенныхтАЭ песен Цоя стоит шестиминутная тАЬСосны на морском берегутАЭ. Можно очень долго говорить о Цое-поэте, композиторе, певце, актере и так далее, а можно просто вспомнить, что
Я устал от чужих городов,
Я устал колоть этот лед,
Я хотел бы уснуть,
Но нет времени спатьтАж
И я знаю, что мне
Недолго осталось ждать, чтобы снова увидеть
Сосны на морском берегу.
Это был человек Ночи, человек с тонким чувством юмора, с непреодолимой жаждой свободы, свободы от комплексов, стереотипов, свободы в выборе образа жизни, направления, куда пойти. Ему было 28 лет, почти 10 из них - в рок-н-ролле. Магнитофонные альбомы, пластинки, роли в кино. Стремительный взлет от кочегара, в свободное время выступающего в небольших клубах, до лидера группы, способной собирать целые стадионы поклонников. Можно по-разному, конечно, относиться к песням Цоя и его вокальным данным. Но никто не будет оспаривать тот факт, что его влияние на молодые умы было огромно. Иначе не возник бы палаточный городок на Богословском кладбище в Ленинграде, где он похоронен, не появилась бы "стена Цоя" на Арбате, не происходило бы то же самое в других го родах страны. Чем он "брал" этих ребят? Колоссальной внутренней энергией, каким-то непонятным, труднообъяснимым ощущением свободы, не терпящей насилия над личностью.
Ва
Письмо, посланное Виктору после его смерти, неизвестным поклонником:
Ва
НА СМЕРТЬ ВИКТОРА ЦОЯ
Последний герой похоронен был в праздник Воздушного Флота.
Фонтаны салюта взлетали дежурно над ним.
А ливень все шел, замывая восторг идиотов,
И город, как прежде, огнями стрелял по живым.
Прогулка романтика кончена - плащ превращается в точку,
И ночь обнимает весь мир, велика и мудра.
Где тайны твои? Как звезда переплавлена в строчку?
И как, объясни, в эту ночь дожить до утра?
19.08.90 г.
Ва
Дискография группы тАЬКинотАЭ и Виктора Цоя:
Альбом тАЬ45тАЭ, 1982 год
1. Время есть, а денег нет
2. Просто хочешь ты знать
3. Алюминиевые огурцы
4. Солнечные дни
5. Бездельник
6. Бездельник 2
7. Электричка
8. Восьмиклассница
9. Мои друзья
10. Ситар играл
11. Дерево
12. Когда-то ты был битником
13. На кухне
14. Я тАУ асфальт (bonus track)
Запись студии тАЬАнтроптАЭ. 1982. Звукорежиссер тАУ Андрей Тропилло.
Виктор Цой тАУ вокал, гитара
Алексей Рыбин тАУ гитара
Борис Гребенщиков тАУ гитара, металлофон, подпевки
Михаил Васильев тАУ драм-машина, подпевки
Всеволод Гаккель тАУ виолончель
Андрей Романов тАУ флейта
Андрей Тропилло тАУ флейта, подпевки
Слова тАУ Виктор Цой
Музыка и аранжировка тАУ КИНО
(p)1996 Moroz records MR-96146CD
Ва
тАЬНеизвестные песнитАЭ, 1982год
- Разреши мне
- Братская любовь
- Ты мог бытАж
- Любовь тАУ это не шутка
- Ты обвела меня вокруг пальца
- В поисках сюжета
- Весна
- Последний герой
- Около семи утра
- Лето
Bonus track
- Мне не нравится город Москва
- Скоро будет зима (песня для БГ)
- Далеко-далеко
- Железнодорожная вода
- Городской мотылек
Запись студии Яшина. 1985 (1-5), звукорежиссер тАУ Алксей Вишня.
Запись студии Ленинградского МДТ. 1982 (6-10), звукорежиссер тАУ Андрей Кусков.
Домашний концерт в Москве. 1982 (11-15) записал Андрей Дидуров.
Виктор Цой тАУ вокал, гитара, бас-гитара
Алексей Рыбин тАУ гитара (6-15), вокал (11-15).
Юрий Каспарян тАУ гитара (1-5)
Александр Титов тАУ бас-гитара (1-5)
Георгий Гурьянов тАУ ударные (1-5)
Валерий Кирилов тАУ ударные (6-10)
Слова тАУ Виктор Цой
Музыка и аранжировка тАУ КИНО
Кроме (13) тАУ слова и музыка тАУ Владимир Захаров
(14) тАУ слова и музыка тАУ Борис Гребенщиков
(15) тАУ слова и музыка тАУ Павел Крусанов
Moroz Records. 1996
Альбом тАЬ46тАЭ, 1984год
- Троллейбус
- Камчатка
- Транквилизатор
- Я иду по улице
- Дождь для нас
- Пора
- Каждую ночь
- Без десяти
- Музыка волн
- Саша
- Хочу быть с тобой
- Генерал
Bonus tracks
- Стань птицей
- Сельва
- Я хочу быть кочегаром
Запись студии Яшина. 1986 (1-12), звукорежиссер тАУ Алексей Вишня.
Запись концерта. 1984 (13) тАУ Николай Иванов.
Запись концерта. 1985 (14) тАУ Олег Коврига.
Запись концерта. 1983 (15) тАУ Иван Сидоров.
Виктор Цой тАУ вокал, гитара
Юрий Каспарян тАУ гитара, подпевки (1-12)
Майк Науменко тАУ гитара (14,15)
Слова тАУ Виктор Цой
Музыка и аранжировка тАУ КИНО
Bonus tracks
Кроме (14) слова тАУ Владимир Болучевский, музыка тАУ Курехин.
Moroz Records. 1996
Ва
Альбом "Начальник камчатки", 1984 год
- Последний герой
- Каждую ночь
- Транквилизатор
- Сюжет для новой песни
- Гость
- Камчатка
- Ария мистера X
- Троллейбус
- Растопите снег
- Дождь для нас
- Хочу быть с тобой
- Генерал
- Прогулка романтика
Bonus tracks
- Танкисты
- Анаша
- Постой, паровоз
Запись (1-13) 1984, звукорежиссер тАУ Андрей Тропилло.
Запись (14-15) 1986.
Виктор Цой тАУ вокал, гитара
Юрий Каспарян тАУ гитара (1-13)
Александр Титов тАУ бас, ударные (1-13)
Георгий Гурьянов тАУ барабаны (1-13)
Борис Гребенщиков тАУ драм-машина, клавишные (1-13)
Сергей Курехин тАУ клавишные (1-13)
Петр Тращенко тАУ ударные (1-13)
Всеволод Гаккель тАУ виолончель, барабаны (1-13)
Игорь Бутман тАУ саксофон (1-13)
Александр Башлачев тАУ вокал, гитара (14,15)
Песни тАУ Виктор Цой
Кроме (7) тАУ ария из оппереты Имре Кальмана тАЬПринцесса циркатАЭ.
(14-16) тАУ песни народные.
(p)1996 Moroz records MR-96148CD(p)1994 Moroz records MR-94011CD
Ва
Альбом "Это не любовь..", 1985 год
- Это не любовь
- Весна
- Уходи
- Город
- Проснись
- Рядом со мной
- Я объявляю свой дом
- Саша
- Верь мне
- Дети проходных дворов
- Музыка волн
Bonus tracks
- Разреши мне
- Стишок
- Прохожий
Запись студии ЯНШИВАб 1985. Звукорежиссер тАУ Алексей Вишня.
Виктор Цой тАУ вокал, гитара
Юрий Каспарян - гитара
Александр Титов тАУ бас
Георгий Гурьянов тАУ барабаны
Слова тАУ Виктор Цой.
Музыка и аранжировка тАУ КИНО.
(p)1996 Moroz records MR-96151CD(p)1994 Moroz records MR-94012CD
Ва
Альбом "Ночь", 1986 год
- Видели ночь
- Фильмы
- Твой номер
- Танец
- Ночь
- Последний герой
- Жизнь в стеклах
- Мама Анархия
- Звезды останутся здесь
- Игра
- Мы хотим танцевать
Bonus tracks
- Попоробуй спеть вместе со мной
- Закрой за мной дверь, я ухожу
- Дальше действовать будем мы
- Спокойная ночь
Ва
Запись студии Ленинградского рок-клуба. 1985-86 (1-11). Звукорежиссер тАУ Андрей Тропилло.
Запись студии ЯНШИВА. 1986 (12-15). Звукорежиссер тАУ Алексей Вишня.
Виктор Цой тАУ вокал, гитара, акустическая гитара
Юрий Каспарян тАУ лидер-гитара, подпевки
Александр Титов тАУ бас
Георгий Гурьянов тАУ барабаны, подпевки
Андрей Тропилло тАУ флейта, подпевки (1-11)
Группа тАЬМладшие БратьятАЭ тАУ подпевки (11)
Слова тАУ Виктор Цой.
Музыка и аранжировка тАУ КИНО.
(p)1996 Moroz records MR-96150CD
Ва
Альбом "Группа крови", 1988 год
- Группа крови
- Закрой за мной дверь, я ухожу
- Война
- Спокойная ночь
- Мама, мы все сошли с ума
- Бошетунмай
- В наших глазах
- Попробуй спеть вместе со мной
- Прохожий
- Дальше действовать будем мы
- Легенда
Запись студии ЯНШИВА. 1986-88. Звукорежиссер тАУ Алексей Вишня.
Виктор Цой тАУ вокал, гитара
Юрий Каспарян тАУ лидер-гитара, подпевки
Игорь Тихомиров тАУ бас
Георгий Гурьянов тАУ ударные, подпевки
Андрей Сигле тАУ клавиши
И. Веричев тАУ шумы
Слова тАУ Виктор Цой.
Музыка и аранжировка тАУ КИНО.
(p)1996 Moroz records MR-96097CD(p)1990 Goldcastl GR-90-204LP(p)1994 Moroz records MR-94001CD
Ва
Альбом "Последний герой", 1989 год
- Хочу перемен
- Электричка
- Война
- Троллейбус
- Печаль
- Последний герой
- Группа крови
- Мама мы все тяжело больны
- В наших глазах
- Спокойная ночь
Запись студии Studio du Val dтАЩOrge. 1989. Звукорежиссеры тАУ Patric Clerc, Georges Moya, Jean Taxic.
Виктор Цой тАУ вокал, гитара
Юрий Каспарян тАУ лидер-гитара
Игорь Тихомиров тАУ бас
Георгий Гурьянов тАУ ударные
Слова и музыка тАУ Виктор Цой.
(p)1996 Moroz records MR-96116CD
Ва
Альбом "Звезда по имени Солнце", 1989 год
- Песня без слов
- Звезда по имени Солнце
- Невеселая песня
- Сказка
- Место для шага вперед
- Пачка сигарет
- Стук
- Печаль
- Апрель
Запись студии Валерия Леонтьева. 1988-89.
Виктор Цой тАУ вокал, гитара
Юрий Каспарян тАУ лидер-гитара
Игорь Тихомиров тАУ бас
Георгий Гурьянов тАУ ударные
Слова тАУ Виктор Цой.
Музыкка и аранжировка тАУ КИНО.
(p)1996 Moroz records MR-96098CD
Ва
Альбом "Черный альбом", 1990 год
- Кончится лето
- Красно-желтые дни
- Нам с тобой
- Звезда
- Кукушка
- Когда твоя девушка больна
- Муравейник
- Следи за собой
Bonus tracks
- Сосны на морском берегу
- Завтра война
Запись студии тАЬВидеофильмтАЭ. 1990. Звукорежиссеры тАУ Юрий Каспарян, Игорь Тихомиров.
Виктор Цой тАУ вокал, гитара
Юрий Каспарян тАУ лидер-гитара
Игорь Тихомиров тАУ бас
Георгий Гурьянов тАУ ударные
Слова и музыка тАУ Виктор Цой.
(p)1996 Moroz records MR-96099CD
Магнитоальбомы: "45" (1982), "46" (1984), "Начальник Камчатки" (1984), "Это не любовь" (1965), "Ночь" (1986), "Группа крови" (1988), "Звезда по имени Солнце" (1989).
Пластинки: "Red Wave" - 6 песен ("Биг Тайм Рекорда". США, 1986), "Ночь" (ВФГ "Мелодия", 1988), "Последний герой" ("Вольва Продуксьон". Франция, 1989). "Кино". (ВФГ "Мелодия", 1991).
Ва
Список источников:
Виктор Цой. Звезда по имени Солнце. Стихи. Песни. Воспоминания. Москва. Эксмо-Пресс. 2000
http://" onclick="return false">
http://zarock.samrock.ru/nudizm/tsoy.html
http://subscribe.ru/archive/culture.music.guitar.guitar2602/200104/05013320.text
http://" onclick="return false">
http://" onclick="return false">
http://russianrock.h1.ru/articles/art.html
http://homiel.chat.ru/statia.htm
http://" onclick="return false">
http://music.uniyar.ac.ru/RUSROCK/viktor/art.htm
http://univer.omsk.su/students/shadrin/msg/3.htm
http://vtsoy.boom.ru/struna.htm
http://kinoshnik.narod.ru
Вместе с этим смотрят:
Винсент Ван ГогВозникновение и распространение христианства
Возрождение и Реформация
Вокруг Петровского дворца