Жерико Теодор

ТЕОДОР ЖЕРИКО

Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захваВнчен военными подвигами императоратАФкак победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (ВлОфицер конных егерейВ», 1812 г, ВлРаненый кирасирВ»,1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариВнантам ВлБега свободных лошадейВ» свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины тАФ ВлПлот ВлМедузыВ». Жерико экспонировал ее в Салоне 1819 года, а в следующем годутАФв Лондоне, где картине был оказан горячий прием Ободренный успехом, Жерико прожил в Англии два года вместе со своим другом, художником Шарле Его искусство стало отныне менее драматичным, более жизненным, что нашло выражение в ВлСкачках в ЭпсомеВ» Вскоре по возвращении в Париж Жерико стал жертвой несчастного случая он упал с лошади. После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет.

Рассмотрим некоторые акварели Жерико.

Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. По меткому замечанию Фосийона, этот художник нес в себе Влсолдатский пылВ» живописца ВлБитвы при АбукиреВ» и собВнственный Влко нно-спортивный генийВ». В саВнмом деле, еще не закончив занятий в масВнтерской Герена, Жерико уже был увлечен зрелищем военных событий современносВнти и, подобно Гро, обрел сюжеты в наВнполеоновской эпопее, в победах и пораВнжениях Великой армии. Вот почему выВнполненные между 1812 и 1815 годами акВнварели изображают и гарцующих на нервВнных лошадях офицеров, и лежащих в телегах раненыхтАФжертв русской кампаВннии.

Но что бы ни изображал ЖерикотАФ триумфы ли, невзгоды ли солдат БонапарВнта,тАФон всегда подчеркивал мужество, саВнмоотверженность Влстарых наполеоновских ворчуновВ»тАФкирасиров, гусаров, трубачей, конных егерей, чью судьбу понимал лучше кого бы то ни было. В отличие от мноВнжества незначительных художников эпоВнхи, которые трактовали новые темы, ниВнчуть не заботясь о том, чтобы преобраВнзить самую систему видения, Жерико был современен не только по замыслу. ОбновВнлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения. И чтобы лучше передать энергию, свойственную его моделям, Жерико выковал свою ярко индивидуальную технику.

В воспроизводимом нами ВлОфицере карабинеровВ» из Лувра Жерико прежде всего несколькими точными и сильными перовыми линиями определил силуэт своего героя; затем легкими тонами расВнцветил парадную форму, кирасу и каску солдата. Нельзя не восхищаться здесь мастерством акварелистатАФавтора ВлПлота ВлМедузыВ», который сумел передать впеВнчатление силы посредством столь проВнзрачной и тонкой техники. С помощью своеобразной, чуть приглушенной гармоВннии, созданной серыми, рыжеватыми, темно-голубыми и красными оттенками, переходящими в оттенки бистра, Жерико выявил силуэт офицера на фоне мягко намеченной листвы и каменистых холмов. И, наконец, несколькими нервными тенями передал пристальность взгляда и выражеВнние покорности судьбе этого пребывающеВнго в расцвете сил кирасира, который велиВнколепно иллюстрирует роман Альфреда де Виньи ВлНеволя и величие солдатаВ». ВлМужественная   серьезность, тАФ замечает Ж. Опрескю,тАФи опыт солдат Империи, добытый в стольких трагических приклюВнчениях, никогда еще не находили более верной и более возвышенной интерпреВнтацииВ».

Стоящий офицер карабинеров 1814

Акварель, рисунок пером, размывка бистра, 39 Х 31 см Работа не подписана

Происхождение: Париж, коллекция И де ля Салля;

в 1878 году завещана И де ля Саллем музею Лувра. R. F. 799

Если юношеские акварели ЖерикотАФв период русской кампании 1812 года ему было двадцать леттАФоставили нам незабыВнваемые образы солдат Великой армии, то произведения, созданные художником в Италии (1816тАФ1817), зачастую обретают пыл и великолепную широту эскизов Ми-келанджело. Влюбленность в реальный мир и в природу, сознательное стремлеВнние следовать по пути, проложенному старыми мастерами,тАФтаковы две тенденВнции, которые, как постоянно убеждаешьВнся в этом, боролись в душе Жерико.

Эта потребность согласовать противоВнположности тАФ классическую упорядоченВнность и романтическую напряженность, поиски стиля и изучение явлений жизнитАФ со всей силой раскрывается в серии риВнсунков бистром, белой гуашью или акваВнрелью, выполненных Жерико в Риме одновременно с подготовительной рабоВнтой к знаменитой картине ВлБег свободных лошадейВ» (то есть лошадей без всадниВнков, которых в дни карнавальных праздВннеств пускали по узкой улице Кор со, ведуВнщей от Пьяцца дель Пополо к КапитоВнлию).

В луврском ВлРынкеВ» Жерико запечатлел с натуры пять огненных берберийских лошадей: они лягаются, бьют копытом, кусаются, в то время как конюх и два его помощника пытаются их успокоить и приВнвязать к столбу. Эта прекрасная акварель демонстрирует одну из излюбленных тем молодого романтического мастера-тему человека, укрощающего животное Покой не обладал для Жерико достаточВнной экспрессией: ему нужна была драма, столкновения, выявляющие выразительВнность жестов конюхов и движений жиВнвотных. Вот почему художник усилил сангинный рисунок пятнами акварели, которые рождают контрасты теней и свеВнта. Люди и животные приобретают пораВнзительную рельефность, их фигуры модеВнлируются своего рода круглящимися бугВнрами Более того, Жерико не боялся подВнчеркивать контурными линиями запутанВнные формы своей композиции, особенно напряженные от усилий мускулы конюхов Это напряжение акцентирует экспрессию формы Акварельный рисунок становится движущейся архитектурой

Конный рынок 1817

Сангина акварель 23 Х 30 см Работа не подписана

Происхождение Париж коллекция ЛтАФЖтАФА Кутана Париж коллекция Фердинанда Ore, в мае 1883 года работа принесена в дар Лувру

Во время пребывания в Италии Теодор Жерико увлекался не только древней исВнторией и мифологией; он обратился также и к современности. Эти две тенденциитАФ с одной стороны, любовь к реальности и природе, а с другойтАФизощрённая забота о том, чтобы следовать по пути, пролоВнженному старыми мастерами, тАФ отныне всегда будут сталкиваться в душе художВнника. Потребность согласовать стиль и реальность столь сильна у Жерико, что даже тогда, когда он отходит от античВнных сцен ради изображения римских улиц, самые скромные зрелища обретают в его рисунках и акварелях ни с чем не сравВннимое благородство.

Одновременно с многочисленными этюВндами для ВлБега свободных лошадейВ» ЖеВнрико фиксировал живописные картины обыденной жизни. Так, в частности, он сделал несколько акварельных зарисовок итальянских дам, следивших за скачками с тем ВлстрастнымВ» вниманием, о котором столько писал Стендаль. Он запечатлел также силуэты прогуливающихся красавиц и среди прочих ВлМолодую женщину в красномВ», которую мы воспроизводим. Платью этой щеголихи 1817 года с его пышными рукавами и большим бантом на спине свойственны красота античного пеплума и цельность скульптурной формы.

Молодая женщина в красном 1817

Акварель и белая гуашь, 22 Х 14,5 см Надпись внизу справа: Влнабросок Жерико, подаренный г-з Ма.. де БракомВ». Печать внизу слева: Р.О.Д. (Марка колле ции Пьера Дюбо (см.: Lugt, p. 309, № 21036)

Происхождение: Париж, коллекция генерала де Брг Париж

Вместе с этим смотрят:

Живое наследие
Живопись
Живопись Древнего Рима
Жизненный и творческий путь Фредерика Шопена